DOI 10.15826/итра.2017.05.064
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ*
М. В. Паничкина, Е. В. Каплюк, М. А. Масыч, М. А. Боровская, Т. В. Федосова
Южный федеральный университет Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42; [email protected]
Ключевые слова: сетевая форма, образовательные программы, нормативно-правовое обеспечение, модели реализации образовательных программ.
Статья подготовлена на основе исследования нормативно-правового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме и моделей сетевых форм образовательных программ, возможных к реализации в системе высшего образования. Цель статьи - выявление проблем нормативно-правового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме и обзор существующих моделей сетевых форм образовательных программ в системе высшего образования. В результате анализа нормативно-правовой базы идентифицировано, что еще не в полной мере отрегулированы вопросы финансового обеспечения и формирования нагрузки научно-педагогических работников по образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, также следует уделить внимание требуемой ресурсоемкости совместных образовательных программ, их экспертизе и др. Проанализированы модели, отраженные в Методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Рассмотрены также модели, предложенные к реализации в рамках Положения об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах.
1 I роблематика сетевого взаимодействия как ^ ^адекватной социально-экономическим условиям организационно-правовой формы интеграции субъектов национальной экономики, участвующих в формировании и распространении нового знания, его преобразовании в технологии с последующим использованием, является предметом исследования отечественных и зарубежных авторов на протяжении последних десятилетий [1-5]. Наибольшую актуальность она получила для образовательных организаций, особенно высшей школы, как одного из ведущих субъектов национальной инновационной системы, обеспечивающего соответствие формируемых у обучаемых компетенций требованиям инновационной экономики.
Следует отметить, что сетевое взаимодействие как особая организационная форма интеграции в практике взаимодействия субъектов отечественной образовательной, научно-исследовательской и производственной деятельности возникла под влиянием зарубежного опыта и была провозглашена Болонской декларацией в качестве существенного условия формирования единого европейского образовательного пространства. Однако в России с конца 1990-х гг. накопился достаточный опыт применения интегративных механизмов
в целях повышения эффективности деятельности системы подготовки и переподготовки кадров, адекватной запросам экономики [6], роста материально-технического и научно-исследовательского потенциала вузов, создания образовательных, научно-исследовательских, инновационных кластеров как основ формирования территориальных инновационных систем [7]. С учетом тенденций к сокращению бюджетного финансирования высшей школы взаимовыгодное объединение образовательных организаций с другими субъектами взаимодействия в сети (с возможностью совместного использования материально-технических, кадровых, интеллектуальных и др. видов ресурсов) являлось логичным способом и одним из эффективных инструментов поддержания высокого качества вузовского образования.
В условиях отсутствия нормативно-правовой базы интеграционные взаимодействия отечественных образовательных организаций высшей школы с другими субъектами сети регламентировались, как правило, локальными вузовскими актами и соглашениями о сотрудничестве. В качестве правовых основ, заложивших потенциальные условия введения сетевых форм взаимодействий, в том числе реализации образовательных программ в сетевой форме, регулирования прав и от-
* Исследование проводилось при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 27.4325.2017/НМ «Анализ практики и нормативного правового обеспечения реализации образовательными организациями высшего образования образовательных программ с использованием сетевой формы».
ветственности участников сети, можно привести ряд нормативно-правовых актов федерального уровня, в настоящее время уже утративших силу, таких как: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, в котором закреплялась автономность образовательных учреждений (ст. 2 данного Закона), что позволяло им заключать различные гражданско-правовые договоры с другими юридическими и физическими лицами и создавать так называемые образовательные объединения с образовательными учреждениями и организациями, другими юридическими лицами, в организационно-правовой форме союза (п. 8 ст. 12 указанного Закона) [8]. Гражданским кодексом Российской Федерации также разрешалось образовательным учреждениям реализовать свое право на создание образовательных объединений в форме заключенного между ними договора простого товарищества без регистрации в качестве юридического лица (гл. 55 ГК РФ), и др. Кроме того, существует еще ряд нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих деятельность отечественных образовательных организаций на том этапе [9-12].
Дальнейшее развитие интеграционных процессов в вузовском образовании на основе сетевого взаимодействия было связано с необходимостью гармонизации национальной и зарубежных систем высшего образования, что явилось побудительной основой для модернизации всей системы отечественного высшего образования. Для наращивания отечественными вузами потенциала международной и национальной конкурентоспособности потребовалось приведение в соответствие с актуальной нормативно-правовой базой и расширение нормативно-правового поля для реализации разнообразных внешних и внутренних механизмов интеграции образовательных организаций, в том числе в сетевой форме.
Нормативная регламентация современного этапа сетевого взаимодействия образовательных организаций определена Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 и другими НПА, основные из которых представлены в табл. 1.
Несмотря на имеющееся нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе по совмест-
Таблица 1
Основные Законы и другие НПА, регламентирующие сетевое взаимодействие образовательных учреждений
Законы и др. НПА, дата принятия Основные положения
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г., с изм. и доп., 2017-2016 года) Ст.13: - предусматривается возможность для «организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как самостоятельной реализации образовательных программ, так и посредством сетевых форм»;
Ст.15: - определяет сетевую форму реализации образовательных программ как «деятельность образовательных организаций, направленную на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также ресурсов иных организаций»; - не ограничивает уровни и перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме; - не утверждает сетевую форму реализации образовательных программ в качестве обязательной; - устанавливает в качестве правовой формы сетевой реализации образовательной программы договор, заключаемый между субъектами сетевого взаимодействия; - определяет структуру договора и требования к его содержанию; - определяет необходимость совместной разработки образовательной программы, реализуемой с применением сетевой формы, образовательными организациями -участниками сети;
Ст.28: определяет, что к компетенции образовательных организаций относится разработка, утверждение и форма реализации ОП, включая сетевые формы; - ответственность за качество ОП, в том числе реализуемой с применением сетевой формы, и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) ОП, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация;
Продолжение табл. 1
Законы и др. НПА, дата принятия Основные положения
Ст.30: - устанавливает, что возможность разработки и реализации ОП в сетевой форме обеспечивается внесением соответствующих позиций в локальные акты вуза, регламентирующие: «правила приема, порядки текущего контроля и промежуточной аттестации, отчисления и восстановления, перевода, оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимся, обучение по индивидуальному учебному плану, участие студентов в формировании содержания своего обучения; порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимся дисциплин (модулей), практики в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; организации и проведения практики; образцы и порядок выдачи справок об обучении; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта образовательной организации, а также в иные локальные акты, затрагивающие вопросы образовательной деятельности», и др.;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 76: - предусматривает, что «обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании»;
от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03 июля 2016 г., с изм. и доп., 2017-2016 года) Ст. 91: - определяет, что «лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ»;
Ст. 92: - предусматривает аккредитацию ОП, реализуемых в сетевой форме;
Ст. 99: - определяет, что «нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются<. .> с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ»;
Ст. 105: - предусматривает возможность образовательных организаций принимать участие «в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в том числе по вопросам участия в сетевой форме реализации образовательных программ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» устанавливает требование по развитию ведущих университетов, предусматривающие повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» определяется, что обязательным лицензионным требованием при реализации образовательных программ в сетевой форме является «наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ. Следовательно, реализация образовательных программ в сетевой форме является отдельной разновидностью образовательной деятельности, которая подлежит дополнительному лицензированию» [13];
д
Окончание табл. 1
Законы и др. НПА, дата принятия Основные положения
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» В качестве ожидаемых результатов реализации программы указано - «формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально- конкурентоспособные университеты; - модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности; - обеспечение подготовки специалистов федеральными вузами по реализуемым ими основным образовательным программам (в том числе для удовлетворения потребности в высококвалифицированных специалистах, необходимых для работы на создаваемых высокопроизводительных рабочих местах); - увеличение числа российских университетов, входящих в первую и вторую сотни рейтингов ведущих мировых университетов» [14];
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» декларируется необходимость постоянного партнерства образовательных и производственных организаций с целью подготовки кадров в соответствии с требованиями экономики;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (с Приложением: «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») раскрывает и детализирует отдельные аспекты организации образовательной деятельности с возможностью использования сетевых форм реализации ОП; содержит: - общие положения «по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации ОП; - нормативное регулирование разработки и реализации ОП в сетевой форме; - основания использования организацией сетевой формы реализации ОП; - рекомендации по разработке и реализации ОП, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность; - рекомендации по разработке и реализации ОП организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность; - положения о статусе обучающихся при сетевых формах реализации ОП; - образец варианта интеграции ОП (договор о сетевой форме реализации ОП); - образец варианта использования ресурсов иных организаций (договор о сетевой форме реализации ОП)» [15]
ной реализации ОП, на наш взгляд, в них еще не полностью отрегулированы вопросы финансового обеспечения выполнения Государственного задания вузами-участниками сети, формирования нагрузки научно-педагогических работников (НПР). Следует уделить повышенное внимание требуемой ресурсоемкости совместных образовательных программ, их экспертизе. Требует также отдельного обсуждения баланс прав и ответственности образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ в сетевой форме.
В рамках анализа моделей реализации образовательных программ в сетевой формебы-ли рассмотрены Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ [15] и Положение об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах [16].
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ от 28 августа 2015 г. № 2563/05 предполагают два основных варианта реализации образовательных программ в сетевой форме:
1. Вариант интеграции образовательных программ, предполагающий реализацию образовательных программ, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Данный вариант предполагает участие образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме. Особенностью данной модели обучения является то, что по результатам освоения интегрированной образовательной программы, обучающийся получает документы об образовании каждой организации, участвующей в реализации
интегрированной образовательной программы, что не противоречит федеральному законодательству, при условии зачисления обучающегося в обе образовательные организации.
Реализация интегрированных образовательных программ предполагает зачет организацией результатов освоения обучающимися модулей, практик, дисциплин и дополнительных образовательных программ, реализующих совместную образовательную программу. При этом разработка и утверждение совместной образовательной программы предполагает выполнение нескольких этапов (рис. 1).
Наиболее простым для реализации является модуль, в рамках которого две образовательные организации выбирают похожие образовательные программы одинаковой направленности и на их основе проектируют новую, совместную образовательную программу.
Модульная структура, для подобных программ, устанавливается с использование ECTS (Европейская методика расчета трудоемкости освоения). На данном этапе проектирования образовательной программы особенно важным является эффективное взаимодействие членов трудового коллектива обеих организаций, уча-
ствующих в проекте реализации образовательной программы.
На этапе проектирования важным является формулирование результатов освоения образовательной программы, включающих освоение компетенций вариативной части образовательной программы, описания компетентностной модели выпускника с учетом требований работодателей и профессиональных стандартов, соответствующих сфере проектируемой образовательной программы. Далее происходит формирование структуры образовательной программы, выбор необходимых образовательных технологий, разработка инструментария оценки достижения заявленных результатов обучения, признаваемый обеими организациями, согласование ресурсной составляющей реализации образовательной программы. На последнем этапе предполагается оценка трудозатрат обучающегося при освоении модуля, включающих как контактную, так и самостоятельную работу.
Интегрированная (совместная) образовательная программа представляет собой единую программу двух образовательных организаций с синхронизированными учебными планами, календарными графиками, закрепленной ответ-
Формирование в организациях, реализующих образовательную деятельность, современной образовательной среды
Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Повышение квалификации «команд программ» в целях эффективного использования лучших практик проектирования образовательных программ
Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий
Рис. 1. Этапы разработки и утверждения совместной интегрированной образовательной программы [составлено на основе Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ]
ственностью участников на каждом этапе реализации образовательной программы в сетевой форме (рис. 2).
2. Вариант реализации образовательных программ образовательной организации с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность.
Вариант использования ресурсов иных организаций предполагает реализацию образовательной программы одной организацией - базовой организацией, но с использованием иных организаций, в частности, осуществляющих образовательную деятельность - организация-партнер. В качестве организации-партнера могут выступать научные и медицинские организации, физкультурно-спор-тивные и иные организации, способные предоставить материально-техническую базу или иные ресурсы, а также место для проведения практики.
В случае если организация-партнер не осуществляет образовательную деятельность, то в качестве целевого ресурса необходимо рассматривать вид деятельности организации-партнера, который должен соответствовать профилю образовательной программы в целях получения обучающимся профессионального опыта. Стоит отметить, что кадровые, производственно-технологические, организационно-управленческие, информационные и иные условия формирования практического опыта не могут быть воспроизведены базовой организацией.
Документ об образовании при реализации такого варианта реализации образовательных программ в сетевой форме выдается, как правило, базовой организацией. В рамках варианта использования ресурсов иных организаций реализация образовательных программ в сетевой форме возможна за счет ряда моделей организации сетевой формы.
Модель включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является наиболее простой моделью реализации сетевой формы реализации сетевых программ, в рамках которой осуществляется покупка одной или нескольких дисциплин (модулей), реализующихся другими образовательными учреждениями (рис. 3). В случае использования данной модели покупаемая дисциплина включается в образовательную программу базовой организации, но подлежит согласованию с организацией-партнером.
Модуль обучения в организации-партнере, может быть также освоен обучающимися посредством «виртуальной» академической мобильности, то есть с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.
Модель «Индивидуальный выбор» предполагает использование ресурсов иных организаций у расширенного числа участников (рис. 4). В рамках данной модели у обучающегося появляется
Реализация ООП
Диплом БО 2
Рис. 2. Модель реализации Интегрированной (совместной) образовательной программы
Зачисление в
Базовую организацию
Базовая организация
Покупка модуля или дисциплины
Реализация ООП
Диплом Базовой организации
Организация-партнер
Рис. 3. Модель включения модулей образовательных программ других организаций Том 21, № 5, 2017 Университетское управление: практика и анализ 87
Базовая организация
Реализация ООП
Диплом Базовой организации
Освоение вариативной части ОП в организации-партнере по индивидуальному выбору
Рис. 4. Модель «Индивидуальный выбор»
возможность формирования своей индивидуальной траектории за счет увеличения вариативной части образовательной программы, которые можно выбрать самостоятельно для освоение в другой организации, в том числе зарубежной.
Безусловным преимуществом модели «Индивидуальный выбор» является возможность привлечения научно-педагогических ресурсов различных образовательных организаций и проектировки образовательных программ междисциплинарного характера. Модель «Индивидуальный выбор» не исключает возможность реализации виртуальной академической мобильности за счет использования межвузовских каталогов курсов в режиме онлайн.
Модель «вуз-предприятие» предполагает в качестве выбранной организации-партнера организацию, не осуществляющую образовательную деятельность, но способную предоставить материально-технические ресурсы для осуществления образовательного процесса (рис. 5). Как правило, подобная модель характерна для практико-ориентированных образовательных программ, особенностью которых является ориентация на производственную и научно-технологическую деятельность, и предполагает предоставление организацией-партнером материально-технической базы для приобретения обучающимися практического опыта в области опытно-конструкторских, проектно-изыскатель-ных и внедренческих работ.
Данная модель является перспективной в связи с тем, что в рамках ее реализации участвуют как НПР, так и действующие специалисты, обладающие актуальной технологической информацией, поэтому у обучающегося появляется возможность освоения современных научных подходов исследования и оптимизации технологических процессов, проектирования, моделирования и конструирования. При реализации модели «вуз-предприятие» перспективным является выбор в качестве организации-партнера промышленного предприятия, имеющего центр исследования и разработок (R&D), которое способно не только предоставить современную материально-техническую базу по перспективным направлениям развития науки и технологий, но имеют потребность в молодых высококвалифицированных специалистах и готово участвовать в их подготовке. Подобные механизмы подготовки специалистов реализуются в таких крупных промышленных корпорациях, как ПАО «Алроса», ПАО НК «Роснефть», ПАО «Татнефть».
Модель «базовая организация - академический институт - предприятие» направлена на проектное обучения за счет использования потенциала научных сотрудников академических институтов и материально-технической базы предприятий, что подразумевает формирование компетенций, необходимых для высококвалифицированного специалиста, ориентированного на инновационную профессиональную деятельность (рис. 6).
Базовая организация
Реализация ООП
Диплом Базовой организации
Организация-партнер (промышленное предприятие) для предоставления базы практики
Рис.5. Модель «вуз-предприятие» Университетское управление: практика и анализ Том 21, № 5, 2017
Базовая организация
Реализация ООП
О О
Академический Предприятия
институт для для
проведения предоставления
совместных НИР базы практики
Диплом Базовой организации
Рис. 6. Модель «базовая организация - академический институт - предприятие»
В рамках анализа практических моделей реализации образовательных программ в сетевой форме было рассмотрено Положение об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах [16], которое также предполагает реализацию сетевых образовательных программ федеральными университетами с использованием различных моделей:
1. Модель «горизонтальное взаимодействие» предполагает ресурсный обмен между вузами-участниками с целью повышения качества реализации образовательных программ (рис. 7).
Рис. 7. Модель реализации образовательной программы в сетевой форме между федеральными университетами «горизонтальное взаимодействие»
2. Модель «Партнерская сеть 1» предполагает формирование индивидуальной траектории обучающегося на основании самостоятельно выбранных для освоения вариативных модулей посредством академической мобильности. Реализация модели предполагает согласование базовой и ва-
риативной части учебных планов, трудоемкости и компетенций.
3. Модель «Партнерская сеть 2» также основана на формировании индивидуальной траектории обучения, но при этом последовательность изучения модулей регулируется участниками реализации образовательной программы в сетевой форме. Реализация модели предполагает полное согласование сетевых учебных планов.
4. Модель «Ресурсный центр» реализуется за счет интеграции вузов, участвующих в реализации образовательной программы в сетевой форме, на базе одного вуза, обладающего наибольшим ресурсным потенциалом (рис. 8). Освоение базовой части учебного плана в рамках данной модели осуществляется вузом самостоятельно, а освоение вариативной части осуществляется в университете, являющемся ресурсным центром для сетевой образовательной программы. Реализация модели предполагает полное согласование сетевых учебных планов.
Рис. 8. Модель реализации образовательной программы в сетевой форме между федеральными университетами «Ресурсный центр»
В настоящее время сетевая форма реализации образовательных программ все больше набирает популярность, что связано с признанием академическим сообществом эффективности взаимодействия как межвузовского, так и с иными организациями в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Реализация сетевых образовательных программ позволяет не только подготовить более компетентного специалиста, но и «подтянуть» уровень базового вуза за счет партнерских отношений с более сильным партнером.
Анализ моделей реализации образовательных программ показал, что, как правило, реализация осуществляется посредством использования или адаптации моделей, предлагаемых Методическими рекомендациями и Положением об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах, но современные тенденции в области интеграции науки, образования и производства предлагают новые формы реализации сетевых программ, например, в рамках ассоциированного партнерства в виде образовательных, научных, производственных, регионально-отраслевых и инновационно-технологических кластеров, которые являются перспективной формой организации научно-производственной деятельности. Реализация образовательных программ в сетевой форме в рамках кластерного взаимодействия уже используется в некоторых образовательных организациях (например, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет», ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»).
Список литературы
1. Боровская М. А., Шевченко И. К., Развадов-ская Ю. В., Марченко А. А. Экономические аспекты управления качественными параметрами образовательной программы в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4 (104). С. 40-48.
2. Федосова Т. В., Боровская М. А., Масыч М. А., Паничкина М. В. Финансовое обеспечение организаций профессионального образования и практика определения нормативных затрат // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-1. С. 169-173.
3. Паничкина М. В., Масыч М. А., Федосова Т. В., Шевченко И. К. Согласование инструментария финансового обеспечения деятельности образовательных организаций федерального и регионального уровней // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 461.
4. Третьяков В. С., Ларионова В. А. Открытое образование как стратегическое направление развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2 (102). С. 51-60.
5. Арсеньев Д. Г., Врублевская М. В., Беляевская Е. А., Денисова В. А. Анализ эффективности инструментов и методов привлечения иностранных студентов на образовательные программы вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 44-53.
6. Паничкина М. В. Разработка информационной модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества: автореф. дис. ... к. э. н. Ростов-на-Дону, 2007. 26 с.
7. Kiseleva N. V., Panichkina M. V., Klochko E. N., Nikonorova A. V., Kireev S. V. Creation of clusters of small enterprises of the region, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, vol. 6, no. 2S, pp. 294-297.
8. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 01.06.2017).
9. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142 (дата обращения: 01.06.2017).
10. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/1996/08/29/vysshee-obrazovanie-dok.html (дата обращения: 01.06.2017).
11. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/1996/01/24/nko-dok.html (дата обращения: 01.06.2017).
12. Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/6232454/ (дата обращения: 01.06.2017).
13. О лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70488492/ (дата обращения: 01.06.2017).
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295.pdf (дата обращения: 01.06.2017).
15. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. URL: http://www.acur.msu.ru/docs/ metod_rec.pdf (дата обращения: 01.06.2017).
16. Положение об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncfu.ru/uploads/ doc/polog_sop.pdf (дата обращения: 09.07.2017).
DOI 10.15826/umpa.2017.05.064
EDUCATIONAL PROGRAMS WITH THE USE OF THE NETWORK FORM: NORMATIVE AND LEGAL SUPPORT AND MODELS OF IMPLEMENTATION
M. V. Panichkina, E. V. Kaplyuk, M. A. Masych, M. A. Borovskaya, T. V. Fedosova
Southern Federal University 105/42 BolshayaSadovaya str., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation; [email protected]
Keywords: network form, educational programs, regulatory support, models for the implementation of educational programs.
The article uses materials of the research in the field of legal support of implementing educational programs in network format and network educational program models ready to use in higher education system. The aim of the article is to identify problems related to legal support of network educational programs implementation and provide an overview of existing network educational programs forms in higher education system. As a result of legal norms analysis it was identified that there is no complete regulation system for financial support and forming teaching workload for teaching programs in a network format. Attention should be paid to resource requirements of joint educational programs and their expertise, etc. The authors analyzed models reflected in Methodic recommendations on reorganizing educational activities involving network educational program implementation. Models suggested for implementation in the framework of Decree on organizing network educational programs at Federal universities were also reviewed. Analysis of educational programs implementation models demonstrated that as a rule implementation is conducted by means of using and adapting models suggested by reviewed documents, but modern trends in the field of integration of science, education and industry offer new forms of network programs implementation.
References
1. Borovskaya M. A., Shevchenko I. K., Razvadovskaya Yu. V., Marchenko A. A. Ekonomicheskie aspekty upravleniya kachestvennymi parametrami obrazovatel'noi programmy v vysshei shkole [Economic Aspects of Qualitative Parameters of the Educational Program in Higher Education]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2016, no. 4 (104), pp. 40-48.
2. Fedosova T. V., Borovskaya M. A., Masych M. A., Panichkina M. V. Finansovoe obespechenie organizatsii professional'nogo obrazovaniya i praktika opredeleniya nor-mativnykh zatrat [Financial Security of the Organizations of Professional Education and Practice of Definition of Standard Costs]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 12-1, pp. 169-173.
3. Panichkina M. V., Masych M. A., Fedosova T. V., Shevchenko I. K. Soglasovanie instrumentariya finansovogo obespecheniya deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizat-sii federal'nogo i regional'nogo urovnei [Reconciliation of Financial Instruments to Ensure the Activities of Educational Institutions at Federal and Regional Levels]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, no. 6, p. 461.
4. Tretyakov V. S., Larionova V. A. Otkrytoe obrazovanie kak strategicheskoe napravlenie razvitiya universiteta [Open Education as a University Development Strategic Direction]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2016, no. 2 (102), pp. 51-60.
5. Arseniev D. G., Vrublevskaya M. V., Belyaev-skaya E. A., Denisova V. A. Analiz effektivnosti instru-mentov i metodov privlecheniya inostrannykh studentov na obrazovatel'nye programmy vuza. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2016, no. 6, pp. 44-53.
6. Panichkina M. V. Razrabotka informatsionnoi modeli vzaimodeistviya sistemy obrazovaniya i biznes-soobshchest-va [Working-Out an Informational Model of the System of Education Interaction with Business Community], Abstract of Doctor's thesis, Rostov-on-Don, 2007, 26 p.
7. Kiseleva N. V., Panichkina M. V., Klochko E. N., Nikonorova A. V., Kireev S. V. Creation of clusters of small enterprises of the region, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, vol. 6, no. 2S, pp. 294-297.
8. Ob obrazovanii: Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 [On Education: Law of the Russian Federation dated July, 10 1992 no. 3266-1], available at: https:// rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (accessed 01.06.2017).
9. Grazhdanskii kodeks RF [Civil Code of the Russian Federation], available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142 (accessed 01.06.2017).
10. O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii: Federal'nyi zakon ot 22 avgusta 1996 g. № 125-FZ [On the Higher and Postgraduate Professional Education: Federal Law dated August, 22 1996 no. 125-FZ], available at: https://rg.ru/1996/08/29/vysshee-obrazovanie-dok.html (accessed 01.06.2017).
11. O nekommercheskikh organizatsiyakh: Federal'nyi zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 7-FZ [On Non-Commercial Organizations: Federal Law dated January, 12 1996 no. 7-FZ], available at: https://rg.ru/1996/01/24/nko-dok.html (accessed 01.06.2017).
12. Kontseptsiya razvitiya seti obrazovatel'nykh uchrezh-denii, podvedomstvennykh Rosobrazovaniyu [Concept of Developing Educational Institutions Development under the Jurisdiction of Federal Agency of Education], available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6232454/ (accessed 01.06.2017).
13. O litsenzirovanii obrazovatel'noi deyatel'nosti: post-anovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 oktyabrya
2013 g. № 966 [On Licensing Educational Operations: Decree of the Government of the Russian Federation dated October, 28 2013 no. 966], available at: http://base.garant.ru/70488492/.
14. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody: post-anovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya
2014 g. № 295 [On Approval of the State Programme of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated April, 15 2014 no. 295], available at: https:// cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295.pdf (accessed 01.06.2017).
15. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti s ispol'zovaniem setevykh form realizatsii obrazovatel'nykh programm [Methodic Recommendations on Organizing Educational Operations Using Network Forms of Educational Programmes Realization], available at: http://www.acur.msu.ru/docs/ metod_rec.pdf (accessed 01.06.2017).
16. Polozhenie ob organizatsii setevykh obrazovatel'nykh programm v federal'nykh universitetakh [Regulation on Organizing Network Educational Programmes in Federal Universities], available at: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/ polog_sop.pdf (accessed 09.07.2017).
Информация об авторах / Information about the authors:
Паничкина Марина Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета; 8 (8634) 37-17-42; [email protected].
Каплюк Екатерина Валерьевна - младший научный сотрудник Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» Южного федерального университета; 8-919-898-34-01; [email protected].
Масыч Марина Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» Южного федерального университета; 8 (8634) 39-37-55; [email protected].
Боровская Марина Александровна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» Южного федерального университета; 8 (863) 218-40-00; [email protected].
Федосова Татьяна Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета; 8 (8634) 37-17-42; [email protected].
Marina V. Panichkina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Institute of Management in Economic, Environmental and Social Systems, Southern Federal University; +7 (8634) 37-17-42; [email protected].
Ekaterina V. Kaplyuk - Junior Researcher, Research Center «Instrumental, Mathematical and Intellectual Support of Economy», Southern Federal University; 8-919-898-34-01; [email protected].
Marina A. Masych - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Research Center «Instrumental, Mathematical and Intellectual Support of Economy», Southern Federal University; +7 (8634) 39-37-55; [email protected].
Marina A. Borovskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher, Research Center «Instrumental, Mathematical and Intellectual Support of Economy», Southern Federal University; +7 (863) 218-40-00; [email protected].
Tatiana V. Fedosova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Institute of Management in Economic, Environmental and Social systems, Southern Federal University; +7 (8634) 37-17-42; [email protected].