Научная статья на тему 'СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ОБЪЕКТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ОБЪЕКТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗЧИК / КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ / ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марсаков Илья Сергеевич

В статье рассматривается проблема отсутствия в российской науке подходов к определению понятия объекта оперативно-розыскной деятельности. Выработаны широкий и узкий подходы к рассмотрению сферы закупок для государственных и муниципальных нужд как объекта оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Определены современные проблемные тенденции сферы закупок для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрены элементы указанной сферы как отдельные объекты оперативно-розыскной деятельности, приведены их классификации. Делается вывод о важности обоих подходов для целей выявления, предупреждения и раскрытия коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марсаков Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPHERE OF PROCUREMENT FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS AS AN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY OBJECT OF INTERNALAFFAIRS BODIES

The article identifies the problem of the lack of approaches in Russian science to the definition of the object of operational investigative activity. Broad and narrow approaches have been developed to consider the sphere of procurement for state and municipal needs as an object of operational investigative activity of internal affairs bodies. The current problematic trends in the sphere of procurement for state and municipal needs as a whole are identified. The elements of this sphere are considered as separate objects of operational investigative activity, their classifications are given. The conclusion is made about the importance of both approaches for the purposes of detection, prevention and disclosure of corruption crimes in the field of procurement for state and municipal needs.

Текст научной работы на тему «СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ОБЪЕКТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд как объект оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ МАРСАКОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: ilya.marsakov.94@mail.ru

The sphere of procurement for state and municipal needs as an operational investigative activity object of internal

affairs bodies

ILYA SERGEEVICH MARSAKOV,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: ilya.marsakov.94@mail.ru

УДК 343.13

Аннотация. В статье рассматривается проблема отсутствия в российской науке подходов к определению понятия объекта оперативно-розыскной деятельности. Выработаны широкий и узкий подходы к рассмотрению сферы закупок для государственных и муниципальных нужд как объекта оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Определены современные проблемные тенденции сферы закупок для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрены элементы указанной сферы как отдельные объекты оперативно-розыскной деятельности, приведены их классификации. Делается вывод о важности обоих подходов для целей выявления, предупреждения и раскрытия коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова и словосочетания: объект оперативно-розыскной деятельности; сфера закупок для государственных и муниципальных нужд; государственный заказчик; муниципальный заказчик; конкурсная документация; электронная площадка; единая информационная система в сфере закупок; информационный объект; объект воздействия.

Annotation. The article identifies the problem of the lack of approaches in Russian science to the definition of the object of operational investigative activity. Broad and narrow approaches have been developed to consider the sphere of procurement for state and municipal needs as an object of operational investigative activity of internal affairs bodies. The current problematic trends in the sphere of procurement for state and municipal needs as a whole are identified. The elements of this sphere are considered as separate objects of operational investigative activity, their classifications are given. The conclusion is made about the importance of both approaches for the purposes of detection, prevention and disclosure of corruption crimes in the field of procurement for state and municipal needs.

Key words and phrases: the object of operational search activity; the sphere of procurement for state and municipal needs; the state customer; the municipal customer; tender documentation; electronic platform; unified information system in the field of procurement; information object; object of influence.

В настоящее время в условиях необходимости интеграции России в мировую экономику и оптимизации ее бюджетных расходов весьма актуальными являются вопросы развития сферы закупок для государственных и муниципальных нужд, а также законодательства, которое ее регулирует. Можно согласиться с позицией И. В. Коробковой о том, что сейчас происходит непрерывное совершенствование механизмов закупок, обновление содержания правовых институтов, которые действуют в этой сфере, что в совокупности определяет повышенное внимание теоретиков и практиков к данным вопросам [4, с. 24]. Приведем также мнение Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой и Ю. В. Истоминой, которые отмечают, что сейчас перед Россией остро стоит задача создания прозрачной и эффективной системы государственных закупок, поскольку это позволит выстроить диалог государства с бизнесом [6, с. 5].

В то же время увеличение количества торгов, а также повышение сумм, выделяемых на сферу закупок для государственных и муниципальных нужд, становится причиной уязвимости и, как следствие, криминализации данных общественных отношений. Преступления, которые совершаются в данной сфере, характеризуются высоким уровнем общественной опасности, так как при их совершении страдают интересы государства и муниципальных образований. В качестве фигурантов противоправной деятельности нередко выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, у которых в связи с занимаемой должностью имеется возможность совершить коррупционные действия, а также вступить в сговор с представителями коммерческих структур, что помимо причинения ущерба бюджету способно значительно снизить авторитет государственной власти в глазах социума. Все это обуславливает необходимость применения качественно новых и эффективных методов и средств борьбы с коррупционными преступлениями, совершаемыми в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Высокие результаты противодействия преступности способна принести оперативно-розыскная деятельность, специфика которой заключается в применении совокупности гласных и негласных средств и методов, позволяющих получить ценную информацию о подготавливаемых и совершаемых преступлениях, и в дальнейшем использовать ее для их предупреждения и раскрытия. При этом сферу закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо рассматривать как объект оперативно-ро-

зыскной деятельности, то есть как то, на что указанная деятельность направлена.

По нашему мнению, при характеристике объекта оперативно-розыскной деятельности в целом необходимо, прежде всего, отметить, что данная категория недостаточно разработана в российской оперативно-розыскной науке, что может создать трудности при ее понимании и осмыслении. В научных трудах в основном говорится об объектах оперативного обслуживания, объектах оперативной проверки или определенного оперативно-розыскного мероприятия [1, с. 30, 50, 78, 82]. В некоторых научных статьях понятие «объект оперативно-розыскной деятельности» фигурирует в названии, однако в содержании не анализируется и не раскрывается [3, с. 7—14; 5, с. 316—318]. Все это обуславливает актуальность рассмотрения сферы закупок для государственных и муниципальных нужд как объекта оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

В учебном пособии под редакцией В. И. Бас-кова объекты оперативно-розыскной деятельности понимаются как лица, события и предметы, которые могут существовать в действительности, а могут лишь предполагаться, однако данное определение, на наш взгляд, является неполным и основано на простом перечислении возможных объектов, при этом не отражая их сущности [2].

Более подробной является трактовка М. П. Сысалова, который отмечает, что объект оперативно-розыскной деятельности — это лица, предметы, организации, документы и другие материальные носители информации, представляющие оперативный интерес [7, с. 47]. Несмотря на то, что автор делал научные выводы, основываясь на законодательстве Республики Казахстан, его умозаключения могут быть использованы нами в настоящей статье.

На основании изложенного предлагается дать следующее определение сфере закупок для государственных и муниципальных нужд как объекту оперативно-розыскной деятельности: совокупность физических и юридических лиц, документов, предметов, каналов связи и иных материальных носителей информации, которые содержат сведения, представляющие оперативный интерес, о событиях и фактах, имеющих место при проведении закупок, и позволяют сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) путем воздействия на них проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых в указанной сфере.

В то же время можно вести речь и об отнесении каждого из перечисленных элементов к самостоятельному объекту оперативно-розыскной деятельности, поскольку отдельно взятые оперативно-розыскные мероприятия могут быть направлены не на всю сферу закупок в целом, а только на некоторые ее элементы: например, в ходе наведения справок из налоговых органов может быть получена информация об учредителях и руководителях организации, являющейся участником торгов.

В связи с этим полагаем правильным выделять объект оперативно-розыскной деятельности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в широком смысле как всю совокупность лиц, предметов и сведений, имеющихся в данной сфере, так и в узком смысле, и тогда речь будет идти об отдельно взятых элементах указанной сферы. В то же время сотрудник подразделения ЭБиПК в любом случае анализирует их совокупность, поскольку только таким образом возможно составить целостную картину подготавливаемого или совершенного деяния и на основании этого определить комплекс необходимых к проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Говоря о сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, необходимо выделить некоторые ее современные черты и проблемы, которые сотруднику подразделения ЭБиПК необходимо знать и учитывать в своей практической деятельности. По мнению Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой и Ю. В. Истоминой, к таким проблемам относятся:

1. Недостаточно согласованная интеграция электронных сервисов, используемых в системе государственных и муниципальных закупок. В последнее время заметна направленность на создание единого информационного пространства, где бы содержались все сведения об управлении, осуществлении и контроле над закупками, а также о действиях всех участников данной деятельности. В эту систему входят подсистема бюджетного планирования ГИС «Электронный бюджет»,1 единая информационная система в сфере закупок, а также электронные торговые площадки (ЭТП,2 Сбербанк-АСТ3 и др.). Предполагается, что информация из одной системы должна выгружаться в другую, чтобы быть постоянно доступной, однако

1 Единая информационная система «Закупки» // Официальный сайт. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.htmI (дата обращения: 10.02.2022).

2 Электронная торговая площадка (ETPRF) // Официальный сайт. URL: http://etprf.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).

3 СберА // Официальный сайт. URL: https://www.sberbank-ast.

ru/?%05 (дата обращения: 10.02.2022).

на самом деле этого не происходит, или данные вообще искажаются при передаче, что может быть использовано в противоправных целях.

2. Относительно мягкие меры ответственности за недобросовестные действия для участников государственных и муниципальных закупок и усиление данных мер для заказчиков, что в целом формирует у первых ощущение собственной безнаказанности и вседозволенности, способствующее совершению преступлений.

3. Недостаточный уровень квалификации должностных лиц, ответственных за проведение закупок, а также участников закупок. В первом случае это выражается в некачественной или неполной подготовке конкурсной документации, неосуществлении должной проверки поданых на торги заявок и пропуске заявок, не соответствующих требованиям законодательства, а также несовершении требуемых действий на электронной площадке, а во втором — в отсутствии знаний о порядке проведения конкурсных процедур, чем может воспользоваться недобросовестный заказчик. При этом если для государственных и муниципальных служащих, входящих в контрактую службу, законодательством установлены обязательные требования к повышению квалификации раз в три года4, то применительно к участникам торгов таких требований нет, что важно учитывать сотрудникам подразделений ЭБиПК при осуществлении оперативно-розыскной профилактики коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок. В частности, одной из таких мер может стать разъяснение руководителям организаций — участников торгов необходимости прохождения сотрудниками, ответственными за работу с государственными и муниципальными заказами, регулярных обучений, посещения конференций и семинаров, посвященных актуальным проблемам государственных и муниципальных закупок. Это не повлечет для организации-исполнителя больших материальных затрат, однако способно предупредить совершение преступлений.

4. Трудности при формировании начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных цен, которое происходит путем применения коммерческих предложений, поскольку в данной сфере высок риск на-

4 См.: О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; О направлении методических рекомендаций: письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № 5594-ЕЕ/Д28и, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. // Официальные документы в образовании. 2015. № 20.

личия коррупционной составляющей и элементов сговора. Это следует учитывать сотрудникам подразделений ЭБиПК при проведении проверочных мероприятий относительно наличия договоренностей между государственным или муниципальным заказчиком и адресантами коммерческих предложений [6, с. 164].

Полагаем, что вышеуказанная информация носит для сотрудников подразделений ЭБиПК скорее ориентирующий характер, то есть показывает, какие недостатки, имеющиеся в системе государственных и муниципальных закупок на данный момент, могут обусловить совершение противоправных деяний. В некоторых случаях сотрудник подразделения ЭБиПК может принять меры к устранению данных недостатков или сведения к минимуму их негативного эффекта путем проведения оперативно-профилактических мероприятий.

Рассматривая отдельные элементы сферы закупок для государственных и муниципальных нужд как объекты оперативно-розыскной деятельности, отметим, что такой позиции придерживается П. С. Сысалов, который в своем исследовании выделил следующие группы данных объектов:

— граждане, совершающие противоправные действия (должностные лица государственных и муниципальных заказчиков, руководители и учредители организаций-исполнителей по государственным контрактам, сотрудники тендерных отделов данных организаций, индивидуальные предприниматели);

— органы государственной власти и местного самоуправления, задействованные в сфере закупок (государственные и муниципальные заказчики, контролирующие органы (Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее — ФАС России));

— лица, имеющие рычаги воздействия на государственных служащих, и принятие ими решений (руководители криминальных структур, заинтересованные в определенном исходе торгов);

— организации и лица, обладающие оперативно-значимыми сведениями или имеющие к ним постоянный доступ (например, заместитель директора муниципального учреждения, являющегося заказчиком товаров, работ или услуг, руководитель или член контрактной службы государственного или муниципального заказчика, банковская организация, где открыты расчетные счета организации-исполнителя);

— сами сведения, представляющие оперативный интерес и содержащиеся в документах, электронных переписках, черновых записях и иных источниках;

— предметы и документы (конкурсная документация, ключ электронной цифровой подписи для доступа на электронную площадку);

— лица, конфиденциально содействующие или сотрудничающие с органами внутренних дел [7, с. 47-48].

Данная классификация, на наш взгляд, является несколько спорной, поскольку некоторые объекты оперативно-розыскной деятельности могут быть обоснованно отнесены к нескольким пунктам: например, к негласному сотрудничеству, как правило, привлекаются как раз лица, обладающие оперативно-значимыми сведениями.

Кроме этого, П. С. Сысалов подразделяет объекты оперативно-розыскной деятельности в зависимости от того, какие функции в отношении них выполняют сотрудники оперативных подразделений, на информационные объекты, объекты воздействия и смешанные объекты.

Информационные объекты, по мнению автора, обладают ценностью как источники информации, имеющей оперативное значение (эту функцию автор еще называет познавательной). Такая информация может иметь разведывательный, контрразведывательный, уголовно-сыскной или оперативно-вспомогательный характер, а также использоваться для выявления преступной деятельности. Применительно к сфере закупок для государственных и муниципальных нужд информационными будут такие объекты, как банковская организация, от которой необходимо получить ответ на запрос о движении денежных средств по расчетному счету организации-заказчика, конфидент, предоставляющий органам внутренних дел информацию на негласной основе, или контролирующий орган (например, территориальное подразделение ФАС России, где содержатся сведения о той или иной закупке).

Объект воздействия (его также можно назвать объектом влияния) характеризуется тем, что он непосредственно задействован в оперативно-розыскных мероприятиях, а также в пресечении и раскрытии преступлений. Примером объекта воздействия может стать само должностное лицо государственного или муниципального заказчика, которого необходимо задержать с поличным при получении незаконного вознаграждения.

Смешанные объекты характеризуются тем, что у них есть черты и информационных объектов, и объектов воздействия. Вместе с тем, по нашему мнению, большинство объектов являются именно смешанными, поскольку для получения требуемой информации зача-

стую необходимо провести одно или несколько оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, сфера закупок для государственных и муниципальных нужд может рассматриваться в качестве объекта оперативно-розыскной деятельности укрупненно, то есть как многоуровневая структура, включающая в себя совокупность юридических и физических (в том числе должностных) лиц, документов и предметов, задействованных в организации и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, а также быть разбита на отдельные элементы, каждый из которых также будет представлять собой объект оперативно-розыскной деятельности. Как широкое, так и узкое понимание сферы

закупок для государственных и муниципальных нужд в качестве объекта оперативно-ро -зыскной деятельности имеет большое значение для противодействия анализируемым преступлениям, поскольку в первом случае оно характеризует основные тенденции и особенности, присутствующие в данной сфере в целом, что может быть учтено сотрудником подразделения ЭБиПК в качестве ориентирующей информации, а также использовано в оперативно-профилактических целях, а во втором случае представляет собой сведения о конкретных лицах, предметах и документах, в отношении которых необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях пресечения и раскрытия преступлений.

Список литературы:

1. Алферов В. Ю., Гришин А. И., Ильин Н. И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / под общ. ред. В. В. Степанова. 3-е изд., испр. и доп. Саратов, 2016.

2. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность: учебно-методическое пособие. Москва, 1997.

3. Железняк Н. С. Жилище как объект оперативно-розыскной деятельности (сравнительно-правовой анализ) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. №3 (28). С. 7-14.

4. Коробкова И. В. Современное состояние системы закупок для обеспечения государст-

венных и муниципальных нужд // Финансы и учетная политика. 2019. № 9 (13). С. 24-33.

5. Моисеев Н. А., Новоселов Н. Г., Серегин М. В., Чиненов А. В. Современная информационная среда как объект оперативно-розыскной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2018. № 6 (121). С. 316-318.

6. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др. / под ред. Л. И. Юзво-вич, Н. Ю. Исаковой. Екатеринбург, 2019.

7. Сысалов П. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. Алматы, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.