УДК 37.018.46
С.Н. УСОВА, К.В. ХАЙБУЛИНА
ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ
Рассмотрены особенности организации повышения квалификации педагогических работников Московской области в форме виртуальной (электронной) стажировки. Представлено содержание курсовой подготовки стажеров в виртуальном образовательном пространстве, проанализированы первые результаты апробации модели 1 виртуальной (электронной) стажировки с ограниченным выбором.
Ключевые слова: электронное обучение, виртуальная (электронная) стажировка, виртуальные стажировочные площадки, виртуальное консультирование, 3К-технологии.
The article describes the features of organization of training the teachers of the Moscow region in the form of a virtual (electronic) internship. The content of the course of preparation the trainees is submitted in a virtual educational environment, the results of the first approbation of model 1 of virtual (electronic) internship with a limited selection are analyzed.
Keywords: e-learning, virtual (electronic) training, virtual internship areas, virtual consulting, 3K-technologies.
О возможностях, которые появились благодаря развитию рынка информационных технологий, можно сказать, что глобальная трансформация происходит во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании и профессиональной деятельности.
Система дополнительного профессионального образования в России согласно нормативно-правовым документам может быть реализована в следующих видах: повышение квалификации; профессиональная переподготовка, которая направлена прежде всего на получение новой квалификации; стажировка.
Традиционными формами обучения в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов являются очная, заочная и очно-заочная. Однако уже сегод-
© Усова С.Н., Хайбулина К.В., 2016
ня использование современных технологий в дополнительном профессиональном образовании предоставляет новые возможности - при реализации образовательных программ применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Эта возможность нормативно закреплена в ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3].
Оставив в стороне характеристику основных принципов организации электронного обучения в образовательной организации высшего образования на основе различных программных инструментов - Moodle, Learning Space 5.0 (Lotus/IBM), Blackboard Learn, Sakai (они описаны достаточно подробно в значительном количестве публикаций российских специалистов -М. Булгакова, В. Герасимова, Н. Кур-мышева, Е. Самышевой и др.) - обра-
тимся к первым результатам разработки и апробации в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (далее - АСОУ) дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) в форме виртуальной (электронной) стажировки.
Моделирование виртуальной стажировки и разработка условий ее реализации осуществляется в АСОУ как инициативный исследовательский проект с 2015 г. (научный руководитель -Л.Н. Горбунова, д.пед.н., профессор, проректор по научной работе и информационным технологиям). В настоящее время разработана и апробирована модель 1, при которой отбор виртуальных практик осуществляется руководителем стажировки заранее, на основе использования критериев, разрабатываемых и утверждаемых научным советом исследовательской программы. Апробация виртуальной (электронной) стажировки проходит в среде электронного обучения АСОУ (Ьйр://е.азои-то. ги), разработанной на основе МооШе.
Под виртуальной (электронной) стажировкой мы понимаем созданное с помощью облачных технологий место для коллаборации, коммуникации и кооперации педагогов с целью эффективного изучения передового опыта, приобретения практических навыков и умений.
По существу виртуальная (электронная) стажировка по целям и задачам не отличается от очной стажировки, меняются только виды взаимодействия стажеров с педагогической реальностью. Это взаимодействие происходит в виртуальной образовательной среде, а педагогическая действительность представлена в формате интернет-объектов. Деятельность стажеров при этом поддерживается
ЗК-технологиями: коммуникацией, кол-лаборацией и кооперацией.
Структурно виртуальная (электронная) стажировка состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть представляют три виртуальные (превентивные) консультации, основное назначение которых - актуализировать профессиональное затруднение педагога. «Превентивный характер виртуальных консультаций состоит в том, что, хотя они и разрабатываются до получения запроса на консультирование, до появления реального "клиента", но фиксируют случаи реальных затруднений, которые реконструированы из практики взаимодействия консультанта и клиента при повышении квалификации педагогов» [1].
Практическую часть представляют виртуальные стажировочные площадки, онлайн-материалы вебинара и интернет-конференции по проблематике дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации).
Основными элементами виртуальной электронной стажировки являются виртуальные стажировочные площадки, когда стажерам предлагается «посетить» три сайта образовательных организаций («виртуальные стажи-ровочные площадки образовательной организации») и три сайта учителей или страниц в структуре сайта школы («виртуальные стажировочные площадки учителя»).
Отбор виртуальных стажировочных площадок осуществляется по следующим критериям:
• соответствие материалов сайтов целям и задачам стажировки;
• инновационность материалов (новизна, оригинальность идей и содержания);
• качество представленных материалов с точки зрения методики;
• презентационность материалов (культура и структурированность представления материалов на сайте, наглядность и качество исполнения методических материалов);
• удобство пользования представленной на сайте информации;
• использование практиками современных средств информационных технологий.
Работа с образовательными организациями и учителями, сайты которых стали виртуальными стажерскими площадками, организуется поэтапно. Первоначально проводится экспертиза материалов, имеющихся на сайте. Далее использование ресурсов виртуального образовательного объекта в целях стажировки согласуется с руководством образовательной организации или с учителем. Затем часть авторских материалов либо дорабатывается, либо актуализируется (дополняется) новыми при дистанционной консультационной поддержке автора программы стажировки. По мере того как материалы становятся полностью отвечающими цели и задачам стажировки, на сайтах вводятся новые модули, гиперссылки, содержащие интернет-объекты для ознакомления и изучения стажерами. Пожалуй, это самая значительная и трудоемкая работа для автора программы.
Рассмотрим содержание курсовой подготовки стажеров, разработанной авторами статьи.
• Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО (Технологии проект-
ной и учебно-исследовательской деятельности)», 36 ч. (автор - С.Н. Усова, к.пед.н., доцент кафедры воспитательных систем).
Категория обучающихся - педагогические работники образовательных организаций, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам основного общего образования.
Цель реализации программы - совершенствование профессиональных компетенций учителей-предметников в области организации учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников, необходимых при реализации основных образовательных программ основного общего образования.
Раздел 1. Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Организационный блок программы -предполагает знакомство с программой, дорожной картой стажировки, регистрацию в личном кабинете (в среде электронного обучения) и изучение рекомендаций по организации работы в режиме виртуальной стажировки.
Раздел 2. Организация учебной про-ектно-исследовательской деятельности школьников (дистанционная консультационная поддержка педагога).
Психолого-педагогический блок программы - направлен на знакомство с содержанием виртуальных (превентивных) консультаций (виртуальная консультация № 1 «Организация проектной деятельности школьников в условиях введения ФГОС ООО»; виртуальная консультация № 2 «Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности»; виртуальная консультация № 3 «Соотношение понятий «учебный проект», «учебное исследование», «иссле-
довательский проект»), изучение рекомендованных дополнительных литературных источников (лекции, презентации, видеоматериалы и др.), на которые в тексте виртуальной консультации имеются ссылки.
Раздел 3. Виртуальные стажировоч-ные площадки образовательных организаций и учителей. Изучение опыта.
Практико-педагогический блок программы - вниманию стажеров предлагается инновационный опыт работы школ и учителей Московской области по теме ДПП.
Раздел 4. Изучение и анализ педагогического опыта по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и оцениванию ее результатов (по материалам вебинара и научно-практической конференции).
Научно-практический блок программы - по итогам просмотра веби-нара и изучения материалов научно-практической конференции организуется работа на форуме виртуальной стажировки.
• Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО», 36 ч. (автор - К.В. Хайбулина, к.пед.н., старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин).
Категория обучающихся - учителя биологии, реализующие основные общеобразовательные программы основного общего образования, владеющие ИКТ-компетенциями.
Цель реализации программы - совершенствование профессиональных компетенций учителей биологии в области применения информационных технологий в условиях реализации ФГОС ООО.
Раздел 1. Организационный блок. Знакомство с программой, дорожной картой стажировки, регистрация в личном кабинете (в среде электронного обучения) и изучение рекомендаций по организации работы в режиме виртуальной стажировки.
Раздел 2. Психолого-педагогический блок - предполагает изучение виртуальных консультаций (Виртуальная консультация № 1 «Особенности применения современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС ООО по биологии»; виртуальная консультация № 2 «Использование средств информационных технологий в обучении биологии»; виртуальная консультация № 3 «Применение цифрового микроскопа на уроках биологии для достижения метапред-метных результатов»), в тексте которых имеются ссылки.
В процессе изучения материалов виртуальных консультаций организуется работа стажеров на форуме виртуальной стажировки.
Раздел 3. Практико-педагогический блок - представляет опыт педагогов-практиков, размещенный на различных интернет-ресурсах - сайтах общеобразовательных организаций («виртуальные стажировочные площадки образовательной организации»), сайтах учителей или страниц в структуре сайта школы («виртуальные стажиро-вочные площадки учителя»).
Раздел 4. Научно-практический блок - стажерам предлагается изучить и проанализировать материалы веби-нара и научно-практической конференции, затем обсудить их на форуме виртуальной стажировки.
Особенностью данной программы является то, что в рамках ее содержания рассматривается многообразие
средств информационных технологий (интерактивная доска, персональный компьютер, мобильный класс, цифровая лаборатория, цифровой микроскоп, документ-камера, цифровая фото- и видеоаппаратура, использование телекоммуникационных сетей, презентация и др.) и методика их применения в образовательной деятельности. В связи с этим в требованиях к уровню подготовки поступающего на обучение указывается требование уверенного владения ИКТ-компетенциями.
Опыт разработки программ виртуальной (электронной) стажировки показал:
• тексты виртуальных консультаций должны быть незначительными по объему, но емкими по содержанию; желательно, чтобы в тексте консультаций были сформулированы советы и рекомендации по поводу того, как лучше решить проблему (например, предложения ознакомиться с конкретной нормативной документацией или с методической литературой, или обратиться к ■№вЬ-сайтам, где размещены презентации эффективных приемов решения сходных проблем, даны описания профессионального опыта, форумы);
• контент (содержание) консультирования может быть составлен таким образом, что текст снабжается гиперссылками, примечаниями, рисунками из материалов, размещенных на специализированных педагогических и виртуальных сайтах стажировочных площадок (именно этот вариант представлен в программе «Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО») или же «консультационный запрос формулируется составителем текста на основе ретроспективной рефлексии случаев консультирования из собственной практики
[1] (подобный вариант - в программе «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО (Технологии проектной и учебно-исследовательской деятельности)»;
• обязательно взаимодействие преподавателя со стажерами в виртуальной реальности в формате форума в асинхронном/синхронном режиме;
• в программах следует представлять рекомендации по ознакомлению с материалами, размещенными на сайтах виртуальных стажировочных площадок, чтобы стажер мог легко ориентироваться в представленных материалах на сайтах образовательных организаций и учителей.
Апробация программы виртуальной (электронной) стажировки удостоверила разработчиков в том, что для педагогов новинка - виртуальная (электронная) стажировка - и интересна, и полезна, хотя изначально были определенное недоверие и сомнения.
Положительные аспекты внедрения: доступ к материалам виртуальных ста-жировочных площадок в удобное для стажеров время; сбор и хранение инновационного опыта по одной теме в одном месте; среда для обмена опытом и обучения педагогов; прозрачность деятельности обучающихся; экономия средств и времени на поездки к месту проведения курсов повышения квалификации. Позитивным является и то обстоятельство, что педагоги, втянутые в виртуальное образовательное пространство, открывают для себя целый мир новых возможностей (например, участвовать в общении в режиме онлайн; просматривать консультации повторно и др.).
Практика выявила интересную особенность - обучение по программе нескольких представителей одной образовательной организации повышает ценность результатов обучения, поскольку у обучающихся формируется целостное представление о новых подходах к организации образовательной деятельности, которое они впоследствии демонстрируют в профессиональной деятельности.
Важно отметить и то, что представленный вид стажировки следует считать инновационной площадкой для профессионального развития педагогических работников.
Таким образом, опыт разработки и первые результаты апробации показали: виртуальная стажировка - это «феномен развивающегося образовательного пространства дополнительного профессионального образования» [2], обеспечивающая учебную мобильность обучающихся, групповое сотрудничество стажеров и преподавателя, использующая облачные технологии для эффективного, безопасного достижения дидактических целей, совершенствования профессиональных навыков педагогов.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Виртуальное консультирование как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов // Информатика и образование. 2005. № 7. С. 107-111.
2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Виртуальная стажировка педагогических работников как феномен развивающегося образовательного пространства дополнительно-
го профессионального образования // Матер. XXVМеждународной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТ0-2015»). 06-07 ноября 2015. URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=9422
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.).