Научная статья на тему 'Воспитательные возможности влияния виртуальной образовательной среды на подростка'

Воспитательные возможности влияния виртуальной образовательной среды на подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИ ТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ / НАУЧНЫЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / VIRTUAL ENVIRONMENT / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL IMPACT / INTERNET-CONFERENCE / SCIENTIFIC RESEARCH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговая Н.А.

Излагаются проблемы использования виртуальной образовательной среды в воспита тельных целях. Исследуются вопросы применения технологий виртуальной реально сти и создания виртуальной образовательной среды, характеризующейся определенной универсальностью образовательных технологий. Важным фактором воспитательно го влияния виртуального образовательного пространства является создание педагоги чески направленной виртуально-образовательной среды, предназначенной для группо вой работы в режиме on-line, позволяющей реализовывать совместные научные, иссле довательские, учебные проекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роговая Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational opportunities of influence of the virtual educational environment on teens

The article presents the problem of using a virtual learning environment for educational purposes. The problems of using the virtual reality technology and the creation of virtual educational environment, characterized by a certain universalism of educational technologies. An important factor of the educational influence of the virtual educational environment is the creation of a pedagogical orientation of a virtual educational environment designed to group work in the on-line mode; allowing to implement cooperative scientific, research, educational projects

Текст научной работы на тему «Воспитательные возможности влияния виртуальной образовательной среды на подростка»

УДК 378:004

Н.А. РОГОВАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НА ПОДРОСТКА

Излагаются проблемы использования виртуальной образовательной среды в воспитательных целях. Исследуются вопросы применения технологий виртуальной реальности и создания виртуальной образовательной среды, характеризующейся определенной универсальностью образовательных технологий. Важным фактором воспитательного влияния виртуального образовательного пространства является создание педагогически направленной виртуально-образовательной среды, предназначенной для групповой работы в режиме on-line, позволяющей реализовывать совместные научные, иссле-довательские,учебные проекты.

Ключевые слова: виртуальная среда, виртуальное образовательное пространство, воспитательное влияние, интернет-конференция, научные, исследовательские проекты.

The article presents the problem of using a virtual learning environment for educational purposes. The problems of using the virtual reality technology and the creation of virtual educational environment, characterized by a certain universaHsm of educational technologies. An important factor of the educational influence of the virtual educational environment is the creation of a pedagogical orientation of a virtual educational environment designed to group work in the on-line mode; allowing to implement cooperative scientific, research, educational projects.

Key words: virtual environment, the virtual educational environment, educational impact, the Internet-conference, scientific research projects.

Развитие электронного информационного пространства создает возможность доступа каждого пользователя к глобальным информационным сетям и другим интерактивным средствам. Понятие информационной системы определено в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» как упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2).

Основу формирования и развития информационного общества составля-

© Роговая Н.А., 2016

ет интернет - сетевая глобальная автоматизированная информационная система. Она состоит из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний, в совокупности представляющей интегральный источник знаний и средство коммуникации субъектов информационного общества.

Это создает возможности для использования интернета, чтобы осуществлять все формы и виды деятельности нового информационного общества. В том числе: обучение человека работе на персональных компьютерах и в информационно-телекоммуникационных сетях; приобретение

товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.; возможность каждому практически мгновенно получать из интернета актуальную, полную, точную и достоверную информацию; общение каждого человека с каждым, каждого со всеми и всех с каждым. Интернет - это своеобразная среда обитания человечества, среда деятельности личности, общества, государства, которую называют виртуальной, исходя из того, что информация физически неощутима.

Для определения слова «виртуальный» (от лат. уМиаНэ) обратимся к словарю С.А. Кузнецова. Это позволило нам выявить два значения понятия «виртуальный»: «1) возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; 2) условный, кажущийся» [2, с. 236]. По нашему мнению, виртуальная информация при определенных условиях может проявиться в материальном виде при выводе информации на бумажный носитель.

По своему определению виртуальная среда может быть создана в зависимости от поставленной цели и вытекающих из этой цели задач. В образовательных целях возможно применение технологий виртуальной реальности и создание виртуальной образовательной среды, характеризующейся определенной универсальностью образовательных технологий, их размерной изменяемостью и независимостью от реальных размеров и свойств. Воспитательные и образовательные возможности виртуальной образовательной среды в плане самореализации и саморазвития свободной, активной и творческой личности школьника определяются организационно-педагогическими

условиями создания и функционирования образовательных систем на базе технологий виртуальной реальности. В научно-педагогических исследованиях [3, 4] определены педагогические принципы применения технологий виртуальной реальности при организации виртуальной образовательной среды: открытость, «масштабируемость», интегративность и адаптируемость; преобладание в образовательном процессе интерактивного самообучения с постоянной обратной связью в системе «обучающий - обучающийся»; направленность организации самостоятельной работы на развитие навыков творчества и познавательной активности школьников; природосообразность обучения; положительный эмоциональный фон образовательного процесса.

Моделирование виртуальной образовательной среды способствует развитию творческого потенциала личности. Эта творческая деятельность характеризуется высокой мотивацией, положительным отношением к этому созидательному процессу, оптимизацией, активностью, возможностью творческой реализации в познании и изменении окружающего мира, независимостью от оценочных суждений.

Сам процесс создания, моделирования виртуальной образовательной среды имеет воспитательный характер. Он определяется личностно-ориен-тированной образовательной парадигмой; возможностью свободного общения; развитием учебной мотивации; преобладанием деятельностного вида учения; превалированием индивидуализированных методик и траекторий преподавания в отличие от традиционных групповых методов обучения; развитием творческого потенциала, познавательной активности, продуктив-

ного мышления субъектов учения; созданием положительного эмоционального настроя; самостоятельностью в деятельности и др.

Имеются исследования проявления поведенческой активности личности в виртуальном пространстве [1]. В виртуальной среде человек совершает те же действия и делает те же движения, которые делал бы, будь ситуация реальной, по-видимому, он и воспринимает ее как реальную. В ходе экспериментов, посвященных исследованию присутствия поведенческим методом, испытуемые слегка отклонялись при виртуальном вращении (которого в действительности не происходило), заслонялись от летящих в голову предметов и стремились отойти подальше от виртуальной пропасти. В проведенном эксперименте [1] испытуемые с большой степенью присутствия искали источник звука там, где он был в виртуальной среде, а не там, откуда раздавался звук. Феномен проявления поведенческой активности в виртуальном образовательном пространстве может иметь воспитательное значение как образец продуктивного поведения в реальной действительности.

В педагогических целях необходимо включать в виртуальную среду материалы интеллектуального и воспитывающего содержания, чтобы в рабочем пространстве виртуальной реальности можно было создать условия для осуществления школьниками познавательной, творческой деятельности, направленной на развитие и активизацию их потенциальных личных потребностей.

Еще одним фактором воспитательного влияния виртуального образовательного пространства является создание педагогически направлен-

ной виртуально-образовательной среды, предназначенной для групповой работы в режиме on-line; позволяющей реализовывать совместные научные, исследовательские, учебные проекты; среды, максимально осуществляющей целенаправленное педагогическое взаимодействие всех субъектов образования (например, социальная образовательная сеть Campus.ru, оказавшаяся в настоящее время одним из известных специализированных интернет-ресурсов нового поколения, расположенного в виртуальной среде).

В нашем опыте на главной странице социальной образовательной сети Campus.ru было размещено приглашение для учащихся 6-8-х классов участвовать в региональной дистанционной научно-практической конференции-конкурсе «Мой вклад в развитие Родины». Было разработано Положением о проведении подобного рода конференций. Согласно данному Положению было запланировано 3 этапа проведения конференции: I этап -школьный; II этап - заочный; III этап -очный (конференция-вебинар), участие в котором было возможно только по положительным результатам II этапа. Цель конференции была определена как выявление одаренных детей; оказание им поддержки в развитии интеллектуальных способностей в интересующей их области знаний, направленных на развитие духовной и материальной культуры России.

Участие в конкурсе позволило школьникам региона общаться в виртуальной среде, проверить степень личной сфор-мированности информационно-коммуникационной компетентности; раскрыть свои таланты и наклонности; оказаться в кругу сверстников-единомышленников из региона, обменяться мнениями и

лично встретиться. В рамках виртуального образовательного пространства для участников конференции-конкурса размещалась информация обучающего характера: приемы проведения исследований, рекомендации по подготовке подростков к участию в научно-практической конференции-конкурсе. Учащиеся изучали правила работы в библиотеке и интернете с научной литературой; получали квалифицированную веб-консультацию по оформлению проектно-исследовательских работ и рекомендации психолога по подготовке публичной защиты и выступлений. Ученики получали консультации по выступлению-защите своего исследования на конференции в виртуальной среде. В настоящее время вебинар - это новая форма телекоммуникаций. Она стала широко и успешно использоваться для обучающих веб-семинаров. Ее средовое пространство до конца не исследовано и пока еще подлежит освоению, поскольку является новым как для руководителей, так и для школьников, однако вызы-

вает бесспорный интерес и желание обитать в нем.

В виртуальном пространстве функционировал «Экспертный совет» из числа лучших учителей школ региона. Для экспертов были разработаны этапы и разделы экспертного оценивания, памятка эксперту, которая являлась приложением к оценочному листу конференции проектных и исследовательских работ учащихся. В данной памятке излагалась полная инструкция для экспертов по оценке работ участников конференции, предлагалось во время вебинара прослушать защиту проектов и исследований учащихся, сделать свое резюме. Для данного этапа потребовалось провести отбор работ. Лучшие работы были удостоены наград.

Виртуальная образовательная среда имеет воспитательные возможности, которые могут быть реализованы при соблюдении организационно-педагогических условий создания и функционирования образовательных систем на базе технологий виртуальной реальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авербух ВЛ. Разработка средств компьютерной визуализации для научных исследований // Труды1 Первой междунар. конф. «Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. 4-6 февраля 2009 г, Ижевск. Т. I. Ижевск, 2009. С. 8-11.

2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998. С. 236.

3. Зимовина О.А. Исследование отношения молодежи к проблемам личностно-развивающего характера в электронной информационной среде // Гуманизация образования. Сочи. 2014. № 1. С. 38-43.

4. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.