УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-132-137
Сформированность функционального и двигательного потенциала студентов специальных медицинских групп в процессе физкультурных
занятий
Коткова Л.Ю.'*, Шаймарданова Л.Ш.2
Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ», г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0001-7383-2850, [email protected]* 2Елабужский институт Казанского федерального университета,
г. Елабуга, Россия ORCID: 0000-0003-4130-9365, [email protected]
Аннотация: В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются с большим объемом учебной нагрузки, которая влечет за собой нервно-психическое напряжение, снижение уровня умственной и физической работоспособности. Повышенный стресс и утомляемость испытывает студент с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальным медицинским группам (СМГ). Успешность обучения во многом зависит от функционального состояния и двигательного потенциала студентов, поэтому своевременная диагностика данных параметров позволит дифференцировать нагрузочные режимы в процессе физкультурных занятий и добиться положительной нормализации двигательных функций занимающихся. Цель исследования - выявить особенности функционального и двигательного развития организма студенток СМГ в процессе занятий оздоровительными видами физической культуры. Методы исследования: анализ, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Физкультурные занятия оздоровительной направленности, включающие в себя разделы «Легкая атлетика -оздоровительные виды» и «Лечебная гимнастика», оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма и некоторые показатели двигательного развития студентов СМГ. Анализ результатов исследования выявил положительное влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на динамику показателей функциональных систем и двигательного развития студенток СМГ с преимущественным воздействием на развитие дыхательной системы, силовой выносливости и гибкости. Практическая значимость исследования заключается в возможности получения дополнительных данных о динамике функционального и двигательного развития студентов СМГ и своевременной коррекции учебного процесса по физической культуре. Новизна исследования состоит в получении новых сведений о влиянии физкультурных занятий оздоровительной направленности на показатели функционального состояния и двигательного развития организма студентов СМГ.
Ключевые слова: функциональное состояние, двигательное развитие, студенты специальной медицинской группы.
Для цитирования: Коткова Л.Ю.*, Шаймарданова Л.Ш. Сформированность функционального и двигательного потенциала организма студентов специальных медицинских групп в процессе физкультурных занятий. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(1): 132-137. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-132-137.
The formation level of organism functional and motor potential among students of special medical groups during physical culture lessons
Larisa Yu. Kotkova1*, Lyutsiya Sh. Shaymardanova2
Naberezhnye Chelny branch of'TISBI Management University" Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0001-7383-2850, [email protected]* 2Yelabuga Institute of Kazan Federal University,
Yelabuga, Russia ORCID: 0000-0003-4130-9365, [email protected]
Abstract: While studying at a higher educational institution students face with great volume of educational load. It causes nervous-psychic tension, the level of mental and physical working capacity decrease. The increased stress and fatigability influence organisms of students with poor health state. They belong to special medical groups (SMG). The success of education mainly depends on the state of the functional and motor systems of students' organisms. In this connection timely diagnostics of these parameters would help to differentiate the loading regimens during physical culture lessons and achieve positive normalization of students' motor functions. Material. The article considers the influence of physical culture lessons of health-improving orientation on the state of the functional and motor development of SMG female students. Research methods: scientific-methodical information sources analysis, testing, pedagogical observation, methods of mathematical statistics. Scientific novelty of the research is in new information getting concerning the influence of physical culture lessons of health-improving orientation on the indices of the functional state and motor development of female students from SMG. Results. The research results analysis revealed positive influence of health-improving orientation on the dynamics of functional systems indices and motor development of female students from SMG, with the preliminary influence on respiratory system, strength oriented endurance and flexibility development. Practical significance of the research is in the opportunity to get additional information concerning the dynamics of the functional and motor development of female students from SMG and physical culture educational process timely correction. Conclusion. Physical culture lessons of health-improving orientation have a positive influence on the functional and motor development indices of female students from SMG. However, they have insufficient influence on the level of coordination abilities development. In this connection there appears the necessity to include additional means into physical culture program. Keywords: functional state, motor development, students of special medical group.
For citation: Larisa Yu. Kotkova*, Lyutsiya Sh. Shaymardanova. The formation level of organism functional and motor potential among students of special medical groups during physical culture lessons. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 132-137. DOI: 10.14526/2070-4798-202318-1-132-137.
Введение
Высшее образование является одной из главных ступеней на пути профессионального становления каждого человека. В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются с большим объемом учебной нагрузки, которая влечет за собой нервно-психическое напряжение, снижение уровня умственной и физической работоспособности. Повышенный стресс и утомляемость испытывает организм студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальным медицинским группам (СМГ).
Рядом авторов установлено, что успешность обучения во многом зависит от состояния функциональной и двигательной систем организма студентов [1]. Регулярные физические нагрузки способствуют повышению адаптационных возможностей организма к стрессовым воздействиям, а значит мобилизации и устойчивому функционированию его основных систем.
Студенты с отклонениями в состоянии здоровья подразделяются на группы с учетом специфики заболеваний. Преимущественно выделяют СМГ «А» и «Б». В СМГ «А» входят студенты, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья врожденного или хронического
характера в стадии компенсации. К группе «Б» относятся студенты с нарушениями в состоянии здоровья хронического плана в стадии суперкомпенсации [3].
Как показывают результаты собственных исследований, большинство студентов СМГ Ела-бужского института КФУ (66,6%) имеют стойкие отклонения в состоянии здоровья врожденного и хронического характера, преимущественно связанные с нарушениями сенсорных и двигательных систем [2].
Своевременная диагностика, контроль функционального и двигательного состояния организма студентов СМГ позволит дифференцировать нагрузочные режимы выполнения физических упражнений в процессе физкультурных занятий, добиться положительной нормализации двигательных функций занимающихся, адекватно оценить собственное состояние организма и способствовать воспитанию потребности иметь крепкое здоровье.
Цель исследования - выявить особенности функционального и двигательного развития организма студенток СМГ в процессе занятий оздоровительными видами физической культуры.
Задачи исследования:
1. Исследовать показатели функционального состояния и двигательного развития студенток СМГ в начале учебного года.
2. Проанализировать влияние занятий оздоровительными видами физической культуры на функциональное и двигательное состояние организма студенток СМГ.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе Елабуж-ского института КФУ в г. Елабуга Республики Татарстан со студентками 2-3-го курсов СМГ в количестве 40 человек в период с сентября 2022 г. по март 2023 г. Для обработки результатов исследования были использованы следующие методы: анализ, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Результаты и обсуждение
На начало исследования нами были изучены особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показатели развития быстроты, гибкости, силовой выносливости и координационных способностей сту-
денток СМГ 2-3-го курсов Елабужского института КФУ по тестам: проба Штанге, проба Генче, проба Мартине, ловля линейки, наклон вперед, подъем туловища из положения лежа за 1 мин., сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях, проба Ромберга (поза «пятка-носок»). При изучении уровня развития двигательных проявлений у студенток СМГ мы использовали контрольные нормативы, представленные в рабочей программе по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту для специальной медицинской группы.
На начало исследования состояние дыхательной системы у студенток СМГ находилось в пределах нормы, реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку у большинства студенток была на оценку «удовлетворительно».
Показатели развития силовой выносливости в тесте «Поднимание туловища из положения лежа» были в пределах нормы, в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях» - ниже нормы. Показатели развития координации и гибкости у студенток СМГ на начало исследования значительно отставали от нормативных значений (таблица).
Таблица
Динамика показателей функционального состояния организма и двигательного развития студенток СМГ 2-3-го курсов за период исследования
Поиьэахспн 2-tl 3-й курс №pia
JO ПОСЛС JO лосле
Функциональное шшиш
Пройа IJLra l. 34,3"? ±2,9 4I.9±3.1 3EW0
Пройа Гончс. ctJi 19,й5±3,Я 1э.]Я ±2.Я «Util,? 13-30
LIpUUJ MdfiL HIlL. DVB, % студентов хор.- уд«. - 79,3% Kty.jijfi. - хор. - L 3J"/ü удов. - хор. -16 J% удов. - 6J,6% XOp. -УДОВ. - <] -M 1911 _ хорошо; OI 3 ДО 4 NLI1H удоБдств.:, > 4 ншут НС^ДОЙ.]СТВ.
т рШИЕПВи fiLirhJl 1 И'.'
Cl JlOUJl hL H |7d Jl jk'hJMJlH: рул H- упоре .iL-jtj на ДОЛОНЯЛ. ПШ-» fluí SM^JR 6.1ВД1 7,72±3,2* 7-Д
1 Iu.jMji sjjjiijl зулаввщв из положения нт, Ш' ВО pal 23.55±3,Я iDJfttljS* 20-ЗА
Наклон вперед сидя, нш-hu pai 3,ü±3jf>* -2JW±2.] 4,lfi±2,fi* 11-15
Ловля лннсйкц си 25,Й5±1,Я 26,0=] ,4 22.9±2.5 13-17
Проба PüuStpfa (ijusj «спижь-носою^ вся llTTbfc]> I3J0±2.] JÍ-L7
Примечание: * - дсиливерньи; раишчия (tp > ikp при р =0, 05 t
В начале исследования была произведена оценка уровня развития двигательных способностей студенток СМГ 2-3-го курса по нормативным критериям рабочей программы по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре для студентов СМГ.
Было выявлено, что силовая выносливость мышц брюшного пресса у большинства студенток (68,9% - 2-й курс и 63,6% - 3-й курс) находится в пределах оценки «хорошо», а силовая выносливость верхнего плечевого пояса оценивается как «неудовлетворительно» (48,2% - 2-й курс, 36,3% - 3-й курс).
В показателях развития гибкости преимущественно имеют оценку «удовлетворительно» 55,1% студенток 2-го курса и 54,5% студенток 3-го курса.
Быстрота реакции развита на оценку «удовлетворительно» у 72,4% студенток 2-го курса и 45,4% студенток 3-го курса.
Способность к сохранению равновесия у большинства студенток СМГ оценивается как «неудовлетворительно» (2-й курс - 86,2%, 3-й
курс - 72,7%).
В результате занятий физической культурой оздоровительной направленности по разделам «Легкая атлетика - оздоровительные виды» и «Лечебная гимнастика» у студенток СМГ 2-3-го курсов произошли положительные изменения в показателях функционального состояния и двигательного развития организма (рисунок 1).
Так, у студенток СМГ 2-го курса выявлены достоверные темпы прироста в состоянии дыхательной системы в пробах Штанге и Генче, в развитии силовой выносливости, гибкости и быстроте реакции. У студенток СМГ 3-го курса произошли достоверные изменения в состоянии дыхательной системы в пробе Генче, в развитии силовой выносливости и гибкости.
Показатели восстановления сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки в пробе Мартине у студенток СМГ 2-го курса несколько улучшились, а у студенток 3-го курса остались без изменений. Незначительно изменились показатели способности к сохранению равновесия у исследуемых студенток.
%
■Ы^М
Рис. 1. Темпы прироста показателей функционального состояния и двигательного развития организма студенток СМГ за период исследования
В процессе исследования произошли изменения в оценках показателей двигательного развития студенток СМГ (рис. 2-5).
Наблюдается значительное повышение процента студенток СМГ 2-го курса, имеющих оценки «отлично» и «хорошо» в развитии силовой
выносливости, гибкости и быстроты реакции. Уменьшается процент студенток СМГ 2-го курса, имеющих оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по всем показателям двигательного развития (рис. 2-3).
%
8йа
щдон удмлет. ищршю отлично
Рис. 2. Процентное соотношение студенток СМГ 2-го курса по оценке показателей двигательного
развития на начало исследования
Пцдъемвд^
ЛйВЛА Лин £йн
неудовл удовлег.
ЬОрОШО ОТЛИЧНО
^ро^э Ромберга
Рис. 3. Процентное соотношение студенток СМГ 2-го курса по оценке показателей двигательного
развития в конце исследования
На 3-м курсе за период исследования возрас- рительно» и «неудовлетворительно» по всем
тает процент студенток СМГ, имеющих оценки показателям, кроме быстроты реагирования и
«отлично» и «хорошо» по всем показателям раз- способности к сохранению равновесия (рисунки
вития двигательных способностей. Практически 4-5). отсутствуют студенты с оценками «удовлетво-
неудовл у до влет.
НЦЩЦ
подъем аи6 —'™И1*Нй
-гул Наклон
ГСЖЧ
Гриба Ром Берга
Рис. 4. Процентное соотношение студенток СМГ 3-го курса по оценке показателей двигательного
развития на начало исследования
Ловля линейки
огл ич но
неудоел.
удоЕлег. хорошо
Подъем , ,
ОиБ.рук -п/л Наклон
т прма
Проба Роллберг-а
Рис. 5. Процентное соотношение студенток СМГ 3-го курса по оценке показателей двигательного
развития в конце исследования
Ловля
ЛИНЙЙКИ
Заключение
Физкультурные занятия оздоровительной направленности, включающие в себя разделы «Легкая атлетика - оздоровительные виды» и «Лечебная гимнастика», оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма и некоторые показатели двигательного развития студентов СМГ.
В первую очередь хорошо поддаются развивающему воздействию такие двигательные способности, как силовая выносливость и гибкость, совершенствуются показатели восстановления сердечно-сосудистой системы после нагрузки и возможности дыхательной системы в усложненных условиях. С трудом повышается уровень таких координационных проявлений, как быстрота реагирования и способность к сохранению равновесия.
На наш взгляд, это объясняется несформи-рованностью координационных способностей, наличием у студентов СМГ противопоказаний к выполнению упражнений сложно координационной направленности и вследствие чего ограниченностью в применении средств данной группы на физкультурных занятиях.
Решением данной проблемы может служить
включение в программу по физической культуре для студентов СМГ раздела «Спортивные игры», состоящего из специально подобранных игр адаптивного спорта для лиц с нарушениями зрения и отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Список литературы
1. Удин Е.Г. Комплексы физических упражнений для студентов специальной группы здоровья: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб НИУ ИТМО. 2012: 547.
2. Коткова Л.Ю. Методическое обеспечение занятий по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту со студентами специальной медицинской группы Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 101-106. DOI: 10.14526/2070-47982022-17-2-101-106.
3. Янцен Т.А. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп. Исследования молодых ученых: материалы XI Между-нар. науч. конф. Казань: Молодой ученый. 2022: 65-68.
Статья поступила в редакцию: 20.02.2023
Коткова Лариса Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических и спортивных дисциплин Набережночелнинского филиала «Университет управления «ТИСБИ», 423803, Россия, г. Набережные, Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: [email protected]
Шаймарданова Люция Шарифзяновна - старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета, 423606, Россия, г. Елабуга, ул. Хирурга Нечаева, дом 10, кв. 44, e-mail: [email protected]