ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 378.4:334.021 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-19-25
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ*
Боровская доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Марина Центра научных исследований «Инструментальные, математические и
Александровна интеллектуальные средства в экономике», Южный федеральный университет (347922, Россия, г. Таганрог, ул. Энгельса, 1). E-mail: [email protected]
Масыч кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Марина Центра научных исследований «Инструментальные, математические
Анатольевна и интеллектуальные средства в экономике», Южный федеральный университет (347922, Россия, г. Таганрог, ул. Энгельса, 1). E-mail: [email protected] Паничкина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Марина предприятия, Институт управления в экономических, экологических и
Васильевна социальных системах Южного федерального университета
(347922, Россия, г. Таганрог, ул. Чехова, 22). E-mail: [email protected] Федосова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Татьяна предприятия, Институт управления в экономических, экологических и
Викторовна социальных системах Южного федерального университета
(347922, Россия, г. Таганрог, ул. Чехова, 22). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется деятельность сети федеральных университетов в контексте взаимодействия в рамках проектов сетевых образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Выделяются уровни и модели сетевого взаимодействия при разработке и реализации сетевых образовательных программ, акцентируется внимание на выявленных проблемах сетевого взаимодействия. Опыт организации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ федеральными университетами в период 2014-2016 годов рассмотрен также через призму соответствия международной практике, и заключался в поиске решения методических, организационных и финансово-экономических задач.
Ключевые слова: сетевые формы обучения, высшая школа, нормативно-правовое обеспечение, федеральные университеты, модели сетевых форм обучения.
Вступление в силу Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» [1] активизировало процессы сетевого взаимодействия в образовательной среде и в 2013 году Министерство образования и науки РФ инициировало проект выявления, затем объединения и реализации образовательных программ в сетевых формах, а участниками проекта стали федеральные университеты.
Федеральный университет - это особый тип вуза, который создается в форме автономного учреждения с целью социально-экономического развития соответствующей территории, как правило, федерального округа [2]. Федеральный университет обладает всеми возможностями обычных вузов, но имеет право разрабатывать собственные образовательные стандарты, что предоставляет возможность получения международной аккредитации образовательных
* Исследование проводилось при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 27.4325.2017/НM «Анализ практики и нормативного правового обеспечения реализации образовательными организациями высшего образования образовательных программ с использованием сетевой формы».
программ и существенно расширяет возможности экспорта образовательных услуг [3, 4]. В июне 2013 г. в г. Архангельск состоялось совещание руководителей федеральных университетов, результатом которого стало создание Сети федеральных университетов, основной целью которой является усиление связи между макрорегионами, обеспечивая более тесное взаимодействие в вопросах модернизации российского образовательного пространства, в области совместных научных исследований и поддержке национально-культурных особенностей каждой территории.
Координатором проекта «Сетевые программы бакалавриата» стал Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта], координатором проекта «Сетевые программы магистратуры» соответственно Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), участниками проекта стали все федеральные университеты. Цель проекта - создание и реализация сетевых образовательных программ бакалавриата (магистратуры] в федеральных университетах [5]. Достижение поставленной цели обеспечивалось последовательным решением следующих задач:
- развитие академической мобильности внутри страны;
- разработка и реализация индивидуальных и групповых образовательных траекторий обучающихся;
- получение синергетического эффекта участниками сети за счет объединения различных видов ресурсов;
- возможности получения уникальных компетенций в организациях-партнерах обучающимися по сетевым образовательным программам;
- формирование единого учебно-научно-образовательного информационного пространства федеральных университетов;
- разработка и внедрение единых оценочных критериев учебных достижений обучающихся;
- формирование механизмов взаимного признания результатов обучения университетами - участниками сети.
Дорожная карта на этапе инициализации проекта представлена на рис. 1, ряд мероприятий имеет регулярный характер (рис. 2]. По аналогичным траекториям двигались и в разработке проекта «Сетевые программы магистратуры».
Основу сетевого взаимодействия вузов составляет совместная образовательная программа [6] в сетевой форме, которая является комплексным проектом всех участников этого процесса. Такая образовательная программа строится на принципах межвузовской кооперации, модульности сетевых образовательных программ, индивидуализации образовательных траекторий, академической мобильности студентов и преподавателей, информатизации образования. В 2014 г. по программам бакалавриата было создано 13 сетей, по программам магистратуры -9 с количеством участников от трех до 6 федеральных университетов. В последующих 2015 и 2016 годах количество сетевых образовательных программ существенно не изменилось, наблюдалась естественная ротация по входу и выходу участников в пределах нескольких единиц. В процессе реализации проекта были выявлены многочисленные проблемы, без решения которых сетевое взаимодействие не может получить должного развития, выделим некоторые из них.
1. Обеспечение академической мобильности студентов в рамках сети ограничивается отсутствием финансирования поездок, а уровень благосостояния российских семей в большинстве случаев не позволяет направлять детей в другие регионы на длительный срок, проблема может быть решена введением повышающего коэффициента к подушевому финансированию для обучающихся по сетевым образовательным программам (СОП) и/или выделением адресных стипендий (грантов] обучающимся по СОП.
2. Проблема финансирования [7; 8, с. 461] обучения студентов за счет средств государственных субсидий при реализации программ в сетевой форме не менее важна, так как при изменении контингента у вуза появляются дополнительные расходы по образовательному процессу (кадровые, лабораторные и др.], решение может быть получено в результате оперативной корректировки государственных заданий университетами - участниками сети и перераспределением государственной субсидии в течение финансового года между вузами или поведением конкурса на реализацию программ в сетевой форме с отдельным финансированием.
3. Не способствует академической мобильности и разная, иногда очень существенно, стоимость платной образовательной услуги, возможно, данную проблему следует решать установлением единой стоимости обучения в университетах-участниках сети.
Мониторинг образовательных программ подготовки бакалавров университетов участников сети
Участие в разработке нормативно-методического обеспечения реализации образовательных программ __в сетевой форме_
Формирование перечня программ подготовки бакалавров для реализации в сетевой форме в _университетах-участниках сети_
Выбор моделей
реализации образовательных программ в сетевой
Утверждение составов сменных
групп обучаю-
ЩИХС^р
О»
Согласование единой системы критериев
оценки результатов обучен!
"То
о
Создание кластера
формируемых компетенций, в том числе уникальных с учетом ресурсов университетов-участников сет^у>
О
Создание карт реализации образовательных программ бакалавриата в
сетевой форме _©
О
Согласование учебных планов в соответствии с сформированным перечнем программ подготовки бакалавров, реализуемых в сетевой форме
.О
Обучающие семинары для руководителей программ
00)
О
Информ ационная кампания для абитуриентов
О
Апробация схем академической мобильности
*СОП - сетевая образовательная программа
Рис. 1. Дорожная карта проекта «Сетевые программы бакалавриата» с учетом последовательных и параллельных процессов в 2013-2014 гг.
Выбор моделей
реализации образовательных программ в сетевой форме
ст
о
Согласование учебных планов в соответствии с сформированным перечнем программ подготовки бакалавров, реализуемых в сетевой форме
Создание карт реализации образовательных программ бакалавриата в сетевой форме
Сб
Создание кластера
формируемых компетенций, в том числе уникальных с учетом ресурсов университетов-участников сет^у~
С Л с
Реализация СОП О
V ч
Апробация схем академической мобильности
Обучающие семинары для руководителей программ
*СОП - сетевая образовательная программа
Рис. 2. Дорожная карта проекта «Сетевые программы бакалавриата» в 2015-2016 гг.
Есть и другие проблемы, например, документ об образовании, выдаваемый выпускнику программы, реализованной в сетевой форме, не отличается от стандартного документа, а также сложность в подсчете приведенного контингента, своевременное внесение изменений в Программы развития федеральных университетов, вопросы составления планов финансово-хозяйственной деятельности и многое другое.
Одним из существенных результатов реализации проекта сетевых образовательных программ федеральных университетов явилась разработка моделей и уровней этого взаимодействия. В табл. 1 приведены характеристики 4-х уровней сетевого взаимодействия, от ресурсного обмена, например, учебно-методическими материалами, до выбора студентом места обучения на определенный период.
Таблица 1
Уровни и модели сетевого взаимодействия при разработке и реализации сетевых образовательных программ [5]
№ п/п Уровень Модель Формы Целесообразность Условия
1 Уровень ресурсного обмена
Информационные Горизон- Безвозмездная Ресурсная взаимопо- Допол-
ресурсы, фонды тальное или возмездная; мощь нитель-
оценочных средств, взаимо- Очная или ди- ное со-
рабочие программы действие станционная. глаше-
дисциплин, трена- ние
жеры, центры кол-
лективного пользо-
вания, виртуальные лаборатории и др.
2 Уровень сетевой разработки и использования отдельных элементов
образовательной программы
Учебные модули Горизон- Академическая Формирование в вузах Допол-
тальное мобильность центров превосходства нитель-
взаимо- преподавателя; в отдельных областях и ное со-
действие Академическая мобильность студента; Виртуальная мобильность обеспечение возможности обучения у «лучших» преподавателей; Решение проблем кадрового обеспечения образовательной программы. глаше-ние
Окончание табл. 1
№ п/п Уровень Модель Формы Целесообразность Условия
Проекты в рамках Партнер- Академическая Возможность получе- Допол-
научно- ская сеть мобильность ния уникальных иссле- нитель-
исследовательской преподавателя; довательских компе- ное со-
работы студентов Академическая мобильность студента; Виртуальная мобильность тенций глаше-ние
Практика Горизон- Академическая Возможность получения Дополни-
тальное мобильность уникальных профессио- тельное
взаимо- нальных и исследова- соглаше-
действие тельских компетенций ние
3 Уровень сетевого использование вариативных модулей
федеральных университетов (ФУ]
Сетевое использо- Партнер- Академическая Расширение возможно- Согласо-
вание вариативных ская сеть 1 мобильность стей построения инди- ванность
модулей ФУ (сту- преподавателя; видуальных траекторий сетевых
дент осуществляет Академическая учебных
выбор модулей из мобильность планов в
соответствующих студента; рамках
перечней сетевых Виртуальная базовой
вариативных мо- мобильность части;
дулей] трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей
4 Уровень сетевых семестров/ триместров
Сетевые семестры/ Ресурсный Академическая Возможность получе- 100%
триместры центр мобильность ния уникальных компе- согласо-
Партнер- студента; тенций за счет построе- ванность
ские сети Виртуальная ния индивидуальных сетевых
1 и 2 мобильность траекторий учебных планов Требования ФГОС или СОС ФУ
Обобщая опыт сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ федеральными университетами в период 2014-2016 годов следует отметить, что, несмотря на проблемы, студент, обучаясь на основных образовательных программах конкретного вуза, получает широкий спектр возможностей для формирования индивидуальной образовательной траектории и повышения качества своей профессиональной подготовки за счет использования объединенных ресурсов нескольких высших учебных заведений.
Зарубежный опыт сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ показывает более представительную статистику по академической мобильности, последовательное исполнение принципов Болонского процесса, сближение и гармонизацию систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего
образования [9]. Участие населения России в непрерывном образовании по формальному и/или дополнительному образованию характеризуется довольно низкими показателями среди возрастной группы от 25 до 64 лет - 15%, в европейских странах этот показатель существенно выше, так в Швеции 73%, в Великобритании и Швейцарии - 49% [10].
Таким образом, в настоящее время, сетевой форма реализации образовательных программ все больше набирает популярность, что связано с признанием академическим сообществом эффективности взаимодействия, как межвузовского, так и с иными организациями в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Реализация сетевых образовательных программ позволяет не только подготовить более компетентного специалиста, но и «подтянуть» уровень базового вуза за счет партнерских отношений с более сильным партнером. В настоящее время необходимо разработать комплекс рекомендаций и предложений по актуализации нормативных правовых документов, регламентирующих организацию обучения в образовательных организациях высшего образования с использованием сетевой формы, которые позволили бы нивелировать выявленные проблемы и повысить эффективность реализации образовательных программ в сетевой форме.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017] "Об образовании в Российской Федерации", [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=216151&fld=134&dst=100 0000001,0&rnd=0.7338954618690581#0 (дата обращения 01.06.2017].
2. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных универ-ситетов"[Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/02/13/fed-univer-dok.html (дата обращения 01.06.2017].
3. Боровская М.А. Южный федеральный университет как драйвер инновационной научно-образовательной среды региона // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 57-63.
4. Боровская М.А. Научно-образовательные приоритеты в развитии южного федерального университета // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 82-86.
5. Сетевое взаимодействие ФУ при разработке и реализации образовательных программ: презентация Северный (Арктический] федеральный университет [Электронный ресурс]. URL: http://pskgu.ru/download.php/pskgu/files/PAGES/FILE/7a047a06-7d57-403c-8a8a-8f4d50b87188/15C39B562DA612104E96499C90B68D1E (дата обращения 27.06.2017].
6. Боровская М.А., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Марченко А.А. Экономические аспекты управления качественными параметрами образовательной программы в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4 (104]. С. 40-48.
7. Федосова Т.В., Боровская М.А., Масыч М.А., Паничкина М.В. Финансовое обеспечение организаций профессионального образования и практика определения нормативных затрат // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-1. С. 169-173.
8. Паничкина М.В., Масыч М.А., Федосова Т.В., Шевченко И.К. Согласование инструментария финансового обеспечения деятельности образовательных организаций федерального и регионального уровней // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
9. Шестак В.П., Весна Е.Б., Платонов В.Н. Сетевое образование: лучшие отечественные и зарубежные практики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10981 (дата обращения: 17.06.2017].
10. Индикаторы образования 2017, ВШЭ [Электронный ресурс]; URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 17.06.2017].
Borovskaya Marina Aleksandrovna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher, Research Center «Instrumental, Mathematical and Intellectual Support of Economy», Southern Federal University (1, Engelsa st., Taganrog, 347922, Russian Federation). E-mail: [email protected] Masych Marina Anatolievna, Candidate of Economic Science, associate professor, leading researcher, Research Center «Instrumental, Mathematical and Intellectual Support of Economy», Southern Federal University (1, Engelsa st., Taganrog, 347922, Russian Federation). E-mail: [email protected] Panichkina Marina Vasilevna, Candidate of Economic Science, associate professor, Department of Economics, Institute of management in economic, environmental and social systems, Southern Federal University (22, Chekhova st., Taganrog, 347922, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Fedosova Tatiana Viktorovna, Candidate of Economic Science, associate professor, Department of Economics, Institute of management in economic, environmental and social systems, Southern Federal University (22, Chekhova st., Taganrog, 347922, Russian Federation). E-mail: [email protected]
EXPERIENCE OF NETWORK INTERACTION ORGANIZATION UNDER THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS BY FEDERAL UNIVERSITY
Abstract
The activity of the network of federal universities in the context of interaction within the framework of the projects of the network educational programs of the bachelor and master's degrees analyzed in the article. The levels and models of network interaction are singled out in the development and implementation of networked educational programs, and attention is focused on the identified problems of network interaction. The experience of networking in the implementation of educational programs by federal universities in the period 2014-2016 is also considered through the prism of compliance with international practice, and consisted in finding a solution to methodological, organizational and financial-economic tasks. Keywords: networking and cooperation in academia, higher education institution, regulatory support, federal universities, models of networked learning.
УДК 331.5 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-25-32
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ТРЕНДОВ
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2). E-mail: [email protected]
старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлен анализ актуальных глобальных экономических и технологических тенденций современной экономики, влияющих на трансформацию рынка труда и формирование новых социально-экономических потребностей работников, изменяющих сложившуюся модель карьерного поведения. В совокупности изменения, связанные с переходом в фазу восстановительного роста и цифровизацией экономики, определяют предпринимательские настроения и интенции в разрезе построения внутренней кадровой политики, затрагивающей вопросы обучения и переподготовки наиболее востребованных специалистов.
Ключевые слова: рынок труда, организационно-экономический механизм управления трудом, цифровая экономика, блокчейн-технологии, роботизация, развитие персонала, кадровый спрос, формирование конкурентоспособности работников, создание новых рабочих мест.
На любом этапе социально-экономического развития страны рынок труда является наиболее чувствительным индикатором и реактором изменения рыночной конъюнктуры, реализуя роль лакмуса при возникновении и протекании разнородных рыночных флуктуаций. При возникновении глобальных и системных экономических шоков рынок реагирует высвобождением наименее конкурентоспособных кадров и повышением уровня самозанятости. При позитивных векторах роста отраслей экономики становится рынок сигнализирует о росте спроса на востребованных специалистов через систему макроэкономических индикаторов и повышение уровня оплаты труда. Однако в разрезе совокупности всех возможных экономических сценариев вопрос развития человеческого капитала перманентно сохраняет свою актуальность. Изменяется лишь интенсивность и вектор воздействия приоритетных мероприятий, направленных на построение и гармонизацию стратегий его развития.
Андреева
Лариса
Юрьевна
Джемаев Олег
Тагирович