Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN617.pdf Статья опубликована 04.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Пащенко Л.Г. Проявления состязательности у студентов вуза в процессе физкультурно -спортивной деятельности // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6
https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. УДК 796.011.1
Пащенко Лена Григорьевна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск1
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: lenanv2008@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id = 405751
Проявления состязательности у студентов вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Аннотация. В статье представлены результаты исследования проявления состязательности у студентов вуза, рассматриваемой с позиции мотивации принятия решений в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Проведен сравнительный анализ мотивов «доминирование (стремление к лидерству)», «соперничество», «игры и развлечения», «самосовершенствование», являющихся проявлениями состязательности, у юношей и девушек, выбравших для освоения программы учебной дисциплины «Физическая культура» различные физкультурно-спортивные специализации. Помимо этого, были сопоставлены результаты студентов, занимающихся спортом с аналогичными данными молодых людей, чей режим двигательной активности ограничен обязательными учебными занятиями по физической культуре. Полученные результаты позволяют констатировать о более выраженном проявлении состязательности, как мотивирующей деятельности по достижению результата, у студентов, занимающихся спортом. Юноши, выбравшие для занятий волейбол, и девушки, выбравшие единоборства, аэробику и атлетическую гимнастику в большей степени стремятся к соревновательной деятельности, избегают ее юноши и девушки, занимающиеся баскетболом и плаванием, а также студентки, выбравшие для занятий физической культурой танцы. Это требует особого подхода со стороны преподавателей к адекватному подбору используемых средств и применяемых методов в процессе физического воспитания студентов.
Ключевые слова: состязательность; студенты; соперничество; лидерство; игра; соревновательность; физическое воспитание; мотивы
Введение
Современные преобразования в обществе требуют от молодежи проявления инициативности, активности, целеустремленности. Дальнейшее развитие современного общества невозможно без высококвалифицированных компетентных людей, подготовка которых осуществляется в условиях высших учебных заведений. При этом, для работодателей, важным является не только овладение профессиональными умениями и навыками. От
1 628600, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина 2, к. 201
молодежи ждут активности, целеустремленности, проявления инициативы. Не менее важным является проявление состязательности, как способности самореализации субъекта в процессе жизнедеятельности [12, c. 4].
Психолого-педагогический подход рассмотрения явления состязательности представлен большим количеством работ. Ю. С. Касюлис дает определение состязательности, как установке личности на состязание, готовности помериться силами с другими людьми в определенных видах деятельности для того, чтобы улучшить личные и коллективные достижения [6]. Б. А. Райзберг и А. К. Тутунджян определяют состязательность, как мягкую форму противостояния, проявляющуюся в стремлении каждой из соревнующихся сторон обойти другую в успехе без ущемления взаимных возможностей [9, c. 203]. С. В. Хашаева трактует состязательность, как разновидность социального сравнения, являющейся основанием для принятия решений индивидом, ориентиром его социального поведения [11].
Состязательность, по мнению В. В. Левченко и А. В. Карпова, оказывает сильное и однозначное воздействие на результативность деятельности, межличностные отношения, развитие личности. В процессе состязания его субъекты более четко видят не только цели и задачи своей деятельности, но и ее результаты. Это дает возможность и оценивать полученные результаты, и корректировать собственные цели и нормы, а также совершенствовать средства и способы деятельности. В этом проявляется мотивирующая функция состязательности [7].
Состязательность, характерная для всех видов человеческой деятельности, как духовной, так и физической, наиболее ярко проявляется в психолого-педагогическом аспекте, в частности в физкультурно-спортивной деятельности.
Занятия физической культурой и спортом, в основе которых лежит легитимный статус состязательности, дают возможность каждому человеку прикоснуться к таким фундаментальным основам сущего, как движение и развитие [5]. Спортивная состязательность способствует не только увеличению физиологических показателей тела, но и развитию полноценной личности, способной контролировать борьбу своих страстей и желаний.
Анализ литературы показал, что частными проявлениями состязательности является соперничество, стремление к лидерству, соревновательность, игра [5].
В развитии лидерства важное значение имеют личностные компоненты. Э. Л. Боднар констатирует о положительной корреляции с проявлением лидерства таких личностных показателей как ум, самообладание, уверенность в себе, стремление к результатам, общительность. При этом, уточняет, что проявления личностных качеств лидера зависят от соответствующих обстоятельств: в одних случаях они должны быть целеориентированными, в других - популярными и общительными. Мотивация к результату является главным из требуемых качеств [1].
Преследуемый людей дух соперничества, проявляющийся как в простых играх в мяч во дворе, так и на биржевых площадках при продаже акций, способен пагубно отразиться на взаимоотношении между людьми, в чем проявляется негативная функция спорта. По мнению В. А. Баранова, дух соперничества, проявляемый в спорте, нередко наносит вред человечеству, стремящемуся к престижу. Организация игрового соперничества позволяет реализовывать гуманистические идеалы и ценности, в соответствии с требованиями [2].
Игра имеет особое значение в процессе социализации личности. По определению Р. С. Данилова, игра является деятельностью, обусловленной совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения [5]. В процессе игры индивид осваивает и покоряет свое жизненное пространство, преодолевает отчуждение от угрожающего мира. Игровая форма состязательности во многом предопределяет дальнейший путь развития личности. Игра, не смотря на отождествление с досугом и отдыхом, является важной частью
Мир Науки
Мир Науки
научный интернет-журнал
жизненной стратегии человека, ощущающего уникальность и неповторимость жизни. Особенно ценна присущая игре состязательность.
Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд в своей книге приводят определение соревновательности, данное Рейнер Мартенсом, как стремление человека к удовлетворенности при сравнении с шаблоном совершенства в присутствии лиц, способных осуществить оценку, как поведение достижения в соревновательном контексте, где социальная оценка является ключевым компонентом. При этом, указывают на недостаток данного определения, в частности ограниченностью ситуациями оценивания другими людьми. При этом, люди зачастую соревнуются сами с собой, даже если никто их не оценивает [10]. По мнению Н. Н. Визитей, потенциал того или иного случая соревновательности в деле обеспечения возможности для его участников четкой самоидентификации и полноценной самореализации определяется в объективном плане тем, насколько данное соревнование создает предпосылку для такого рода процессов [3].
Ранее проведенные нами исследования показали - мотивация занятий физической культурой у студентов, занимающихся в условиях личностно-ориентированного физического воспитания отличается от тех, кто занимается в регламентированных условиях [4]. Вместе с этим, несмотря на то, что свободный выбор физкультурно-спортивной специализации для освоения программы по учебной дисциплине «Физическая культура» в вузе позволяет повысить эффективность процесса по физическому воспитанию студентов [8], это не способствует привлечению студентов, а именно девушек, к участию в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, организуемых в вузе по плану воспитательной работы, требующих проявления состязательности [13].
Таким образом, актуальным является исследование проявлений состязательности у студентов вуза в процессе занятий физической культурой.
Целью исследования является изучение проявления состязательности, рассматриваемой с позиции мотивации принятия решений, в процессе физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза.
Задачи исследования: выявить проявления состязательности у студентов вуза в процессе личностно-ориентированного физического воспитания; сравнить проявления состязательности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Методы и организация исследования
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (далее НВГУ), где студентам всех факультетов в начале учебного года предоставляется возможность свободного выбора одной из нескольких физкультурно-спортивных специализаций для освоения программы учебной дисциплины «Физическая культура».
В исследовании приняли участие 362 студента (139 юношей и 223 девушки), обучающихся на 1-3-х курсах НВГУ. В группе юношей 100 человек имели двигательный режим, ограниченный обязательными занятиями физической культурой, у 39 он был расширен спортивными занятиями. У девушек соответственно - 193 и 30. Юноши, принявшие участие в исследовании для занятий физическим воспитанием, выбрали физкультурно-спортивные специализации: волейбол (п = 19), баскетбол (п = 18), минифутбол (п = 22), атлетическую гимнастику (п = 22), плавание (п = 19). Девушки занимались танцами (п = 36), волейболом (п = 23), баскетболом (п = 17), плаванием (п = 17), атлетической гимнастикой (п = 43), единоборствами (п = 17).
Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом осуществлялось путем анкетирования с применением анкеты М. М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культуры». Студентам предлагалось дать количественную оценку (от 1-го - не согласие с утверждением, до 5-и - абсолютное согласие) утверждениям, характеризующим такие мотивы, как «доминирование (стремление к лидерству)», «соперничество», «игры и развлечения», «самосовершенствование». Для количественного анализа полученных результатов использовался метод оценки достоверности различий по t-критерию Стъюдента.
Результаты и их обсуждение
Рассматривая проявления лидерства в физкультурно-спортивной деятельности, мы ориентируемся на важность наличия целевой ориентации и большой мотивации к достижению результатов. Наиболее высокие показатели проявления данного мотива отмечаются у юношей, выбравших для обязательных занятий физической культурой волейбол (3,7 ± 1,1) и минифутбол (3,5 ± 1,1), у девушек, выбравших занятия единоборствами (3,8 ± 1,3), аэробику (3,4 ± 1,1) и атлетическую гимнастику (3,4 ± 1,0). Наименьшие значения проявления данного мотива были обнаружены в группе занимающихся баскетболом, как у юношей (2,4 ± 0,9), так и у девушек (2,6 ± 0,7).
Мотив соперничества в процессе физкультурно-спортивной деятельности, рассматриваемый как стремление участвовать в спортивных мероприятиях и праздниках с возможностью состязаться с другими людьми, а также желание соревноваться с одногруппниками в процессе занятий физической культурой, показал отсутствие достоверных различий у юношей и девушек, выбравших различные физкультурно-спортивные специализации. При этом, наиболее высокие показатели проявления данного мотива были обнаружены у девушек, выбравших для занятий физической культурой аэробику, атлетическую гимнастику и единоборства, наименьшие - плавание и танцы. У юношей показатели существенно не отличаются и являются для большинства среднезначимым мотивом занятий физической культурой и спортом.
Игровой метод, получивший широкое применение в современной системе физического воспитания, призван решить важную задачу - повысить интерес молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. Эмоциональное проявление во время игры инициативы, фантазии, творчества позволяет стимулировать двигательную активность, вместе с этим активно формируя личность занимающихся. Игры и развлечения, как мотив занятий физической культурой и спортом, важен в процессе физкультурно-спортивной деятельности для юношей, занимающихся волейболом (4,4 ± 0,8), а у девушек - волейболом (3,9 ± 0,9) и единоборствами (3,9 ± 0,7). Наименьшие средние значения этого показателя отмечаются у юношей, осваивающих в процессе физического воспитания программу по баскетболу (2,9 ± 1,1) и минифутболу (3,0 ± 1,1), а у девушек - по баскетболу (3,1 ± 1,2), плаванию (3,2 ± 1,1), танцам (3,2 ± 1,1).
Соревновательность, рассматриваемая как универсальное отношение, в котором человек находится всегда, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет, ставит или не ставит он перед собой задачу превзойти кого бы то ни было, позволяет получить возможность четкого и адекватного самоопределения и самоутверждения. Мотив стремление к самосовершенствованию, рассматриваемый как стимул внутренней соревновательности с самим собой, наиболее выражен у юношей, занимающихся волейболом (3,9 ± 1,0) и минифутболом (3,7 ± 0,9), а у девушек, выбравших для физкультурно-спортивной специализации занятия аэробикой, единоборствами, танцами, волейболом и плаванием.
Мир Науки
Проведя сравнительный анализ изменения мотивов занятий физической культурой и спортом, характеризующих проявления состязательности у студентов в процессе обучения в вузе, оказалось, что к 3-му курсу у юношей повышается стремление к лидерству, интерес к игровым заданиям, стремление к самосовершенствованию. У девушек существенных отличий выявлено не было.
Сравнительный анализ проявления состязательности у студентов, занимающихся спортом и тех, чей недельный объем двигательной активности ограничен обязательными занятиями физической культурой, представлен в таблице.
Таблица
Сравнительный анализ проявления мотивов занятий физической культурой у юношей и девушек с различной двигательной активностью (Пащенко Л. Г., 2017)
Группа Доминирование Соперничество Игры и развлечения Само со вершенство вание
Юноши ФК (п = 100) 3,1 ± 1,1 3,1 ± 1,1 3,2 ± 1,2 3,3 ± 1,0
Юноши спорт (п = 39) 4,5 ± 0,8 4,1 ± 0,7 4,3 ± 0,7 4,4 ± 0,8
Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
Девушки ФК (п = 193) 3,3 ± 1,1 3,2 ± 1,1 3,5 ± 1,1 3,7 ± 0,9
Девушки спорт (п = 30) 4,0 ± 0,8 3,8 ± 0,9 4,1 ± 0,9 4,2 ± 0,6
р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
Как видно из таблицы, были обнаружены достоверные различия в проявлениях мотивов, характеризующих состязательность в процессе физкультурно-спортивной деятельности, как у юношей, так и девушек. Студенты, занимающиеся спортом, имеют более выраженные проявления мотивов стремление к доминированию, соперничеству, желанию использовать игры и развлечения. Для спортсменов более важен мотив самосовершенствования в процессе занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, проведенное исследование показало, что проявления состязательности, как мотивирующей деятельности по достижению результата, наиболее выражено у студентов, занимающихся спортом. Помимо этого, юноши и девушки, выбравшие по желанию одну из физкультурно-спортивных специализаций для обязательных занятий по предмету «Физическая культура» по-разному относятся к состязательной деятельности. Юноши, выбравшие для занятий волейбол, и девушки, выбравшие единоборства, аэробику и атлетическую гимнастику в большей степени стремятся к соревновательной деятельности, избегают ее юноши и девушки, занимающиеся баскетболом и плаванием, а также студентки, выбравшие для занятий физической культурой танцы.
При этом, высокие показатели проявления мотива стремления к самосовершенствованию позволяют говорить о потенциале внутренней состязательности.
Результаты проведенного исследования позволят совершенствовать процесс физического воспитания в вузе, в полной мере достичь цели гармоничного развития личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности. Важность стимулирования проявления состязательности студентами в процессе занятий физической культурой обусловлена необходимостью осознания ими уникальности физической культуры и спортивной деятельности. Занимающиеся, имея различный потенциал межличностных взаимодействий, требуют особого подхода со стороны преподавателей к адекватному подбору используемых средств и применяемых методов в процессе занятий.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: учебное пособие / Э. Л. Боднар; под общ. Ред. Н. С. Минаевой. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. С. 62.
2. Баранов В. А. Философия спорта: теории, концепции, парадигмы / В. А. Баранов // Теория и практика физической культуры. 2016. №4. С. 97-99.
3. Визитей, Н. Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки / Н. Н. Визитей. - М.: Советский спорт, 2009. 184 с.
4. Гончарова Ю. О. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации / Ю. О. Гончарова, Л. Г. Пащенко // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: Мат-лы V Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. 2015. С. 23-26.
5. Данилов Р. С. Состязательность как форма социального бытия человека: автореф. дис. ... канд. философ. наук / Р. С. Данилов. - Саратов., 2007. 16 с.
6. Касюлис Ю. С. Влияние соревновательности на трудовую активность личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. С. Касюлис - М., 1977. 20 с.
7. Левченко В. В. Функциональный аспект анализа состязательных форм социального взаимодействия / В. В. Левченко, А. В. Карпов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. №2 (23). С. 193-201.
8. Пащенко Л. Г. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации / Л. Г. Пащенко, А. В. Коричко // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. C. 46-48.
9. Райзберг Б. А. Психологические основы управления: учебное пособие / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. - Юнити-Дана, 2015. С. 203.
10. Уэйнберг, Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. - Киев: Олимпийская литература, 2001. 335 с.
11. Хашаева С. В. Состязательное пространство студенческой молодежи / С. В. Хашаева // Научный результат. Социология и управление. 2015. №1. С. 57-61.
12. Чекмезов В. И. Состязательность, как принцип жизнедеятельности современного общества: автореф. дисс. ... канд. филос. наук / В. И. Чекмезов. - Киев, 1991. С. 9.
13. Шарипова Д. Т. Привлечение студенток вуза к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях / Д. Т. Шарипова, Л. Г. Пащенко // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: Мат-лы V Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. 2015. С. 93-97.
Мир Науки
Pashchenko Lena Grigorievna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk E-mail: lenanv2008@yandex.ru
The manifestation of the competition for University students in the process of sports activity
Abstract. The article presents the results of the study manifestations of competition among the students of the University, from the perspective of the motives of lessons to sports activities. Compare the motives of "dominance", "competition", "games", "self-development" of boys and girls engaged in physical education in different sport specializations. Compared the motives of the students involved in sport with those young people engaged in physical culture. The obtained results allow us to conclude on a more expressed manifestation of competition as motivating activities to achieve result, students involved in sports. Young men who chose to practice volleyball, and girls who choose martial arts, aerobics and athletic gymnastics more prone to competitive activity, avoid it boys and girls involved in basketball and swimming. This requires a special approach on the part of teachers to an adequate selection of means and methods in the process of physical education students.
Keywords: competition students; competition; leadership; play; competitiveness; physical education; motives
Мир Науки