ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗА «Я» В СМЫСЛОВОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Перегуда С.Н.
Перегуда Сергей Николаевич - дипломированный клинический психолог, нейропсихолог,
детский нейропсихолог, Центр нейропсихологической коррекции, развития мозга и дистанционного обучения/сопровождения «Смыслёныш», г. Троицк, Московская область
Аннотация: описана эффективность технических приёмов развития/коррекции образа Я на примере результатов нейропсихологического интенсива. Описанные техники были сформированы вследствие практической деятельности автора в рамках нейропсихологической коррекции и показали позитивные изменения в детском развитии.
Ключевые слова: символ, смысл, смысловое отношение, знак, образ-представление, мозг, нейросиндром, нейропсихологические механизмы, образ Я, функциональный смысл, контекст, адаптация, культура, социокультурный контекст, коррекция, коррекция детского развития, нейропсихологическая коррекция, телесный образ, методика, техника.
Применение телесных методик (или техник, методов, связанных с работой тела) в развитии и коррекции детей и взрослых является не редкостью [1, 2, 4, 10]. В разных методах нейропсихологии и смежных дисциплин специалисты выделяют особое внимание работе с образами-представлениями о теле, со схемой тела, отношением к своему телу и т.д. [4, 6, 7, 10].
Смысловая нейропсихология рассматривает интеграцию Образа Я как ключевой процесс детского развития. Интеграция Образа Я также является показателем уровня развития высших психических функций ребёнка, его личности, а также является их модулятором. При дезинтеграции образов-представлений о собственном теле наблюдаются нарушения в смыслопорождении и организации символа/знака. Образ Я является системным понятием, включающим различные уровни. На практике можно наблюдать, что эти уровни связаны, но в тоже время часто один из уровней (телесный, социальный и т.д.) является более дефектным.
На практике если Образ Я дезинтегрирован, то смысл и функциональные смыслы мозговых систем не выражаются через символ, а преимущественно через значение и знак. При более грубых нарушениях выражения не наблюдается и через знак. Что, вероятно, связано со спецификой становления Образа Я в онтогенезе - в начале телесный уровень, далее социальный и т.д., в итоге - Я-концепция.
Как мы ранее указывали, смысл и знак как разные способы взаимодействия с реальностью [6,8]. Образ Я может быть, с одной стороны, любым из данных способов (например, когда мы принимаем на себя роль другого, как бы пользуемся его Образом Я и т.д.), с другой стороны - является исходным конструктом, связывающим нас в целом с этой реальностью.
Как было описано ранее [9] интеграция Образа Я имеет специфику в зависимости от функции /дисфункции определённого мозгового отдела. Нейропсихологам для организации коррекции необходимо учитывать, что при определённых нейропсихологических синдромах (например, с акцентом на среднем мозге и т.д.) нужно применять специфичные методики развития/ коррекции Образа Я. Например, по нашим наблюдениям, дети с дисфункцией задних отделов мозга и мозжечка при раскрашивании обведённого контура их самих в полный рост практически ничего не фиксируют, вовсе не видят границ, либо фиксируют фрагментарно мазки по
изображению. Дети с дисфункцией среднего мозга могут демонстрировать аналогичное, но дополнительно они могут делать акцент на закрашивании контура полностью. То есть акцент на заполнении проекции образа тела. Дети с дисфункцией мезодиэнцефальных отделов мозга нередко проявляют выраженную реакцию недовольства и сильно акцентируют внимание на границах, чтобы за них краска не выходила. При дисфункции промежуточного мозга также можно наблюдать акцент на границах контура, а также фрагментарность раскрашивания элементов.
Проведя анализ протоколов нейропсихологических занятий и диагностик (с 2017 по 2019 годы) мы описали несколько техник, применение которых показало положительные результаты в рамках развития/ коррекции Образа Я и психических функций детей (см. Таблица №1). Также продемонстрируем положительную динамику на примере одного клинического случая.
Описанные в таблице техники имеют определённую специфику и на практике необходимо их использовать совместно, в рамках одного занятия. Например, «проминания под метроном» не зря выполняются под звук метронома и т.д. В некоторых случаях необходимо подключать зрительную опору (например, приложение таймер, или масляные часы, в которых падает одна капля в секунду и т.д.). По нашим наблюдениям ритм во время проминаний (да и в целом во время занятия, при восприятии и т.п.) способствует лучшему усваиванию информации, её обработке (к вопросу о «смысловых фреймах» [6]), а то есть более эффективной обработке телесных ощущений, лучшему связыванию с определёнными образами-представлениями и т.д., а в целом - интеграции Образа Я. Качество прикосновений, их темп, последовательность и организация имеют специфику для определённого нейросиндрома (например, быстрые по темпу прикосновения (менее одной секунды) больше активируют ствол мозга, медленные - кору) [3]. Также, вероятно, специфика исходит от фактуры, формы и других характеристик предметов, которыми делаются прикосновения. Дополнительно отметим, что в процессе нейропсихологической коррекции специалист работает не с отдельной частью тела ребёнка, а с частью целостности - с личностью. Нейропсихолог является тоже личностью. На практике имеет значение, какое проявляет отношение специалист к той или иной части тела ребёнка (нравится, не нравится и т.п.), а также как он это проявляет (надавливает с эмоциями и т.д.). Но эти данные требуют проведения системных исследований.
Таблица 1. Пример техник на интеграцию Образа Я
Название техники Описание Цель
«Проминания под метроном» Ребёнок лежит на животе, руки вдоль тела (после на спине и т.д.). Расслаблен. Включаем метроном, 40-50 ударов в мин. *Прикосновения всей ладонью, неглубокие. Начиная с ног и вверх по всему телу. *Прикосновения всей ладонью, глубокие. Начиная с ног и вверх по всему телу. *Прикосновения глубокие, только пальцами, долгие. Начиная с ног и вверх по всему телу. *Прикосновения быстрые, только пальцами, неглубокие. Начиная с ног и вверх по всему телу. *Прикосновения глубокие и неглубокие, быстрые и длительные чередуются. *Прикосновения как на одной конечности, так и на разных одноимённых и разноимённых. * «Тактильное внимание» - несколько прикосновений сразу, или последовательность прикосновений и т.д. Данные прикосновения можно делать разными (по качеству, темпу и т.д.), в зависимости от динамики занятий и нейросиндрома. Проработка телесного уровня Образа Я
Название техники Описание Цель
«История тела» Ребёнок в положении лёжа. Заранее говорим: «Сейчас буду по-разному прикасаться к тебе, а ты попытайся представить историю. Но не говори её вслух». Ребёнок не должен видеть прикосновения. После делаем прикосновения на теле, вначале сильно отличающиеся друг от друга (например, тряска, а после надавливания). Вначале не более 5 прикосновений. Далее А) рисует историю на листе бумаги; Б) даём контур человечка, на котором ему необходимо указать правильное расположение прикосновений и их последовательность предъявления, а также специфику этих прикосновений (какие они: толчки, либо тряска и т.д.) и к какому фрагменту истории они привязаны. Вместо контура человечка пр определённых нейросиндромах нужно обрисовать самого ребёнка. И уже на обрисовке фиксировать элементы из полученной истории. Проработка связки образов-представлений с телесным уровнем Образа Я
«Отношение к Образу Я» Обрисовываем ребёнка на большом листе. Далее ребёнок разукрашивает, либо обмазывает пластилином и т.д. части тела, что сам захочет. После мы предлагаем ему: «Расположи эти медальки (в виде наклеек) и т.п. на частях тела. Первое место - это самая самая любимая часть тела. А, например, 5 место - самое самое не любимое. После ранжирования, просим ребёнка нарисовать образы на частях тела (на что у тебя похожа рука, она какая у тебя. Например, у меня она сильная, словно бегемот и т.д.). Учитывая ранжирование от 1 до 5 (по медалькам) просим ребёнка дорисовать то, чтобы самая самая не любимая часть тела стала хоть чуточку любимее и т.д. С 1 местом делаем тоже самое, только нужно пририсовать что-то, чтобы эта часть тела стала менее любимой (слишком люблю - тоже не есть хорошо). Всегда больше задаём вопросов - почему именно так, почему именно эта рука, для чего ты ставишь 1 место именно правой ноге и т.д. Проработка самооценки ребёнка, отношения (эмоциональног о и смыслового) к Образу Я.
«Диалог историй» Здесь участвуют уже два, как минимум, человека. В некоторых случаях необходимо участие именно родителя и ребёнка и т.д. Делаем синхронно «историю тела» участникам. После обводим их, они рисуют элементы истории на своих контурах. Далее предлагаем листы, чтобы можно было соединить элементы разных историй вместе. Например, у первого участника сильные, широкие, медленные надавливания ассоциируются с образом «слона», у второго - с «камнепадом». Необходимо дать им отдельный лист и попросить связать эти образы вместе, в какую-то ситуацию. Но здесь есть варианты. Например, можно сразу рисовать взаимодействие элементов историй на контуре одного из участников и т.д. Проработка социального уровня Образа Я, отношения (эмоционального и смыслового) к Образу Я.
В таблице № 1 описаны основные техники, которые нами используются на практике. Часть техник использовалось во время интенсива с ребёнком М., 6 лет. Нейропсихологический синдром на момент начала интенсива: дисфункция мезодиэнцефальных структур головного мозга. Основной стратегией коррекции была выбрана проработка глубокой чувствительности совместно с построением оптимальной сенсорной интеграции. Особый акцент в коррекции делали на методиках, адекватных
коррекции функционирования среднего и промежуточного мозга, но обязательно на фоне методик, адекватных коррекции функционирования заднего мозга и мозжечка. В таблице № 2 представлены результаты 10-дневного интенсива нейропсихологической коррекции с акцентом на применении техник на развитие/коррекцию Образа Я.
Наблюдаем, что нейросиндром остаётся тем же, но при этом имеются позитивные изменения в моторике, праксисе и Образе Я. Есть улучшения в распределении психического тонуса, глубокой и поверхностной чувствительности.
Таблица 2. Сравнительный анализ эмпирических данных нейропсихологического интенсива с акцентом на техниках развития/коррекции Образа Я
Сфера Состояние на начало интенсива Состояние на конец интенсива
Поведение, распределение психического тонуса, общие моменты Контакт глаз имеется, достаточно продолжительный. Есть инициации в речи. Бывают фразы, но в основном односложные слова. Эмоциональный фон преимущественно ровный, имеются протестные реакции (когда не дали телефон и т. д.). В контакт вступает, но пассивно, в основном ожидает команды. Снижение общего психического тонуса -выраженное, оптимальной компенсацией данного снижения избирательным психическим тонусом. Поведение стереотипное (имеются эхолалии, стереотипность в проведении упражнений и т.д.). Реакция на прикосновение (поверхностная) повышенная. Особенно в области шеи. Реакция на пальцевой зажим медленная, особенно слева, доходит до 1 минуты. Инициации в речи стали активнее. В мотивационной для него деятельности проявляет больше активности в организации контакта. Реакция на прикосновение стала менее повышенной вследствие проработки. Реакция на пальцевой зажим стала намного быстрее, но слева медленнее от 10 до 15 с, справа - от 5 до 10 с. Снижение общего психического тонуса стало менее выраженным.
Моторика и праксис Распределение мышечного тонуса резко неравномерное. Тонус в руках снижен, имеются спонтанные мышечные сокращения. В ногах в левой ноге тонус слабее, чем в правой. При этом в ногах наблюдаем синкинезии, особенно выраженную при толканиях ногами. Атетоидноподобные движения в пальцах рук имеются. Наблюдаются элементы снижения крупной моторики. Распределение мышечного тонуса стало более оптимальным. При этом синкинезии в ногах практически ушли, но остались при толкании. Спонтанные мышечные сокращения практически не проявляются.
Восприятие и гнозис Предметный гнозис в норме. В соматотопическом гнозисе наблюдаем отзеркаливание, локализация точная, верная. Но частые уходы в поле. Уходы в поле стали менее частыми. Остальное без изменений.
Образ Я Интеграция Образа Я не оптимальная: выраженное использование тонуса родителя; опосредствование взаимодействия с образами представлениями о себе через специалиста/ родителя; пропуск смысловых элементов и затруднения в их изображении и др. Более оптимальная интеграция Образа Я: тонус родителя не используется; большая инициатива в отражении смысловых элементов. При этом опосредование взаимодействия с образами представлениями о себе через специалиста/родителя до сих пор имеется; наблюдаем динамику в изучении Образа Я: появление лишних смысловых элементов и т.п.
На вопрос: «Почему прикосновения/проминания с включением образов-представлений демонстрируют положительный эффект?» можно ответить, как минимум, следующим образом:
Во-первых, образ способствует «категоризации» ощущения, помогает лучше
отделить ощущения друг от друга;
Во-вторых, образ является контекстом для организации ощущений;
В-третьих, образы-представления позволяют эффективнее интегрировать
ощущения в Образ Я. Они словно являются опосредующими звеньями;
В-четвёртых, с включением эмоционального отношения к образу вносим телесные
ощущения в роль личностных.
Список литературы
1. Blomberg Harald. The Rhythmic movement method, 2015.
2. Bell Clayton, Whitney Jordan, Deiss Trina, Tatarinova Тatiana, Franckle Lorri, Beaven Susan, Davis Jeffrey. The Effect of the MNRI Method on Neurotransmitter Biomarkers of Individuals with Neurodevelopmental Disorders // Neuroscience & Medicine, 2019. 10. 292-321.
3. Molinari M., Leggio M.G., Thaut M.H. The cerebellum and neural networks for rhythmic sensorimotor synchronization in the human brain // Cerebellum, 2007. 6 (1):18-23.
4. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна // М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008.
5. Перегуда С.Н. Гипотеза вероятностного заполнения как механизма сознания // Научный журнал. № 2 (25). С. 50-57, 2018.
6. Перегуда С.Н. Культурно-историческая концепция как методологическая основа смысловой нейропсихологической коррекции // Научный журнал, 2019.
7. Перегуда С.Н. Нейропсихологический подход в коррекции мисофонии // Научный журнал, 2019.
8. Перегуда С.Н. Обучение смысловому отношению к предмету как механизм психического развития ребёнка // Научный журнал, 2019.
9. Перегуда С.Н. Символ и смысл как основа нейропсихологической коррекции // Научный журнал. № 4 (38). С. 89-102, 2019.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза // М.: Генезис, 2007.