Научная статья на тему 'Преданный музыкальному искусству'

Преданный музыкальному искусству Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПКА / ГИДЖАК / РУБАБ / ДИРИЖЁР / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / МУЗЫКАНТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарипов Нигматджан

В каждой профессии есть люди, которые с душой и большой ответственностью относятся к своим обязанностям. В сфере музыкального искусства тоже есть такие преданные исполнители. Они, зная все тонкости и роль своей профессии в обществе, понимая мельчайшие подробности музыкального искусства, верно служат им. Об одном из них мы хотим рассказать. Это Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик» Батыр Расулов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преданный музыкальному искусству»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ПРЕДАННЫЙ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Шарипов Н.

Шарипов Нигматджан - доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в каждой профессии есть люди, которые с душой и большой ответственностью относятся к своим обязанностям. В сфере музыкального искусства тоже есть такие преданные исполнители. Они, зная все тонкости и роль своей профессии в обществе, понимая мельчайшие подробности музыкального искусства, верно служат им. Об одном из них мы хотим рассказать. Это Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик» - Батыр Расулов. Ключевые слова: скрипка, гиджак, рубаб, дирижёр, симфонический оркестр, музыкант, исполнительское мастерство.

Батыр Расулов родился в 1948 году в Янгиюльском районе Ташкентской области в семье служащего. Отец, еще с детства заметив его интерес к музыке, привел 11-летнего Батыра в музыкальную школу-интернат им. Р. Глиэра. Преподаватели школы-интерната, всесторонне проверив его способности, принимают на учебу. Таким образом, он начинает учебу в классе «гиджак» у опытного, требовательного и в то же время доброго наставника Обид ака Холмухамедова [1]. В начале учебы занятия на этом инструменте показались молодому Батыру очень сложными, так, как на многих других народных музыкальных инструментах есть специальные деления по звукоряду на грифе, а на гиджаке таких делений нет, высоту звука исполнитель должен определять по слуху с помощью пальцев левой руки. А маленький Батыр мечтал обучаться на рубабе, так как часто слушал виртуозное исполнение знаменитых рубабистов. Даже в свободное от учебы время с большим желанием играл на рубабе и получал от этого удовольствие. Рубаб -один из самых известных струнных инструментов Средней Азии [2]. Несмотря на это, Обид ака смог разбудить в нем любовь к инструменту гиджак. Это была одна из граней мастерства опытного наставника.

Среди учеников школы Батыр отличался своей любознательностью. Особенно его манили звуки скрипки. Возможно ли воспроизвести такие же звуки на гиджаке и использовать исполнительские приемы скрипки? Чтобы найти ответы на эти вопросы Батыру пришлось очень много времени потратить на поиски, прочитать много книг и слушать, а также изучать исполнение больших мастеров. Вместе с этим он с большим вниманием стал относиться к занятиям на гиджаке. В то время был запланирован приезд всемирно известного композитора Дмитрия Шостаковича в Ташкент. На мероприятиях по встрече композитора организовывался концерт с участием учеников школы им. Р. Глиэра. Руководство и педагоги школы решили показать на концерте исполнение на скрипке. Было прослушано несколько учеников, но на концерт отобрали Батыра, несмотря на то, что он обучается на гиджаке. На концерте Батыр исполнил на скрипке «Польку» Д. Шостаковича. Исполнение было принято бурными аплодисментами слушателей и известный композитор дал высокую оценку игре юного музыканта. С тех пор Батыр Расулов одновременно с гиджаком стал осваивать навыки исполнения на скрипке.

В 1966 году Б. Расулов с успехом закончил учебу в школе им. Р. Глиэра, в тот же год поступил в Ташкентскую государственную консерваторию, где также продолжил занятия по классу гиджак у своего любимого наставника О. Холмухамедова. Среди студентов консерватории Батыр отличался обдуманными действиями,

внимательностью и сильным стремлением исполнять произведения на высоком профессиональном уровне. Эти качества у него остались на всю жизнь.

Как нужно исполнять произведения Западноевропейских композиторов на гиджаке? Этот вопрос не давал покоя Б. Расулову. Чтобы полноценно исполнять произведения Г. Венявского, П. Сарасате, Н. Паганини, И. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса Батыр днем и ночью работал над правильным ведением смычка, добивался чистоты интонации, большое внимание уделял координации движений правой и левых рук. Чтобы добиться такого исполнения он постоянно работал над собой, много читал специальную литературу. Когда он убедился, что может добиться желаемых результатов, он полностью погрузился в работу. «Мы должны стараться исполнять произведения на высоком художественном уровне. Можно добиться такого исполнения. На гиджаке существует множество разнообразных штрихов, т.е. разновидностей ведения смычка на струнах, чего мы не наблюдаем у других инструментах. Музыкант, который поставил перед собой цель в совершенстве владеть инструментом, соответственно должен работать над собой очень много и скрупулезно», - говорит Батыр Расулов.

В студенческие годы он исполнил ряд музыкальных произведений на гиджаке, которые были изначально предназначены для скрипки, чем он внес свою большую лепту в обогащение репертуара гиджака. Среди них «Цыганские напевы», «Баскское каприччио», «Хабанера» П.Сарасате, концерты для скрипки Ф. Мендельсона а А. Хачатуряна, «Испанская симфония» Э. Лало и другие [3]. Когда он исполнил один из сложных произведений, написанных для скрипки - «Полонез» Г. Венявского, видные скрипачи не смогли скрыть свой восторг: «Неужели на национальном инструменте гиджак возможно такое исполнение!» Целеустремлённые и систематические занятия дали свои результаты. Батыр в 1971 году на отлично закончил консерваторию.

Б. Расулов на I и II Республиканских конкурсах исполнителей на народных инструментах (1971, 1974 гг.) занял первое призовое место. Как победителя конкурсов вышли грампластинки с записями в его исполнении. Вместе с этим были записаны более 20 произведений на республиканском радио. Среди музыкантов-гиджакистов Б. Расулов одним из первых исполнил Концерт для скрипки Ф. Менделсона. На торжественном концерте, посвященном 40-летию консерватории исполнил «Цыганские напевы» П. Сарасате в сопровождении симфонического оркестра. Выступление гиджака в сопровождении симфонического оркестра было большой и неожиданной новизной в исполнительском искусстве на народных инструментах. После окончания учебы Б.Расулов продолжил работу над совершенствованием своих знаний и исполнительского мастерства. Его интерес к дирижерскому искусству взял верх и в 1974 году поступил в отдел оперно-симфонического дирижирования, в класс известного в то время дирижера и общественного деятеля Мухтара Ашрафи. В годы учебы чтобы основательно владеть дирижерским искусством, он изучал книги Герберт фон Караяна, Н. Малько, И. Мусина и других всемирно известных дирижеров. Согласно программе повышения квалификации Б.Расулов побывал в консерваториях Москвы, Санкт-Петербурга, также посещал репетиции и концерты различных симфонических оркестров. Наблюдал за занятиями по дирижированию опытных педагогов, вместе с тем он показывал свои достижения в области дирижерского искусства, получал ценные советы известных мастеров.

Когда он побывал в оперном театре, там шли репетиционные работы по постановке оперы «Евгений Онегин», процесс работы дирижера Юрия Темирканова оставили у Батыра глубокое впечатление. Дирижер строго требовал от артистов играть свои роли в духе времени, когда жили герои А.С. Пушкина. Вместе с тем дирижерские жесты Ю. Темирканова были очень нежными и показывали мельчайшие нюансы музыки. «Если даже без музыки наблюдать движение рук Ю. Темирканова, нетрудно представить какая сейчас звучит музыка», - говорит Б.Расулов. Еще он отмечает, что некоторые дирижеры вместо того, чтобы управлять музыкой,

52

подстраивают движение рук под звучание музыки, т.е. следуют за ней. Это говорит о низкой степени музыкальных знаний дирижера. Б. Расулов выдвигает идею -«Дирижер прежде всего должен быть хорошим исполнителем» [4].

В процессе изучения творчества корифеев дирижерского искусства в очередной раз убедился в том, что вместе с существованием единой закономерности, свойственной этому искусству, важно индивидуальность, т.е. мастерство в интерпретации музыки, которое присуще только данному дирижеру.

В 1979 году, после окончания отдела оперно-симфонического дирижирования, Б. Расулов был назначен дирижером Ташкентского государственного театра оперетты, в последующем продолжил работу в качестве главного дирижера. В течение многих лет Б. Расулов успешно справляется с такой ответственной задачей. Не секрет, что это удается ему за счет самоотверженного труда. За время деятельности в театре оперетты Батыр Расулов участвовал в постановке более 40 спектаклей.

Поверив в своеобразный талант Батыра Расулова, один из ответственных руководителей пригласил его в симфонический оркестр Узбекистана и он начал здесь работать. Работая дирижером симфонического оркестра Узбекистана он подготовил ряд шедевров мировой музыки как симфоническая сюита «Ша^ерезада» Н. Римского-Корсакова, VI симфония П.И. Чайковского, V и VII симфонии Л. Бетховена и др. Исполнение этих произведений на крупных мероприятиях республиканского значения под руководством Батыра Расулова имело большой успех [4].

В 2004 году на творческом вечере, посвященном деятельности Б. Расулова, на первом отделении он исполнил произведения на гиджаке, а во втором отделении дирижировал симфоническим оркестром. Выступление в одном и том же концерте как солист и как дирижер говорит о незаурядной широте таланта музыканта. Б.Расулов несколько раз участвовал в качестве председателя жюри различных республиканских конкурсов молодых музыкантов-исполнителей. «По результатам проводимых конкурсов надо отметить, что с каждым годом открываются новые имена молодых талантов, повышается исполнительское мастерство, также усложняются исполняемые произведения. Наряду с достижениями наблюдается и недостатки. Например, молодые исполнители включают в свой репертуар сложные произведения. Но готов ли молодой участник к полноценной интерпретации такого произведения? Достаточно ли степень его готовности для полного раскрытия художественной идеи данного произведения? К сожалению, мы не каждый раз можем найти положительный ответ этим вопросам. Я хотел бы особенно отметить о важности роли наставников в правильном и грамотном воспитании молодых талантов. Если каждый педагог будет постоянно заниматься со своими учениками с чувством ответственности, научить их правильно пользоваться средствами, применяемыми при раскрытии главной идеи произведения, думаю, что заметно уменьшатся недостатки, которые приводились выше», - говорит Б.Расулов.

В настоящее время наряду с деятельностью главного дирижера театра оперетты Батыр Расулов на основе накопленных знаний и опыта ведет преподавательскую работу в Академическом лицее одаренных детей при государственной консерватории Узбекистана.

Многогранное и плодотворное творчество Б. Расулова достойно оценен руководством Республики. Он был награжден высшим званием «Заслуженный деятель искусств Узбекистана» (1987 г.) и орденом «Дустлик» (2014 г.). На примере деятельности Батыра Расулова можно проследить некоторые тенденции развития музыкального искусства Узбекистана, в частности исполнительского искусства на узбекских народных инструментах в новейшей истории Республики. Батыр Касымович Расулов в постоянном поиске, впереди у него большие творческие планы. Мы желаем ему крепкого здоровья, больших успехов в деле дальнейшего развития музыкального искусства Узбекистана, в воспитании молодежи в духе времени, ждем новых музыкальных шедевров в его исполнении.

53

Список литературы

1. Jabborov А., Solomonova Т. «Ozbekiston bastakorlari va musiqashunoslari». T., 1975.

2. Беляев В. Музыкальные инструменты Узбекистана. М., 1933.

3. KaromatovF. «O'zbek cholg'u musiqasi», «Meros». T., 1972.

4. «Адабиёт ва санъат» газетаси. 3 ноябрь, 2005 йил.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ЕВРАЗИЙСТВА В ХХ1 ВЕКЕ. ЕВРОПА. РОССИЯ. БАШКОРТОСТАН Самарина В.Б.

Самарина Виктория Брониславовна - магистрант, кафедра дизайна и искусствоведения, Уфимский государственный нефтяной технический университет, член Ассоциации искусствоведов России, директор, Общество «АртПуть», г. Уфа

Аннотация: статья посвящена изучению истории вопроса евразийства от его истоков до нашего времени. Особое внимание уделяется ключевым моментам данного явления. Автор рассматривает актуальность для общемирового процесса XXI века исследований основателей евразийского учения Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гумилева, ученого-тюрколога Ахмет-Заки Валиди, доктора искусствоведения А.Г. Янбухтиной. Анализирует формирование современной культурной суперэтнической системы в евразийском пространстве, в России, Республике Башкортостан. На примере общественных инициатив, взаимодействия деятелей культуры Башкортостана и Китая представляет реализуемый проект толерантного и плодотворного взаимодействия мастеров искусств Евразии. Ключевые слова: евразийство, этнос, культура, духовные связи.

УДК 7. 06

Для рассмотрения вопроса «Актуальность вопроса евразийства в XXI веке», поставленного в работе, используется определенная методика. «Такие «темы» как искусство, тотемизм, род и родственность, смена поколений, формы передачи человеческого опыта и многие другие - поистине вечны, и обсуждение их необходимо как для самих специалистов, так и для широкого круга заинтересованных лиц, особенно молодого поколения исследователей» [7, с. 125]. В проблеме определения места локальной культуры в контексте евразийского пространства, чей масштаб измеряется тысячелетиями, а границы континентами, нельзя игнорировать его историю.

Некоторые положения являются субъективным мнением автора и могут стать предметом для спора, обсуждения и диалога. Изучение такого сложного многопланового феномена, как евразийство, представляющего «сложнейший мир взаимодействия разнообразных компонентов, определяющих специфику... и обеспечивающих их сохранение на весьма длительное время» [5, с. 73], требует совмещения усилий представителей практически всех гуманитарных (и не только гуманитарных) специальностей, что предполагает экскурс в библиографию, историю вопроса. Масштаб рассматриваемого пространства еще больше усложняет тему, рамки которой определяются не только двумя континентами: Европой и Азией, но и странами, относящимися к Востоку: северная Африка (Египет) и Аравия (Междуречье: Вавилон, Ассирия, Персия, позднее Иран, Ирак другие). В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.