Научная статья на тему 'Определение и оценка степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность'

Определение и оценка степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / анкетирование / физическая культура / физкультурно-спортивная деятельность / students / questionnaire survey / physical culture / sports activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Александра Юрьевна

Значимость физической подготовленности человека, обусловленная на данном этапе развития общества потребностью в эффективной рабочей силе, приобретает всё большее значение. Особенно актуальна эта проблема для студентов, так как в этом возрасте формируются и закладываются основы здорового образа жизни, а физическое воспитание не всегда является приоритетным направлением. Материалы. В статье рассматриваются результаты анкетирования для изучения степени включенности студентов в учебный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Анализ результатов анкетирования показал следующее: 1) потребность в учебных занятиях физической культурой сформирована только у половины студентов первого курса, у второй половины такая потребность еще не сложилась; 2) повышение требований к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» для юношей первого курса в отличие от девушек не является фактором, стимулирующим их активность к физкультурно-спортивной деятельности, а, наоборот, вызывает реакцию отторжения; 3) студенты в большинстве своем не проявляют интереса к различным внеучебным физкультурно-спортивным мероприятиям, а следовательно, и включенность их в такие мероприятия будет минимальной; 4) наиболее трудным видом деятельности для студентов является спортивная тренировка; 5) большинство студентов не уделяют внимание ежедневной утренней зарядке. Выявлены перспективные направления по включению студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Заключение. Несмотря на большую схожесть результатов анкетирования у юношей и девушек, студентов первого курса ИжГТУ, есть и принципиальное отличие: для девушек учебные занятия физической культурой и спортом более предпочтительны, чем для юношей, которые склонны к самостоятельным занятиям. Это различие необходимо учитывать при планировании и организации физического воспитания в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination and evaluation of the degree of involvement of students in sports activities

The importance of a person’s physical readiness, conditioned by the need for the effective manpower, increases every day. This problem is especially urgent for students, as during the period of studying at a higher educational establishment the basis of a healthy life style are formed, but physical upbringing is not always the priority direction. Materials. The article considers the results of a questionnaire survey. This questionnaire survey studies the degree of students’ involvement into educational process of physical upbringing at higher educational establishments. Research methods. Information sources analysis and summarizing, a questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. The results of the questionnaire survey were the following: i) the need for physical culture lessons is formed only among 50% of students of the 1st course; 2) the requirements increase for the final certification procedure concerning “Physical culture and sport” discipline for the first course boys in contrast to girls is not the factor, which stimulates their sports activity. On the contrary, it causes the reaction of rejection; 3) most students are not interested in different extracurricular sports events and, as a result, their involvement into such events will be low; 4) the most difficult kind of activity for students is a sports training; 5) most students don’t pay much attention to everyday morning exercises. We revealed the main directions concerning students’ involvement into sports activity. Conclusion. In spite of almost similar questionnaire survey results among boys and girls, who study at the first course of Izhevsk State Technical University, there is one difference between them: for girls physical culture and sport lessons are more preferable, than for boys, who are inclined to independent trainings. This difference should be taken into consideration during physical upbringing planning and organization at higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Определение и оценка степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность»

Том 14 № 1 2019

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796.07 DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-120-126

Определение и оценка степени включенности студентов в физкультур-

но-спортивную деятельность

Анисимова А.Ю.*

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-5899-9123, [email protected]*

Аннотация. Значимость физической подготовленности человека, обусловленная на данном этапе развития общества потребностью в эффективной рабочей силе, приобретает всё большее значение. Особенно актуальна эта проблема для студентов, так как в этом возрасте формируются и закладываются основы здорового образа жизни, а физическое воспитание не всегда является приоритетным направлением. Материалы. В статье рассматриваются результаты анкетирования для изучения степени включенности студентов в учебный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Анализ результатов анкетирования показал следующее: 1) потребность в учебных занятиях физической культурой сформирована только у половины студентов первого курса, у второй половины такая потребность еще не сложилась; 2) повышение требований к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» для юношей первого курса в отличие от девушек не является фактором, стимулирующим их активность к физкультурно-спортивной деятельности, а, наоборот, вызывает реакцию отторжения; 3) студенты в большинстве своем не проявляют интереса к различным внеучебным физкультурно-спортивным мероприятиям, а следовательно, и включенность их в такие мероприятия будет минимальной; 4) наиболее трудным видом деятельности для студентов является спортивная тренировка; 5) большинство студентов не уделяют внимание ежедневной утренней зарядке. Выявлены перспективные направления по включению студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Заключение. Несмотря на большую схожесть результатов анкетирования у юношей и девушек, студентов первого курса ИжГТУ, есть и принципиальное отличие: для девушек учебные занятия физической культурой и спортом более предпочтительны, чем для юношей, которые склонны к самостоятельным занятиям. Это различие необходимо учитывать при планировании и организации физического воспитания в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: студенты, анкетирование, физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность.

Для цитирования: Анисимова А.Ю.* Определение и оценка степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 120-126. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1120-126.

Determination and evaluation of the degree of involvement of students in

sports activities

Aleksandra Yu. Anisimova*

Kalashnikov State Technical University, Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-5899-9123, [email protected]*

Abstract: The importance of a person's physical readiness, conditioned by the need for the effective

manpower, increases every day. This problem is especially urgent for students, as during the period of studying at a higher educational establishment the basis of a healthy life style are formed, but physical upbringing is not always the priority direction. Materials. The article considers the results of a questionnaire survey. This questionnaire survey studies the degree of students' involvement into educational process of physical upbringing at higher educational establishments. Research methods. Information sources analysis and summarizing, a questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. The results of the questionnaire survey were the following: 1) the need for physical culture lessons is formed only among 50% of students of the 1st course; 2) the requirements increase for the final certification procedure concerning "Physical culture and sport" discipline for the first course boys in contrast to girls is not the factor, which stimulates their sports activity. On the contrary, it causes the reaction of rejection; 3) most students are not interested in different extracurricular sports events and, as a result, their involvement into such events will be low; 4) the most difficult kind of activity for students is a sports training; 5) most students don't pay much attention to everyday morning exercises. We revealed the main directions concerning students' involvement into sports activity. Conclusion. In spite of almost similar questionnaire survey results among boys and girls, who study at the first course of Izhevsk State Technical University, there is one difference between them: for girls physical culture and sport lessons are more preferable, than for boys, who are inclined to independent trainings. This difference should be taken into consideration during physical upbringing planning and organization at higher educational establishments. Keywords: students, questionnaire survey, physical culture, sports activity.

For citation: Aleksandra Yu. Anisimova*. The degree of students' involvement into sports activity determination and evaluation. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 120-126. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-120-126

Введение

Модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики [1,2,3,4,5,6,7]. В современных условиях учебно-воспитательный процесс студентов должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности [8,9,10,11]. Одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность студентов к учебному процессу [12,13,14,15,16,17].

Результаты и обсуждение

Для определения степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность проводилось анкетирование.

В анкетировании приняли участие студенты первого курса Ижевского государственно-

го технического университета всех факультетов. Было роздано 220 анкет (25 % от всех студентов первого курса очного отделения - 120 юношей и 100 девушек). В результате правильно заполненными оказались 213 анкет (96,8 % от общего количества анкет - 116 у юношей и 97 у девушек). Данные анкетирования были подвергнуты предварительной обработке и дальнейшему анализу.

И так, отвечая на первый вопрос анкеты «Посещали бы Вы учебные занятия по физической культуре в вузе, если бы они были необязательны?», более половины юношей-студентов первого курса (60 человек или 51,7 % выборки) выбрали утвердительный ответ. Вторая половины из них разделилась на две неравные группы. Доля студентов, которые бы не посещали занятия физической культуры, составила 12,9 % (15 человек). Остальные 35,4 % (41 человек) учебные занятий в вузе посещали бы иногда.

То есть, потребность в учебных занятиях физической культурой сформирована только у половины юношей-студентов первого курса, у второй половины такая потребность еще не сложилась.

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Этот вывод подтверждают и ответы на пятый вопрос анкеты: «Если была бы аттестации в форме «Экзамен» по дисциплине «Физическая культура и спорт» Вы бы посещали учебные занятия более прилежно?». Так более высокие требования к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» не увеличивает долю студентов первокурсников со сложившейся потребностью в данном виде деятельности. Положительных ответов на этот вопрос оказалось ровно столько же, как и на первый вопрос анкеты - 51,7 % (60 человек). А вот количество отрицательных ответов с ростом требований к учебной дисциплине возросло до 31,0 % (36 человек), то есть более чем в два раза.

То есть повышение требований к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» для юношей первого курса не является фактором, стимулирующим их активность к физкультурно-спортивной деятельности, а, наоборот, вызывает реакцию отторжения.

На второй вопрос анкеты «Вызывает ли у Вас интерес и желание участвовать в различных физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в вузе?» утвердительных ответов у юношей первого курса оказалось всего 20,7 % (24 человека). В равной доле студенты выбрали отрицательный ответ и ответ «иногда» - по 39,6 % (по 46 человек). Это говорит, прежде всего, о том, что к различным внеучебным физкультур-но-спортивным мероприятиям в большинстве своем юноши не проявляют интереса. А, следовательно, и включенность их в такие мероприятия будет минимальной.

Это заключение подтверждают результаты ответов на шестой вопрос «Является ли для Вас участие в физкультурно-спортивных мероприятиях вуза значимым событием?». Так, почти половина студентов первокурсников (44,8 % или 52 человека) выразили отрицательное отношение. Еще 31,0 % респондентов (36 человек) указали на ответ «иногда».

Одна из возможных причин такого отношения студентов первого курса к различным физкультурно-спортивным мероприятиям связана с тем, что в большинстве общеобразователь-

ных школ этому виду деятельности не уделяется необходимое внимание. То есть, физкультур-но-спортивные мероприятия проводятся не систематически, не являются интересными и привлекательными для школьников.

На третий вопрос анкеты «Хотели бы Вы заниматься в спортивной секции и выступать в различных соревнованиях?» утвердительно ответили всего 33 студента (28,5 % от выборки). Большинство первокурсников не желают заниматься спортом - 46 человек (39,6 % выборки). Остальная часть юношей (31,9 %) только иногда бы предпочитала этот вид физкультурно-спор-тивной деятельности. То есть, потребность к занятию спортом у юношей-студентов первого курса сформирована далеко не у всех.

Это заключение подтверждают и результаты ответов на девятый вопрос анкеты «Если бы Вы участвовали во всех видах физкультур-но-спортивной деятельности, то, к которому из них Вам приходилось бы больше всего себя принуждать?». Почти треть студентов (38 человек или 32,8 % выборки) указали именно на спортивную тренировку. Еще большее количество первокурсников (51 человек или 44,0 % выборки) отвечая на одиннадцатый вопрос, отметили, что спортивная тренировка для них является наиболее трудным видом деятельности.

Тем не менее, подавляющее большинство юношей (91 человек или 78,4 % от выборки), отвечая на седьмой вопрос анкеты «Приносила ли бы Вам удовлетворение победа на спортивных соревнованиях?» выбрали утвердительный ответ.

На пятый вопрос анкеты «Занимаетесь ли Вы регулярно физическими упражнениями и спортом самостоятельно?» утвердительно ответили 44 человека. Это 37,9 % от общей выборки респондентов. Не занимается регулярно физическими упражнениями спортом 21 студент (18,1 %). Остальная доля первокурсников к такому виду деятельности прибегает иногда. Их оказалось большинство - 51 человек или 44,0 %.

Тем не менее, включенность студентов в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом у юношей первого курса занимает вторую позицию после учебных занятий.

Это заключение подтверждают и ответы на десятый вопрос анкеты: «Какой вид физкультур-но-спортивной деятельности для Вас является наиболее значимым и важным?». Больше трети студентов (41 человек или 35,3 % от выборки) указали именно на этот вид физкультурно-спор-тивной деятельности. Однако больше половины студентов не делают ежедневную утреннюю зарядку (62 человека или 53,4 %).

Кроме этого, отвечая на двенадцатый вопрос анкеты «Какой вид физкультурно-спор-тивной деятельности больше всего Вас готовит к профессиональной деятельности?», 47 человек (40,6 %) выбор сделали в пользу самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.

Таким образом, подводя итоги результатов анкетирования юношей-студентов первого курса ИжГТУ, можно констатировать, что степень включенности их во все виды физкуль-турно-спортивной деятельности составляет 24,7 % - это показатель их участия в физкуль-турно-спортивных мероприятиях, проводимых вузом. Чуть больше составляет доля студентов, которые включены в три вида физкультур-но-спортивной деятельности (без физкультур-но-спортивных мероприятий) - 28,5 %. Это показатель участия студентов в занятиях спортивных секций и соревнованиях. В два вида физ-культурно-спортивной деятельности включены 37,9 % первокурсников-юношей. Это показатель самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. Одним видом физкультур-но-спортивной деятельности (учебные занятия по физической культуре и спорту) увлечены 51,7 % студентов. Чуть более одной трети юношей-студентов первого курса (35,4 % от выборки) иногда включаются в физкультурно-спор-тивную деятельность. А 12,9 % первокурсников, если бы не обязательные учебные занятия физической культурой и спортом в вузе, физкуль-турно-спортивную деятельность полностью игнорировали бы.

Результаты анкетирования студентов-девушек первого курса ИжГТУ представлены в таблице 17.

И так, отвечая на первый вопрос анкеты

«Посещали бы Вы учебные занятия по физической культуре в вузе, если бы они были необязательны?», менее половины девушек-студентов первого курса (44 человека или 45,3 % выборки) выбрали утвердительный ответ. Это несколько меньше, чем у юношей первокурсников - на 6,4 %. Ответ «иногда» указали 39 девушек (40,3 %). Доля девушек первокурсниц, которые бы не посещали занятия физической культуры, составила 14,4 % (14 человек). Это несколько больше, чем у юношей однокурсников - на 1,5 %.

То есть, потребность в учебных занятиях физической культурой у девушек, как и юношей первого курса, сформирована примерно у половины, у второй половины такая потребность еще не сложилась.

Однако при ответах на пятый вопрос анкеты: «Если была бы аттестации в форме «Экзамен» по дисциплине «Физическая культура и спорт» Вы бы посещали учебные занятия более прилежно?» оказалось, что более высокие требования к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» существенно увеличивает долю девушек первого курса, которые выбрали утвердительный ответ на 21,7 %, и итоге составляет 67,0 %. В отличие от юношей однокурсников, повышение требований к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» для девушек первого курса является действенным фактором, стимулирующим их активность к физкультурно-спортивной деятельности.

На второй вопрос анкеты «Вызывает ли у Вас интерес и желание участвовать в различных физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в вузе?» утвердительных ответов у девушек первого курса оказалось всего 18,6 % (18 человек). Это несколько меньше, чем у юношей аналогичного курса. Иногда интерес к подобным мероприятиям проявляют 21,6 % девушек (21 человек), но подавляющее большинство студенток первого курса (58 человек или 59,9 % от выборки) выбрали отрицательный ответ.

Это свидетельствует о том, что к различным внеучебным физкультурно-спортивным мероприятиям в подавляющем большинстве своем девушки, как и юноши, не проявляют ин-

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

тереса. А, следовательно, и включенность их в такие мероприятия будет минимальной.

Это заключение подтверждают результаты ответов на шестой вопрос «Является ли для Вас участие в физкультурно-спортивных мероприятиях вуза значимым событием?». Так, более половины студенток первого курса (56,8 % или 55 человек) выразили отрицательное отношение. Еще 24,7 % респондентов (24 девушки) указали на ответ «иногда». Вероятнее всего, что причина такого отношения девушек первого курса к различным физкультурно-спортивным мероприятиям такая же как и у юношей.

На третий вопрос анкеты «Хотели бы Вы заниматься в спортивной секции и выступать в различных соревнованиях?» утвердительно ответили всего 24 девушки (24,7 % от выборки). Однако больше половины студенток первого курса не желают заниматься спортом - 52 человека (53,7 % выборки). Остальная часть девушек (21,6 %) только иногда бы предпочитала этот вид физкультурно-спортивной деятельности. Ответы на этот вопрос у девушек весьма схожи с ответами юношей, но доля тех, кто не желает заниматься спортом больше на 14,1 %. То есть у девушек-студенток первого курса ИжГТУ еще меньше мотивация и потребность к занятиям спортом, чем у юношей этого же курса.

Это заключение подтверждают и результаты ответов на девятый вопрос анкеты «Если бы Вы участвовали во всех видах физкультур-но-спортивной деятельности, то, к которому из них Вам приходилось бы больше всего себя принуждать?». Более трети студенток (35 человек или 36,2 % выборки) указали именно на спортивную тренировку. Еще большее количество первокурсниц (42 человек или 43,4 % выборки), отвечая на одиннадцатый вопрос, отметили, что спортивная тренировка для них является наиболее трудным видом деятельности.

Тем не менее, подавляющее большинство девушек первого курса (62 человек или 63,9 % от выборки), отвечая на седьмой вопрос анкеты «Приносила ли бы Вам удовлетворение победа на спортивных соревнованиях?» указали на утвердительный ответ. Аналогичная ситуация была и юношей.

На пятый вопрос анкеты «Занимаетесь ли Вы регулярно физическими упражнениями и спортом самостоятельно?» утвердительно ответили 29 человек. Это 29,9 % от общей выборки респондентов, что на 8,0 % меньше, чем у юношей. Не занимается регулярно физическими упражнениями спортом почти треть девушек (32,0 %%). Остальная доля студенток первого курса к такому виду деятельности прибегает иногда (37 человек или 38,1 % от выборки). Их оказалось большинство - 51 человек или 44,0 %.

Тем не менее, включенность студенток первого курса, как и у юноше, в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом занимает вторую позицию после учебных занятий. Это заключение подтверждают и ответы на десятый вопрос анкеты: «Какой вид физкультурно-спортивной деятельности для Вас является наиболее значимым и важным?». 30 человек или 30,9 % от выборки указали именно на этот вид физкультурно-спортивной деятельности. Однако, как и юноши, девушки в своем большинстве не уделяют внимание ежедневной утренней зарядке (66 человек или 68,0 % от выборки).

Отвечая на двенадцатый вопрос анкеты «Какой вид физкультурно-спортивной деятельности больше всего Вас готовит к профессиональной деятельности?», 38 девушек (39,2 %) выбор сделали в пользу учебных занятий физической культурой и спортом, что отличает их от выбора юношей, которые отдали предпочтение самостоятельным занятиям.

Заключение

Таким образом, подводя итоги анализа результатов анкетирования девушек-студентов первого курса ИжГТУ, можно констатировать, что степень включенности их во все виды физ-культурно-спортивной деятельности составляет 18,5 % - это показатель их участия в физкуль-турно-спортивных мероприятиях, проводимых вузом, что меньше чем у юношей на 6,2 %. Чуть больше составляет доля студентов, которые включены в три вида физкультурно-спортивной деятельности (без физкультурно-спортивных мероприятий) - 24,7 %. Это показатель участия

студентов в занятиях спортивных секций и соревнованиях. В два вида физкультурно-спор-тивной деятельности включены 29,9 % девушек первого курса. Это показатель самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. Одним видом физкультурно-спортивной деятельности (учебные занятия по физической культуре и спорту) увлечены 45,3 % студенток. 14,4 % первокурсниц, если бы не обязательные учебные занятия физической культурой и спортом в вузе, физкультурно-спортивную деятельность полностью игнорировали бы.

Перспективными направлениями по включению студентов в физкультурно-спортив-ную деятельность является:

- привлечение их к занятиям спортом и участию в различных соревнованиях;

- привлечение их к различным физкуль-турно-спортивным мероприятиям, проводимых вузом.

В заключении следует отметить, что, несмотря на большую схожесть результатов анкетирования юношей и девушек студентов первого курса ИжГТУ, есть и принципиальные отличие: для девушек учебные занятия физической культурой и спортом более предпочтительны, чем для юношей, которые склонны к самостоятельным занятиям. Это различие необходимо учитывать при планировании и организации физического воспитания в высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Алферов А.Г. Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. 2003: 24.

2. Алькова С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. 2002: 24.

3. Бельский И.В. Особенности методики атлетической гимнастики в режиме свободного времени студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск. 1989: 22.

4. Богданов О.А. Использование

общеразвивающих гимнастических упражнений для развития аэробной выносливости студенток: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 1992: 22.

5. Верушкин Н.Г. Mетоды и средства управления физической подготовкой студентов технических ВУЗов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. M. 1996: 22.

6. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции, двигательной моторики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула. 2004: 22.

7. Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск. 2000: 22.

8. Ежков В.С. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. M. 2003: 24.

9. Наговицын С.Г. Система формирования компетенций в сфере физической культуры в процессе обучения студентов в вузе: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Набережные Челны. 2013: 50.

10. Соловьёв r.M., Прокопенко Т.И. Центры здоровья как организационно-педагогический фактор и условия формирования здорового образа жизни студентов. Теория и практика физической культуры. 2001; 9: 48-51.

11. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания учащейся молодежи на основе личностно ориентированного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M.: ВНИИФК. 2002: 48.

12. Andersen L.B., Riddoch C., Kriemler S., Hills A. Physical activity and cardiovascular risk factors in children. British Journal of Sports Medicine. 2011; 45(11): 871-876. DOI: 10.1136/ bjsports-2011-090333.

13. Aznar S., Naylor P.J., Silva P., Perez M., Angulo T., Laguna M., ..., Lopez-Chicharro J. Patterns of physical activity in Spanish children:

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

A descriptive pilot study. Child: Care, Health and Development. 2011; 37(3): 322-328. DOI: 10.111l/j.1365-2214.2010.01175.x.

14. Fairclough S.J., Stratton G. 'Physical education makes you fit and healthy'. Physical education's contribution to young people's physical activity levels. Health Education Research. 2005; 20(1): 14-23. DOI: 10.1093/her/cygioi.

15. Hallal P.C., Andersen L.B., Bull F.C., Guthold R., Haskell W., Ekelund U. Global physical activity levels: Surveillance progress, pitfalls, and prospects. The Lancet. 2012; 380(9838): 247-257. DOI: 10.1016/80140-6736(12)60646-1.

16. Hardman K. Current situation and prospects for physical education in the European union. Brussels: European Parliament Directorate

General Internal Policies of the Union. 2007.

17. McKenzie T.L., Sallis J.F., Kolody B., Faucette F.N. Long term effects of a physical education curriculum and staff development program: SPARK. Research Quarterly for Exercise and Sport. 1997; 68(4): 280-291. DOI: 10.1080/02701367.1997.10608009.

Статья поступила в редакцию: 18.01.2019

Анисимова Александра Юрьевна* - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7б e-mail: [email protected]*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.