ониторинг отношения студентов к Физкультурно-спортивной деятельности
УДК 37.037.1
Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье авторы, на основании проведённого анкетирования, выявили отношение студентов института культуры к физической культуре и спорту. Анкетирование проводилось среди студентов 1—3 курсов, занимающихся в основной, подготовительной и специально-медицинской группах. Иас интересовало отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом, как в школьные годы, так и в настоящее время, что дают им эти занятия, ведут ли они здоровый образ жизни и др. Полученные результаты позволили определить, что большая часть студентов нашего вуза в разные годы, то есть до поступления в институт, активно занималась различными видами спорта. в настоящее время количество студентов, предпочитающих заниматься физической культурой (во внеучебное время) и спортом, сократилось. В связи с этим модернизация физкультурно-спортивного комплекса Московского государственного института культуры позволит хотя бы частично создать условия студентам для таких занятий, находясь в пределах учебного заведения.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, виды спорта, средства подготовки, здоровье, студенты (респонденты).
Yu. I. Dudkina, O. M. Mirzoev
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Russia, Moscow region, Russian Federation
MONITORING OF THE RELATION OF STUDENTS TO SPORTS AND SPORTS ACTIVITY
In this paper the authors, on the basis of this survey, revealed the attitude of students of the Institute of Culture for Physical Culture and Sports. Questioning was conducted among students of 1—3 courses involved in basic, preparatory and specific and medical groups. We were interested in students' attitudes to physical culture and sports, as within the school years, as well as what they are getting out of the lessons taught now and whether it takes them to lead healthy lifestyle, etc. The results obtained allowed to determine that most of the students of our Institute in different years of study that is before starting the Institute actively participated in various kinds of sports. At present, the number of students who prefer to engage in physical activity (outside university hours) has decreased. In this context, the modernization of sports complex of Moscow State Institute of Culture will, at least partially, create conditions for students to engage in such activities, within the university premises. Keywords: physical training, sport, sports training facilities, health, students (respondents).
ДУДКИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Московского государственного института культуры
DUDKINA YULIYA IVANOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Safety, Moscow State Institute of Culture
МИРЗОЕВ ОКТАй МИРЗА оглы — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования России
MIRZOYEV OKTAY MIRZA ogly — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Physical Education and Safety, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation
e-mail: [email protected], [email protected] © Дудкина Ю. И., Мирзоев О. М., 2015
Физическая культура и спорт оказывают благоприятное воздействие на состояние здоровья, особенно подрастающего поколения, служат инструментом всестороннего развития личности.
Популяризации физкультурно-спортивной деятельности сегодня уделяется повышенное внимание. Есть много тому подтверждений. Например, воссоздание некогда всесоюзного, а ныне всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» (ВСФК «ГТО»)1, введение трёх уроков по физической культуре в средних общеобразовательных школах, попытка создания спортивных клубов при вузах, огромное внимание со стороны государства к студенческому спорту в целом, организация и проведение крупных международных соревнований на территории Российской Федерации, поощрение отечественных спортсменов по итогам их выступлений на различных соревнованиях, модернизация учебно-тренировочных баз, где проходят подготовку спортсмены всех возрастов и др.
Учитывая мнение Президента Российской Федерации В. В. путина, высказанное на Совете по физической культуре и спорту при Президенте России в октябре 2014 года, о том, что физическая культура и спорт должны быть в шаговой доступности для населения страны, создание условий для занятий физической культурой и спортом для государства является одной из приоритетных задач, в особенности для подрастающего поколения.
Исходя из вышеизложенного, мы решили провести мониторинг отношения студентов Московского государственного института культуры к физкультурно-спортивной деятельности, спорту, здоровому образу жизни в целом. Для решения поставленной цели был использован педагогический метод исследования — анкетирование.
Анкетирование проводилось в 2013/14 учебном году, в нём приняли участие студен-
1 В настоящее время в различных регионах страны проходят состязания по отдельным видам, входящим в комплекс «ГТО», а также были проведены первые международные соревнования по «ГТО» среди стран Организации договора о коллективной безопасности — ОДКБ
ты МГИК основной, подготовительной и специальной медицинских групп, обучающиеся на 1—3 курсах на различных факультетах института. Всего было опрошено более 80% от списочного состава студентов института указанных курсов.
Задача первого этапа нашего исследования заключалась в выявлении отношения студента к физической культуре и спорту до поступления в вуз и на момент учёбы.
Как известно, спорт — это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней. Спорт позволяет объединить множество людей, имеющих различные взгляды и мировоззрение. Высокие спортивные достижения атлетов, как и достижения людей в культуре и искусстве, значительно повышают имидж страны в мире [2]. Как правило, спортом начинают заниматься с дошкольного или школьного возраста (в зависимости от вида спорта). Поэтому нас заинтересовало, каким видом спорта занимались студенты МГИК до поступления, занимались ли вообще и сколько лет.
Среди юношей, обучающихся на третьем курсе, положительный ответ дали 78,6%, а из девушек утвердительно на данный вопрос ответили 51,5% опрошенных. Стаж занятий спортом у студентов (студенток) колеблется от 1 до 10 лет (как показывает практика, спортсменам для начала профессиональной карьеры необходимо 6—8 лет спортивного стажа). При этом респонденты занимались в своё время игровыми видами спорта, единоборствами, лёгкой атлетикой, плаванием. некоторые юноши и девушки в разные годы отдавали предпочтение зимним видам спорта и танцам. Отрицательное отношение к занятиям спортом у юношей составляет 21,4%, тогда как у девушек этот показатель превышен в два и более раза — 48,5%.
Студенты второго курса на вопрос, определяющий их связь со спортом, ответили следующим образом: 63,6% юношей и 58,9% деву-
шек занимались когда-либо спортом, а 36,4% и 41,1%, соответственно, за свою жизнь никакого отношения к спорту не имели. Девушки отдавали предпочтение спортивным играм, лёгкой атлетике, плаванию, некоторые занимались танцами. Юноши в основном занимались футболом, лёгкой атлетикой и единоборствами. Время, потраченное на занятия спортом, у студентов второго курса составило от 2 до 15 лет.
Респонденты, которые завершали свой первый год обучения в вузе, на вопрос о том, занимались ли они когда-либо спортом, ответили так: 53,6% девушек и 75,0% юношей имели в прошлом отношение к спортивной деятельности, а 46,4% и 25%, соответственно, ни разу не попробовали себя в спорте. Студентки большей частью предпочитали заниматься спортивными играми, гимнастикой (художественной и спортивной), плаванием. Встречались и такие виды спорта, как конный спорт, спортивные бальные танцы, айкидо, но ими занимались единицы. Минимальный стаж занятий у них составил год, а максимальный — 15 лет. В среднем студентки посвятили спорту от 3 до 5 лет. юноши повышали своё спортивное мастерство в футболе, плавании и единоборствах. Однако относительно девушек стаж их занятий оказался гораздо меньше.
83,3% юношей специальной медицинской группы утвердительно ответили на вопрос о занятиях спортом, а у девушек таких ответов было 40,8%. Девушки занимались настольным теннисом, художественной гимнастикой, зимними видами спорта от 1,5 до 7 лет, тогда как их сокурсники занимались в основном игровыми видами спорта.
Опрос студентов вуза показал, что активно занимались различными видами спорта 56,7% человек. Более активно занимались юноши — 74,4%, а представительниц прекрасного пола оказалось чуть больше половины опрошенных — 53,3%. Отсюда следует, что перед поступлением в вуз большинство наших студентов в разные годы посещали спортивные секции в своих городах, что позволяет им, при желании, продолжить активные занятия спортом,
но уже в стенах института.
В отличие от занятий спортом, более доступными являются занятия по физической культуре. Специалисты рассматривают физическую культуру как органическую часть общей культуры личности и общества, представляющую собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. В этом определении отражено самое широкое представление, объединяющее в себе все виды и формы проявления физической культуры. Из него следует, что физическая культура базируется как на материальных, так и на духовных основах [1, 2].
Мы решили выяснить у студентов их отношение к физической культуре, при этом мы не имели в виду занятия по физической культуре в школе — предмет, который входит в школьную программу с первого по одиннадцатый класс.
Все опрошенные нами студенты старшего курса утвердительно ответили на поставленный вопрос. Для них основным средством оздоровления выступал бег, далее шёл фитнес. Их сокурсницы (61,8%) также занимались физической культурой: посещали тренажёрный зал, занятия фитнесом и бегали. Стаж занятий колеблется от 0,5 до 5 лет.
Большинство студентов, представляющих второй курс, также когда-то активно занимались физкультурой: бегали, посещали тренажёрный зал. Незначительная часть отдавала предпочтение фитнесу или плаванию в бассейне. Среди студенток физкультурой занимались 72,7%, а среди ребят — 62,5%. При этом стаж занятий у отдельных студентов достигал 10 лет. Остальная часть никогда не вела здоровый образ жизни.
Если, к примеру, студенты третьего курса все активно улучшали своё здоровье, занимаясь физической культурой, то у первокурсников данный показатель равен 50%. Что касается девушек, то из них 61,9%, то есть больше, чем у юношей, занимались различными формами физкультурной деятельности: фитне-
сом, бегом, плаванием, ритмической гимнастикой, а также посещали тренажёрный зал. Стаж занятий физкультурой в среднем составляет от 3 до 6 лет. У ребят особой популярностью пользовались занятия в тренажёрном зале, но, в отличие от девушек, как указывалось выше, занимались физкультурой они гораздо меньше.
Среди респондентов специальной медицинской группы 66,7% до поступления в вуз активно занимались физической культурой несколько раз в неделю. При этом процент девушек оказался несколько ниже — 59,3%.
В целом, большинство респондентов — 64%
— часть своей жизни посвящали физической культуре (у юношей — 76,3%, у девушек
— 61,7%).
Подводя итог вышеизложенным результатам анкетирования, следует отметить, что многие студенты разных специальностей и курсов вуза за свою жизнь ознакомились с различными видами спорта и формами физкультурной деятельности. Более того, их занятия не ограничивались коротким промежутком времени. Некоторые из опрошенных провели в спортивной жизни по 8—10 лет.
Для выяснения того, занимаются ли теперь студенты вуза физической культурой и спортом, мы также провели анкетирование.
Результаты проведённого опроса убедили нас в том, что количество студентов третьего курса, занимающихся в настоящее время в спортивных секциях, резко сократилось и составило 28,6%, а среди студенток — 23,6% от максимального (100%) значения. Наиболее популярным видом спорта у девушек является плавание, а у ребят — футбол и рукопашный спорт. Среди студентов, обучающихся на втором курсе, спорт популярностью пользуется у 45,5%, среди девушек — 32,1%. Если юноши в основном занимаются футболом и тяжёлой атлетикой, то их сокурсницы отдают предпочтение гимнастике, лёгкой атлетике, спортивным бальным танцам и боксу. Больше всего студенток, среди не занимающихся спортом, учится на первом курсе, их оказалось 85,7%, а 62,5% юношей, напротив, активно трениру-
ются. оставшиеся студентки (14,3%) в свободное от учёбы время посещают секции игровых видов спорта, занимаются, например, воркау-том1, плаванием. У юношей особой популярностью пользуются шахматы, хоккей. При этом у отдельных студентов стаж занятий составляет от 6 до 12 лет.
несмотря на некоторые функциональные изменения в организме у студентов специальной медицинской группы, они всё же стараются поддерживать свою физическую форму посредством занятий в спортивных клубах. однако таких активных оказалось в меньшинстве: у юношей — 22,2% и у девушек — 16,7%.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что число активно занимающихся спортом среди студентов и студенток, по сравнению с периодом, когда они являлись школьниками, существенно снизилось и составило 24,5% (у юношей — 31,5%, девушек — 21,%).
Если занятия спортом требуют больших усилий (моральных, материальных, физических) от подрастающего поколения, то занятия физической культурой, не требующие больших затрат, с использованием общедоступных упражнений (например, бег, ходьба) с целью укрепления и профилактики здоровья должны быть более популярными.
Чуть больше 54% студенток и ровно половина студентов третьего курса в настоящее время активно занимаются фитнесом, оздоровительным бегом, плаванием и посещают тренажёрный зал. Стаж их занятий составляет от 0,5 до 3 лет.
несколько лучше дела обстоят у представителей второго курса. Активно физической культурой в свободное время занимаются 63,6% юношей и 58,9% девушек от максимального значения (100%). Мх можно увидеть в тренажёрных залах, на стадионе, где основными упражнениями для них являются оздо-
1 Вид деятельности, появившийся в последние годы: workout — тренировка; уличный фитнес — одна из разновидностей массовых физкультурных занятий, включает в себя выполнение различных упражнений на уличных спортплощадках, а именно на перекладине, шведских стенках, горизонтальных лестницах и прочих конструкциях или вообще без их использования (на земле).
ровительный бег и ходьба. Подобной формой физкультурной деятельности они занимаются в среднем последние 2—3 года.
Недалеко от студентов третьего курса расположились первокурсники института. Половина юношей практически перестала заниматься физической культурой (здесь ещё раз напоминаем, что речь не идёт о занятиях, которые проходят в рамках учебного процесса в вузе), а 56% респондентов-девушек продолжают вести здоровой образ жизни, занимаются оздоровительной ходьбой бегом, посещают тренажёрные залы, пробуют себя в фитнесе. Занятия продолжаются у них в среднем в течение последних 2—3 лет. Студенты, посещающие специальные занятия, проходящие в рамках специально-медицинской группы, после поступления в вуз стали меньше уделять внимания физической культуре в свободное время (33,3%), тогда как количество занимающихся девушек осталось без изменений — 59,3%. Количество студентов, предпочитающих заниматься физической культурой, к примеру по окончанию учебного дня, в настоящее время также сократилось до 54,9% (у юношей — 51,3%, у девушек несколько больше — 55,7%).
Основополагающим моментом при выборе занятий физической культурой и спортом является мотивация. Мотивация обозначает стимулирование человека к выполнению какого-либо действия или причину, объясняющую какое-либо действие. Для выявления мотивов, побудивших молодое поколение к активному и здоровому образу жизни, мы поинтересовались у них, что, по их мнению, дают занятия физической культурой и спортом.
Мы предложили несколько вариантов ответов, чтобы выяснить какую цель преследуют студенты при занятиях спортом:
• повысить физическую подготовленность;
• добиться высоких спортивных результатов;
• отстаивать честь страны на международной спортивной арене;
• служить примером для подрастающего поколения;
• улучшить материальное положение;
• ваш ответ.
В процессе анкетирования мы вполне осознанно дали возможность респондентам выбрать несколько из предложенных нами вариантов ответов, а также — добавить, конечно, и собственный ответ.
Анализ данных показал, что основным мотивом для занятий спортом для студентов МГИК является повышение уровня физической подготовленности. Большинство таких студентов учится на первом курсе (87,5%), а у девушек таковыми оказались второкурсницы — 80,4%. Незначительно от них отстали и респонденты других курсов. Диапазон положительных ответов составил от 78,6% до 83,3% у юношей и от 72,0% до 72,7% — у представительниц прекрасного пола. Довольно активными в данном вопросе можно назвать юношей из специальной медицинской группы (83,3%), в отличие от девушек той же категории (80,4%). Здесь следует отметить: чтобы улучшить свою подготовленность, не обязательно посвящать себя тому или иному виду спорта, достаточно три-четыре раза в неделю заниматься общедоступными упражнениями — бегом, ходьбой, общеразвивающими упражнениями и др. Обращаем внимание на то, что больше половины опрошенных студентов (и юноши, и девушки) отказались от идеи отстаивать честь России на международной спортивной арене, что явилось для нас неожиданностью. Всего 21,3% юношей и 24% девушек проявили интерес к данному вопросу. Студенты третьего курса, по сравнению со студентами других курсов, имеют более сильную мотивацию, так же как и студентки из специальной медицинской группы.
Что касается мотива улучшить своё материальное положение, то если у студенток данный вопрос вызвал хоть какой-то интерес (вопрос материальных благ заинтересовал от 6,1% до 10,7% от всех опрошенных), то у юношей лишь студенты второго курса обратили на это внимание (18,2%). У студентов, представивших свой вариант, в основном речь шла
об улучшении здоровья, что перекликается с первым ответом.
Профессиональные занятия спортом, где имеет место соревновательная деятельность, предполагают достижение высоких результатов. Студенты института при ответе на вопрос о достижении высоких спортивных результатов ответили следующим образом. Большая тяга к великим подвигам в спорте имеется у студентов второго и третьего курсов, которые решительно настроены на показ высоких достижений, соответственно — 63,6% и 64,3% от числа опрошенных респондентов. Касаясь студенток, то их ответы, хоть и незначительно, но пока уступают юношам. Чуть больше половины девушек первого (53,6%) и второго (55,4%) курсов планируют добиться определённых успехов при занятиях спортом.
Именитые спортсмены, как правило, служат ярким примером для подрастающего поколения. Их спортивные успехи, несомненно, являются одним из важных факторов в процессе воспитания. Не случайно олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы являются желанными гостями для любого образовательного учреждения. Общение с ними даёт возможность подрастающему поколению несколько по-иному взглянуть на мир. Наши студенты, как показало анкетирование, не в полной мере желают быть примером для подрастающего поколения. ровно половина третьекурсников (больше всего из студентов) готовы стать примером для подражания, в случае занятия спортом. Незначительно от них отстали ребята второго года обучения. у девушек результаты несколько скромнее — от 31% до 37,5% (больше всего девушек второго курса).
Несколько вариантов ответа были предложены и на вопрос, что дают студентам занятия физической культурой. Чтобы выяснить какую цель преследует студенты, занимаясь физической культурой, мы предложили им обратить внимание на следующие ответы:
• повысить физическую подготовленность;
• улучшить функциональное состояние;
• улучшить телосложение;
• отказаться от вредных привычек, ухудшающих здоровье.
В отличие от студентов первого курса (37,5%), подавляющее большинство юношей второго (81,2%) и третьего (78,6%) курсов, включая и специальную медицинскую группу (83,3%), благодаря активным занятиям физической культурой (на фоне улучшения своей физической подготовленности) желают повысить и функциональное состояние организма, соответственно — 81,2%, 71,4% и 50%. Отрадно отметить, что часть студентов, в отличие от первокурсников (0%), одним из приоритетов поставили цель отказаться от вредных привычек (второй курс — 54,5%; третий курс — 42,9%; СМГ — 50%), что тоже благоприятно повлияет на здоровье подрастающего поколения. Многие девушки уверены, что частые физические упражнения помогут им улучшить подготовленность (первый курс — 72,6%; второй курс — 60,7%; третий курс — 63,6%; СМГ — 59,3%), позволят укрепить здоровье (первый курс — 57,1%; второй курс — 51,8%; третий курс — 63,6%; СМГ — 55,6%), а главное — благоприятно повлияют на телосложение (юноши в меньшей степени следят за своим телосложением, лишь 83,3% студентов СМГ склонны к улучшению своей конституции тела). При этом, в отличие от юношей, студентки не считают, что активные занятия физической культурой позволят им негативно относиться к вредным привычкам, — диапазон положительных ответов колеблется от 7,4% до 15%. Все опрошенные студенты считают, что занятия физической культурой, помимо вышеуказанных ответов, дают возможность найти друзей, больше общаться, воспитать силу воли (может быть, этот мотив позволит им отказаться от вредных привычек?) и дисциплину, создают хорошее настроение.
Представленный материал свидетельствует о том, что в целом студенты МГИК до поступления в высшую школу положительно относились к занятиям физической культурой и спортом. Значительная часть юношей и чуть больше половины девушек, несмотря на то, что до поступления в вуз занимались дру-
гими видами деятельности (музыкой, художественным творчеством и т.д.), смогли некоторое время уделять физической культуре и спорту. Однако в настоящее время процент активных студентов плавно снижается. Причины, на наш взгляд, могут быть разными. Это и занятия профессиональной деятельностью (учёба по специальности), и занятость студентов на работе (элемент заработка на жизнь), и банальное «не охота» и т.д.
В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно приложить усилия по созданию ус-
ловий (мотивации) для студентов, желающих активно продвигать здоровый образ жизни. Одним из факторов может служить модернизация всего спортивного комплекса Московского государственного института культуры. Последнее, учитывая слова президента страны о шаговой доступности физкультур-но-спортивных объектов, позволит студентам, прежде всего проживающим в общежитиях института, заниматься и улучшать своё здоровье, не выходя за пределы территории института.
Примечания
1. Дудкпна Ю. И. Физическая культура : курс лекций / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, МГУКИ, 2014. 55 с.
2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : [учебник для институтов физической культуры]. Москва : Физкультура и спорт, 1991. 542, [1] с. ил.
References
1. Dudkina Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 55 p.
2. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury : (Obshchie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodicheskie aspekty sporta i professionalno-prikladnykh form fizicheskoy kul'tury) [Theory and methods of physical training (general basis of the theory and methodology of physical education, theoretical and methodical aspects of sport and professionally-applied forms of physical culture)]. Moscow, Fizkultura i sport Publ. [Physical Culture and Sport Publ.], 1991. 543 p.
Коонцепты ИДЕНТИЧНОСТИ в ЭТНОФУНКЦИОНААЬНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
УДК 37.032:811.161.1 М. В. Салтыкова
Московский государственный институт культуры
В статье автор развивает предложенную им ранее педагогическую идею, предлагая актуальные примеры для анализа. За основу воспитания ценностного отношения языковой личности к русскому языку на основе антропоцентрической парадигмы автор предлагает брать этнофункцио-нальный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса, что способствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней языковой личности. Автор доказывает, что воспитание национального достоинства, чувства идентичности языковой личности средствами формирования ценностного отношения к родному языку и родной культуре может и должно стать приоритетной педагогической целью на современном этапе системного кризиса.
Ключевые слова: концепты, идентификация, педагогическая цель и задачи, этнофукциональный подход, языковая личность, ценности.
САЛТЫКОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент факультета МАИС
Московского государственного института культуры, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью 225
и кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты МЧС РФ
SALTYKOVA MARINA VIKTOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor ofFaculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Салтыкова М. В., 2015