5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. Москва : Прогресс, 1986.
6. Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и её жизненный путь // Основы общей психологии : в 2 томах / Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1989. (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). Т. 2 / [сост., авт. коммент. и послесл. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. 323 с.
References
1. Baklanov K. V. Using multimedia presentations in the process of adaptation of first year students to studying at the higher educational institution. Vestnik of Russian New University. 2014, No. 1, pp. 68—70. (In Russian)
2. Baklanov K. V. Psikhologicheskaya sluzhba v pedagogicheskom vuze: opyt prakticheskoi deyatel'nosti [Psychological service in a pedagogical University: practical experience]. Moscow, Publishing house of Moscow State Pedagogical University, 2007. 120 p.
3. Baklanova N. K. About the problem of health maintenance and health-maintaining environment management. Vestnik of Russian New University. 2013, No. 1, pp. 181—185. (In Russian)
4. Baklanova N. K. Psychological health as an indicator of professional skill of experts of social sphere. Humanity space: International almanac. 2015. Volume 4, No 4, pp. 483—492.
5. Burns R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston (In Rus. ed.: Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Development of the Self-Concept and Education]. Moscow, Progress Publishers, 1986.
6. Rubinshtein S. L. Samosozanie lichnosti i ee zhiznennyi put' [Self-Consciousness and her way of life]. Osnovy obshchei psikhologii, v 2 tomakh. Tom 2 [Fundamentals of the general psychology, in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1989. 323 p.
СУСЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.037.1:378.14
Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье авторы публикуют результаты проведённого среди студентов 1—3 курсов Московского государственного института культуры анкетирования (второй этап исследований). Эксперимент помог выявить отдельные аспекты, связанные с повышением авторитета (статуса) и модернизации учебных занятий по физической культуре в МГИКе, отношение студентов к здоровому образу жизни, мотивы, побудившие посещать занятия, а также знания в области спорта и спортивных событий.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивные события, секции по видам спорта, учебные занятия, статус дисциплины, модернизация процесса обучения, студенты (респонденты).
ДУДКИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности хореографического факультета Московского государственного института культуры
DUDKINA YULIYA IVANOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Safety, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture МИРЗОЕВ ОКТАЙ МИРЗА ОГЛЫ — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности хореографического факультета Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
MIRZOYEV OKTAY MIRZA OGLY — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department 213
of Physical Education and Safety, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation
e-mail, [email protected] © Дудкина Ю. И., Мирзоев О. М., 2015
Yu. I. Dudkina, O. M. Mirzoev
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Russia, Moscow region, Russian Federation
PROSPECTS OF IMPROVEMENT
OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL EDUCATION IN MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE
Authors publish results of the Moscow state institute of culture of questioning (the second stage of researches) which is carried out among students of 1—3 courses in the present article. Experiment helped to reveal the separate aspects connected with increase of authority (status) and modernization of studies on physical culture in Moscow State Institute of Culture, the relation of students to a healthy lifestyle, the motives which induced to attend classes, and also knowledge in the field of sport and sports events.
Keywords: physical culture, sport, sports events, sections on sports, studies, the status of discipline, training process modernization, students (respondents).
В настоящее время предлагаются различные пути и средства повышения качества высшего профессионального образования в целом и по учебным дисциплинам в отдельности.
Рассматривая «качество образования» как качество образовательного процесса, можно сказать, что это понятие отражает уровень соответствия выпускника вуза определённым нормам, то есть стандартам, определяющим тот минимум квалификаций, без которого специалист не может состояться.
В целом анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, показывает необходимость формирования специального подхода к построению индивидуальных и групповых учебных занятий со студентами различных специальностей, с учётом их интересов.
Основная задача в работе со студентами при этом состоит в создании условий для воспитания у них ответственности за процесс и результат своего труда, за высокий уровень качества своего образования. Это должно происходить через включение студентов в деятельность по самооценке уровня своей подготовки, через анализ качества педагогического процесса и выработку программ улучшения качества подготовки специалистов [2].
Это и определило проблему наших исследований, связанную с совершенствованием процесса обучения по дисциплине «Физическая культура» в МГИКе.
Существенное улучшение качества процесса физического воспитания многие специалисты связывают с использованием не какой-то одной, пусть даже самой эффективной методики, а с использованием комплекса мер по изменению отношения к физическому воспитанию у студентов. Базисом определения отношений является мнение самих занимающихся, то есть тех, кто непосредственно вовлечён в процесс обучения.
Поэтому мы предприняли попытку изучить различные аспекты отношения студентов к предмету «Физическая культура», к спорту и здоровому образу жизни в целом, выявить их мотивацию к активным занятиям физической культурой, а также пути и средства модернизации учебного процесса по физическому воспитанию в Московском государственном институте культуры.
Для этого был использован один из педагогических методов, применяемых при проведении научных исследований, а именно — анкетирование, которое позволило не только обосновать, как теоретически, так и практически, подход к совершенствованию организации занятий по физической культуре в нашем институте, но и предложить конкретный путь его реализации.
Анкетирование стало следующим этапом в проведении мониторинга отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности [см.: 1].
В анкетировании приняли участие студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» основной, подготовительной и специальной медицинских групп, обучающиеся на 1—3 курсах на различных факультетах института. Всего было опрошено более 80% от списочного состава студентов института в 2014/2015 учебном году.
Модернизация занятий по физической культуре в различных образовательных учреждениях страны позволяет разнообразить и внедрить новые подходы, нацеленные на повышение интереса к занятиям. Известно, что в вузах страны, согласно программе, студенты посещают обязательные учебные занятия, а в свободное от учёбы время своё спортивное мастерство повышают в секциях по видам спорта. Если первое входит в объёмные требования студента, то второе исходит из желания студенческой молодёжи.
В связи с этим мы задали студентам следующий вопрос: «Какую форму занятий они планируют выбрать — занятия по видам спорта или базовую форму физкультурных занятий (ныне существующая форма)»?
Процент активно желающих заниматься в секциях среди юношей 1—3 курса составил 63,2% от числа опрошенных студентов, тогда как у девушек это показатель оказался несколько выше — 68,3%. Особое отношение к секционным занятиям проявили студентки
2-го года обучения и юноши, обучающиеся на
3-м курсе. Большинству студентов из специальной медицинской группы по душе занятия, которые проходят в рамках учебного процесса. За эту форму высказались 83,3% юношей и 60,0% девушек. По всей вероятности, указанные ответы могут базироваться на особенности функционального состояния, а также связаны с характером выполняемой физической нагрузки, предусмотренной в секциях и на обычных занятиях. Таким образом, элективная (секционная) форма занятий вызывает больший интерес у студентов основной и подготовительной группы.
Существуют виды спорта, соревнования по которым проводят зимой или летом («зимние» и «летние» виды). Популярность их определяется включением в программы международных спортивных событий, в первую очередь Олимпийских игр. Отсюда следует, что не всегда обычный, не эрудированный в спортивной тематике человек сможет назвать хотя бы часть из этого многообразия. Однако мы попытались узнать у студентов МГИК, какие виды спорта им больше всего нравятся.
Известно, что решение о проведении крупных спортивных соревнований, особенно Олимпийских игр, в той или иной стране свидетельствует о больших заслугах тренеров, спортсменов и специалистов этой страны на мировой арене. И проведение XXII Олимпийских (зимних) игр в российском городе Сочи стало не только важным событием для страны, но и главным событием 2014 года в мире.
Мы предполагали, что студенты МГИКа проинформированы об этом спортивном мероприятии. Но были приятно удивлены, когда на вопрос: «Какое спортивное событие в Вашей жизни произвело неизгладимое впечатление на Вас и одновременно позволило гордиться Родиной», подавляющее большинство юношей и девушек всех курсов обратили свои взоры на Олимпийские игры в Сочи. Наряду с этим, студенты уделили должное внимание и Паралимпийским играм. Убедительная победа в неофициальном командном зачёте российских спортсменов на этих двух спортивных мероприятиях также вызвала гордость наших студентов за страну. И вдвойне приятно, что среди волонтёров, оказывающих всевозможную помощь участникам игр, находились и студенты нашего вуза. Таким образом, пропаганда идей Олимпизма, успех российских спортсменов на международной арене позволят консолидировать молодёжь и по-иному взглянуть на ценности, которые несёт физическая культура и спорт.
В зависимости от характера учебной дис-
циплины преподаватели теоретических дисциплин внедряют различные современные методы и подходы обучения, связанные, в первую очередь, с техническими элементами: компьютерные технологии, видео, интерактивные доски, презентации и многое другое.
Однако, наряду с вышесказанным, ведущим практические занятия (физическую культуру и спорт, музыкальное искусство, хореографию и т.д.) специалистам для повышения уровня знаний студентов, а вместе с этим и статуса своих занятий перечисленного недостаточно.
Исходя из вышеизложенного, нас интересовали предложения студентов, позволяющие преподавателям изыскать пути, способствующие повышению авторитета (статуса) учебных занятий. Суммируя ответы студентов и студенток 1 — 3 курсов, обучающихся в основной и подготовительной медицинских группах, можно констатировать, что для повышения авторитета (статуса) занятий по физической культуре необходимо следующее:
• вести пропаганду здорового образа жизни в институте;
• проводить большинство занятий под музыкальное сопровождение;
• проводить занятия с элементами соревновательной борьбы с последующим вручением призов;
• сделать акцент на секционные занятия, при этом увеличить количество самих секций, в том числе и секций, связанных с новыми физкультурно-спортивными направлениями;
• построить плавательный бассейн и реконструировать стадион;
• обновить инвентарь и оборудование, находящееся в спортивном комплексе;
• создать зал атлетической подготовки (тренажёрный зал);
• включать в занятия больше различных игр;
• участвовать в соревнованиях в составе команды института;
• поощрять студентов за участие в соревнованиях и др.
Подводя итог, можно констатировать, что
повышение авторитета занятий по физической культуре в нашем вузе напрямую зависит от материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса. По всей вероятности, если внедрение компьютерных и иных технологий в занятия теоретического курса могут вывести эти предметы на другой уровень, то для улучшения качества проведения практических занятий мастерство и компетентность преподавателей не могут решить всех проблем, связанных с современными взглядами студентов. Привлекательность наших занятий возрастёт (или будет возрастать), если основываться на ответах студентов, в том числе и благодаря успешному решению вопросов по оснащению спортивного комплекса института.
Заключительный вопрос анкетирования затрагивал инициативу, выдвинутую Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, которая исходила из документов, разработанных в 2013 году, — «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
В данных документах говорится, что доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, к 2020 году должна достичь 40%, а среди обучающихся — 80%. Для решения этой задачи планируется создать современную и эффективную государственную систему физического воспитания населения.
Её системообразующим элементом призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВСФК), определяющий уровень физической подготовленности населения страны, — «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») [4; 5]. Своё отношение к ВФСК «ГТО» мы попросили определить студентов, что помогло бы обосновать, разработать и представить своё видение проблемы по внедрению ГТО во МГИК.
Полученные ответы позволили выявить, что положительно к введению ВФСК «ГТО»
относится меньше половины студенток 1, 2 и 3-го курсов (48,8, 44,6 и 43,8% соответственно). Другая значительная часть девушек указанных курсов ещё (или пока) не определилась со своим выбором — 44,2, 46,5 и 56,2% соответственно.
Исходя из результатов, полученных на втором этапе анкетирования, а также учитывая мнение преподавателей, можно констатировать, что для модернизации занятий по физической культуре в ФГБОУ ВО «МГИК», следует:
• усовершенствовать базу спортивного комплекса института путём оснащения оборудованием и инвентарём, проведения ремонтно-строительных работ, которые позволят расширить существующие площади для осуществления комплексных занятий;
• внедрить спортизацию (поэтапно) в учебный процесс;
• учебная дисциплина «Физическая культура», как важное средство улучшения здоровья населения, должна остаться для студентов МГИКа необходимым предметом;
• осветить в тематике лекционных курсов вопросы, связанные со спортивной деятельностью;
• постепенно внедрять элементы комплекса «ГТО», определяющего физическую подготовленность студентов;
• разработать виды поощрения для студентов и абитуриентов, носителей знаков ВФСК «ГТО»;
• вести пропаганду здорового образа жизни (на постоянной основе) на всей территории института.
Примечания
1. Дудкина Ю. И. Мирзоев О. М. Мониторинг отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 219—225.
2. Золотых Н. В., Нестеренко Д. И. Методика оценки учебных достижений студентов, способствующая повышению качества профессиональной подготовки // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 12 (118). С. 83—87.
3. Мукина Е. Ю. Возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 95—100.
4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)» [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http:// www.minsport.gov.ru/polojgto.doc
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [Электронный ресурс] //Российская газета : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2014, 24 июня. URL: http://www.rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html
6. Уваров В. А., Булавина Т. А. Результаты апробации действующих нормативных требований I—VI ступеней и прогноз количества значкистов комплекса ГТО // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов : материалы XIII Международной очно-заочной научно-практической конференции (2 апреля 2015 года, г. Москва). Москва : Институт экономики и предпринимательства, 2015. С. 127—129.
References
1. Dudkina Yu. I., Mirzoev O. M. Monitoring of the relation of students to sports and sports activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 2 (64), pp. 219—225. (In Russian)
2. Zolotykh N. V., Nesterenko D. I. Methodology for the evaluation of educational students' achievements, improving the quality of vocational training. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2014, No. 12 (118), pp. 83—87.
3. Mukina E. Yu. Possibilities of sports and improving activity in the course of social and pedagogical rehabilitation of children with limited opportunities of health. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 95—100. (In Russian)
4. Provision on the All-Russian sports and sports complex "I Am Proud of You, the Fatherland (GTO)". Available at: http://www.minsport.gov.ru/polojgto.doc
5. The resolution of the government of the Russian Federation of 11.06.2014 No. 540 "About the adoption of Provision on the All-Russian sports and sports complex "It Is Ready to Work and Defense" (GTO)". Available at: http://www.rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html
6. Uvarov V. A., Bulavina T. A. Results of approbation of the existing standard requirements of the I-VI steps and the forecast of quantity of znachkist of the GTO complex. Zdorovyi obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushatelei vuzov : materialy XIII Mezhdunarodnoi ochno-zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (2 aprelia 2015 goda, g. Moskva) [Healthy way of life and physical training of students and listeners of higher education institutions: materials XIII of the International intramural and extramural scientific and practical conference (on April 2, 2015, Moscow)]. Moscow, Publishing house of Institute of economy and business, 2015. Pp. 127—129.
ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ — МЕНЕДЖЕРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВУЗАХ УДК 37.035:378.978 О. Е. Шилова
Российская академия музыки имени Гнесиных
Статья посвящена такой актуальной проблеме педагогики высшей школы, как подготовка специалистов, обладающих высокими духовно-нравственными ценностями, которые им помогут ориентироваться во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной. Обосновывается необходимость формирования в процессе обучения в музыкальном вузе у студентов — будущих менеджеров музыкального искусства ценностно-патриотических ори-ентаций. На основе обобщения мнений большого количества учёных прошлого и настоящего, российских и зарубежных, в статье приведено авторское понимание составляющих понятия «ценностно-патриотические ориентации», выделены те педагогические технологии и подходы, позволяющие организовать процесс становления менеджера музыкального искусства как полноценной личности и высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: ценностно-патриотические ориентации, патриотизм, ценности, творчество, педагогические подходы, студенты-менеджеры, профессиональная подготовка, музыкальное искусство.
O . E. S h i l o va
Gnessin Russian Academy of Music, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Povarskaya, str., 30/36, 121069, Moscow, Russian Federation
ABOUT FORMATION OF VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS AT STUDENTS — MANAGERS OF MUSICAL ART IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Article is devoted to such actual problem of pedagogy of the higher school as training of specialists, having high spiritual and moral values which to them will help to be guided with all spheres of activity including professional sphere. Need of formation in the course of training in musical higher education institution at students — future managers of musical art of valuable and patriotic orientations is proved. On the basis of generalization of opinions of a large number of scientists of the past and the present, Russian and foreign, the author is given his understanding of components of concept "valuable and patriotic orientations" and those pedagogical technologies and approaches which allow to organize process of formation of the manager of musical art as the full-fledged personality and the highly qualified specialist.
Keywords: valuable and patriotic orientations, patriotism, values, creativity, pedagogical approaches, students managers, vocational training, musical art.
ШИЛОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано, заместитель начальника отдела международных связей Российской академии музыки имени Гнесиных SHILOVA OLGA EVGEN'EVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of Piano, Deputy Head of International Relations, Gnessin Russian Academy of Music
e-mail: [email protected] © Шилова О. Е., 2015