Теория медиаобразования
Педагогические условия формирования личности школьника в
виртуальной реальности
Т.П.Кадубец
ХХ1 век знаменуется новыми открытиями и технологиями. Появление компьютеров означает начало нового этапа, сходного по своей мощи и значимости с изобретением печати. Компьютер не просто переносит человека в какую-то другую точку того же самого пространства, он позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый жизненный мир. Появилось новое пространство -виртуальное или киберпространство. Новый век стал веком электроники и цифровых технологий, а окружающая среда уже не может быть охарактеризована только физическим, реально существующим пространством. Виртуальная среда и ее реальность становится средой общения и социализации современников. Школьник XXI столетия получает образование в среде не только реальной, но и виртуальной, насыщенной множеством источников информации.
Теоретические работы отечественных и зарубежных специалистов в области гуманитарных исследований виртуальной реальности У.Купера, Э.В.Ильенкова, Н.А.Носова, М.Ю.Опенкова, С.И.Орехова, М.Хейма, С.С.Хоружего, А.Д. Урсул позволяют определить виртуальную реальность как реальность, образуемую из фактов восприятия органами чувств предметов действительности при их (предметов) физическом небытие. В настоящее время под «виртуальной реальностью» понимается система (или интерфейс), создающая в реальном времени (с помощью электронных устройств) альтернативную для восприятия действительность, то есть модель какой-либо реалистической среды, передаваемой человеку через ощущения.
Осмысление информации, предоставляемой виртуальной реальностью, может быть уже не только теоретическим, но и практическим: наглядно-образным или наглядно-действенным. Поэтому вполне логично считать, что виртуальная реальность позволит поднять качество образования на другой, более высокий уровень, поскольку, виртуальная среда обладает специфическими информационными и инструментальными возможностями.
Всемирная компьютерная сеть Интернет, как составная часть виртуальной реальности, предоставляет совершенно уникальные возможности для виртуального диалога ребенка с наукой и культурой. Но, технократизация мышления, экологический кризис, потеря индивидуальности личности заставляют педагогов задуматься не только о природе виртуальной реальности, но и ее скрытых сущностях. Часто пользователь начинает относиться к компьютеру, как к живому существу, или начинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером,
материальным и духовным, между виртуальной и истинной реальностями. Речь идет об «интернет-зависимости».
Несмотря на впечатляющие возможности компьютерной техники, как указывают Э.В.Ильенков, В.Н. Веселовский, Н. Винер, В.Н. Ермолаев, А.Е.Мещеряков, А.В. Суворов, компьютер остаётся, прежде всего, машиной, созданной человеком. Излишне восторженное отношение человека ко всякого рода механическим устройствам приведет лишь к обесчеловечиванию живых людей. «Машине - машинное, человеку -человеческое» (А.В.Суворов).
Появление интернет-зависимых людей не единственная проблема информационного общества. Эта проблема может быть легко преодолима при условии целесообразно организованного процесса становления личности разумного человека в педагогической среде виртуальной реальности. По мнению В. А. Караковского: «...сегодня наше традиционное стремление к полной и окончательной определенности стало тормозом в развитии педагогической науки и практики. Одномерный подход обедняет творчество, свертывает многообразие, ибо сужает педагогическое пространство. Противоположные, взаимно исключающие явления могут вступать во взаимодействие, интегрироваться и даже переходить друг в друга» [Караковский, 1992, с.118]. В настоящее время очевидно, что бессмысленно преподавать и требовать запоминать наизусть данные и сведения, которые сегодня общедоступны. Это ставит перед образовательной системой задачу создания соответствующей технологии достижения школьниками определенного культурного, медиаобразовательного уровня.
Исследованию разнообразных направлений и проблем использования компьютерной техники в педагогическом процессе посвящены работы многих ученых Запада и нашей страны: С.Пейперта, Б.Хантера, Е.С.Машбица, И.В.Роберт, А.В.Федорова, И.А.Зимней, Л.А.Ивановой и др. Благодаря виртуальному пространству глобальной сети Интернет предоставляется возможность доступа каждому пользователю к источникам мировой культуры, как «социально богатой окружающей среды», что обеспечивает «реализацию цели воспитания личности, способной строить жизнь, достойную человека» (по Н.Е. Щурковой). Это значит, что педагогически целесообразное руководство процессами познания и становления личности ребенка в виртуальной реальности позволит осуществлять действительно творческое, духовно-культурное развитие школьника.
Под формированием личности в виртуальной реальности понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний реальной и виртуальной окружающей среды.
Стратегия формирования личности школьника в современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий и появления наряду с обычной естественной средой жизни человека виртуальной среды,
может быть определена созданием педагогической среды виртуальной реальности. При этом экология воспитательной среды виртуальной реальности является важной ее составляющей, поскольку, учитывая особые формирующие возможности среды в которой осуществляется педагогический процесс, невозможно в современных условиях жизни создать «педагогически чистую» среду.
Под педагогической средой виртуальной реальности понимается воспитывающая среда, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, которая увлекает, движет, охватывает ребенка, властвует и программирует его поведение. Это среда, в которой «наличное социокультурное содержание» (по Слободчикову В.И.) виртуального пространства современного информационного общества превращается в средство и содержание образования и воспитания. Здесь происходит встреча социокультурного опыта и личностного опыта ребенка. Статичным компонентом являются локализованные участки среды, наполненные воспитывающим и образовательным содержанием (клубы, студии, сообщества), позволяющие прогнозировать и управлять процессом формирования личности (рис.1).
В центре педагогической среды виртуальной реальности находится школьник. Она создается ради того, чтобы ребенок за годы обучения в школе смог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру.
Воспитательный аспект целенаправленно создаваемой педагогической среды виртуальной реальности как системное качество возникает при формировании и развитии структурных составляющих - форм, которые определяют ту или иную ситуацию воспитательной деятельности относительно ее конкретных участников.
В педагогической среде виртуальной реальности различные формы организации педагогического процесса на основе информационно-коммуникационных технологий: проектная, исследовательская деятельность, дистанционные формы обучения, межпредметная интеграция, управление школой, строятся не просто в образовательном информационном пространстве, а, в пространстве, имеющем четкую структуру и определенный набор структурных элементов (компонентов).
Педагогическая среда виртуальной реальности построена на реальных и виртуальных диалоговых связях между субъектами образовательного процесса, человеко-машинном взаимодействии, виртуального диалога ребенка с наукой и культурой. Диалоговые связи между субъектами педагогической среды виртуальной реальности выстраиваются на гуманистической основе и носят социально-экологический и информационно-коммуникационный характер. Диалоги между субъектами позволяют слышать и слушать друг друга, видоизменяют позиции и усложняют процесс формирования личности.
Содержательная сторона реализации принципа гуманизма в воспитательной среде виртуальной реальности связана с общечеловеческими ценностями. Они выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей, а также идеи Н.Е.Щурковой о присвоении личностью ценностей: «помимо освоения и усвоения мира педагог-воспитатель всегда заботится о том, чтобы ребенок присваивал ценности, открытые культурой, вводил их в свою личностную структуру» [Щуркова, 1997, с18].
Важным в деятельности школьников в педагогической среде виртуальной реальности является выработка внутренних механизмов противодействия неизбежным отрицательным влияниям средств информационно-коммуникационных технологий. Одним из таких механизмом является создание собственных когнитивных фильтров, критического мышления, позволяющих ориентироваться в современной информационной среде. Критичность мышления, когнитивные фильтры имеют много общего с ценностным сознанием, которое позволяет личности быстро ориентироваться в системе собственных потребностей. Поэтому критичность мышления и медиакультура как составляющие личности могут быть той жизненной ценностью, которая позволит ей охранить свой духовный мир от деструктивных влияний.
Педагогическая среда виртуальной реальности, в которой протекает процесс формирования личности школьника, выстраивается в соответствии с принципами организации информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения, рекомендованными Федерацией Интернет-образования [www.fio.ru] и характеризуется следующими признаками:
- является условием и средством взаимодействий: «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек -художественный образ». Процесс этих взаимодействий, направлен на совершенствование человеческой личности и имеет четкую ценностную ориентацию;
- является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в неразрывной связи с развитием воспитательной системы школы;
- целостность и единство структуры педагогической среды виртуальной реальности, определяется педагогическими целями, задачами и взаимодействием участников целостного педагогического процесса школы;
- развитие педагогической среды виртуальной реальности происходит с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения;
- педагогическая среда виртуальной реальности, выполняет воспитательную и образовательную функции, а также функцию обеспечения информатизации основных видов деятельности.
Педагогическая среда виртуальной реальности - это система, которая: • включает информационные, материально-технические и кадровые ресурсы;
• обеспечивает автоматизацию педагогических и управленческих процессов, согласованную обработку и использование информации, информационный обмен;
• предполагает наличие методического и технического сопровождения.
Организационная структура педагогической среды виртуальной реальности
школы включает следующие компоненты:
• единую базу данных программно-методического сопровождения образовательного процесса в педагогической среде виртуальной реальности, базу данных управления и другие информационные ресурсы общего использования;
• компонент познавательной деятельности школьников: учебные занятия по предметным областям, по надпредметной интегрированной образовательной программе «Человек. Природа. Общество», классные часы, внеклассные мероприятия и коллективные творческие дела по программе воспитания с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• компонент коммуникативной деятельности участников целостного педагогического процесса: Интернет, школьная локальная сеть и сайт, Интранет, клуб «Старшеклассник. RU»;
• компонент проектно-творческой деятельности: телекоммуникационные проекты, клуб неразгаданных тайн природы, студии «Компьютерной графики» и «Сам себе режиссер»;
• компонент игровой деятельности школьников: игровые клубы для девочек и для мальчиков «The Sims Super star», «Need for Speed»; коммуникативно-игровой клуб для учащихся начальной школы «Бюро SMS-ка»;
• компонент самоуправления школьников: «СПИЧ - система: Природа, Информация, Человек»;
• компонент педагогического взаимодействия с внешней средой школы -Городское эколого-информационное сообщество педагогов и школьников виртуалов «User», проект сетевого взаимодействия со школами Иркутской области и других городов;
• компонент управления информатизацией целостного педагогического процесса.
Техническую структуру составляют:
• компьютерная техника (компьютерные классы для организации образовательного процесса в виртуальной реальности - преподавания курса информатики, компьютеризации общеобразовательных предметов, организации внеклассной работы, центральный сервер для хранения единой базы данных программно-методического сопровождения образовательного процесса и иных информационных ресурсов общего доступа);
• периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);
• телекоммуникационное оборудование (модемы, web-камера и др.);
• локальная сеть;
• системное программное обеспечение;
• автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в предметных кабинетах.
Информационная структура складывается из:
• программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (программы обучения в соответствии с учебным планом школы, программы воспитания и интегрированной программы «Человек. Природа. Общество», обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
• программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
• программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета УМК, учащихся и родителей, для кадрового учета, для автоматизации работы научно-методической службы, библиотеки, Web-сайт, «наши достижения» и др.).
Информационные ресурсы педагогической среды виртуальной реальности поддерживают образовательную программу, программу воспитания, программу развития школы и управление ее обеспечением.
Орган самоуправления школьников СПИЧ (Система: Природа. Информация. Человек) - это центр, организующий деятельность клубов по интересам, созданных с целью формирования эколого-информационной культуры, медиакомпетентности школьников, расширения воспитательного и информационного пространства школы посредством виртуальной реальности. Задачи СПИЧ:
- формирование умений культурного межличностного общения с виртуальными собеседниками;
- обновление информационной основы взаимодействия сообщества;
- организация продуктивного обсуждения достижений кибернетики, информационных технологий и программного обеспечения компьютерной техники;
- развитие творческого потенциала участников эколого-информационного сообщества;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения новых знаний, передачи накопленных знаний.
Во многом процесс формирования личности школьника в педагогической среде виртуальной реальности зависит от разнообразия форм взаимодействия, их ценностного содержания. Новообразованиями личности ребенка, формируемыми в педагогической среде виртуальной реальности можно считать качества личности, адекватные современному эколого-информационному обществу (медиакомпетентность, критичность и креативность мышления), характеризуемые не только медийными знаниями
и умениями, а и отношением к окружающему миру (единству реального мира действительности и мира виртуальной реальности), к другим людям, через отношения к общечеловеческим ценностям жизни. Предложенная выше модель организации педагогической среды виртуальной реальности направлена на формирование и развитие отношения школьников к ценностям ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, но возможна организация подобных педагогических сред виртуальной реальности, формирующих другие общечеловеческие ценности. Можно с достаточной уверенностью предположить, что, чем больше будет таких педагогических сред виртуальной реальности, тем меньше ребенок будет подвержен хаотическому, бессистемному, растлевающему «блужданию» по сети Интернет.
Примечания
Ван Поведская Е., Досиль Масейра А. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. СПб.: Речь, 2007. С.299-306.
Информационно-образовательная среда современного образовательного учреждения. Понятие информационной среды ОУ // Электронный ресурс. http://www.fio.ru/. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. С.118.
Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. / Под ред. В.А.Сласенина и И.А.Колесниковой. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2006. С.95.
Слободчиков В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. М., 1997. С.177-185.
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. С.17-24.