поступках, занимают активную позицию при распределении своего свободного времени. А неумение контролировать себя и зависимость от внешних обстоятельств могут оказывать влияние на пассивное отношение к свободному времени. Можно предположить, что переживание и проживание свободного времени
как ресурсного состояния далеко не всегда проявляется и осознается субъектом на его жизненном пути. Но если это присутствует, то восприятие и переживание времени жизни и конкретных событий становится более ярким и продуктивным.
Библиографический список
1.Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время З.Муравьев В.Н. Овладение временем М.: 1998. 250 с. жизни СПб.: Алетейя, 2001. 304 с. 4.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир СПб.:
2.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта М.: ИП Питер, 2003. 512 с.
РАН, 1994. 109 с. 5.Шрейдер Ю.А. Космический субъект М.: 1999. 280 с.
УДК 316.472
ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
И.А.Якоба1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Автор рассматривает Интернет как особое интерактивное глобальное и национальное средство коммуникации, как новую социальную среду, расширяющую наше понимание взаимодействий человека в информационном обществе. Описывает основные характеристики Интернета как средства массовой коммуникации. Предлагает различные классификации Интернет-коммуникации, описание особенностей виртуального общения по Сулеру. Поднимает вопрос о вытеснении Интернет-коммуникацией общения в реальном социуме. Библиогр. 21 назв.
Ключевые слова: интернет-коммуникация; социальная коммуникация; виртуальное общение; информационные технологии.
INTERNET AS A MEANS OF SOCIAL COMMUNICATION - FEATURES OF VIRTUAL COMMUNICATION I.A. Yakoba
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Irkutsk.
The author considers the Internet as a special interactive global and national means of communication, as a new social environment that broadens out our understanding of human interactions in the information society. She describes the basic characteristics of the Internet as a means of mass communication; offers various classifications of Internet communication, a description of the features of virtual communication by J. Suler; raises the issue on the displacement of communication in a real society by the Internet communication. 21 sources.
Key words: Internet communication; social communication; virtual communication; information technologies.
Распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вызывает трансформацию стандартов основных компетенций профессионала, задает проекции на личностные и деловые качества, необходимые для успешной деятельности в современном обществе и в научном сообществе. Появление новых средств коммуникации (в том числе и виртуальных) диктует необходимость овладения ими для успешной работы, учебы и досуга не только ИТ-специалистов, ученых, студентов, но и всех желающих пользоваться Интернетом в различных целях. Новые информационные технологии могут рассматриваться по-разному: как объект изучения социальных наук; как источник получения информации; как профессиональный инструмент исследователя; как технология презентации научного знания и т.д. Развитие компьютер-
ных технологий определило базовые изменения в традиционных формах коммуникации - и прежде всего за счет их глобальной виртуализации, расширения возможности социализации, усложнения механизмов формирования идентичности и конструирования моделей субъективности, в результате чего в пространство виртуальных сетей переходят многие виды профессиональной и социокультурной деятельности [1].
Устойчивый рост масштабов применения новых информационных технологий в мире и особая роль в этом процессе глобальной сети Интернет предполагают его активное использование в качестве специфического интерактивного средства социальной коммуникации во всех сферах. Интернет как средство социальной коммуникации оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на мировое сообщество,
1Якоба Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры английского языка,тел.: 89025699620, email: [email protected]
Yakoba Irina, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of English Language, tel.: 89025699620, e-mail: [email protected]
поскольку позволяет оперативно, преодолевая пространство и время, доносить различную информацию, способствует укреплению связей между людьми, изменению стиля межчеловеческих отношений, структуры духовного потребления, формированию нового социального порядка, национального и транснационального пространства и др. Проблематика, связанная с особенностями социальных коммуникаций в условиях развития компьютерной сети Интернет, для российской социологической науки является достаточно новой.
В середине 9G^ гг. ХХ века социологами была осознана необходимость теоретических и эмпирических исследований интернета как особого вида социальной реальности; изучения воздействия интернета на общество (и его различные группы) и деятельность различных социальных институтов и организаций; выявления специфики взаимодействия индивидов в процессе интернет-коммуникации; раскрытия возможностей и описания способов проведения социологических опросов в интернете; анализа методологических, методических и организационных проблем проведения мониторинга интернет-аудитории и т.д. В данных научных направлениях в последние годы работают зарубежные социальные философы и социологи: Г. Рейнгольд (Howard Rheingold), США, Калифорния; М. Бакарджиева (Maria Bakardjieva), Канада, Калгари; Л. Гурак (Laura J. Gurak), США, Минисота; С. Кайзлер (Sara Kiesler), США, Питсбург [ 2,3] и др. На российском и постсоветском пространстве к изучению социальных аспектов интернета обращаются социологи Г.С. Батыгин, С.В. Бондаренко, Л.А. Василенко, Б.З. Докторов, Е.Ю. Журавлева, А.А. Иванов, Д.В. Иванов, В.Н. Лупанов, Д.О. Стребков, Т.В. Филиппова, А.В. Чистяков, С.Н. Щеглова, В.Н. Щербина [ 4-9] и др.
Коммуникативные отношения в обществе, СМИ как социальный институт уже давно привлекают внимание исследователей. Теоретические аспекты социальных коммуникаций и проблемы функционирования средств массовой коммуникации исследованы в работах Т.З. Адамьянц, Э. Берна, И.И. Васильевой, Т.М. Дридзе, Я.Н. Засурского, Г. Лассуэла, Н. Лумана, М. Маклюэна, Г.Г. Почепцова, А.В. Соколова, К. Ховлан-да, В. Шрамма [1G,11] и др. Наиболее ценный статистический материал содержится в электронных документах: Опросы "Интернет в России", подготовленный Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) (http://www. fom.ru), справка РОЦИТ «Российский интернет 2GG1-2GG2 гг.» (http://www.rocit.ru), Проект «Web-Vector» компании КОМКОН-2 (http://www.comcon-2.ru). Достойны внимания данные компаний, владеющих прямой информацией об Интернете: Yandex, Ramler, SpyLOG, проекта Russian Internet Survey (http://rumetri ka. rambler.ru) и др.
С момента появления Интернета на российских просторах различные ученые, в том числе и социологи, изучают Интернет как особую, специфическую реальность. В современных условиях Интернет является основополагающим фактором развития информационного общества. Интернет является как глобальным, так и национальным средством коммуникации, источ-
ником и распространителем новых идей, взглядов, интерпретаций и, несомненно, новой социальной средой, расширяющей наше понимание взаимодействий человека в информационном обществе.
Так, формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, как это представлялось классикам, сколько увеличением количества и новыми формами коммуникаций. Интернет - сравнительно новое, динамично развивающееся средство массовой коммуникации. На сегодняшний день Интернет представляет собой "сеть сетей", в состав которой входит более 100 000 сетей из 100 стран. Соединение с другими странами позволяет отправлять электронную почту примерно в 180 стран. Мировая статистика на сегодняшний день такова:
- число пользователей Интернета составляет более 700 млн. человек;
- число почтовых ящиков e-mail в мире более 1 млрд. единиц;
- общее число отправленных по e-mail писем превышает 40 млрд. в день [12].
Интернет, с одной стороны, средство коммуникации, способствующее процессу глобализации, с другой стороны, компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей, поступков, социальных взаимодействий. Но считать Интернет преимущественно средством или средой, или методом коммуникации означает ограничить понимание его роли. Вероятно, Интернет следует считать продолжением среды обитания человека, где человек имеет возможность удовлетворить свои социальные потребности, в том числе коммуникационные. Важно отметить, что особенности социальной роли Интернета как средства социальной коммуникации во многом определяются присущими ему важными свойствами: горизонтальностью связей и интерактивностью, в большой степени способствующими внедрению в массовые коммуникации диалогической модели взаимоотношений. Таким образом, огромный выбор информации и коммуникаций, который предоставляет Интернет конкретному пользователю, содействует процессу индивидуализации социальной среды. Кроме того, на основе эффективной обратной связи Интернет позволяет переходить к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества, что приводит, в том числе, к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур (сетевые организации, онлайновые сообщества). Согласимся с Т. Ж. Бальжировой, что социальная роль интернета будет расти пропорционально росту количества пользователей, что, в свою очередь, будет требовать более значительных исследований в этой области [13].
Благодаря новым информационным технологиям возможности человека современного общества многократно расширились. Тем не менее, по мнению Н.С. Прохоровой, глобальные социально-экономические и политические изменения повлекли за собой глубокий
кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, появилась угроза утраты культурной национальной идентичности народов [14].
Развитие технологий в конце XX начале XXI веков актуализировало осознание проблем, связанных с глобализацией и с самим информационным обществом, дискуссии о которых ведутся на протяжении последних десятилетий. Сложность и необычность новой эпохи требует быстрого и глубокого осмысления происходящих изменений, прогнозирования текущих и кризисных явлений в духовной жизни и культуре общества. Актуальность темы исследования заключается в том, что особая роль в этом процессе формирования общества принадлежит глобальной сети Интернет, которая является не только средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, влекущую изменения в реальных областях жизни человека [14]. Как и всякое крупномасштабное социальное явление, Интернет несет в себе не только пользу для общества, но и серьезную угрозу для его существования и развития в случае бесконтрольного или негативно направленного использования его возможностей.
В данной работе мы остановимся только на исследовании Интернета как средства социальной коммуникации и рассмотрим некоторые наиболее значимые, по нашему мнению, особенности виртуального общения. Сначала представим основные характеристики Интернета как средства массовой коммуникации.
1. Отсутствие централизованной организационной структуры. Интернетом никто не владеет и никто не управляет. Соответственно, поэтому в Интернете нет цензуры.
2. Высокая скорость распространения информации. Появившееся на сайте информационного агентства сообщение может быть мгновенно растиражировано другими интернет- изданиями, а затем электронными (радио, ТВ) и печатными (газеты, журналы).
3. Информация в Интернете распространяется сетевым образом, наподобие распространения анекдотов и слухов. "Интернет обладает сходными свойствами с механизмом действия толпы: и в том, и в другом случае имеется реализующийся по-разному технически феномен неуправляемой никем структуры и "случайной среды" [15].
4. Интерактивность коммуникации в Интернете. Интерактивность означает возможность а) вступать в прямой диалог с аудиторией, получать от нее обратную связь в режиме реального времени; б) общения представителей данной аудитории между собой. Например, на новостном сайте появляется сообщение, которое потом обсуждается на форуме.
Возможность предоставления информации гигантским аудиториям, рассредоточенным по всему земному шару, сближает виртуальную коммуникацию с массово-информационной. Вместе с тем, их нельзя отождествить: в отличие от однолинейной массовой коммуникации, виртуальная коммуникация является взаимно направленной и интерактивной. А это значит, что любой пользователь может принять в ней актив-
ное участие, становясь не только реципиентом, но и отправителем сообщений, что способствует демократизации коммуникационных процессов.
Культура киберпространства создает новые условия для существования текста и речевой экспликации. Эти условия формируют специфическую организацию текста - гипертекст с его возможностями гиперссылок и закладок, возможных исключительно в условиях развития компьютерных технологий и сетей. В связи с изменением условий меняются и традиционные формы речевой экспликации. Усиливаются противоречия между нормами устной и письменной речи. Появляются новые понятия «компьютерный язык», «язык Интернета», «компьютерный жаргон». Эти процессы затрагивают всю систему культуры современного русского литературного языка на разных уровнях: синтаксиса, лексики, фонетики, орфографии, стилистики [14].
Существует целый ряд терминов, обозначающих коммуникацию посредством интернет-технологий: виртуальная коммуникация, компьютерное общение, сетевая коммуникация, опИпе-коммуникация и т.п. В данной работе мы будем пользоваться преимущественно термином виртуальная коммуникация. Виртуальную коммуникацию можно определить как некую особую форму коммуникации по признаку канала приема и передачи информации. Соответственно, основной ее отличительной характеристикой является опо-средованность: виртуальная коммуникация осуществляется при помощи технического устройства (главным образом, компьютера) и во многом зависит от его функциональных возможностей, которые и определяют ее качественное своеобразие.
В отличие от большинства традиционных форм коммуникации, виртуальная коммуникация характеризуется дистантностью и высокой степенью проницаемости: ее участником может оказаться человек, находящийся в любой из частей света. Таким образом, виртуальная коммуникация носит глобальный межкультурный характер, что приводит, по выражению А.И. Каптерева, к своеобразному "культурному серфингу" и, соответственно, — к столкновению в процессе коммуникации ценностно-нормативных ориентиров различных культур [16]. Результатом этого столкновения становится выработка единых и универсальных способов и стилей взаимодействия, что, впрочем, неизбежно сопровождается утерей связей с культурой традиционной.
Основными социокультурными компонентами виртуального общения являются своеобразные нормы (поведенческие, языковые и др.), нравственные ценности, определяющие и регламентирующие поведение пользователей, входящих в Интернет-сообщества. При этом блоговое движение в процессе своего формирования создает свои нормы, правила, запреты и ценности для участников своего Интернет-сообщества. Эти правила, нормы, запреты и ценности имеют как морально-этический характер, так и ритуальный. Появляется новое понятие сетевого этикета -сетикет или сетевая этика (англоязычные синонимы -оуЬегеШоБ, webeth¡cs, пetethics) [14, 1].
Благодаря присущему сети Интернет многообра-
зию функциональных возможностей, виртуальную коммуникацию отличает разнообразие способов и форм взаимодействия. Исследователи виртуальной коммуникации обычно подразделяют эти способы по степени их интерактивности (on-line и off-line), направленности коммуникации (моно-, диа- и полилогичные), а также по степени открытости (публичные и приватные), по степени интерактивности (синхронная и асинхронная), по критерию направленности общения (общение ради общения или на определенный предмет, тему) и т.д. [17]. Согласно Сулеру [18], при синхронной коммуникации взаимодействие происходит в режиме реального времени (здесь и сейчас), а асинхронная коммуникация предполагает возможность задержки ответа. К первой, наиболее интерактивной форме относятся чаты (Internet Relay Chat, IRC), ролевые игры MUDs (от "multi-user dimension" -ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), ко второй - веб-форумы (Web-based forums), дискуссионные списки (discussion lists), гостевые книги (quest books), электронная почта, списки рассылки (mailing lists), телеконференции (newsgroups). Форумы и блоги, в отличие от чатов, в значительно большей степени ориентированы на отсроченную по времени коммуникацию. Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии нескольких часов или дней. Другое распространенное деление общения в Интернете проходит по критерию направленности общения: либо на само общение (общение ради общения), что часто отличает чаты, либо на определенный предмет, тему, как в тематических форумах и конференциях. Но в какой бы форме в сети ни происходило общение, виртуальная коммуникация обладает определенной спецификой, радикально отличающей ее от общения в физическом мире.
Существуют различные классификации Интернет-коммуникации, наиболее полное и подробное описание особенностей виртуальной коммуникации, по нашему мнению, предлагает Сулер [18]. Рассмотрим их.
1. Ограничение сенсорного опыта. При общении в Интернете основная информация о собеседнике поступает в виде текстовых сообщений. В киберпро-странстве человек редко может наблюдать выражение лица своего собеседника, движения его тела, он не слышит голос собеседника, его интонации, т.е. визуальная и слуховая составляющие коммуникации в нем ограничены. Конечно, существует возможность сопровождать текст фотографиями или общаться по видеокамере, но все же большее количество информации поступает именно в текстовой форме. Как следствие, в киберпространстве теряют свое значение невербальные средства общения. Хотя некое подобие невербального языка в Интернете все-таки есть: можно выражать свои чувства при помощи "смайликов" -определенным образом набранных сочетаний знаков препинания, которые соответствуют эмоциональным выражениям человека в реальной жизни. Например, сочетание ;-) обозначает шутливую улыбку, а сочетание :-/ - скептицизм. Существуют также специальные наборы самых причудливых смайликов. Большинство
из них представляют собой стилизованное изображение человеческого лица, переживающее различные эмоции. С их помощью можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость и т.п. [19]. Несмотря на возможность выражать эмоции, физическое отсутствие участников коммуникации в общении позволяет не только выражать чувства, но и успешно их скрывать или демонстрировать те чувства, которые человек не испытывает в данный момент. В реальности такие уловки удаются только артистичным натурам, а в Интернете это доступно любому пользователю.
2. Неопределенность идентичности пользователей. Поскольку взаимодействие лицом к лицу в виртуальной коммуникации ограничено и представление себя партнерам по взаимодействию происходит преимущественно в текстовой форме, пользователь Интернета получает практически неограниченные возможности по представлению себя и управлению впечатлением о себе. Человек сам выбирает, кем он хочет быть, принимая различные образы или оставаясь полностью анонимным. В виртуальном пространстве можно выбрать себе любое имя, а в большинстве многопользовательских сред - аватар (воплощение, графический образ, предназначенный для обозначения участника виртуального сообщества). Как пишет П. Келли: "В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для реального мира" [20].
3. Анонимность пользователя. Описанная выше особенность конструирования виртуальной личности, зачастую не по образу и подобию реальной, становится возможной за счет анонимности пользователей. Но эта особенность имеет разносторонний эффект. Во-первых, анонимность может быть использована с целью оскорбления других людей или для выражения негативных эмоций. С другой стороны, она позволяет быть честными и открытыми при обсуждении проблемы, которую нельзя обсуждать в коммуникации лицом к лицу. Однако Сулер заметил, что полная анонимность невозможна даже в виртуальном пространстве. В настоящее время, с развитием таких форм самопрезентации в сети, как виртуальные дневники и домашние страницы, в которых, помимо текстовой информации о пользователе, содержится и некоторая визуальная информация (например, в виде фотографий и видеофрагментов), параметр анонимности выступает скорее не для того, чтобы скрыть как можно больше информации о себе, а для того, чтобы предоставить наиболее полную информацию, в том числе и о своих взглядах и убеждениях. Кроме того, никто и не хочет быть полностью анонимным, и в результате полностью незамеченным, поэтому анонимность не стоит понимать как тотальную.
4. Уравнивание пользователей в статусе. В большинстве случаев в Интернете любой пользователь имеет равные возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своих мыслей и чувств. Хотя тот социальный статус, который имеет человек в реальном мире, в конечном счете, будет иметь воздей-
ствие на жизнь в киберпространстве, изначально всем пользователям предоставляются равные возможности.
5. Растяженность пространственных границ. Географическое расстояние между участниками виртуальной коммуникации не имеет значения. Это становится важным для тех пользователей, место проживания которых отличается от места проживания актуальных собеседников. Особенно этот фактор значим для людей, имеющих оригинальные, нестандартные интересы, в этом случае киберпространство позволяет найти единомышленников, объединиться в группы по интересам, где бы эти единомышленники ни находились.
6. Растяженность временных границ. Киберпространство создает возможность "растягивания" времени диалога. По сравнению с взаимодействиями лицом к лицу, участники виртуальной коммуникации имеют больше времени для предоставления ответа. Кроме того, упомянутая выше возможность фиксации информации позволяет "заново пережить диалог" и более детально продумать ответ.
7. Социальное разнообразие. В киберпространстве человек может связаться с людьми практически всех слоев общества, в том числе и с теми, с кем не имеет возможности общаться в физическом мире, а также интернет предоставляет возможность общаться с сотнями, тысячами людей, что обычно превышает размеры аудитории партнеров по взаимодействию в реальной жизни.
Итог всех вышеперечисленных свойств виртуальной среды - это отсутствие тех барьеров общения, которые существуют в реальной физической среде. Homo Interneticus (виртуальная личность) [19] пользуются гораздо большей степенью свободы, чем обитатели физического мира. Так, он может общаться с людьми, находящимися за тысячи километров, и в любой момент по своему желанию сменить собеседника или выйти из контакта, он может менять свой облик, становясь даже существом противоположного пола, по своему усмотрению он выбирает имя и характер своего виртуального персонажа. Интернет-пользователь мгновенно переносится из одной точки мира в другую, а может, вообще, присутствовать сразу в двух местах одновременно. И все это за несколько секунд и при помощи нажатия на пару кнопок.
Последний вопрос, который хотелось бы затронуть в данной статье, это вопрос о замене или вытеснении, в той или иной степени, интернет-коммуникацией общения в реальном социуме. Здесь имеет место следующий парадокс. С одной стороны, интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми в реальном мире, так как все чаще люди общаются посредством каких-либо технических устройств (телефонный звонок, смс, интернет-чаты, форумы, социальные сети и т.д.). Проиллюстрируем это шутливым трехстишием, победившим в одном из конкурсов хокку:
"Не был давно у сестры.
Прямо сегодня зайду
К ней на страничку..." [12]
Однако, с другой стороны, интернет-технологии представляют собой способ расширения круга знакомств, установления новых контактов и широко используются людьми именно для общения. Интернет выделяется из ряда технических новинок тем, что является метасредой. Он является средой для коммуникации, образования, средой для реализации бизнес-технологий, средой для существования и работы СМИ, средой для хранения и обработки информации и т.д. [21]. К настоящему моменту существует множество мнений и обсуждений по выявлению положительных и отрицательных сторон Интернет-коммуникации и ее влиянию на общество, в целом, и на конкретных пользователей, в частности. Влияние Интернета и информационных технологий на человека и общество неоднозначно и требует дальнейших исследований.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что Интернет как средство социальной массовой коммуникации находится на начальном пути своего развития, но является актуальным и весьма востребованным как СМИ, так и ИКТ, что диктуется условиями информационного общества и требованиями профессиональной и социокультурной деятельности специалистов различных сфер и обычных пользователей в личных целях; привлекает своей интерактивностью, которая характеризуется диалогической моделью взаимоотношений, что способствует индивидуализации социальной среды. При этом виртуальной коммуникации присущи такие положительные и отрицательные характеристики, как глобальный кросскультурный характер, широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, опо-средованность, дистантность, внеинституциональ-ность, неразвитость и неопределенность социальных норм (в том числе правовых и нравственных), маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов.
Неформальное структурирование Интернет-пользователей по взаимным интересам, социокультурным ориентациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и другим не предписанным актами социального статуса критериям, несмотря на этнические, социально-политические, гендерные и иные различия, нередко анонимное и асинхронное общение и территориальную удаленность участников, привело к появлению своего рода неофициальной параллельной коммуникационной структуры, невидимой сети межличностных отношений, которая не только выполняет функции совместной информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, но и становится распространителем особых специфических для Интернет-коммуникации норм, правил, запретов и ценностей.
Библиографический список
1. Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуника- 2009. 23 с.
ции: автореферат дис. ... канд. ф. наук: 09.00.13 Челябинск, 2. Bakardjieva, M. Internet society: The Internet in everyday
life. London: Sage, 2005.
3. Laura, J. Gurak. Cyberliteracy: Navigating the Internet with Awareness. New Haven: Yale University Press, 2001.
4. Батыгин Г.С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. 2001. №1. С. 176 -187.
5. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2004. 319 с.
6. Журавлева Е.Ю. К определению сети интернет // Технологии информационного общества - интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. СПб.: Изд-во филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 8 - 10.
7. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0 СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 213 с.
8. Стребков Д.О. Социология Интернета // Экономическая социология (электронный журнал). 2005. Т. 6. №2. С. 100115.
9. Чистяков А.В. Социализация личности в виртуальном пространстве: [монография] Южное отд-ние Российской акад. образования, Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. 182 с.
10. Адамьянц Т.З., Дридзе Т.М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства // Социологические исследования. 2000. №.7.
11. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). М.: Дрофа. 2009. 204 с.
12. Шабшин И. И. Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете //Журнал "Самиздат" - Режим
доступа: http://zhurnal.lib.ru/s/shabshin_i_i/internet.shtml -17.02.2009.
13. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: автореф. к. социол. н.: 22.00.04 Улан-Удэ, 2003. 21 с.
14. Прохорова Н. С. Социокультурные аспекты феномена виртуальной коммуникации в русскоязычной сети Интернет: дис. к. социол. н.: 22.00.06 М., 2006. 177 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-aspekty-fenomena-virtualnoi-kommunikatsii-v-russkoyazychnoi-seti-internet
15. Герасимюк Т., Соломович Т. Интернет как среда и инструмент реализации Паблик Рилейшнз 2002. - Режим доступа: http://www.infowave.ru/library/mag_mvrzarub/mvrizr_5_ 2002/
16. Каптерев А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен М.: Изд-во ИПО Профиздат. 2002. 156 с.
17. Нестеров В. Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. 1999. -Режим доступа: http://flogiston.df.ru/proiects/articles/ netemo-tions. shtml
18. Suler, J. The basic psychological features of cyberspace // J. Suler The Psychology of Cyberspace. 1996. - Режим доступа: http://www.rider.edu/~suler/psycyber/basicfeat.html
19. Фонд Развития Интернет. Зал 7. Homo Interneticus. Экспозиция 2. Виртуальная личность. - Режим доступа: http://www.fid.su/museum/hall7/02/ - 03.03.2011.
20. Kelly, P. Human Identity Part 1: Who are you? 1997.
21. Якоба И.А. Влияние социальных сетей на молодежь // Вестник ИрГТУ, 2011. №3. С. 143 - 147.