Научная статья на тему 'Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов: на примере МГИК'

Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов: на примере МГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / программа / здоровье / медицинские группы / заболевания / физические упражнения / students / physical culture / programmer / health / medical group / disease / bodily exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев

В статье приводятся результаты мониторинга состояния здоровья (функционального состояния) студентов 1–3 курсов Московского государственного института культуры, представлен характер (диагноз) заболеваемости студенческой молодёжи. Приводится алгоритм формирования медицинских групп – основной, подготовительной и специальной – для занятий по физической культуре, особенности планирования средств, обеспечивающих рост физической подготовленности и направленных на профилактику заболеваемости. Отдельное внимание уделено роли физической культуры на современном этапе развития общества, в том числе в формировании конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE STATE OF HEALTH IN THE DEVELOPMENT OF PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS: THE EXAMPLE OF MSIC

The article presents results of monitoring of the health status (functional state) of students of 1–3 courses of the Moscow State Institute of Culture, given the nature (diagnosis) of the incidence of student youth. Given the algorithm of formation of medical groups – basic, preparatory and special for physical culture classes, features planning tools for the growth of physical fitness and prophylactic morbidity. Special attention is paid to the role of physical culture at the modern stage of society development, including taking into account the competitiveness on the labor market.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов: на примере МГИК»

ОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: НА ПРИМЕРЕ МГИК

УДК 37.037.1:378.14

Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев

Московский государственный институт культуры

В статье приводятся результаты мониторинга состояния здоровья (функционального состояния) студентов 1-3 курсов Московского государственного института культуры, представлен характер (диагноз) заболеваемости студенческой молодёжи. Приводится алгоритм формирования медицинских групп - основной, подготовительной и специальной - для занятий по физической культуре, особенности планирования средств, обеспечивающих рост физической подготовленности и направленных на профилактику заболеваемости. Отдельное внимание уделено роли физической культуры на современном этапе развития общества, в том числе в формировании конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, программа, здоровье, медицинские группы, заболевания, физические упражнения.

Y. I. Dudkina, O. M. Mirzoev

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Russia, Moscow region, Russian Federation

MONITORING OF THE STATE OF HEALTH IN THE DEVELOPMENT OF PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS: THE EXAMPLE OF MSIC

The article presents results of monitoring of the health status (functional state) of students of 1-3 courses of the Moscow State Institute of Culture, given the nature (diagnosis) of the incidence of

ДУДКИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Московского государственного института культуры

DUDKINA YULIYA IVANOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Safety, Moscow State Institute of Culture

МИРЗОЕВ ОКТАЙ МИРЗА ОГЛЫ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

MIRZOYEV OKTAY MIRZA OGLY - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Physical Education and Safety, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

e-mail: flzkaf@mguki.ru

214 © Дудкина Ю. И., Мирзоев О. М., 2017

student youth. Given the algorithm of formation of medical groups - basic, preparatory and special for physical culture classes, features planning tools for the growth of physical fitness and prophylactic morbidity. Special attention is paid to the role of physical culture at the modern stage of society development, including taking into account the competitiveness on the labor market.

Keywords: students, physical culture, programmer, health, medical group, disease, bodily exercises.

Для цитирования: Дудкина Ю. И., Мирзоев О. М. Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов: на примере МГИК // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 214-219.

Здоровье всегда было важнейшей ценностью всего человечества, мероприятия по сохранению здоровья на современном этапе развития нашего общества особенно актуальны. Увеличение продолжительности жизни людей становится первостепенной задачей в Российской Федерации. Ведь благополучие страны, её национальная безопасность и многое другое взаимосвязаны со здоровьем нации.

В этом контексте самое пристальное внимание следует уделять детям дошкольного и школьного возраста и, конечно, студенческой молодёжи, что позволит улучшить функциональное состояние подрастающих поколений.

Такое требование актуализирует проблему развития физической культуры в высшем учебном заведении, решение которой повлечёт за собой повышение физической подготовленности как источника улучшения работоспособности для эффективной профессиональной деятельности, а следовательно, и повышения конкурентоспособности будущих специалистов.

Учитывая актуальность и потенциальную значимость реализации государственной политики в области физической культуры (здесь уместно напомнить о

повсеместном ведении, к примеру, Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)), а также существенную взаимосвязь между конкурентоспособностью выпускаемых специалистов и их физическим развитием, можно утверждать, что совершенствование системы физической подготовки специалистов из задачи сугубо педагогической переходит в круг задач развития самой системы профессионального образования, обеспечения общества качественными трудовыми ресурсами. Конкурентоспособность специалистов имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает работникам более высокий профессиональный статус, рейтинговую позицию на рынке труда, устойчивый спрос на их услуги - востребованность [6].

Физическая культура - часть общей культуры общества и личности, может не только влиять на процесс физического развития и подготовленность, но и активно воздействовать на формирование культуры сбережения здоровья, что создаст благоприятные условия для ведения здорового образа жизни на годы.

Проблемы сохранения здоровья студентов в основном определяются образом жизни, связанным с такими компо-

нентами, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, вредные привычки и многое другое. Так, на сон приходится 24-30% времени, на питание — 10-16%, на двигательную активность - 15-30%.

Коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Московского государственного института культуры осуществляет ежегодный мониторинг состояния здоровья (функционального состояния) студентов. Выстроен чёткий алгоритм действий, позволяющий избежать неверного подхода к разработке программы для обучающихся студентов МГИК, зачётных требований и т. д. [5].

При формировании программ подготовки по физической культуре в МГИК главное внимание уделяется фактору, определяющему принадлежность студента (студентки) к одной из трёх медицинских групп - основной, подготовительной и специальной.

Распределение студентов по группам проходит согласно медицинской справке (одна из них - форма № 086у, утверждена Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2014 году), которую абитуриент обязан представить при сдаче документов в приёмную комиссию института.

На основании данного документа медицинская комиссия МГИК, осуществляющая свою деятельность до начала нового учебного года (в третьей декаде августа) на базе кафедры физической

культуры и безопасности жизнедеятельности, проводит встречу с каждым вновь поступившим студентом и определяет его в ту или иную группу. Уже в процессе обучения студенты могут быть переведены из одной группы в другую, также на основании выданного документа медицинским учреждением.

Мониторинг состояния здоровья позволяет эффективно формировать программу по физической подготовке для всех групп занимающихся, в особенности - со студентами специальной медицинской группы.

Характер заболевания у студентов (студенток) различен. На основании этого качественно выстраивается вся цепочка взаимоотношений обучающегося с преподавателем.

Так, к примеру, по итогам 2016/2017 учебного года у студентов МГИК были выявлены следующие заболевания:

• проблемы с органами зрения имеют 38% студентов. Это, прежде всего, миопия (от 3,5 до 6 диоптрий), дальнозоркость и другие;

• нарушение опорно-двигательного аппарата было зафиксировано у 18% обучающихся в институте;

• 17% студентов имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе (вегето-сосудистая дистония, пролапс митрального клапана и другие);

• заболевания органов дыхания обнаружено у 8,6% студентов, у которых диагностирована бронхиальная астма, риниты и другие;

• травмы различного рода наблюдаются у 8,4% студентов;

• нарушения обмена веществ (желудочно-кишечные заболевания) зафиксированы у 6,9%;

• самый низкий процент заболеваемости - пиелонефрит (болезнь, связанная с нарушением работы почек) отмечается у 3,1% занимающихся.

На основании полученной информации все студенты (студентки) распределяются по соответствующим медицинским группам. Так, по итогам мониторинга функционального состояния 73% студентов были направлены в основную (без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения при достаточном физическом развитии) и подготовительную (без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровья) группы. Занятия в специальной медицинской группе (с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определённых противопоказаний в применяемых средствах физической культуры) были рекомендованы 27%. Необходимо отметить, что по мере улучшения состояния здоровья перевод студентов из специальной в другие группы также осуществляется на основании заключения врача.

Занятия и в основной, и в подготовительной группе проводятся с учётом профессиональной деятельности студентов - специализации и уровня физической подготовленности. В специальной медицинской группе - в зависимости от заболевания, а также уровня физической подготовленности.

В преддверии практических занятий для студентов проводятся курсы лекций (в начале каждого учебного семестра), одна из которых посвящена аспектам здорового образ жизни и его отраже-

нию в профессиональной деятельности специалистов в области культуры и искусства [4].

Практические занятия включают физические упражнения, направленные на развитие таких качеств, как общая выносливость, сила, гибкость и ловкость. Отдельные занятия посвящены улучшению мышц брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Учебные занятия проводятся на стадионе и в спортивном зале МГИК.

Для улучшения общей выносливости используется преимущественно бег аэробной направленности (осень, весна), ходьба (бег) на лыжах (зимой) и скандинавская ходьба (зима); для повышения силовых качеств - упражнения с отягощением; для совершенствования гибкости, ловкости и укрепления опорно-двигательного и мышечного аппарата - наряду с общепринятыми средствами, применяются и упражнения нового поколения.

Для предотвращения профессиональных заболеваний студенты осваивают специальные упражнения для коррекции зрения (гимнастика для мышц глаз), предотвращения плоскостопия (укрепление внутреннего и внешнего свода стопы), остеохондроза (удержание правильного положения спины при ходьбе, сидя, стоя, лежа, укрепление мышечного корсета); для предупреждения и уменьшения варикозного расширения вен (упражнения для ног, выполняемые лежа с горизонтальным и приподнятым положением ног, упражнения с резиновыми лентами) и другие.

Для оздоровительного эффекта студентам предлагается, к примеру, гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой,

куда входят упражнения, использование которых рекомендуется при бронхиальной астме, хроническом бронхите и рините (насморке), аритмии, болезнях голосового аппарата, потере голоса. Эта гимнастика предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию, что достигается обратной согласованностью движений с дыханием. Гимнастику можно выполнять стоя, сидя и лёжа.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно повышается, учитывая огромную нервно-психическую нагрузку, провоцирующую развитие профессиональных заболеваний и т.д. [1]

Укреплять своё психофизическое здоровье, противодействовать вредным привычкам, предотвращать профессиональные заболевания, восстанавливать умственные и физические силы, а также утраченные функции организма, в том числе и на фоне экологических про-

блем, следует посредством планомерных, целенаправленных и эффективных занятий по физической культуре. Отсюда возникает насущная потребность и необходимость усвоения физкультур-но-образовательных знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке специалистов [4; 5].

В целом физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты МГИК, в особенности за последние годы, становится одним из резервов слияния общественного и личного интересов. Она способствует усвоению учебного материала, помогает стать востребованным в обществе. Как показали наши ранние исследования, одним из путей, направленных на модернизацию занятий по физической культуре в МГИК, является ведение полноценной пропаганды здорового образа жизни (на постоянной основе) в институте [2; 3].

Примечания

1. Бакланова Н. К., Дудкина Ю. И. Профессионально-прикладная физическая культура студентов музыкальных специализаций вузов культуры и искусств : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств, преподавателей физической культуры, музыкантов, аспирантов, научных работников. Москва : МГУКИ, 2008. 128 с.

2. Дудкина Ю. И. Мирзоев О. М. Мониторинг отношения студентов к физкультурно-спор-тивной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 219-225.

3. Дудкина Ю. И., Мирзоев О. М. Перспективы совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию в Московском государственном институте // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 213-217.

4. Дудкина Ю. И. Физическая культура : курс лекций. Москва : МГУКИ, 2014. 55 с.

5. Физическая культура : учебная рабочая программа / сост. Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев. Москва : МГУКИ, 2014. 72 с.

6. Чермянин А. А., Шершнев Н. П., Герасимов Р. Р. Влияние приобретаемой культуры здорового образа жизни и физической активности студентов на профессиональную востребованность выпускников // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 21 апреля 2017 года / [ред. коллегия: И. А. Струнин (отв. ред.), Б. А. Савиных, В. П. Романов]. Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2017. С. 36-37.

^ Образование в сфере культуры ВНТг 1

References

1. Baklanova N. K., Dudkina Yu. I. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya kul'tura studentov muzykal'nykh spetsializatsiy vuzov kul'tury i iskusstv [The professionally applied physical culture of students of musical specializations of universities of culture and arts]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2008. 128 p.

2. Dudkina Yu. I., Mirzoev O. M. Monitoring of the relation of students to sports and sports activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 2 (64), pp. 219-225. (In Russian)

3. Dudkina Yu. I., Mirzoev O. M. Prospects of improvement of educational process on physical education in Moscow State Institute of Culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 6 (68), pp. 213-217. (In Russian)

4. Dudkina Yu. I. Fizicheskaya kul'tura: kurs lektsiy [Physical culture: a course of lectures]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2014. 55 p.

5. Dudkina Yu. I., Mirzoev O. M., comp. Fizicheskaya kul'tura: uchebnaya rabochaya programma [Physical culture: training work program]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2014. 72 p.

6. Chermyanin A. A., Shershnev N. P., Gerasimov R. R. Vliyaniye priobretayemoy kul'tury zdor-ovogo obraza zhizni i flzicheskoy aktivnosti studentov na professional'nuyu vostrebovannost' vy-pusknikov [Influence of acquired culture of a healthy lifestyle and physical activity of students on the professional demand of graduates]. In: Strunin I. A., ed. Sport i fizicheskaya kul'tura: inte-gratsiya nauchnykh issledovaniy i praktiki. Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, 21 aprelya 2017 goda [Sport and physical culture: the integration of research and practice: materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, April 21, 2017]. Kurgan, Publishing house of Kurgan State University, 2017. Pp. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.