Научная статья на тему 'Разработка и реализация совместных образовательных программ как фактор повышения качества результатов обучения'

Разработка и реализация совместных образовательных программ как фактор повышения качества результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / JOINT EDUCATIONAL PROGRAM / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OUTCOMES / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / РЕСУРСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RESOURCE ORGANIZATIONS / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / EVALUATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ю. В., Сатыбалдина Е. В.

В статье обоснована необходимость разработки и реализации совместных образовательных программ как фактора повышения их проектирования и целевых ориентиров (результатов обучения). Установлена и проанализирована связь компетенций и результатов обучения в образовательной программе с профессиональными стандартами. Определено значение совместных образовательных программ и отмечены их преимущества в решении проблемы разработки результатов обучения, их оценки и определения направлений улучшения и последующей корректировки всех их элементов. Приводится обзор накопленного опыта реализации совместных образовательных программ в Уральском федеральном университете, подтверждающего указанные преимущества. В статье описаны приоритетные направления деятельности Уральского федерального университета, в частности примеры интеграции в международное и внутрироссийское образовательное пространство. Авторы выделяют основных партнеров сетевого образовательного взаимодействия, а также условия реализации программ данного типа. Кроме того, подчеркивается особое значение партнерского взаимодействия не только с образовательными, но и с научно-исследовательскими и производственными организациями, предоставляющими ресурсы и базу для практики и обучения и отражающими интересы работодателей. Показаны преимущество указанного типа партнерства, предоставляющего возможность решения проблем академической, социальной и профессиональной мобильности обучающихся, а также необходимость создания благоприятной среды и условий, позволяющих организовать и провести мониторинг и оценку достижения целей образовательной программы, определить потребность в конкретных изменениях, учитывающих интересы партнерского сообщества. Таким образом, авторами обосновывается роль совместных образовательных программ как инновационного фактора повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ю. В., Сатыбалдина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND REALIZATION OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FACTOR OF EDUCATION RESULTS’ QUALITY RISE

This article substantiates the necessity of development and realization of joint educational programs as a factor of education programs projecting quality rise and their aims (education’s results). The article sets and analyses a connection between competences and results of education in the educational program with professional standards. The authors define a significance of joint educational programs and underline their advantages in solution of problem of education results’ development, their evaluation and defining of perfection ways and consequent correction of all the elements of an educational program. The article contains a review of accumulated experience in the sphere of joint educational programs’ realization in Ural Federal University; all the advantages are proved. The article describes the priority activity ways of Ural Federal University, and in particular, the examples of integration in international and Russian educational space. The authors mark out the main partners of network educational interaction, and also conditions of this type programs’ realization. Besides, the paper underlines a special significance of partner interaction not only with educational organizations, but also scientific and research production organizations which provide resources and practice bases for education. It is shown that this type partnership’s advantage, providing possibilities for problem solutions of academic, social and professional mobility of students; it also shows the necessity of creation of favorable environment and conditions which allow organizing and holding monitoring process and evaluation of education program aims’ achievement, defining need in exact changes taking into account the partnership’ interests. The authors substantiate a role of modern educational programs as an innovative factor of education quality’s rise.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация совместных образовательных программ как фактор повышения качества результатов обучения»

Ю.В. Коновалова, канд. пед. наук, главный специалист, Е.В. Сатыбалдина, канд. социол. наук, начальник,

отдел образовательных программ, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected] [email protected]

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье обоснована необходимость разработки и реализации совместных образовательных программ как фактора повышения их проектирования и целевых ориентиров (результатов обучения). Установлена и проанализирована связь компетенций и результатов обучения в образовательной программе с профессиональными стандартами. Определено значение совместных образовательных программ и отмечены их преимущества в решении проблемы разработки результатов обучения, их оценки и определения направлений улучшения и последующей корректировки всех их элементов. Приводится обзор накопленного опыта реализации совместных образовательных программ в Уральском федеральном университете, подтверждающего указанные преимущества. В статье описаны приоритетные направления деятельности Уральского федерального университета, в частности — примеры интеграции в международное и внутрироссийское образовательное пространство. Авторы выделяют основных партнеров сетевого образовательного взаимодействия, а также условия реализации программ данного типа. Кроме того, подчеркивается особое значение партнерского взаимодействия не только с образовательными, но и с научно-исследовательскими и производственными организациями, предоставляющими ресурсы и базу для практики и обучения и отражающими интересы работодателей. Показаны преимущество указанного типа партнерства, предоставляющего возможность решения проблем академической, социальной и профессиональной мобильности обучающихся, а также необходимость создания благоприятной среды и условий, позволяющих организовать и провести мониторинг и оценку достижения целей образовательной программы, определить потребность в конкретных изменениях, учитывающих интересы партнерского сообщества. Таким образом, авторами обосновывается роль совместных образовательных программ как инновационного фактора повышения качества образования. Ключевые слова: совместная образовательная программа, компетенции, результаты обучения, проектирование образовательной программы, профессиональные стандарты, ресурсные организации, оценка образовательной программы, качество высшего образования, мобильность.

Уральский федеральный университет Его участники создают партнерские сооб-

(УрФУ) активно интегрируется в единое щества, деятельность которых заключается

российское образовательное пространство, во взаимодействии и кооперации по взаи-

ориентируясь в соответствии с мировой мовыгодному обмену научными достижени-

практикой на определение конкурентных ями и инновациями1, приобретении опыта

преимуществ и установление приорите- разработки и реализации совместных об-

тов для работы в интересах своего региона. разовательных программ, что, в конечном

Подтверждением этого является сотрудни- итоге, становится фактором сохранения

чество УрФУ с федеральными российскими и развития единого образовательного про-

университетами в рамках проекта «Клуб 10». странства.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Развитие проекта «Клуб 10» предусма тривает предоставление российским уни верситетам все большей свободы в форми ровании образовательных программ, в част ности целевых ориентиров обучения, которые в настоящее время формулируются в форме компетенций и результатов обучения. В этой связи у вузов-партнеров возникает потребность в осмыслении качества проектирования образовательных программ и в частности формулирования результатов обучения. Они, в свою =

очередь, как известно, являются средством выражения уровня проявления компетенций, который сопрягается с уровнем образования.

Общеизвестно, что результаты обучения понимаются как формулировка того, что должен знать, понимать и может продемонстрировать обучающийся после завершения образовательной программы (программы дисциплины, модуля). Для освоения компетенций в рамках реализации конкретной программы на каждом уровне образования требуется определить ее содержательные элементы: совокупность знаний и умений, опыт установки, мотивации, цен-ности2. Этот набор и составляет содержание результатов обучения. Таким образом, формирование компетенции происходит в процессе освоения результатов обучения и приобретения практического опыта. Соответственно, оценивать компетенции следует по окончании обучения по программе.

Очевидно, что решение проблемы качества образования и оценки компетенций (результатов обучения) затрагивает три пересекающихся процесса: проектирова- =

ние компетенций (результатов обучения) как целевых ориентиров образовательной программы, определение адекватных им методов и технологий обучения и определение адек-

Показателем качества проектирования образовательной программы будет соответствие того, чему обучающиеся должны научиться, как они должны учиться, как будет оцениваться качество и содержание их обучения тому, что им впоследствии надо будет

делать, как они должны это делать и насколько хорошо они это будут делать в сфере труда.

Безусловное преимущество в реализации совместных программ получают образовательные

сообщества, в которых партнерами становятся не только

университеты, но и научно-исследовательские и производственные организации.

ватных средств оценки результатов обучения и оценки компетенций. Сложность решения указанной проблемы в том, что она требует комплексного подхода, а осуществить это = в процессе и/или сразу после обучения очень сложно, а порой и невозможно.

Первостепенным условием качества образовательной программы становится проектирование адекватных запросам рынка труда компетенций и результатов обучения на основе анализа профессиональных стандартов по профессиям, соответствующим профилю образовательной программы. Профессиональные стандарты содержат требования к квалификации работников различных квалификационных уровней и описывают трудовые функции, знания и умения, которые необходимы работникам для качественного выполнения профессиональных обязанностей и решения трудовых задач3. Показателем качества проектирования образовательной программы будет соответствие того, чему обучающиеся должны научиться (результаты обучения), как они должны учиться, как будет оцениваться качество и содержание их обучения тому, что им впоследствии надо будет делать, как они должны это делать и насколько хорошо они это будут делать в сфере труда. Такое соответствие дает возможность обоснованно определить и установить достоверные критерии измерения = и оценки учебных достижений.

Результаты изучения включенности выпускников в профессиональную деятельность, роста их карьеры, способности самостоятельно выполнять трудовые функции как в знакомых, так и в новых условиях профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи, предусмотренные бизнес- и технологическим процессом, могут дать объективную

оценку сформированным в процессе обучения компетенциям обучающихся4. При этом оговоримся, что во внимание не берутся случаи трудоустройства выпускников в организации и сферы деятельности, не соответствующие профилю образовательной программы.

Совместные образовательные программы, созданные и реализуемые вузами-партнерами, позволяют максимально реализовать возможности университетов, с более полным учетом запросов изменяющегося рынка труда, в повышении качества проектирования целей (результатов) обучения, в рамках проекта «Клуб 10»5. Безусловное преимущество в реализации совместных программ получают образовательные сообщества, в которых партнерами становятся не только университеты, но и научно-исследовательские и производственные организации. В этом случае ответственность за качество образования вместе с университетами начинают разделять партнеры, которые зачастую являются будущими работодателями.

Повышение качества образования при реализации совместных образовательных программ достигается за счет возможности заинтересованного обсуждения и со-

гласования всеми партнерами компетенций и результатов обучения, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения вузов-партнеров. К сказанному добавим расширение доступа к современным научно-производственным и инновационным технологическим ресурсам, которыми располагают партнеры, работающие в научной и производственной сферах, и оптимизация использования учебно-методической, материально-технической и кадровой базы за счет ресурсного обмена. Определено, что в условиях современной экономической ситуации как в России, так и во всем мире — нацеленности на высокотехнологичные производства и реализацию концепции технологического прорыва — преимуществом вышеуказанных образовательных программ становится их актуальность.

В УрФУ имеется опыт создания совместных программ как с российскими и зарубежными университетами-партнерами, так и с научно-исследовательскими и производственными (ресурсными) организациями. В настоящее время в университете действует более 160 договоров о сотрудничестве с различными университетами Ев-

ропы, Азии, Северной и Южной Америки и осуществляется деятельность по реализации совместных образовательных программ в рамках проектов: «Сетевой университет ШОС», «Сетевой университет СНГ» и др. Указанные проекты направлены на использование преимуществ совместных образовательных программ, к примеру, реализации принципа академической мобильности обучающихся посредством формирования индивидуальных образовательных траекторий и создания условий для нее. Укреплению международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации содействуют обмен аспирантами, проведение совместных научных исследований и обобщение их результатов в научных работах и диссертациях.

Интересен опыт создания системы «Университет ШОС», объединяющей университеты России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Беларуси, предоставляющей студентам из разных стран возможность в течение всего периода обучения осваивать международные образовательные программы по выбранным направлениям в нескольких вузах. В УрФУ в рамках данного проекта совместные с Казахстаном6 и Таджикистаном образовательные программы разрабатываются и реализуются по направлениям энергетика, регионоведе-ние и экология.

Университет является также участником Технического консорциума сетевого университета СНГ, реализуя программы магистратуры для студентов Армении, Таджикистана и Казахстана. Как правило, иностранные студенты-магистранты в рамках проекта этого университета первый год обучаются в УрФУ, а затем возвращаются в национальные вузы. Сетевой университет СНГ официально создан как межвузовское сетевое образовательное пространство государств — участников СНГ, и их активное сотрудничество позволит повысить не только престиж высшей школы стран СНГ, но и показатели тех вузов-партнеров, которые в мировых рейтингах либо занимают

низкие места, либо вовсе отсутствуют. Подобный опыт позволяет также согласовать результаты обучения, методики реализации программ и средства оценивания не только на национальном, но и на международном уровне. Следует также подчеркнуть, что разработка результатов обучения в совместных международных образовательных программах предполагает учет национальных рамок ква-лификаций7 тех стран, в которых программы реализуются, обеспечивая тем самым профессиональную и социальную мобильность выпускников и повышая их шансы на мировых рынках труда.

Хорошие результаты показал опыт разработки и реализации совместных инженерных образовательных программ по направлению «металлургия» в рамках договора о сотрудничестве УрФУ и Технического университета холдинга УГМК. В ходе сотрудничества согласованы результаты обучения, студенты обучаются в Техническом университете, оснащенном современными учебными и научно-производственными аудиториями и лабораториями, к занятиям привлечены опытные работники предприятия, в период практики студенты обучаются на площадках предприятий холдинга. В этой связи следует отметить еще одно преимущество совместных образовательных программ — возможность установить партнерское взаимодействие не только с университетами, но и с производственными организациями, предоставляющими ресурсы и базу для практики и обучения и отражающими интересы работодателей.

Другим примером, иллюстрирующим подобного типа партнерское взаимодействие, может служить совместная реализация магистерской образовательной программы «Математическая геофизика и геоинформатика», которая осуществляется партнерами — образовательными и научно-исследовательскими организациями УРФУ, Белорусским государственным университетом (Республика Беларусь), а также Институтом математики и механики им. Н.Н. Кра-

Укреплению международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации содействуют обмен аспирантами, проведение совместных научных исследований и обобщение их результатов в научных работах и диссертациях.

совского и Институтом геофизики им. Ю.П. Булашевича Уральского отделения Российской академии наук. Две последние организации являются ресурсными, обладают уникальным оборудованием и согласно условиям договора о совместной реализации образовательной программы предоставляют лаборатории, оборудование и специалистов для проведения практики. В тоже время научно-исследовательские институты-партнеры, испытывающие дефицит в квалифицированных перспективных работниках, получают возможность и способ вовлечь молодых одарённых студентов в научную деятельность и впоследствии принять их на работу.

В результате создается среда, позволяющая общими усилиями партнеров организовать и провести мониторинг и оценку достижения целей образовательной программы, и на этой основе улучшить и скорректировать все ее компоненты:

— проанализировать целевые ориентиры образовательной программы (компетенции и результаты обучения), и достоверно оценить степень их достижения и соответствия потребностям работодателя;

— определить, какие именно компетенции и их содержательные элементы (знания, умения и практический опыт) не были сформированы, и определить дисциплинарные области (дисциплины), требующие улучшения.

Проведение подобного мониторинга позволяет повысить объективность оценки образовательной программы и определить конкретные ее изменения в трех плоскостях.

1. Обновление структуры образовательной программы — введение новых дисциплин (модулей), соответствующих современным тенденциям развития науки, техники и технологий и замена неактуальных, изменение трудоемкости и содержания дисциплин (модулей), перераспределение часов аудиторной и самостоятельной работы студентов, внесение изменений в учебный план.

2. Определение эффективных форм, технологий и методов обучения на основе анализа используемых методик в настоящее время.

3. Определение эффективных методов оценки, адекватных результатам освоения образовательной программы.

Дополнительным эффектом мониторинга и оценки достижения целей (результатов) образовательной программы является обоснование необходимости и целесообразности управленческих решений по повышению квалификации преподавателей, реализующих программу, и привлечению к ее реализации специалистов-практиков, научных работников в тех дисциплинарных и научных областях, которые необходимо усилить.

Анализ практики УрФУ в области разработки и реализации совместных образовательных программ показывает, что многие проблемы, связанные с их качеством и повышением конкурентоспособности, эффективнее решаются партнерскими образовательными сообществами. Исследование накопленного опыта позволяет констатировать, что активная деятельность университета по разработке и реализации совместных образовательных программ создает благоприятную среду для роста не только академической, но и социальной и профессиональной мобильности выпускников и повышает их шансы на мировом рынке труда. Это имеет существенное значение для личного и профессионального развития выпускников, вынужденных постоянно сталкиваться с различными профессиональными и жизненными ситуациями и необходимостью решать возникающие проблемы.

В заключение укажем, что подобная положительная образовательная практика актуальна не только для организации и реализации современного учебного процесса, но и для развития разных отраслей экономики, причем как Уральского региона, так и России и мира в целом.

Исследование накопленного опыта позволяет констатировать, что активная деятельность УрФУ по разработке и реализации совместных образовательных программ создает благоприятную среду для роста не только академической, но и социальной и профессиональной мобильности выпускников и повышает их шансы на мировом рынке труда.

Литература

1. Ректоры «Клуба десяти» собрались в новом федеральном вузе в Крыму. Новости университетской жизни России. 17.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://f-campus.ru/rektory-kluba-desyati-sobralis-v-novom-federalnom-vuze-v-krymu.html (дата обращения: 15.08.2015).

2. Матова Г. Результаты обучения и оценка качества результата — по-европейски / Аккредитация в образовании [Электронный журнал]. URL: http://www. akvobr.ru/ocenka_kachestva_rezultata_po_evropeiski. html (дата обращения: 27.10.2015).

3. Коновалова Ю.В., Сердюк Ю.В. Разработка основных образовательных программ в Уральском федеральном университете на основе системного взаимодействия с работодателями / Международный образовательный форум «Алтай — Азия 2012»: «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста»: сб. материалов (18—20 сентября 2012 г., Барнаул). Барнаул, 2012. 364 с.

4. Коновалова Ю.В., Вострецова Е.В. Проектирование уровневых программ на основе корпоратив-

ных профессиональных стандартов в Уральском федеральном университете. / Многоуровневая система высшего профессионального образования: становление, проблемы, перспективы: тезисы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). 19—22 сентября 2012 г. Архангельск : КИРА, 2012. С. 13-14.

5. Karavaeva, Y.V. Adapting theTuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education [Text] Y.V. Karavaeva, Y.N. Kovtun // Tuning Journalfor Higher Education. Issue No. 1, November 2013.

6. Игнатченко О.А., Сатыбалдина Е.В. Об опыте реализации образовательных программ в сетевой форме в Уральском федеральном университете. / Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики: сб. материалов Междунар. образ. форума «Алтай — Азия 2014». Барнаул, 2014. С. 111—112.

7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций: методическое пособие. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 72 с.

DEVELOPMENT AND REALIZATION OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FACTOR OF EDUCATION RESULTS' QUALITY RISE

J.V. Konovalova, Candidate of Pedagogy, the leading specialist, E.V. Satybaldina, Candidate of Sociology, the head, The department of educational programs, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected], [email protected]

This article substantiates the necessity of development and realization of joint educational programs as a factor of education programs projecting quality rise and their aims (education's results). The article sets and analyses a connection between competences and results of education in the educational program with professional standards. The authors define a significance of joint educational programs and underline their advantages in solution of problem of education results' development, their evaluation and defining of perfection ways and consequent correction of all the elements of an educational program. The article contains a review of accumulated experience in the sphere of joint educational programs' realization in Ural Federal University; all the advantages are proved. The article describes the priority activity ways of Ural Federal University, and in particular, the examples of integration in international and Russian educational space. The authors mark out the main partners of network educational interaction, and also conditions of this type programs' realization. Besides, the paper underlines a special significance of partner interaction not only with educational organizations, but also scientific and research production organizations which provide resources and practice bases for education. It is shown that this type partnership's advantage, providing possibilities for problem solutions of academic, social and professional mobility of students; it also shows the necessity of creation of favorable environment and conditions which allow organizing and holding monitoring process and evaluation of education program aims' achievement, defining need in exact changes taking into account the partnership' interests. The authors substantiate a role of modern educational programs as an innovative factor of education quality's rise.

Key words: joint educational program, competence, learning outcomes, design of educational programmes, professional standards, resource organizations, evaluation of the educational program, the quality of higher education, mobility.

References

1. The rectors of the "Club of ten" met the new Federal University in Crimea. News of University life of Russia. 17.09.2014 (in Russian). Available at: http://f-campus. ru/rektory-kluba-desyati-sobralis-v-novom-federalnom-vuze-v-krymu.html (accessed 15.08.2015).

2. Matova G. Rezul'taty obucheniia i otsenka kachestva rezul'tata — po-evropeiski / Akkreditatsiia v obrazovanii [Learning outcomes and quality evaluation results — European / Accreditation in education]. Available at: http:// www.akvobr.ru/ocenka_kachestva_rezultata_po_evro-peiski.html (accessed 27.10.2015).

3. Konovalova Iu.V., Serdiuk Iu.V. Razrabotka osnovnykh obrazovatel'nykh programm v Ural'skom federal'nom universitete na osnove sistemnogo vzaimodeistviia s rabo-todateliami [Development of basic educational programs at the Ural Federal University on the basis of the system of interaction with employers]. Mezhdunarodnyi obrazovatel'nyi forum «Altai — Aziia 2012»: «Modernizat-siia professional'nogo obrazovaniia v Rossii i mire: novoe kachestvo rosta»: sb. materialov (18—20sentiabria 2012g., Barnaul) [The international educational forum "Altai — Asia 2012" "Modernization of professional education in Russia and the world: new quality of growth": collection of materials (18-20 September 2012, Barnaul)]. Barnaul, 2012. 364 p.

4. Konovalova Iu.V., Vostretsova E.V. Proektirovanie urovnevykh programm na osnove korporativnykh professional'nykh standartov v Ural'skom federal'nom universitete [Level designing programs based on profes-

sional standards at the Ural Federal University]. Mnogou-rovnevaia sistema vysshego professional'nogo obrazovaniia: stanovlenie, problemy, perspektivy: tezisy Vseros. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunar. uchastiem). 19—22 sentiabria 2012 g. [A multi-level system of higher professional education: formation, problems, prospects: thesis of first all-Russian. scientific.-practical. Conf. (Intern. participation). 19-22 September 2012]. Arkhangelsk, KIRA Publ., 2012, pp. 13-14.

5. Karavaeva, YV. Adapting theTuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education. Tuning Journalfor Higher Education. Issue No. 1, November 2013.

6. Ignatchenko O.A., Satybaldina E.V. Ob opyte re-alizatsii obrazovatel'nykh programm v setevoi forme v Ural'skom federal'nom universitete [About the experience of realization of educational programs in the form of a network in the Ural Federal University]. Evraziiskoe obrazovatel'noe prostranstvo — novye vyzovy i luchshie praktiki: sb. materialov Mezhdunar. obraz. foruma «Altai — Aziia 2014» [Eurasian educational space — new challenges and best practices: collection of abstracts of the Intern. image. forum "Altai — Asia 2014"]. Barnaul, 2014, pp. 111—112.

7. Oleinikova O.N., Murav'eva A.A. Professional'nye standarty kak osnova formirovaniia ramki kvalifikatsii: metodicheskoe posobie [Professional standards as a basis for developing qualifications frameworks: methodical manual]. Moscow, ANO Tsentr IRPO Publ., 2011. 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.