УДК 378 ББК 74.480
А.П. Ерёмина
направления развития сетевого взаимодействия в подготовке педагогических кадров в вузе*
Статья посвящена исследованию проблемы становления и развития сетевой формы реализации образовательных программ как новой образовательной стратегии подготовки педагогических кадров в региональной системе образования. Анализируются модели сетевого взаимодействия, особенности проектирования и преимущества межвузовских сетевых образовательных программ.
Ключевые слова: качество образования; образовательная стратегия; сетевая форма реализации образовательных программ, сетевое взаимодействие; сетевая образовательная программа, профессиональный стандарт; модульный принцип построения образовательных программ.
A.P. Eremina
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF NETwORK INTERACTION IN TEACHER TRAINING in higher EDUCATION INSTITUTION
The problems of formation and development of network forms of realization of educational programs as a new learning strategy of teacher training in the regional system of education are discussed. The models of network interaction, specific features of design and benefits of the interuniversity network educational programs are analyzed.
Key words: quality of education; educational strategy; the network form of realization of educational programs, networking; network educational program, professional standard; modular way of design of educational programs.
Развитие российского образования на современном этапе, быстро меняющиеся политические и социально-экономические условия ставят перед региональной системой образования задачи подготовки высокоинтеллектуальных, конкурентоспособных, компетентных, мобильных специалистов, гибко реагирующих на происходящие изменения, быстро переключающихся с одного вида деятельности на другой и совмещающих различные трудовые функции. Это в первую очередь относится к системе педагогического образования.
В определении векторов развития современного педагогического образо-
вания устойчивое место занимают вопросы обеспечения его качества образования. Проблема повышения качества образования длительное время остается объектом внимания не только педагогов-исследователей, но и представителей всех сфер жизни общества. Каждый субъект образовательного процесса заинтересован в обеспечении качества образования. Именно на повышение качества образования направлены новации законодательных и исполнительных органов государственной власти на различных уровнях. Это и мониторинг эффективности вузов, и ежегодное самообследование образовательных организаций, и
*Исследование выполнено в рамках областного гранта в сфере научной и научно-исследовательской деятельности (соглашение № 23 от 30.06.2015 г.) по теме «Инновационные стратегии подготовки педагогических кадров в региональной системе образования: российский и зарубежный опыт».
<и
са о н 2 ч о с
m I-
о
<и о
го
со са
£ &
53 m о m m ш
Eâ
го ^ Q.X
К S
_ о I ф Ф т
го 2 О-(О го£ I с
го
X
Q.
ш
d
<
утвержденные показатели, характеризующие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Качество и доступность образования, или, по словам министра образования РФ Дмитрия Ливанова, «...качество образования для каждого школьника и студента...»? являясь стратегическим приоритетом в государственной образовательной политике, озвучены основной задачей, поставленной федеральными органами власти перед региональными системами образования на 2015/16 учебный год.
Решение проблемы повышения качества подготовки на современном этапе решается за счет:
• сопоставления образовательных результатов программ подготовки педагогических кадров с требованиями профессиональных стандартов и приведение их в соответствие;
• повышения практической направленности образовательных программ. Реализация данной меры может рассматриваться в двух направлениях: за счет смены модели прохождения практики студентами («погружение» в практику) и за счет сетевого взаимодействия с образовательными организациями, реализующими программы общего и среднего профессионального образования;
• реализация принципов как компе-тентностного, так и деятельностного подходов в подготовке педагогов;
• диверсификация форм организации образовательной деятельности при подготовке педагогических кадров за счет использования сетевых форм реализации образовательных программ и модульного принципа их построения (проектирования);
• повышение академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников.
Одним из векторов развития регионального педагогического образования в настоящий момент становится стратегия горизонтальной и вертикальной интеграции. Сетевое взаимодействие стало формой такой интеграции. Актуальность реализации сетевого взаимодействия в
сфере образования подтверждается в п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3. Особенности реализации образовательных программ в сетевой форме теперь учтены при лицензировании образовательной организации, при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования, при аккредитации образовательных программ, в том числе начиная с 2015 года, и в итоговых отчетах мониторинга системы образования.
Анализ проблемы становления и развития сетевой формы взаимодействия позволяет нам сделать вывод, что в науке заложены основы теории сетей и сетевого взаимодействия, которые пока носят междисциплинарный характер, но все больше и больше находят конкретику в педагогической литературе. Выделены основные категории сетевого взаимодействия. Например, сеть (образовательная сеть, сеть образовательных учреждений), сетевая организация, сетевая форма реализации, само сетевое взаимодействие, его формы и функции, субъекты сетевого взаимодействия и т.д. Сформулировано понятие сетевого взаимодействия, под которым с одной стороны понимается способ деятельности, с другой стороны система связей (взаимоотношений) между субъектами. При этом неотъемлемыми условиями реализации являются совместная деятельность, единая цель, добровольность связей, множественность субъектов и уровней взаимодействия.
Изучение педагогической литературы позволяет выделить сложившиеся модели сетевого взаимодействия. Так, М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов, А.А. Южаков [2] выделили: модель сетевого взаимодействия в рамках межвузовской кооперации; региональную модель сетевого взаимодействия на базе научно-образовательных центров НИУ; модель сетевого взаимодействия вузов на базе сети научно-образовательных центров в рамках интеграции науки и образования в рамках межвузовской кооперации.
Первый вариант сетевого взаимодействия, по их мнению, наиболее про-
стой, заключающийся в объединении вузов в одну образовательную сеть и реализации той или иной образовательной программы. При этом при построении таких программ используется модульный принцип их построения, и студент имеет право выбрать место изучения конкретного образовательного модуля в том вузе, где, по его мнению, гарантируется высокое качество обучения данного раздела. Тем самым обеспечивается академическая мобильность студентов, которая является важным механизмом реализации компетентностного подхода в образовании [2, с. 70]
Во втором варианте ядром модели является научно-образовательный центр, созданный на базе НИИ по приоритетному направлению науки и техники. Данная модель может быть как региональной, так межрегиональной. Третья модель, является сочетанием первых двух вариантов, и дает возможности подготовки кадров по более широкому спектру направлений.
Широкое распространение получили такие модели сетевого взаимодействия, как школьно-университетское партнерство, школа-школа, доу-школа-вуз, школа-суз, вуз-вуз. В свою очередь в каждом из вариантов могут быть выстроены различные направленности взаимодействия. Так, федеральные университеты, объединившись и используя межвузовскую кооперацию, рассматривают модель горизонтального сетевого взаимодействия (основой которой является ресурсный обмен); модель «партнерская сеть» (выражена в формировании базовых и вариативных модулей, которые распределяются между участниками сети); модель «ресурсный центр» (один из вузов является ресурсным центром, и проводит обучение по вариативным модулям).
Имеющийся опыт в построении сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ и выбора той или иной модели был обобщен в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использова-
нием сетевых форм реализации образовательных программ». В методических рекомендациях выделены два основных варианта межвузовского сотрудничества, выраженного в реализации образовательных программ в сетевой форме -вариант интеграции образовательных программ и вариант использования ресурсов иных организаций.
Основные признаки или особенности варианта интеграции образовательных программ выражены в следующем:
• реализуют программу две образовательные организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме;
• программа является совместной, интегрированной;
• зачисление абитуриента происходит в каждую организацию, и выпускник, соответственно, получает документы об образовании и (или) квалификации каждой организацией;
• принцип построения совместной (интегрированной) образовательной программы - модульный;
• ориентация образовательной программы на требования соответствующего профессионального стандарта.
При использовании второго варианта возможны различные модели, такие как модель включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, модель «индивидуальный выбор», модель «вуз-предприятие», модель «базовая организация - академический институт - предприятие». Основное отличие представленных моделей от варианта интеграции в том, что абитуриент зачисляется в одну образовательную организацию (базовую) и соответственно получает один диплом об образовании и (или) квалификации.
В рамках региональной системы подготовки педагогических кадров наиболее подходящими вариантами реализации образовательных программ в сетевой форме является модель интеграции образовательных программ, модель покупки модулей, а также модель «индивидуальный выбор».
г> &
53 со
О ю
о; ш
Е °
£ о.
го ^ ах к §
^ о I ф Ф т
го 2 ^го го£ I с
го
X
О.
ш
с
<
С вступлением в силу ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» активно развивается модель сетевого взаимодействия региональных педагогических вузов Уральского и Приволжского федеральных округов, включающая Челябинский государственный педагогический университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Пермский гуманитарно-педагогический университет. В 2015 году к данному межвузовскому партнерству присоединились Оренбургский государственный педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. С 2015/16 учебного года в ОГПУ и ЧГПУ запущена образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность «Психология и педагогика начального образования», реализуемая в сетевой форме. Представленная сетевая образовательная программа сформирована на стыке двух моделей: модели покупки модулей образовательными организациями (в педагогической литературе распространен также термин аутсорсинг) и модели интеграции образовательных программ, так как нормативно-правовая база реализации сетевых форм оставляет право как выбора модели, так и ее вариативность за образовательной организацией.
Преимуществами применения сетевой формы реализации образовательных программ в подготовке педагогических кадров в регионе является:
• обмен опытом ведущих образовательных организаций в области профессиональной подготовки педагогических кадров, создание условий для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы;
• конкурентоспособный и мобильный выпускник с развитыми личностными качествами, профессиональными компетенциями, способный адаптироваться к иной образовательной среде, традициям
и педагогическим подходам, к профессиональной среде;
• содействие образовательному сотрудничеству в реализации программ академической мобильности научно-педагогических работников; в возможности получения образования по программам других университетов на основе системы студенческого обмена; во внедрении ранее не реализуемых совместных образовательных программ с передовыми университетами и научными организациями.
Как уже было отмечено выше, актуализация образовательных программ на современном этапе, в том числе и с использованием сетевой формы реализации, требует обязательного учета требований профессионального стандарта. Необходимость внедрения профессиональных стандартов в области подготовки педагогических кадров обусловлена обновлением целей системы российского образования и появлением новых требований к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.
Внедрение требований профессиональных стандартов в образовательную практику позволяет решить ряд актуальных задач, стоящих перед системой подготовки педагогических кадров, таких как: обеспечение соответствия образовательных программ требованиям рынка труда; формирование перечня профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист, исходя из текущих потребностей работодателей; создание научно-методической базы для оценки качества выпускников, проведения сертификации кадров; обеспечение согласованности профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов; вовлечение работодателей и учебных заведений профессионального образования во взаимодействие на разных уровнях. Поэтому профессиональный стандарт педагога становится важным нормативно-правовым документом подготовки педагога наряду с федеральным государственным образовательным стандартом.
Другой немаловажной особенностью проектирования сетевой образовательной программы на современном этапе является переход к модульной структуре учебного процесса, который также означает актуализацию образовательного программ и пересмотр организации образовательного процесса.
Ясное представление о модуле выделено А.Н. Каспаржаком, который под модулем понимает «...кластер или связку учебных мероприятий, который посвящен определенной теме или содержанию, являющийся целостно единицей, но составной частью более крупного целого...» [3].
Алгоритм проектирования компе-тентностно-ориентированных образовательных программ с использованием модульного похода подробно описан в работе А.А. Карасика [3]. Представленный алгоритм может быть использован и при построении образовательных программ подготовки педагогических кадров, в том числе и сетевых.
Анализ педагогической литературы, опыт педагогических вузов проектирования образовательных программ позволяет выделить особенности модульности в сетевых образовательных программах, которые заключаются в следующем:
• модуль - это не просто группа дисциплин, это практико-теоретическая единица, формирующая группы компетенций, логически завершенная и обособленная, что дает возможность выстраивать индивидуальную траекторию образовательного процесса, осваивать модули оторвано друг от друга, в том числе и в иных образовательных организациях. Кроме того, обособленность и завершенность модуля дает возможность для повышения квалификации и может заканчиваться выдачей сертификата, удостоверения или иного соответствующего документа;
• каждый модуль сопровождается методическим обеспечением, который включает четко сформулированные образовательные результаты, значимость модуля для образовательной программы,
учебные материалы, необходимые для его освоения, систему оценки и контроля усвоения знаний, позволяющие корректировать учебный процесс. Важная задача формирования модуля сегодня -создание такого модуля, который «захотят» включить в образовательную программу;
• модули бывают инвариантными и вариативными, что позволяет оперативно реагировать на потребности обучающихся, работодателей, общественности. В настоящее время учебно-методическим объединением в системе высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» разрабатывается примерный набор сопоставимых модулей, внедрение которых в образовательные программы расширит возможности вузов для сетевого взаимодействия и академической мобильности.
Выделенные особенности свидетельствуют о том, что модульные сетевые образовательные программы в полной мере позволяют учесть требования профессиональных стандартов, основанные на компетенциях и решить проблему повышения качества подготовки на современном этапе.
Таким образом, новой образовательной стратегией подготовки педагогических кадров в региональной системе становится стратегия развития сетевого взаимодействия образовательных организаций. Введение федеральных образовательных стандартов высшего образования определило условие для активной реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием сетевой формы взаимодействия образовательных организаций и модульной структуры учебного процесса.
Применение механизмов сетевого взаимодействия, объединение усилий участников образовательного процесса, использование модульного подхода позволяет более эффективно решать учебно-методические, организационные задачи, стоящие перед образовательными организациями.
г> £
53 и
о m
к со
Е °
t ^
го ^ Q.X
к 1
S о I ф Ф т
го 2 ^го го£ I с
Библиографический список
1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/AK-2563_05.pdf. - [Дата обращения: 10.09.2015].
2. Гитман, М.Б. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации [Электронный ресурс] / М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов, А.А. Южаков // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://umj. ru/index.php/pub/inside/1347/. - [Дата обращения 15.08.2015].
3. Каспаржак, А.Г. Описание модулей с точки зрения студентов (для студентов): презентация. 26 марта 2015 года [Электронный ресурс] / А.Г. Каспаржак. - Режим доступа: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn~p1ai/. - [Дата обращения 27.08.2015].
Referencеs
1. Letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation from the 28th of August 2015. № AK-2563/05 "About the methodical recommendations of organization of educational activities with the use of network forms of realization of educational programs". [electronic resource] http://fgosvo.ru/uploadfiles/ metod/AK-2563_05.pdf. [in Russian].
2. Gitman M.B. Danilov A.N., Stolbov V.Y., Yuzhakov A.A. Models of networking of universities in the preparation of highly qualified personnel. Universitetskoie upravlenie: practika i analiz. 2012. № 3. [in Russian].
3. Kasprzhak A.G. Description of the modules from the point of view of students (for students): presentation. March 26th, 2015. [electronic resource] http://http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/. [in Russian].
Сведения об авторах: Ерёмина Анастасия Павловна,
аспирант,
кафедра педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Eremina Anastasiya Pavlovna,
Postgraduate student, Department of Pedagogy of Higher Education,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg. Russia.
E-mail: [email protected]
ro x s S
-
LU
d
<