The sound of erhu musical instrument was introduced as organ point and was developed across the work and enriched with new means used in modern
music.
Oriental tunes were represented by western modern music examples. It is to be noted that the
composer has met his goal because the listener can feel the oriental spiro in the work.
In conclusion, it serves as the facilitator to the prospect of creativity of such Uzbekistan composers as D. Saidaminova, D. Yanov-Yanovskiy, A. Kim, P. Medyulanova, etc.
References:
1. Holopov Y. N. Harmony. The Practical Course, part 2, Harmony of the 20th century - M., - 2005.
2. Daukeyeva S. D. The philosophy of music ofAbu Nasr Muhammad al-Farabi. - Almati, - 2002.
3. Tkhalov S. M. Problems of performance and notation of traditional Uzbek and Tajik instrumental music. A dissertation abstract. - T., - 1987.
4. Azimova A. The Thread. "Musical Academy". - No. 3, - 1992.
5. Gabitova A. Minimalism in music: the genesis, evolution, expressive opportunities. - T., - 2007.
DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-17-1-28-30
Nasirova Yulduz, Ph D in History of Arts State Conservatory of Uzbekistan E-mail: shirin.bukhari1@gmail.com
East-West issues based on the example of the Uzbek opera history
Abstract: History of Uzbek Opera through the prism of East — West music genre issues. Uzbek music folklore and its role in development of the Uzbek opera genre.
Keywords: Folklore, composer, composer's folklorism, folklore development, music creativeness, east — west, Uzbek Opera, history stages
Насырова Юлдуз, Кандидат искусствоведения Государственная консерватория Узбекистана E-mail: shirin.bukhari1@gmail.com
К проблеме «Восток-запад» в истории узбекской оперы
Аннотация: _История узбекской оперы в контексте проблемы Восток — Запад. Узбекский музыкальный фольклор и его роль в формировании оперного жанра.
Ключевые слова: _Фольклор, композитор, композиторский фольклоризм, освоение фольклора, музыкальное мышление, восток — запад, узбекская опера, этапы истории.
История развития узбекской оперы по суще- устремленности узбекского мелодического на-
ству есть наглядный пример действия на практике следия с доминантой монодического мышления
проблемы Восток-Запад. и многоголосного гомофонно-гармонического
Пародаксальность заложена в самом понятии склада композиторского мышления, пишущего
узбекская опера, то есть слиянии горизонтальной партитуру оперы.
East-West issues based on the example of the Uzbek opera history
Углубленный взгляд на историю узбекской оперы в контексте названной проблемы Восток-Запад был возможен при решении таких задач, как определение и классифицирование методов использования или переинтонирования (термин Б. В. Асафьева) фольклора в узбекском композиторском творчестве. Это был процесс выявления особенностей и закономерностей «внесения» фольклорного материала и фрагментов из макомов в тематизм узбекских опер на различных этапах развития жанра оперы в республике. Как следствие, наблюдение за процессом «созревания» авторского тематизма в операх композиторов Узбекистана и в аспекте проблемы фольклор и композитор.
История узбекской оперы, которая начинается с определенной даты — 1939 года — премьеры первой оперы «Буран» С. Василенко и М. Аш-рафи может быть разделена на несколько этапов, 30-50 годы ХХ века, когда начался период становления принципов претворения фольклора в узбекской опере; 60-е годы, когда в узбекской опере наметился отход от цитатного способа работы с узбекским народным мелосом на пути создания индивидуального оперного тематизма с национальным мелосом; 70-е годы, когда в истории узбекской оперы были рождены в достаточно широкой жанровой панораме новые оперы с тематизмом, свободным от цитатного претворения. По термину Б. В. Асафьева «переинтонирование» узбекской мелосферы (термин И. О. Земцовского) — это авторский тематизм, насыщенный узбекскими национальными чертами тематизма, однако, они, тем не менее стали плодом авторского композиторского мышления.
На перекрестке нескольких проблем, в частности, фольклор-композитор, систем переинтонирования музыкального фольклора, способов, которые стали иллюстрацией действия синтеза различных по своей природе типов мышления: монодии и многоголосной вертикали синтетического жанра оперы.
Типы иформы работы каждого композитора с отдельной определенной цитатой из узбекской монодии начались, как отмечалось выше, с оперы «Буран», созданной в соавторстве профессионального мастера композиции, известного
и маститого профессора композиции С. Н. Василенко и его ученика, тогда более всего знатока узбекского народного мелодизма, то есть узбекской монодии, тоже профессионального музыканта-мелодиста из Бухары с таким музыкальным наследием как «Бухарский Шашмаком» Мухтара Ашрафи.
Явление соавторства, с которого начинается развитие узбекской оперы и не только об этом пишется и в истории национальных опер других центральноазиатских республик: Казахстана, Киргизии, Таджикистана.
Претерпевая эволюцию и развиваясь, проблема взаимоотношений узбекского мелоса и оперного композиторского тематизма остается актуальной. Наиболее часто, уже в 60-е и в 70-е годы стали встречаться более специальные модификации цитатного переинтонирования, такие как избирательное цитирование, приведшее впоследствии к дискретному типу вживления узбекских народных интонаций в композиторский тематизм, то есть шел процесс рождения национальной оперной мелосферы, шло начальное становление решения музыкального аспекта проблемы Восток-Запад. При этом, безусловно, необходимо подчеркнуть, что особенности мышления царившие в узбекском музыкальном фольклоре и каждого оперного композитора сближались по индивидуальному типу, что наглядно иллюстрирует история национальных опер центрально азиатского региона.
Цитатный принцип переинтонирования проявил себя и на втором, и третьем этапах истории узбекской оперы: 60, 70, 80 гг., однако он все более дифференцировался по отношению к мелодиям фольклора. Композитор С. Юдаков, М. Ашрафи, Р. Хамраев, С. Бабаев, М. Бурханов, М. Бафоев работали поначалу в основном в том же жанровом круге. Доля мелодического тематизма, основанного на макомных мотивах, стала заметно уменьшаться за счет привлечения более широкого ряда фольклорных жанров от обрядовых, трудовых мелодий песен. Вместе с тем новые узбекские оперные жанры определяли и формы работы композиторов с музыкальным фольклором. Цитирование встречается реже, налицо поиски своего авторского тематизма. Завоевание же
такой профессиональной ступени в то время было закономерным и необходимым.
Запад сближался с Востоком и в истории оперы. Законы западного синтетического жанра «припаивались» в тематизме к специфике восточной монодии и довольно успешно, при этом, безусловно, важной определяющей силой был талант профессионала-композитора.
В этом плане 1959 год — год премьеры оперы «Проделки Майсары» С. Юдакова стал важной датой в истории узбекской оперы особенно.
Несомненно, что равновесие между традиционным и современным тематизмом в восприятии оперы тогда должно было компенсироваться в новом жанре очень крепкими национальными музыкальными корнями. Однако современный тип авторского тематизма чаще национально безлик.
Закономерности и важные природные свойства узбекского фольклора тогда еще недостаточно глубоко осмыслен. Далее, при таком состоянии сохранения преемственности связей с письмом композиторов-предшественников все же еще мало учитывались закономерности слушательского восприятия.
Проблемы восприятия нового западного жанра оперы для восточного слушателя был
достаточно неоднозначным и также совпадает по этапам развития узбекской оперы, о которых упоминалось выше.
Если вначале пути оперы Узбекистана переинтонирование цитированием было основным путем привлечения узбекского слушателя к новому, то есть узнаваемость его в лейтмотивах, основных вокальных характеристиках была велика и контрпродуктивна. Процесс сближения уже Востока к Западу узбекского слушателя доминировал в процессе созидания. Однако, впоследствии в композиторском авторском тематиз-ме, рожденные новые тематические образования по своему оценочному качественному уровню чаще не дотягивали до фольклорных и макомных образцов, то есть параллельно возникшие серьезные проблемы неравноценности авторского и фольклорного тематизма. По-видимому и сегодня для повышения уровня каждой оперной партитуры целесообразно рассматривать музыкальный фольклор как благодатную почву для творческого осмысления.
Проблема Восток-Запад продолжает свое шествие по жанрам композиторского творчества, и по опере, в частности, не теряя своей актуальности.
DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-17-1-30-34
Radjabova Mashhura Anvarovna, The teacher of the pulpit"Theories of the music" State conservatory Uzbekistan. Tashkent, Republic Uzbekistan.
E-mail: navouzbek@mail.ru
About problem of the music form in product composer Uzbekistan
Abstract: On background of existence traditional music creative activity (makomat and the other forms of the classical national uzbek music) being on its nature monodia, compositions creative activity founding in a milieau of european poliphone and gomophone — a harmonic storehouse developed in two directions. The First — an compozitors creative activity on base traditional national tune and rhythm — so named processing (basically instrumental genres); large scenic product on base national эпоса and жемчужин classical uzbek poetry (opera. ballets and the other genres). The second — an composition creative activity of the individual nature — most often founded on own stiletto of the composer, basically chamber; vokal-instrumental or instrumental making the more small forms.