Научная статья на тему 'Усовершенствование традиционных музыкальных инструментов Средней Азии (на примере узбекских и туркменских инструментов)'

Усовершенствование традиционных музыкальных инструментов Средней Азии (на примере узбекских и туркменских инструментов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1121
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИНСТРУМЕНТ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ЖАНР / ТЕОРИЯ / ЗВУК / СИСТЕМА / ОРКЕСТР / MUSIC / INSTRUMENT / CULTURE / TRADITION / GENRE / THEORY / SOUND / SYSTEM / ORCHESTRA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ражабов Хикмат Жумаевич

Становление и развитие музыкальных инструментов в Средней Азии берут свое начало с середины I века до нашей эры созданием нескольких государств. Культура этих государств развивалась на основе культуры оседлых земледельческих племен, которые жили на территории Средней Азии. Музыка в этот период развивалась в общем русле различных видов художественной деятельности человека, вместе с изменением самой жизни. О музыке древних обитателей Средней Азии сведений почти не сохранилось. Лишь упоминания о песнях и плясках персов и массагетов, у греческих и римских писателей, которые сопровождали культовые обряды, дают определенные представления о музыкальной культуре тех народов. Священная книга зороастризма «Авеста» тоже содержит сведения о музыке в гимнах и песнопениях (геты) в исполнении жрецами (магами) Междуречья. Необходимо учитывать и то, что музыкальная культура включает множество компонентов, одним из которых являются музыкальные инструменты. Их эволюция протекала в ту пору очень медленно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF MEDIA ASIA (USING THE EXAMPLE OF UZBEK AND TURKMEN INSTRUMENTS)

The formation and development of musical instruments in Central Asia began in the middle of the 1st century BC with the creation of several states. The culture of these states developed on the basis of the culture of sedentary agricultural tribes that lived in the territory of Central Asia. During this period, music developed along the lines of various types of human artistic activity, along with the change in life itself. There is almost no information about the music of the ancient inhabitants of Central Asia. Only mentions of songs and dances of Persians and Massagets, among Greek and Roman writers who accompanied religious rites, give certain ideas about the musical culture of those peoples. The holy book of Zoroastrianism “Avesta” also contains information about music in hymns and chants performed by priests (magicians) between the rivers. It is necessary to take into account the fact that musical culture includes many components, one of which is musical instruments. Their evolution proceeded very slowly at that time.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование традиционных музыкальных инструментов Средней Азии (на примере узбекских и туркменских инструментов)»

концертмейстеру желательно фиксировать внимание солистов на содержании поэтического текста, особенностях его воплощения композитором, круг выразительных средств используемых им, выявлении национальное и общечеловеческого в произведении. Уместно провести возможные параллели с романсами композиторов Узбекистана выявляя как черты общности, и различия. Этот метод обучения несомненно будет способствовать развитию аналитического мышления студента, развивать его интеллект и творческую фантазию, поможет глубже раскрывать образный мир романсов казахских авторов как часть общевосточной и общемировой музыкальной культуры. Обращение к камерно-вокальным сочинениям композиторов Казахстана в педагогической работе представляется желательным, в русле этического, эстетического и художественного развития. На основе изучения лучших образцов казахской вокальной музыки студенты могут получить важные знания об истории развития жанра романса и композиторов, представление о замечательных произведениях современных казахских композиторов, обогащающих духовный мир и профессиональную оснащенность молодых музыкантов - исполнителей.

Список литературы / References

1. Кузембаева С. Классик музыкального искусства Казахстана // Астана. С. 44-45.

2. Сафарова С. «Работа над оперными ариями и романсами композиторов Центральной Азии и Казахстана в классе концертмейстерского мастерства» // Ташкент, 2001 С. 64-66.

3. История музыки Средней Азии и Казахстана, Москва,1995, С. 209.

4. Джумакова У. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, 2003. С. 15-20.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКСКИХ И ТУРКМЕНСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ) Ражабов Х.Ж. Email: Razhabov17139@scientifictext.ru

РажабовХикматЖумаевич - старший преподаватель, кафедра исполнительского искусства, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: становление и развитие музыкальных инструментов в Средней Азии берут свое начало с середины I века до нашей эры созданием нескольких государств. Культура этих государств развивалась на основе культуры оседлых земледельческих племен, которые жили на территории Средней Азии.

Музыка в этот период развивалась в общем русле различных видов художественной деятельности человека, вместе с изменением самой жизни. О музыке древних обитателей Средней Азии сведений почти не сохранилось. Лишь упоминания о песнях и плясках персов и массагетов, у греческих и римских писателей, которые сопровождали культовые обряды, дают определенные представления о музыкальной культуре тех народов. Священная книга зороастризма «Авеста» тоже содержит сведения о музыке в гимнах и песнопениях (геты) в исполнении жрецами (магами) Междуречья.

Необходимо учитывать и то, что музыкальная культура включает множество компонентов, одним из которых являются музыкальные инструменты. Их эволюция протекала в ту пору очень медленно.

Ключевые слова: музыка, инструмент, культура, традиция, жанр, теория, звук, система, оркестр.

IMPROVEMENT OF TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF MEDIA ASIA (USING THE EXAMPLE OF UZBEK AND TURKMEN INSTRUMENTS)

Rajabov Kh.J.

Rajabov Khikmat Jumaevich - Senior Lecturer, DEPARTMENT PERFORMING ART, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the formation and development of musical instruments in Central Asia began in the middle of the 1st century BC with the creation of several states. The culture of these states developed on the basis of the culture of sedentary agricultural tribes that lived in the territory of Central Asia. During this period, music developed along the lines of various types of human artistic activity, along with the change in life itself. There is almost no information about the music of the ancient inhabitants of Central Asia. Only mentions of songs and dances of Persians and Massagets, among Greek and Roman writers who accompanied religious rites, give certain ideas about the musical culture of those peoples. The holy book of Zoroastrianism "Avesta " also contains information about music in hymns and chants performed by priests (magicians) between the rivers.

It is necessary to take into account the fact that musical culture includes many components, one of which is musical instruments. Their evolution proceeded very slowly at that time. Keywords: music, instrument, culture, tradition, genre, theory, sound, system, orchestra.

УДК 0 78

Археологические раскопки на Афросиябе, начатые в конце XIX века и продолжающиеся по сей день, дали богатый материал (орудия труда, виды оружия, художественные изделия из керамики, разнообразные монеты и т.д.). Среди этих находок интерес вызывают терракотовые статуэтки музыкантов. Эти статуэтки из обожжённой глины, высотой 9-10 см, плоские сзади и рельефные с лицевой стороны. Костюмы этих музыкантов: длинная свободная рубаха и шаравары заправленные в сапоги. Лица - овальные с широким лбом и миндалевидными глазами с четко обозначенными дугами бровей, небольшим ртом и тяжёлым подбородком [1, 17].

В связи с совершенствовением музыкальных инструментов, появленим новых музыкальных жанров появилась потребность в теоретических основах музыки, класификации музыкальных инструментов.

Отрадно, что теорию музыки в первые разрабатывали выдающиеся учёные Средней Азии, как Фараби (870-950), Ибн Сино (980-1037), аль-Хорезми (Х век) и др. На их труды опирались музыкальные теоретики в последующих столетиях, где музыке уделялось место среди математических дисциплин.

К началу XVIII столетия процесс формирования музыкальной системы двенадцатиступенного равномерного строя закончился. Другие строи, созданные до него, уступили место энгармоническому, который прочно вошел в сознание людей и является ведущим в современной профессиональной музыке. Этот строй является основой для новой системы музыкального мышления - многоголосия. В ходе исторического развития стало фундаментом европейской профессиональной музыки XVI-XIX веков. Новаторские поиски композиторов в области гармонических средств и процессов совершенствования инструментов в музыкально-исполнительской практике создали условия формирования гармонического многоголосия. Вследствие этого явления создается первый многоголосный коллектив -симфонический оркестр, вобравший в себя национальные инструменты многих народов, как подлинно интернациональное явление в европейской музыкальной культуре.

Эти же процессы протекают чуть позже в России. Творчество ряда русских композиторов-классиков создало объективную почву для формирования коллективного инструментального исполнительства. После первого опыта европейского симфонического оркестра организация русского оркестра народных инструментов шло по неизведанным путям. Известный русский музыкант В.В. Андреев, изучив процессы развития европейских инструментов, как наиболее совершенных, начинает работу над усовершенствованием балалайки и возрождением домры. В результате, в 1888 году впервые в истории русской музыкальной культуры появляется новый тип ансамбля - многоголосный оркестр народных инструментов. Это дало начало нового этапа в истории народно-инструментального исполнительства. Идеи В.В. Андреева возрождения широкого народно-инструментального исполнительства, в дальнейшем проникли во все республики страны и Союза Советских Социалистических Республик стимулировали создание в них оркестров национальных музыкальных инструментов.

Создаются оркестры народных инструментов в Туркмении (1933), Казахстане (1934), Киргизии (1936), Таджикистане (1938) и Узбекистане (1935) Перед исполнительством на народных инструментах встали новые задачи - использование инструментов на концертной эстраде, на этой основе культурное взаимообогащение, сближение людей разных национальностей.

Работа по реконструкции узбекских инструментов с целью создания многоголосного оркестра была начата в 1935 году под руководством известного инструментоведа

А.И. Петросянца. Темперации и хроматизации были подвергнуты инструменты с ладами на грифе (дутар, рубаб).

Инструменты с различными звукорядами были объединены единым двенадцатиступенным равномерно-темперированным хроматическим строем. Жильные, надвязанные лады (парда) на грифе были заменены закреплёнными по темперированной шкале. И это дало конкретный положительный результат в освоении многоголосия.

По способу звукоизвлечения была разрешена еще одна задача - создание семейства музыкальных инструментов. Авторы реконструкции в решении этой задачи отталкивались от исторических процессов в развитии европейской оркестровой культуры, а затем и Российской. Задача заключалась в создании однородных групп инструментов, каждая из которых охватывает большой диапазон. Так, в результате была создана одна из ведущих групп -щипковая. Гиджак послужил основой смычкового семейства, чанг - струнно-ударного, духовая - которая объединила традиционные образцы инструментов (най, сурнай, кошнай) с современной нотацией и ударная группа включала в себя как узбекские, так и европейские инструменты.

Создание семейств расширило диапазон звучания и обогатила тембровую палитру узбекского оркестра. Проблемные вопросы реконструкции узбекских народных инструментов были освящены в работах А.И. Петросянца «Значение реконструкции узбекских народных инструментов в развитии узбекской музыкальной культуры» (1949) и «Итоги реконструкции узбекского дутара» (1956). В результате узбекские реконструированные инструменты встали в ряд инструментов профессионального академического музицирования России как баян, домра, балалайка, цимбалы, бандура и др. Появилась возможность коллективного исполнения произведений композиторского творчества, и музыки разных народов. Кроме того, важным моментом представляется включения в процесс современного коллективного исполнительства многих традиционных приемов штриховой техники, характерной для щипковых, струнно-ударных и ударных народных инструментов.

Подобный опыт наблюдается и с созданием Оркестра Туркменских народных инструментов (1933г.) который был организован на базе музыкального техникума. Организатором и дирижёром был С. Туманян, а художественным руководителем П. Сарыев. Главной задаче этого коллектива была обогащение унисонного звучания различными тембровыми красками. Произошло овладение простейших форм многоголосия. Это период поисков в области инструментария и его усовершенствования. В оркестр помимо дутаров вошли семейство гиджаков, учтар (созданный на основе тара и дутара), ударные - бубен и нагара; гиджаки: прима, секунда, альт, бас, контрабас (вместо трехструнного был четырехструнный). Основу репертуара составляли туркменские народные мелодии, песни и танцы Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана.

В 1934 году при Радиокомитете Республики был организован экспериментальный Восточный симфонический оркестр (руководитель С. Туманян), в состав которого вошли туркменские инструменты дутар, семейство гиджаков, гаргы-тюйдюк, узбекский най и европейские (скрипка, фортепиано, ударные инструменты) [2, 4].

Ещё одним этапом на пути становления оркестра туркменских народных инструментов является оркестр при Туркменской государственной филармонии в 1941 году (художественный руководитель и дирижёр Г.М. Аракелян). Одной из задач оркестра являлась исполнение многоголосных обработок туркменской народной музыки и произведений русской и зарубежной классики. Это требовало усовершенствования народных инструментов. Многие инструменты были реконструированы как контрабас-дутар, бас-гиджак (автор Гельды Угурлиев), попытки усовершенствовать традиционные духовые дилли-тюйдук и гаргы-тюйдюк не увенчались успехом. Поэтому в 1951 году в состав оркестра вместо народных духовых вводятся темброво близкие им флейта и гобой, а в 1952 году - кларнет (в 1948 году художественным руководителем и дирижёром оркестра туркменских народных инструментов был назначен К. Кулиев).

В заключение хочется отметить, что процесс усовершенствования инструментов на основе двенадцатиступенной темперации и хроматизации является объективной закономерностью исторического развития музыкальной культуры. Это позволило развить многоголосное ансамблевое и оркестровое исполнительства.

Творческий обмен достижениями дало возможность для активного роста национальных музыкальных культур, что привело к процессу интернационализации музыкального искусства народов Узбекистана и Туркменистана.

Список литературы / References

1. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. «Музыка». М., 1980.

2. ГлазуновВ.И. Учебное пособие по дирижированию. Ашхабад. «Магарыф», 1989.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ "ЭТЮД-КАРТИНА" КОМПОЗИТОРА АКМАЛЯ САФАРОВА Якубова М.С. Email: Yakubova17139@scientifictext.ru

Якубова My6opaK Султановна - старший преподаватель, кафедра общего фортепиано, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: этюд играет важную роль в фортепианном исполнительстве. Этот жанр развивался в течение нескольких веков. Значительным этапом в формировании и развитии исполнительской техники пианистов, стали этюды созданные Карлом Черни. Формирование и развитие композиторской школы в Узбекистане повлияло на дальнейшее развитие этого жанра. В этюдах появляется новый стиль письма, свободная интерпритация, можно также встретить трансформацию жанра. В этом плане очень интересны этюды молодого композитора Акмаля Сафарова.

Ключевые слова: композитор, исполнитель, этюд, ритм, жанр, пассажи, произведение, фортепиано.

PERFORMANCE INTERPRETATION PIANOFORTE PRODUCT "ETUD-PICTURE" OF COMPOSER AKMAL SAFAROV Yakubova M.S.

YakubovaMuborakSultanovna - Senior teacher, PULPIT "GENERAL PIANOFORTE OF", STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: etude plays the important role in pianoforte performance. This genre developed in current several ages. The Significant stage in shaping and development performance technology pianist, become etudes created Carl Cherni.

Shaping and development composers schools in Uzbekistan has influenced upon the most further development of this genre. The new style letter appears In etude, free interpretation, possible also meet the transformation of the genre. In this plan very interesting etudes of the young composer Akmal Safarov.

Keywords: composer, performer, etude, rhythm, genre, passages, product, pianoforte.

УДК 078.1

На протяжении многих лет этот жанр эволюционировался. Раскрывались его новые возможности. Уже в произведениях Ф.Шопена, Ф.Листа, С.Рахманинова и других известных композиторов этюд стал не только технически сложным, но и значительным художественным произведением. Жанр стал не только технически совершенней, но и художественно обогатился. Появилось яркое концертное произведение. В них раскрылась идея романтизма и описывалось конкретное состояние художника. На первый план выходит тенденция от общего к личному, от инструктивности к программности.

В творчестве композиторов Узбекистана жанр этюда можно встретить в первой половине ХХ века. Исполнительская техника и художественное содержание обогатились новыми ритмами и ладами двойственными национальной культуре этого региона. Этюды, созданные композиторами Узбекистана также способствовали повышению технического мастерства и формированию художественного вкуса исполнителя.

Так произведение композитора Бориса Гиенко «Этюд-Токката» , по определению музыковеда В. Головиной, привлекает своим особым видом изложения. «В этом произведении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.