Научная статья на тему 'Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога'

Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE / VIRTUAL METHODICAL OFFICE / PRIMARY SCHOOL TEACHERS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Татьяна Геннадьевна

Обоснована необходимость расширения границ традиционного образовательного пространства университета, института за счет создания виртуальной среды, организующей учебную, воспитательную, развивающую, мотивационную стороны формирования будущего педагога. Необходимость использования виртуального пространства обоснована реализацией принципов доступности и открытости образования, данными о росте интернет-пользователей в Российской Федерации (на основании результатов исследования программы «Омнибус» компании GfK-Русь). Интернет и социальные сети рассматриваются как важный инструмент формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов. Раскрывается содержание понятия «виртуальный методический кабинет». Показаны критерии эффективности данной методической работы. Описан опыт применения виртуального методического кабинета в процессе подготовки бакалавров и магистров по профилю «Начальное образование» в Саратовском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Methodological Office as a Means of Developing Professional Competence of Future Teachers

The article substantiates the need to expand boundaries of traditional educational space of university and institute through the creation of the virtual environment that organizes training, pedagogical, developmental, and motivational side of development of a future teacher. The necessity of using the virtual space is justified by implementation of the accessibility and openness principles of education, and the data on the growth of Internet users in the Russian Federation (Based on results of the GfK Omnibus study). Internet and social networks are regarded as an important instrument of professional competence formation of the future of primary school teachers. Content of the notion «virtual methodical office» is revealed. Criteria of effectiveness of this methodological work are shown. The experience of applying the methodological office during the training of bachelors and masters on the profile «Primary education» in National Research Saratov State University is described.

Текст научной работы на тему «Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога»

УДК 378.147

ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Т. Г. Фирсова

Фирсова Татьяна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: tan-firsova@yandex.ru

Обоснована необходимость расширения границ традиционного образовательного пространства университета, института за счет создания виртуальной среды, организующей учебную, воспитательную, развивающую, мотивационную стороны формирования будущего педагога. Необходимость использования виртуального пространства обоснована реализацией принципов доступности и открытости образования, данными о росте интернет-пользователей в Российской Федерации (на основании результатов исследования программы «Омнибус» компании GfK-Русь). Интернет и социальные сети рассматриваются как важный инструмент формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов. Раскрывается содержание понятия «виртуальный методический кабинет». Показаны критерии эффективности данной методической работы. Описан опыт применения виртуального методического кабинета в процессе подготовки бакалавров и магистров по профилю «Начальное образование» в Саратовском государственном университете.

Ключевые слова: образовательные технологии, компьютерные технологии в высшем педагогическом образовании, виртуальное образовательное пространство, виртуальный методический кабинет, подготовка учителя начальных классов.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1 -16-20

Введение

На современном этапе развития общества и реформирования образования компьютерные технологии активно проникают во все сферы человеческой деятельности. Информационное пространство, созданное с использованием компьютерной техники и сети Интернет, с ее возможностями участия в форумах, чатах, онлайн-конференциях, семинарах, создании различных контентов, становится привычной средой для общения, отдыха, работы, учебы.

По данным программы «Омнибус» компании GfK-Русь, пользователями Интернета являются 84 млн россиян в возрасте от 16 лет и старше. К концу 2015 г. аудитория Интернета в России выросла почти на 4 млн человек. Уровень востребованности Интернета среди населения старше 16 лет достиг 70,4% (в 2014 г. -67,5%) (рисунок).

Среди молодых россиян (16-29 лет) число пользователей, по данным GfK-Русь, составляет сейчас 97% [1]. Такой рост обусловлен увеличением популярности мобильного Интернета,

Динамика роста интернет-пользователей в Российской Федерации (по данным

«Омнибус GfK»)

© Фирсова Т. Г., 2016

Т. Г. Фирсова. Виртуальный методический кабинет как средство формирования

желания активно выразить себя в социальной сети. Многие эксперты делают ставку на образовательный потенциал популярных социальных сетей.

Студенты XXI в. - «цифровые аборигены» (по М. Пренски) - широко используют различные гаджеты для образовательной деятельности: ноутбуки, планшетные компьютеры, сотовые телефоны. Это повышает их академическую мобильность, учебную мотивацию, креативность. В связи с этим актуальной и неотъемлемой становится компьютеризация образования. Использование компьютерных технологий и виртуального, облачного образовательного пространства создает реальные предпосылки для интенсификации и индивидуализации учебного процесса, позволяет преподавателю не стать « цифровым иммигрантом» (М. Пренски) в условиях информационного общества.

Интернет становится площадкой для открытого общения людей разных стран, культур, городов, профессий. Отказываться от возможностей использования Интернета, социальных сервисов, сетей и сообществ, облачного пространства в конструировании высшего профессионального образования бессмысленно. В условиях открытого обучения границы образовательного пространства давно шагнули за пределы стен университета, института и т. д.

Виртуальное образовательное пространство

По данным исследования Массачусетского университета, 98% высших учебных заведений США имеют свои официальные странички в Facebook, 84% - в Twitter, 86% - в You Tube [2]. В настоящее время подобные показатели в Российской Федерации аналогичны: ведется речь о создании виртуального национального университета IT-образования, ведущие научные и образовательные учреждения имеют официальные твиттер-аккаунты (например, официальные твиттер-аккаунты Министерства образования и науки РФ, Саратовского государственного университета). Студенты со всего мира могут подписаться на открытые лекции ведущих специалистов, записаться на онлайн-семинары, посетить образовательный вебсеминар или воспитательный тренинг с помощью нескольких кликов мыши.

Вслед за А. В. Хуторским определим понятие «виртуальное образование» как «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные субъекты и объекты. Виртуальное пространство не может существовать без коммуникационного процесса между учителем и учеником» [3]. Таким образом,

виртуальная образовательная среда актуализируется лишь в реальных условиях педагогического взаимодействия, порождающего разнообразную деятельность, и существует до тех пор, пока активна порождающая реальность.

Виртуальное образовательное пространство представляет собой интеграцию информационных, коммуникационных и виртуальных технологий, способствует интерактивному управлению процессом освоения знаний, формированию ключевых компетентностей. В. А. Усов справедливо отмечает, что следует использовать виртуальное пространство не только в учебных целях, но и для решения «мотивационной, информационной, обучающей, воспитывающей, профориентацион-ной, коммуникационной, психокоррекционной и развивающей задач, обеспечивающих создание условий для самосовершенствования личности студента» [4].

В Саратовском государственном университете создана благоприятная электронная обучающая среда для студентов и преподавателей: обеспечен доступ к различным научным электронным базам и образовательным ресурсам; на платформе ЗртПоп эффективно работает система дистанционного образования; благодаря работе портала балльно-рейтинговой системы оценивания успеваемости, учета результатов аттестации студентов могут быть организованы автоматизированное промежуточное и итоговое тестирование, обучение студента по индивидуальной образовательной траектории.

Виртуальный методический кабинет: содержание понятия

Виртуальный методический кабинет - форма сетевого взаимодействия, интерактивного общения разных субъектов образовательного процесса, виртуальное методическое пространство, позволяющее педагогам обмениваться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу, поделиться полезными ссылками и собственным позитивным педагогическим опытом, разместить интересные медиаресурсы и т.д. Среди основных достоинств следует отметить: мобильность, доступ к необходимой информации в любое время суток; оперативную методическую помощь молодым специалистам; возможность принять активное участие в методических онлайн-ме-роприятиях; составление электронной базы образовательных технологий и диагностических инструментов; совместный поиск решения проблем; работу в исследовательских и творческих микрогруппах и макрогруппе.

В публикациях последних лет виртуальный методический кабинет рассматривается как одно из важнейших звеньев информационно-

образовательной среды, способствующих предупреждению и минимизации рисков, связанных с модернизацией современного процесса обучения и воспитания [5, 6]. Данная среда динамично отражает запросы учителей, организуется в режиме профессионального общения, создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования. Разноуровневая и подвижная структура виртуального кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому участнику сообщества найти или смоделировать индивидуальную образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности, построить траекторию самообразования.

Опыт использования и перспективы

Одним из ведущих компонентов профессио-граммы будущего учителя начальных классов является его информационная грамотность, готовность к самообразованию. Примеры использования различных компьютерных технологий в процессе изучения отдельных гуманитарных дисциплин будущими бакалаврами и магистрантами профиля «Начальное образование» факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета представлены в одной из работ автора [7].

Студенты в ходе педагогической практики традиционно создают электронное портфолио [8], участвуют в виртуальных педагогических олимпиадах и профессиональных конкурсах, делают учебные видеоролики, создают CDROM'ную энциклопедию (с интерактивным интерфейсом) по детской литературе. Начиная с 2013 г. на платформе интерфейса «ВКонтакте» под руководством автора данной публикации работает виртуальный методический кабинет.

Основными модераторами методического кабинета являются сами студенты, преподаватель выполняет роль фасилитатора, осуществляющего психолого-психологическое сопровождение профессионального становления молодого педагога. Основные задачи данного кабинета:

организация прохождения различных видов практик студентов (на уровне подготовки бакалавров и магистров): предметная (учебная) - педагогическая - научно-педагогическая - научно-исследовательская;

совместная научно-исследовательская работа преподавателя, студентов и учителей начальных классов г. Саратова;

разработка и создание информационных ресурсов по различным образовательным системам начального звена обучения, реализуемым в Саратове и Саратовской области;

участие в дискуссионных панелях (посредством вкладки «Обсуждения»);

систематизация широкого диапазона педагогических техник и практик.

Среди основных задач можно отметить и дальнейшее трудоустройство молодых специалистов, ведь потенциальные работодатели, зарегистрированные в системе, имеют возможность видеть активность, креативность студентов, уровень сформированности их профессиональной компетентности.

Структуризация кабинета и наполнение отдельных рубрик происходит непрерывно, в соответствии с учебным курсом студентов и видом производственной практики.

В рамках предметной (учебной) практики студенты 1-го курса основной акцент делают на создание в рамках кабинета электронного портфолио - портфеля документов, регламентирующих деятельность учителя начальных классов: изучаются нормативная литература и интернет-ресурсы, выявляются особенности наиболее распространенных в Саратовской области образовательных систем начального общего образования, анализируются учебно-методические комплекты по основным учебным предметам. Данная работа является пропедевтической по отношению к последующей на 3-м и 4-м курсах педагогической практике. Эти знания позволяют студентам в дальнейшем выстраивать свою профессиональную деятельность в зависимости от методологического и методического пространства конкретного образовательного учреждения.

В рамках педагогической практики (3-й и 4-й курсы) методический кабинет пополняется рубриками-блоками «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внеклассная работа», «Работа с родителями», «Психологический портрет класса». В содержании каждого блока организуется своеобразная электронная база педагогических технологий, техник, приемов и форм работы.

В рамках научно-педагогической практики (1-й курс магистратуры) кабинет пополняется научно-исследовательским блоком, в котором размещаются диагностические инструменты различных психолого-педагогических исследований (анкеты, тесты, опросники и т.д.). Это позволяет расширить базу магистерского исследования, увеличить число респондентов, расширить границы опроса.

В рамках работы в виртуальном кабинете на различных этапах студенты знакомятся с популярными сетевыми сообществами учителей: например, с Содружеством методических объединений (СОМ), Всероссийским @вгустовским интернет-педсоветом, «Интернет-государством учителей», Сетью творческих учителей, «На-

Т. Г. Фирсова. Виртуальный методический кабинет как средство формирования

чальной школой», Еропейской школьной сетью. В условиях этого виртуального центра участники создают с помощью программы 8ипЯау ВоокО1Лсе своеобразный педагогический конструктор, позволяющий в дальнейшем моделировать урочную и внеурочную деятельность в соответствии с образовательным контекстом учреждения.

Кроме основных функций виртуальный методический кабинет позволяет организовать мобильное информирование студентов о самостоятельных заданиях, переносе занятий, правилах оформления отчетных документов, сроках подачи и т. д.; делает образовательный процесс открытым (студенты могут размещать свои работы, ставить лайки, голосовать за лучшие материалы); удобен в использовании сервис по созданию мероприятий/встреч (студенты приглашаются на мастер-классы, вебинары, открытые лекции и т.д.). Важно, что студенты регулярно получают индивидуальные и групповые задания, результаты выполнения которых отражаются в паблике. Данная методика стимулирует их к творческой активности, самостоятельной образовательной деятельности.

Заключение

Овладение компьютерными навыками, умение использовать средства Интернета позволяет современному учителю расширить свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях и т.д.

Виртуальный методический кабинет - это не просто инновационная форма методической работы, но разноуровневая информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для мотивации учителей к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности. Такая форма работы актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности.

Практика показывает, что реализация современных форм использования компьютерных технологий в системе образования должна быть частью целостной системы и комплекса мероприятий по развитию единого информационно-образовательного пространства. Виртуальное образовательное пространство выступает уже не столько инструментом, дополняющим систему образования, сколько императивом установления знания нового порядка.

Библиографический список

1. Количество пользователей Интернета в России. URL: http://www.blzhlt.ru/lndex/users_count/0-151 (дата обращения: 02. 02. 2016).

2. ФещенкоА. В. Социальные сети в образовании : анализ опыта и перспективы развития // Гуманитарная информатика. 2012. № 6. С. 124-134.

3. Хуторской А. В. Виртуальное образование и русский

космизм// EIDOS-LIST. 1999. Вып. 1-2 (5-6). URL: http://www.eldos.techno.ru/llst/serv.htm (дата обращения: 21. 11. 2015).

4. Усов В. А. Возможности виртуального образовательного пространства в организации саморазвития студентов в вузе : автореф. дис. .канд. пед.наук. Сочи, 2006. URL: http://www.dlssercat.com/content/ vozmozhnostl-vlrtualnogo-obrazovatelnogo-prostrans-tva-v-organlzatsll-samorazvltlya-studentov) (дата обращения: 01. 02. 2016).

5. Семенова И. В. Виртуальный методический кабинет как одна из форм организации самообразования педагогов // Методист. 2011. № 9. С. 49-50.

6. ВоробьевМ. В. Виртуальный методический кабинет как базовый элемент функционирования регионального информационно-ресурсного центра по управлению системой дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 490.

7. Фирсова Т. Г. Из опыта использования компьютерных технологий в подготовке бакалавров и магистров по профилю «Начальное образование» // Информационные технологии в образовании. Саратов, 2015. С. 338-341.

8. ЗиновьеваМ.П. Составление портфолио - шаг в профессиональную деятельность учителя начальных классов // Начальная школа. 2011. № 1. С. 117-120.

Virtual Methodological Office as a Means of Developing Professional Competence of Future Teachers

Tatyana G. Firsova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: tan-firsova@yandex.ru

The article substantiates the need to expand boundaries of traditional educational space of university and institute through the creation of the virtual environment that organizes training, pedagogical, developmental, and motivational side of development of a future teacher. The necessity of using the virtual space is justified by implementation of the accessibility and openness principles of education, and the data on the growth of Internet users in the Russian Federation (Based on results of the GfK Omnibus study). Internet and social networks are regarded as an important instrument of professional competence formation of the future of primary school teachers. Content of the notion «virtual methodical office» is revealed. Criteria of effectiveness of this methodological work are shown. The experience of applying the methodological office during

the training of bachelors and masters on the profile «Primary education» in National Research Saratov State University is described. Key words: educational technologies, computer technologies in higher pedagogical education, virtual educational space, virtual methodical office, primary school teachers training

References

1. Kolichestvopol 'zovateley Interneta v Rossii (Quantity of Internet users in Russia). Available at: http://www.bizhit. ru/index/users_count/0-151 (accessed 2 February 2016) (in Russian).

2. Feshchenko A.V. Sotsial'nye seti v obrazovanii: analiz opyta iperspektivy razvitiya (Social nets in education: analysis of experience and developmental perspectives). Gumanitarnaya informatika (Humanitarian Informatics), 2012, no. 6, pp. 124-134 (in Russian).

3. Khutorskoy A.V. Virtual'noe obrazovanie i russkiy kos-mizm (Virtual education and Russian cosmism). EIDOS-LIST (EIDOS-LIST). 1999, iss. 1-2 (5-6). Available at: http://www.eidos.techno.ru/list/serv.htm (accessed 21 November 2015) (in Russian).

4. Usov V. A. Vozmozhnosti virtual'nogo obrazovatel'nogo prostranstva v organizatsii samorazvitiya studentov v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Possibilities of virtual educational space in organizing of students' self-development at university: autoref. diss. ... cand. of pedagogy). Sochi, 2006. Available at: http://www. dissercat.com/content/vozmozhnosti-virtualnogo-obra-

zovatelnogo-prostranstva-v-organizatsii-samorazvitiya-studentov) (accessed 1 February 2016) (in Russian).

5. Semenova I. V. Virtual'nyy metodicheskiy kabinet kak odna izform organizatsii samoobrazovaniya pedagogov (Virtual methodics department as one of forms of organizing of teachers' self-education). Metodist (Methodist), 2011, no. 9, pp. 49-50 (in Russian).

6. Vorob'ev M. V. Virtual'nyy metodicheskiy kabinet kak bazovyy element funktsionirovaniya regional'nogo informatsionno-resursnogo tsentra po upravleniyu sistemoy dopolnitel'nogo obrazovaniya (Virtual me-thodics department as basic element of functioning of regional informational-resource center of management of additional education system). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2015, no. 2, pp.490 (in Russian).

7. Firsova T. G. Iz opyta ispol 'zovaniya komp 'yuternykh tekhnologiy v podgotovke bakalavrov i magistrov po profilyu «Nachal 'noe obrazovanie» (From experience of using of computer technologies in training of bachelors and magisters of «Primary education» profile). Infor-matsionnye tekhnologii v obrazovanii (Informational technologies in education). Saratov, 2015, pp. 338-341 (in Russian).

8. Zinov'eva M. P. Sostavlenie portfolio - shag v professional 'nuyu deyatel 'nost'uchitelya nachal 'nykh klas-

sov (Composition of portfolio is step into professional activity of primary school teacher). Nachal 'naya shkola (Primary school), 2011, no. 1, pp. 117-120 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.