ОБЗОРЫ
УДК 159.9+004.5
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЯ
М.В. РОМАНОВА* Смоленский государственный университет
В статье рассматриваются: положение компьютерного общения в системе различных классификаций; особенности опосредованного общения и компьютерного общения как его разновидности; положительные и отрицательные стороны, нерешенные проблемы компьютерной коммуникации, различия и сходства с реальным межличностным общением; особенности языка виртуальных собеседников; мотивы предпочтения общения в Интернете.
Ключевые слова: общение, особенности видов общения, опосредованное общение, компьютерно-опосредованная коммуникация, квази-общение, язык виртуального общения, программы-роботы, компьютерный сленг и жаргон.
Введение
Общение охватывает все сферы деятельности человека. Оно является основой жизнедеятельности, так как через него реализуются планы, чувства, желания, мысли, показывается отношение к окружающим и к себе.
Многообразие видов общения общеизвестно: это и внутрисемейные взаимоотношения (общение детей со старшим поколением, детей между собой, супругов друг с другом и т.д.), и деловые отношения (общение начальника с подчиненным, взаимоотношение коллег), и педагогическое общение в учебном заведении и за его пределами, и общение врача с пациентом и многие другие виды.
Однако новым и перспективным для изучения способом общения в настоящее время является коммуникация с помощью компьютера и общение человека непосредственно с компьютером.
© Романова М.В., 2009
* Для корреспонденции:
Романова Мария Викторовна, аспирант Смоленского государственного университета
214014 Смоленск, ул. Тенишевой, 31, кв. 34 Тел.: 8-951-695-14-70 E-mail: [email protected]
В конце 60-х годов XX века взаимодействие человека с машиной было обозначено как общение иного вида. Вместе с традиционной системой коммуникации «человек-человек» началось формирование общение нового типа «человек - машина - человек» [15].
В современном обществе, благодаря нарастающим процессам компьютеризации и информатизации, происходит изменение роли и функций человека во многих отраслях науки и техники, в обыденной жизни, образовании, медицине и др. Тяжелые, скучные и трудоемкие операции, сложные вычисления, сверхточные и мелкие действия человек перекладывает на машины, однако получение первичной информации, ее обработка и ввод, создание новых программ, разработка методик и технологий неизменно остаются за человеком.
Система, включающая в себя компьютер, обычно предполагает взаимосвязь типа: «человек - машина - человек». В этой системе можно выделить два элемента: «человек - машина» и «машина - человек», в усложненных системах появляются еще и взаимодействия «человек-человек» и «машина-машина». Компьютерные технологии предполагают разделение операций между людьми и техникой. Суще-
ственным преимуществом компьютерных технологий является диалоговый режим работы, который способствовал возникновению и развитию нового вида общения - компьютерно-опосредованной коммуникации.
Положение компьютерного общения в системе классификаций
Многообразие видов человеческого общения предполагает классификацию их по разным признакам, поэтому положение в системе классификации компьютерно-опосредованная коммуникация занимает различное.
Чтобы выявить это положение, обозначим несколько параметров для более точного выделения видов общения, к которым можно отнести компьютерное общение:
1. По положению общающихся или специфике обратной связи выделяют два вида общения: контактное - общение с помощью личности контактных лиц, то есть общение с наличием обратной связи, и дисконтактное - общение с помощью компьютера, СМИ и других вспомогательных средств [12, с. 198].
2. По формам проявления общение бывает непосредственное и опосредованное. Непосредственное осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки, исторически является первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств, созданных самим человеком (письма, аудио- и видеотехники, более современных средств для организации общения и обмена информацией) [2, с. 63-68; 11].
3. По форме языка общение традиционно классифицируют на письменное и устное. Компьютерное общение чаще всего
является письменным (переписка по e-mail и ICQ, общение в форумах и чатах). Однако некоторые виды (Интернет-телефония скайп, различные видеоконференции) могут происходить в устной форме.
4. По способу взаимодействия людей выделяют прямое и косвенное общение [2, с. 63-68]. Прямое общение - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе»; оно предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение предполагает участие в процессе общения посредника, через которого передается информация. В компьютерной коммуникации таким посредником является компьютер.
5. По пространственному признаку в настоящее время в связи с появлением Интернета, развитием компьютерных технологий и возможностью виртуальной коммуникации общение разделяют на реальное и виртуальное. К реальному общению относят все те виды традиционного общения, при которых собеседник визуально наблюдает другого, а в ходе взаимодействия обратная связь происходит моментально.
Виртуальным общением обычно называют способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности.
Живя в реальном мире и завися от него, люди не могут полностью удовлетворить потребность общения, кратковременно находясь в виртуальном пространстве; поэтому реальное общение было и остается основным способом взаимодействия человека с окружающим его миром.
Таким образом, компьютерное общение относится к опосредованному, косвенному, виртуальному или дисконтактному виду и чаще всего является письменным.
В данной статье рассматривается компьютерное общение как вид опосредованного общения.
Особенности опосредованного общения
В 1986 году Г. Гамперт и Р. Каткарт ввели понятие «межличностной опосредованной коммуникации» как взаимодействия между людьми, при котором среда вклинивается между ними для преодоления ограничений пространства и времени [22].
Исследования опосредованного общения продолжились как за рубежом, так и в нашей стране. Например, канадский филолог Маршалл Мак-Люэн известен своими исследованиями способов влияния различных средств массовой коммуникации и новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества. В коммуникативной среде нового «электронного общества», возникновение которого М. Мак-Люэн относит к середине 1950-х годов, центр тяжести перемещается с содержания коммуникативного сообщения на само средство передачи данного сообщения. Важной становится не информация, а способ ее передачи [21].
В работах отечественных психологов чаще всего рассматривается опосредованное общение, связанное с появлением новых средств связи и получения информации. Например, общение в сфере телевидения входит в круг научных интересов Матвеевой Л.В. и Муратова С.А. (Матвеева Л.В. - известный специалист по проблемам массовой коммуникации, информационно-психологической безопасности в СМИ, психологии публичной коммуникации и психологии переговоров).
Многие средства массовой коммуникации создают только иллюзию общения. Работа за компьютером, переписка в Интернете, разговор по телефону, просмотр телевизора способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими, но это взаимодействие не является традиционным и «настоящим» - с экрана телевизора
невозможно услышать ответ, читая письма в Интернете, не увидишь собеседника. Телефон, телеграф, телевизор, радио, автоответчик, компьютер и другая техника являются всего лишь различными видами опосредования и «собеседниками» быть не могут. Таким образом, при взаимодействии с помощью подобных средств реального и полноценного общения не происходит, хотя они помогают человеку не чувствовать себя одиноким. Однако это взаимодействие не может восполнить всю палитру отношений при непосредственном общении.
Опосредованное общение - «это квазиобщение», то есть мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Приставка «квази» (от лат. «quasi») употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Если индивид систематически смотрит какую-либо передачу, то у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он только имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе (имидже) ведущих. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром - также одна из особенностей современного общения» [8].
Мнимость общения создается не только на экране телевизора или при прослушивании автоответчика, но и специальными компьютерными программами. Такие программы, как правило, называют «роботами» или сокращенно «ботами» (англ. «bot», от «robot»)
Интернет-бот или www-бот являются специальными программами, выполняющими автоматически или по заданному расписанию какие-либо действия через те же интерфейсы, что и обычный пользователь. Обычно боты предназначаются для выполнения однообразной и повторяемой работы с максимально возможной скоростью. Боты также находят применение в условиях, где требуется лучшая реакция, чем возможности человека (например, в
играх) или для имитации действий человека (например, для общения) [20].
Разновидностей компьютерных программ-роботов множество:
- Бот в компьютерных играх - виртуальный соперник, имитирующий действия «живого» игрока. Создает иллюзию взаимодействия с кем-то, стимулирует соперничество.
- Пауки поисковых систем (программы, скачивающие веб-страницы для последующего индексирования), программы автоматически сканирующие сайты.
- Автоответчики в электронной почте [20].
- Самым известным среди ботов является программа-собеседник - «чат-бот» (англ. «chatterbot»). Эта компьютерная программа создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями.
Одним из первых виртуальных собеседников была программа «Элиза», созданная в 1966 году Джозефом Вейзенбаумом. «Элиза» пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания, переспрашивая пользователя и используя фразы типа «Пожалуйста, продолжайте» [20]. Особенность ее состоит не только в том, что она применяет словесную технику Карла Роджерса, но и в том, что имитирует поведение психолога, работающего по клиент-центрированной методике.
«Она не знает, сколь привлекательна работа продавщицы, ей непонятны смех, слезы, чувства. За ее словами, как бы умело ни были они подобраны, не стоят поступки. Общение для «Элизы» - единственный смысл «существования»» [7, с. 225]
В настоящее время существует уже множество русско- и англоязычных программ-собеседников, которые пытаются имитировать разумный диалог с человеком, например, «Бритни Спирс», «Parry», «FALLOUT CHAT», «A.L.I.C.E.», «Болтун», «Попугай», «ChatMaster», «Villy», «Nai», «Talkerus», «Virtual Sysop», «A-Life3»,
«WildAI», «Miss Talking», «Робот Мариш-ко» и др.
Некоторые программы являются интересными собеседниками, другие создаются только для поддержания разговора и развлечения собеседников, не предоставляя никакой новой информации и легко распознаваемые даже неопытным пользователем. Например, программа «Эллочка», которая основана на интеллекте Эллочки-людоедочки из романа «Двенадцать стульев». Словарный запас программы состоит из тех же 30 слов («Хамите», «Хо-Хо», «Знаменито», «Мрачный», «Жуть», «Пар-ниша», «Не учите меня жить», «Как ребенка», «Кр-р-расота!», «Подумаешь», «Блеск!» и т.д.). Своеобразной программой является «Говорун», которая запоминает фразы и слова собеседника и ими же впоследствии отвечает, случайным образом комбинируя их. Это простейший вариант обучаемой, но не мыслящей программы.
Другие программы-роботы способны выдавать адекватные ответы на вопросы, грамотно сформулированные на нужном языке, вставляя афоризмы по теме, анекдоты, декламируя и даже самостоятельно «сочиняя» стихи. Функциональность большинства современных программ ограничивается возможностью ведения незатейливой беседы; для общения на серьезные темы необходимо научить программу не только «думать», но и «понимать» фразы пользователя.
Как любая интеллектуальная система, виртуальный собеседник имеет базу знаний (набор слов и выражений, примерных вопросов и ответов, ключевых фраз) [20]. «Для всех имеющихся машинных программ и роботов основное - это действия, поступки, а не слова. Все они призваны решать практические задачи. И вот их поступки или, скажем, манера «поведения» заставляют работающих с ними людей наделять эти программы и роботов какими-то личностными свойствами» [7, с. 224]
Предполагается, что идеальная программа-собеседник должна пройти
тест Тьюринга «на человечность». Тьюринг задался целью определить, может ли машина мыслить. Стандартная интерпретация этого теста выглядит так: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы - ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор» [17, с. 57].
Однако некоторые программы слишком сложны, они способны запутать человека и обмануть тестирующих ее экспертов, но по состоянию на 2009 год считается, что ни одна из существующих компьютерных систем не прошла тест полностью [14].
Программы-роботы действуют не только в компьютерной среде; например, еще во второй половине XX века в Берлине существовал специальный виртуальный собеседник, который выслушивал психически неуравновешенных людей по телефону как настоящий психотерапевт, хотя и не консультировал больных.
Таким образом, опосредование общения происходит различными способами и в различных условиях; однако суть от этого не меняется - все они создают мнимость общения с помощью различных вспомогательных средств.
Особенности, возможности и проблемы компьютерного общения
Компьютерное общение - это технически опосредованное общение с новым, необычным типом опосредования.
Средства массовой коммуникации и компьютерные технологии обычно создают иллюзию общения; однако людям иногда важно рассказать кому-то о своих проблемах, выговориться, а виртуальный собеседник, который к тому же может еще и дать какой-нибудь совет, приходится кстати.
Психологов все больше интересует проблема взаимодействия человека с компьютером. «Диалог между человеком и ЭВМ - это новый объект психологического исследования, выражающий некоторые тенденции развития деятельности и общения, характерные для периода научно-технической революции» [3, с. 34].
Общение с компьютером имеет свои особенности, однако оно похоже на реальное тем, что взаимодействие в нем протекает также в системе «человек-человек», а компьютер является посредником между этими людьми, аналогично голосу, движениям тела, мимике при непосредственном общении.
Но существуют и серьезные различия этих двух форм общения:
- Чаще всего компьютерная коммуникация предполагает общение в письменной форме.
- При компьютерном общении создается особое пространство - виртуальная реальность, которая предполагает наличие собственных правил, законов и закономерностей, специфических связей в контактах людей.
- Погружаясь в виртуальный мир, люди пытаются компенсировать дискомфорт и непонимание, которые испытывают в реальном мире.
- В связи с возможностью выхода в виртуальный мир можно классифицировать общение по равнозначности субъектов: «реальный - реальный» партнер и «реальный - иллюзорный, воображаемый» партнер. При непосредственном общении все партнеры реальны.
Компьютерно-опосредованное общение имеет свои достоинства и недостатки. Оно упрощает жизнь людям робким и нерешительным, не желающим видеть своего собеседника, стесняющимся или боящимся своих невербальных средств общения или внешности. Но в то же время этот вид общения может привести к серьезным проблемам в реальном общении, даже к образованию зависимости на почве патологической
тяги к виртуальным знакомствам, переписке, общению в чатах и форумах и т.д.
Многие исследователи Интернета выделяют ряд особенностей компьютерного общения. К ним относятся следующие:
1. «Технические» характеристики самого Интернета. Они обеспечивают удобство, простоту, быстроту. Относительно низкая стоимость использования, высокая скорость передачи информации приводят к тому, что Интернет становится практически главным средством опосредования общения людей, во многих сферах деятельности заслоняя собой телефон, телеграф и почтовые пересылки.
2. Масштабность и массовость. Подобно средствам массовой информации, компьютерные технологии, и в частности общение с помощью них, способны охватывать различные сферы деятельности, связывать людей разных национальностей и языковой культуры, проживающих в разных точках планеты. Такой размах сети и превращает Интернет во всемирную паутину, где люди, находящиеся на огромных расстояниях друг от друга, могут общаться в реальном времени.
3. Снятие жестких социальных конвенций, границ культур. «Интернет-пространство в силу своей всемирной представленности является поликультурным, в общении могут принимать участие представители различных этнических и социальных культур» [16].
4. Персональный контроль и анонимность передаваемой информации. В компьютерно-опосредованной коммуникации за отправкой информации следит владелец почтового ящика или страницы, только он может редактировать текст письма, может подписываться любым именем и посылать все, что угодно нужному адресату. Однако существует угроза взлома страницы или ящика, но ведь возможность потери или рассекречивания информации есть и при традиционной переписке.
5. Добровольность и желательность контактов. В компьютерной коммуни-
кации собеседники взаимодействуют в основном добровольно (за исключением деловой переписки и общения по рабочим вопросам).
В виртуальном пространстве легко уйти от ответа, проигнорировать некорректный вопрос и даже в любой момент прервать беседу, в то время как при непосредственном разговоре такое не всегда возможно и тем самым затрудняет общение. «Пользователь обладает неограниченным числом выборов среди потенциальных коммуникантов, возможностью одновременного изолированного общения с несколькими адресатами» [16]. Разрушение барьеров общения и желательность контактов настраивает на более позитивное отношение к собеседнику, откровенность, доброжелательность.
6. Невидимость собеседников. Подобно телефонному разговору, где два собеседника слышат друг друга, но не видят, при компьютерном общении информация поступает в основном через письменную речь, а собеседники часто лишены слухового и визуального восприятия друг друга (за исключением общения в форме телеконференций). В таких условиях возникает невозможность трансляции невербальных средств общения, в то время как в прямом общении ориентация собеседников в пространстве, направления взгляда, темп речи, длина паузы, жесты, мимика говорящего и многое другое могут передать информацию иногда даже лучше слов.
«Невидимость собеседника в виртуальной коммуникации приводит к тому, что образ другого начинает определяться не столько чертами другого, сколько особенностями субъекта восприятия» [10]. «Суждение о другом человеке может складываться и по аналогии с собой - как бессознательный перенос на других собственных свойств, мыслей или переживаний» [16].
7. Анонимность. В работах А.Е. Жич-киной рассмотрены две точки зрения на воздействие анонимности на поведение
человека: согласно первой, традиционной, анонимность снижает внимание к себе и самоконтроль, в результате чего пользователи могут стать более импульсивными и восприимчивыми к ситуации; согласно другой - в условиях анонимности человек, наоборот, стремится вести себя в соответствии с социальными нормами, контролирует свои поступки [10]. Анонимность действует различно на поведение людей.
«Несмотря на то, что иногда пользователь имеет возможность получить некоторую информацию анкетного характера и даже фотографию собеседника, эти данные, тем не менее, не только недостаточны для более или менее адекватного восприятия адресата, но вообще не могут быть восприняты как обладающие той или иной мерой истинности, так как зачастую наблюдается сокрытие или презентация ложных сведений» [19].
Желание скрыть реальные мысли, факты биографии, придумать себе новый образ и т.п. делает анонимность сети предпочтительной. Однако, согласно точке зрения Дж. Сулера, никто не хочет быть полностью анонимным - абсолютно невидимым, без имени, идентичности или межличностного взаимодействия вообще. Девиантное поведение - это способ реакции на анонимность, отражающий стремление быть замеченным, хотя бы даже в негативной форме, чем быть абсолютно анонимным, незамеченным, то есть, никем [25]. Анонимность в сети не повсеместна и не безгранична. Люди желают иметь имя, пол, возраст, статус, даже если они будут выдуманы.
8. Ощущение безопасности и безнаказанности. Возможность скрыть реальную информацию способствует развитию безнаказанности и ощущения безопасности в сети. Шевченко И.С. в своих исследованиях обращает внимание на то, что вместе с анонимностью появляется «аффективная раскрепощенность, ненормативность поведения и некоторая «безответственность» участников общения» [19].
9. Раскрепощенность и откровенность с незнакомым виртуальным собеседником, интимность. Подобно «эффекту попутчика в поезде» - незнакомому человеку, с которым вы случайно встретились и возможно никогда больше не пересечетесь (или в условиях компьютерной коммуникации -не встретитесь в реальности), как правило, легче «открыть душу», рассказать что-то искренне о своих проблемах и спросить совета.
10. Возможность создавать любое впечатление о себе, или так называемая «самопрезентация». Под самопрезентацией понимается сознательная управляемая передача собеседнику некой информации о себе. При этом используются различные стратегии и тактики с целью произвести определенное впечатление на окружающих [1].
Любители виртуального общения были распределены на несколько групп по самопрезентации:
- пользователи, не обладающие подвижностью, динамичностью самопрезентаций в Интернет-общении;
- пользователи, актуально обладающие динамичностью самопрезентаций;
- пользователи, потенциально обладающие динамичностью самопрезентаций как возможной стратегией поведения в Интернет-общении, но актуально не проявляющие ее [18].
«В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира» [23].
Возможность эксперимента над своей личностью, изменения ее характеристик привлекает пользователей. В процессе виртуального общения происходит становление новой личности, которая имеет имя или псевдоним («nick», «label», «login»), обладает набором характеристик. Причем, процесс этот двусторонний, так как оба собеседника создают свой собственный образ и представляют образ другого, который часто не соответствует действительности.
11. Тенденция у пользователей к виртуальной смене пола. Дж. Сулер [24] приводит следующие возможные причины смены пола:
- Давление культурных стереотипов, связанных с полом, мешает мужчинам выражать «женские» стороны своего характера в реальности. Смена пола в виртуальности может быть выражением именно этих «женских» черт. Смена пола может также отражать гомосексуальные или транссексуальные тенденции.
- Под женским именем значительно легче привлечь к себе внимание, игра под женским именем влечет за собой определенные выгоды - женщинам чаще оказывают помощь.
- Принятие женской роли может быть отражением желания власти над другими мужчинами.
- Некоторые мужчины могут принимать женскую роль, чтобы исследовать отношения между полами.
- В некоторых случаях «смена пола» может отражать диффузную половую идентичность.
- «Смена пола» - это просто некий новый опыт, возможный благодаря анонимности сетевого общения. «Киберпро-странство предоставляет беспрецедентную возможность экспериментировать, отказаться от экспериментирования, если это необходимо, и затем экспериментировать снова. В нем смена пола - очень простое действие» [24].
В реальном социальном взаимодействии «человек ограничен в возможностях управления информацией о себе» [16]: визуально легче воспринять пол, возраст, внешность, статус, национальность, в то время как в виртуальном пространстве все зависит от умения убеждать, фантазии и творчества - 40-летний мужчина здесь может быть и 20-летним юношей и 80-летней старушкой, все зависит только от него.
12. Использование разнообразных клише, фактов, мнений и чувств при вирту-
альном разговоре. Как правило, традиционное общение идет на 4 уровнях: клише (ритуалы вступления в беседу, постановка вопросов), факты (предмет, событие, которое наверняка сможет заинтересовать собеседника), мнения (отношение к чему-либо характеризуют вас больше, чем сведения биографии), чувства (выражение чувств рассматривается как высшая степень доверия к собеседнику).
В компьютерно-опосредованной коммуникации эти уровни также актуальны:
- умение начать разговор, адекватно и корректно задать вопрос особенно важно при общении с незнакомым человеком в сети;
- интересной считается беседа, при которой идет обмен интересными фактами;
- в виртуальном разговоре эмоциональный человек намного интереснее собеседнику, так как проблема выражения чувств приводит к тому, что переписка превращается в сухой обмен репликами;
- открытые и откровенные люди кажутся менее опасными, а значит, вызывают большее доверие и желание продолжать общение;
- разговор об отношении к обществу, здоровью, учебе или политике может раскрыть истинные мысли собеседника и т.д.
13. Разнообразие мотивов предпочтения Интернет-общения:
- желание получить новую информацию независимо от интересов;
- желание найти собеседников, компетентных в интересующей профессиональной области, и возможность получить ответ на узкопрофессиональные вопросы;
- возможность расширения круга общения;
- новизна и привлекательность самого общения в сети - «эффект игры»;
- удобство обмена компьютерными программами и письмами;
- компенсация коммуникативных барьеров, связанных с различными недостатками собеседников, включая дефекты внешности - «эффект маски»;
- чувство физической безнаказанности за некорректные проступки и стремление иметь дело с негативными сообщениями в опосредованной форме;
- желание выплеснуть эмоции и рассказать о своих переживаниях незнакомому человеку и другое [5].
14. Нерешенные проблемы компьютерно-опосредованной коммуникации. В виртуальном общении, несмотря на все его возможности, существует ряд проблем:
- при всей привлекательности сетевого общения человеку необходимо находиться и в реальном мире, уметь общаться с этим миром и реальными людьми в нем;
- живое общение, его особенности не могут быть переданы самой точной машиной и качественным воспроизведением;
- за пределами компьютерной культуры существует работа (реально выполняемая задача, творчество, самореализация) и семья (выполнение социальной роли) [4];
- отсутствие сенсорных и визуальных сигналов порождает сложности в выражении и восприятии невербальной стороны общения, с одной стороны, а также уменьшение барьеров для общения с другой стороны. «Интернет-общение, по содержанию являясь личным и неофициальным, ограничено по форме передачи информации (только в виде печатного текста). Эта особенность задает вариативность и наибольшую субъективность интерпретаций высказываний собеседника» [16];
- возможность появления психических отклонений на фоне тяги к «кибер-отношению», появление зависимости от общения в чатах, компьютерных игр, замена имеющихся семьи и друзей виртуальными знакомыми.
Особенности языка опосредованного компьютером общения
Среди особенностей языка общения в Интернете часто выделяют:
1. Появление своеобразного компьютерного сленга:
а) новых слов, образованных путем искажения или сокращения звуковой формы английских аналогов и поэтому связанных с ними ассоциативно или иным способом (например, похожестью в написании - «Егор» - «error» (ошибка), «Емеля» -«e-mail» (почта), «шаровары» - «shareware» (условно-бесплатное программное обеспечение). Способ трансформации какого-нибудь термина - или большого по объему или трудно произносимого (однако в компьютерной культуре это необязательные характеристики) присущ, как правило, всем жаргонизмам, и в компьютерном мире тоже («мессага» - сообщение, письмо (от англ. «message»), «мыло» - почта (от англ. «mail»), «хомяк» - домашняя страница (от англ. «home page»), «юзер» - пользователь (от англ. «user»), «батон» - клавиша (от англ. «button») и др.).
Как и в профессиональном языке компьютерщиков, в жаргоне много заимствования из английского компьютерного жаргона [20]. Очевидно, что для работы за компьютером необходимо знание английского языка, это и находит отражение в появлении новых понятий и слов.
б) новых слов, не связанных с английскими названиями («веревка» - канал соединения с Глобальной Сетью, «глюк» -непонятный сбой в программе, «искалка» -поисковая система, «форточки» - Windows и др.); некоторые из них приходят из других профессиональных групп (к примеру, автомобилистов: «чайник» - начинающий пользователь; слесарей, столяров: «болванка» - чистый компакт-диск) [14].
Из-за того, что компьютер стал доступным практически любому человеку, появилась необходимость обозначения простым и понятным каждому, бытовым языком названий и терминов компьютерного мира. Это позволяет говорить о сложных вещах легким и доступным языком, облегчает понимание и восприятие материала, но вместе с тем засоряет язык.
2. Использование акронимов - своеобразных символьных сокращений целых
фраз и предложений (например, «ЗЫ» -«Post Scriptum» (буквы «ЗЫ» находятся на клавиатуре на тех же местах, что и «PS»), «ЕМНИП» - сокр. от «если мне не изменяет память», «ППКС» - сокр. от «подписываюсь под каждым словом», «BB» - «до свидания» (от англ. «bye-bye»), «WBW» - «с наилучшими пожеланиями» (от англ. «with best wishes»), «ИМХО» - «по моему скромному мнению» - (от англ. «in my humble opinion»), «ASAP» - «как можно быстрее» (от англ. «as soon as possible»), «AFAIK» - «насколько я знаю» (от англ. «as far as I know»), «ЧаВо» - «часто задаваемые вопросы») [14, 20].
3. Появление фразеологизмов, мотивация смысла в которых понятна чаще только активным пользователям и программистам (примеры: «синий экран смерти» («blue screen of death», текст сообщения о критической ошибке Windows на синем фоне), «комбинация или фигура из трех пальцев» («Ctrl-Alt-Delete» - вызов диспетчера задач или перезагрузка системы), «топтать батоны» (работать на клавиатуре).
4. Использование цифр и букв, произносимых или написанных по-английски и замещающих буквы или целые слова на русском языке («10x» - «спасибо» (англ. «thanks»); «2U» - «для вас» (англ. «to you») или «4U» - «для тебя» (англ. «for you»); «2.71» - замена буквы «ё» и «3.14» - замена слога «пи» (применяется для нецензурных выражений), «14AA41» - «один за всех и все за одного» (англ. «one for all and all for one») [20].
5. Появление в компьютерном общении особого сигнального выражения эмоций и трансляции жестов с помощью смайлов и эмотиконов (например, :-| задумчивый, (о_о) или :-0 удивленный, (Л_-) или ;-) подмигивающий, *л_л* покрасневший от смущения).
6. «Латинизация» русских слов. Тенденция у пользователей из-за частого набора SMS и использования мобильного телефона для выхода в Интернет к набору русских слов латинскими буквами. Современный
компьютерный жаргон, по выражению А.Е. Войскунского, напоминает «кириллическую латиницу» [6].
Имеется удачная характеристика О.И. Ермаковой: «Формируясь под непосредственным влиянием английского языка, русский компьютерный жаргон впитывает в себя значительную часть англоязычной терминологии в виде транскрипций и транслитераций. Вся англоязычная терминология не заимствуется компьютерным жаргоном, значительную долю составляют семантические новообразования» [9].
В настоящее время существует множество печатных и электронных словарей компьютерного сленга, где объясняются значения слов и сокращений, цифровых обозначений букв, смайлов, принятых в компьютерном мире. (Примеры словарей компьютерного жаргона и Интернет сленга: http://www.profjob.mfo/slovar.htm, http:// compsleng.narod.ru, http://cob-ra.nm.ru/ slovar_kompjuternogo_slenga.html, http:// www.konoos.ru/comp-sleng).
По Мак-Люэну, «устная культура характеризуется эмоциональностью, разнообразием ощущений и переживаний. Письменная же культура - исключительной холодностью, однообразностью эмоций, узостью спектра» [13]. Своеобразный язык компьютерной коммуникации накладывает отпечаток на психологию пользователей, делает его замусоренным, однообразным и скупым на эмоции при реальном общении.
Заключение
Проблема общения человека с компьютером и при помощи компьютера с другими людьми рассмотрены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых XX века, но активизация исследований приходится на век XXI.
Психологическая наука не стоит на месте и быстро откликается на появление все новых и новых средств связи, способов общения или получения информации. Изучение взаимодействия человека и ком-
пьютера в настоящее время продолжается, углубляется и расширяется.
Межличностное общение представляет собой необходимую составляющую жизни человека; поэтому появление нового для изучения способа общения - компьютерно-опосредованной коммуникации - породило интерес к исследованию психологии, лингвистики, философии, истории возникновения и развития этого вида общения.
В настоящее время виртуальное взаимодействие настолько заполнило жизнь человека, что «время, проводимое в поиске, общении, виртуальном флирте и просмотре фото- и видеоматериалов о жизни, работе и досуге старых знакомых, бывших одноклассников и однокурсников местами превышает время для выполнения профессиональных обязанностей, что приводит к блокированию администраторами корпоративных сетей доступа к данным ресурсам» [8]. Но компьютерное общение никогда не станет полноценным и достаточным для нормального развития личности; эффективность, правдивость и искренность такого общения низка, а информация, получаемая в ходе него, незначительна и ничтожна.
Литература
1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии / Сборник обзоров.- М., 1991.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 2006.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
4. Валиахметова Л.З. Пространство общения виртуальное и реальное. Архитектон // Известия вузов. - 2004. - № 6 / URL: http:// archvuz.ru/magazine/Numbers/2004_01/cont. html (дата обращения 24.11.2008).
5. Вислобокова М.В., Старов М.И., Чванова М.С. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении /
URL: http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st161. html (дата обращения 12.04.2008).
6. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета / Конференция «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001-01.05.2001) / URL: http://psynet. carfax.ru/texts/voysk6.htm (дата обращения 22.02.2009).
7. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004.
8. Григорьева Э. Общение как социально-психологическая проблема. Областная студенческая научно-практическая конференция «Я - специалист»» / URL: http:// globsite.narod.ru/college/konferenc/tezisi/ s6t2.htm (дата обращения 02.04.2009).
9. Ермакова О.И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка. - 2001 / URL: http://www. dialog-21.ru (дата обращения 13.03.2009).
10. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации / URL: http://www.oculus.ru/forum. php?m=sr&it=15020 (дата обращения 19.04.2009).
11. Красавцева И.Н., Абушенко В.Л. Энциклопедия социологии. Общение / URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения 16.04.2009).
12. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999.
13. МакЛюэн - пионер медиа теории, гений или идиот? (англо-саксонская традиция) / URL: http://crazyshots.narod.ru/01/04.htm (дата обращения 19.08.2008).
14. Основы сетевого жаргона / URL: http:// compsleng.narod.ru/CyberWar.htm (дата обращения 23.11.2008).
15. Пиотровский Р.Г. Текст, машина, человек. -Л.: Наука, 1975.
16. Просто о психологии / URL: http://ekatava. ru/?p=151 (дата обращения 19.03.2009).
17. Тьюринг А.М. Вычислительные машины и разум / В сб.: Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. - Самара: Бахрах-М, 2003.
18. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении / URL: http://www. portalus.ru (дата обращения 18.04.2009).
19. Шевченко И.С. Психологические особенности Интернет-общения / URL:http:// www.psychology.ru/lomonosov/tesises/hl.htm (дата обращения 22.10.2008).
20. Электронная свободная энциклопедия «Википедия» (статьи «Виртуальный собеседник», «Компьютерный сленг», «Общение», «Робот», «Тест Тьюринга») / URL: http://ru.wikipedia.org (дата последнего обращения 10.04.2009).
21. Энциклопедия кругосвет / URL: http:// www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/ filosofiya/MAK-LYUEN_MARSHALL.html (дата обращения 19.04.2009).
22. Gumpert G., & Cathcart R. Intermedia: Interpersonal Communication in a Media
Word (3rd ed). - New York: Oxford University Press, 1986.
23. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? - 1997 / URL: www-home.calumet.yorku. ca/ pkelly/www/idl.htm (дата обращения: 13.04.2008).
24. Suler J. Identity Management in Cyberspace. -1996 / URL: http://www.rider.edu/users/suler/ psycyber/identitymanage.html (дата обращения: 20.03.2009).
25. Suler J. Managing Deviant Behavior in Online Communities. - 1997 / URL: http://www. rider.edu/users/suler/psycyber/badboys.html (дата обращения 7.04.2009).
COMPUTER COMMUNICATION AS A FORM MEDIATED COMMUNICATION
M.V. ROMANOVA Smolensk State University
This article discusses: the position of computer communication in the various classifications, the peculiarities of computer-mediated communication and communication as its varieties, positive and negative sides, unsolved problems of computer communication, the differences and similarities with real interpersonal communication, the features of the language of virtual companions; motives preferences of Internet communication .
Keywords: communication, peculiarities of communication types, mediated communication, computer-mediated communication, quasi-communication, the language of virtual communication, program robots, computer slang and jargon.