Научная статья на тему 'Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения'

Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / CONSUMPTION OF MEDIA / COMPETENCE / INDIVIDUAL STYLE CONSUMPTION OF MEDIA STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троянская Светлана Леонидовна, Петрова Мария Алексеевна

Ставится проблема формирования культуры и стиля медиапотребления студентов в процессе образования. Экспериментальное исследование и анализ индивидуального стиля медиапотребления студентов показали, что личностный и профессиональный рост предполагает реализацию комплекса образовательно-воспитательных задач, а именно: формирование информационных компетенций, развитие рефлексивных способностей и критичности восприятия, мотивационной и волевой сфер личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Forming Culture and Style Consumption of Media the Students in the Educational Process

The article embraces a wide range of problems forming culture and style consumption of media the students in the educational process. Experimental study and the analysis of individual style consumption of media students showed that the personal and professional growth presupposes realization of complex of educational tasks are: creation of information competence, the development of the reflexive abilities and criticality of perception, motivation and volitional spheres of personality.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения»

5. Карпович, М. М. Лекции по интеллектуальной истории России (XVIII - начало ХХ века). М., 2012. 352 с.

6. Пирожкова, Т. Ф. Славянофильская журналистика. М., 1997. 221 с.

7. Ратников, К. В. «Польский вопрос» в русской консервативной публицистике 18301840 гг. (М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч) // Изв. высш. учеб. заведений. Урал.регион. 2013. № 1. С. 73-80.

8. Ратников, К. В. Русская публицистика против европейской русофобии: полемические статьи М. П. Погодина и С. П. Шевырева в газете «Le Nord» // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2012. № 1. С. 89-95.

9. Ратников, К. В. Свобода слова по-европейски: оценка С. П. Шевыревым итальянской и французской прессы начала 1860 гг. // Изв. высш. учеб. заведений. Урал.регион. 2012. № 3.С. 78-83.

10. Теплов, В. В. Идеологизированная псевдоэтнография (научная несостоятельность антирусской «теории» Франциска Духинского) // Изв. высш. учеб. заведений. Урал.регион. 2013. № 2. С. 80-83.

11. Цимбаев, Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. 264 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 205-209.

С. Л. Троянская, М. А. Петрова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Ставится проблема формирования культуры и стиля медиапотребления студентов в процессе образования. Экспериментальное исследование и анализ индивидуального стиля медиапотребления студентов показали, что личностный и профессиональный рост предполагает реализацию комплекса образовательно-воспитательных задач, а именно: формирование информационных компетенций, развитие рефлексивных способностей и критичности восприятия, мотивационной и волевой сфер личности.

Ключевые слова: медиапотребление, индивидуальный стиль медиапотребления студентов, компетенции, процесс образования.

Информационное общество требует от человека сформированного отношения к различным сторонам действительности, самоопределения. Иначе информационное пространство «отформатирует» тебя и твою психику, говоря словами К.-Г. Юнга, по уровню среднего омас-совленного индивида [6]. Возрастающая мощь информационных технологий сводит к нулю все индивидуальные различия. Мы согласны с мнением философа В. Хесле, что целостность индивидуального сознания может быть достигнута лишь в результате его контакта и противоборства с миром [5]. При этом надо понимать, что индивидуальное сознание не способно вобрать в себя все то, что кажется возможным.

Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство) и в современном мире по-

всеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). В нашем случае мы исследуем Интернет. Медиапотребление - это социальная практика использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения определенного символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий. Приходится признать, что современное медиапространство, и Интернет в том числе, создает не только широкие возможности для оперативного доступа к широким базам данных, но и риск «интоксикации» сознания слабо структурированной, бесполезной и порой откровенно вред-

ной информацией. Актуальность этого риска возрастает по мере формирования привычки к пассивно-бездумному поглощению медиапродукции, которая закладывается еще в юном возрасте. Жизненно необходимо, используя весь потенциал образовательного пространства, планомерно развивать в обществе информационную культуру, позволяющую повысить осознанность восприятия и критичность оценивания медиапродукции. Парадоксально, но проблема развития индивидуальной культуры медиапотребления, при всей ее актуальности, остается одной из наиболее слабо исследованных на сегодняшний день [3].

Отсутствие традиций осознанного медиапотребления и эффективной переработки информации весьма негативно отражается на качестве образовательного процесса. Большая часть современных молодых людей - учащихся общеобразовательных и профессиональных учреждений - имеет весьма отдаленные и размытые представления о приемах критического анализа или структурно-содержательной систематизации накапливаемой информации, не обладает умениями и навыками, обеспечивающими эффективный самоконтроль в сфере потребления медиаинформации. При этом каждое новое поколение учащихся и студентов сталкивается с необходимостью освоения и когнитивной переработки все большего количества информации, хранящейся на бумажных и электронных носителях в библиотеках, на интернет-сайтах и порталах. Все эти ресурсы содержат в различных объемах как полезную, так и бесполезную, а иногда и явно деструктивную, отвлекающую от учебной деятельности информацию. Наиболее страдающей категорией в такой ситуации являются добросовестные школьники или высокомотивированные студенты современного вуза. В своем стремлении собрать достаточное количество сведений по ключевым вопросам для их личностного или профессионального становления они сталкиваются с избыточным количеством взаимодублирующих, слабо структурированных текстов, часто недостоверных, а также с необходимостью преодолевать отвлекающие стимулы-искушения, вызываемые «контекстной рекламой», «всплывающими окнами».

Основоположником учения о психологии безопасности образовательной среды И. А. Баевой предложены разные плоскости анализа безопасности:

1) как процесса;

2) как состояния, обеспечивающего базовую защищенность личности и общества;

3) как свойства личности, характеризующего ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям [1].

Внутренний ресурс противостояния вытекает, в первую очередь, из основного регулятора активности личности - потребностно-мотивационной сферы. Так как любой язык не содержит в себе всю полноту передаваемого знания / опыта, медиатекст целесообразно рассматривать лишь как стимул к познанию, как первичный опыт знания о чем-либо. Переживание всей полноты опыта / познания всегда привносит личностную окраску и неизбежно приводит к переосмыслению потребителем ранее полученной информации и коррекции исходно воспринятых смыслов. Научные факты и технологии обретают позитивные социальные смыслы только при условии сохранения и доминирования в индивидуальном и коллективном сознании корневых или традиционных ценностей, как правило, передающихся с использованием тех или иных символических форм. Устойчивая передача архетипически заданных образов от поколения к поколению осуществляется посредством взаимодополняемости символических и знаковых компонентов информации. Таким образом, процесс построения систематизированных научно-технических знаний и культурно укорененных целостных представлений о мире всегда включает в себя феномен символической и знаковой компле-ментарности в отношении способов и форм производства и потребления информации.

Без направляющего и контролирующего воздействия со стороны образовательных и правовых институтов развитие культуры медиапотребления может протекать по самым непредсказуемым сценариям. Не исключены и такие сценарии, при которых развитие информационной культуры не только отдельных личностей, но и целых этнических групп может пойти по тупиковому или откровенно деструктивному пути. В целях предупреждения такого рода явлений в рамках образовательных учреждений необходимо осуществлять целенаправленное развитие культуры безопасного потребления информации.

Являясь прямым следствием отсутствия культуры потребления информации, медиазависимость означает неспособность человека

самостоятельно управлять привходящими информационными потоками и прерывать состояния бесконтрольной медиа-активности, препятствующие его социальной адаптации, личностной самореализации и пребыванию в состоянии эмоционального равновесия. По мере нарастания медиазависимости человек перестает регулировать свое поведение и контролировать информационные потоки. Медиапространство тогда начинает управлять познавательными процессами индивида, стимулируя и направляя в патологическое русло его внимание, процессы запоминания и мышления. Жизненно необходимо, на наш взгляд, используя весь потенциал образовательного пространства, планомерно «воспитывать» информационную культуру, что позволит повысить осознанность восприятия и критичность оценивания широкого ассортимента медиапродукции [2].

Открытие новых возможностей медиапотребления в целях личного и профессионального роста может осуществляться лишь посредством формирования в процессе образования следующих компетенций как способностей и готовности к применению знаний и умений на практике.

1. Способности активно использовать все возможные и доступные источники информации в процессе моделирования решений актуальных проблем.

2. Способности гибко и оперативно анализировать поступающие медиатексты, считывая вложенные в них подтексты и выстраивая собственное видение контекста из внешне разрозненных единиц-сообщений.

3. Способности четко осознавать и интерпретировать возникающие познавательные проблемы как «точки роста», как задачи, требующие и имеющие решение.

4. Способности обобщать большие массивы тематически связанной информации и трансформировать их в принципиально новое сообщение, смысл которого не является механической суммой охваченных единиц информации.

5. Способности поддерживать необходимое количество времени интеллектуально продуктивные состояния, обеспечивающие видение новых возможностей.

Совокупность этих информационно-познавательных компетенций определяет и формирует индивидуальный стиль медиапотребления студента. Индивидуальный стиль медиапотребления - это поведенческие стереотипы, эмоциональные реакции и когнитивные навыки [3].

Целью нашей опытно-экспериментальной работы являлось изучение индивидуального стиля медиапотребления (ИСМ) студентов 1 и 2 курсов Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского госуниверситета и влияние процесса обучения на формирование информационно-познавательных компетенций для обеспечения безопасного медиапотребления. Было протестировано 29 студентов специальности «Психолого-педагогическое образование» первого года обучения, и этих же студентов на втором курсе с помощью опросника ИСМ (Ю. Долгов, А. Коповой, Г. Малюченко, В. Смирнов) [3].

Результаты представлены графически на рисунке.

Динамика уровней ИСМ студентов первого и второго годов обучения:

ЭПВ - эмоционально-познавательная вовлеченность; ВКМ - волевой контроль медиапотребления; РКМ - рефлексивная критичность медиапотребления; ЭПИ - эффективность поиска

информации

Из рисунке следует, что показатели по шкале ЭПВ понизились, а по трем шкалам (ВКМ, РКМ, ЭПИ) повысились. Снижение результата по шкале ЭПВ означает, что уровень включенности респондентов в медиапространство от первого ко второму курсу падает; также уменьшается мотивация к получению информации из таких источников, как электронные СМИ (ТВ, Интернет). Все большая часть познавательной активности студентов связывается с книгами, журналами и подобными источниками информации. Судя по всему, причиной снижения результата по шкале ЭВП служит учеба в вузе, она прививает привычку больше читать, получать информацию из книг, журналов, научно обоснованных источников.

Повышение результата по шкале ВКМ свидетельствует о том, что уровень развития у респондентов умений и навыков самоконтроля увеличивается в процессе обучения. Продуктивность расхода времени на поиск и обработку нужных данных растет, улучшается способность распределения и оптимизации времени, затрачиваемого на получение информации. Потребление медиаинформации в большинстве случаев приобретает все более целенаправленный, осознанный характер. Повышение результата по шкале РКМ означает, что критичность при восприятии медиаинформации у студентов ко второму курсу повышается, а значит - улучшается саморефлексия в отношении объективного значения и личностного смысла воспринимаемой информации. Повышается также способность к сравнительному анализу качества сообщений, исходящих из медиапространства, выделению конструктивных идей, новых мыслей. Респонденты учатся улавливать истинное назначение медиасообщений, у испытуемых формируются своеобразные фильтры в восприятии и потреблении медиаинформации, формируется более высокая продуктивность медиапотребления. На рост результата этой шкалы, безусловно, влияет учеба в вузе, так как студенты очень часто выполняют такие виды работ, как доклад, реферат, курсовое проектирование, а это требует от них высокого уровня критичности при восприятии медиаинформации.

Повышение результатов по шкале ЭПИ свидетельствует о том, что у респондентов повышается уровень накопленных знаний, умений и навыков, позволяющих им ориентироваться в окружающем медиапространстве и выделять среди всех информационных потоков актуаль-

но значимую информацию. Формируется самостоятельность и критичность в выборе способов и путей поиска требуемой информации. Респонденты ориентируются в поисковых системах, в информационных ресурсах сетевых сообществ, уменьшается количество времени на поиск и обработку искомых данных, совершенствуются способы нахождения требуемой информации, оптимизируются пути ее поиска, усваиваются новые, более эффективные технологии обработки базы данных.

Таким образом, сравнение полученных результатов показывает, как изменился стиль медиапотребления у студентов в течение одного года обучения в вузе. Студенты все более отдают предпочтение научно обоснованным источникам информации, что связанно с определенными типами заданий, получаемых на занятиях. Молодые люди продуктивнее расходуют свое время на поиск и обработку нужной информации. Медиапотребление носит у них целенаправленный характер, повышается критичность при восприятии медиаинформации. Повышается уровень знаний, умений, навыков, способствующих хорошей ориентации в окружающем медиапространстве. Студенты все лучше овладевают способами поиска и обработки информации.

Обучающимся необходимо и далее повышать свою информационную компетентность, что, безусловно, является обучающей задачей. Развитие же рефлексивных способностей и критичности восприятия медиаинформации -это также и воспитательная задача учебного процесса в вузе. Подводя итог вышесказанному, мы определили перечень необходимых информационно-познавательных компетенций, которые учащиеся могут и должны приобретать в процессе обучения и воспитания в вузе. В условиях экспансивного развития массме-диа, с целью обеспечения безопасности медиапотребления, усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы научить студентов:

1) внимательно отслеживать воспринимаемые потоки информации, осознанно их воспринимать и критично оценивать, автономно и оперативно дифференцировать поступающие сообщения по их актуальной значимости, источникам и причинам возникновения (когнитивная задача);

2) адекватно оценивать ценностно-смысловую нагрузку медиапродуктов, информационных сообщений, выделяя ключевые смыслы и сопоставляя вкладываемые в них ценности с

собственной системой ценностей, а также теми ценностями, которые являются доминирующими среди их ближайшего окружения (воспитательная задача);

3) полностью или частично блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивных конфликтов с окружающими (воспитательная задача совершенствования волевой и эмоциональной сфер);

4) активно формировать и поддерживать наиболее полезную для адаптации и личностной самореализации информационную среду (образовательно-воспитательная задача);

5) формировать активную субъектную позицию студента в образовательном процессе. Внутренняя позиция личности есть условие развития чувства личности, способности к са-мостоянию, способности быть личностью.

Все эти задачи носят не только обучающий, но и воспитательный характер. Можно констатировать, что при условии наполненности образовательного процесса поддерживающими, личностно-ориентированными воспитательными учебными ситуациями будет наблюдаться приращение социально-психологических, личностных и индивидуальных ре-

сурсов безопасности человека, обеспечивающей его оптимальное психическое состояние и самореализацию.

Список литературы

1. Баева, И. А. Психологическая безопасность образования глазами учителя / И. А. Баева, Е. Н. Лактионова // Народ. образование. 2009. № 9. С. 112-118.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований // Вестн. практ. психологии образования. 2007. № 4 (13). С.47-50.

3. Малюченко, Г. Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический анализ. Саратов, 2009. 195 с.

4. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека [Электронный ресурс]. иЯЬ: М1р:/^еЬ. Ruscenter.ru/cont2/baeva.doc

5. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. 2000. № 10. С. 112-123.

6. Юнг, К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. 269 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 209-211.

И. И. Трубина

СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Дан анализ возможностей использования новейших интернет-технологий в процессе оптимизации системы медиаобразования молодежи.

Ключевые слова: массовые коммуникации, интернет-технологии, медиаобразование, молодежь, компьютерная эра.

Цифровые технологии не только удовлетворяют новые требования человека, находящегося в ситуации «самоопределения», но и кардинальным образом меняют его отношение к средствам массовой коммуникации. Возможность получения информации в любой точке земли, в состоянии покоя или движения, на любом языке и в любое время - все это составляющие характеристики информационного общества, в котором человек получает неогра-

ниченную возможность получения, обработки и передачи информации. В мире наступает новый этап информационной революции -этап персональной цифровой вселенной: для создания канала медиавещания на мобильное устройство все готово. Самое универсальное на сегодняшний день решение - 1Р-система второго поколения, поддерживающая множество коммуникационных услуг за счет тесной интеграции голоса, видео и информационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.