УДК: 796: 378.18 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-51-56
Отношение иностранных студентов, обучающихся в Российской
Федерации, к занятиям физической культурой и спортом (на примере Елабужского института Казанского федерального
университета)
Коткова Л.Ю.'*, Шаймарданова Л.Ш.2
Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ», г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0001-7383-2850, [email protected]* 2Елабужский институт Казанского федерального университета,
г. Елабуга, Россия ORCID: 0000-0003-4130-9365, [email protected]
Аннотация: Основной формой организации физического воспитания в системе высшего образования являются учебные занятия по физической культуре. В процессе организации физического воспитания с иностранными студентами необходимо учитывать языковой барьер, наличие двигательного опыта, интересы и потребности студентов в освоении новых видов физкультурно-спортивной деятельности. Материалы. Изучение отношения иностранных студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, методы математической статистики. Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных результатов с целью осуществления дифференцированного подхода в процессе планирования и организации физкультурно-спортивных занятий с иностранными студентами. Новизна исследования состоит в получении новых сведений о половозрастных особенностях иностранных студентов, их предпочтениях в видах спорта и физических упражнениях. Результаты. Анализ результатов исследования показал, что иностранные студенты как на 1-м, так и на 2-м курсах проявляют большой интерес к занятиям физической культурой и спортом, однако у юношей он выше, чем у девушек. Большинство иностранных студентов отдают предпочтение занятиям игровыми видами спорта: юноши выбирают футбол и волейбол, девушки - волейбол. В связи с этим студенты не проявляют желание заниматься легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой, плаванием. Интерес к занятиям физической культурой и спортом у студентов ко 2-му курсу снижается. Заключение. Таким образом, в процессе физического воспитания иностранных студентов в вузе необходимо повышать их интерес к занятиям легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, лыжной подготовкой, активно вовлекать в физкультурно-спортивные занятия девушек.
Ключевые слова: физическое воспитание, система высшего образования, физическая культура и спорт, иностранные студенты.
Для цитирования: Коткова Л.Ю.*, Шаймарданова Л.Ш. Отношение иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации, к занятиям физической культурой и спортом (на примере Елабужского института Казанского федерального университета). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 51-56. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-51-56
Attitude of foreign students, who study in the Russian Federation, to physical culture lessons and sport (by the example of Yelabuga Institute of Kazan
Federal University)
Larisa Yu. Kotkova1*, Lyutsiya Sh. Shaymardanova2
'Naberezhnye Chelny branch of University of Management 'TISBI", Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0001-7383-2850, [email protected]* 2 Yelabuga Institute of Kazan Federal University Yelabuga, Russia
ORCID: 0000-0003-4130-9365, [email protected]
Abstract: The main form of physical upbringing organization in the system of higher education is physical culture lessons. While organizing physical upbringing among foreign students it is necessary to take into consideration the language barrier, motor experience, interests and needs of students in mastering new kinds of physical culture and sport activity. Materials. Studying the attitude of foreign students to physical culture lessons and sport at a higher educational establishment. Research methods. Information sources analysis and summarizing, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Practical relevance of the research is in the use of the received results in order to realize a differentiated approach while planning physical culture lessons with foreign students. Research novelty is in getting new information concerning gender and age-related characteristics of foreign students, their preferences in kinds of sport and physical exercises. Results. The research results analysis showed that foreign students show great interest in physical culture lessons both at the 1st and the 2nd courses. However, the level of interest is higher among boys than among girls. Most foreign students prefer sports games: boys choose football and volleyball, girls prefer volleyball. In this connection students don't show desire to go in for athletics, gymnastics, skiing, swimming. The interest in physical culture lessons among students decreases by the 2nd course. Conclusion. Thus, during physical upbringing of foreign students at a higher educational establishment it is necessary to increase the interest in athletics, gymnastics, swimming and skiing and actively involve girls into physical culture lessons.
Keywords: physical upbringing, system of higher education, physical culture and sport, foreign students.
For citation: Larisa Yu. Kotkova*, Lyutsiya Sh. Shaymardanova. Attitude of foreign students, who study in the Russian Federation, to physical culture lessons and sport (by the example of Yelabuga Institute of Kazan Federal University). Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 51-56. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-51-56
ВВЕДЕНИЕ
Получение высшего образования иностранными студентами в Российской Федерации стало уже привычной практикой. Оно является престижным, доступным и в какой-то мере экономически выгодным для иностранных студентов. Наша высшая школа также заинтересована в притоке иностранных студентов, так как это качественным образом отражается на рейтинговых показателях вуза.
Одной из приоритетных задач высшего образования является воспитание социально значимой личности, не только владеющей основными профессиональными компетенциями, но и способной осуществлять будущую профессиональную деятельность. В связи с этим в процессе обучения важная роль отводится физическому воспитанию студенческой молодежи, основная
направленность которого сводится к формированию общей и профессиональной культуры будущего специалиста [1].
Основной формой организации физического воспитания в системе высшего
образования являются учебные занятия по физической культуре. Физическая культура представляет собой специфический процесс и результат деятельности по физическому совершенствованию природы человека. В ее основе лежит целенаправленная двигательная деятельность, позволяющая развивать жизненно важные двигательные умения и навыки, физические качества, укреплять здоровье и сохранять устойчивую работоспособность [3].
Дисциплина «Физическая культура» в системе высшего образования относится к базовому курсу цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Гуманитарная значимость физической культуры состоит в формировании долговременной мотивации к здоровому образу жизни и физическому совершенствованию занимающихся. Поэтому в процессе физкультурных занятий очень важно вооружить студентов системой знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, создать условия для овладения практическими компетенциями, обеспечивающими сохранение
и укрепление здоровья, совершенствование психофизических кондиций [2].
В процессе организации физического воспитания с иностранными студентами необходимо учитывать ряд особенностей: языковой барьер; менталитет государства, из которого приехал студент; наличие двигательного опыта, интересы и потребности студентов в освоении новых видов физкультурно-спортивной деятельности [4,5,6,7].
Учет этих особенностей позволит повысить мотивацию и интерес к физкультурным занятиям у иностранных студентов, сформировать установку на успешную физкультурно-спортивную деятельность
и приобщить их к ценностям физической культуры. Данное положение определяет актуальность проводимого исследования.
Цель исследования - изучить отношение иностранных студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе.
Задачи исследования:
1. Выявить интерес иностранных студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
2. Определить отношение иностранных студентов к различным видам физических упражнений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось на базе Елабужского института КФУ в г. Елабуга Республики Татарстан в период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. В исследовании приняли участие 70 иностранных студентов из Туркменистана, обучающихся на 1-м (33 человека) и 2-м курсах (37 человек) отделения математики и естественных наук. В исследовании применялся метод анкетирования. Нами была разработана анкета, состоящая из 12 закрытых вопросов альтернативного и многовариантного типа, с целью изучения отношения иностранных студентов к занятиям физической культурой и спортом в процессе обучения в вузе.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
На начальном этапе исследования были изучены половозрастные особенности исследуемого контингента. Так, 48,4% студентов 1-го курса составили юноши, 51,5% - девушки. Среди студентов 2-го курса в исследовании принимали участие 24,3% юношей и 75,6% девушек.
Возрастной диапазон юношей на 1-м курсе составил 20-23 года, девушек - 18-19 лет. На 2-м курсе преобладают юноши и девушки в возрасте 20-21 года (таблица 1).
Таблица 1 - Половозрастные особенности исследуемого контингента
Возраст Юноши Девушки
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
18-19 лет 12,5% - 35,2% 25%
20-21 год 25% 44,4% 23,5% 42,8%
22-23 года 56,6% 33,3% 17,6% 21,4%
24 и св. 12,5% 22,2% 23,5% 10,7%
Изучая интерес иностранных студентов к физкультурным и спортивным занятиям, мы получили следующие результаты.
Так, при анализе ответов на вопросы: «Занимались ли вы раньше спортом?», «Посещаете ли вы спортивные секции в вузе?» и «Нравится ли вам посещать занятия физической культурой и спортом в вузе?» было выявлено, что большинство студентов
как на первом, так и на втором курсах раньше занимались спортом и им нравится посещать спортивные занятия в вузе. Причем у юношей интерес к физкультурным и спортивным занятиям выше, чем у девушек (таблицы 2-4).
Таблица 2 - Ответы на вопрос: «Занимались ли вы раньше спортом?»
Варианты ответов Юноши Девушки
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
Да 93,7% 100% 58,8% 78,5%
Нет 6,2% - 41,1% 21,4%
Таблица 3 - Ответы на вопрос: «Посещаете ли вы спортивные секции в вузе?»
Варианты ответов Юноши Девушки
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
Да 75% 77,7% 47% 25%
Нет 25% 22,2% 52,9% 75%
Таблица 4 - Ответы на вопрос: «Нравится ли вам посещать занятия физической культурой и спортом в вузе?»
Варианты ответов Юноши Девушки
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
Да 93,7% 100% 94,1% 89,2%
Нет 6,2% - 5,8% 10,7%
Не знаю - - - -
При ответе на вопрос «Каким видом спорта вы хотели бы заниматься?» большинство опрашиваемых респондентов указали игровые виды спорта: у юношей в приоритете стоит футбол, у девушек - волейбол.
Также 18,7% юношей 1-го курса хотели бы заниматься борьбой и 12,5% - легкой атлетикой. Девушкам на 2-м курсе интересно было бы заниматься теннисом (28,5%) и гимнастикой (14,2%) (таблица 5).
Таблица 5 - Ответы на вопрос: «Каким видом спорта вы хотели бы заниматься?»
Варианты ответов Юноши Девушки
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
Футбол 43,7% 66,6% - -
Волейбол 37,5% 44,4% 76,4% 57,1%
Баскетбол - - - 14,2%
Бокс 6,2% 11,1% - -
Борьба 18,7% - - -
Легкая атлетика 12,5% - 11,7% -
Гимнастика - - 11,7% 14,2%
Теннис - - - 28,5%
Изучая отношение иностранных студентов к различным видам физических упражнений, мы выявили, что 56,2% юношам на 1-м курсе нравится заниматься спортивными играми и силовыми упражнениями, 37,5% - плаванием, общеразвивающими и гимнастическими упражнениями и 31,2% -бегом. На 2-м курсе интересным для 55,5% юношей становится бег, 22,2% выбирают спортивные игры и плавание и лишь 11,1% -
силовые упражнения.
У 35% девушек на 1-м курсе интерес вызывают спортивные игры и общеразвивающие упражнения, у 23,5% - бег; 50% девушек на 2-м курсе нравится заниматься спортивными играми, 39,2% - беговыми упражнениями, 21,4% -ходьбой на лыжах и 17,8% - общеразвивающими и гимнастическими упражнениями (таблица 6).
Таблица 6 - Ответы на вопрос: «Какими видами упражнений вам нравится заниматься?»
Варианты ответов Юноши Девушки
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
Бег 31,2% 55,5% 23,5% 39,2%
Спортивные игры 56,2% 22,2% 35,2% 50%
Плавание 37,5% 22,2% - -
Ходьба на лыжах 6,2% 11,1% - 21,4%
Силовые упражнения 56,2% 11,1% - -
Общеразвивающие упражнения 37,5% - 35,2% 17,8%
Гимнастические упражнения 37,5% - 5,8% 17,8%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранные студенты как на 1-м, так и на 2-м курсах проявляют большой интерес к занятиям физической культурой и спортом. Однако процент юношей, желающих заниматься физкультурно-спортивными занятиями, выше, чем девушек.
Большинство иностранных студентов отдают предпочтение занятиям игровыми видами спорта: юноши выбирают футбол, волейбол, девушки - волейбол. В связи с этим студенты не проявляют желание заниматься легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой, плаванием. Интерес к занятиям физической культурой и спортом у студентов ко 2-му курсу снижается.
Таким образом, в процессе физического воспитания иностранных студентов в вузе необходимо повышать их интерес к занятиям легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, лыжной подготовкой, активно вовлекать в физкультурно-спортивные занятия девушек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григоревич И.В. Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Беларусь. URL: / https://bspu.by/blog/grigorevich/article/lection/ fizicheskoe-vospitanie-v-vuze/download?path=./ uploads/grigorevich/lection/lekciya.docx.:2
2. Сухарева Н.А. Зачетный тест по предмету «Физическая культура»: методическая разработка. Кунгурский филиал ФГБОУ ВПО «МГХПА им. С.Г. Строганова», 2014: 2.
3. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория
и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высшего образования заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2017: 12.
4. Листкова М. Л. Закаливание в системе самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодёжи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 55-60. DOI: 10.14526/2070-47982020-15-2-55-60.
5. Bento T.C., Romero F., Leitao J.C., Mota M.P. Portuguese adults' physical activity during different periods of the year. Euroean Journal of Sport Science. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/174 61391.2012.704081.
6. Gill D.L., Hammond C.C., Reifsteck E.J., Jehu C.M., Williams R.A., Adams M.M., ... Shang Y.T. Physical activity and quality of life. Journal of Preventive Medicine and Public Health. 2013; 46(suppl.1), S28-34. DOI: 10.3961/ jpmph.2013.46.S.S28.
7. Jurakic D., Pedisic Z., Andrijasevic M. Physical activity of Croatian population: Cross-sectional study using International Physical Activity Questionnaire. An International Journal. 2007; 35: 1189-1210. DOI: 10.2224/sbp.2007.35.9.1189.
Статья поступила в редакцию: 13.05.2021
Коткова Лариса Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ», 423803, Россия, г. Набережные Челны, ул. Маршала Жукова, д. 20, кв. 103, e-mail: [email protected]
Шаймарданова Люция Шарифзяновна - старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Елабужского института КФУ, 423606, Россия, г. Елабуга, ул. Хирурга Нечаева, д.10, кв. 44, e-mail: [email protected]