Научная статья на тему 'Сетевая магистерская программа: замысел, реализация, социальные эффекты'

Сетевая магистерская программа: замысел, реализация, социальные эффекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ / СЕТЕВЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ОБУЧЕНИЕ В СЕТИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА / NETWORKING OF UNIVERSITIES / ONLINE MASTER''S PROGRAMS / PUBLIC EDUCATION / PUBLIC ADMINISTRATION / EDUCATION NETWORK / SCIENTIFIC SCHOOL / DISCUSSION PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Наталья Михайловна

В статье раскрывается современное состояние нормативной базы и степени изученности проблемы сетевого взаимодействия вузов в аспекте создания совместных магистерских программ, автором приводятся сущностные характеристики условий успешного решения данной проблемы. Проанализирован позитивный опыт разработки и реализации сетевой ООП магистратуры «Государственно-общественное управление образованием».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network Master''s Program: Conception, Implementation, Social Effects

The article deals with the current state of the regulatory framework and the extent of the problem of knowledge networking of universities in terms of creating joint master's degree programs, the author provides the essential characteristics of conditions for the successful solution of this problem. The article analyzes the positive experience of developing and implementing the network PLO Magistrates «State-public education management».

Текст научной работы на тему «Сетевая магистерская программа: замысел, реализация, социальные эффекты»

Н. М. Федорова

СЕТЕВАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА: ЗАМЫСЕЛ, РЕАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

В статье раскрывается современное состояние нормативной базы и степени изученности проблемы сетевого взаимодействия вузов в аспекте создания совместных магистерских программ, автором приводятся сущностные характеристики условий успешного решения данной проблемы. Проанализирован позитивный опыт разработки и реализации сетевой ООП магистратуры «Государственно-общественное управление образованием».

Ключевые слова: сетевое взаимодействие вузов, сетевые магистерские программы, государственно-общественное управление образованием, обучение в сети, научная школа, дискуссионная площадка.

N. Fedorova

NETWORK MASTER'S PROGRAM: CONCEPTION, IMPLEMENTATION, SOCIAL EFFECTS

The article deals with the current state of the regulatory framework and the extent of the problem of knowledge networking of universities in terms of creating joint master's degree programs, the author provides the essential characteristics of conditions for the successful solution of this problem. The article analyzes the positive experience of developing and implementing the network PLO Magistrates «State-public education management».

Keywords: networking of universities, online master's programs, public education, public administration, education network, scientific school, a discussion platform.

Нормативные возможности создания и реализации сетевых образовательных программ высшего образования заложены в Законе «Об образовании в Российской Федерации», отражены в статьях 13 и 15 Федерального закона «Общие требования к реализации образовательных программ» и «Сетевая форма реализации образовательных программ» [8]. Более подробно этот вопрос рассматривается в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»), где раскрываются организационные условия реализации данных программ в сетевой форме [5].

Совсем недавно опубликовано письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Данные методические рекомендации подводят определенный итог практической работе и теоретическому осмыслению процессов создания сетевого образовательного пространства российских вузов. В них, в частности, отмечено несколько преимуществ сетевых программ перед обычными, одно из них: «... сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в

процессе обучения современной материально-технической и методологической базы» [4]. Проблема подготовки кадров педагогов и повышения уровня их квалификации в условиях реализации сетевого взаимодействия является одной из актуальных проблем, так как именно от преподавательского корпуса зависит качество и перспективный прогноз вновь создаваемых сетевых образовательных программ. Необходимая гуманитарному образованию, прежде всего педагогическому, открытость социуму и создание благоприятного имиджа педагогического вуза невозможна без готовности преподавателей включаться в командную работу по созданию сетевых программ разного уровня с вузами-партнерами. Прозрачность такой деятельности и умение позиционировать свое научное направление, кафедру, вуз в ряду педагогических вузов страны традиционно присущи преподавательскому корпусу Герценовского университета.

За последнее пятилетие появилось значительное число публикаций, информации, размещенной на официальных сайтах вузов, в которых в той или иной степени отражены различные варианты сетевого взаимодействия, число их постоянно возрастает, что говорит о востребованности осмысления данного процесса.

Можно отметить позитивный опыт организации сетевого сотрудничества ведущих университетов страны, которые объединились в Клуб девяти (Архангельск, 2013). В состав этого клуба на основе кооперации вошли девять федеральных университетов России (СФУ, ЮФУ, СКФУ, КФУ, САФУ, ЮФУ, ДВФУ, УрФУ, БФУ). Более ранний по срокам проект — «Сетевой Университет СНГ» существует с 2008 года, он разработан Международным фондом гуманитарного сотрудничества при активном участии Российского университета дружбы народов (РУДП), в нем участвуют 16 вузов из 8 стран СНГ [8]. Опыт работы РГПУ им. А. И. Герцена в рамках

Программы стратегического развития университета отражается как в публикациях, так и на сайте университета.

Участники сетевых проектов обобщают практический опыт работы и определяют наиболее оптимальные модели создания и функционирования сетевых образовательных программ. Например, авторы большой аналитической статьи рассматривают модели сетевого взаимодействия вузов и институтов РАН при реализации образовательных программ подготовки магистров и аспирантов [1]. Рациональной, по их мнению, является модель сетевого взаимодействия в рамках кооперации вузов; региональная модель сетевого взаимодействия вузов на базе НОЦ НИУ; модель сетевого взаимодействия вузов на базе сети НОЦ в рамках интеграции науки и образования и межвузовской кооперации. Заместитель проректора Сибирского федерального университета по учебной работе О. А. Осипенко отмечает, что реализация сетевой образовательной программы может осуществляться в нескольких моделях. «Горизонтальное взаимодействие» предполагает ресурсный обмен вузов — участников сети. «Партнерская сеть» основана на формировании индивидуальной траектории обучения студента магистратуры путем выбора модулей, предложенных вузами-партнерами. «Ресурсный центр» предполагает интеграцию вузов — участников сети на базе одного [2].

Анализ опыта работы Удмуртского университета позволил обратить внимание коллег на единство целеполагания и общий замысел при сетевом взаимодействии. Авторы статьи под сетевым взаимодействием понимают систему горизонтальных и вертикальных связей, которая обеспечивает доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Реа-

лизация такого подхода, основанного на добровольности создания сети, позволяет распределять ресурсы при общей задаче деятельности, опираться на инициативу каждого конкретного участника и осуществлять их прямой контакт, использовать общий ресурс сети для нужд каждого участника [7].

На уровне обобщения опыта работы Томского государственного университета, который создал модель сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий, определена сущность такого взаимодействия. Она основана на применении современных информационных образовательных технологий и содержит все основные элементы единой образовательной среды [6].

В теоретическом аспекте рассмотрения проблемы сетевого взаимодействия можно назвать работу М. М. Чучкевич, опубликованную в конце XX века. Автор определил пять основных характеристик сетевой организации, при описании которых он использует понятия: независимость членов сети, множественность лидеров (людей или компаний), объединяющая цель на основе конкурентного сотрудничества, добровольность связей и множественность уровней взаимодействия [10].

Опираясь на собственный опыт разработки и успешной реализации магистерской сетевой программы «Государственно-общественное управление образованием» (2013), хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов, определяющих, по нашему мнению, успешность разработки, реализации и позитивные эффекты от использования сетевых магистерских программ педагогических вузов.

Считаем самым значимым условием при замысле и разработке сетевой магистерской программы наличие общих научных

оснований, работу коллективов соответствующих кафедр-разработчиков программы вузов в общем проблемном поле современной науки и практики. Традиционно это выражается в деятельности ведущих научных школ; выполнении совместных научных проектов, участии в рецензировании проводимых диссертационных исследований, постоянно поддерживаемой профессиональной научной коммуникации. Своеобразными «центрами кристаллизации» научных идей становятся те кафедры российских вузов, где успешно работают и поддерживают научные и личные контакты выпускники аспирантур и докторантур ведущих вузов страны. Таким образом, происходит распространение эффективного опыта решения научных проблем и трансформации научного знания в практику преподавания в магистратуре, повышения качества преподавания. При расширении поля сетевого взаимодействия вузов этот фактор играет ведущую роль, стимулируя развитие науки и преподавательской практики на самом высоком уровне, делая эти программы наиболее привлекательными как для преподавателей, так и для абитуриентов и социальных партнеров вузов.

Необходимо учитывать также ряд аспектов, присущих сетевой форме организации совместной деятельности, приступая к разработке программы сетевой магистратуры.

В первую очередь — это новая сетевая форма организации обучении и получения профессионального образования, ключевым понятием которой является понятие «сеть». Сущность этого понятия еще мало изучена, как и поведение людей внутри сети, которые по необходимости становятся «сетевыми личностями» и приобретают новые качества и характеристики [3].

Нужно согласиться с авторами, отмечающими, что исследование сетевого поведения тесно связано с таким активно развивающимся сегодня научным направлением, как коллективное познание (social learning). «Действительно, если сегодняшний

"сетевой студент" учится в условиях интенсивного взаимодействия как со своими сверстниками, так и с педагогами, его сетевое самоощущение, своеобразная сетевая осведомленность (network awareness) представляют существенный как теоретический, так и практический интерес» [3].

Вторым аспектом считаем необходимость признания деятельности в рамках сетевых программ как одной из форм социального взаимодействия. Это предопределяет необходимость включения всех ее участников в новые социальные коммуникации, в разных режимах (on-line и off-line) и с использованием различных электронных средств. Все это меняет структуру подготовки преподавателя к занятиям, требует постоянного повышения его профессиональной компетентности, четкого определения стратегических и краткосрочных целей при реализации учебного курса, развития социальной эмпатии, выражающейся в опережающем педагогическом сопровождении обучающихся. С одной стороны, такая деятельность отражает тезис об информационной открытости образовательного учреждения (образовательной программы), а с другой стороны — позволяет реализовать в полном объеме гуманитарный потенциал педагогической профессии.

Еще одним значимым аспектом сетевых программ можно назвать повышение ответственности обучающихся за результаты обучения и их активную роль в поиске индивидуального образовательного маршрута. Новые преподаватели и дополнительные информационные и культурно-образовательные ресурсы вуза-партнера заставляют студентов по-новому оценить свои возможности и увидеть перспективы. При этом и вузы-участники сетевой программы обязаны по-иному позиционировать свои достижения и ресурсы и представлять их всем — обучающимся и преподавателям вуза-партнера, а также и потенциальным партнерам, всему образовательному сообществу. Постоянная ревизия

наличествующих возможностей стимулирует конкуренцию и помогает всем развиваться.

Четвертым аспектом мы считаем процесс реализации «горизонтальной карьеры» преподавателей в условиях современного вуза при разработке и реализации сетевых программ. Необходимость поиска важных научных и практических проблем при создании новых программ, формирование команды разработчиков, поиск партнеров-коллег внутри своего вуза и вне его — такая деятельность определяет лидеров и помогает им реализовать свой научный и управленческий потенциал. Все это, в конечном счете, делает кафедру и вуз сильнее, а каждому преподавателю позволяет адекватно оценить свои возможности и увидеть дальнейшую перспективу профессионального роста.

И, наконец, еще один аспект обучения по сетевым образовательным программам магистратуры — это поиск научных и практических результатов, основываясь на единстве исходной теоретической базы и своеобразии проявлений образовательной практики а условиях каждого региона. Это позволяет проводить важные сравнительные исследования и получать значимые для теории и практики результаты, организуя совместную практику и НИР, определять темы ВКР магистрантов.

Сетевая магистерская программа кафедры педагогики «Государственно-общественное управление образованием» (ГОУО) — это совместная сетевая программа, которая разработана кафедрой педагогики и тремя подразделениями Герценовского университета (институтом детства, институтом экономики и управления, юридическим факультетом) и реализуется с нашим партнером — Омским государственным педагогическим университетом. Начало разработки программы — 2013 год, в сентябре 2013 года начал обучение первый набор магистрантов в РГПУ им. А. И. Герцена (12 человек). Сейчас по нашей программе на первом и втором

курсах обучается 29 магистрантов, конкурс при приеме традиционно высок.

Весь путь — от выбора проблемы и формулировки названия магистратуры, определения ее стратегии и конкретных задач, создания команды разработчиков и поиска партнеров, проведения внутренней и внешней экспертизы ООП, участия в создании рекламного буклета программы, печати УМК и размещения электронных учебных ресурсов в сжатые сроки — стал возможен только с опорой на традиции и богатый потенциал кафедры педагогики и Герценовского университета.

Четыре учебные программы для сетевой ООП разработали наши коллеги и партнеры из ОМГПУ, с которыми нас связывают общие научные школы, профессиональные и научные интересы, большие творческие планы и теплые личные контакты. С 2015/16 учебного года наши партнеры сделали первый набор и начали обучение магистрантов по очной и заочной форме (15 человек). Все совместные действия в рамках программы мы проводим успешно и уверены в позитивном результате. Для набора каждого года у нас есть общая тема НИР, в этом году мы будем работать уже совместно с нашими коллегами из Омска над темой «Формы участия социальных партнеров в развитии государственно-общественного управления образованием».

Итоги работы сетевой ООП в РГПУ им. А. И. Герцена радуют: в 2015 году успешно состоялся первый выпуск магистрантов. Результаты исследований отражали различные аспекты теоретического и практического изучения государственно-общественного управления образованием в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Российской Федерации в целом и почти все они были выполнены на очень высоком уровне. К руководству магистерскими диссертациями привлечены ведущие преподаватели кафедры педагогики, среди рецензентов и членов ГЭК — директора школ и преподаватели вуза.

Мы понимаем значимость практической составляющей результатов нашей деятельности, активной просветительской деятельности. В 2014/15 учебном году на базе трех школ Фрунзенского района была создана открытая Дискуссионная площадка «Государственно-общественное управление образованием» (ГОУО), разработана соответствующая страница сайта школ, проходило обсуждение актуальных вопросов, публиковались нормативные документы по проблеме. Директор ООП «ГОУО» провела три встречи с коллективами школ, был организован итоговый форум на базе ИМЦ Фрунзенского района, что позволило решить ряд просветительских и организационных задач в сфере организации взаимодействия школ и социальных партнеров. Очень тесные контакты связывают нашу программу и школу № 207 Центрального района Санкт-Петербурга. Для расширения сферы контактов и привлечения социальных партнеров было осуществлено выступление на базе Всероссийского образовательного портала «Завуч-инфо» в 2014 году.

В ходе исследований и работы магистрантов над ВКР были разработаны актуальные темы, например, критерии и показатели оценки эффективности деятельности органов государственно-общественного управления в школе (Г. А. Морозова) и профессионально-общественная экспертиза социально значимых проектов в образовании (Н. С. Полозова). Материалы исследования Н. С. Полозовой в форме проекта были отмечены Дипломом на конкурсе, проводимом в 2014 году Правительством Санкт-Петербурга в рамках реализации программы «Толерантность». Традиция участия в конкурсах данного уровня продолжена и в этом учебном году, все достижения магистрантов и деятельность программы находят отражение на соответствующей странице сетевых образовательных программ официального сайта РГПУ им. А. И. Герцена.

Таким образом, практика реализации сетевого межвузовского сотрудничества позволяет решать многие теоретические и практические проблемы, встающие перед системой образования, успешно отвечать

на вызовы современности, развивать и транслировать идеи ведущих научных школ, привлекая новых коллег и партнеров, что способствует открытости педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гитман М. Б., Данилов А. Н., Столбов В. Ю., Южаков А. А. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2G12. № 3. С. б9-73.

2. Кириченко В. Сетевое братство вузов. http://gazeta.sfu-kras.ru/node/4117

3. Левин И., Корeнблит М., Талис В. Изучение динамики социальных сетей на основе моделирования в среде nodeXL-EXCE / https://www.tau-ac.il/~ilial/publications/analitl25-1371evin_vol54.pdf

4. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ: Письмо Минобрнауки России от 2B.GB.2G15 № АК-25б3^5 http://www, consultant.ru

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2G13 г. № 13б7 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7G5G3294/

6. Развитие сетевого взаимодействия инновационных вузов. Формирование сетевой распределенной структуры повышения квалификации. http://ppk.tsu.ru/index.php?page=text&text=mоdel

7. Сетевое взаимодействие в образовании. http://udsu.ru/official/networking_education

В. Сетевой университет Содружества Независимых Государств. Официальный сайт: http://www.ido. rudn.ru/su_sng/

9. Федеральный закон от 29 декабря 2G12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/7G2913б2/#ixzz3mSbal7bQ

1G. Чучкевич М. М. Основы управления сетевыми организациями. М.: Изд-во Института социологии, 1999. 3 В с.

REFERENCES

1. Gitman M. B., Danilov A. N., Stolbov V. Ju., Juzhakov A. A. Modeli setevogo vzaimodejstvija vuzov pri podgotovke kadrov vysshej kvalifikacii // Universitetskoe upravlenie; praktika i analiz. 2G12. № 3. S. б9-73.

2. Kirichenko V. Setevoe bratstvo vuzov. http://gazeta.sfu-kras.ru/node/4117

3. Levin I., KorsnblitM., Talis V. Izuchenie dinamiki sotsial'nyh setej na osnove modelirovanija v srede nodeXL-EXCE / https ://www.tau-ac.il/~ilial/publications/analitl25-1371 evin_vol54.pdf

4. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti s ispol'zovaniem setevyh form realizatsii obrazovatel'nyh programm. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2035 № AK-2563/G5 http://www, consultant.ru

5. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 19 dekabrja 2G13 g. № 13б7 «Ob utverzhdenii Porjadka organizatsii i osushchestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti no obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija — programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» http: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/7G5G3294/

6. Razvitie setevogo vzaimodejstvija innovacionnyh vuzov. Formirovanie setevoj raspredelennoj struktury povyshenii kvalifikacii http://ppk.tsu.ru/index.php?page=text&text=mоdel

7. Setevoe vzaimodejstvie v obrazovanii. http://udsu.ru/official/networking_education

В. Setevoj universitet Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. Oficial'nyj sajt: http://www.ido.rudn. ru/su_sng/

9. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2G12 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami). Sistema GARANT: http://base.garant.ru/7G2913б2/#ixzz3mSbal7bQ

1G. Chuchkevich M. M. Osnovy upravlenija setevymi organizacijami. M.: Izd-vo Instituta sotsiologii, 1999. 3В s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.