Научная статья на тему 'Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства'

Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4271
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ДОГОВОР О СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ / NETWORK FORM OF EDUCATIONAL PROGRAMS / NETWORKING / ACADEMIC MOBILITY / AN AGREEMENT ON NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Надежда Владимировна

Статья посвящена анализу понятий «сетевая форма реализации образовательных программ» и «сетевое взаимодействие» согласно ФЗ «Об образовании в РФ». Обозначены формы сетевой реализации программ, в том числе договор о сетевом взаимодействии с учетом требований Гражданского кодекса РФ. Обозначены основные проблемы, связанные с реализацией сетевой формы, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network form of interection between education institutions: problem of implementation oF educatiton legislation

The concepts «network form of implementation of educational programs» and «network interaction» according to the Federal Law «About Education in the Russian Federation» are analyzed. Forms of network program implementation, including the agreement on network interaction taking into account requirements of the Civil Code of the Russian Federation are outlined. The main problems connected with implementation of a network form are designated and ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства»

УДК 371.378 ББК 74.041.1:74.48

Н.В. Коршунова

сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства

Статья посвящена анализу понятий «сетевая форма реализации образовательных программ» и «сетевое взаимодействие» согласно ФЗ «Об образовании в РФ». Обозначены формы сетевой реализации программ, в том числе договор о сетевом взаимодействии с учетом требований Гражданского кодекса РФ. Обозначены основные проблемы, связанные с реализацией сетевой формы, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательных программ, сетевое взаимодействие, академическая мобильность, договор о сетевом взаимодействии.

N.V. Korshunova

network form of interection between education

INSTITUTIONS: PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF EDUCATITON LEGISLATION

The concepts «network form of implementation of educational programs» and «network interaction» according to the Federal Law «About Education in the Russian Federation» are analyzed. Forms of network program implementation, including the agreement on network interaction taking into account requirements of the Civil Code of the Russian Federation are outlined. The main problems connected with implementation of a network form are designated and ways of their solution are proposed.

Key words: network form of educational programs, networking, academic mobility, an agreement on networking.

Безусловной новеллой образовательного законодательства является статья 15 ФЗ «Об образовании в РФ» [10], посвященная возможным сетевым формам взаимодействия образовательных организаций через совместную реализацию образовательных программ. В то же время указанная статья носит «рамочный» характер и не раскрывает в полной мере ни самого понятия, ни механизма реализации обучения в сетевой форме.

Термин «сеть» имеет несколько значений и представляет собой множество разных элементов, находящихся в процессе развития, в различных взаимоотношениях и объединенных между собой разными типами связей. Предпосылкой возникновения сетевой формы реализа-

ции образовательных программ, по мнению Р.А. Заякиной и М.В. Ромма, является теория сетей, разрабатываемая в последние годы социально-гуманитарными науками. Методологическое значение данной теории состоит в установке на изучение социальных отношений, в которые вступают связанные ими объекты, и самой структуры, которая строится из этих отношений [3].

В современном образовательном пространстве используются два понятия: сетевая форма взаимодействия образовательных организаций и сетевая форма реализации образовательных программ.

В тексте ФЗ «Об образовании в РФ» не содержится определения термина «сетевое взаимодействие», поэтому дан-

го

« го

s ш

I I-

го о

О ф

н

-Û X -Û

си H го ей

о »?

° 5

Cû CÛ

I- о

о п

>s s

m Œ qlD о О

s ^

S ГО

to

É S

Q. <U

Ф s

_û Ф m ц,

ФЮ

ь о <u & О с

го ш о

X

Э ^

0 ъи

03

1

ное понятие в настоящее время является предметом дискуссий [10]. Авторы монографии, посвященной проблемам сетевого взаимодействия школ и вузов, М.В. Токмовцева и О.В. Карабанова указывают, что понятие «сетевое взаимодействие» введено ФЗ «Об образовании в РФ», однако это не совсем верно, так как в статье 15 указанного закона говорится о сетевой форме реализации образовательных программ, а это не совсем одно и то же [9, с. 10].

Определимся с понятиями. В коллективной монографии под редакцией В.В. Садырина авторы понимают сетевое взаимодействие как «вид взаимодействия субъектов образовательного процесса с применением средств ИКТ (в том числе интернет-ресурсов), позволяющий разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования» [7]. М.Ю. Швецов и А.Л. Дугаров под сетевым взаимодействием понимают «устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса». Более того, указанные авторы справедливо замечают, что проблему «сети в образовании» образовательные организации понимают так, как это актуально для них в каждом конкретном случае [11].

В ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ» представлено более узкое понятие - сетевая форма реализации образовательных программ или сетевая форма, при этом в п. 1 названной статьи указывается, что подобная форма «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [10]. В августе 2015 г. было опубликовано Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации с изложением

методических рекомендаций «по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» [5]. В этом письме дано определение сетевой формы, дословно совпадающее с законодательным, за одним исключением: здесь под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с учетом вышеназванных особенностей.

Анализ понятий «сетевое взаимодействие» и «сетевая форма реализации образовательных программ» показывает, что они не тождественны, но имеют много общего. Несмотря на то, что второе понятие прописано и в ФЗ «Об образовании в РФ» и «Методических рекомендациях», способ реализации сетевой формы не вполне понятен и законодательно не определен. Именно поэтому образовательные организации предпочитают использовать понятие «сетевое взаимодействие» как более широкое. Объединяет эти понятия общая цель - повышение качества образования за счет использования ресурсов нескольких образовательных организаций. В то же время совместная реализация образовательных программ, как это указано в ФЗ «Об образовании в РФ», возможна среди «равных» партнеров или для обеспечения практики.

Таким образом, согласно ФЗ «Об образовании в РФ», как указывают авторы монографии «Образовательное законодательство в России» под редакцией Н.В. Путило и Н.С. Волковой, организация реализации образовательных программ в сетевой форме актуальна в следующих случаях: когда используются ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или когда участники сетевой формы реализации создают и утверждают совместную образовательную программу [4, с. 361].

Механизм сетевой реализации образовательных программ должен быть закреплен локальными правовыми актами каждой образовательной организации на основании ст. 15 с учетом требований ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ». В данных документах, согласно методи-

ческим рекомендациям, следует нормативно ответить на некоторые вопросы реализации образовательной программы в сетевой форме. Во-первых, правила приема, порядок и основания перевода на обучение по соответствующей образовательной программе; порядок отчисления и восстановления для продолжения освоения образовательной программы в сетевой форме. Во-вторых, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, в том числе порядок ликвидации академической задолженности, условного перевода на следующий курс. В-третьих, порядок освоения студентами наряду с дисциплинами или модулями осваиваемой программы иных дисциплин или модулей в данной или иной образовательной организации, одновременного освоения нескольких основных профессиональных образовательных программ, реализуемых как в сетевой, так и в обычной форме.

Одной из отличительных черт сетевой формы реализации программ является академическая мобильность. Законодательного или даже общепринятого понимания «академической мобильности» нет. Как отметила в своей статье М.В. Ток-мовцева, в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996 г. говорится об академической мобильности как о перемещении кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный краткий период в другое образовательное учреждение для обучения, преподавания или проведения исследований в своей стране или за рубежом [8, с. 17].

Е.И. Девятова под академической мобильностью понимает «возможность для студентов, преподавателей и даже административно-управленческого персонала вузов "перемещаться" из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в "своем" вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы». Фактически данное определение коррелируется с понятием «сетевое взаимодействие» [2, с. 112]

В то же время надо отметить, что данное понятие применимо только к основ-

ным профессиональным образовательным программам или при реализации дополнительного образования.

Закон однозначно говорит о том, что реализация программ в сетевой форме должна осуществляться на основании договора. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Договор о сетевом взаимодействии или о сетевой реализации образовательных программ должен отвечать следующим критериям: по отраслевой принадлежности - это гражданский договор (наряду с международными и трудовыми договорами); по целевому назначению - это договор, направленный на организацию обучения (наряду с договорами, направленными на оказание образовательных услуг, именуемыми в законе договорами об образовании, а также договорами, сопутствующими обучению).

Несмотря на то, что ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает наличие подобного договора, на федеральном уровне подзаконные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность с использованием сетевой формы, отсутствуют, а методические рекомендации о реализации сетевой формы напрямую указывают на необходимость урегулировать данный вопрос локальными актами образовательных организаций или организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В методических рекомендациях приведен образец такого договора. При этом само собой разумеется, что данные организации имеют лицензии на образовательную деятельность. В п. 7 Постановления Правительства «О лицензировании образовательной деятельности» [6] указывается, что образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с использованием сетевой формы при наличии соответствующего договора, «заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность,

^

го

со го ^ ш I I-го о

О ф

н

.0 X .0

си н го ш о

° 5 к £ ей ей I- о О со ,5 ГО т О. цЮ о О

£ ^ £ Го

ш

со

■I ^

О. ф

Ф ^ л Ф ш с; ФЮ

ь о <и & О с

го ш о

X

Э ^

0 ъи

Ш

1

о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ», в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ» должны эту программу лицензировать согласно всем требованиям, изложенным в указанном Постановлении.

Если при сетевом взаимодействии одна организация ведет образовательную деятельность на территории другой, в приложении к лицензии указание адреса места осуществления деятельности является обязательным. Это требование вызывает существенные затруднения. Так как, если организация использует сетевую форму реализации программ постоянно, то ей необходимо часто вносить подобные изменения.

Отвечая на вопрос о механизме лицензирования образовательных программ, осуществляемых совместно с иностранными образовательными организациями, отметим, что, исходя из зарубежного опыта, в большинстве европейских стран и в США отсутствуют жесткие лицензионные требования к образовательным услугам, а также государственная аккредитация образовательных услуг. Несмотря на отсутствие указанных процедур, вышеуказанными странами выработаны такие основные механизмы, как рейтинговая система и сертификация, позволяющие отслеживать и гарантировать качество образовательных услуг.

Это означает, что ввиду отсутствия механизмов лицензирования и аккредитации образовательных услуг в зарубежных странах вопрос лицензирования и аккредитации образовательных программ, осуществляемых совместно с иностранными образовательными организациями, неосуществим в принципе.

Например, на базе РУДН в лице Сетевого университета СНГ, объединяющего 28 университетов из стран СНГ, и Сетевого университета ШОС, объединяющего 80 университетов из 6 стран, согласно условиям мобильности, студент обязан

пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее 1-го семестра (1 года обучения).

Заключение договоров о сетевом взаимодействии позволяет решить несколько задач:

1) дисциплинировать стороны договора и сконцентрировать общие усилия на достижении конечного результата;

2) повысить качество освоения обучаемыми содержания образовательных программ;

3) обеспечить законность и финансовое обеспечение деятельности сторон договора.

Предметом договора о сетевой форме реализации образовательных программ является распределение обязанностей между участниками по таким вопросам, как условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы; порядок реализации образовательной программы (в частности, учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих учебных курсов разными организациями, а также характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией).

Договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. Согласно п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, стороны могут заключить как предусмотренный законом или иными правовыми актами договор, так и не предусмотренный. Если договор не предусмотрен законом и не имеет признаков, указанных в п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, то правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом, к нему не применимы. Однако в таком случае возможно применение правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ).

На основании предмета рассматриваемого нами договора, по правовым характеристикам наиболее близок к нему договор о совместной непредпринимательской деятельности. Однако следует учесть, что к такому договору неприменимы правила ст. 1051 Гражданского кодекса РФ об отказе от бессрочного договора

простого товарищества, ст. 1052 Гражданского кодекса РФ о расторжении договора простого товарищества, заключенного с указанием срока или цели в качестве условия отмены договора, по требованию одной стороны, ст. 1054 Гражданского кодекса РФ о негласном товариществе. Применительно к договору о сетевой форме реализации образовательных программ вызывает сложности толкование положений о вкладах товарищей (ст. 1042 Гражданского кодекса РФ) [1].

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что договор о сетевой форме имеет ряд отличительных особенностей. И лишь с развитием законодательства и возникновением судебной практики применения договора можно будет сделать вывод о том, является ли он новым видом договора простого товарищества или же остается уникальным, сохраняя сходство с другими подобными.

Учитывая, что сетевая форма реализации применима для любого вида программ, отметим, что по виду программа может быть либо основная образовательная, либо дополнительная образовательная. Уровень образования - это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, а направленность программы - это ее ориентация на конкретные области знания или виды деятельности, определяющие ее содержание.

Требование указания «статуса» обучающихся вызывает противоречие. Если под статусом подразумевается категория, она может быть определена из первого требования (вид, уровень и (или) направленность программы). В нашем случае это будут учащиеся (лица, осваивающие дополнительные общеразвивающие программы). Если же «статус» обучающихся предполагает совокупность прав и обязанностей, то их перечень установлен ФЗ «Об образовании в РФ», а также договором с обучающимся или его родителями (законными представителями).

Министерство образования и науки РФ уточнило «статус» обучающихся. Под ним понимаются сведения, касающиеся зачисления на обучение по образователь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной программе в сетевой форме, выдачи документа об образовании, выплаты стипендий и др.

Необходимо отметить некоторые особенности организации сетевого взаимодействия с участием учреждений дополнительного образования. Как известно, на основании Положения о лицензировании образовательной деятельности, если образовательная организация имеет лицензию на реализацию основной программы, то специальной лицензии для реализации данной программы как программы дополнительного образования не требуется. В случае, если у образовательной организации уже имеется лицензия на схожую или одноименную образовательную программу, но реализуемую в обычной (несетевой) форме, то необходимость в получении лицензии для сетевой формы ее реализации отсутствует.

При организации реализации образовательных программ в сетевой форме больше вопросов, чем ответов, поэтому образовательные организации создают различные формы сетевого взаимодействия, избегая слова «реализация». Много бюрократических преград и спорных юридических моментов. Так, при сетевом взаимодействии вузов, как оформить обучающихся студентов, приехавших в рамках академической мобильности? Чем отличается оформление преподавателя, приехавшего читать лекции в вуз - сетевой партнер от обычной работы по совместительству? Если вести речь только об обмене ресурсов, то зачем договор о сетевой реализации программ? На эти и другие вопросы пока нет прямых ответов.

Совершенно очевидно, что сегодня активно развивается именно сетевое взаимодействие как некая форма связи между образовательными организациями для обмена ресурсов. Мы предлагаем внести изменения в законодательство и заменить формулировку «сетевая форма реализации образовательных программ» на «сетевое взаимодействие образовательных организаций» как более удобную, востребованную и апробированную.

^

го

со го ^ ш I I-го о

О ф

н

-О X -О

си н го ш о

° 5 к £ 5 я

ей ей I- о О со ,5 ГО ф О. цЮ о О

5 ^

Я го

ш

со

I ^

О. ф

Ф ^ _о ф ш щ

ФЮ

ь о

ф о.

О с

го m о

х

>

Э ^

0 ^

QD

1

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

2. Девятова И.Е. Академическая мобильность студентов: уровень вуза [Текст] / И.Е. Девяткина // Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 112-116.

3. Заякина, Р.А. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия [Текст] / Р.А. Зая-кина, М.В. Ромм // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 118-124.

4. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография [Текст] / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. - 480 с.

5. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2015. - № 32.

6. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 44. - Ст. 5764.

7. Садырин, В.В. Возможности и проблемы использования сетевого взаимодействия [Текст] / В.В. Садырин, Г.В. Щагина // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015, Челябинск - Екатеринбург / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной, Н.В. Увари-ной, Д.Н. Корнеева, Р.Я. Симонян. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - С. 18-21.

8. Токмовцева, М.В. Правовые проблемы Академической мобильности высших учебных заведений [Текст] / М.В. Токмовцева // Культура: управление, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 17-21.

9. Токмовцева, М.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе «Школа-Колледж-Вуз»: монография [Текст] / М.В. Токмовцева, О.В. Карабанова. - М.: Научный консультант, 2015. - 194 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

11. Швецов, М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М.Ю. Швецов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2012. - № (выпуск) 5. - С. 33-38.

References

1. The Civil Code ofthe Russian Federation (Part Two) on 1/26/1996 number 14-FZ (ed. By 23.05.2016). Collected legislation ofthe Russian Federation, 1996. № 5. Art. 410. [in Russian].

2. Devyatova I.E. Academic mobility of students: the university level. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012. № 6. P. 112-116. [in Russian].

3. Zayakina RA, Romm M. Innovative high school as the subject of networking. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2013. № 4. P. 118-124. [in Russian].

4. L.V. Andrichenko, V.L. Bagels, B.A. Bulaevskii et al.; Educational legislation of Russia. The new development milestone. ed. N.V. Putsila, N.S. Volkova. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Law, 2015. P. 480. [in Russian].

5. Letter of the Russian Ministry of 08.28.2015 number AK-2563/05 "On Methodological Recommendations" (with the "Guidelines for the organization of educational activities with the use of network forms of educational programs"). Ofitsialnyie documenty v obrazovanii, 2015. № 32. [in Russian].

6. Government Decree of 28/10/2013 number 966 (ed. of 03.12.2015) "On licensing of educational activity" (with the "Regulations on the licensing of educational activities"). Collected legislation ofthe Russian Federation, 2013. № 44. cm. 5764. [in Russian].

7. Sadyrin V.V. Shchagin G.V. Opportunities and challenges of using networking. Networking as a form of realization of state policy in education: a collection of All-Russian materials. Ed. V.V. Sadyrin, E.M. Dorozhkina, E.A. Gnatyshinoy, N.V. Uvarinoy, D.N. Korneyev, R.J. Simonyan. Chelyabinsk: SIMARS, 2015. P. 18-21. [in Russian].

8. Tokmovtseva M.V. Legal academic mobility of higher education institutions. Kultura: upravlenie, ekonomica, pravo. 2014. № 2. P. 17-21. [in Russian].

9. Tokmovtseva M.V. Karabanova O.V. Networking educational institutions on the basis of "school-college-higher school". M.: izd-vo "Nauchnyi konsultant", 2015. P. 194. [in Russian].

10. Federal Law of 29.12.2012 number 273-FZ (ed. From 23.07.2013) "On Education in the Russian Federation". Collected legislation of the Russian Federation, 2012. № 53 (1 h.). Art. 7598. [in Russian].

11. Shvetsov M.Yu. Dugarov A.L. Networking educational institutions of professional education in the region. Uchenyie zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo Universiteta, 2012. № (vypusk) 5. P. 33-38. [in Russian].

Сведения об авторе:

Коршунова Надежда Владимировна,

доктор исторических наук, доцент, магистр права, заведующий кафедрой отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the author: Korshunova Nadezhda Vladimirovna,

Doctor of Sciences (History),

Academic Title of Associate Professor,

Master of Law, Head,

Department of National History and Law

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480.26

Т.Н. Крисковец

вариативность организационных моделей программ непрерывного действия

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОй

карьеры на уровне педагогических сообществ

В статье рассматриваются возможности расширения вариативности развития профессиональной карьеры на уровне педагогических сообществ, реализующих различные модели программ непрерывного действия. Вариативность непрерывного образования рассматривается как основополагающий принцип образовательной системы. Автор показывает специфику адаптивной, методической, индуктивной, сетевой и проектной моделей программ непрерывного действия, представляет практику их реализации.

Ключевые слова: профессиональная карьера, многоуровневость, формальное, неформальное и информальное образование, вариативность, технологии карьерного развития, модель, программа непрерывного действия.

T.N. Kriskovets

VARIABILITY OF ORGANIZATION MODELS OF CONTINUOUS ACTION PROGRAMS AS A MEANS

OF PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF PEDAGOGICAL COMMUNITIES

The possibility of expanding the variability of a professional career development at the level of pedagogical communities that implement different models of continuous action programs is discussed. Variability of continuing education is considered as a fundamental principle of the education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.