Научная статья на тему 'Коммуникация глобального взаимодействия и формирование у учащихся ценностного отношения к науке'

Коммуникация глобального взаимодействия и формирование у учащихся ценностного отношения к науке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / DIGITAL TECHNOLOGY / COMMUNICATIONS / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трубина Анна Александровна

В статье рассматривается новая действительность, насыщенная новыми технологическими средствами, оказывающая воздействие на наше восприятие, понимание и оценку мира, меняющая наше сознание и наши взаимоотношения с окружающим миром и с сами собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication global networking and to offer students valuable attitude to science

This article examines the new reality, full of new technological means, have an impact on our perception, understanding and appreciation of the world.

Текст научной работы на тему «Коммуникация глобального взаимодействия и формирование у учащихся ценностного отношения к науке»

УДК 001.3: 004.77

А. А. Трубина

Коммуникация глобального взаимодействия и формирование у учащихся ценностного отношения к науке

В статье рассматривается новая действительность, насыщенная новыми технологическими средствами, оказывающая воздействие на наше восприятие, понимание и оценку мира, меняющая наше сознание и наши взаимоотношения с окружающим миром и с сами собой.

Ключевые слова: цифровые технологии, коммуникации, интернет.

AA. Trubina

Communication global networking and to offer students valuable attitude to science

This article examines the new reality, full of new technological means, have an impact on our perception, understanding and appreciation of the world.

Keywords: digital technology, communications, Internet.

Цифровые технологии не только удовлетворяют новые требования человека, находящегося в ситуации «самоопределения», но и кардинальным образом меняют его отношение к средствам массовой коммуникации. Возможность получения информации в любой точке земли, в состоянии покоя или движения, на любом языке и в любое время - все это составляющие характеристики информационного общества, в котором человек получает неограниченную возможность получения, обработки и передачи информации. В мире наступает новый этап информационной революции - этап персональной цифровой вселенной: для создания канала медиавещания на мобильное устройство все готово. Самое универсальное на сегодняшний день решение - IP-система второго поколения, поддерживающая множество коммуникационных услуг за счет тесной интеграции голоса, видео и данных. Это видеосвязь и интерфейс, поддерживающий функции телефонии, электронной почты, мгновенного обмена сообщениями, а также аудио-, видео- и web-конференций.

Новый этап коммуникации в связи с наступлением эры тесного глобального взаимодействия необычайно актуализирует идеи планетарного мышления и универсального миропонимания и фактически выдвигает задачу формирования внесистемного человека. Не такого, который пренебрегает своей ближней системой, хотя бы и государством, а такого, который, овладевая новыми технологиями, в состоянии мыслить планетарно, взаимодействовать с широким кругом лиц и организаций в стране и за ее пределами, объясняться на различных языках, воспринимать как доступные любые точки земли.

Новая действительность, насыщенная новыми технологическими средствами, безусловно, оказывает воздействие на наше восприятие, по-

нимание и оценку мира, иными словами, меняет наше сознание и наши взаимоотношения с окружающим миром и с сами собой.

Наиболее характерные черты Интернет - демократичность, открытость, виртуальность, мгновенность, взаимная подключенность и свобода - без сомнения, влияют на сознание и поведение его пользователей, которые могут по своему желанию и усмотрению искать и находить нужную им информацию, общаться с другими, работать, учиться, проводить время досуга, высказывать свои мысли и искать совета или единомышленников.

Какие же особенности характеризуют деятельность в сети, в том числе и общение через Интернет, по сравнению с деятельностью или общением в реальной жизни?

Общение через Интернет может быть анонимным: совершенно не-обязатебльно сообщать собеседникам свое имя, род занятий, координаты и прочую информацию. В форумах вообще принято пользоваться выдуманными именами и «аватарами», то есть рисунками или фотографиями, исполняющими роль референтов участников. Возможность анонимности общения, позволяющей сменить собственную «личину» и «зажить» на какое-то время чужой или выдуманной жизнью, напоминает в какой-то степени некоторые черты карнавальной культуры Средневековья. Однако карнавал всегда сменялся Великим постом, в то время как киберпространство не имеет таких ограничений, и во что может вылиться вечно длящийся «праздник масок», нам пока неизвестно.

Еще одной особенностью общения в Интернет является его письменная опосредованность. Конечно, в настоящее время имеется возможность установить и видеообщение с помощью специальной камеры, а также использовать компьютер в качестве телефона, но все же большинство пользователей прибегает к письменной форме выражения: несинхрони-зированной по времени (электронная почта, форумы, блоги, вики и т.д., или осуществляющейся в реальном времени (чат, ICQ).

Наконец, для Интернета характерно отсутствие опоры на невербальную составляющую (интонации, паузы, выделения голосом, жесты, положение в пространстве и т.д.), что может затруднять эмоциональную сторону общения и даже приводить к ее потере. Введением эмоциональных картинок, знаков, ономатопей, использованием заглавных букв и подчеркиваний пользователи пытаются в какой-то степени восполнить это отсутствие, но все же этого оказывается явно недостаточно. Впрочем, отсутствие излишней эмоциональности может играть и весьма положительную роль, когда таким образом удается уменьшить долю агрессивности и несдержанности в процессе общения.

Одновременно киберпространство отличается не только воздействием на поведение пользователей или на их стиль общения, но и своей пла-

стичностью: пользователи, в свою очередь, могут влиять на эту среду, достраивая ее в соответствии со своими характеристиками.

Интерентная среда неоднородна. В зависимости от ее типа (веб, электронная почта, форум, чат, блог) поведение пользователей меняется, как, собственно, это происходит и в реальной жизни при смене окружающей обстановки.

В реальных коммуникациях адресант (отправитель) суждений/действий предполагает, что адресат (получатель) сумеет понять, что означают его суждения/действия, так как теория Х присутствует и в его личном знании. Только в этом случае действия участников коммуникации могут быть скоординированными. Поэтому так важно прояснить, какую систему коммуникаций внутреннего или внешнего значения представляет современный процесс личностной ориентации молодежи на каждом своем уровне; в какой мере задействованы и учет, и контроль коммуникаций; как используется богатство наработанных сегодня теорий и моделей коммуникации в реальном педагогическом труде; насколько учитываются коммуникационная связность «жизненного мира» человека и то, что стадии жизненного пути (детство, юность и т.д.) по своей природе являются социальными в той же мере, что и биологическими. Личностное самоопределение как коммуникация - это, между прочим, сохранение нитей, которые прядет естественное детство, неразрывное протягивание их во все виды и времена учебы. Не зря Э. Гидденс отметил именно эту мысль З.Фрейда: «Большая часть опыта раннего детства теряется в нашей сознательной памяти, однако этот опыт составляет базис, на котором основывается самосознание человека» [1, с. 78].

В информационном обществе нарабатываются именно коммуникационные технологии, которые со временем должны стать качественнее тех, что используют СМИ. Осмысление новой ситуации в образовании еще и в ввиду глобальных изменений в мире (глобализация, информатизация, культ коммуникативных технологий и т.д.) определяет поиск резервов образовательных модификаций в глубинах общественного и массового сознания. Отсюда и необходимость осмысления области личностной ориентации учащихся как коммуникации.

Включение в арсенал средств личностной ориентации учащихся современных методов интенсификации коммуникации может дать возможность получения в единицу времени более широкой, более глубокой и новой информации. Компьютеры и телекоммуникации будут определять весь процесс вхождения в информационное общество, в том числе - программирование образовательного процесса; благодаря этому сократится время внедрения инноваций и в методику, и в содержание самоопределения учащихся.

Школьный этап личностного самоопределения - это не только первоначальный этап обучения теории и практике в мире социальной ком-

муникации, решающий задачу подготовки выпускника школы к уверенному вступлению в профессиональную жизнь, но и первый этап понимания того, что в ней смешаны и позитив коммуникативных практик и коммуникационных технологий, и негатив технологически заданной коммуникации с ее элементами насилия. Важно понимать, что различные контексты общения и взаимодействия с другими людьми в информационном обществе, оказывается, не столь уж произвольны, а требуют навыков, подготовки и большой работы над собой.

Потом все, что сделано школой, пронизывает последующую жизнь выпускника. Воспринятое как коммуникация, как ответственность во взаимосвязи жизненных процессов, личностное самоопределение в информационном обществе способно наращивать свою продуктивность.

Примечания

1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.