Научная статья на тему 'СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА В ПРОБЛЕМЕ ЛАТЕНТНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК'

СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА В ПРОБЛЕМЕ ЛАТЕНТНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК / СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК / ПРОБЛЕМА ЛАТЕНТНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Олег Николаевич, Хасанова Анна Игоревна

В статье проводится анализ ряд статей Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также статистические данные Судебного департамента РФ и Министерства внутренних дел РФ за 2017-2019 гг. Авторы отмечают, что существенное значение имеют субъект и субъективная сторона преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок. Кроме того, статистические данные незарегистрированной части преступлений и других правонарушений говорят о существовании такой проблемы, как латентность преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок. Делается вывод о том, что субъект и субъективная сторона преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок играют важную роль, и в частности дают основу существования проблемы латентности в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT AND SUBJECTIVE SIDE IN THE PROBLEM OF LATENCY OF CRIMES AND OTHER OFFENSES IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

In the last few years, at the junction of jurisprudence, economics and management theory, a new branch of knowledge is rapidly developing, studying the issues of procurement for state and municipal needs. At the same time, crime is developing in parallel and the number of other offenses in this area is increasing. Having analyzed a number of articles of the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as statistical data of the Judicial Department of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for 2017-2019. the authors concluded that the subject and subjective side of crimes and other offenses in the field of state and municipal procurement are of significant importance. In addition, statistics on the unregistered portion of crimes and other offences indicate a problem such as the latency of crimes and other offences in public and municipal procurement. It is concluded that the subject and the subjective side of crimes and other offenses in the field of state and municipal procurement play an important role and, in particular, provide the basis for the existence of the problem of latency in this area.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА В ПРОБЛЕМЕ ЛАТЕНТНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК»

УДК 343.35 Б01 10.47475/2618-8236-2021-16206

ББК Х512.Х7

Субъект и субъективная сторона в проблеме латентности преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок

О. Н. Егоров, А. И. Хасанова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье проводится анализ ряд статей Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также статистические данные Судебного департамента РФ и Министерства внутренних дел РФ за 2017 — 2019 гг. Авторы отмечают, что существенное значение имеют субъект и субъективная сторона преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок. Кроме того, статистические данные незарегистрированной части преступлений и других правонарушений говорят о существовании такой проблемы, как латентность преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок. Делается вывод о том, что субъект и субъективная сторона преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок играют важную роль, и в частности дают основу существования проблемы латентности в данной сфере.

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, преступления в сфере государственных и муниципальных закупок, административные правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, субъект и субъективная сторона преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, проблема латентности преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.

В настоящее время основой регулирования сферы государственных и муниципальных закупок является Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 08 января 2020 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с вышеуказанным федеральным законом, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд1. Процесс государственных и муниципальных закупок, начиная со стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивая исполнением контрактов, характеризуется высокими показателями преступлений и других правонарушений. При этом большая часть преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд носит коррупционный характер и связана с неправомерными действиями должностных

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 08 января 2020 г.).

лиц государственных и муниципальных органов власти.

Субъект преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок можно классифицировать на четыре нижеразобранные группы.

Должностные лица государственных и муниципальных заказчиков, иных заказчиков, на которых распространяется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. (с посл. изм.) № 44-ФЗ.

Так, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области в 2019 г. было возбуждено дело, доказательства которого были признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении бывшего заместителя главы администрации Металлургического района областного центра в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 290 УК РФ, ч. 3 ст.3 0, ч. 2 ст. 290 УК РФ. Осужденный получил взятку в размере 17 000 рублей от частного предпринимателя за заключение с ним в мае 2018 г. муниципального контракта на покос травы на территории района. Кроме того, бывший заместитель главы администрации Металлургического района г. Челябинска покушался на получение взятки в размере более 600 000 рублей, но посредник при передаче части взятки был задержан в здании районной администрации. Осужденному было назначено наказание в виде 2 лет 9 месяцев лишения

35

свободы условно и запрета занимать должности в органах власти сроком на 3 года1.

Руководители, уполномоченные ими лица, иные представители отдельных юридических лиц, организаторов торгов, на которых распространяется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. (с посл. изм. ) № 44-ФЗ.

Так, директор филиала Федерального государственного казeнного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Ро-сграницы» (далее — филиал Росгранстроя) был осуждeн за то, что в период с 2013 г. по 2014 г. получал от директора филиала ООО «РОСТЭК-Логистика» в г. Кургане взятку в особо крупном размере в виде денег в размере 8 % от ежемесячно перечисляемых с расчeтного счeта филиала Росгранстроя на счeт филиала РОСТЭК денежных средств за фактически оказанные услуги и выполненные работы в рамках исполнения государственных контрактов за совершение действий, входящих в служебные полномочия осуждeнного, связанных с беспрепятственным подписанием документов по оказанию услуг (выполнению работ) и финансовых документов по оплате оказанных по государственному контракту услуг (выполненных работ), а также за то, что директор филиала Росгранстроя в силу должностного положения мог способствовать таким действиям.

Индивидуальные предприниматели, их работники, представители ИП, а также руководители, уполномоченные ими лица и иные представители юридических лиц со стороны поставщиков, подрядчиков (субподрядчиков), исполнителей по государственным контрактам для государственных и муниципальных нужд (по государственному или муниципальному заказу согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. (с посл. изм.) № 44-ФЗ).

Должностные лица органов контроля в сфере размещения заказов.

В результате анализа литературы и общедоступной судебной практики, сверяя их с 13-летним опытом и различными практическими наблюдениями в сфере закупок одного из авторов настоящей статьи, можно сделать вывод, что субъекту преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок характерны следующие признаки: в большинстве случаев возраст от 30 до 50 лет;

1 Новости следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области. URL: https:// chel.sledcom.ru/news/item/1414227 (дата обращения: 20.06.2020).

преобладание со стороны заказчика представителей высшего и среднего звена иерархии органов государственной и муниципальной власти и подведомственных им бюджетных учреждений, а со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) — полномочных представителей юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Со стороны органов контроля (надзора) — это, разумеется, сотрудники контрольных и надзорных органов; впрочем, среди них правонарушители не встречались нам на практике и крайне редко описываются в литературе. Все рассматриваемые лица имеют, как правило, высшее образование, а также в большей части прошли профессиональную подготовку или переподготовку либо повышение квалификации в сфере государственных и муниципальных закупках. Несмотря на это, правонарушители имеют низкий уровень правосознания и нравственности, некоторый дефицит знаний в управленческой и, особенно, юридической сферах, а также стойко придерживаются позиции активного правового нигилизма. Лицам, допускающим халатность в своей трудовой деятельности, характерны такие качества как легкомысленность, небрежность и безответственность в работе.

Субъективной стороной преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, в подавляющем большинстве случаев, является прямой умысел, например, ст. 290 УК РФ — получение взятки, ст. 15.14 КоАП РФ — нецелевое использование бюджетных средств. Наличие прямого и косвенного умысла возможно в следующих преступлениях: ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий, ст. 201 УК РФ — злоупотребление полномочиями. Наличием косвенного умысла характеризуется ст. 293 УК РФ — халатность. Данные преступления и другие правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок совершаются, как правило, из корыстных побуждений, либо иной личной заинтересованности. Например, желание незаконно преумножить свои доходы за счет бюджетных средств, выделяемых на исполнение государственных (муниципальных) контрактов, подталкивает лиц на совершения преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ — мошенничество, ст. 160 УК РФ — присвоение или растрата. Имея цель в виде извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, побуждает лиц на совершение преступлений, предусмотренных ст. 201 УК РФ — злоупотребление полномочиями, ст. 173.1 УК РФ — незаконное образование юридического лица, а также правонарушений, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ — нецелевое использование бюджетных средств. При последней группе

36

правонарушений (в т. ч. и при уголовных) целью может быть и ложно понятое чувство служебного (трудового) долга: «надо освоить выделенные бюджетные средства в полном объеме», «мы действуем на благо учреждения» и т. д. и т. п.

В соответствии со статистическими сведениями Судебного департамента РФ за 2017—2019 гг., в сфере преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) всего было осуждено 73351 человек в 2017 г., 72462 человек в 2018 г., 69123 человек в 2019 г., по ч. 1, 3 ст. 290 УК РФ — получение взятки, осуждено 4614 человек в 2017 г., 5145 человек в 2018 г., 5446 человек в 2019 г., ч. 4 ст. 290 УК РФ — получение взятки лицом, занимающегося государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, а равной главой органа местного самоуправления, осуждено 107 человек в 2017 г., 78 человек в 2018 г., также 79 человек в 2019 г., ст. 291 — дача взятки — осуждено 123010 человек в

1 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4572 (дата обращения: 12.11.2020).

2 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4894 (дата обращения: 12.11.2020).

3 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5259 (дата обращения: 22.06.2020).

4 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4572 (дата обращения: 12.11.2020).

5 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4894 (дата обращения: 12.11.2020).

6 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5259 (дата обращения: 12.11.2020).

7 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4572 (дата обращения: 12.11.2020).

8 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4894 (дата обращения: 12.11.2020).

9 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5259 (дата обращения: 12.11.2020).

10 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответ-

ственности и видах уголовного наказания за 12

2017 г., 138311 человек в 2018 г., 159512 человек в 2019 г., ст. 291.2 — мелкое взяточничество осуждено 249513 человек в 2017 г., 240814 человек в 2018 г., 188415 человек в 2019 г.

К административной ответственности по ст. 7.30 — нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в 2017 г. было привлечено 26 лиц, из них 22 юридические лица, 4 должностные лица16, в 2018 г. 4 должностных лица17, в 2019 г. 018; по ст. 7.31 — нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ч. 2 ст. 32.3 — нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, ст. 7.35 — нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, привлечено к ответственности в 2017 г. 161 лица, из них 29 юридические лица, 132 должностные

месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4572 (дата обращения: 12.11.2020).

11 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4894 (дата обращения: 12.11.2019).

12 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5259 (дата обращения: 12.11.2020).

13 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4572 (дата обращения: 12.11.2020).

14 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4894 (дата обращения: 12.11.2020).

15 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5259 (дата обращения: 12.11.2020).

16 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4476 (дата обращения: 12.11.2020).

17 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2018 г. // URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4891 (дата обращения: 12.11.2020).

18 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258 (дата обращения: 12.11.2020).

37

лица1, в 2018 г. 130 лиц, из них 21 юридические лица, 109 должностные лица2, в 2019 г. 50 юридические лица, 210 должностные лица3; по ч.7 ст.7.32 — действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, привлечено к ответственности в 2017 г. 259 лиц, из них 81 юридические лица, 65 должностные лица, 13 лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица4, в 2018 г. 225 лиц, из них 95 юридические лица, 121 должностные лица, 9 лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица5; в 2019 г. 355 лиц, из них 139 юридических лица, 197 должностных лица, 19 лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица6; по ст. 15.14 — нецелевое использование бюджетных средств в 2017 г. 769 лиц привлечено к административной ответственности, из них 399 юридические лица, 397 должностные лица7, в 2018 г. 1227 лиц привлечено к административной ответственности, из них 643 юридические лица, 584 должностных лиц8, в 2019 г. 1366 лиц, из них

1 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4476 (дата обращения: 12.11.2020).

2 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4891 (дата обращения: 12.11.2020).

3 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258 (дата обращения: 12.11.2020).

4 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4476 (дата обращения: 12.11.2020).

5 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4891 (дата обращения: 12.11.2020).

6 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258 (дата обращения: 12.11.2020).

7 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2017 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4476 (дата обращения: 12.11.2020).

8 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмо-

трению дел об административных правонарушениях

за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru/index.

php?id=79&item=4891 (дата обращения: 12.11.2020).

713 юридических лиц, 653 должностных лиц9.

Статистические данные МВД РФ за 2017 — 2019 гг. показывают, что в 2017 г. было выявлено 12213 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе связанные с взяточничеством 6270, из них получение взятки 3188, дача взятки 2272, посредничество во взяточничестве 810. А также общее число преступлений, связанных с потребительским рынком составило 9818, в том числе совершенные в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб 308210. В 2018 г. было выявлено 13 262 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе связанные с взяточничеством 7090, из них получение взятки 3499, дача взятки 2612, посредничество во взяточничестве 97911. А также общее число преступлений, связанных с потребительским рынком составило 10 182, в том числе совершенные в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб 350512. В 2019 г. было выявлено 13 949 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе связанные с взяточничеством 8459, из них получение взятки 3988, дача взятки 3174, посредничество во взяточничестве 1297. А также общее число преступлений, связанных с потребительским рынком, составило 8566, в том числе совершенные в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб 382013.

Как видим, статистические данные показывают, что выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок имеет как прогрессивную, так и регрессивную динамику. Так, в соответствии со статистикой МВД РФ в 2019 г. было выявлено: на 1736 преступлений против государственной власти, интересов

9 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019 г. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258 (дата обращения: 12.11.2020).

10 Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: httpsV/мвд.рф/ reports/item/12167987 (дата обращения: 14.11.2020).

11 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2018 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. 2019. 18 янв. URL: https://мвд.рф/reports/ item/16053092 (дата обращения: 14.11.2020).

12 Там же.

13 Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. 2019. 24 янв. URL: https (дата обращения: 12.11.2020).

38

государственной службы и службы в органах местного самоуправления больше чем в 2017 г.; на 2189 преступлений больше связанных с взяточничеством: из них больше на 800 преступлений, связанных с получением взятки, на 902 преступления больше, связанных с дачей взятки и на 487 преступлений больше, связанных с посредничеством во взяточничестве. При этом в 2019 г. было совершено на 1252 преступлений меньше, связанных с потребительским рынком, чем в 2017 г., и на 738 преступлений больше, совершенных в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб.

Таким образом, с каждым годом число выявленных преступлений возрастает, что говорит о выборе верной методики расследования и повышении эффективности работы сотрудников правоохранительных органов. Вместе с тем, налицо и невозможность со стороны обвинения в ряде случаев добиться осуждения подсудимого. Это, очевидно, требует новых подходов к сбору доказательной базы и повышения активности стороны обвинения.

Стоит заметить, что все же незарегистрированная часть преступлений и других правонарушений заведомо больше зарегистрированной, в т. ч. при коррупционной составляющей1. Это говорит о повышенной латентности данных преступлений и других правонарушений, которая с каждым годом обретает более острый проблемный характер. Так, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отмечал, что организованная преступность блокирует реакцию государства с по-

1 Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. Москва, 1990.

мощью коррумпированных чиновников различного ранга2, т. е. должностных лиц в совершенстве владеющих действующим законодательством РФ и знающих пути, подходы к совершению противоправных деяний.

Выявление преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, как правило, происходит в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, либо в ходе проверки органов государственного контроля и надзора. Достаточно редко поступают обращения лиц в правоохранительные органы о разоблачении должностных лиц, вымогающих вознаграждение, либо о нарушении порядка размещения заказа, осуществления закупки или неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Причиной данных фактов является страх мести со стороны должностных, а также финансовые потери в бизнесе (возможно, в каких-то случаях даже и банкротство).

Таким образом, личность субъекта, особенности субъективной стороны преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок играет важную роль и, в частности, дает основу существования ла-тентности в данной сфере. Кроме того, данная проблема (а также выявление других) требуют комплексного научного исследования с целью разработки методики расследования преступлений и правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.

2 Предлагаем вашему вниманию интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Российской газете» // Новости Генеральной прокуратуры России. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/news-57543 (дата обращения: 14.11.2020).

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу 08 января 2020 г.). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 08 января 2020 г.). — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 08 января 2020 г.). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. — URL: http://www. cdep.ru.

5. Министерство внутренних дел Российской Федерации. — URL: https^/мвд.рф;

6. Генеральная прокуратура Российской Федерации. — URL: http://genproc.gov.ru;

7. Предлагаем вашему вниманию интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Российской газете» // Новости Генеральной прокуратуры России. — URL: http:// genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-57543;

8. Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / С. В. Бородин. — М., 1990.

39

Дата поступления: 01.03.2021

Дата принятия к опубликованию: 06.03.2021

Сведения об авторах

Егоров Олег Николаевич — кандидат наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Института права Челябинского государственного университета. yegorov@narod.ru

Хасанова Анна Игоревна — выпускница Института права Челябинского государственного университета. khasanova.a.i@mail.ru

Библиографическое описание: Егоров, О. Е. Субъект и субъективная сторона в проблеме ла-тентности преступлений и других правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок / О. Н. Егоров, А. И. Хасанова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2021. —Т. 6, вып. 2. — С. 34 — 40.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2021. Vol. 6, iss. 2. Pp. 34 — 40.

Subject and subjective side in the problem of latency of crimes and other offenses in the field of state and municipal procurement

O.N. Egorov

Chelyabinsk State Univer.sity,Chelyabin.sk, Russia. yegorov@narod.ru A.I. Khasanova

Chelyabinsk State University,Chelyabinsk,Russia. khasanova.a.i@mail.ru

In the last few years, at the junction of jurisprudence, economics and management theory, a new branch of knowledge is rapidly developing, studying the issues of procurement for state and municipal needs. At the same time, crime is developing in parallel and the number of other offenses in this area is increasing. Having analyzed a number of articles of the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as statistical data of the Judicial Department of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for 2017 — 2019. the authors concluded that the subject and subjective side of crimes and other offenses in the field of state and municipal procurement are of significant importance. In addition, statistics on the unregistered portion of crimes and other offences indicate a problem such as the latency of crimes and other offences in public and municipal procurement. It is concluded that the subject and the subjective side of crimes and other offenses in the field of state and municipal procurement play an important role and, in particular, provide the basis for the existence of the problem of latency in this area.

Keywords: the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs, crimes in the field of state and municipal procurement, administrative offenses in the field of state and municipal procurement, the subject and subjective side of crimes and other offenses in the field of state and munici pal procurement, the problem of latency of crimes and other offenses in the field of state and munici pal procurement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu 08 yanvarya 2020 g.) [The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996, No. 63-FZ (as amended and supplemented, entered into force on 08 January 2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699. (In Russ.).

2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 g. N 195-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu 08 yanvarya 2020 g.) [The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation No. 195-FZ dated 30.12.2001 (as amended and supplemented, entered into force on 08 January 2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661. (In Russ.).

3. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot,uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: Federal'nyi zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu 08 yanvarya 2020 g.) [On the contractual system in the field of procurement of goods, works,

40

services to meet state and municipal needs: Federal Law dated 05.04.2013 No. 44-FZ (as amended and supplemented, entered into force on 08 January 2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624. (In Russ.).

4. Sudebnyi departament pri Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii [Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation]. Available at: http://www.cdep.ru. (In Russ.).

5. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: https://mvd.rf. (In Russ.).

6. General'naya prokuratura Rossiiskoi Federatsii [General Prosecutor's Office of the Russian Federation]. Available at: http://genproc.gov.ru. (In Russ.).

7. Predlagaem vashemu vnimaniyu interv'yu General'nogo prokurora Rossiiskoi Federatsii Yuriya Chaiki «Rossiiskoi gazete» [We bring to your attention an interview with the Prosecutor General of the Russian Federation Yuri Chaika to the «Rossiyskaya Gazeta»]. Novosti General'noi prokuratury Rossii [News of the Prosecutor General's Office of Russia]. Available at: http://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-57543. (In Russ.).

8. Borodin S.V. Bor'ba s prestupnost'yu: teoreticheskaya model' kompleksnoi programmy [Fight against crime: a theoretical model of a comprehensive program]. Moscow, 1990. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.