Научная статья на тему 'Сетевые коммуникации и личностная ориентация молодежи'

Сетевые коммуникации и личностная ориентация молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
229
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭРА / MASS COMMUNICATIONS / INTERNET TECHNOLOGY / MEDIA EDUCATION / YOUTH / COMPUTER AGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трубина Ирина Исааковна

Дан анализ возможностей использования новейших интернет-технологий в процессе оптимизации системы медиаобразования молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network Communications and Personal Orientation of Youth

The analysis of the possibilities of using the latest Internet technologies in the process of optimizing the system of media education of young people.

Текст научной работы на тему «Сетевые коммуникации и личностная ориентация молодежи»

собственной системой ценностей, а также теми ценностями, которые являются доминирующими среди их ближайшего окружения (воспитательная задача);

3) полностью или частично блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивных конфликтов с окружающими (воспитательная задача совершенствования волевой и эмоциональной сфер);

4) активно формировать и поддерживать наиболее полезную для адаптации и личностной самореализации информационную среду (образовательно-воспитательная задача);

5) формировать активную субъектную позицию студента в образовательном процессе. Внутренняя позиция личности есть условие развития чувства личности, способности к са-мостоянию, способности быть личностью.

Все эти задачи носят не только обучающий, но и воспитательный характер. Можно констатировать, что при условии наполненности образовательного процесса поддерживающими, личностно-ориентированными воспитательными учебными ситуациями будет наблюдаться приращение социально-психологических, личностных и индивидуальных ре-

сурсов безопасности человека, обеспечивающей его оптимальное психическое состояние и самореализацию.

Список литературы

1. Баева, И. А. Психологическая безопасность образования глазами учителя / И. А. Баева, Е. Н. Лактионова // Народ. образование. 2009. № 9. С. 112-118.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований // Вестн. практ. психологии образования. 2007. № 4 (13). С.47-50.

3. Малюченко, Г. Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический анализ. Саратов, 2009. 195 с.

4. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека [Электронный ресурс]. иЯЬ: М1р:/^еЬ. Ruscenter.ru/cont2/baeva.doc

5. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. 2000. № 10. С. 112-123.

6. Юнг, К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. 269 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 209-211.

И. И. Трубина

СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Дан анализ возможностей использования новейших интернет-технологий в процессе оптимизации системы медиаобразования молодежи.

Ключевые слова: массовые коммуникации, интернет-технологии, медиаобразование, молодежь, компьютерная эра.

Цифровые технологии не только удовлетворяют новые требования человека, находящегося в ситуации «самоопределения», но и кардинальным образом меняют его отношение к средствам массовой коммуникации. Возможность получения информации в любой точке земли, в состоянии покоя или движения, на любом языке и в любое время - все это составляющие характеристики информационного общества, в котором человек получает неогра-

ниченную возможность получения, обработки и передачи информации. В мире наступает новый этап информационной революции -этап персональной цифровой вселенной: для создания канала медиавещания на мобильное устройство все готово. Самое универсальное на сегодняшний день решение - 1Р-система второго поколения, поддерживающая множество коммуникационных услуг за счет тесной интеграции голоса, видео и информационных

данных. Это видеосвязь и интерфейс, поддерживающий функции телефонии, электронной почты, мгновенного обмена сообщениями, а также аудио-, видео- и web-конференций.

Новый этап коммуникации в связи с наступлением эры тесного глобального взаимодействия необычайно актуализирует идеи планетарного мышления и универсального миропонимания и фактически выдвигает задачу формирования внесистемного человека. Не такого, который пренебрегает своей ближней системой, хотя бы и государством, а такого, который, овладевая новыми технологиями, в состоянии мыслить планетарно, взаимодействовать с широким кругом лиц и организаций в стране и за ее пределами, объясняться на различных языках, воспринимать как доступные любые точки земли.

Новая действительность, насыщенная новыми технологическими средствами, безусловно, оказывает воздействие на наше восприятие, понимание и оценку мира, иными словами -меняет наше сознание и наши взаимоотношения с окружающим миром и с самими собой.

Наиболее характерные черты системы Интернета - демократичность, открытость, виртуальность, мгновенность, взаимная подклю-ченность и свобода - без сомнения, влияют на сознание и поведение его пользователей, которые могут по своему желанию и усмотрению искать и находить нужную им информацию, общаться с другими, работать, учиться, проводить время досуга, высказывать свои мысли и искать совета или единомышленников.

Какие же особенности характеризуют деятельность в сети, в том числе и общение через Интернет, по сравнению с деятельностью или общением в реальной жизни? Общение через Интернет может быть анонимным: совершенно необязательно сообщать собеседникам свое имя, род занятий, координаты и прочую информацию. В форумах вообще принято пользоваться выдуманными именами и «аватарами», то есть рисунками или фотографиями, исполняющими роль референтов участников. Возможность анонимности общения, позволяющей сменить собственную «личину» и «зажить» на какое-то время чужой или выдуманной жизнью, напоминает в какой-то степени некоторые черты карнавальной культуры Средневековья. Однако карнавал всегда сменялся Великим постом, в то время как киберпространство не имеет таких ограничений, и во что может вылиться вечно длящийся «праздник масок», нам пока неизвестно.

Еще одной особенностью общения в Интернете является его письменная опосредован-ность. Конечно, в настоящее время имеется возможность установить и видеообщение с помощью специальной камеры, а также использовать компьютер в качестве телефона, но все же большинство пользователей прибегает к письменной форме выражения: несинхрони-зированной по времени (электронная почта, форумы, блоги, вики) или осуществляющейся в реальном времени (чат, ICQ).

Наконец, для Интернета характерно отсутствие опоры на невербальную составляющую (интонации, паузы, выделения голосом, жесты, положение в пространстве и т. д.), что может затруднять эмоциональную сторону общения и даже приводить к ее потере. Введением эмоциональных картинок, знаков, ономатопей, использованием заглавных букв и подчеркиваний пользователи пытаются в какой-то степени восполнить это отсутствие, но все же этого оказывается явно недостаточно. Впрочем, отсутствие излишней эмоциональности может играть и весьма положительную роль, когда таким образом удается уменьшить долю агрессивности и несдержанности в процессе общения.

Одновременно киберпространство отличается не только воздействием на поведение пользователей или на их стиль общения, но и своей пластичностью: пользователи, в свою очередь, могут влиять на эту среду, достраивая ее в соответствии со своими характеристиками.

Интернетная среда неоднородна. В зависимости от ее типа (веб, электронная почта, форум, чат, блог), поведение пользователей меняется, как, собственно, это происходит и в реальной жизни при смене окружающей обстановки.

Между самими людьми происходят мириады коммуникаций, которые представляются известным отечественным социологом А. Ослоном как «круговорот теорий». «Социальный мир, - пишет он, - можно рассматривать как множество теорий, произведенных и усвоенных взаимодействующими людьми. Теории представляют собой типизированные схемы мышления (суждения, действия) для решения типизированных задач в типизированных ситуациях. Совокупность усвоенных индивидом теорий образует «личное знание» [2. С. 31].

В реальных коммуникациях адресант (отправитель) суждений / действий предполагает, что адресат (получатель) сумеет понять, что означают его суждения / действия, так как те-

ория Х присутствует и в его личном знании. Только в этом случае действия участников коммуникации могут быть скоординированными.

Поэтому так важно прояснить, какую систему коммуникаций (внутреннего или внешнего значения) представляет современный процесс личностной ориентации молодежи на каждом своем уровне, в какой мере задействованы и учет, и контроль коммуникаций, как используется богатство наработанных сегодня теорий и моделей коммуникации в реальном педагогическом труде, насколько учитываются коммуникационная связность «жизненного мира» человека и то, что стадии жизненного пути (детство, юность и т. д.) по своей природе являются социальными в той же мере, что и биологическими. Личностное самоопределение как коммуникация - это, между прочим, сохранение нитей, которые прядет естественное детство, неразрывное протягивание их во все виды и времена учебы. Не зря Э. Гидденс отметил именно эту мысль З. Фрейда: «Большая часть опыта раннего детства теряется в нашей сознательной памяти, однако этот опыт составляет базис, на котором основывается самосознание человека» [1. С. 78].

По теории коммуникаций, сообщения (различные их виды) эффективнее проходят при опоре на имеющиеся в обществе (группе) коммуникативные потоки. Путем внесения изменений в коммуникацию достигают изменений в мышлении и поведении [3. С. 424].

Система личностной ориентации в информационном обществе нарабатывает именно коммуникационные технологии, которые со временем должны стать качественнее тех, что используют СМИ. Осмысление новой ситуации в образовании еще и ввиду глобальных изменений в мире (глобализация, информатизация, культ коммуникативных технологий и т. д.) определяет поиск резервов образовательных модификаций в глубинах общественного и массового сознания. Отсюда и необходимость осмысления области личностной ориентации учащихся как коммуникации.

Коммуникация идет двумя путями: снизу, от разных педагогических практик, и сверху, от некоторых более общих представлений, которые должны интегрировать отдельные виды педагогического знания на самой разной основе. «Я» состоит в повышении его роли как коммуникатора, при которой работает не

столько его авторитетность, сколько педагогическая искусность, и именно коммуникативная искусность. На первый план выходит умение организовать систему личностной ориентации в соответствии с новыми учебными технологиями в режиме многомерного взаимодействия и способность дать обучающимся возможность понять свою самоценность.

Включение в арсенал средств личностной ориентации учащихся современных методов интенсификации коммуникации может дать возможность получения в единицу времени более широкой, более глубокой и новой информации. Компьютеры и телекоммуникации будут определять весь процесс вхождения в информационное общество, в том числе программирование образовательного процесса; благодаря этому сократится время внедрения инноваций и в методику, и в содержание самоопределения учащихся.

Школьный этап личностного самоопределения - это не только первоначальный этап обучения теории и практике в мире социальной коммуникации, решающий задачу подготовки выпускника школы к уверенному вступлению в профессиональную жизнь, но и первый этап понимания того, что в ней смешаны и позитив коммуникативных практик и коммуникационных технологий, и негатив технологически заданной коммуникации с ее элементами насилия. Важно понимать, что различные контексты общения и взаимодействия с другими людьми в информационном обществе, оказывается, не столь уж произвольны, а требуют навыков, подготовки и большой работы над собой. Потом все, что сделано школой, пронизывает последующую жизнь выпускника. Воспринятое как коммуникация, как ответственность во взаимосвязи жизненных процессов, личностное самоопределение в информационном обществе способно наращивать свою продуктивность.

Список литературы

1. Гидденс, Э. Социология. М., 1999. 704 с.

2. Ослон, А. Мир теорий в эпоху «охвата» // Отечеств. записки. 2003. № 4. С. 30-34.

3. Поведская, Е. В. Человек и новые информационные технологии / Е. В. Поведская, А. Д. Масейра. СПб., 2007. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.