собственной системой ценностей, а также теми ценностями, которые являются доминирующими среди их ближайшего окружения (воспитательная задача);
3) полностью или частично блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивных конфликтов с окружающими (воспитательная задача совершенствования волевой и эмоциональной сфер);
4) активно формировать и поддерживать наиболее полезную для адаптации и личностной самореализации информационную среду (образовательно-воспитательная задача);
5) формировать активную субъектную позицию студента в образовательном процессе. Внутренняя позиция личности есть условие развития чувства личности, способности к са-мостоянию, способности быть личностью.
Все эти задачи носят не только обучающий, но и воспитательный характер. Можно констатировать, что при условии наполненности образовательного процесса поддерживающими, личностно-ориентированными воспитательными учебными ситуациями будет наблюдаться приращение социально-психологических, личностных и индивидуальных ре-
сурсов безопасности человека, обеспечивающей его оптимальное психическое состояние и самореализацию.
Список литературы
1. Баева, И. А. Психологическая безопасность образования глазами учителя / И. А. Баева, Е. Н. Лактионова // Народ. образование. 2009. № 9. С. 112-118.
2. Баева, И. А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований // Вестн. практ. психологии образования. 2007. № 4 (13). С.47-50.
3. Малюченко, Г. Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический анализ. Саратов, 2009. 195 с.
4. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека [Электронный ресурс]. иЯЬ: М1р:/^еЬ. Ruscenter.ru/cont2/baeva.doc
5. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. 2000. № 10. С. 112-123.
6. Юнг, К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. 269 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 209-211.
И. И. Трубина
СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Дан анализ возможностей использования новейших интернет-технологий в процессе оптимизации системы медиаобразования молодежи.
Ключевые слова: массовые коммуникации, интернет-технологии, медиаобразование, молодежь, компьютерная эра.
Цифровые технологии не только удовлетворяют новые требования человека, находящегося в ситуации «самоопределения», но и кардинальным образом меняют его отношение к средствам массовой коммуникации. Возможность получения информации в любой точке земли, в состоянии покоя или движения, на любом языке и в любое время - все это составляющие характеристики информационного общества, в котором человек получает неогра-
ниченную возможность получения, обработки и передачи информации. В мире наступает новый этап информационной революции -этап персональной цифровой вселенной: для создания канала медиавещания на мобильное устройство все готово. Самое универсальное на сегодняшний день решение - 1Р-система второго поколения, поддерживающая множество коммуникационных услуг за счет тесной интеграции голоса, видео и информационных
данных. Это видеосвязь и интерфейс, поддерживающий функции телефонии, электронной почты, мгновенного обмена сообщениями, а также аудио-, видео- и web-конференций.
Новый этап коммуникации в связи с наступлением эры тесного глобального взаимодействия необычайно актуализирует идеи планетарного мышления и универсального миропонимания и фактически выдвигает задачу формирования внесистемного человека. Не такого, который пренебрегает своей ближней системой, хотя бы и государством, а такого, который, овладевая новыми технологиями, в состоянии мыслить планетарно, взаимодействовать с широким кругом лиц и организаций в стране и за ее пределами, объясняться на различных языках, воспринимать как доступные любые точки земли.
Новая действительность, насыщенная новыми технологическими средствами, безусловно, оказывает воздействие на наше восприятие, понимание и оценку мира, иными словами -меняет наше сознание и наши взаимоотношения с окружающим миром и с самими собой.
Наиболее характерные черты системы Интернета - демократичность, открытость, виртуальность, мгновенность, взаимная подклю-ченность и свобода - без сомнения, влияют на сознание и поведение его пользователей, которые могут по своему желанию и усмотрению искать и находить нужную им информацию, общаться с другими, работать, учиться, проводить время досуга, высказывать свои мысли и искать совета или единомышленников.
Какие же особенности характеризуют деятельность в сети, в том числе и общение через Интернет, по сравнению с деятельностью или общением в реальной жизни? Общение через Интернет может быть анонимным: совершенно необязательно сообщать собеседникам свое имя, род занятий, координаты и прочую информацию. В форумах вообще принято пользоваться выдуманными именами и «аватарами», то есть рисунками или фотографиями, исполняющими роль референтов участников. Возможность анонимности общения, позволяющей сменить собственную «личину» и «зажить» на какое-то время чужой или выдуманной жизнью, напоминает в какой-то степени некоторые черты карнавальной культуры Средневековья. Однако карнавал всегда сменялся Великим постом, в то время как киберпространство не имеет таких ограничений, и во что может вылиться вечно длящийся «праздник масок», нам пока неизвестно.
Еще одной особенностью общения в Интернете является его письменная опосредован-ность. Конечно, в настоящее время имеется возможность установить и видеообщение с помощью специальной камеры, а также использовать компьютер в качестве телефона, но все же большинство пользователей прибегает к письменной форме выражения: несинхрони-зированной по времени (электронная почта, форумы, блоги, вики) или осуществляющейся в реальном времени (чат, ICQ).
Наконец, для Интернета характерно отсутствие опоры на невербальную составляющую (интонации, паузы, выделения голосом, жесты, положение в пространстве и т. д.), что может затруднять эмоциональную сторону общения и даже приводить к ее потере. Введением эмоциональных картинок, знаков, ономатопей, использованием заглавных букв и подчеркиваний пользователи пытаются в какой-то степени восполнить это отсутствие, но все же этого оказывается явно недостаточно. Впрочем, отсутствие излишней эмоциональности может играть и весьма положительную роль, когда таким образом удается уменьшить долю агрессивности и несдержанности в процессе общения.
Одновременно киберпространство отличается не только воздействием на поведение пользователей или на их стиль общения, но и своей пластичностью: пользователи, в свою очередь, могут влиять на эту среду, достраивая ее в соответствии со своими характеристиками.
Интернетная среда неоднородна. В зависимости от ее типа (веб, электронная почта, форум, чат, блог), поведение пользователей меняется, как, собственно, это происходит и в реальной жизни при смене окружающей обстановки.
Между самими людьми происходят мириады коммуникаций, которые представляются известным отечественным социологом А. Ослоном как «круговорот теорий». «Социальный мир, - пишет он, - можно рассматривать как множество теорий, произведенных и усвоенных взаимодействующими людьми. Теории представляют собой типизированные схемы мышления (суждения, действия) для решения типизированных задач в типизированных ситуациях. Совокупность усвоенных индивидом теорий образует «личное знание» [2. С. 31].
В реальных коммуникациях адресант (отправитель) суждений / действий предполагает, что адресат (получатель) сумеет понять, что означают его суждения / действия, так как те-
ория Х присутствует и в его личном знании. Только в этом случае действия участников коммуникации могут быть скоординированными.
Поэтому так важно прояснить, какую систему коммуникаций (внутреннего или внешнего значения) представляет современный процесс личностной ориентации молодежи на каждом своем уровне, в какой мере задействованы и учет, и контроль коммуникаций, как используется богатство наработанных сегодня теорий и моделей коммуникации в реальном педагогическом труде, насколько учитываются коммуникационная связность «жизненного мира» человека и то, что стадии жизненного пути (детство, юность и т. д.) по своей природе являются социальными в той же мере, что и биологическими. Личностное самоопределение как коммуникация - это, между прочим, сохранение нитей, которые прядет естественное детство, неразрывное протягивание их во все виды и времена учебы. Не зря Э. Гидденс отметил именно эту мысль З. Фрейда: «Большая часть опыта раннего детства теряется в нашей сознательной памяти, однако этот опыт составляет базис, на котором основывается самосознание человека» [1. С. 78].
По теории коммуникаций, сообщения (различные их виды) эффективнее проходят при опоре на имеющиеся в обществе (группе) коммуникативные потоки. Путем внесения изменений в коммуникацию достигают изменений в мышлении и поведении [3. С. 424].
Система личностной ориентации в информационном обществе нарабатывает именно коммуникационные технологии, которые со временем должны стать качественнее тех, что используют СМИ. Осмысление новой ситуации в образовании еще и ввиду глобальных изменений в мире (глобализация, информатизация, культ коммуникативных технологий и т. д.) определяет поиск резервов образовательных модификаций в глубинах общественного и массового сознания. Отсюда и необходимость осмысления области личностной ориентации учащихся как коммуникации.
Коммуникация идет двумя путями: снизу, от разных педагогических практик, и сверху, от некоторых более общих представлений, которые должны интегрировать отдельные виды педагогического знания на самой разной основе. «Я» состоит в повышении его роли как коммуникатора, при которой работает не
столько его авторитетность, сколько педагогическая искусность, и именно коммуникативная искусность. На первый план выходит умение организовать систему личностной ориентации в соответствии с новыми учебными технологиями в режиме многомерного взаимодействия и способность дать обучающимся возможность понять свою самоценность.
Включение в арсенал средств личностной ориентации учащихся современных методов интенсификации коммуникации может дать возможность получения в единицу времени более широкой, более глубокой и новой информации. Компьютеры и телекоммуникации будут определять весь процесс вхождения в информационное общество, в том числе программирование образовательного процесса; благодаря этому сократится время внедрения инноваций и в методику, и в содержание самоопределения учащихся.
Школьный этап личностного самоопределения - это не только первоначальный этап обучения теории и практике в мире социальной коммуникации, решающий задачу подготовки выпускника школы к уверенному вступлению в профессиональную жизнь, но и первый этап понимания того, что в ней смешаны и позитив коммуникативных практик и коммуникационных технологий, и негатив технологически заданной коммуникации с ее элементами насилия. Важно понимать, что различные контексты общения и взаимодействия с другими людьми в информационном обществе, оказывается, не столь уж произвольны, а требуют навыков, подготовки и большой работы над собой. Потом все, что сделано школой, пронизывает последующую жизнь выпускника. Воспринятое как коммуникация, как ответственность во взаимосвязи жизненных процессов, личностное самоопределение в информационном обществе способно наращивать свою продуктивность.
Список литературы
1. Гидденс, Э. Социология. М., 1999. 704 с.
2. Ослон, А. Мир теорий в эпоху «охвата» // Отечеств. записки. 2003. № 4. С. 30-34.
3. Поведская, Е. В. Человек и новые информационные технологии / Е. В. Поведская, А. Д. Масейра. СПб., 2007. 320 с.