Научная статья на тему 'Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека'

Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
809
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / РУНЕТ / КИБЕРОНТОЛОГИЯ / КОНФЕССИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА / МИССИЯ ЦЕРКВИ / ФУНКЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА / RELIGIOUS EDUCATION / CYBERSOCIALIZATION OF THE PERSON / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / SPIRITUALITY / CYBERSPACE / INTERNET / RUNET / CYBERONTOLOGY / FAITH / ORTHODOXY / ORTHODOX RESOURCES OF THE INTERNET / MISSION OF CHURCH / FUNCTION OF RELIGIOUS RESOURCES OF THE INTERNET

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

В статье анализируется актуальность проблемы приобщения человека к высшим нравственным ценностям в XXI в. Раскрываются вопросы необходимости, многозадачности и возможностей духовно-нравственного развития личности и религиозного воспитания человека в контексте киберсоциализации. Рассматривается категория «духовность» в светском и религиозном аспектах. Приводятся факты и данные статистики, иллюстрирующие необходимость религиозного воспитания человека не только в условиях реальной жизнедеятельности, но и посредством социализирующей среды киберпространства. Дается определение религиозного воспитания в контексте киберсоциализации как многоаспектного процесса развития духовности (главным образом, религиозной духовности и обретения веры в Бога), который регулирует поведение человека в киберпространстве согласно интериоризированным им морально-нравственным основам жизнедеятельности, соответствующим вероучительным принципам определенной конфессии. Духовнонравственное развитие и воспитание в контексте киберсоциализации имеют киберонтологический характер и тесно связаны с усваиваемыми и позиционируемыми личностью в киберпространстве идеями о ценности человеческой жизни, чести и достоинства, душевной мудрости, поиска смысла жизнедеятельности. Приводятся данные мониторинга, позволяющие говорить об экспансии интернет-ресурсов религиозной тематики в целом, а также свидетельствовать, что «молодые» религии имеют более высокие темпы распространения информации в сети Интернет. Говорится о резком спаде за два года (более чем в 100 раз) упоминания иудаизма, индуизма, католицизма, протестантизма, а также двойной экспансии Православия в сети Интернет. Обосновывается роль религиозных (особо — православных) ресурсов сети Интернет в Миссии Церкви. Религиозные ресурсы сети Интернет в настоящий момент успешно реализуют нормативно-регулятивную, информационно-просветительскую, ценностно-ориентационную, воспитательно-познавательную, сакрально-мистическую, коммуникативную, компенсаторно-терапевтическую, милосердную и духовно-нравственную функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF RELIGIOUS EDUCATION IN THE CONTEXT OF CYBERSOCIALIZATION OF THE PERSON

In article relevance of a problem of familiarizing of the person to the supreme moral values in the XXI century is analyzed. Questions of need, multitasking and opportunities of spiritual and moral development of the personality and religious education of the person in a cybersocialization context reveal. The category «spirituality» in secular and religious aspect is considered. The facts and the statistical data illustrating need of religious education of the person not only in the conditions of real activity, but also by means of the socializing environment of a cyberspace are given. Definition of religious education in a cybersocialization context is given as multidimensional development of spirituality (mainly, religious spirituality and finding of belief in God), the person regulating behavior in a cyberspace, agrees interiorizirovanny them to moral bases of activity corresponding to the doctrinal principles of a certain faith. Spiritual and moral development and education in a context of cybersocialization has cyberontologic character and is closely connected with acquired and positioned by the personality in a cyberspace ideas of value of human life, honor and advantage, sincere wisdom, search of sense of activity. Are brought let the monitoring, allowing speak about expansion of Internet resources of religious subject as a whole, and also to testify that «young» religions have higher rates of distribution of information on the Internet. It is spoken about sharp recession in two years (more than by 100 times) mentions of a Judaism, Hinduism, Catholicism, Protestantism, and also double expansion of Orthodoxy to the Internet. The role religious (especially — orthodox) Internet resources locates in Church Mission. Religious resources of the Internet at the moment successfully realize standard and regulatory, information and educational, valuable and orientation, educational and informative, sacral and mystical, communicative, compensatory and therapeutic, merciful and spiritual and moral functions.

Текст научной работы на тему «Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 4 (31). С. 9-17

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В. А. ПЛЕШАКОВ

В статье анализируется актуальность проблемы приобщения человека к высшим нравственным ценностям в XXI в. Раскрываются вопросы необходимости, многозадачности и возможностей духовно-нравственного развития личности и религиозного воспитания человека в контексте киберсоциализации. Рассматривается категория «духовность» в светском и религиозном аспектах. Приводятся факты и данные статистики, иллюстрирующие необходимость религиозного воспитания человека не только в условиях реальной жизнедеятельности, но и посредством социализирующей среды киберпространства. Дается определение религиозного воспитания в контексте киберсоциализации как многоаспектного процесса развития духовности (главным образом, религиозной духовности и обретения веры в Бога), который регулирует поведение человека в киберпространстве согласно интериоризированным им морально-нравственным основам жизнедеятельности, соответствующим вероучительным принципам определенной конфессии. Духовнонравственное развитие и воспитание в контексте киберсоциализации имеют киберонто-логический характер и тесно связаны с усваиваемыми и позиционируемыми личностью в киберпространстве идеями о ценности человеческой жизни, чести и достоинства, душевной мудрости, поиска смысла жизнедеятельности. Приводятся данные мониторинга, позволяющие говорить об экспансии интернет-ресурсов религиозной тематики в целом, а также свидетельствовать, что «молодые» религии имеют более высокие темпы распространения информации в сети Интернет. Говорится о резком спаде за два года (более чем в 100 раз) упоминания иудаизма, индуизма, католицизма, протестантизма, а также двойной экспансии Православия в сети Интернет. Обосновывается роль религиозных (особо — православных) ресурсов сети Интернет в Миссии Церкви.

Религиозные ресурсы сети Интернет в настоящий момент успешно реализуют нормативно-регулятивную, информационно-просветительскую, ценностно-ориентационную, воспитательно-познавательную, сакрально-мистическую, коммуникативную, компенсаторно-терапевтическую, милосердную и духовно-нравственную функции.

Духовно-нравственное развитие и религиозное воспитание в контексте киберсоциализации человека1 могут быть рассмотрены как две стороны одной медали, поскольку их ключевая категория — духовность — может быть и светской, и религиозной.

1 Плешаков В. А. Религиозное воспитание в контексте киберсоциализации // Вопросы воспитания. 2011. № 2 (7). С. 78-86.

Само по себе духовно-нравственное развитие и воспитание фактически определяет векторы этического и эстетического развития, формирования мировоззрения и ценностных установок личности, вырабатывания гражданской позиции, патриотической, религиозной и семейной ориентации, сказывается на воле и интеллектуальном потенциале, развитии потребностно-мотивационной сферы, эмоциональных состояниях, а также общем как физическом, так и, безусловно, психическом развитии человека.

По словам протодиакона РПЦ, профессора Московской духовной академии, автора официального учебника по основам православной культуры Андрея Кураева «усиленная нагрузка на разум, которая дается в Интернете, как раз способствует развитию тех мышц, которые оказались сильнее всего атрофированы в церковной жизни в XX в., — мышц богословия»2.

Осуществляемое как в социализирующей среде киберпространства, так и в условиях реальной жизнедеятельности религиозное воспитание человека, в контексте духовно-нравственного развития личности, занимает значительное место в деятельности ряда сообществ, оказывая непосредственное влияние на становление религиозной духовности в процессе формирования ядра личности — внутреннего духовного мира человека и субъективной картины жизненного пути личности. Это влияние признается благотворным и сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений человека с самим собой, с другими людьми и миром в целом (по А. В. Мудрику).

В XXI в. многозадачность духовно-нравственного развития и воспитания может быть реализована на практике не только традиционными средствами, она должна осуществляться (и осуществляется!) и в киберпространстве за счет приобщения человека к высшим нравственным ценностям, качественного самоопределения и совершенствования личности, переосмысления процессов жизнедеятельности человека в современном мире с учетом социокультурных, этнокон-фессиональных, психовозрастных3, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей. Решение этих задач — дело не только религиозных организаций, но, в контексте секуляризации, и светских организаций, всего общества.

Становление светской духовности (к сожалению, так непопулярной в нашем деловом прагматичном мире, в котором главное — «бизнес, ничего личного»), с моей точки зрения, позволит современному человеку, ставшему на рубеже XX—XXI вв. «Homo Cyberus'om», не растерять человечность, найти подлинную самость, отрешиться от низменных и грубых чувственных интересов (так преобладающих сейчас в киберпространстве), осознать приоритет высших человеческих ценностей, встать на настоящий (а не, как это сейчас часто бывает, «модный», «трендовый» и показной) путь стремления к внутреннему самосовершенствованию.

Исходя из сказанного, модернизация сферы светского российского образования, активную затянувшуюся стадию которой можно констатировать в насто-

2 Кураев А. Человек и его компьютер или компьютер и его человек // Православие и Мир. Ежедневное интернет-СМИ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/aiticle_826.html

3 Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография. М., 2010.

ящий момент, конечно же, должна осуществляться не только в плане разработки и внедрения инновационных технологий обучения, но и исходя из основных задач государственно-общественного воспитания подрастающих поколений молодежи и профессионалов. Одной из таких задач должна стать задача становления светской духовности. Все нормативные документы, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы обучения и воспитания как в процессе обучения в общеобразовательной школе, так и в процессе профессиональной подготовки должны разрабатываться, образно говоря, «лучшими умами», проходить многоступенчатую общественную экспертизу, широко обсуждаться в научных и национально-региональных сообществах, общественных организациях, конфессиях, исповедующих разные вероисповедания.

При этом духовно-нравственное развитие и воспитание киберсоциализи-рующейся учащейся молодежи (уже не мыслящей себя без использования возможностей сотовых (мобильных) телефонов, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-технологий) может полноценно осуществляться только совместными усилиями ключевых социальных институтов — таких, как семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вузы, воспитательные организации), религиозные организации, учреждения культуры и спорта (театры, музеи, спортивные клубы), общественные организации и т.д.4 Не следует забывать, что Интернет стал сегодня полноценным институтом социализации человека5. В XXI в. сверхактуальна и необходима продуманная стратегия комплексного духовно-нравственного воспитания и развития человека при активной поддержке средств массовой коммуникации.

С моей точки зрения, необходимо использовать возможности современных кибертехнологий6, с учетом необходимости духовно-нравственного развития и воспитания молодежи (в том числе, религиозного, о чем свидетельствуют как участие священнослужителей в ключевых светских мероприятиях, так и их растущая активность в интернет-среде).

Согласно данным ВЦИОМ в 2011 г. среди перемен «россияне указывают, главным образом, сближение церкви с народом, повышение ее открытости (6%). Также упоминается восстановление церквей и строительство новых храмов (3%), расширение влияния церкви, усиление ее взаимодействия с государством, повышение внимания церкви к нравственному воспитанию общества, привлечение новых верующих (по 2%) и т. д. Перемены в деятельности РПЦ стали более заметными: если в прошлом году 78% россиян считали, что их нет, то в этом году доля таких респондентов сократилась до 46%. В то же время больше стало тех респондентов, кто затрудняется оценить изменения в деятельности данного

4Плешаков В. А. Киберсоциализация человека. Уег. 1.0. Монография. 8аагЬгиескеп, 2012; Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Ното 8ар1е^л до Ното СуЬег^У Монография. М., 2012.

5 Плешаков В. А., Угольков Н. В. Социализация старших школьников в Интернете как проблема педагогики // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2012. № 5. [Электронный ресурс] ИЯЬ: ■^^^8с1епсе-еёиса1юп.ш/105-7018

6Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. Норильск, 2012.

института (с 5 до 37%)»7. Это при том, что Россия, будучи многонациональной страной, является светским государством8, Конституция которого гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» .

Сегодня в России из религий широко представлены не только христианство (главным образом, Православие), но и ислам (мусульманство), буддизм, иудаизм, а также язычество и другие религии. Тем не менее многолетние традиции и доминирующую роль РПЦ ни в коем случае не стоит недооценивать.

Уже упомянутый нами выше протодиакон Андрей Кураев в одном из своих интервью назвал Интернет «средством нашего собственного воспитания».

Непосредственное религиозное воспитание осуществляется, по словам А. В. Мудрика, «священнослужителями; верующими агентами социализации (родители, родственники, знакомые, члены религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений... в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций; средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций»10, а также просто в процессе освещения СМИ информации религиозной тематики.

Придерживаясь позиции научной школы А. В. Мудрика, который, напомню, определяет сущность социализации как «сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества»11, определю религиозное воспитание в контексте киберсоциализации как многоаспектный процесс развития духовности (главным образом, религиозной духовности и обретения веры в Бога), регулирующий поведение человека в киберпространстве, согласно интериоризирован-ным им морально-нравственным основам жизнедеятельности, соответствующим вероучительным принципам определенной конфессии12.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте киберсоциализации, не имеющее обязательного религиозного подтекста и акцентов, в свою очередь имеет киберонтологический характер13 и тесно связано с усваиваемыми

7 Церковь и общество в России: динамика перемен. Пресс-выпуск № 1677 от 31.01.2011. [Электронный ресурс]. иЯЬ: Ийр:/^сют.ги/тёех.рИр?1ё=268&шё=111323

8 Ст. 14 Конституции РФ.

9 Ст. 28 Конституции РФ.

10Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2010. С. 419.

11 МудрикА. В. Социальная педагогика. М., 2009. С. 11.

12 Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. Монография. М., 2011. С. 146.

13 Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 131—141; Плешаков В. А. О перспективе киберонтологии и развитии теории киберсоциализации человека // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / под общ. ред. Т. А. Ромм, Т. Т. Щелиной. Арзамас, 2011.

С. 265-276.

и позиционируемыми личностью в киберпространстве идеями ценности человеческой жизни, чести и достоинства, душевной мудрости, поиска смысла жизнедеятельности.

По данным мировой известности системы поиска информации в сети Интернет «Гугл» (http://www.google.com), на 01.02.2013:

• примерно 64 млн. 900 тыс. интернет-страниц содержит слово «религия» (на 14.04.2011 было порядка 39 млн.14),

• около 752 тыс. интернет-страниц найдено по словосочетанию «мировые религии» (на 14.04.2011 было 389 тыс.), к которым относят:15

— буддизм (приблизительно 5 млн. 160 тыс. интернет-страниц, на 14.04.2011 было 3 млн. 240 тыс.),

— христианство (порядка 11 млн. 900 тыс. интернет-страниц, на 14.04.2011 было 8 млн. 890 тыс.),

— ислам («гуглится» около 19 млн. 700 тыс., на 14.04.2011 было 10 млн. 500 тыс. интернет-страниц).

Подобная статистика позволяет говорить об экспансии за почти два года интернет-ресурсов религиозной тематики в целом, а также, возможно, может свидетельствовать о том, что «молодые» религии имеют более высокие темпы распространения информации о себе в сети Интернет.

Дополнительно отмечу такой любопытный факт: на 01.02.2013 на 2 млн. 830 тыс. (против 113 млн. интернет-страниц на 14.04.2011) упоминается иудаизм, 1 млн. 260 тыс. (на 14.04.2011 — 68 млн.) интернет-страниц найдено по слову «индуизм», примерно 1 млн 450 тыс интернет-страниц упоминают «католицизм» (на 14.04.2011 — 154 млн), 866 тыс. — «протестантизм» (на 14.04.2011 — 36 млн 500 тыс), порядка 15 млн 800 тыс интернет-страниц — «Православие» (вместо 7 млн 890 тыс на 14.04.2011). Как видим, приведенные данные свидетельствуют о резком спаде (более чем в 100 раз) упоминания иудаизма, индуизма, католицизма, протестантизма, а также двойной экспансии Православия в сети Интернет!

Определенная часть киберпространства социализирующей интернет-среды представлена православными ресурсами, реализующими, в частности, идеи религиозного воспитания и духовно-нравственного развития человека на основе православных традиций. Отдельно сделаю акцент на потенциале духовнонравственного развития и религиозного воспитания на основе православных традиций, который существует и может быть востребован в возможностях киберпространства интернет-среды как для современной молодежи, так и для представителей уже зрелого и даже пожилого возраста.

Среди наиболее посещаемых (по данным различных автоматических счетчиков интернет-статистики) православных ресурсов Рунета выделяется каталог православных ресурсов сети Интернет «ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО. RU» (http://www.hristianstvo.ru), запущенный в 2001 г., который содержит более 10 000 ссылок и позволяет осуществить поиск и получить мгновенный доступ к

14 Плешаков В. А. Киберсоциализация и Православие: к постановке проблемы духовнонравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 2 (17). С. 68—16.

15 Приведены в порядке хронологии возникновения.

многочисленным тематическим православным ресурсам в сети Интернет. Согласно рейтингу православных сайтов, представленному в это каталоге:

• на первом месте (рейтинг 1042) находится Православный церковный календарь (http: / / day s.pravo slavie. ru);

• на втором месте (рейтинг 672) располагается интернет-портал «ПРАВО-СЛАВИЕ-RU» (www.pravoslavie.ru), созданный в 1999 г. по Благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, с 2000 г. активно и успешно развивающийся. Сайт содержит исчерпывающую православную информацию: новости, аналитическое обозрение, Православный церковный календарь, интернет-журнал, книжное обозрение, полемику, есть возможность задать вопросы священнику и др. Имеет представительство в популярных в мире и в России социальных сетях интернет-среды (Facebook, ВКонтакте), в блогосфере (Twitter и Livejournal), а также в YouTube;

• на третьем месте (рейтинг 490) находится ежедневное интернет-СМИ «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР» — мультимедийный портал о Православии и жизни общества (www.pravmir.ru), существующий с 2004 г. и позиционирующий себя как просветительский ресурс, помогающий в поиске ответа на вопрос «Как быть православным в современном мире?».

Становится все более популярным, занимая пятое место в рейтинге, православный образовательный интернет-портал «Азбука Веры» (http://azbyka.ru), запущенный в ноябре 2009 г. и имеющий на конец 2012 г. более 1 млн посетителей в месяц. На портале есть своя православная служба знакомств (http://azbyka. ru/znakomstva), за 2 года своего существования становящаяся все более востребованной (22 тыс. 891 анкета, причем любопытно, что 9880 анкет принадлежат мужчинам и 13007 — женщинам!).

Особое значение имеет официальный сайт отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви (http://mospat.ru), действующий с 1997 г.

Эти и многочисленные другие интернет-ресурсы православной тематики за 12-13 лет своего активного существования набрали ежедневную миллионную аудиторию пользователей со всего мира. Безусловно, интерес пользователей к названным сайтам определяется целью посещения этих ресурсов — от тривиального поиска интересующей тематической информации (в том числе, справочной), обычного (надеюсь, не праздного) любопытства, возможности, как кощунственно заявляется некоторыми пользователями, «обратиться к Богу через Интернет» и получить «интернет-благословение», до возможности оперативно задать актуальный вопрос священнику, предпринять попытку понять взаимоотношения Церкви и общества, познакомиться с Православием и Церковной жизнью, просмотреть актуальные и архивные православные новости, удовлетворить духовные потребности в части религиозного и духовно-нравственного саморазвития, самовоспитания, самопросвещения, самообразования и др.

Таким образом, можно утверждать, что религиозные ресурсы сети Интернет в настоящий момент успешно реализуют нормативно-регулятивную, информационно-просветительскую, ценностно-ориентационную, воспитательно-познавательную, сакрально-мистическую, коммуникативную, компенсаторно-терапевтическую, милосердную и духовно-нравственную функции.

В заключение статьи позволю себе процитировать Святейшего Патриарха Кирилла: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви. Это большая и кропотливая работа, к которой мы все призваны. Вместе с тем Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляются пастырское участие и любовь, в котором, наконец, совершается Божественная литургия. образ человека, который живет преимущественно в медийном пространстве, далек от христианского идеала. Красоту Божьего мира не может заменить искусственно созданное людьми пространство для коммуникаций. Это замечание я обращаю и к пастырям, которым Интернет подчас заменяет реальное общение с паствой. Виртуальная миссия не может подменять собой приходскую работу, но должна лишь ее дополнять»16.

Ключевые слова: религиозное воспитание, киберсоциализация человека, духовно-нравственное развитие личности, духовность, киберпространство, Интернет, Рунет, киберонтология, конфессия, Православие, православные ресурсы Интернета, Миссия Церкви, функции религиозных ресурсов Интернета.

BASES OF RELIGIOUS EDUCATION IN THE CONTEXT OF CYBERSOCIALIZATION OF THE PERSON

V. A. PLESHAKOV

In article relevance of a problem of familiarizing of the person to the supreme moral values in the XXI century is analyzed. Questions of need, multitasking and opportunities of spiritual and moral development of the personality and religious education of the person in a cybersocialization context reveal. The category «spirituality» in secular and religious aspect is considered. The facts and the statistical data illustrating need of religious education of the person not only in the conditions of real activity, but also by means of the socializing environment of a cyberspace are given. Definition of religious education in a cybersocialization context is given as multidimensional development of spirituality (mainly, religious spirituality and finding of belief in God), the person regulating behavior in a cyberspace, agrees interiorizirovanny them to moral bases of

16 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/ doklad-patriarxa-moskovskogo-i-vseya-rusi-kirilla-na-arxierejskom-sobore-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-fevralya-2013-goda

activity corresponding to the doctrinal principles of a certain faith. Spiritual and moral development and education in a context of cybersocialization has cyberontologic character and is closely connected with acquired and positioned by the personality in a cyberspace ideas of value of human life, honor and advantage, sincere wisdom, search of sense of activity. Are brought let the monitoring, allowing speak about expansion of Internet resources of religious subject as a whole, and also to testify that «young» religions have higher rates of distribution of information on the Internet. It is spoken about sharp recession in two years (more than by 100 times) mentions of a Judaism, Hinduism, Catholicism, Protestantism, and also double expansion of Orthodoxy to the Internet. The role religious (especially — orthodox) Internet resources locates in Church Mission. Religious resources of the Internet at the moment successfully realize standard and regulatory, information and educational, valuable and orientation, educational and informative, sacral and mystical, communicative, compensatory and therapeutic, merciful and spiritual and moral functions.

Keywords: religious education, cybersocialization of the person, spiritual and moral development of the personality, spirituality, cyberspace, Internet, Runet, cyberontology, faith, Orthodoxy, orthodox resources of the Internet, Mission of Church, function of religious resources of the Internet.

Список литературы

1. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. Норильск, 2012.

2. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravmir.ru/doklad-patriarxa-moskovskogo-i-vseya-rusi-kirilla-na-arxierej skom-sobore-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-fevralya-2013-goda

3. Кураев А., протодиак. Человек и его компьютер или компьютер и его человек / Православие и Мир. Ежедневное интернет-СМИ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. pravmir.ru/article_826.html

4. МудрикА. В. Социализация человека: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2010.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2009. С. 11.

6. Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 131-141.

7. Плешаков В. А. Киберсоциализация и Православие: к постановке проблемы духовнонравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 2 (17). С. 68-76.

8. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. Saarbruecken, 2012.

9. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo SapiensA до Homo CyberusA. Монография. М., 2012.

10. Плешаков В. А. О перспективе киберонтологии и развитии теории киберсоциализации человека // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / под общ. ред. Т. А. Ромм, Т. Т. Щелиной. Арзамас, 2011. С. 265-276.

11. Плешаков В. А. Религиозное воспитание в контексте киберсоциализации // Вопросы воспитания. 2011. № 2 (7). С. 78-86.

12. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. Монография. М., 2011.

13. Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография. М., 2010.

14. Плешаков В. А., Угольков Н. В. Социализация старших школьников в Интернете как проблема педагогики // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2012. № 5. [Электронный ресурс]. иЯЬ: www.science-education.ru/105-7018

15. Церковь и общество в России: динамика перемен. Пресс-выпуск № 1677 от 31.01.2011. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=111323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.