DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-101-106
Методическое обеспечение занятий по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту со студентами специальной
медицинской группы
Коткова Л.Ю.1*, Шаймарданова Л.Ш.2, Евсеева А.Р.3
1Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0001-7383-2850, klumeg@mail.ru* 2Елабужский институт Казанского федерального университета,
г. Елабуга, Россия ORCID: 0000-0003-4130-9365, sh.lutsia@mail.ru 3Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Россия ORCID: 0000-000l-6927-047X, aigul_renatovna@mail.ru
Аннотация: Основной формой организации занятий по физическому воспитанию в вузе являются занятия по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, которые организуются с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов. Особое внимание следует уделять студентам специальной медицинской группы (СМГ), имеющим ослабленное здоровье, хронические заболевания, отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Материалы. Теоретическое обоснование учебно-методического обеспечения по элективным дисциплинам (модулям) по ФК и С для студентов СМГ. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, анализ медицинских карт студентов, методы математической статистики. Практическая значимость исследования состоит в возможности эффективного проведения учебных занятий по элективным дисциплинам по ФК и С со студентами СМГ, используя представленные методические указания. Новизна исследования заключается в получении новых сведений о специфике заболеваний студентов СМГ, методическом сопровождении физкультурных занятий. Результаты.. Анализ результатов исследования показал, что у студентов СМГ преимущественно наблюдаются три группы заболеваний: нарушения зрения, соматические заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата. При этом у большинства студентов выявлены патологии зрения. Разработано методическое обеспечение занятий по элективным дисциплинам (модулям) по ФК и С, включающее характеристику учебного материала, методические указания к выполнению упражнений, нагрузочный режим, перечень упражнений, противопоказанных к выполнению, оценочные средства, критерии эффективности. Заключение. Для повышения мотивации к занятиям физической культурой студентов СМГ важно применение оценочного компонента, который помогает стимулировать студентов к коррекции основных движений, освоению новых двигательных действий, повышению работоспособности организма в целом.
Ключевые слова: методическое обеспечение, физическая культура и спорт, студенты специальной медицинской группы.
Для цитирования: Коткова Л.Ю.*, Шаймарданова Л.Ш., Евсеева А.Р. Методическое обеспечение занятий по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту со студентами специальной медицинской группы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 101-106. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2101-106.
Methodical support of physical culture and sport elective disciplines (modules) with students of special medical group
Larisa Yu. Kotkovat*, Lutsiya Sh. Shaymardanova2, Aigul R. Evseeva3
iNaberezhnye Chelny branch of Management University 'TISBI" Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0001-7383-2850, klumeg@mail.ru* 2 Yelabuga Institute of Kazan Federal University
Yelabuga, Russia ORCID: 0000-0003-4130-9365, sh.lutsia@mail.ru 3Kazan State Medical University Kazan, Russia
ORCID: 0000-0001-6927-047X, aigul_rinatovna@mail.ru
Abstract: The main form of physical upbringing lessons organization at a higher educational establishment is physical culture and sport elective disciplines (modules). They are organized taking into account health state, physical development and physical readiness of students. Special attention should be paid to students of special medical group (SMG). They have poor health, chronic diseases, locomotor apparatus disorders. Materials. Theoretical substantiation of educational-methodical support of physical culture and sport elective disciplines (modules) for the students of SMG. Research methods. Information sources and methodical literature analysis and summarizing, students' medical cards analysis, methods of mathematical statistics. Results. The research results analysis showed that there are three groups of diseases among SMG students: visual function disorders, somatic diseases and locomotor apparatus disorders. At the same time most students have vision pathologies. We created methodical support of physical culture and sport elective disciplines (modules) lessons. They include the characteristic educational material, methodical directions concerning exercises fulfillment load regimen, the list of exercises. They are forbidden to fulfill, estimation means, effectiveness criteria. Conclusion. In order to increase the motivation of SMG students to attend physical culture lessons it is important to use estimating component. It helps to stimulate students to correct the main movements, master new motor actions, organism working capacity increase in general. Keywords: methodical support, Physical culture and sport, students of special medical group.
For citation: Larisa Yu. Kotkova1*, Lutsiya Sh. Shaymardanova, Aigul R. Evseeva. Methodical support of physical culture and sport elective disciplines (modules) with students of special medical group. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 101-106. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-101106.
Введение
Теоретическое обоснование
методического сопровождения занятий по элективным дисциплинам (модулям) по ФК и С для студентов СМГ дополнит и углубит знания преподавателей по ФК по основам построения занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
В процессе исследования получены сведения о специфике заболеваний студентов вузов, определены основные критерии методического обеспечения занятий по элективным дисциплинам (модулям) по ФК и С со студентами СМГ.
Обучение в высших учебных заведениях является важным этапом в формировании необходимых профессионально значимых личностных характеристик будущих специалистов. Важное значение в процессе
учебно-воспитательной работы в вузе отводится физическому воспитанию как фактору, способствующему подготовке гармонично развитой личности.
Основной формой организации занятий по физическому воспитанию в вузе являются занятия по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту (ЭД (М) по ФК и С), которые являются обязательными для всех студентов. Процесс обучения по физической культуре организуется с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов. Особое внимание следует уделять студентам специальной медицинской группы (СМГ), имеющим ослабленное здоровье, хронические заболевания, отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Студентов с ослабленным здоровьем с каждым годом
становится все больше.
Физическое воспитание студентов СМГ имеет преимущественно коррекционно-развивающую направленность. Приоритетными задачами учебного процесса по физической культуре со студентами СМГ являются:
- укрепление здоровья, повышение уровня работоспособности организма, коррекция функциональных нарушений и недостатков в физическом развитии;
- формирование учебных компетенций по теории и методике организации физического воспитания с учетом специфики заболеваний;
- воспитание потребности и необходимости в регулярном самостоятельном использовании средств физической культуры на протяжении всей жизни [2].
Для решения поставленных задач необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение занятий по физической культуре со студентами СМГ, разработанное с учетом специфики заболеваний студентов, уровня развития их физических и двигательных кондиций. Данное обстоятельство актуализирует тему исследования и необходимость ее дальнейшего изучения.
Цель исследования - теоретически обосновать учебно-методическое обеспечение по ЭД (М) по ФК и С для студентов СМГ.
Задачи исследования:
1. Классифицировать по группам специфику заболеваний студентов СМГ.
2. Дать методическое обоснование использованию основных разделов учебной рабочей программы по ЭД (М) по ФК и С со студентами СМГ.
Материалы и методы
Исследование проводилось в Республике Татарстан на базе Елабужского института КФУ в г. Елабуга и Казанского государственного медицинского университета в г. Казань в период с января по март 2022 года со студентами 1-3-х курсов, отнесенных к СМГ, в количестве 551 человека (45 человек из ЕиКФУ и 506 человек из КГМУ). В исследовании применялись методы анализа, математической статистики.
Результаты и обсуждение
Для выявления специфики заболеваний у студентов специальной медицинской группы нами были проанализированы их медицинские карты. Было выявлено три группы заболеваний, преимущественно встречающихся у студентов СМГ:
1. Нарушения зрения: близорукость, астигматизм, глаукома и др.
2. Соматические заболевания: заболевания эндокринной системы, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, гипертония, заболевания ЖКТ, инфекционные и простудные заболевания и др.
3. Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА): нарушения осанки, плоскостопие, артриты суставов и др.
Наибольший процент составили заболевания, вызванные нарушениями зрения - у 50,4% студентов. Заболевания опорно-двигательного аппарата выявлены у 19,7% студентов. Группу соматических заболеваний имеют 29,7% студентов.
На рисунке представлено количественное соотношение студентов СМГ 1-3-х курсов с различными группами заболеваний.
Рис. Количественное соотношение студентов СМГ 1-3-х курсов с различными группами
заболеваний.
Как видно из рисунка 1, к третьему курсу увеличивается количество студентов с нарушениями зрения и уменьшается процент студентов, имеющих соматические заболевания и нарушения ОДА.
Основнымдокументом,обеспечивающим реализацию учебного материала в вузе, является рабочая программа дисциплины. Отличительной особенностью программы по ЭД (М) по ФК и С со студентами СМГ будет являться адаптированность содержательного компонента учебных разделов программы, фонда оценочных средств, методических указаний по освоению дисциплины и материально-технического
оснащения учебного процесса к возможностям обучающихся.
С целью повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту со студентами СМГ нами было разработано методическое обеспечение занятий по ЭД (М) по ФК и С, включающее в себя (Табл. 1):
- характеристику учебного материала;
- методические указания к выполнению упражнений;
- нагрузочный режим;
- перечень упражнений, противопоказанных к выполнению;
- оценочные средства;
- критерии эффективности.
Учебный материал для занятий подобран
с учетом его доступности к выполнению студентами СМГ. Нами были разработаны два раздела по элективным дисциплинам по ФК и С: оздоровительные виды и формы легкой атлетики и лечебная гимнастика, которые, на наш взгляд, являются наиболее доступными средствами оздоровления, укрепления физических кондиций и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья студентов СМГ.
В процессе физкультурных занятий особое внимание следует уделять дозированному нагрузочному режиму, контролю ЧСС, исключению упражнений, противопоказанных к выполнению при определенных заболеваниях. Критерии оценивания деятельности студентов СМГ на занятиях складываются из способности выполнять контрольные нормативы, добросовестного отношения к занятиям и владения системой знаний по сохранению и укреплению здоровья.
Таблица
Пример методического обеспечения занятий по ЭД (М) по ФК и С для студентов СМГ 1-го
курса
Учебный материал Методические Нагрузочный Перечень Оценочные Критерии эф-
рекомендации режим противопоказаний средства фективности
Раздел 1. Оздоро- Упражнения Дозированный - упраж- 1.Оздорови- Умеет выпол-
вительные виды выполняются нагрузочный нения с тельная ходь- нять заданные
и формы легкой на площадке, режим: задержкой ба - 3000 м упражнения.
атлетики хорошо осве- - ходьба - 2-3 дыхания; (юноши), 2000 Положительные
щенной, име- серии по 400 м - упражне- м (девушки). изменения в
ющей ровную поверхность. при ЧСС 120130 уд/мин; ния с высо- 2.Оздорови-тельный бег - развитии физических качеств.
Тема 1.1. Обучение кой частотой
различным видам Формы прове- - бег - 3-4 серии движения. 2000 м (юноши), Стойкая моти-
оздоровительной дения занятий: по 200 м при 1000 м (девуш- вация к выпол-
ходьбы и бега: фронтальная, ЧСС 130-140 уд/ ки). нению упраж-
- согласование рук групповая, ин- мин. нений.
и ног при оздоро- дивидуальная.
вительной ходьбе; Методы: сло-
- бег в чередова- весный, нагляд-
нии с ходьбой. ный.
Раздел 2. Лечебная Упражнения Кол-во упр. в - упраж- 1. Приседания Умеет состав-
гимнастика выполняются комплексе - 6-8. нения в за 30 с. лять комплексы
в спортивном Кол-во повто- статическом 2. Сгибание лечебной гим-
зале. Формы рений - 10-15 р. напряжении; и разгибание настики.
проведения занятий: груп- ЧСС - 120-130 - упражнения с резкой рук в упоре на коленях. Умеет выпол-
Тема 2.1. Лечеб- уд/мин. нять упражне-
ная гимнастика повая, индиви- сменой поло- 3.Поднимание ния.
при нарушении дуальная. жения тела; ног на 45° лежа
зрения: Методы: сло- -упраж- на спине.
- правила и тех- весный, нагляд- нения с
ника выполнения ный, практиче- задержкой
упражнений. ский. дыхания
Заключение
Образовательный процесс по ЭД (М) по ФК и С для студентов СМГ должен осуществляться в соответствии с рабочей программой дисциплины. Однако, чтобы
добиться эффективности от представленных разделов программы, необходимо методически грамотно организовать проведение занятий.
Как показывают проведенные исследования, устудентов СМГпреимущественно
наблюдаются три группы заболеваний: нарушения зрения, соматические заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата. При этом у большинства студентов выявлены патологии зрения.
Учебные занятия со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, необходимо проводить с учетом специфики их заболеваний, состояния двигательных кондиций, потребностно-мотивационной сферы, соблюдая при этом методические рекомендации к проведению занятия, дозированный режим выполнения упражнений, исключая ряд противопоказанных упражнений.
Для повышения мотивации к занятиям физической культурой студентов СМГ
важно применение оценочного компонента, который помогает стимулировать студентов к коррекции основных движений, освоению новых двигательных действий, повышению работоспособности организма в целом.
Список литературы
1. Морозов О.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебное пособие. М.: ФЛИНТА. 2020: 214.
2. Филиппова Ю.С. Физическая культура: учебно-методическое пособие. М.: ИНФРА-М. 2020: 201.
Статья поступила в редакцию: 05.05.2022
Коткова Лариса Юрьевна — кандидат педагогичкских наук, доцент, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ»; 423800, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: klumeg@mail.ru
Шаймарданова Люция Шарифзяновна - старший преподаватель, Елабужский институт КФУ, 423604, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: sh.lutsia@mail.ru Евсеева Айгуль Ринатовна — старший преподаватель, Казанский государственный медицинский университет, 420012, Россия, г. Казань, ул. Бутлерова, дом 49, e-mail: aigul_ rinatovna@mail.ru