УДК 37.14.5:316.422
И. И. Сошенко
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Рассматривается актуальная задача в образовании - создание эффективной модели управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Сосредоточенность исследователей и государственных деятелей на поиске экономической выгоды и обеспечении научно-технического прогресса нередко приводит к недооценке влияния социальных инноваций на общество в целом. Вместе с признанием значения внедрения инноваций в высокотехнологичных секторах экономики акцентируется внимание на социальных инновациях как драйверах формирования социального капитала. Конкретизируется, что включение в сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа является социальной инновацией. Предложенная в статье структурно-функциональная модель состоит из следующих компонентов: целевого, организационного и оценочно-результативного. Фиксируются разные типы результатов, возникающих в сети: исследовательские, продуктовые, профессиональные, учебные, институциональные.
Ключевые слова: социальные инновации, модель, управление, сетевое взаимодействие, образовательные организации.
Введение
Современное общество характеризуется поиском эффективных механизмов, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие стран, регионов и организаций через генерацию и использование инноваций во всех сферах социально-экономической жизни - наукоемком и промышленном производстве, образовании, здравоохранении и др. Об этом свидетельствуют: рост государственных и частных инвестиций в инновационный процесс, принимаемые законодательные акты, программные документы и стратегии; программы инновационного развития госкорпораций, подразумевающие интеграцию вузовских разработок в промышленный сектор экономики; появление новых социальных институтов, призванных обеспечить поддержку внедрения инноваций в реальную рыночную практику - венчурные фонды, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы, фонды и структуры, ориентированные на поддержку социальных инноваций и т. д.
Анализируя теоретические и эмпирические исследования таких ученых, как И. В. Бес-стужев-Лада [1, с. 18], П. Друкер [2, с. 76], Е. Е. Кучко [3], А. И. Пригожин [4, с. 32], Г. Н. Прозументова [5, с. 14], А. П. Тряпицына [6, с. 28], Б. Ф. Усманов [7, с. 35], Й. Шумпе-тер [8, с. 132-133] и др., можем выделить два типа инноваций - технические и социальные. Необходимость ускорения научно-технического прогресса во многом обусловила приоритетное исследование технических инноваций. Они сегодня изучены достаточно глубоко не только с позиции терминологического аппарата, классификационных признаков, моделирования инновационного процесса, управления инновациями на государственном, отраслевом, корпоративном уровнях, но и с позиции измерения эффективности их внедрения.
В последние годы акцент изучения инноваций смещается в сторону социальных инноваций, которые в самом общем виде понимаются как целенаправленные преобразования, приводящие к положительным изменениям социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.). Социальные инновации «лежат в основе социо-
культурного прогресса» [9, с. 130], поскольку любая инновация есть результат человеческой деятельности. Являясь междисциплинарным понятием, включенным в категориальный аппарат таких наук, как культурология, педагогика, социология, философия, экономика, термин «социальные инновации» остается дискуссионным и понимается исследователями как процесс внедрения, использования и распространения новшеств, изменяющий социальную систему (Е. Е. Кучко [3, с. 95], А. П. Тряпицына [6, с. 28], А. С. Царёв [10] и др.), изменение социальной практики (А. П. Головашина [11], С. Е. Крючкова [12]), результат внедрения новых практик (А. В. Башарина [13, с. 1107], А. А. Князев [14, с. 23]). В контексте педагогической науки социальные инновации нередко приравниваются к инновациям в образовании [6, с. 30]. Опираясь на идею, изложенную в трудах Й. А. Шумпе-тера, о том, что ключ к пониманию экономического развития - «явление неэкономического порядка» [8, с. 30], обеспечиваемое внедрением инноваций и формирования новых социальных практик, мы приходим к выводу о том, что проблема моделирования управления социальными инновациями приобретает особую актуальность.
Обоснование модели управления социальными инновациями
Современное образование характеризуется следующими задачами:
- предоставлением персонифицированных и индивидуализированных образовательных услуг в соответствии с потребностями разных субъектов образования;
- обеспечением образовательной мобильности школьников [15, с. 250-256], студентов, аспирантов и молодых научно-педагогических работников [16];
- внедрением дистанционных образовательных технологий;
- развитием сетевых форм реализации образовательных программ [17];
- созданием кафедр на базе профильных организаций;
- конкурентной борьбой за квалифицированные научно-педагогические кадры и внебюджетное финансирование;
- коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности.
Задачи, с которыми сталкиваются образовательные организации в XXI в., актуализируют необходимость вступления в сетевое взаимодействие с широким спектром экономических агентов, включая образовательные организации разного типа (основного общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования). Основная цель сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа заключается в консолидации ресурсов акторов сети при сохранении их юридической самостоятельности. В результате такого взаимодействия повышается конкурентоспособность всей сети в целом и каждого актора в отдельности на рынке образовательных услуг, качество оказываемых образовательных услуг и разрабатываемых образовательных и научно-технических продуктов; обеспечивается возможность генерации новых типов результатов действующей сети и новых социальных практик. С этой точки зрения, сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа и есть социальная инновация.
Обобщение теоретических и прикладных исследований практики образования в контексте изучения сетей А. И. Адамского [18], А. Б. Акулова [19], Е. В. Вториной [20], Н. В. Василенко [19, 21], А. О. Зоткина [20], Т. А. Зубаревой [22], А. Я. Линькова [19], И. Ю. Малковой [20], Г. Н. Прозументовой [20], Е. Е. Сартаковой [23], А. Г. Шепило [24] и др. выявляет две методологические проблемы - проблему формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа (по составу участников, уровню интеграции, направлениям сотрудничества, форме организации, степени формализации сотрудничества) [19, с. 127] и проблему управления сетевым взаимодействием образовательных организаций. Сложность заключается в том, что управление социальными инновациями в сетевом взаимодействии
требует динамичных нелинейных изменений практики деятельности образовательных организаций, поскольку изменения в деятельности одного актора сети приводят к неизбежным преобразованиям внутри сети и продуцируемых ею результатах. Следовательно, управление социальными инновациями может быть эффективным не только посредством развития коммуникации внутри сети, но при условии понимания этапов жизненного цикла социальных инноваций [25, с. 11-13] и удержании управленческих позиций в них. Это означает, что, несмотря на децентрализацию управления, характерную для социальных инноваций, необходимо определить и наделить соответствующими полномочиями конкретных акторов (или групп акторов) сетевого взаимодействия, которые будут удерживать конкретные управленческие шаги - целеполагание, согласование взаимодействия акторов, проектирование, отбор, внедрение или диффузию социальных инноваций. С целью решения обозначенных выше проблем мы разработали модель управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Следует отметить, что моделированию разных процессов и систем отводится большое значение учеными (А. Н. Дахин [26], В. В. Краевский [27], и др.), так как модель позволяет «увидеть» упрощенную копию исследуемого явления, а также визуализировать результат (Е. Н. Михайлова [28]).
Структура модели
Предлагаемая в настоящей статье структурно-функциональная модель управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций (рисунок) состоит из трех взаимосвязанных компонентов: целевого, организационного и результативно-оценочного.
Цель
Инновационный потенциал /
Ресурсы:
- интеллектуальные,
- материальные,
- научные (знаниевые),
- финансовые
Взаимодействие акторов сети
Согласование интересов акторов сети (кооперация)
Внутриорганизационное взаимодействие
Внешнеорганизационное взаимодействие
Согласование действий акторов сети (координация)
Этапы и механизмы управления (деятельности)
Проектировние
Отбор социальной
социальной инновации инновации
Процедуры
- Выявление потребности в социальной инновации;
- Генерация социальной инновации;
- Определение содержания взаимодействия;
- Формулирование ирли социальной инновации
Процедуры
- Согласование критериев отбора социальной инновации;
- Конкретизация ресурсов социальной инновации;
- Доработка социальной инновации
Создание условий внедрения социальной инновации
Процедуры
- Нормативно-правовой блок;
- Координация действий акторов
Диффузия социальной инновации
Процедуры
- Создание инновационного климата;
- Развитие коммуникаций между участниками сети;
- Мотивация участников
Результат развития сети:
- новые
образовательные продукты,
- новые
образовательные услуги,
- новые структуры (взаимодействия)
Оценка эффективности сетевого взаимодействия
Количественные показатели:
- количество новых образовательных продуктов,
- количество новых образовательных услуг,
- количество новых структур (взаимодействий)
Качественные показатели:
Уровень совокупного инновационного
потенциала сети:
низкий;
критический;
допустимый;
высокий
Типы
результатов:
- исследовательские,
- продуктовые,
- профессиональные,
- учебные,
- институциональные
Модель управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций
— 125 —
Являясь основой построения сети образовательных организаций разного типа, целевой компонент в предлагаемой модели выполняет функцию «входа». Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить предполагаемым акторам сети, - почему, зачем, для чего? Дискуссии по перечисленным вопросам, а также сформулированные персональные и совместные ответы на них позволяют на этапе формирования сетевого взаимодействия произвести согласование взаимных интересов акторов. А значит, проявляются сетеобразующие факторы для реального и эффективного сетевого включения акторов в социальную инновацию.
Основой организационного компонента является инновационный потенциал взаимодействия акторов сети. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить предполагаемым акторам сети, - что именно, как именно? Таким образом раскрывается содержание взаимодействия акторов сети. Осуществляется переход от индивидуальной (самостоятельной) социальной практики к сетевой (совместной). Конкретизируются границы сети, согласовываются сетевые интересы и действия. Организационная функция состоит в обеспечении эффективной координации и кооперации сети.
Результативно-оценочный компонент содержит описание результатов, которые служат индикатором развития сети в целом и акторов сети в частности. Наиболее значимыми и измеримыми результатами управления социальной инновацией, на наш взгляд, являются новые типы социальной практики, а также инновационные совместные продукты и услуги, создаваемые в сетевом взаимодействии образовательных организаций разного типа. В кон -тексте нашего исследования новые типы социальной практики проявляются как изменение характера деятельности педагогов на открытую, сотворческую, а также появление новых структур и форм взаимодействия разных групп - акторов сети (образовательных организаций разного типа; педагогов - педагогических управленческих команд, педагогических проектных групп; разных типов социальных партнеров - государственных и коммерческих структур и др.). Под инновационными образовательными продуктами мы подразумеваем разработанные и внедренные (апробированные) в реальной практике сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа «инновационные, экспериментальные и методические разработки» [29, с. 198], авторские электронные учебные материалы, программы и стратегии сетевого развития образовательных организаций разного типа, сетевые рабочие программы и учебно-тематические планы, базы данных, программы для ЭВМ, способы и методики обучения, оформленные в установленном законом порядке. В качестве инновационных образовательных услуг можно выделить реализуемые сетевые образовательные программы, дистанционные образовательные технологии. Но прежде всего это те образовательные услуги, которые являются практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, т. е. их фундамент -интеллектуальная собственность. Перечисленный перечень инновационных образовательных продуктов и услуг не является исчерпывающим и может быть расширен и дополнен. Обозначенные эффекты управления социальными инновациями количественно измеримы. Качественное измерение предлагается проводить посредством оценки уровня совокупного инновационного потенциала акторов сети, так как он позволяет проявить способность сети генерировать и внедрять в реальную практику социальные инновации. Описание методики оценки уровня инновационного потенциала находится за рамками настоящей статьи.
Результаты
Можно зафиксировать следующие типы результатов, возникающих в сети:
1. Исследовательские: результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, результаты выполнения совместных проектов.
2. Продуктовые: объекты авторского права - учебники, рабочие тетради, задачники, практикумы, методические пособия, методики преподавания, электронные образовательные ресурсы, сетевые образовательные программы, программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т. д., а также объекты промышленной собственности - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения.
3. Профессиональные: повышение квалификации и профессиональная переподготовка, развитие профессиональных компетенций, построение профессиональной карьеры.
4. Учебные: выполнение стандарта - ОГЭ, ЕГЭ, итоговой аттестации.
5. Институциональные: диффузия социальной инновации, закрепление новой социальной практики как нормы деятельности.
Выявить новые пути развития социальной инновации акторам сети можно, проанализировав и сопоставив полученные результаты с запланированными. Ключевые вопросы на этом этапе для акторов сети - что получилось, сколько, каково, что требуется изменить, что требует институализации?
Поскольку социальные инновации порождают изменения социальной практики, то новый виток развития сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа неизбежен, а значит, модель управления является динамичной и может принять спиралевидную структуру, где «подключение» новых типов сетевого взаимодействия (по составу участников, уровню интеграции, направлениям сотрудничества, форме организации, степени формализации сотрудничества) приводит к появлению количественно и качественно новых типов результатов.
Заключение
Современные образовательные организации любого типа - общего образования, профессионального образования или дополнительного образования - не могут и не должны существовать изолированно. Напротив, они активно включаются в новые типы взаимодействия не только друг с другом в соответствии с определенным законодательством уровнем образования [17] и за его рамками (взаимодействия разных уровней образования), но и профессиональными сообществами, государственными и бизнес-структурами, некоммерческими организациями и т. д. В качестве причин активного преобразования социальной практики сетевым взаимодействием образовательных организаций разного типа следует выделить социальный заказ государства и общества на приращение социального капитала как драйвера инновационного развития. Включение в сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа позволяет: реализовать на практике преемственность и непрерывность образования; консолидировать или диверсифицировать ресурсы в соответствии с совместной целью, а при необходимости - потребностями конкретного актора; осуществлять эффективную коммуникацию, используя прямой контакт между акторами сети; создавать условия для реализации индивидуальных инициатив; продуцировать новые типы результатов развития социальной практики. Отметим, что сегодня для сетизации образования создаются условия на государственном уровне [17]. Будет ли этот процесс формальным или приведет к обеспечению лидирующего положения России на мировой арене посредством формирования и развития социального капитала зависит прежде всего от эффективного управления сетевым взаимодействием образовательных организаций разного типа, способного обеспечить синергетиче-ский эффект развития инновационного потенциала акторов сети.
Список литературы
1. Бесстужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993. 232 с.
2. Друкер П., Макьярелло Ф., Джозеф А. Менеджмент / пер. с англ. М.: ООО "И. Д. Вильямс», 2010. 704 с.: ил. Парал. тит. англ.
3. Кучко Е. Е. Социология нововведений как специальная социологическая теория // Социология. 2007. № 4. С. 91-101.
4. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989. 271 с.
5. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Томский гос. ун-т, 2008. 262 с.
6. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб: Питер, 2013. 304 с.; ил.
7. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: учеб. пос-е. 3-е изд., перер. и доп. М.: Социум, 2009. 518 с.
8. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; [предисл. В. С. Автономова; пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко; пер. с англ. В. С. Автономова, Ю. В. Автономова, Л. А. Громовой, К. Б. Козловой, Е. И. Николаенко, И. М. Осадчей, И. С. Семененко, Э. Г. Соловьева]. М.: Эксмо, 2008. 864 с. (Антология экономической мысли).
9. Гончаров Г. А. Взгляд на термин «социальные инновации» через призму концепции социального капитала // Вестн. ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2. С.130-133.
10. Царёв А. С. Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2011. 181 с.
11. Головашина А. П. Организационно-педагогические условия совершенствования инновационных процессов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 186 с.
12. Крючкова С. Е. Инновации: философско-методологический анализ: дис. ... д-ра. филос. наук. М., 2001. 296 с.
13. Башарина А. А. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация // Изв. Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, 4 (5). С. 1101-1107.
14. Князев А. А. Инновация как социальная ценность // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1 (1). С. 23-25.
15. Червонный М. А., Швалева Т. В., Власова А. А., Цвенгер Е. И. Модель социального сопровождеия интеллектуально одаренных детей в области физики и математики, обеспечивающая им необходимую академическую мобильность // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). 281 с.
16. Потачев С. А., Линьков А. Я., Демидов Е. В., Рожденственская И. В. Обеспечение академической мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников университета: науч. - метод. мат-лы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 74 с.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета (Официальный портал). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.06.2015).
18. Адамский А. И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку. М.: Эврика, 2006.
19. Акулов А. Б., Василенко Н. В., Линьков А. Я. Управление знаниями в сетевых взаимодействиях // Universum: Вестник Герценовского ун-та. 2014. № 2. С. 124-130.
20. Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.
21. Василенко Н. В. Принципы сетевых взаимодействий в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 183-185.
22. Зубарева Т. А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: дис. ... кан. пед. наук. Томск, 2011. 246 с.
23. Сартакова Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений в условиях социокультурной модернизации образования (на материале Сибирского федерального округа): дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2015. 460 с.
24. Шепило А. Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: дис. ... кан. пед. наук. Великий Новгород, 2008. 196 с.
25. The Open book of social innovation. R. Murray, J. Caulier-Grice, G. Mulgan. URL: http://youngfoundation.org/wp-content/ uploads/2012/10/The-Open-Book-of-Social-Innovationg.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
26. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
27. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пос-е для студентов высш. учеб. завед. М.: Академия, 2006. 400 с.
28. Михайлова Е. Н. Визуализация результата в исследовательской деятельности педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 186-189.
29. Поздеева С. И. Потенциал гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога в школе // Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник материалов V Сибирского психологического форума (3-5 октября 2013 г.). Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2013. С. 196-199.
Сошенко И. И., директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок, аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.12.2015. 1.1. Soshenko
BUILDING A MODEL OF SOCIAL INNOVATION MANAGEMENT IN THE NETWORKING OF EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
The article is dedicated to the actual management problem in education - creating an effective model of social innovation management in the networking of educational institutions. The focus of researchers and government officials on finding economic benefits and ensuring scientific and technological progress often leads to underestimation of the social innovation impact on the society generally. Recognizing the significance of innovation in high-tech sectors of the economy, the attention is focused on social innovation as drivers of social capital formation.
The author specifies that inclusion in the networking of different educational institutions is social innovation. The proposed structural-functional model consists of target, organizational and effective avaluation components. Fixes different types of results occurred on the network such as research, food, professional, educational, institutional.
Key words: social innovation, model, management, networking, educational institutions.
References
1. Besstuzhev-Lada I. V. Prognoznoye obosnovaniye sotsial'nykh novovvedeniy [Predictive study of social innovations]. M., 1993. 232 p. (in Russian).
2. Drucker P., Maciariello J. A. Management. New York, Harper Collins Publishers Inc., 2009, 608 p. (Rus. ed.: Druker P., Mak'yarello Dz.A. Menedzhment. Moscow, OOO "I.D. Vil'yams» Publ., 2010. 704 p.).
3. Kuchko E. E. Sotsiologiya novovvedeniy kak spetsial'naya sotsiologicheskaya teoriya [Sociology of innovation as a special sociological theory]. Sotsiologiya - Sociology, 2007, no. 4, pp. 91-101 (in Russian).
4. Prigozhin A. I. Novovvedeniya: stimuly i prepyatstviya: sotsial'nyye problemy innovatiki [Innovation: Incentives and obstacles: social problems of innovation]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. 271 p. (in Russian).
5. Klassicheskiy universitet - innovatsionnyye shkoly: strategicheskiye perspektivy vzaimodeystviya (opyt gumanitarnogo issledovaniya) [Classical university - innovative schools: strategic prospects for cooperation (humanitarian research experience)] / Pod red. G. N. Prozumentovoy. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2008. 262 p. (in Russian).
6. Pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. Standart tret'yego pokoleniya [Psychology: Textbook for universities. Standard of the third-generation] / Pod red. A. P. Tryapitsynoy. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 304 p.; ill. (in Russian).
7. Usmanov B. F. Sotsial'naya innovatika: uchebnoye posobiye. 3-e izd., pererab. i dop. [Social Innovation: Textbook. Ed. 3 rd., revised and complementary]. Moscow, Sotsium Publ., 2009. 518 p. (in Russian).
8. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy] / Y. A. Shumpeter; [predisl. V. S. Avtonomova; per. s nem. V. S. Avtonomova, M. S. Lyubskogo, A. Yu. Chepurenko; per. s angl. V. S. Avtonomova, Yu. V. Avtonomova, L. A. Gromovoy, K. B. Kozlovoy, E. I. Nikolaenko, I. M. Osadchey, I. S. Semenenko, E. G. Solov'eva]. Moscow, Eksmo, 2008. 864 p. (Antologiya ekonomicheskoy mysli [Anthology of economic thought]) (in Russian).
9. Goncharov G. A. Vzglyad na termin «sotsial'nyye innovatsii» cherez prizmu kontseptsii sotsial'nogo kapitala [A look at the term «social innovation» through the prism of the concept of social capital]. Vestnik VGU. Seriya: Ekonomika i upravleniye -Proceedings of Voronezh state university. Series: Economics and Management, 2014, no. 2, pp. 130-133 (in Russian).
10. Tsaryev A. S. Sotsial'nye stereotipy i sotsial'nye innovatsii v sisteme destruktivnykh obshchestvennykh otnosheniy: Dis. kand. filos. nauk [Social stereotypes and social innovation in the system of destructive public relations. Thesis of cand. filos. sci.]. Saransk, 2011. 181 p. (in Russian).
11. Golovashina A. P. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya sovershenstvovaniya innovatsionnykh protsessov v vuze: Dis. kand. ped. nauk [Organizational-pedagogical conditions of perfection of innovative processes in high school. Thesis of cand. ped. sci.]. Tambov, 2006. 186 p. (in Russian).
12. Kryuchkova S. E. Innovatsii: filosofsko-metodologicheskiy analiz: Dis. dokt. filos. nauk [Innovation: philosophical and methodological analysis. Thesis of doct. of filos. sci.]. Moscow, 2001. 296 p. (in Russian).
13. Basharina A. A. Sotsial'nyye innovatsii v obrazovanii: sushchnost' i klassifikatsiya [Social innovation in education: the nature and classification]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk - Procedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2009, vol. 11, 4 (5), pp. 1101-1107 (in Russian).
14. Knyazev A. A. Innovatsiya kak sotsial'naya tsennost' [Innovation as a social value]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava -Fundamentals of Economics Management and Law, 2012, no. 1 (1), pp. 23-25 (in Russian).
15. Chervonnyy M. A., Shvalyeva T. V., Vlasova A. A., Tsvenger E. I. Model' sotsial'nogo soprovozhdeiya intellektual'no odarennyh detey v oblasti fiziki i matematiki, obespechivayushhaya im neobhodimuyu akademicheskuyu mobil'nost' [Organization support of gifted children in physics and mathematics with a view to the development of their academic mobility]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 7 (122), pp. 36-40 (in Russian).
16. Potachev S. A., Lin'kov A. Ya., Demidov E. V., Rozhdenstvenskaya I. V. Obespecheniye akademicheskoy mobil'nosti aspirantov i molodykh nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov universiteta: nauchno-metodicheskiye materialy [Ensuring academic mobility of graduate students and young researchers and teachers of the university: Research and teaching materials.]. St. Petersburg, RGPU im. A. I. Gertsena Publ., 2014. 74 p. (in Russian).
17. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law from 29.12.2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation.»]. Rossiyskaya gazeta (ofitsial'nyy sayt) - Russian newspaper (official site) http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (in Russian).
18. Adamskiy A. I. Organizatsiya setevogo vzaimodeystviya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy, vnedryayushchkih innovatsionnyye obrazovatel'nyye programmy, prinimayushchikh uchastiye v konkurse na gosudarstvennuyu podderzhku [Organization of network interaction of educational institutions, introducing innovative educational programs, taking part in the competition for state support]. Moscow, Evrika Publ., 2006. (in Russian).
19. Akulov A. B., Vasilenko N. V., Lin'kov A. Ya. Upravleniye znaniyami v setevykh vzaimodeystviyakh [Knowledge management in networking]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta - Universum: Bulletin of the Herzen Universiti, 2014, no. 2, pp.124-130 (in Russian).
20. Vzaimodeystviye vuzov i shkol dlya stanovleniya otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva: potentsial, problemy, zadachi upravleniya [Interaction of universities and schools for the development of open educational space: the potential problems, control problems]. Pod red. G. N. Prozumentovoy. Tomsk, TML-Press Publ., 2013. 304 p. (in Russian).
21. Vasilenko N. V. Printsipy setevykh vzaimodeystviy v obrazovanii [The principles of networking in education]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy - International Journal of Applied and Fundamental Research, 2014, no. 4, pp. 183-185 (in Russian).
22. Zubareva T. A. Ispol'zovaniye setevogo vzaimodeystviya dlya innovatsionnogo razvitiya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: Dis. kand. ped. nauk [The use of networking for innovative development of educational institutions. Thesis of cand. ped. sci.]. Tomsk, 2011. 246 p. (in Russian).
23. Sartakova E. E. Setevoye vzaimodeystviye sel'skikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy vusloviyakh sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya (na materiale Sibirskogo federal'nogo okruga): Dis. dokt. ped. nauk [Networkingof rural schools in conditions of social and cultural modernization of education (based on the Siberian Federal District). Thesis of doct. ped. sci.]. Tomsk, 2015. 460 p. (in Russian).
24. Shepilo A. G. \ntegrativnaya model' setevogo vzaimodeystviya uchrezhdeniy gorodskoy obrazovatel'noy sistemy po realizatsii tekhnologicheskogo profilya obucheniya starsheklassnikov: Dis. kand. ped. nauk [Integrative model of networking of institutions of urban education system to implement the technological profile training of senior pupils. Thesis of cand. ped sci.]. Velikiy Novgorod, 2008. 196 p. (in Russian).
25. The Open book of social innovation. R. Murray, J. Caulier-Grice, G. Mulgan. URL: http://youngfoundation.org/wp-content/ uploads/2012/IO/The-Open-Book-of-Social -\nno vationg.pdf (accessed 15 June 2015).
26. Dakhin A. N. Modelirovaniye kompetentnosti uchastnikov otkrytogo obrazovaniya [Modelling competence of participants of Open Education]. M.: N\\ shk. Tekhnologiy Publ., 2009. 292 p. (in Russian).
27. Kraevskiy V. V., Berezhnova E. V. Metodologiya pedagogiki: novyy etap: ucheb. posobiye dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy [The methodology of pedagogy: a new stage: Texstbook for students of higher educational establishments]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 400 p. (in Russian).
28. Mikhaylova E. N. Vizualizatsiya rezul'tata v issledovatel'skoy deyatel'nosti pedagoga [Visualization of the research activities of the teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 3 (156), pp. 186-189 (in Russian).
29. Pozdeeva S. \. Potentsial gumanitarnogo upravleniya innovatsiyami dlya stanovleniya professionalizma pedagoga v shkole [The potential humanitarian innovation management for the development of professionalism of the teacher at school]. Antropologicheskaya psikhologiya v XXI veke: problemy i perspektivy: C37 sbornik materialov V Sibirskogo psikhologicheskogo foruma (3-5 oktyabrya 2013 g.). Tomsk, \zdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2013. Pp. 196-199 (in Russian).
Soshenko I. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]