Научная статья на тему 'Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи'

Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений российских школьников и студенческой молодежи с миром в целом, с другими людьми, с собой. Этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI в. осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в процессе киберсоциализации. Проблема киберсоциализации и духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи в статье раскрывается через описание возможностей удовлетворения/квазиудовлетворения потребностей современного человека в киберпространстве всемирной глобальной сети Интернет и общую характеристику феномена киберонтологии личности. Автором предпринята попытка обосновать необходимость разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли киберпедагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 2 (17). С. 68-76

Киберсоциализация и православие:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ1

В. А. Плешаков

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений российских школьников и студенческой молодежи с миром в целом, с другими людьми, с собой. Этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI в. осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в процессе киберсоциализации. Проблема киберсоциализации и духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи в статье раскрывается через описание возможностей удовлетворения/квазиудовлетворения потребностей современного человека в киберпространстве всемирной глобальной сети Интернет и общую характеристику феномена киберонтологии личности. Автором предпринята попытка обосновать необходимость разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики.

Неоспоримо то, что духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций оказывает непосредственное влияние на формирование ядра личности — внутреннего духовного мира человека и субъективную картину жизненного пути личности. Это влияние благотворно и сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений человека с самим собой, с другими людьми и миром в целом. Духовно-нравственное воспитание фактически, определяет этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, волю и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационную сферу, эмоциональное состояние, а также общее как физическое, так и, безусловно, психическое развитие человека. В XXI в. такая многозадачность духовно-нравс-

1 Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.

твенного воспитания может быть воплощена на практике и позволит достигнуть высоких результатов на пути приобщения человека к высшим нравственным ценностям качественного самоопределения и совершенствования личности как за счет переосмысления процессов жизнедеятельности человека в современном мире, так и, в особенности, за счет квалифицированного профессионального сопровождения этого процесса с учетом социокультурных, этноконфессиональ-ных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.

Модернизация сферы российского образования, активную стадию которой можно констатировать в настоящий момент, конечно же, должна осуществляться не только в плане разработки и внедрения инновационных технологий обучения, но и исходя из основных задач государственно-общественного воспитания подрастающих поколений молодежи и профессионалов. Все нормативные документы, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы обучения и воспитания, как в общеобразовательной школе, так и в процессе профессиональной подготовки должны разрабатываться «лучшими умами», проходить многоступенчатую общественную экспертизу, широко обсуждаться в научных и национально-региональных сообществах, общественных организациях, конфессиях.

Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи не может полноценно осуществляться силами отдельных социальных институтов, таких, как семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения (наука, школа, учреждения дополнительного образования, вуз, воспитательные организации), религиозные организации, учреждения культуры и спорта (театры, музеи, спортивные клубы), общественные организации и т. д. Необходима продуманная стратегия комплексного духовно-нравственного воспитания и развития человека при активной поддержке СМК. Это требует учета интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российской молодежи, что нашло прямое отражение в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»2 и заявлено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который введен в действие с 1 января 2010 г.; учитывается в процессе поэтапной разработки и апробации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения; необходимо для образования и воспитания профессионалов, что заложено в проектах Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. Стандарты открывают перед социальными субъектами возможности участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи и сами призваны выступать эффективным и постоянно действующим механизмом консолидации российского общества.

Единство социального и педагогического управления воспитанием (в том числе, духовно-нравственным) российских школьников и студенческой моло-

2 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.

дежи может быть достигнуто, в частности, посредством пропаганды базовых национальных ценностей и приоритетов России, составляющих смысловую основу формирующейся в настоящее время государственной «идеологии, в центре которой — человек» (Д. А. Медведев), в том числе, в киберпространстве Интернет-среды, в рамках которого происходит киберсоциализация современного человека.

Все увеличивающиеся темпы жизнедеятельности современного человека на рубеже XX—XXI вв., вызванные, в частности, во всем мире наращивающимися оборотами процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки, образования и производства характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становятся информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т. п.

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Мы придерживаемся позиции научной школы А. В. Мудрика, который определяет сущность социализации как «сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества»3.

С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, homo sapiens, на рубеже XX—XXI вв., становится «homo суЬегш’ом», а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена — процесса киберсоциализации человека. Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация)4 введен в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.

Сейчас мы определяем КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- — в настоящий момент, связанный с компьютерными технологиями и в особенности со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идет разговор о компьютерной технике + англ. Socialization — социализация) — социализацию личности в киберпространстве — как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и

3 Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2009. С. 11.

4 Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования : Сб. науч. ст. Вып. 21. / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. М. : МПГУ-МОСПИ, 2005. С. 48—49.

компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).

В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека»5.

Соглашаясь с А. В. Мудриком, мы, в контексте глобализации условий социализации, также относим глобальную сеть Интернет — «непрерывно уточняемую модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности»6 — к мегафакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром, одновременно воспринимая сеть Интернет как часть средств массовой коммуникации, т.е. как мезофактор социализации.

В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики представленности и влияния факторов киберпространства социализирующей Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на процесс социализации личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством — этим новым жизненным пространством человека7.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счет увеличения количества пользователей Интернета во всех регионах земного шара, так и за счет роста объемов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Мы уже писали в статье «Киберсоциализация человека: от homo sapiens’a до «homo cyberus’a»?» в научно-практическом журнале «Вопросы воспитания»8 о том, что опираясь на созданную А. Маслоу пирамиду потребностей, можно однозначно предположить, что пользователи сети Интернет находят как удов-

5 http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?0Z=6&TZ=K&year=2010

6 Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2007. С. 247—248.

7 Плешаков В. А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций INF0’2009 : Сб. науч. тр. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. С. 51-52. [Электронный ресурс] http://info-alt.m/go/mdex.php?option=com_ content&view=article&id=85:2009-08-05-15-13-38&catid=4:2009-07-15-17-32-29&Itemid=5

8 Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от homo sapiens’a до «homo cyberus’a»? // Вопросы воспитания. 2010. № 1 (2). С. 92-97.

летворение, так и квазиудовлетворение (мнимое, не настоящее удовлетворение) собственных актуальных потребностей личности:

• физиологические потребности: заказ желаемой еды, продуктов и напитков через Интернет позволяет удовлетворить голод и жажду человека, обращение к Интернет-ресурсам эротического содержания — потребность в половом влечении;

• экзистенциальные потребности: опосредованная компьютером и зачастую анонимная коммуникация с другими пользователями сети Интернет удовлетворяет потребность в безопасности собственного существования, распространенность и доступность компьютерных технологий и глобальная интернетизация современного жизненного пространства позволяют человеку ощущать комфорт и постоянство условий жизнедеятельности;

• социальные потребности: разнообразные оп1те-игры и социальные сети, появившиеся и ставшие очень популярными (особенно за последние каких-то три-четыре года), обеспечивают удовлетворение потребности в принадлежности к определенным социальным (в том числе, референтным) группам, установлении новых социальных связей и общении, а также организации совместной деятельности;

• престижные потребности: различные Интернет-ресурсы, позволяющие опубликовать для всех свое разнообразное творчество (от фотографий и т. п. до стихотворений и т. д.) и ознакомиться с творчеством других пользователей Интернета, способствуют удовлетворению потребности в самоуважении и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки;

• духовные потребности: многообразные возможности презентовать себя в киберпространстве Интернет-среды позволяют удовлетворять потребности в самоактуализации и самовыражении в части реализации потенциальных возможностей по развитию собственной личности: например, принимать решения, достигать поставленных целей, рисковать, брать на себя ответственность, руководить людьми и т. д.

Отдельно необходимо сделать акцент собственно на потенциале духовнонравственного развития и воспитания на основе православных традиций, который существует и может быть востребован в возможностях киберпространства Интернет-среды как для современных российских школьников и студенческой молодежи, так и для представителей уже зрелого возраста. Так, по данным поисковой системы и Интернет-портала Яндекс (www.yandex.ru), порядка 80 млн Интернет-страниц содержит слово «религия» и порядка 16 млн Интернет-страниц найдено по слову «Православие».

Среди наиболее посещаемых (по данным различных автоматических счетчиков Интернет-статистики) православных ресурсов выделяются:

• Интернет-портал «ПРАВОСЛАВИЕ^и» (http://www.pravos1avie.ru/), созданный в 1999 году по Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, с 2000 года активно и успешно развивающийся. Сайт содержит исчерпывающую православную информацию;

• Каталог православных ресурсов сети Интернет «ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО. RU» (http://www.hristianstvo.ru/), запущенный в 2001 году, позволяющий осуществить поиск и получить мгновенный тематический доступ к многочисленным православным ресурсам в сети Интернет;

• Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия», учрежденный на базе издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 10 сентября 1996 г., ведущий информационно-просветительскую деятельность с 2002 года в рамках Интернет-портала Седмицами (http://www. sedmitza.ru/);

• Интернет-журнал (ежедневное Интернет-СМИ) «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР» (http://www.pravmir.ru/), существующий с 2004 года и позиционирующий себя как просветительский ресурс;

• Официальный сайт Московского Патриархата «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ», созданный на домене www.patriarchia.ru в сентябре 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в целях оптимизации официального присутствия Русской Православной Церкви. Сайт содержит информацию (начиная с 2005 года) о деятельности Пресс-службы Московской Патриархии, доступную не только для православных пользователей Интернета, но и для всех интересующихся жизнью Церкви в России.

Эти и многочисленные другие Интернет-ресурсы православной тематики ежедневно посещают миллионы пользователей со всего мира. Безусловно, многое зависит от и определяется целью посещения этих ресурсов, например, начиная от банального поиска интересующей тематической информации (в том числе справочной); обычного любопытства; возможности, как кощунственно заявляется некоторыми пользователями, «обратиться к Богу через Интернет» и получить «Интернет-благословение»; до возможности задать актуальный вопрос священнику; предпринять попытку понять взаимоотношения церкви и общества; познакомиться с Православием и церковной жизнью; просмотреть актуальные и архивные православные новости; удовлетворить духовные потребности в части духовно-нравственного саморазвития, самовоспитания, самопро-свещения, самообразования, и многочисленные другие цели.

Православные ресурсы сети Интернет за 10 лет своего существования успешно реализуют, как минимум: нормативную, информационную, просветительскую, познавательную, коммуникативную, аксиологическую, терапевтическую и духовно-нравственную функции.

Интернетизация жизненного пространства современного человека (в том числе, православного) стала сама по себе новой потребностью: Интернет «должен быть всегда под рукой», доступен для подключения к нему в любом месте и в любое время, поскольку киберпространство виртуальной социализирующей Интернет-среды предоставляет практически неограниченные возможности по удовлетворению (и/или квазиудовлетворению) фактически любых физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных и духовных потребностей личности в области приобретения информации и желаемых знаний, развития

необходимых умений, поиске и исследовании всего того, что только может заинтересовать и/или потребоваться современному человеку (в том числе православному) в любой точке земного шара.

В целом в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого современного информационного образа жизни.

Киберпространство Интернет-среды — это не только особый «срез реальности» — искусственной реальности — киберреальности (виртуальной реальности), но, как мы считаем, некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, ставшее действительно своеобразным новым жизненным пространством со своими «жителями-обита-телями» и специфическими особенностями киберкоммуникации.

Определенная часть киберпространства социализирующей Интернет-среды представлена православными ресурсами, реализующими, в частности, идеи духовно-нравственного воспитания и развития человека на основе православных традиций.

Таким образом, необходимо принять киберпространство Интернет-среды как относительно не зависящую от человека виртуальную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой он организует собственную кибержизнедеятельность и киберсоциализируется.

Киберсоциализация человека есть современный психолого-педагогический феномен киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. В связи с этим качество времени, проводимого человеком в киберпространстве Интернет-среды (кибержизнедеятельность) может стать одним из ведущих параметров социализированности человека и оценки успешности жизнедеятельности личности, его можно повышать за счет увеличения активности и расширения «рамок» жизнедеятельности, использования потенциала духовно-нравственного воспитания и развития интеллекта, эмоций и чувств, социально-позитивных качеств (в том числе профессионально-значимых) личности средствами киберпространства виртуальной социализирующей Интернет-среды. Возможно создание специальных социально-педагогических кибертехнологий обеспечения высокого качества времени кибержизнедеятельности современного человека в киберпространстве, минимизирующих возможные негативные последствия (в первую очередь, кибераддикцию).

Мы считаем, что в XXI в. закономерно встает задача не просто учета и использования Интернет-ресурсов для позитивной социализации и социального воспитания человека как субъекта жизнедеятельности с целью повышения успешности педагогического процесса обучения и воспитания, а также задача духовно-нравственного развития личности, но и задача создания киберонто-

логической концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. Применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста и статуса за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации современных российских школьников и студенческой молодежи в первую очередь.

Необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — КИБЕРПЕДАГОГИКИ, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, позволяющей современному homo sapiens’у, ставшему «homo еуЬвгш’ом», научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности (в том числе, духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций) компьютерных и Интернет-ресурсов, исходя из социокультурных, эт-ноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.

Ключевые слова: киберсоциализация человека, Интернет-среда, киберпространство, духовно-нравственное развитие и воспитание, киберонтология, киберпедагогика.

Cybersocialization and Orthodoxy:

Towards Posing the Problem of Spiritual-Moral Development and Education of Russian Teenagers and Youth

V. A. Pleshakov

Spiritual-moral education on the basis of Orthodox traditions has a wholesome effect on all sides and forms of relations of the Russian schoolboys and students with the world as a whole, with other people, with oneself. Ethical and aesthetic development, world outlook and values, civic stand, patriotic and family orientation, will and mental potential, need-motivational sphere, emotional state, and the general physical and mental

development of the modern person in the twenty-first century are carried out not only within the limits of conditions of real life, but also in the course of cybersocialization. The problem of cybersocialization and spiritual-moral development and education of the Russian schoolboys and students in this article is revealed through the description of possibilities of satisfaction/quasisatisfaction of requirements of the modern person in the cyberspace of the World Wide Web (the Internet) and general characteristic of the phenomenon of cyberontology of a person. The author makes an attempt to prove the necessity of the development of an innovative branch of psycho-pedagogical thought — cyberpedagogics. The research has been carried out with the grant of the President of the Russian Federation for the state support of young Russian scientists — MA (Competition MK-2010), project MK-7744.2010.6.

Keywords: cybersocialization of the person, the Internet environment, cyberspace, spiritual-moral development and education, cyberontology, cyberpedagogic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.