Научная статья на тему 'Договор о сетевой форме реализации образовательных программ'

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2480
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОГОВОР О СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ДОГОВОР О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ / ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / EDUCATION / TREATY ON NETWORKFORM OF IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROGRAMS / AGREEMENT ON COLLABORATION / AGREEMENT ON EDUCATION / CONTRACT FOR SERVICES / EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENT / EDUCATIONAL PROGRAM / ESSENTIAL TERMS AND CONDITIONS / THE ACT "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малеина Марина Николаевна

Автор приходит к выводу о том, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ наиболее близок по своим правовым характеристикам к договору о совместной непредпринимательской деятельности. Сетевое взаимодействие вызвано необходимостью совместной образовательной деятельности, не предполагает создания новых юридических лиц, его участники самостоятельны и действуют на основе собственных учредительных документов и локальных актов. Вместе с тем этот договор имеет и ряд отличительных особенностей. Предмет договора раскрывается как действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций путем распределения между ними обязанностей об объеме и порядке осуществления образовательной деятельности, а также о виде и объеме предоставления ресурсов. Предлагается уточнить в законе перечень существенных условий данного договора и исключить из их числа условия о статусе обучающихся, порядке организации академической мобильности обучающихся, порядке изменения и прекращения договора. Обосновано закрепление в законе требования о заключении договора о сетевой форме реализации образовательных программ в простой письменной форме путем составления одного документа. Поддерживается заключение договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в качестве рамочного соглашения, в котором могут быть определены структура, принципы и общие правила отношений сторон, и наряду с ним отдельных договоров (приложений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малеина Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agreement on the Form of Network of Educational Programs

Review. The author concludes that the Treaty on network form of implementing educational programs is most similar to their legal characteristics to the agreement on joint non-business activities. Networking is necessary for the joint educational activities but it does not imply the creation of new legal entities; its members are independent and operate on the basis of their own founding documents and local acts. However, this Treaty has a number of distinctive features. The subject matter of the contract is exposed as joint actions of educational activities of several organizations through the distribution of responsibilities between them on the scope and exercising of educational activities, as well as on the type and the amount of resources. It is proposed to clarify the list of essential conditions of this contract in the law and exclude the conditions relating to the status of students, the Organization of academic mobility of students, the order of implementing changes, and termination of the contract. The author justifies enshrining in the law requirements on the conclusion of the Treaty on network form of implementing educational programs in the simple written form by creating a single document. He supportes the conclusion of a Treaty on networking and collaboration as a framework agreement, which can determine the structure, principles and general rules of the relationship of the parties, and along with it the separate treaties (applications).

Текст научной работы на тему «Договор о сетевой форме реализации образовательных программ»

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

М. Н. Малеина*

ДОГОВОР О СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. Автор приходит к выводу о том, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ наиболее близок по своим правовым характеристикам к договору о совместной непредпринимательской деятельности. Сетевое взаимодействие вызвано необходимостью совместной образовательной деятельности, не предполагает создания новых юридических лиц, его участники самостоятельны и действуют на основе собственных учредительных документов и локальных актов. Вместе с тем этот договор имеет и ряд отличительных особенностей. Предмет договора раскрывается как действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций путем распределения между ними обязанностей об объеме и порядке осуществления образовательной деятельности, а также о виде и объеме предоставления ресурсов. Предлагается уточнить в законе перечень существенных условий данного договора и исключить из их числа условия о статусе обучающихся, порядке организации академической мобильности обучающихся, порядке изменения и прекращения договора. Обосновано закрепление в законе требования о заключении договора о сетевой форме реализации образовательных программ в простой письменной форме путем составления одного документа. Поддерживается заключение договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в качестве рамочного соглашения, в котором могут быть определены структура, принципы и общие правила отношений сторон, и наряду с ним отдельных договоров (приложений).

Ключевые слова: образование, договор о сетевой форме реализации образовательных программ, договор о совместной деятельности, договор об образовании, договор об оказании услуги, образовательная организация, обучающийся, образовательная программа, существенные условия, Закон «Об образовании в Российской Федерации».

001: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.177-183

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ предусмотрен в ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Закон об образовании), на федеральном уровне какие-либо дополнительные нормативные акты отсутству-

ют. В настоящее время появляются отдельные акты муниципальных образований, например, приказ комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 374 от 28 декабря 2013 г. «Организация сетевой формы реализации образовательных программ»2. Между тем эффективная реализа-

1 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 URL: http://prig-school.ucoz.ru/index/setevoe_vzaimodejstvie/0-26.

© Малеина М. Н., 2016

*

Малеина Марина Николаевна, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ [email protected]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ция сетевого взаимодействия возможна лишь при условии разработанной нормативно-правовой базы регулирования отношений участников сети.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ может заключаться между двумя или большим количеством участников. Его сторонами являются организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие образовательную деятельность, а также научные, медицинские, физкультурно-спортивные организации, организации культуры, иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления разных видов учебной деятельности.

Возможно, что участниками договора выступают только образовательные организации. Например, нескольких школ объединяются для реализации определенной образовательной программы. При этом каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она имеет возможность реализовать. Остальную часть профильной подготовки реализует та школа, которая обладает наибольшим материальным и кадровым потенциалом.

Иногда в конкретных договорах стороны именуют себя как основной (базовой) и ресурсной организациями. Такое обозначение не совсем точно, поскольку обе стороны являются равноправными участниками и предоставляют определенные ресурсы для осуществления программы. Поэтому более приемлемо обозначение «партнеры» или «сторона № 1», «сторона № 2».

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключается добровольно, поэтому привлечение руководителя образовательной организации к дисциплинарной ответственности в связи с необеспечением качества образования путем организации сетевого взаимодействия не соответствует закону.

Это объясняется прежде всего тем, что до заключения договора требуется сравнительная оценка кадровых, материально-технических, информационно-методических и иных условий реализации образовательной программы в предполагаемых организациях-участниках, выявление вероятных рисков (организационно-педагогических, социально-психологических, санитарно-гигиенических) использования сетевой формы и возможности их снижения,

предварительная оценка издержек и дополнительных затрат. Возможно, что итоги такой предварительной работы не позволяют принять участие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ.

Заключая договор о сетевой форме реализации образовательных программ, образовательная организация обеспечивает исполнение договора образования с обучающимся путем привлечения чужой производственной базы или разработанной другой организацией программы курса, повышает свою репутацию, сотрудничая с международной организацией или известным научным центром, обменивается опытом. Иные, не образовательные организации имеют интерес в заключении договора, так как знакомятся с возможными кандидатами на работу при организации практики, отрабатывают методику своей деятельности при проведении курсов, занятий с обучающимися.

Например, в 2013 г. был заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ бакалавриата по нескольким направлениям подготовки между Московским государственным строительным университетом (МГСУ) и Международным центром Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МЦЛ) (Швейцария). Посредством договора установлены партнерские связи МГСУ с зарубежными образовательными организациями, используется потенциал международного сотрудничества, повышается уровень подготовки и квалификации научно-педагогических кадров. Выпускники получат диплом МГСУ и диплом МЦЛ.

В Законе об образовании не указываются требования к оформлению договора о сетевой форме реализации образовательных программ. На наш взгляд, необходимо закрепление простой письменной формы путем составления одного документа. Это вызвано тем, что:

1) договором могут быть связаны более двух участников, соответственно, третьему и последующему участнику может быть неизвестно содержание документов, которыми обмениваются между собой другие стороны;

2) этот договор всегда длящийся, поэтому в едином документе удобнее сохранить содержание исходных соглашений; 3) в Законе говорится только об общих формах сотрудничества, следовательно, для исполнения договора необходимо описать действия каждой стороны.

В настоящее время образовательные организации разрабатывают примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, а также другие локальные акты (положение об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, порядок организации академической мобильности обучающихся (лиц), получающих образовательную услугу, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы).

Следует отметить, что на практике иногда организация сетевой формы реализации образовательных программ происходит путем заключения и исполнения двух договоров — рамочного и дополнительного соглашений. Рамочный договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений сторон. Дополнительное соглашение (соглашения, приложения) предусматривает существенные условия, процедуры взаимодействия сторон, должно содержать ссылку на рамочный договор.

Например, в рамочном договоре о сетевом взаимодействии и сотрудничестве, разработанном МОАУ средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Благовещенск), предусмотрено содействие научному и учебно-методическому, консультационному, информационному обеспечению деятельности партнера по договору. Одновременно указывается, что конкретные обязанности в этой области могут быть установлены дополнительными договорами.

Рамочный договор должен применяться с учетом положений ст. 429.1 ГК РФ. В частности, к отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах. Вместе с тем если сторонами в последующем не были заключены отдельные договоры, то применение общих положений рамочного договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве невозможно в отсутствие распределения обязанностей между организациями-участниками по поводу условий и порядка осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, характера и объема ресурсов, используемых каждой организацией.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ не подменяет договора

об образовании, а существует наравне с ним. Взаимосвязь этих договоров отражена на схеме.

Схема. Взаимосвязь договора об образовании и договора о сетевой форме реализации образовательных программ

Для обучающегося значение договора о сетевой форме реализации образовательных программ заключается в расширении доступа к современным образовательным технологиям и средствам обучения, в использовании возможности углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), в сотрудничестве с учеными престижных научных центров. В локальных актах образовательных организаций предусматривается необходимость письменного согласия обучающегося на использование сетевой формы реализации определенной образовательной программы.

В пункте 3 ст. 15 Закона об образовании называются положения, которые должны быть отражены в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ. Однако редакция указанной нормы позволяет сделать вывод, что законодателем дается лишь материал для формулировки существенных условий, но не сами условия.

По нашему мнению, предметом договора о сетевой форме реализации образовательных программ являются действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций путем распределения между ними обязанностей об объеме и о порядке осуществления образовательной деятельности, а также о виде и об объеме предоставления ресурсов.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой

формы, закрепляются в договоре путем указания, на какую сторону в каком объеме возлагаются обязанности по разработке сетевой образовательной программы, общего учебного плана, годового календарного учебного графика, расписания занятий, методического сопровождения реализации программы и пр. Положения договора не могут противоречить Закону. Поэтому исходя из п. 2 ст. 15 Закона об образовании в случае применения сетевой формы реализации образовательных программ при участии организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций разработка образовательной программы входит в компетенцию только организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С учетом специфики каждого договора указываются иные разнообразные обязанности. Так, в примерной форме договора о сетевой форме реализации дополнительной образовательной программы Курагинской средней общеобразовательной школы № 1 Красноярского края и учреждения дополнительного образования предусмотрено, что учреждение организует повышение квалификации учителей; проводит мастер-классы для обучающихся и учителей; обеспечивает участие в районных и краевых конкурсах по направлениям дополнительной образовательной программы.

В соглашении о сетевом взаимодействии между Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы и Челябинским государственным педагогическим университетом стороны закрепили за собой обязанности подготовить полные циклы видеолекций для отдельных дисциплин направлений бакалавриата и магистратуры с возможностью совместного использования в режиме закрытого персонифицированного авторизованного доступа на специально разработанном ресурсе в сети Интернет; организовать рабочие группы для разработки основных профессиональных образовательных программ; осуществить подготовку документов для лицензирования указанных образовательных программ; создать совместный банк электронных полнотекстовых изданий профессорско-преподавательского состава для отдельных направлений подготовки; внедрить систему обмена ведущими преподавателями при проведении курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-партнеров и др.

Порядок реализации образовательной программы находит также отражение в договоре путем установки сроков и последовательности изучения дисциплин, определения порядка перезачета дисциплин, учета и документирования результатов освоения обучающимся соответствующих учебных курсов разными организациями.

К порядку реализации сетевой формы относится также определение способа управления, решения повседневных задач. В договоре можно указать лиц, ответственных за управление сетевым взаимодействием.

В некоторых договорах способ управления прописан подробно или может быть сделана отсылка к локальному акту образовательной организации, определяющему порядок взаимодействия нескольких организаций.

Так, в положении о сетевом взаимодействии Луковниковской средней образовательной школы с образовательными учреждениями округа № 4 (Тверская область) предусмотрено, что непосредственное управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений осуществляет координационный совет сети, в состав которого входят по одному представителю от каждого образовательного учреждения и координационного совета отдела образования администрации Старицкого района. Заседание совета проводится не реже одного раза в два месяца или по мере необходимости и правомочно, если на заседании присутствует более половины его членов. К исключительной компетенции совета относится: определение приоритетных направлений деятельности сетевого взаимодействия образовательных учреждений; внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность сетевого взаимодействия образовательных учреждений; принятие решения о приеме в сеть новых образовательных учреждений и о выходе из его состава образовательных учреждений.

Что же касается характера и объема ресурсов, используемых каждой организацией, то в договоре выделяются кадровые, учебно-методические (методические материалы, пособия, учебники) ресурсы, помещение и территория для проведения занятий (кабинеты, лаборатории, спортзалы, спортплощадки).

Исходя из деловой практики можно было бы предположить, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ является договором об оказании услуг. Так, со-

гласно примерному договору о сетевой форме реализации образовательной программы, разработанному Московским государственным гуманитарным университетом имени М. А. Шолохова, одна образовательная организация в роли исполнителя оказывает образовательную услугу по реализации образовательной программы, а другая образовательная организация в роли заказчика принимает и оплачивает на условиях договора образовательную услугу.

При этом в примерном договоре указывается, что исполнитель вправе самостоятельно организовывать и осуществлять образовательный процесс и проводить учебные занятия в соответствии с требованиями образовательного стандарта, обязан предоставить заказчику необходимый комплект документов для формирования образовательной программы в части оказываемой образовательной услуги, а в случае пропуска занятий по уважительным причинам обучающимися сообщить об этом заказчику.

В свою очередь, заказчик имеет право получать от исполнителя информацию по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, об успеваемости, поведении, отношении обучающихся к учебе в целом и по отдельным предметам и дисциплинам, указанным в приложении к договору, а также об образовательной деятельности и перспективах ее развития. Что же касается обязанностей заказчика, то они сформулированы прежде всего как организация поведения обучающихся на территории исполнителя (обеспечить соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка исполнителя, требований локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий и мероприятий, порядок регламентации образовательных отношений между исполнителем и обучающимися; обеспечить соблюдение обучающимися порядка использования предоставляемых помещений, технических средств обучения, других учебно-методических материалов, соблюдение правил их использования, а также бережное отношение к ним и к имуществу исполнителя и др.).

В то же время в тексте цитируемого примерного договора закреплена совместная деятельность сторон договора путем указания на то, что исполнитель является соисполнителем в рамках

реализации образовательной программы, содержащейся в приложении к договору, а выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению при реализации образовательной программы должно обеспечиваться заказчиком и исполнителем совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения.

На наш взгляд, в исследуемой договорной форме соединены элементы договоров услуги и совместной деятельности, что затрудняет применение в дальнейшем законодательства к сложившимся отношениям. Кроме того, подобный конгломерат не учитывает таких форм сетевого взаимодействия, когда участниками являются три и более организации.

В юридической литературе высказано соображение о том, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ представляет собой договор о совместной деятельности3.

На наш взгляд, исходя из предмета рассматриваемого договора наиболее близок к нему по своим правовым характеристикам договор о совместной непредпринимательской деятельности. Сетевое взаимодействие вызвано необходимостью совместной образовательной деятельности, оно не предполагает создания новых юридических лиц. Участники такого сообщества являются юридически самостоятельными и действуют на основе собственных учредительных документов и локальных актов.

Между тем следует отметить, что к договору о сетевой форме реализации образовательных программ неприменимы правила ст. 1051 ГК РФ об отказе от бессрочного договора простого товарищества, ст. 1052 ГК РФ о расторжении договора простого товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, по требованию одной стороны, ст. 1054 ГК РФ о негласном товариществе. Вызывает сложности толкование положений о вкладах товарищей (ст. 1042 ГК РФ) применительно к договору о сетевой форме реализации образовательных программ. Кроме того, исполнение договора простого товарищества означает достижение правовых целей его участников. Исполнение договора о сетевой форме реализации образовательных программ означает, с одной стороны, исполнение

3 Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФБ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства», 2014.

его участниками своих обязанностей по вкладу в образовательный процесс, с другой стороны, организуются будущие или уже имеющиеся договорные связи образовательной организации и обучающегося. Таким образом, набирается ряд отличительных особенностей этого договора. С дальнейшим развитием законодательства и появлением судебной практики можно будет сделать вывод, является ли договор о сетевой форме реализации образовательных программ новым видом договора простого товарищества или договором sui generis.

Сетевая форма реализации допустима для любого вида образовательных программ, поэтому существенным условием договора является условие о виде, об уровне и (или) о направленности образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы.

Следует согласиться с законодателем об отнесении к существенным условиям согласования правил приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, поскольку при реализации сетевой формы могут быть дополнительные требования к личности обучающегося (например, знание одного или нескольких иностранных языков). Кроме того, обучающиеся должны быть информированы о новом наполнении прав и обязанностей, которые они имеют в силу договора об образовании.

К существенным условиям договора о сетевой форме реализации образовательных программ нормой п. 3 ст. 15 Закона об образовании отнесено название выдаваемого документа об образовании (или документов об образовании и (или) о квалификации, документа или документов об обучении), а также наименование организации, которая выдает указанный документ. В деловой практике указывается и значение документа, например: дает право на получение зачета по определенному курсу в образовательной организации.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен действовать не менее установленного периода обучения по определенной образовательной программе, в то же время договор может быть рассчитан на долгосрочное сотрудничество, значительно

превышающее обучение одного обучающегося. Поэтому условие о сроке действия договора является существенным.

Вызывает сомнение отнесение Законом об образовании к существенным условиям договора о сетевой форме реализации образовательных программ отдельных самостоятельных условий о «статусе обучающихся, порядке организации академической мобильности обучающихся, порядке изменения и прекращения договора» (п. 3 ст. 15).

Дело в том, что если под «статусом обучающихся» Закон имел в виду название категории (воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты и пр.), то эта категория и так прямо отражена при согласовании других указанных выше условий (уровень и направленность программы, правила приема, документ об образовании), если статус обучающихся предполагает совокупность его прав и обязанностей, то их перечень и содержание следует из Закона и из договора об образовании с обучающимся.

Не совсем понятно, что имел в виду законодатель, используя оборот «порядок организации академической мобильности обучающихся». Если речь идет о сроке и порядке информирования обучающегося о переходе на другую форму обучения, сроке и порядке передачи документации об обучении в другую организацию, то эти сведения раскрываются в другом существенном условии — порядке реализации образовательной программы.

Что же касается порядка изменения и прекращения договора, то участники договора о сетевой форме реализации образовательных программ вполне могли бы воспользоваться правилами гл. 29 ГК РФ («Изменение и расторжение договора»). Следует также отметить, что для большинства гражданских договоров закон не относит к существенным условиям порядок их изменения и прекращения. Поэтому, полагаю, что и для договора о сетевой форме реализации образовательных программ условие о порядке изменения и прекращения договора существенным не является и должно быть исключено из п. 3 ст. 15 Закона об образовании.

В юридической литературе было предложено дополнить перечень существенных условий рассматриваемого договора указанием на место реализации образовательных программ4.

4 Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. 2014. № 1.

На мой взгляд, в описание предмета договора входит распределение обязанностей между организациями-участниками в части и порядка реализации образовательной программы (место, сроки, ответственные лица). Поэтому отдельно выделять место исполнения образовательной программы как новое существенное условие не нужно.

Подводя итог правовой характеристике этого договора, дадим следующее определение. По договору о сетевой форме реализации об-

разовательных программ организация (организации), осуществляющая образовательную деятельность, а также иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления разных видов учебной деятельности, обязуются совместно участвовать в реализации определенной образовательной программы за счет согласования объема и порядка осуществления образовательной деятельности каждой организацией, а также вида и объема предоставляемых ими ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. — 2014. — № 1.

Материал поступил в редакцию 6 мая 2015 г.

AGREEMENT ON THE FORM OF NETWORK OF EDUCATIONAL PROGRAMS

MALEINA Marina Nikolaevna — PhD in Law, Professor at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honoured Lawyer of the Russian Federation [email protected]

123995, Russia, Moscow, Sadovaya—Kudrinskaya Street, 9

Review. The author concludes that theTreaty on network form of implementing educational programs is most similar to their legal characteristics to the agreement on joint non—business activities. Networking is necessary for the joint educational activities but it does not imply the creation of new legal entities; its members are independent and operate on the basis of their own founding documents and local acts. However, this Treaty has a number of distinctive features. The subject matter of the contract is exposed as joint actions of educational activities of several organizations through the distribution of responsibilities between them on the scope and exercising of educational activities, as well as on the type and the amount of resources. It is proposed to clarify the list of essential conditions of this contract in the law and exclude the conditions relating to the status of students, the Organization of academic mobility of students, the order of implementing changes, and termination of the contract. The author justifies enshrining in the law requirements on the conclusion of the Treaty on network form of implementing educational programs in the simple written form by creating a single document. He supportes the conclusion of a Treaty on networking and collaboration as a framework agreement, which can determine the structure, principles and general rules of the relationship of the parties, and along with it the separate treaties (applications).

Keywords: education, Treaty on networkform of implementing educational programs, agreement on collaboration, agreement on education, contract for services, educational institution, student, educational program, essential terms and conditions, the Act "On education in the Russian Federation»

BIBLIOGRAPHY

1. Comments to the Federal law of December 29, 2012 No. 273—FZ "On education in the Russian Federation" (article by article) // "Consultantplus: Comments to legislation", 2014.

2. Moshkova D.M., Lazovskii D.l. To the issue of legal regulation of network forms of implementing educational programs // Legal world. 2014. No 1. "Consultantplus: Comments to legislation".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.