Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия организаций при сетевой форме организации образовательных программ экономических направлений'

Проблемы взаимодействия организаций при сетевой форме организации образовательных программ экономических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смородинова Н. И.

Рассматривается роль и основные особенности реализации сетевой формы организации образовательных программ подготовки студентов экономических направлений. Сформулированы основные проблемы, возникающие при сетевом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION INTERACTION IN THE NETWORK FORM OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR ECONOMIC MAJORS

The role and the main features of the implementation of the network form to organise educational programs for economic major students is studied. The basic problems associated with networking are developed.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия организаций при сетевой форме организации образовательных программ экономических направлений»

Решетневскуе чтения. 2014

оценивается изменение их значений в процессе обновления производственной базы.

Все показатели, которые рассчитывают и анализируют при оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов наукоемких производств, принято делить на внутренние и внешние [1]. К внешним относят такие, как срок окупаемости, индекс доходности, внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость). Эти показатели достаточно хорошо представлены в экономической литературе, но их недостаточно для того, чтобы оценить экономическую эффективность использования новых технологий в производственный процесс [2-4].

Внутренние показатели оценивают параметры технологических процессов и их ресурсное обеспечение, при этом особое внимание уделяется влиянию проектов на издержки производства и результаты хозяйственной и финансовой деятельности организации в целом. Эта оценка должна осуществляться с помощью различных показателей в зависимости от стадии инновационно-инвестиционного проекта наукоемкого производства.

На первом этапе необходимо оценить конкурентоспособность инновации.

При этом следует проанализировать такие критерии, как размеры и темпы роста инновационного рынка, длительность жизненного цикла инновации, патентную чистоту и др.

Затем следует оценить затраты на разработку и реализацию инновационно-инвестиционного проекта и сравнить с имеющимися возможностями предприятия. Для оценки эффективности инвестиционных вложений необходимо оценить снижение себестоимости выпускаемой продукции и прирост чистой прибыли, определить изменение материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, повышение энергоэффективности.

Далее следует проанализировать, как повлияет внедряемый инновационно-инвестиционный проект на экономические показатели деятельности предпри-

ятия в целом. Это можно выполнить путем сопоставления показателей деятельности до и после разработки и внедрения проекта. Кроме того, оценку инновационно-инвестиционного проекта можно провести на основе временной оценки денежных потоков, возникающих у хозяйствующего субъекта в результате осуществления инноваций.

Данные положения позволяют сделать вывод о том, что оценку эффективности и отбор инновационно-инвестиционных проектов наукоемких производств следует осуществлять с обязательным учетом всех содержательных критериев, присущих данным проектам.

Библиографические ссылки

1. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М. : Финансы и кредит, 2005. 304 с.

2. Сергеев Д. В. Вертикальная интеграция как фактор эффективности инноваций // Инновации. 2001. № 3. С. 4-8.

3. Бендиков М. А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 1-16.

4. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент : учебник. М. : Инфра-М, 2002. 287 с.

References

1. Trifilova A. A. Evaluation of innovative development of enterprise. M. : Finance and Credit, 2005 304 p.

2. Sergeyev D. V. Vertical integration as a factor in the effectiveness of innovation // Innovations. 2001. № 3. p. 4-8.

3. Bendikov M. A. Assessment of the feasibility of an innovative project // Management in Russia and abroad. 2001. № 2. p. 1-16.

4. Medynskiy V. G. Innovation Management: A Textbook. M. : Infra-M, 2002. 287 p.

© Смородинов Р. В., 2014

УДК 378.141

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ СЕТЕВОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Н. И. Смородинова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-таЛ: [email protected]

Рассматривается роль и основные особенности реализации сетевой формы организации образовательных программ подготовки студентов экономических направлений. Сформулированы основные проблемы, возникающие при сетевом взаимодействии.

Ключевые слова: основная образовательная программа, сетевое взаимодействие, образовательная организация.

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

PROBLEMS OF ORGANIZATION INTERACTION IN THE NETWORK FORM OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR ECONOMIC MAJORS

N. I. Smorodinova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

The role and the main features of the implementation of the network form to organise educational programs for economic major students is studied. The basic problems associated with networking are developed.

Keywords: basic educational program, networking, educational organization.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма организации образовательных программ определяется как «устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынка труда» [1].

Основными характерными чертами сетевой формы обучения являются:

- расширение номенклатуры образовательных программ, возможность подготовки по уникальным образовательным программам и формирования компетенций, которые необходимы для работы в прогрессивных отраслях экономики;

- возможность использования при обучении различных ресурсов других организаций, снижение издержек и затрат за счет более эффективного использования ресурсов и развития интегрированных сервисных служб.

Сетевая форма организации образовательных программ может быть использована для всех уровней образования.

Применение сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основе договора, в котором определяется [2]:

- вид, уровень и направленность образовательной программы;

- правила приема на сетевую форму обучения, порядок осуществления академической мобильности;

- порядок осуществления образовательной программы и распределения обязанностей между организациями;

- виды и объемы ресурсов, используемых каждой организацией.

В соответствии с Законом об образовании в реализации сетевой формы могут участвовать [1]:

1) образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;

2) организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве дополнительной деятельности;

3) иные (ресурсные) организации.

На основе этого могут быть применены различные модели сетевой формы организации образовательных программ [3].

Наибольшие возможности при такой форме появляются при реализации программ экономических направлений магистратуры и аспирантуры. При этом совместно могут осуществляться теоретическое обучение, практика, научно-исследовательская работа, стажировка.

Данные виды взаимодействия различных организаций позволят повысить качество образования, мобильность студентов, конкурентоспособность образовательных учреждений, стимулировать развитие системы непрерывного образования.

Вместе с тем при подготовке кадров с использованием сетевого взаимодействия вузов возникает ряд проблем:

- ограниченное использование собственных ресурсов вузов при реализации образовательных программ;

- недостаточное распространение информации о целях и результатах такого сотрудничества;

- отсутствие оценки совместной деятельности и контроля за ее осуществлением.

Библиографические ссылки

1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Положение о сетевой форме взаимодействия в реализации основной профессиональной образовательной программы.

3. Весна Е. Б., Гусева А. И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

References

1. The Federal Law "About Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 y. № 273-FL .

2. Regulations about the form of the interaction network in the realization of the basic professional educational programs.

3. Vesna E. B., Guseva A. I. Model of interaction between organizations in the network form for educational programs // Modern problems of science and education. 2013. № 6.

© Смородинова Н. И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.