Научная статья на тему 'Международное сетевое сотрудничество как один из способов интеграции в мировое образовательное пространство'

Международное сетевое сотрудничество как один из способов интеграции в мировое образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / HIGHER EDUCATION / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / THE MODEL OF INTERNATIONAL NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фибих Е. В.

В настоящее время международное сетевое сотрудничество рассматривается как реализация совместных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров, международные стажировки, совместные международные научные проекты, летние школы, совместные международные образовательные проекты. Однако необходимо расширять спектр профессиональных возможностей будущих выпускников, обеспечивать гибкость и мобильность российского образования, в том числе в международном масштабе. Рассматриваются примеры сетевого взаимодействия вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALNETWORKING AS ONE OF THE INTEGRATION WAYS INTO THE GLOBAL EDUCATION

Currently, international networking is regarded as the implementation of joint training programs for bachelors, specialists and masters, international internships, international collaborative research projects, summer schools, joint international educational projects. However, we must expand the range of professional opportunities for future graduates, to provide flexibility and mobility of Russian education, including an international scale. The examples of networking of universities are provided.

Текст научной работы на тему «Международное сетевое сотрудничество как один из способов интеграции в мировое образовательное пространство»

Развитая инфраструктура готовых реферативных работ в открытом доступе демотивирует от добросовестной подготовки к занятиям. Преподаватель, воспринимаемый как обслуживающий персонал, оказывающий образовательную услугу, теряет свой авторитет и рычаги легитимного управления дисциплиной на занятии.

Таким образом, социальный порядок, стихийно складывающийся в телесных и ментальных действиях студентов, формирует естественное понимание ими процесса получения образования как практики потребления образовательной услуги, результатом которой становится получение диплома о высшем образовании. Получение диплома, но не знаний. С точки зрения социологической школы Бурдье, задача наблюдения за данным феноменом состоит не в облечении, а в объяснении этого социального феномена [3, с. 157]. Переход от описания практик к выявлению закономерностей. В данном случае, теория практик не объясняет, а интерпретирует описываемый социальный факт, т. е. не дает нам знание причинно-следственных связей, а лишь новое понимание ситуации, которое в свою очередь, можно использовать для разработки новых методик преподавания в университете.

Библиографические ссылки

1. Reckwitz A. Toward a Theory of Social Practices // European J. of Social Theory, 2002. Vol. 5:2, P. 245.

2. Банникова Л. Н. Студенты как потребители образовательных услуг: компромисс стремлений и реальных практик // Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки. Екатеринбург, 2009. C. 149.

3. Волков В., Хархордин О. Теория практик. СПб., 2008. С. 157.

References

1. Reckwitz A. Toward a Theory of Social Practices // European J. of Social Theory, 2002. Vol. 5:2, P. 245.

2. Bannikova L. N. Students as consumers of educational services: compromise of aspirations and real practices // Russian education in terms of social transformations: sociological essays. Ekaterinburg, 2009. P. 149.

3. Volkov V., Harhordin O. Theory of practices. SPb., 2008. P. 157.

© Проходская М. А., 2014

УДК 378.1

МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Е. В. Фибих

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

В настоящее время международное сетевое сотрудничество рассматривается как реализация совместных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров, международные стажировки, совместные международные научные проекты, летние школы, совместные международные образовательные проекты. Однако необходимо расширять спектр профессиональных возможностей будущих выпускников, обеспечивать гибкость и мобильность российского образования, в том числе в международном масштабе. Рассматриваются примеры сетевого взаимодействия вузов.

Ключевые слова: вузы, сетевое взаимодействие, интеграция, модель международного взаимодействия университетов.

INTERNATIONAL NETWORKING AS ONE OF THE INTEGRATION WAYS INTO THE GLOBAL EDUCATION

E. V. Fibikh

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

Currently, international networking is regarded as the implementation of joint training programs for bachelors, specialists and masters, international internships, international collaborative research projects, summer schools, joint international educational projects. However, we must expand the range of professional opportunities for future

Решетневскуе чтения. 2014

graduates, to provide flexibility and mobility of Russian education, including an international scale. The examples of networking of universities are provided.

Keywords: higher education, networking, integration, the model of international networking.

В настоящее время трудно представить себе сферу жизнедеятельности, в которой в той или иной степени не происходило бы международное взаимодействие. Особо интенсивно процесс международного сотрудничества затронул сферу высшего образования, где основным направлением развития университетов стал их выход на международную арену, в созданное образовательное поле, образуя тем самым сетевое международное взаимодействие университетов. Создание и реализация сетевого взаимодействия изменяет не только количественные, но и качественные характеристики взаимодействия, что приводит к появлению новых наднациональных образований, таких как сетевая модель международного взаимодействия университетов.

Сетевая модель международного взаимодействия университетов воплощается в различного рода международных университетских объединениях, таких, как University of the Shanghai Cooperation Organization, University of the Commonwealth of Independent States, Venice Consortium for Human Rights at the UN-backed, INQUAAHE (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education), APQN (Asia - Pacific Quality Network), ECIU (European Consortium of Innovative Universities), Santander group (European University Network), EAQAN (Eurasian Quality Assurance Network) и т. д. Сутью такого рода организаций является объединение университетов в рамках определенных целей, тем самым унифицируя и структурируя их деятельность по определенным направлениям (к примеру, качество образования, академическая мобильность и т. д.) и в определенных географических регионах (к примеру, европейское или азиатско-тихоокеанское сотрудничество). Это является основой для более «слаженной» работы сети международного университетского взаимодействия.

На настоящий момент можно выделить три области сетевого взаимодействия, коммуникация в рамках которых имеет свои отличительные характеристики, являющиеся результатом всего хода исторического развития указанных областей: Россия, Европа, США.

В российской области международного сетевого взаимодействия наблюдается ориентированность на западные стандарты, на западных партнеров по взаимодействию. Такая ситуация может объясняться тем, что российские вузы до сих пор ведут поиск собственного места и роли в функционировании мирового высшего образования. В настоящее время российские вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица. Модернизация российской экономики и перевод её в инновационную плоскость развития предполагает внедрение новых организационных форм взаимодействия отечественных и зарубежных образовательных учреждений, в частности вузов.

Американская область межуниверситетской коммуникации в большой степени характеризуется автономностью, крепкими внутренними связями и высокой ролью политических направлений, которые влияют на международные контакты университетов. Незначительное внимание со стороны университетов к европейским образовательным инициативам может объясняться отсутствием такой необходимости вследствие достаточности своих национальных программ. С другой стороны, сложившееся мнение о высокой позиции и высоком качестве американских университетов позволяет им получать выгоды от международной деятельности, не затрачивая на нее значительных усилий.

Европейская зона высшего образования отличается от российской и американской зон, в первую очередь, искусственностью происхождения. Объединение стран и унификация стандартов деятельности вузов является причиной активной работы европейских организаций с целью повышения конкурентоспособности европейской области на международной арене взаимодействия. Данная область сети характеризуется активностью и многосторонностью инициатив и программ, в результате которых происходит упрочение связей между образовательными учреждениями европейских стран. Если популярность американских программ основывается на финансовой привлекательности, то популярность европейских образовательных инициатив основывается, кроме финансовой составляющей, в большей степени на традиционной культурной привлекательности. Растущий упор на «рынок» - один из аспектов преобразования системы высшего образования в Европе в рамках Болонского процесса. Но, кроме того, одна из целей Болонского процесса - сделать европейское высшее образование привлекательным в плане культурного многообразия.

Исходя из опыта реализации международного сотрудничества в СибГАУ, такие модели взаимодействия университетов, как получение двойных степеней, включенное обучение, международные стажировки, совместные международные научные проекты, летние школы, совместные международные образовательные проекты, расцениваются нами как сетевая форма взаимодействия, целями которой является расширение академических обменов среди студентов и преподавателей, стажировки профессорско-преподавательского состава с целью работы над совместными проектами, затрагивающие социальные, политические, экономические и другие проблемы, научно-образовательное развитие сотрудничества, разработка и реализация совместных образовательных программ, современных образовательных методов и подходов, создание эффективных способов по подтверждению и эквивалентности документов об образовании в международном сообществе, межкультурная поддержка диалога в студенческой среде, развитие и взаимодействие культур, языков, исторических и национальных традиций народов. На наш взгляд, существенным эта-

пом развития международного межуниверситетского взаимодействия являться масштабное распространение информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, может привести к установлению бесчисленных связей и к формированию сетей взаимодействия по всему миру. Практическое воплощение такой деятельности заключается в организации виртуальных семинаров, учебных курсов (е-1еат^) и внедрение дистанционного обучения.

Сетевая модель международного взаимодействия университетов является наиболее перспективной для дальнейшего развития сферы высшего образования России в вопросах развития межкультурной коммуникации, повышения культурной целостности системы высшего образования, активизации мирового научного потенциала для решения глобальных проблем. Перспективность сетевой модели международного взаимодействия университетов заключается в том, что такая структура позволяет систематизировать многочисленные университетские контакты, вывести закономерности функционирования и определить направления дальнейшего развития. Системность взаимодействия ведет к укреплению коммуникационных направлений и возможности прогнозирования последствий коммуникации. Открывающиеся возможности сетевого взаимодействия вузов в повышении качества обучения, его гибкости и мобильности обучающихся, расширение спектра их профессиональных навыков и социальных компетентностей должны быть в полной мере задействованы в рамках новой модели высшего профессионального образования. Она должна вобрать в себя все то положительное, что наработано в рамках реального сетевого взаимодействия российских и зарубежных вузов, а также то, что содержится в действующей нормативной базе, предварительно сняв те формальные ограничения на приме-

нение статуса слушателя, которые видны уже в настоящее время [1, с. 405]. В этом отношении, с нашей точки зрения, сетевая модель является перспективной областью для дальнейшего изучения в сфере международного высшего образования, так как именно сетевое взаимодействие вузов усиливает стратегические преимущества организации благодаря тому, что оно решает новые учебные, научные и коммерческие задачи вуза. Необходимо искать эффективные и взаимовыгодные способы комплексного взаимодействия вузов, предприятий и органов государственной власти, что представляется перспективным, инновационным, а главное, долгосрочным направлением развития российского высшего образования.

Библиографическая ссылка

1. Дуканич Л. В. Сетевое взаимодействие вузов в новой модели российского высшего профессионального образования // Инновационное развитие экономики России: роль университетов : Третья Меж-дунар. конф. : сб. статей / МГУ им. М. В. Ломоносова ; под ред. В. П. Колесова, Л. А. Тутова (21-24 апреля 2010, г. Москва). М. : ТЭИС, 2010. Т. 3. С. 401-405.

Reference

1. Dukanich L. V. Universities Networkingin the new Modelof Russian Higher Education // Innovative development of the Russian economy: the role of universities // The Third International Conference; Moscow, Moscow State University, Faculty of Economics; 21-24 April, 2010, Collected Stories. Vol. 3 / ed. V. P. Kolesova, L. A. Tutova. M. : TEIS, 2010, p. 401-405).

© Фибих Е. В., 2014

УДК 378.4

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТЫ ПРИЕМА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ НАБОРА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СИБГАУ

И. А. Ярошенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-таП: [email protected]

Рассмотрен один из путей набора иностранных граждан для обучения в СибГАУ. Описан принцип работы в информационно-аналитической системе формирования и распределения квоты приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, russia-edu.ru. Определен перечень направлений подготовки (специальностей) СибГАУ, к которым проявлен интерес иностранных граждан, заявленных в информационной системе. Сформированы предложения по увеличению в информационной системе количества заявок кандидатов на обучение в СибГАУ.

Ключевые слова: иностранные граждане, квота на образование, информационные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.