Научная статья на тему 'Шахматное образование'

Шахматное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шахматное образование»

циальная помощь пожилым и старым людям», «Оккупациональная терапия»; для руководителей и специалистов медицинских и реабилитационных учреждений различного профиля - «Лечебная физическая культура в педиатрии », «Лечебная физическая культура в работе с инвалидами », «Технологии комплексной реабилитации инвалидов», «Технологии комплексной реабилитации пожилых людей»; для руководителей и специалистов образовательных учреждений различного профиля - «Практическая психология образования », «Социально-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с минимальными мозговыми дисфункциями ». Производится подготовка и переподготовка тренеров, учителей и преподавателей по физической культуре, а также дополнительная подготовка по различным видам спортивного и лечебного массажа.

На факультете учатся известные спортсмены. Среди них абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике О. Капранова, чемпионка Европы по художественной гимнастике Д. Горбунова, мастер спорта международного класса А. Ви-чидомини, чемпионы России по спортивно-

му ориентированию К. Алёшин, П. Благих, В. Олейниченков, И. Голышев, Р. Мерзли-кин. Также учатся студенты - победители всероссийских межвузовских соревнований по плаванию, самбо, баскетболу, восточным единоборствам, теннису и др. видам спорта. Студенты принимают участие в организации спортивных соревнований для инвалидов, проводимых Специальным олимпийским комитетом, Параолимпийским комитетом и Сурдоолимпийским комитетом г. Москвы.

Создан Студенческий совет факультета. Проводятся различные воспитательные мероприятия - День первокурсника, День факультета, Мисс и Мистер факультета, выставки рисунков и поделок студентов и т. д.

На факультете во главе с ведущими учёными РГСУ ведётся большая научно-исследовательская работа по подготовке востребованных специалистов по различным направлениям физической и психологической реабилитации, создаются инновационные проекты по реабилитации и рекреации населения, которые, как мы надеемся, будут поддержаны на федеральном уровне. РГСУ является одним из первых вузов в нашей стране, которые начали подготовку специалистов по физической и психологической реабилитации.

А. КОСТЬЕВ, доцент, заведующий кафедрой

Сегодня шахматы преподают во всех школах Турции, Венесуэлы, Швеции, Китая, Словении, Кубы; на региональном уровне «шахматный всеобуч» ведется во многих европейских странах, ряде штатов Индии, ЮАР, Аргентины; Конгресс США заслушивал доклад о шахматах, в Нью-Йорке учрежден фонд «СЬезз-т-Ше-ЗсЬоок» («Шахматы в школах»).

В России «шахматный всеобуч» расцвел

Шахматное образование

в 1960-х гг., и сейчас наступил ренессанс интереса к шахматам. Достаточно сказать, что в разбросанных по всей стране отдельно взятых школах энтузиасты древней игры ведут уроки шахмат уже много лет, благодаря их подвижнической деятельности была создана Ассоциация школьных шахматных клубов, которая затем переросла в Международный школьный шахматный союз - член ФИДЕ. Уникальный экс-

60

Высшее образование в России • № 8, 2006

перимент по шахматному всеобучу идет в Калмыкии свыше десяти лет.

Почему из множества интеллектуальных игр именно шахматы привлекают к себе внимание педагогической общественности? В процессе шахматной игры дети непроизвольно развивают в себе такие важнейшие психические функции, как память и внимание, овладевают логическими операциями, воспитывают умение концентрировать мысль на определенном объекте и, что очень важно, развивают способность предвидеть ход событий. Очевидно, что шахматы представляют собой универсальный педагогический инструмент.

По инициативе многократного чемпиона мира по шахматам А. Е. Карпова и ректора Российского государственного социального университета В. И. Жукова в 2002 г. была открыта кафедра шахмат в РГСУ.

Перед кафедрой ставилась задача не только стать лидером шахматного образования в России, но и показать пример другим неспортивным вузам, в которые может быть перенесен опыт РГСУ по подготовке педагогов и тренеров по шахматам.

Это коренная проблема. Если будет доказано, что педагогические и тренерские кадры по шахматам можно готовить не только в спортивных, но и в гуманитарных вузах, то остальное - вопрос времени.

Концепция развития кафедры педагогики и организации шахматной работы РГСУ разрабатывалась при условии выполнения следующих требований.

Подготовка современной материальной базы

Необходимым условием было оборудование турнирного зала, компьютерного класса, проведение в РГСУ регулярных крупных соревнований. Это условие выполнено. Турнирный зал кафедры, оборудованный всем необходимым, вмещает двести человек; в нем проводятся Московские студенческие игры, турниры школьников, различные шахматные мероприятия. Международный турнир «Moscow Open», в котором участвуют зарубежные шахматисты, в том числе гроссмейстеры и мастера, собирает до четырехсот участников. Всероссийский турнир чемпионов школ - отборочный

этап первенства мира среди школьников, включен в календарный план Российской шахматной федерации.

Открытие ДЮСШ

Без детско-юношеской спортивной школы, в которой будущие студенты могли бы повышать свой шахматный уровень под руководством опытных тренеров, работа кафедры теряла до 50 % КПД. И это условие было выполнено. В 2003 г. была открыта ДЮСШ «Шахматная школа Анатолия Карпова ». Основанием для открытия спортшколы стал договор между РГСУ и Москомспортом, согласно которому университет предоставляет помещения для шахматных занятий школьникам и студентам, а физкультурно-спортивное объединение Москомспорта обеспечивает тренировочный процесс (тренерские ставки и командирование на соревнования).

Организация приема на первый курс

В качестве «know-how » была предложена система проведения ежегодных (в весенние каникулы) всероссийских олимпиад РГСУ по шахматам среди выпускников общеобразовательных учреждений. Олимпиады состояли из трех номинаций: шахматного турнира, теста по истории шахмат, конкурса докладов по шахматной тематике. Участники олимпиад должны предоставлять рекомендации местных шахматных федераций. Победители и призеры олимпиад рекомендовались к зачислению на кафедру шахмат РГСУ. Такой подход позволил формировать учебную группуиз очень заинтересованных в шахматном образовании выпускников школ (другие категории граждан могли сдавать вступительные экзамены в общем порядке). На первый курс принимается 25 чел. (бюджетное обучение).

Уже прошло три олимпиады РГСУ. На первом, втором и третьем курсах учатся 4 гроссмейстера, 6 международных мастеров, 16 мастеров ФИДЕ, 40 кандидатов в мастера и перворазрядников, есть чемпио-

ны и призеры юношеских первенств России, Европы и мира.

Педагогические кадры

Выполнение вышеназванных условий позволило привлечь на кафедру высококвалифицированных, известных в шахматном мире специалистов. Достаточно сказать, что в штате кафедры работают четыре международных гроссмейстера. По совместительству они же являются и тренерами ДЮСШ. Такое сочетание позволяет преподавателям кафедры уделять дополнительное время студентам уже в качестве тренеров. А для студентов эта система является колоссальным стимулом - ведь с ними индивидуально занимаются известные гроссмейстеры.

Кроме того, - и это особенность нашей кафедры - большинство «звездных» студентов знакомы с нашими преподавателями еще задолго до окончания школы. Дело в том, что школьники, поступающие в РГСУ, на протяжении предшествующих пяти-ше-сти лет регулярно участвуют в соревнованиях Международного школьного шахматного союза, как в России, так и за рубежом. На этих соревнованиях школьники общаются с преподавателями кафедры, создаются устойчивые связи с их родителями.

Кафедра часто проводит совместные акции школьников и студентов. Например, делегация МШШС на международном юношеском турнире в Испании (2004) состояла из трех школьников младшего возраста, трех одиннадцатиклассников и трех студентов РГСУ. На следующий годвсе одиннадцатиклассники поступили в РГСУ. Аналогичный эффект дала Школа Карпова, когда мы собрали в подмосковном учебном центре РГСУ двадцать первокурсников и восемьдесят школьников из разных областей России. Были проведены совместные турниры, лекции и мастер-классы гроссмейстеров. Будущие абитуриенты поняли, где им надо получать шахматное образование.

Важно отметить, что связка «Кафедра - ДЮСШ » позволит РГСУ сохранить за-

62

Высшее образование в России • № 8, 2006

данный уровень качества и содержания шахматного образования в случае перехода на двухступенчатую систему «бакалавриат - магистратура ». Некоторое уменьшение учебной нагрузки по шахматным дисциплинам в бакалавриате может быть компенсировано большей интенсивностью занятий в ДЮСШ.

Базовая специальность, которой овладевают шахматисты РГСУ - это социальная педагогика (специализация «педагог-организатор шахматной работы»). Но набор шахматных дисциплин за весь период обучения (пять лет) составлен таким образом, чтобы тематика и объем учебных часов не только соответствовали, но и превосходили по некоторым параметрам учебный план шахматной специализации Российского государственного университета физической культуры - основного держателя специальности «тренер по шахматам ». Этого мы добились, сочетая различные компоненты госстандарта.

В дальнейшем наша цель заключается в том, чтобы диплом выпускника кафедры шахмат РГСУ был равноценен диплому выпускника кафедры шахмат РГУФКа.

Практическую направленность обучения наши студенты ощущают с первого же семестра. Например, доцент гроссмейстер С. Н. Архипов ведет селекционную работу по линии Шахматной федерации России. Свой опыт он передает студентам в авторском курсе «Методика работы с одаренными юными шахматистами».

Доцент В. А. Пожарский - автор пособий для тренеров - читает дисциплину «Технология работы детского тренера». Профессор гроссмейстер А. В. Калинин специали-

зируется на индивидуальной работе с высококвалифицированными шахматистами. Среди его учеников гроссмейстеры И. Ва-силевич и А. Харитонов.

Старший преподаватель мастер спорта Д. А. Давлетов - автор пособия «Шахматы для детей и родителей» - читает курс «Методика обучения шахматам в начальной школе».

Начиная со второго курса студенты кафедры шахмат проходят непрерывную практику в школе: один раз в неделю каждый из них ведет урок шахмат в общеобразовательной школе. А летом в учебно-оздоровительном комплексе «Руза» студенты проходят тренерскую практику в спортивном лагере шахматистов ДЮСШ «Шахматная школа Анатолия Карпова».

В 2005/06 уч. году кафедра стала готовить некоторых студентов к индивидуальной практике. Так, мастер ФИДЕ Э. Куб-лашвили была направлена в качестве стажера на учебно-тренировочный сбор молодежной команды России, международный мастер Н. Чадаев получил направление на зарубежную практику в Грецию - проводить учебно-тренировочные занятия с юными шахматистами из семей русскоговорящей диаспоры.

Ряд дисциплин посвящены истории шахмат, месту шахмат в мировой культу-

ре, психологии шахмат, теории и методике организация досуга, судейству и организации шахматных соревнований.

И еще об одном очень важном практическом аспекте обучения студентов на кафедре шахмат. Проникновение компьютерных технологий в современную жизнь кардинально изменило представление о методах изучения шахмат и методиках обучения шахматам. Поэтому на кафедре разрабатывается УМК по дисциплине «Использование компьютерных технологий в обучении и совершенствовании шахматиста». Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с компьютерной фирмой «Chess Assistant», которая специализируется на разработке компьютерных шахматных программ. Уже выпущен лазерный диск «Шахматный факультатив в школе»,подготовлен электронный учебник «Энциклопедия миттельшпиля», практически готов курс по дистанционному обучению шахматам.

Система e-learning (электронное обучение) становится непременным атрибутом современного образования, и студенты кафедры шахмат овладевают компьютерными технологиями, применяемыми в обучении и тренировке шахматиста.

Мы исходим из того, что если даже наш выпускник попадет в малокомплектную сельскую школу, в которой есть только один компьютер, то и в таких условиях он сможет с успехом применить полученные знания. Если же в распоряжении выпускника кафедры шахмат будет компьютерный класс, то тогда на базе этого класса наш выпускник обязан создать маленькую спортивную школу по шахматам.

Организационные мероприятия, интенсивный учебный процесс, регулярные тренировки под руководством наставников не могли не сказаться на спортивных и учебных результатах шахматистов РГСУ. И. Ва-силевич и А. Харитонов завоевали звание гроссмейстера, А. Кузин и Н. Чадаев стали международными мастерами, П. Плотников выполнил норматив мастера ФИДЕ.

Осенью 2005 г. исполком Шахматной федерации России доверил сборной РГСУ защищать честь страны на международном турнире команд девушек до 20 лет. Шесть студенток РГСУ победили сборные команды Германии, Норвегии, Польши... Студент гроссмейстер Э. Инаркиев был включен ФИДЕ в список ста сильнейших шахматистов мира.

Мастера ФИДЕ Е. Кинева, Е. Прудникова и М. Фоминых успешно сотрудничают в главных шахматных изданиях страны - журнале «64 - Шахматное обозрение » и газете «Шахматная неделя». Студенту П. Плотникову доверена роль комментатора во время on-line трансляции шахматных соревнований на сайте «Шахматная планета ». Доклад перворазрядницы Г. Камаловой «Шахматы в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста» получил высокую оценку на Неделе студенческой науки.

Благодаря помощи ректората и факультета ювенологии и семьеведения, сотрудничеству с Москомспортоми общественными шахматными организациями в РГСУ создан мощный форпост шахматного образования. Мы только в начале пути. Сделать надо еще очень много. Предстоит создать научную лабораторию, открыть курсы повышения квалификации педагогов по шахматам, организовать международное сотрудничество в области шахматного образования.

Но уже сейчас опыт РГСУ привлекает внимание шахматной общественности. В ряде регионов думают о создании аналогичных кафедр в местных вузах. По этому вопросу проведены консультации с Шахматными федерациями Орловской области, Ставропольского края, Краснодарского края, Республики Саха (Якутия). В Уральском государственном техническом университете планируется открыть кафедру шахмат в текущем учебном году.

Стратегия прорыва, которую демонстрирует в своих начинаниях РГСУ в целом и кафедра шахмат в частности, находит последователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.