Научная статья на тему 'Схема проведения коррекционно-развивающего занятия в смысловой нейропсихологии'

Схема проведения коррекционно-развивающего занятия в смысловой нейропсихологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1201
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СМЫСЛ / СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЗНАК / ОБРАЗ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / МОЗГ / НЕЙРОСИНДРОМ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ОБРАЗ Я / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СМЫСЛ / КОНТЕКСТ / АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ / МЕТОДИКА / ТЕХНИКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЫСЛОВАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перегуда Сергей Николаевич, Реброва Елена Анатольевна

В статье представлена общая схема проведения коррекционно-развивающего занятия в рамках смыслового подхода нейропсихологии. Кратко описаны уровни Образа Я, основные принципы развития и коррекции смысловой нейропсихологии. Обсуждаются возможности смысловой нейропсихологии в коррекции особых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Схема проведения коррекционно-развивающего занятия в смысловой нейропсихологии»

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ В СМЫСЛОВОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Перегуда С.Н.1, Реброва Е.А.2

1Перегуда Сергей Николаевич - дипломированный клинический психолог, нейропсихолог,

детский нейропсихолог; 2Реброва Елена Анатольевна - дипломированный клинический психолог, специальный психолог,

детский нейропсихолог, Центр нейропсихологической коррекции, развития мозга и дистанционного обучения/сопровождения «Смыслёныш», г. Москва, г. Троицк

Аннотация: в статье представлена общая схема проведения коррекционно-развивающего занятия в рамках смыслового подхода нейропсихологии. Кратко описаны уровни Образа Я, основные принципы развития и коррекции смысловой нейропсихологии. Обсуждаются возможности смысловой нейропсихологии в коррекции особых детей.

Ключевые слова: символ, смысл, смысловое отношение, знак, образ-представление, мозг, нейросиндром, нейропсихологические механизмы, Образ Я, функциональный смысл, контекст, адаптация, культура, социокультурный контекст, коррекция, коррекция детского развития, нейропсихологическая коррекция, телесный образ, методика, техника, коррекционно-развивающее обучение, смысловая нейропсихология, личность.

В последнее время со стороны родителей, воспитателей и специалистов смежных профессий имеется большое количество запросов, относительно схемы коррекционно-развивающего занятия смысловой нейропсихологии [4, 5, 6]. Являясь специалистами, работающими в рамках данного подхода нейропсихологии, видим необходимость в общих чертах ответить на вопросы в статье.

Для полноценного ответа необходимо учитывать следующие пункты:

Во-первых, ключевыми концептами смысловой нейропсихологии являются [4, 7]: смысл; средства опосредствования (символ, знак и т.д.); образы представления (ОП); Образ Я; личность; социокультурный контекст. Поэтому смысловой подход нейропсихологии является разноплановым - специалисты могут делать акцент в работе на определённом концепте, часто игнорируя остальные составляющие. Что в основном приводит к рассмотрению данного подхода как менее эффективного. Хотя не учитывается тот факт, что качественная работа с любым из концептов будет позитивно влиять на каждый из них. Это связанно с тем, что смысл, средства опосредствования, ОП, Образ Я, личности и социокультурного контекста взаимосвязаны, но представляют разные пути коррекции. То есть, овладение смысловой нейропсихологией аналогично высокому уровню овладения психотерапией, когда психотерапевт вне зависимости от подхода может обеспечить эффективную помощь.

Во-вторых, Образ Я имеет разные уровни, которые обусловлены спецификой обработки сенсорной информации, использованием средств опосредствования и др. И для каждого уровня имеется своя специфика работы. Данных уровней множество, они не несут абсолютную специфику, хотя и опираются на координационный принцип, иерархический и др. Можно выделить несколько основных, наиболее различаемых. Первый уровень - это телесный Образ Я. Его цель интегрировать телесные ощущения в единый телесный образ, чтобы человек мог ощущать себя в реальности. Второй уровень - это уровень восприятия и представления о телесном образе. Здесь акцент делается на проекции себя, то есть взгляда со стороны образов и образов представлений, опосредованно. И в дальнейшем

уже с этой позиции интеграция. Данный уровень важен тем, что даёт начало к объединению в одну систему телесных ощущений и ОП, образов. Делая тем самым возможность человеку взаимодействовать со средой. Третий уровень - это уровень отношения к Образу Я, оценивания себя. На этом этапе человек оценивает образы, ОП, телесные ощущения относительно среды, себя и между ними, а также между перечисленными составляющими. За счёт отношения и оценки, смыслопорождения и выражения символа и др. формируются комплексы личностных черт. Четвёртый уровень - «социальный уровень» Образа Я. Главная цель - проработка диалога Образа Я человека с другими людьми. Естественно это далеко не все уровни, вероятно есть другие, помимо даже переходных форм. Но для практической деятельности перечисленные четыре уровня достаточно удобны.

В-третьих, смысловой подход нейропсихологии - это преимущественно индивидуальный подход к каждому ребёнку. Коррекционно-развивающая работа может идти от ребёнка (ориентировка на символ), от общественных нормативов (ориентировка на знак) и др. Но в основном это синтез описанных ориентиров, ключевым звеном которого является личность ребёнка.

В-четвёртых, смысловой подход является больше не методикой, а «мета-методикой». Это значит, что подход может использоваться разными специалистами и представляет собой преимущественно систему знаний и представлений. Также смысловой нейропсихолог - это специалист, который в своей работе обязан учитывать множество факторов: от понимания функционирования мозга и формирования тела и телесности человека в онтогенезе, филогенезе, культурогенезе и т.д. до оптимального владения различными психотерапевтическими техниками и др.

В-пятых, использование важных принципов смысловой нейропсихологии:

1) Стремление к опосредствованию взаимодействия ребёнка с реальностью (через предмет и т. д.). Например, когда ребёнок ползёт, он ползёт к игрушке; активное использование жестов; использования наглядной схемы проведения занятия и т.д.

2) Активное использование ОП: «топаем как муравей, как слон» и др.

3) Сюжет и тема, введение в контекст [8]. Например, «сегодня тема «Космос», и ты космонавт» и т.п. Т.е. связываем все упражнения занятия в одну систему, в которой ребёнок выражает свою личность и свои смыслы.

4) Акцент на выражение символа ребёнка и формирования смысла вместо функции [3]. Главное, чтобы ребёнок не имел оптимальный объём восприятия, а понимал, для чего он ему нужен (с какой целью оптимальный объём восприятия необходим для адаптации, и как это отражается на других психических функциях и жизни ребёнка в целом.

5) Акцент на применение социокультурных признаков в занятие. Например, использование народных сказок, обычаев, относительно этнической принадлежности ребёнка.

6) Принцип «здесь и сейчас». Использование творческого подхода в процессе занятий, акцент на инсайтах, на выражениях эмоций, конгруэнтность выражения чувств.

7) Практически полное отсутствие запретных тем по содержанию. Главное - это смыслопорождение.

Ребёнок может представлять себя киллером, может использовать моментами бранную речь и т.п. Но при всём этом строго соблюдаются психологические границы участников и подчёркиваются их личностные особенности. Т.е., если тема запретная, то она может быть использована, если имеет и осуществляет потенциал развития личности как ребёнка, так и специалиста, родителя и т.д.

Учитывая вышеописанные сложности и проанализировав коррекционно-развивающие занятия с детьми, а также усреднив направления техник, упражнений, решаемых коррекционных задач, можно выделить общую схему коррекционно-развивающих занятий в рамках смысловой нейропсихологии. Первые три этапа можно обозначить как подготовительный блок, начиная с четвёртого - основной.

77

1. Работа с телесным Образом Я. На этом этапе ведётся активная проработка глубокой, проприоцептивной, поверхностной чувствительности. Это проминания, продавливания с использованием разных ритмов (проминание под ритм и т.д.), упражнения из Бломберг-терапии, MNRI [1, 2]. Главная цель данного этапа - это интегрировать разномодальную стимуляцию, телесные ощущения в целостный телесный образ. То есть проработка первого уровня Образа Я.

2. Работа на развитие динамического фактора. Переключение, остановки, это можно делать под музыку, под хлопки, на любой другой модальный стимул. Особый акцент на смене уровней пространства в двигательной активности (лёжа, стоя, сидя и пр.). Основная цель - оптимизация распределения мышечного (преимущественно) и психического тонуса.

3. Проработка крупной моторики, координации движения. Т.е., акцент на выражении символа на уровне движений и действий. Это упражнения из МЗО [9], сенсомоторной коррекции, мозжечковой стимуляции и др. На этом этапе цель аналогична цели третьего этапа - нормализация мышечного и психического тонуса.

4. Проработка второго уровня Образа Я. Работа ведётся с проекцией телесного образа ребёнка, мы корректируем представление ребёнка о своём теле как о целостной воспринимаемой системе. Для этого мы обрисовываем ребёнка, и ребёнок видит образ своего тела. Так же мы работаем с конкретной частью тела (например, как в упражнении «История тела»: тяжёлые глубокие надавливания на ноге ребёнок ассоциирует со слоном; быстрые и мелкие - ассоциируются с дождиком и т.д.). Таким образом на этом этапе мы прорабатываем связку телесного ощущения - образа / ОП. Тем самым используя разную подачу ОП, их структуру (размер, цвет, количество и др.) и динамику (продолжительность, переключение и др.), мы способствуем перестройке системы взаимосвязей телесных ощущений и Образа Я в целом. При всём этом у конкретного ребёнка включаем проработку определённых смыслов за счёт специфики содержания ОП. Для некоторых детей на этом этапе коррекции мы прорабатываем третий уровень Образа Я (самооценка, самоотношение, черты личности и др.) и четвёртый уровень (диалог с другими и т.д.).

5. Систематизация и консолидация занятия. Главная цель - представления занятия как одной целостной истории. Например, соединяем все картинки, нарисованные в процессе занятия в одну историю. Акцент делаем на том, чтобы ребёнок являлся главным героем, играл основную роль. Для этого все рисунки можно объединить в одну сюжетную картину; вновь обрисовать ребёнка с акцентом на контексте занятия; обыграть весь сюжет в виде театральной сценки и т.д. Именно на этом этапе часто ярко выражается символ и происходит активное смыслопорождение. Ребёнок раскрывается, делится своими проблемами, отношением к себе, к окружающим, переживанием насчёт будущего.

Так же необходимо следить за нейродинамикой и её поддерживать (дыхательные упражнения, запахи, игры и т.д.) в процессе занятия, особенно между этапами.

Следует напомнить, что это общая схема коррекционно-развивающего занятия и она может значительно видоизменяться в зависимости от нейросиндрома ребёнка, состояния ребёнка и специалиста, интенсивности занятия, выбранной стратегии занятия, специфики ДРО (детско-родительских отношений) и воспитательной среды и др.

Дополнительно, в статье был сделан акцент на коррекции / развитии Образа Я, т.е., на одном из возможных путей смысловой нейрокоррекции. Поэтому особенно на втором этапе и на протяжении всего занятия в целом необходимо использовать когнитивные упражнения (на развитие мышления, памяти, когнитивной гибкости и далее).

Список литературы

1. Blomberg Harald. The Rhythmic movement method, 2015.

2. Bell Clayton, Whitney Jordan, Deiss Trina, Tatarinova Тatiana, Franckle Lorri, Beaven Susan, Davis Jeffrey. The Effect of the MNRI Method on Neurotransmitter Biomarkers of Individuals with Neurodevelopmental Disorders // Neuroscience & Medicine, 2019. 10, 292-321.

3. Перегуда С.Н. Гипотеза вероятностного заполнения как механизма сознания // Научный журнал. № 2 (25). С. 50-57, 2018.

4. Перегуда С.Н. Культурно-историческая концепция как методологическая основа смысловой нейропсихологической коррекции // Научный журнал, 2019.

5. Перегуда С.Н. Нейропсихологический подход в коррекции мисофонии // Научный журнал, 2019.

6. Перегуда С.Н. Обучение смысловому отношению к предмету как механизм психического развития ребёнка // Научный журнал, 2019.

7. Перегуда С.Н. Символ и смысл как основа нейропсихологической коррекции // Научный журнал. № 4 (38), С. 89-102, 2019.

8. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных // М.: МГУ, 1985.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза // М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.