Научная статья на тему 'Проблемы организации практики студентов-бакалавров направления «Экономика»'

Проблемы организации практики студентов-бакалавров направления «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1681
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная практика / производственная практика / профессиональные компетенции / сетевое взаимодействие / educational practice / practical training / professional competence / networking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н И. Смородинова

Рассматривается роль и значение практической подготовки студентов – бакалавров направления «Экономика» для формирования профессиональных компетенций и для развития их профессиональной деятельности. Сформулированы основные проблемы, возникающие при организации учебной и производственной практик студентов направления. Предложены направления их решения. Особое внимание уделено особенностям организации практик студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PRACTICE STUDENTS’ – BACHELORS’ OF DIRECTION “ECONOMY”

The author examines the role and significance of students'Bachelors’ of direction "Economy" practical training for the formation of professional competence and the development of their professional activities; the basic problems in the organization of educational and industrial practice of students directions; Directions of their decisions. Particular attention is paid to the peculiarities of organization of students in terms of networking of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации практики студентов-бакалавров направления «Экономика»»

Библиографические ссылки

1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособности личности. М. ; Воронеж, 2002. 397 с.

3. Двуличанская Н. Н., Тупикин Е. И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественнонаучной подготовки в системе «колледж - вуз» (на примере химии) : монография. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 254 с.

4. Иоффе, А. Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 144.

5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Наука и образование. 2011. № 4. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/ 172651.html (дата обращения: 1.09.2014).

6. Позднякова А. Л. Формирование ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности (на примере подготовки экономистов) : автореф .дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Чита, 2011. 22 с.

7. Тулохонова И. С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Чита, 2009. 23 с.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiiskoy Federacii : Federalniy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014).

2. Mitina L. M. Psihologiy razvitiy konkurento-sposobnosti lichnosti (Psychology of development the competitiveness personality). Moscow ; Voroneg, 2002. 397 p.

3. Dvulichanskaya N. N., Tupikin E. I. Teoriya i praktika neprerivnoi obscheobrazovatelnoi estestvenno-nauchnoi podgotovki v sisteme «kolledg-vuz»(na primere himii)( The theory and practice of continuous general education natural-science preparation in system "college -higher education institution" (on the example of chemistry). Available at: http://technomag.bmstu.ru/ doc/172651.html (date of visit: 1.09.2014).

4. Ioffe A. N. Aktivnaya metodika - zalog uspeha (Active technique - the key to success). Civic education. 2000, p. 144.

5. Dvulichanskaya N. N. Interaktivnie metodi obucheniya kak sredstvo formirovaniya kluchevih kompe-tenciy (Interactive methods of training as means the formation of key competences). Available at: http:// technomag. bmstu.ru/doc/172651.html (date of visit: 1.09.2014).

6. Pozdnyakova A. L. Formirovanie celostnogo otnosheniya buduschego specialista k professionalnoi deyatelnosti (na primere podgotovki ekonomista) (Formation of the valuable relation of future expert to professional activity (on the example of training of economists). Chita. 2009. 23 p.

7. Tulohonova I. S. Formirovanie proektnoi deyatelnosti studentov tehnicheskogo vuza v usloviayh predmetnoi informacionno-obrazovatelnoi sredi (Formation of design activity of technical college students in the conditions of the subject information and educational environment). Chita. 2009. 23 p.

© Позднякова А. Л., Макаренко Н. О., 2014

УДК 378.147

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»

Н. И. Смородинова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Б-таЛ: [email protected]

Рассматривается роль и значение практической подготовки студентов - бакалавров направления «Экономика» для формирования профессиональных компетенций и для развития их профессиональной деятельности. Сформулированы основные проблемы, возникающие при организации учебной и производственной практик студентов направления. Предложены направления их решения. Особое внимание уделено особенностям организации практик студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, профессиональные компетенции, сетевое взаимодействие.

PROBLEMS OF PRACTICE STUDENTS' -BACHELORS' OF DIRECTION "ECONOMY"

N. I. Smorodinova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

The author examines the role and significance of students'- Bachelors' of direction "Economy" practical training for the formation ofprofessional competence and the development of their professional activities; the basic problems in the organization of educational and industrial practice of students directions; Directions of their decisions. Particular attention is paid to the peculiarities of organization of students in terms of networking of educational institutions.

Keywords: educational practice, practical training, professional competence, networking.

В современных условиях требования рынка труда к выпускникам вузов значительно выросли, что потребовало создания последовательной, научно-обоснованной системы подготовки кадров, важное место в которой отводится практической форме обучения.

Практика студентов направлена непосредственно на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика дает возможность студентам попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Будущие бакалавры в ходе практической деятельности приобретают комплекс умений и навыков, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, осуществляется развитие их профессиональной деятельности.

Динамичность рынка труда, изменение требований к выпускникам вузов, возрастающая конкуренция на рынке труда ставят новые задачи к практической подготовке выпускников.

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева проведение практики студентов-бакалавров направления подготовки «Экономика» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) [1], Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «Бакалавр»), Положением СибГАУ № 65/334 от 21 ноября 2008 г. «Об организации практики студентов» [2], учебными планами направления 080100.62 «Экономика», а также рабочими программами практик.

Организация всех видов практики студентов на различных курсах обучения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности.

Основными видами практики студентов, обучающихся по данной образовательной программе, являются учебная и производственная практика. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профес-

сионально-практическую подготовку обучающихся, в процессе которых студенты самостоятельно выполняют производственные задачи в условиях действующих предприятий и организаций, а также на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. Удельный вес зачетных единиц от общего количества в учебном плане составляет около 4 %.

Учебная практика студентов-бакалавров содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов университета с предприятиями, организациями и учреждениями.

Практика организуется и проводится на основе рабочей программы, в которой определен перечень рассматриваемых вопросов и необходимых для выполнения заданий в сторонних учреждениях, организациях, на предприятиях или в структурных подразделениях университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Практика в учреждениях, организациях, на предприятиях осуществляется на основе договоров между университетом и соответствующими структурами о прохождении практики студентами.

Во время прохождения учебной практики на предприятии учащиеся выполняют учебные и производственные задания, выдаваемые руководителями практики, ведут дневник и собирают практический материал для отчета.

Предприятие, предоставляющее место практики, назначает руководителя практики из числа своих работников, обладающих необходимой квалификацией.

Проверка знаний, умений и навыков по окончании учебной практики проводится в виде дифференцированного зачета, после производственной практики проверяется дневник практики, письменный отчет и осуществляется защита индивидуального задания.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

Цель производственной практики - закрепление в ходе практической деятельности знаний и умений, полученных в процессе обучения, для реализации адаптационных возможностей студента к условиям работы и выявления уровня подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.

Производственная практика является важной составной частью процесса подготовки квалифицированных бакалавров в области экономики, проводится в организациях различных форм собственности, финансовых и налоговых органах, страховых организациях, банках и других учреждениях финансово-кредитной сферы, на производственных предприятиях, в органах государственной власти и местного самоуправления.

Важной задачей производственной практики является выявление и реализация индивидуальных особенностей студентов в учебной и производственной деятельности, создание условий для роста и творческой активности, способности самостоятельно мыслить и принимать экономически обоснованные решения.

Имеющийся опыт руководства организацией учебной и производственной практики студентов и проведенный анализ результатов позволил выявить ряд проблем, имеющихся в данной области.

Во-первых, недостаточное количество часов, отведенных на практику студентов. Так, в настоящее время в учебных планах бакалавров направления «Экономика» предусмотрена длительность учебной практики - 2 недели, длительность производственной практики - 4 недели. За такой период студенты не смогут попробовать поработать в разных сферах деятельности. Короткая практика намного уменьшает вероятность трудоустройства на конкретном рабочем месте. Работодатели неохотно берут студентов на работу с оплатой на такие короткие сроки.

Во-вторых, за последние периоды мало студентов данного направления проходят производственную практику в подразделениях базовых предприятиях -ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ОАО «Информационные спутниковые системы». Еще меньше возможностей имеется для прохождения на них учебной практики.

В-третьих, Центр трудоустройства студентов и выпускников СибГАУ занимается, в основном, организацией производственной практики студентов бакалавров направления «Экономика». Учебными практиками студентов занимаются выпускающие кафедры, в том числе и заключением договоров с предприятиями и организациями.

В-четвертых, в настоящее время преподаватели-руководители практики от выпускающей кафедры имеют высокую аудиторную загруженность.

В-пятых, ряд трудностей возникает из-за отсутствия у бакалавров данного направления преддипломной практики, поэтому за четыре недели прохождения производственной практики студентам необходимо не только пройти программу практики, выполнить индивидуальное задание, выданное руководителем практики от университета, собрать материалы для курсовых работ, но подготовить материалы для выпускной квалификационной работы. Положение усложняется тем, что данная практика осуществляется в конце третьего курса, когда не все студенты определились с тематикой выпускных работ.

Для решения возникающих проблем необходимо, в первую очередь, Центру трудоустройства студентов

и выпускников СибГАУ взять на себя организационную работу по всем видам практик студентов, предусмотренных учебными планами направлений и специальностей. При заключении договоров о прохождении практики студентами с предприятиями и организациями обязательно предусматривать возможность прохождения практик не только студентами технических направлений и специальностей, и экономических и гуманитарных. Особенно важно учитывать данный вопрос при заключении договоров с базовыми предприятиями.

Для повышения эффективности практики необходимо пересмотреть нормативы нагрузки преподавателей, осуществляющих руководство практикой. Это позволит, в том числе, расширить взаимодействие руководителей практики от вуза и от предприятия, а также даст возможность преподавателям проведения ежедневных консультаций в период прохождения студентами практики.

Для оценки студентами уровня сформированности умений и знаний профессиональной подготовленности отделу менеджмента качества СибГАУ надо разработать анкеты и провести анкетирование студентов по результатам прохождения практики, а также провести опрос руководителей практики от предприятия по оценке знаний и умений студентов.

Также необходимо предусмотреть возможность организации прохождения учебной, производственной и других видов практик при сетевом взаимодействии между вузами. Опыт сотрудничества в данном направлении у инженерно-экономического факультета при подготовке студентов-специалистов имеется. В рамках мобильности кафедрой бухгалтерского учета была организована производственная практика на предприятиях города Красноярска для студентов Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Необходимым условием сетевого взаимодействия образовательных учреждений является обеспечение необходимыми ресурсами для проведения учебной и производственной практики. Введение ФГОС ВПО создает предпосылки для реализации основных образовательных программ в сетевом режиме. Этому способствует формирование профессиональных модулей. При этом возможны два варианта реализации сетевой образовательной программы:

- при первом варианте процесс обучения строится на базе одной образовательной организации в рамках лицензированной основной образовательной программы, а для ее реализации привлекаются другие учебные заведения;

- при втором варианте процесс обучения строится на базе двух и более образовательных учреждений, структура основной образовательной программы включает отдельные профессиональные модули с идентичными образовательными результатами. В этом случае обучающиеся могут осваивать отдельные части образовательной программы в различных образовательных учреждениях, входящих в сеть.

При втором варианте возможно освоение студентами только части профессионального модуля - учебной или производственной практики. При этом в рам-

ках сетевого договора участников сетевого взаимодействия, производится регламентация и нормирование всех организационных условий реализации сетевой программы практики студентов.

Библиографические ссылки

1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об организации практики студентов : Положение Сибирского государственного аэрокосмического университета № 65/334 от 21 ноября 2008 г.

3. Положение о сетевой форме взаимодействия в реализации основной профессиональной образовательной программы.

References

1. About Education in the Russian Federation : The Federal Law of 29.12.2012 y. № 273-FL .

2. On the organization of students : Regulation of the Siberian State Aerospace University № 65/334 of 21 November 2008.

3. Regulations about the form of the interaction network in the realization of the basic professional educational programs.

© Смородинова Н. И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.