Т. П. Кадубец
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Работа представлена кафедрой теории и методики воспитательной работы Иркутского института повышения квалификации работников образования.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Т. А. Стефановская
В статье на основании теоретического анализа и опыта работы раскрывается актуальность учета новых социокультурных условий развития и формировании личности школьника, а также противоречие между включенностью его в виртуальную реальность и недостаточностью педагогического сопровождения. Предлагается модель воспитательного процесса в педагогической среде виртуальной реальности, имеющей программное обеспечение и особую форму взаимодействия виртуальной и субъективной реальности.
Ключевые слова: киберпространство, виртуальная реальность, педагогическая среда, личность, развитие, формирование.
T. Kadubets
PEDAGOGICAL MEDIUM OF VIRTUAL REALITY AS A MEANS OF A SCHOOLCHILD'S PERSONALITY DEVELOPMENT
Basing on the theoretical analysis and work experience, the author of the article reveals the urgency of consideration of new sociocultural conditions for development and forming ofa schoolchild'spersonality and also the contradiction between his/her involvement into virtual reality and insufficiency of pedagogical support. The author proposes a model of an educational process in the pedagogical medium of virtual reality, which has software and a special form of interaction between virtual and subjective realities.
Key words: cyberspace, virtual reality, pedagogical medium, personality, development, forming.
Новый век стал веком электроники и циф- реально существующим пространствам. По-ровых технологий, а окружающая среда уже не явилось новое пространство — киберпростран-может быть привязана только к физическим, ство — «виртуальная реальность». Виртуальная
Педагогическая среда виртуальной реальности как средство развития личности школьника
реальность (от лат. virtus — потенциальный, возможный и лат. realis — действительный, существующий) — создаваемый техническими средствами мир, передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения [1]. Другими словами, виртуальная реальность — мир, в котором оказывается человек в результате слияния компьютерной графики с возможностью непосредственного воздействия на события. Если человек, до появления компьютеров в ХХ в., жил в мире реальных отношений, то сейчас люди из круга бытия с преобладанием материальных, социальных параметров погрузились в информационное пространство нового времени, для которого характерна «виртуализация реальности» [5] — соединение двух реальностей: виртуальной и реальной — более наглядным, ощутимым и одновременно более глубоким образом. Привычная нам реальность удваивает в виртуальности свое разнообразие, воплощая в информационных двойниках подлинные отношения, вещи, идеи, самого человека [5]. Виртуальная реальность — «киберпростран-ство», являясь некой средой взаимодействия людей и машин, создаваемой в компьютерных сетях, стала средой социализации современников.
Позитивная социальная функция виртуальной реальности бесспорна. Виртуальная реальность, по мнению А. А. Калмыкова, это форма актуализации реальности [2]. Опыт существования в виртуальной реальности обогащает личность новыми образами и эмоциями, знаниями. Виртуальная реальность имеет большое значение в воспитательном плане, потому как человек получил возможность постижения мира в режиме он-лайн и интерактивного участия в процессе культурного развития общества, границы его восприятия постоянно расширяются. И пока виртуальная культура находится на стадии становления, участие в этом становлении педагогической науки позволит формировать в виртуале личность, а не человеко-машинный механический придаток. Виртуальная реальность, обеспеченная новейшими компьютерными технологиями дает в потенциале возможность формиро-
вания у школьников целостных представлении об окружающем мире, ценностных отношении в этом мире, способность взаимодействия с объектами и процессами, позволяет каждому строить стратегию своей социальной деятельности, самореализации в соответствии с получаемой многоплановой информацией.
Но виртуальная реальность обладает в то же время мощным социальным негативом, поскольку представления о мире в виртуале могут оказаться не только искаженными, но и целенаправленно сконструированными, и в результате выработанные ориентиры поведения могут оказаться ошибочными, даже асоциальными. Поэтому в рамках существующего в современном обществе киберпрост-ранства, в условиях виртуализации реальности актуальна потребность педагогизации социальной и культурной ее «стихий», по Ю. С. Мануйлову, — властвующих над человеком сил, способных трансформировать сферу ценностных отношений [3, с. 95]. Необходимо отвлечь детей от социально негативных воздействий, блокировать нежелательные влияния на ребенка. Нужно дать детям такое образование, которое позволит им в условиях виртуальной реальности не только понимать культурную жизнь общества, участвовать в ней, творить ее, но и главное — сформировать высоконравственное отношение к общечеловеческим ценностям в реальном и виртуальном мире.
Следует подчеркнуть, что для целостного педагогического анализа феномен виртуальной реальности является новым предметом исследования. Однако он достаточно полно рассматривается в контексте осмысления философских, социальных и культурологических проблем современной науки и техники. В фи-лософско-методологическом плане различные аспекты феномена виртуальной реальности были подвергнуты изучению в работах отечественных специалистов: А. И. Воронова, В. А. Емелина, Е. В. Ковалевской, Л. А. Микеши-ной, Н. А. Носова, М. Ю. Опенкова, С. И. Орехова, А. М. Орлова, Е. Г. Прилуковой, П. Е. Солопова, Т. Э. Мартиросяна, А. А. Калмыкова и др.
Функционированию феноменов виртуальной реальности в различных сферах жизнедеятельности человека посвящены работы С. В. Аксёнова, С. В. Бондаренко, О. И. Гениса-ретского, Т. И. Карачевой, Е. Н. Карташевой, И. В. Корневой, А. А. Никитина и др.
Интерес к данной проблеме проявляют и зарубежные ученые: Дж. Сулер, М. Оствальд, Ф. Хаммет, М. Хейм и др.
Ценные сведения об определении общей стратегии педагогического процесса в условиях современного общества и виртуализации реальности присутствуют в трудах педагогов В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой, И. А. Колесниковой, А. В. Федорова, А. А. Веряева, Е. С. Полат, А. Д. Урсула, Ю. Н. Усова, Е. В. Бондаревской и др., психологов С. Л. Рубинштейна, А. В. Мудрика, У. Найссера, Уильяма Р. Эшби и др.
Кроме того, ведущие идеи педагогов современности В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой, О. С. Газмана, Т. А. Стефановской, Л. Г. Сандаковой и др. неизбежно приводят к педагогическому выводу о необходимости всестороннего влияния на развивающуюся личность в современном мире виртуальной реальности.
По данным социологических исследований за последние пять — десять лет детей, не умеющих пользоваться компьютером, практически нет. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в большей степени с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений. Наше исследование подтверждает это. Из этого следует, что для решения воспитательных задач виртуальная реальность на основе новейших компьютерных технологий в воспитательном плане в процессе образования школьников используется недостаточно. Налицо объективно существующее противоречие между включенностью школьников в виртуальную реальность и недостаточностью ценностного педагогического сопровождения этого процесса. И если школа, как учреждение, профессионально организующее образовательный процесс, является местом, где происходит процесс формирования личности, то организация педагогической среды виртуальной
реальности в ней в соответствии с выбранными методологическими подходами будет ее ведущим воспитывающим компонентом. В основу наших соображений о сущности воспитательного процесса в педагогической среде виртуальной реальности положены идеи А. И. Дулова, Т. А. Стефановской [6, с. 137—139]. Сущность педагогического процесса в виртуальной реальности, его логика заключается во взаимодействии ребенка со взрослым через целенаправленно выстроенную педагогическую среду виртуальной реальности, представляющую собой воспитывающую среду, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность. Статичным ее компонентом являются локализованные участки среды, содержательно наполненные (клубы, студии, сообщества), позволяющие прогнозировать процесс формирования и развития личности школьника (рис. 1). Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в педагогической среде виртуальной реальности осуществляется на занятиях клубов, студий, кружков в форме «виртуального испытательного педагогического полигона» — У1РР, который является формой организации внутреннего, субъективного пространства личности ребенка и пространства взаимодействий с виртуальной реальностью. В центре педагогической среды виртуальной реальности находится школьник. Она создается ради того, чтобы ребенок за годы обучения в школе смог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру. Деятельность школьников в педагогической среде виртуальной реальности обеспечивает процесс развития личности школьника.
Педагогическая среда виртуальной реальности характеризуется развитием потребност-но-волевых, эстетических переживаний, эмоциональной вовлеченностью школьников в процесс, увлекательностью форм и методов воспитания и направлена преимущественно на актуализацию субъектной позиции через оценочную деятельность сверстников, педагога. Чтобы стимулировать процесс формирования
Объективная реальность
в
и
Р т
У а л ь н а я
Р е а л ь н о с т ь
Рис. 1. Педагогическая среда виртуальной реальности (авторская версия). Идея оформления: А. А. Остапенко
Я
ед
а
8 X
п о
я
5 с
та
еда в
р
£э в-X
О »
та
п
в-X
о о
Я а:
Я с
та
едс с
та
ее и
л X
х
о
=
*
о л
в-X
X а
ценностей, наглядно-действенного стиля мышления у школьников, предлагаются задания, педагогические заказы (сделать, спланировать, осмыслить), имеющие педагогическую ценность (личностно значимые, социально важные) и творческий характер. Выполняя их, ребенок будет интерпретировать информацию, виртуальные модели, объекты, обосновывать их с позиций гуманизма и нравственно-этических норм.
Содержание процесса развития личности в виртуальной реальности, «качество пространства» [3, с. 102] носит полипарадигмальный характер, поскольку отражает множество реальностей (объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной) и обеспечено комплексной целевой образовательной программой «Человек. Природа. Общество».
Организационная структура педагогической среды виртуальной реальности школы включает компонент познавательной деятельности школьников, компонент коммуникативной деятельности: Интернет, школьная локальная сеть, клуб «Старшеклассник. Яи», бюро «8М8-ка», компонент проектно-творческой деятельности: студии «Компьютерной графики» и «Сам себе режиссер», компонент игровой деятельности школьников, компонент взаимодействия с
внешней средой — проект сетевого взаимодействия со школами других городов.
Техническую структуру составляют: компьютерная техника, проекционное оборудование, телекоммуникационное оборудование, локальная сеть и системное программное обеспечение.
Информационная структура складывается из: программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса и программного обеспечения общего назначения. Информационные ресурсы педагогической среды виртуальной реальности поддерживают образовательную программу, программу воспитания, программу развития школы и управленческую деятельность по ее обеспечению.
Общим критерием эффективности развития личности в педагогической среде виртуальной реальности является положительная динамика воспитанности школьников. Воспитанность школьников рассматривается как интег-ративная особенность личности, которая характеризуется объемом и характером усвоения знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности. При этом новообразованиями личности ребенка являются отношения, адекватные современному эко-лого-информационному обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Калмыков А. А. Психология виртуальных образовательных пространств // Консультант Директора. 1998. № 5 (65). 22 с.
3. Колесникова И. А., Борытко Н. М. и др. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А.Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 336 с.
4. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. службы, 2002. 156 с.
5. Сляднева Н. А. Современный человек в виртуальном мире: проблема информационно-аналитической культуры личности [Электронный ресурс] // Факт: информ.-аналит. электронный журн. [М.] 1997-2004. URL: http://www.fact.ru/www/arhiv9s12.htm
6. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций: учеб. пособие для студ., преподав., аспирантов. М.: Совершенство, 1998. 368 с.