Научная статья на тему 'Мастер. Устоз. учитель: педагогическое мастерство Мухтара Ашрафи'

Мастер. Устоз. учитель: педагогическое мастерство Мухтара Ашрафи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
master / performer on dutar / professional / composer / opera / performer / singer / theatre / мастер / дутарист / профессионал / композитор / опера / исполнитель / певец / театр

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Имамов Улугбек Зуннунович

Педагогическая деятельность и мастерство — неотъемлемая ипостась таланта выдающегося узбекского композитора, дирижера и общественного деятеля Мухтара Ашрафи. Как педагог, Ашрафи работал в сферах оперной подготовки и оркестрового дирижирования, композиторства и музыкальной критики. И сегодня многогранное творческое наследие великого Устоза-Учителя с полным правом можно назвать достоянием национальной и мировой культуры. Его непосредственными студентами по классу симфонического дирижированияи учениками являются ныне известные мастера искусств Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The master. Ustoz. the teacher: pedagogical skill Muhtara Ashrafi

Pedagogical activity and skill — integral the talent of the prominent uzbek composer, conductor and public figure Muhtara Ashrafi. As teacher, Ashrafi worked in sphere of operatic preparation and orchestral дирижирования, композиторства and music critics. And today polyhedral creative heritage great Ustoza-Teacher with full right possible to name достоянием national and world culture. His direct student on class symphonic conductor pupil are now known master art Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Мастер. Устоз. учитель: педагогическое мастерство Мухтара Ашрафи»

Section 2. Musical arts

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-17-1-10-13

Imamov Ulugbek Zunnunovich, occupied job title professor of the pulpit"Orchestral instruments" State conservatory of Uzbekistan. Tashkent, E-mail: [email protected]

The master. Ustoz. the teacher: pedagogical skill Muhtara Ashrafi

Abstract: Pedagogical activity and skill — integral the talent of the prominent uzbek composer, conductor and public figure Muhtara Ashrafi. As teacher, Ashrafi worked in sphere of operatic preparation and orchestral дирижирования, композиторства and music critics. And today polyhedral creative heritage great Ustoza-Teacher with full right possible to name достоянием national and world culture. His direct student on class symphonic conductor pupil are now known master art Uzbekistan.

Keywords: master, performer on dutar, professional, composer, opera, performer, singer, theatre.

Имамов Улугбек Зуннунович, и. о. профессора кафедры "Оркестровых инструментов" Государственной консерватории Узбекистана

Ташкент, Узбекистан E-mail: [email protected]

Мастер. Устоз. учитель: педагогическое мастерство Мухтара Ашрафи

Аннотация: Педагогическая деятельность и мастерство — неотъемлемая ипостась таланта выдающегося узбекского композитора, дирижера и общественного деятеля Мухтара Ашрафи. Как педагог, Ашрафи работал в сферах оперной подготовки и оркестрового дирижирования, композиторства и музыкальной критики. И сегодня многогранное творческое наследие великого Устоза-Учителя с полным правом можно назвать достоянием национальной и мировой культуры. Его непосредственными студентами по классу симфонического дирижированияи учениками являются ныне известные мастера искусств Узбекистана.

Ключевые слова: мастер, дутарист, профессионал, композитор, опера, исполнитель, певец, театр.

Уроженец благословенной Бухары, сын из- макомов. Свое профессиональное образова-вестного народного певца и дутариста Ашраф- ние по окончании Бухарского института про-жана Хафиза, Мухтар Ашрафи впитал с молоком свещения и Самаркандского института музыки матери и рос на народных мелодиях легендарных и хореографии он продолжил в Московской,

The master. Ustoz. the teacher: pedagogical skill Muhtara Ashrafi

а позже Ленинградской консерватории, где его учителями были С. Н. Василенко и Б. С. Шех-тер, М. О. Штейнберг. Как один из подвижников и основоположников Ташкентской консерватории и крупнейшего в регионе Государственного академического театра имени Алишера Навои, на сцене которого удалось воплотить самые смелые планы по постановке легендарных шедевров мировой и национальной классики, Мухтар Ашрафи, ратуя за новое искусство, прекрасно осознавал роль подготовки профессиональных кадров.

«Оперный театр требует от артиста соответственно вокальной школы, без чего немыслимо выполнение ответственных задач: пропаганда оперной классики, постановка новых национальных опер, — писал композитор. — Это ставит перед Узбекским театром оперы и балета важную задачу подготовки оперных кадров, прошедших систематическую учебу, овладевших вокальным мастерством и общей музыкальной культурой» [1, 28].

Сам Мухтар Ашрафи более 30 лет своей жизни посвятил именно подготовке музыкальных кадров для республики в стенах Ташкентской государственной консерватории. Являясь преподавателем кафедры оперной подготовки с 1943 года, а позже — ректором Ташкентской консерватории, он был одним из инициаторов создания и первых руководителей Оперной студии при консерватории, которая и по сегодняшний день оказывает неоценимую пользу в становлении молодых исполнителей. На протяжении всей своей педагогической деятельности МухтарАшрафи также вел класс оперно-симфонического дирижирования. При этом в своей педагогической практике использовал ряд приемов, о которых рассказывают его ныне известные ученики, а также коллеги и соратники. Высказывания ряда из них мы приводим в данной работе.

Мухтар Ашрафи как педагог оперного дирижирования

Известно, что сам Мухтар Ашрафи был выдающимся дирижером современности, как пишут о нем музыкальные критики: встав за дирижерские пульты многих стран мира и Европы, везде был внятен, весом и самобытен, вызывая искреннее уважение и почитание [2, 83].

По словам заслуженного деятеля культуры Узбекистана, ведущего режиссера-постановщика ГАБТ оперы и балета имени Алишера Навои Андрея Слонима, «развивая ниспосланный свыше дирижерский дар, Мухтар Ашрафи в то же время постиг — секрет воспитания своих преемников. В своих поисках, открытиях он был самодостаточен, и вместе с тем энергично заботился о том, чтобы на узбекской земле расцветала высокопрофессиональная дирижерская школа. Он воспитал своих учеников — высокоталантливыми и одновременно неповторимо-индивидуальными в творческой палитре, красках, штрихах, трактовках. И можно с уверенностью сказать, перечисляя одни лишь известные имена — народная артистка СССР Дильбар Абду-рахманова, заслуженные деятели культуры Узбекистана Фазлиддин Якубджанов, Батыр Расулов, профессор Владимир Неймер, а также Абдугани Абдукаюмов, Гани Туляганов, Кувонч Усманов, Фарух Садыков, Сулейман Шадманов, Виктор Медюлянов — все это и есть дирижерская школа Мухтара Ашрафи». Самого Андрея Слонима Мухтар Ашрафи пригласил преподавать на кафедру оперной подготовки, где он проработал с той поры более 40 лет.

Воспоминания учеников

Дилбар Абдурахманова, Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, профессор.

Мухтар Ашрафович самый дорогой человек в моей жизни, мой второй отец-педагог, посвятивший меня в профессию симфонического дирижёра. Мухтар Ашрафович был личностью очень занятой. Он являлся ректором Ташкентской Государственной консерватории, главным дирижёром театра оперы и балета имени Алишера Навои, автором первой профессиональной узбекской оперы «Буран», двух симфоний.

Владимир Неймер, заслуженный наставник молодёжи Узбекистана, профессор.

Мухтар Ашрафович говорил, что музыкант за дирижёрским пультом должен быть безупречным, потому что он сам скрупулёзно придерживался этого правила и сам был во всех этих ипостасях ярким примером. Когда Мухтар Ашрафович появлялся в театре, пространство вокруг

него словно освещалось, озарялось — люстры начинали светить гораздо ярче в балетных фуэте прибавлялось больше оборотов, оркестр играл чище, хор пел слаженнее, у вокалистов в верхнем регистре появлялись новые краски, которых ранее не замечалось.

Фазлиддин Якубджанов, заслуженный деятель искусств Узбекистана.

Когда речь идет о Мухтаре Ашрафи, я всегда говорю — это великий человек, великий дирижёр, учитель и выдающийся композитор. Я с ним познакомился в августе 1964 года в Самарканде, когда под руководством Ашрафи в этом красивейшем древнейшем городе был организован театр оперы и балета. Это было большое событие культурной жизни нашей страны. 29 октября 1964 года театр открыл свой первый сезон оперой Ашрафи «Сердце поэта», которой дирижировал сам её автор. Я в то время был студентом II курса Самаркандского музыкального училища и одновременно артистом хора театра. Каждый спектакль для меня был настоящим праздником. Я смотрел и восхищался как дирижировал и понимал, что это удивительное чудо.

Музыковед и музыкальный критик

Мухтар Ашрафович был высокообразованным эрудированным человеком, владел одиннадцатью языками. Чтение было любимейшим занятием композитора, о чем свидетельствуют воспоминания его родных и близких, а также сохранившаяся в Мемориальном музее богатая библиотека М. Ашрафи, состоящая из книг по истории, философии, музыке, справочных и энциклопедических изданий, художественной литературы, книг на иностранных языках. Это, безусловно, отразилось на музыковедческом творчестве в его педагогической деятельности.

В 70-х годах, находясь на посту ректора Ташкентской консерватории, Мухтар Ашрафи также стал одним из инициаторов создания первой в стране кафедры восточной музыки. Задачами кафедры он видел изучение теоретического и музыкального наследия народов Востока, установление широких международных контактов и, тем самым, расширение сферы исследования отечественного музыкального востоковедения.

Важную роль сыграли творческие контакты композитора с зарубежным Востоком. Оказание помощи в организации национального театра на Цейлоне, концертно-исполнительская деятельность в Каире, участие в постановках Каирской балетной труппы, создание первого египетского балета «Стойкость», поставленного Каирским оперным театром и балета «Амулет любви», посвященного памяти Дж. Неру, знакомство и дружба с иранскими музыкантами, творческая поездка в Иран, результатами которой явился ответный визит иранских музыковедов в Узбекистан, и создание оратории «Сказание о Рустаме», преподнесенной в дар иранскому народу, — все это свидетельства неоценимого вклада, который внес М. Ашрафи в укрепление и расширение культурных контактов народов Востока.

Особо следует подчеркнуть значение востоковедческой деятельности композитора у себя на родине [3, 70]. Благодаря статьям М. Ашрафи о египетской, иранской музыке и книге «Индийские дневники» узбекский читатель познакомился с различными сторонами современной музыкальной жизни этих стран. Отметим, что печатные работы композитора выходили в свет, когда отечественное музыковедение располагало разрозненными и немногочисленными сведениями в данной области. Так, книга «Индийские дневники» явилась первым изданием такого масштаба, рассказывающим о современном состоянии и проблемах индийской музыкальной культуры. Что же касается иранской музыки, то статья М. Ашрафи «Заметки о музыкальной жизни Ирана» по-прежнему является едва ли ни единственной работой, дающей представление о музыкальной культуре страны на современном этапе.

Наставник композиторов

«Собрав вокруг себя едва ли не весь цвет музыкального искусства, Мухтар Ашрафи сделал все, чтобы расцветала узбекская композиторская школа. Впитав вековые основы и устои народной музыкальной культуры, Мухтар Ашрафи бережно сплел ее с достижениями мирового искусства. Став мастером композиции, он всю жизнь искал новые пути и направления в классической музыке Узбекистана. И одновременно с этим — всецело

New perspective on the musical theory explored in ground breaking work of Al-Khorezmiy "The Key of Knowledge"

поддерживая многогранное творчество своих коллег. Не впадая в эйфорию самодовольства, он наставлял молодых музыкантов искать движения вперед, не удовлетворяться уже найденным. Принимая, как ректор консерватории, композиторов, пианистов, инструменталистов, певцов, дирижеров и хормейстеров, — он находил время встретиться и побеседовать с каждым из вновь принятых абитуриентов, понять личностную суть и творческие устремления молодых и направить их по плодотворному пути, — рассказывает Андрей Слоним. — И еще одно свойство натуры Мастера-педагога. Мухтар Ашрафович любил и ценил талант и его проявления. С заботой выделял он ярких молодых исполнителей. И не просто приглашал в театр, которым руководил, но и тщательно следил за их развитием, предлагая партии и роли в согласии именно с их индивидуальными свойствами души и дарования. При этом проявлялось еще одно педагогическое свойство Ашрафи — он

никогда не был «улыбчиво-добреньким» в своем общении с молодежью и коллегами, а соблюдал удивительное сочетание мудрой доброжелательности и строгости, а в случае творческой или человеческой непорядочностью — мог быть жестким и непримиримым. Один такой случай исчерпывающе показал принципиальность Мастера. Когда в начале 50-х ему подали список по увольнению «неугодных» педагогов, он добавил к нему свою фамилию и сказал: «Вот в этом составе — увольняйте». Заметим, что это произошло еще при жизни и при полном влиянии «вождя народов» Сталина — и столь дерзкий поступок мог стоить не только карьеры, но и жизни. Однако и здесь честность Мастера восторжествовала вопреки непредсказуемому и трагичному.

Человеческая порядочность, чуткость, преданность и глубокое уважение к своему делу и своим ученикам, Родине — это, пожалуй, главные уроки великого Усто Мухтара Ашрафи.

Список литературы:

1. Ашрафи М. Музыка в моей жизни. - Т., - 1975.

2. Азимов К. Узбекистан дирижёрлари. - Т., - 2001.

3. Muxtor Ashrafi va XXI asr. - T., - 2012.

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-17-1-13-17

Kodirova Khusnida Rahmonovna, musicologist, city Kokand, Fergana, Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]

New perspective on the musical theory explored in ground breaking work of Al-Khorezmiy "The Key of Knowledge"

Abstract: In this masterpiece, Al-Khorezmiy pays special attention to the establishment of musical theory, specifically to the concepts of tonality, intervals and note lines. Initially he explores the concepts behind the terminology, their places in music, their meanings and fuctions. While trying to understand and the works of Al-Khorezmiy, contemporary authors rely on the works of Zakariya Yusuf who researched the works of Avecenna. By comparising the works of two contemporary leaders in science researches can made binding conclusion as not unlike his contemporary Avicenna, Al-Khorezmiy draws conclusion on the theory of music based on the practices of musical instrumend - Ud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.