УДК 378.4
РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Коновалова Юлия Викторовна,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected]
Сатыбалдина Елена Владимировна,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидат социологических наук, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье приводятся обоснования необходимости и условия разработки и реализации совместных образовательных программ в сетевой форме. Обозначены основные направления и нормативно-правовая база формирования образовательного партнерского взаимодействия, факторы, формирующие его преимущества, показана роль дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов в эффективной реализации сетевых образовательных программ. В процессе реализации совместных сетевых программ возникают проблемы, решения которых университеты - сетевые партнеры находят опытным путем в практике их непосредственного взаимодействия.
Ключевые понятия: образовательная программа, сетевые формы образования, технологии образования, дистанционное образование, академическая мобильность.
Отличительной чертой всех российских федеральных университетов является их ориентация на решение задач, отвечающих региональным и общенациональным интересам. К таким задачам прежде всего отнесем повышение эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом, сокращение миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, а также сохранение населения в регионах с предоставлением ему качественного и доступного образования. Разработка и реализация мероприятий по решению указанных задач не противоречит мировой образовательной практике. Так, к примеру, европейская платформа "Smart Specialization" ориентирует вузы на определение конкурентных преимуществ и установление приоритетов для работы в интересах своего региона как источника ресурсов [5].
Уральский федеральный университет (далее - УрФУ) традиционно является основным поставщиком высококвалифицированных кадров в Уральском регионе, что не мешает вузу активно интегрироваться в единое российское образовательное пространство. Данное направление является одним из приоритетных в его деятельности, о чем свидетельствует сотрудничество УрФУ с федеральными российскими университетами в рамках проекта «Клуб 10».
Проект «Клуб 10» был создан в соответствии с Соглашением о взаимодействии федеральных университетов при реализации сетевых образовательных программ (утв. 06.10.2013 г., г.Калининград) [7] и Положением об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах [4]. Идея создания проекта «Клуб 10» возникла в ходе поиска способов совершенствования системы непрерывного образования, координации деятельности федеральных учреждений высшего образования, обобщения и распространения положительного опыта по организации образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности. В реализации указанного проекта также предусматривалось усиление воздействия высшей школы на уровень социально-экономического, образовательного и культурного развития Российской Федерации, включая повышение квалификации научно-педагогических и других работников, социальной поддержки и защиты вузовских коллективов. Участники Клуба - федеральные универси-
теты разбросаны по территории страны и, в этой связи, деятельность Клуба направлена на повышение связанности регионов Российской Федерации, активное взаимодействие университетов, их кооперации по взаимовыгодному обмену научными достижениями, инновациями [6] (http:// f-campus.), что, в конечном итоге, является фактором сохранения и развития единого образовательного пространства страны.
Немаловажным объективным фактором развития проекта «Клуб 10» становится предоставление российским организациям высшего образования все большей свободы в формировании образовательных программ. Данное объективное обстоятельство, безусловно, увеличивает возможности вузов в более полном учете запросов изменяющегося рынка труда, что одновременно значительно повышает ответственность образовательных организаций за качество высшего образования [2].
Практика Уральского федерального университета в области разработки и реализации совместных образовательных программ позволяет авторам статьи проанализировать существующий опыт и выявить его сильные и слабые стороны. Методологическим основанием исследования являются общенаучные методы исследований социокультурных процессов: анализ научной литературы (работы российских и зарубежных исследователей по педагогике высшей школы и социологии образования), анализ нормативных документов, разработанных на федеральном уровне, так и в различных российских университетах, включая Уральский федеральный университет.
Опыт УрФУ показал преимущества реализации совместных образовательных программ:
1. Ресурсный обмен, предполагающий оптимизацию использования учебно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов партнерских организаций.
2. Возможность реализации принципа академической мобильности обучающихся посредством формирования индивидуальных образовательных траекторий путем выбора вариативных модулей, предложенных вузами-партнерами.
3. Возможность получения по окончании обучения документов об образовании двух образовательных организаций. Как правило, часть образовательной программы, изучаемая в каждой партнерской образовательной организации, составляет от 40% до 60% общей трудоемкости программы.
Процесс организации совместных образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, предусматривает выполнение определенных процедур в логике управления проектной деятельности: от идеи (замысла) к реализации и оценке результата. В обобщенном схематичном виде процесс проектирования сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ можно представить схематично в виде связанных между собой подпроцессов (этапов) (схема 1).
Для оптимизации процессов проектирования, открытия и реализации сетевых образовательных программ в УрФУ в 2013 году был разработан и утвержден пакет локальных документов, регламентирующих процедуры по вышеуказанным процессам, к примеру, «Порядок разработки образовательных программ в сетевой форме» и «Порядок реализации образовательных программ в сетевой форме».
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правовой основой партнерского взаимодействия является договор между образовательными и иными организациями, регулирующий правоотношения участников сети, реализующих образовательную программу.
В УрФУ разработаны различные шаблоны договоров, регулирующих отношения партнеров-участников взаимодействия. Вариативность указанных шаблонов договоров объясняется тем, что формы реализации совместных образовательных программ разнообразны и представляют собой возможность выбора как традиционных, так и инновационных способов организации учебного процесса в рамках каждого конкретного договора с партнером.
В рамках проекта «Клуб 10» к 2015 году в УрФУ заключены договоры о реализации в сетевой форме магистерских программ по направлениям подготовки 45.04.02 «Лингвистика», 45.04.01 «Филология», 06.04.01 «Биология», 22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов». Университетами-партнерами УрФУ на текущий момент являются Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северо-Кавказский федеральный университет, Казанский федеральный университет, Южный федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского.
Схема 1. Процесс проектирования сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ
Следующим этапом работы коллектива университета в рамках проекта «Клуб 10» стала реализация образовательных программ в сетевой форме на основании заключенных партнерских договоров. Данный процесс предполагает организацию академической мобильности студентов в рамках согласованных вузами-партнерами учебных планов. Так, в 2015 г. магистранты, обучающиеся по направлению «Биология», в УрФУ и Сибирском федеральном университете успешно освоили учебные вариативные модули, включающие дисциплины по выбору студентов. Отзывы студентов и преподавателей, участвующих в реализации и освоении указанных модулей, свидетельствуют о том, что опыт был успешным и результативным для их участников.
Отметим тот факт, что участники проекта «Клуб 10» акцентировали внимание на одной из важнейших особенностей реализации сетевых образовательных программ - ее
практической значимости, которая прежде всего проявляется в формировании компетенций по модулю «Практика». Организация практики обучающихся в предприятиях соответствующей отрасли промышленности или в профильных исследовательских лабораториях университетов-партнеров позволяет повысить эффективность обучения за счет максимального использования ресурсных возможностей сетевого партнерства. В зарубежных вузах максимальное использование ресурсных возможностей партнеров является распространенным опытом [3]. В УрФУ использование описанного опыта взаимодействия предусматривается в 2015-16 учебном году.
Еще одним фактором успешной реализации совместных образовательных программ является участие университета в проекте «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов». Расширить возможности обучающихся по успешному
освоению образовательной программы позволяет реализация сетевого проекта в направлении создания технологической платформы и организационно-методического обеспечения для разработки и использования совместных образовательных программ федеральных университетов, обеспечения коммерциализации полнотекстового электронного контента федеральных университетов и контроля внеаудиторного образовательного процесса.
Опыт организации и реализации образовательных программ в сетевой форме позволяет обнаружить и решить проблемы, затрудняющие оперативное взаимодействие вузов-партнеров. Так, к примеру, выявлены различия во внутренних структурах университетов, различия в реализации модульных учебных планов вузов и другие. Указанные проблемы были успешно решены координаторами совместных образовательных программ посредством организации и проведения переговорных процессов с партнерами и поиском эффективных способов организации мобильности студентов. Одним из способов эффективного взаимодействия вузов-партнеров в образовательном процессе является согласование и организация так называемых «окон мобильности», которые предусматривают выделение в учебном плане удобного для студента периода обучения в университете-партнере. Кроме того, в учебном плане обозначаются учебные модули, которые студент обязан освоить в каждом из вузов-партнеров.
Многие проблемы, возникающие в процессе взаимодействия вузов-партнёров, решаются с помощью современных образовательных технологий. Так, к примеру, аудиторная (контактная) учебная работа преподавателей с обучающимися планируется и организуется в режиме видеоконференц-связи на платформе Adobe acrobat connect PRO. Указанная система предоставляет широкие возможности в организации симметричной видео- и аудиосвязи, реализации многоточечной конференции, совместного доступа к экрану или отдельным приложениям, использовании интерактивной доски, демонстрации презентаций, поддержки многих форматов аудио-, видео- и растровых изображений. Кроме того, система позволяет организовать мониторинг присутствия участников, текстовый чат, моде-рацию онлайн-встреч и опросов участников, планирование встреч и приглашение участников, запись хода веб-конференции [1].
Сетевая форма реализации образовательных программ и использование элек-
тронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяют организовать обучение иностранных граждан без их выезда из страны проживания в Российскую Федерацию. Так, к примеру, в рамках заключенного договора о сетевой форме реализации образовательных программ по направлениям бакалавриата между УрФУ и Костанайским социально-техническим университетом имени академика Зулхар-най Алдамжар (КСТУ, Казахстан) функции по реализации части образовательной программы принимает на себя КСТУ как ресурсный центр. УрФУ в рамках договора взял на себя обязательства по организации обучения по образовательной программе в целом и зачету результатов обучения по модулям, освоенным обучающимися в Университете-ресурсном центре, принимая на себя обязательства университета-партнёра. В таком формате взаимодействия в 2013-2014 учебном году в сетевой форме были реализованы образовательные программы по трем направлениям бакалавриата («Государственное и муниципальное управление», «Автоматизация технологических процессов и производств» и «Информационные системы и технологии»).
Анализ практики и полученных первых результатов реализации сетевого партнерства дает нам свидетельства о формировании новой системы ориентиров в оптимизации образовательного процесса и, соответственно, новых факторах повышения качества образования, включая такие, как расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, которыми располагают входящие в сеть партнерские организации. Сетевое взаимодействие как с российскими, так и с международными организациями создает платформу для внедрения в образовательный процесс университетов лучших образцов отечественных и зарубежных образовательных практик. Результаты проведенного исследования сетевых взаимодействий в регионах позволят университетам использовать их преимущества, привлекая все большее количество обучающихся, повышая конкурентоспособность, эффективность и привлекательность образовательных программ для потребителей, заинтересованных в высоком качестве образования.
1. Игнатченко, О.А. Об опыте реализации образовательных программ в сетевой форме в Уральском федеральном университете. Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики [Текст] / О.А. Игнатченко,
Е.В. Сатыбалдина / Сборник материалов Международного образовательного форума «Алтай - Азия 2014», 2014. С. 111-112.
2. Положение об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах разработанного и действующего на основе Соглашения о взаимодействии федеральных университетов при реализации сетевых образовательных программ (утв. 06.10.2013 г., г. Калининград).
3. Ректоры «Клуба десяти» собрались в новом федеральном вузе в Крыму. Новости университетской жизни России. 17.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://f-campus.ru/rektory-kluba-desyati-sobralis-v-novom-federalnom-vuze-v-krymu. html (дата обращения: 15.08.2015).
4. Соглашение о взаимодействии федеральных университетов при реализации сетевых образовательных программ [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=NN/ N7303 (дата обращения: 29.04.2014).
5. Karavaeva, Y.V. Adapting the Tuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education [Text] Y.V. Karavaeva, Y.N. Kovtun // Tuning Journalfor Higher Education ISSN: 2340B8170. Issue № 1, November 2013.
6. Report on joint EUA-REGIO/JRC Smart Specialisation platform expert workshop: The role of universities in Smart Specialisation Strategies. European University Association. Belgium. 2014.
7. O*NET OnLine [Электронный ресурс]. URL: http://www.onetonline.org/ (дата обращения: 15.08.2015).
References
1. Ignatchenko, O.A., Satybaldina, E.V. (2014) Ob opyte realizacii obrazovatel'nyh programm v setevoj forme v Ural'skom federal'nom universitete. Evrazijskoe obrazovatel'noe prostranstvo - novye vyzovy i luchshie praktiki / Sbornik materialov Mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo Foruma «Altaj -Azija 2014», pp. 111-112 [in Rus].
2. Polozhenie ob organizacii setevyh obrazovatel'nyh programm v federal'nyh universitetah razrabotannogo i dejstvujushhego na osnove Soglashenija o vzaimodejstvii federal'nyh universitetov pri realizacii setevyh obrazovatel'nyh programm (utv. 06.10.2013 g., g. Kaliningrad) [in Rus].
3. Rektory «Kluba desjati» sobralis' v novom federal'nom vuze v Krymu. Novosti universitetskoj zhizni Rossii. 17.09.2014. URL: http://f-campus.ru/ rektory-kluba-desyati-sobralis-v-novom-federalnom-vuze-v-krymu.html (accessed: 15.08.2015) [in Rus].
4. Soglashenie o vzaimodejstvii federal'nyh universitetov pri realizacii setevyh obrazovatel'nyh programm [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sfedu.ru/ www/stat_pages22.show?p=NN/N7303 (accessed: 29.04.2014) [in Rus].
5. Karavaeva, Y.V., Kovtun, Y.N. (2013) Adapting theTuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education // Tuning Journalfor Higher Education ISSN: 2340B8170. Issue № 1, November [in Eng].
6. Report on joint EUA-REGIO/JRC Smart Specialisation platform expert workshop: The role of universities in Smart Specialisation Strategies. European University Association. Belgium. 2014 [in Eng].
7. O*NET OnLine [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.onetonline.org/ (accessed: 15.08.2015) [in Eng].
UDC 378.4
DEVELOPMENT OF ONLINE FORMS OF REALIZING EDUCATIONAL PROGRAMS AS EXEMPLIFIED BY THE EXPERIENCE OF URAL FEDERAL UNIVERSITY
Konovalova Yulia Viktorovna,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Eltsin, Candidate of Pedagogical Sciences, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Satybaldina Elena Vladimirovna,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Eltsin, Candidate of Sociological Sciences, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
The article justifies the necessity and conditions for realizing cooperative educational programs in the on-line form. The authors specify the main directions and regulatory framework for forming educational collaborating cooperation, factors showing its advantages, show the role of distant learning technologies and digital educational resources for realizing on-line educational programs effectively. While realizing cooperative on-line educational programs there arise problems, solutions for which Universities, on-line partners, find basing on experience in the process of their collaboration.
Key concepts: educational program, on-line forms of education, technologies of education, distant learning education, academic mobility.