УДК 378:004
Н.А. РОГОВАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА ПОДРОСТКА
Излагаются проблемы использования виртуальной образовательной среды в воспитательных целях. Исследуются вопросы применения технологий виртуальной реальности и создания виртуальной образовательной среды, характеризующейся определенной универсальностью образовательных технологий. Важным фактором воспитательного влияния виртуального образовательного пространства является создание педагогически направленной виртуально-образовательной среды, предназначенной для групповой работы в режиме on-line, позволяющей реализовывать совместные научные, иссле-довательские,учебные проекты.
Ключевые слова: виртуальная среда, виртуальное образовательное пространство, воспитательное влияние, интернет-конференция, научные, исследовательские проекты.
The article presents the problem of using a virtual learning environment for educational purposes. The problems of using the virtual reality technology and the creation of virtual educational environment, characterized by a certain universaHsm of educational technologies. An important factor of the educational influence of the virtual educational environment is the creation of a pedagogical orientation of a virtual educational environment designed to group work in the on-line mode; allowing to implement cooperative scientific, research, educational projects.
Key words: virtual environment, the virtual educational environment, educational impact, the Internet-conference, scientific research projects.
Развитие электронного информационного пространства создает возможность доступа каждого пользователя к глобальным информационным сетям и другим интерактивным средствам. Понятие информационной системы определено в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» как упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2).
Основу формирования и развития информационного общества составля-
© Роговая Н.А., 2016
ет интернет - сетевая глобальная автоматизированная информационная система. Она состоит из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний, в совокупности представляющей интегральный источник знаний и средство коммуникации субъектов информационного общества.
Это создает возможности для использования интернета, чтобы осуществлять все формы и виды деятельности нового информационного общества. В том числе: обучение человека работе на персональных компьютерах и в информационно-телекоммуникационных сетях; приобретение
товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.; возможность каждому практически мгновенно получать из интернета актуальную, полную, точную и достоверную информацию; общение каждого человека с каждым, каждого со всеми и всех с каждым. Интернет - это своеобразная среда обитания человечества, среда деятельности личности, общества, государства, которую называют виртуальной, исходя из того, что информация физически неощутима.
Для определения слова «виртуальный» (от лат. уМиаНэ) обратимся к словарю С.А. Кузнецова. Это позволило нам выявить два значения понятия «виртуальный»: «1) возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; 2) условный, кажущийся» [2, с. 236]. По нашему мнению, виртуальная информация при определенных условиях может проявиться в материальном виде при выводе информации на бумажный носитель.
По своему определению виртуальная среда может быть создана в зависимости от поставленной цели и вытекающих из этой цели задач. В образовательных целях возможно применение технологий виртуальной реальности и создание виртуальной образовательной среды, характеризующейся определенной универсальностью образовательных технологий, их размерной изменяемостью и независимостью от реальных размеров и свойств. Воспитательные и образовательные возможности виртуальной образовательной среды в плане самореализации и саморазвития свободной, активной и творческой личности школьника определяются организационно-педагогическими
условиями создания и функционирования образовательных систем на базе технологий виртуальной реальности. В научно-педагогических исследованиях [3, 4] определены педагогические принципы применения технологий виртуальной реальности при организации виртуальной образовательной среды: открытость, «масштабируемость», интегративность и адаптируемость; преобладание в образовательном процессе интерактивного самообучения с постоянной обратной связью в системе «обучающий - обучающийся»; направленность организации самостоятельной работы на развитие навыков творчества и познавательной активности школьников; природосообразность обучения; положительный эмоциональный фон образовательного процесса.
Моделирование виртуальной образовательной среды способствует развитию творческого потенциала личности. Эта творческая деятельность характеризуется высокой мотивацией, положительным отношением к этому созидательному процессу, оптимизацией, активностью, возможностью творческой реализации в познании и изменении окружающего мира, независимостью от оценочных суждений.
Сам процесс создания, моделирования виртуальной образовательной среды имеет воспитательный характер. Он определяется личностно-ориен-тированной образовательной парадигмой; возможностью свободного общения; развитием учебной мотивации; преобладанием деятельностного вида учения; превалированием индивидуализированных методик и траекторий преподавания в отличие от традиционных групповых методов обучения; развитием творческого потенциала, познавательной активности, продуктив-
ного мышления субъектов учения; созданием положительного эмоционального настроя; самостоятельностью в деятельности и др.
Имеются исследования проявления поведенческой активности личности в виртуальном пространстве [1]. В виртуальной среде человек совершает те же действия и делает те же движения, которые делал бы, будь ситуация реальной, по-видимому, он и воспринимает ее как реальную. В ходе экспериментов, посвященных исследованию присутствия поведенческим методом, испытуемые слегка отклонялись при виртуальном вращении (которого в действительности не происходило), заслонялись от летящих в голову предметов и стремились отойти подальше от виртуальной пропасти. В проведенном эксперименте [1] испытуемые с большой степенью присутствия искали источник звука там, где он был в виртуальной среде, а не там, откуда раздавался звук. Феномен проявления поведенческой активности в виртуальном образовательном пространстве может иметь воспитательное значение как образец продуктивного поведения в реальной действительности.
В педагогических целях необходимо включать в виртуальную среду материалы интеллектуального и воспитывающего содержания, чтобы в рабочем пространстве виртуальной реальности можно было создать условия для осуществления школьниками познавательной, творческой деятельности, направленной на развитие и активизацию их потенциальных личных потребностей.
Еще одним фактором воспитательного влияния виртуального образовательного пространства является создание педагогически направлен-
ной виртуально-образовательной среды, предназначенной для групповой работы в режиме on-line; позволяющей реализовывать совместные научные, исследовательские, учебные проекты; среды, максимально осуществляющей целенаправленное педагогическое взаимодействие всех субъектов образования (например, социальная образовательная сеть Campus.ru, оказавшаяся в настоящее время одним из известных специализированных интернет-ресурсов нового поколения, расположенного в виртуальной среде).
В нашем опыте на главной странице социальной образовательной сети Campus.ru было размещено приглашение для учащихся 6-8-х классов участвовать в региональной дистанционной научно-практической конференции-конкурсе «Мой вклад в развитие Родины». Было разработано Положением о проведении подобного рода конференций. Согласно данному Положению было запланировано 3 этапа проведения конференции: I этап -школьный; II этап - заочный; III этап -очный (конференция-вебинар), участие в котором было возможно только по положительным результатам II этапа. Цель конференции была определена как выявление одаренных детей; оказание им поддержки в развитии интеллектуальных способностей в интересующей их области знаний, направленных на развитие духовной и материальной культуры России.
Участие в конкурсе позволило школьникам региона общаться в виртуальной среде, проверить степень личной сфор-мированности информационно-коммуникационной компетентности; раскрыть свои таланты и наклонности; оказаться в кругу сверстников-единомышленников из региона, обменяться мнениями и
лично встретиться. В рамках виртуального образовательного пространства для участников конференции-конкурса размещалась информация обучающего характера: приемы проведения исследований, рекомендации по подготовке подростков к участию в научно-практической конференции-конкурсе. Учащиеся изучали правила работы в библиотеке и интернете с научной литературой; получали квалифицированную веб-консультацию по оформлению проектно-исследовательских работ и рекомендации психолога по подготовке публичной защиты и выступлений. Ученики получали консультации по выступлению-защите своего исследования на конференции в виртуальной среде. В настоящее время вебинар - это новая форма телекоммуникаций. Она стала широко и успешно использоваться для обучающих веб-семинаров. Ее средовое пространство до конца не исследовано и пока еще подлежит освоению, поскольку является новым как для руководителей, так и для школьников, однако вызы-
вает бесспорный интерес и желание обитать в нем.
В виртуальном пространстве функционировал «Экспертный совет» из числа лучших учителей школ региона. Для экспертов были разработаны этапы и разделы экспертного оценивания, памятка эксперту, которая являлась приложением к оценочному листу конференции проектных и исследовательских работ учащихся. В данной памятке излагалась полная инструкция для экспертов по оценке работ участников конференции, предлагалось во время вебинара прослушать защиту проектов и исследований учащихся, сделать свое резюме. Для данного этапа потребовалось провести отбор работ. Лучшие работы были удостоены наград.
Виртуальная образовательная среда имеет воспитательные возможности, которые могут быть реализованы при соблюдении организационно-педагогических условий создания и функционирования образовательных систем на базе технологий виртуальной реальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авербух ВЛ. Разработка средств компьютерной визуализации для научных исследований // Труды1 Первой междунар. конф. «Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. 4-6 февраля 2009 г, Ижевск. Т. I. Ижевск, 2009. С. 8-11.
2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998. С. 236.
3. Зимовина О.А. Исследование отношения молодежи к проблемам личностно-развивающего характера в электронной информационной среде // Гуманизация образования. Сочи. 2014. № 1. С. 38-43.
4. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 165 с.