Научная статья на тему 'Сетевой принцип управления как фактор повышения эффективности региональной кооперативной торговли'

Сетевой принцип управления как фактор повышения эффективности региональной кооперативной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЛЯ / ТRADE / L INTEGRATION / OGISTICS / RETAIL TRADE / RETAILER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Станислав Васильевич

Исследовано развитие сетевого ритейлера, его преимущества и проблемы, а также необходимость организации кооперативной торговли по сетевому методу, приведены различные варианты управления кооперативной сетевой розничной торговлей с акцентом на гибритный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK PRINCIPLE OF MANAGEMENT AS A FACTOR OF INCREASING OF REGIONAL COOPERATIVE TRADE EFFICIENCY

At this article you can read about development on consumer market of network retail, about it's advantages and problems, and also about the necessity of cooperative trade organization on network method. At the article different variants of network retail management with accent on the hybrid method are offered.

Текст научной работы на тему «Сетевой принцип управления как фактор повышения эффективности региональной кооперативной торговли»

УДК 334.735:658.7

С.В. ТИМОФЕЕВ

СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ

Ключевые слова: интеграция, логистика, розничная торговля, сетевая торговля, торговля.

Исследовано развитие сетевого ритейлера, его преимущества и проблемы, а также необходимость организации кооперативной торговли по сетевому методу, приведены различные варианты управления кооперативной сетевой розничной торговлей с акцентом на гибритный метод.

S.V. TIMOFEEV

NETWORK PRINCIPLE OF MANAGEMENT AS A FACTOR OF INCREASING OF REGIONAL COOPERATIVE TRADE EFFICIENCY

Key words: l integration, ogistics, retail trade, retailer, тrade.

At this article you can read about development on consumer market of network retail, about it's advantages and problems, and also about the necessity of cooperative trade organization on network method. At the article different variants of network retail management with accent on the hybrid method are offered.

В настоящее время в России, как и во всем мире, основными игроками на потребительском рынке становятся торговые сети, объединяющие предприятия современных форм. Поэтому сектор розничных торговых предприятий (магазинов) претерпевает серьезные структурные изменения.

Торговая сеть - это управляемая одним владельцем совокупность торговых объектов, использующих сходные торговые форматы и работающих под единой торговой маркой.

В России сетевая торговля, основанная на современных технологиях, имеет небольшую историю. Первые сети появились в конце 1990-х годов. Тем не менее в 2005 г., согласно данным «РосБизнесКонсалтинга» (РБК), доля сетевой торговли уже составила 23,8% общего объема товарооборота розничной торговли.

Общими для сетей являются следующие организационные признаки [5]: наличие центра, ответственного за стратегию и системную поддержку; наличие региональных сбытовых подразделений, управляемых из центра; комплексная система управления персоналом; эффект экономии при росте сети.

Появление сетевой торговли обусловлено тем, что:

- качественные сдвиги в экономике ставят перед торговлей задачи по наиболее полному удовлетворению потребностей населения в товарах;

- рост конкуренции, развитие и усложнение хозяйственных связей торговли с другими отраслями народного хозяйства требуют интенсификация ее деятельности на основе инновационных подходов.

По сути дела, сетевая торговля является одним из направлений инновационной экономики в сфере обращения товаров и услуг, которая предусматривает активное использование управленческих, экономических, научно-технических и технологических новшества в торговой деятельности.

Появление сетей несет в себе определенные преимущества: это широкий ассортимент товаров, более низкие цены. Следствием этого является относительный рост покупательной способности населения, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее увеличение производства товаров и услуг.

Сетевые компании в большей степени обеспечивают вопросы качества, чем единичные магазины или розничные рынки. Они становятся мощным каналом товародвижения.

Рост сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, способствует развитию

конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров. Для крупного производителя работа с розничными сетями - это возможность контролировать такую же долю на своем рынке.

В результате развития сетевой системы наблюдается перепрофилирование небольших магазинов, оптовиков и дистрибьюторов. Многие торговые сети начинают диктовать условия, заставляя поставщиков работать с самой минимальной маржой. Среди отрицательных тенденций, связанных с развитием сетевого бизнеса, следует выделить:

- сокращение количества региональных предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли;

- снижение доли продуктов питания местного производства в товарообороте розничных сетей;

- недостаточную активность региональных товаропроизводителей, в том числе и предприятий потребительской кооперации в продвижении и брендиро-вании своей продукции;

- вывоз кассовых оборотов.

С повышением роли сетей в системе розничной торговли объективно возрастают требования к производителям. Следует заметить, что пока региональные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия еще не соответствуют стандартам торговых сетей к упаковке, дистрибуции, поставке, ассортименту, надежности.

Выход на российский рынок крупных зарубежных сетевых ритейлеров, а также интенсивное развитие национальных брендов постепенно ведет к разорению мелких розничных предприятий, снижению рентабельности магазинов потребительской кооперации, их вытеснению даже с традиционного рынка -районных центров. С появлением современных сетей покупатели уходят даже с традиционных мест торговли - рыночных площадей, покупательские потоки и предпочтения сегодня чрезвычайно изменчивы. Поэтому, не прикрываясь лозунгами о социальной роли и не дожидаясь помощи от государства, потребкооперация должна научиться работать не менее эффективно, чем сети [7]. Представляется, что потребительская кооперация, как социально ориентированная система, организовав свою работу по сетевому методу, может в определенной мере противостоять нежелательным последствиям сетевых ритейлеров.

В системе потребкооперации сегодня работают более 47 тыс. магазинов совокупной площадью 3,2 млн квадратных метров [7]. Потребительская кооперация фактически обладает огромной торговой сетью и по своей сути представляет сетевую систему. Однако в своей хозяйственной деятельности она не использует тех преимуществ, которые даёт сеть. По нашему мнению, этому мешают «измельченность» и разобщенность потребительских обществ, недостаточная развитость внутрисистемных и межхозяйственные связей, слабость внешних интеграционных процессов с сельскохозяйственными предприятиями, отсутствие единой политики в области управления кооперативным хозяйством, логистики, единых закупок и т.д.

Обсуждая вопрос о Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г., председатель Совета Центросоюза Е. Кузнецов отмечал, что если потребкооперация будет такой же сильной, как другие участники традиционных рынков, тогда она сможет быть успешной. Поэтому нам нужна новая стратегия

- объединительная, наступательная, агрессивная. Такая стратегия позволит сохранить главное, что есть в потребкооперации, то, чем она отличается от любого просто бизнеса - это забота о людях, понимание их нужд, то есть то, что мы называем социальной ролью [6].

Общеизвестно, что многие ритейлеры приходят в регионы со своими поставщиками. При этом они, с одной стороны, расширяют сбыт товаров своего поставщика, с другой - разоряют местных производителей, лишая их местного рынка сбыта. Этому должны противопоставлять предприятия потребительской кооперации. Сетевой подход к организации кооперативной торговли должен активизировать заготовительную, перерабатывающую, производственную деятельности, активно проводя политику внутрисистемной интеграции.

По нашему мнению, переход на сетевой метод ведения бизнеса в системе потребительской кооперации требует инновационного подхода к организации хозяйственных связей, основанных на кооперированных и интеграционных началах. С субъектами рынка необходимо заключать длительные договоры, чтобы на их основе товаропроизводители могли определить стратегию развития, определить товарно-ассортиментную политику. Однако те условия, на которых отечественные поставщики предлагают свою продукцию в части упаковки, маркировки, технологии товародвижения, в настоящее время не могут устраивать сетевой торговле. Имеются определенные проблемы и в части хранения закупленной сельскохозяйственной продукции. В целях сглаживания такого противоречия в логистической цепи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и кооперативной торговой сетью должны стоять овощефруктохрани-лища, перерабатывающие предприятия с цехами по подготовке их к продаже и расфасовке в потребительскую тару.

Постепенно кооперативная торговля должна занимать доминирующее место в регионе. Увеличение доли кооперативной торговли в регионах позволит расширить сотрудничество со многими поставщиками товаров по прямой схеме, что, в свою очередь, позитивно скажется на результативности работы самой торговой сети. Прибыльность работы торговой сети напрямую связана с ростом объема оборота розничной торговли и снижением относительных издержек. Значительному снижению издержек и росту объема оборота будет способствовать организация распределительного центра, интеграции заготовительных, производственных и розничных торговых предприятий, оптимальное управление торговой сетью.

Представляется, что концептуальные основы управления развитием сетевой торговли в потребительской кооперации должны включать:

- многоуровневую систему регулирования сетевой торговли;

- оценку эффективности малых предприятий розничной торговли;

- инновационные инструменты и технологии организации сетевой торговли в регионе, обеспечивающие социальную ответственность потребительских обществ перед пайщиками и сельским населением в целом;

- формирование региональных центров гражданской активности, осуществляющих контроль пайщиков за реализацией социальных функций кооперативной сетевой торговли;

- создание «Межрегиональных торговых ассоциаций».

В настоящее время самый эффективный путь развития розничной торговли - объединение магазинов в единую сеть. Однако современная инфраструктура системы пока еще не позволяет единовременно внедрить единую систему управления. Поэтому первым необходимым условием перехода на новый метод работы является внутрисистемная интеграция на региональном уровне. При этом потребительская кооперация региона должна выступать как крупнейшая торговая сеть. В состав сети должны включаться все предприятия розничной торговли системы, а не выборочно, как предлагают некоторые руководители потребительских союзов.

Деятельность всех предприятий потребительской кооперации должна координироваться с единого регионального центра, которые должны быть созда-

ны на основе имеющейся материально-технической базы оптовых предприятий и стать логистическими центрами. При этом нужен новый персонал: это категорийные менеджеры, мерчандайзеры, брэнд-менеджеры.

По всей вероятности переход к сетевому методу управления в потребительской кооперации будет проходить «болезненно». В частности, будет снижена роль районных потребительских обществ в формировании ассортимента товаров, управлении товаропотоками. Их функция должна быть отведена к управлению розничной торговлей в районе, работе с пайщиками, ведению заготовительной деятельности.

Управление розничной сетью является сложным процессом. В кооперативной розничной сетевой торговле возможно применение следующих моделей управления:

- автономная или инвестиционная модель управления;

- холдинговая. Чаще всего эту модель управления выбирают розничные операторы, не имеющие распределительных центров;

- централизованная. Фактически данная модель представляет дистанционное управление торговыми объектами;

- лоточная. Данная модель характеризуется полным отсутствием функций управления в потребительских обществах и магазинах, кроме отпуска товаров покупателям. Такая система сложна в реализации и применяется в основном в «жестких» дискаунтерах;

- гибридная модель. Она применяется в тех случаях, когда в одной сети имеются объекты, управляемые централизованно, а часть магазинов может работать по холдинговому принципу.

Проанализировав различные варианты (модели) управления сетевой торговлей, мы пришли к выводу, что в потребительской кооперации на региональном уровне наиболее эффективной является централизованная модель управления.

Литература

1. Борисов М. Конец эры индивидуализма / М. Борисов // Новости торговли. 2002. Май. С. 8-10.

2. Ермошкина П. Развитие сетевой торговли / e-mail: [email protected].

3. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Российская кооперация. 2008. № 4.

4. Клюшнико А. Сетевая торговля: проблемы адаптации / А. Клюшнико // Стратегия России. 2007. № 9, сентябрь // http://sr.fondedin.ru/new/admin/print.php7id.

4. Рамстор заставил «Глобал USA » потесниться // Новости торговли. 2002. Март. 6 с.

5. Российская кооперация. 2007. 27 декабря. С. 2.

6. Сетевая торговля - основа отрасли // Российская кооперация. 2007. 27 декабря. С. 2.

7. 15 ноября Сформирована стартовая команда, призванная обеспечить деятельность ООО «Единая торговая система Центросоюза» // Российская кооперация. 2008. 25 сентября. С. 1, 3.

8. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом / О.В. Чкалова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. Апрель. 95 с.

ТИМОФЕЕВ СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ - доцент кафедры коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (timofeew-coop@ mei.ru).

TIMOFEEV STANISLAV VASILIEVICH - assistant professor of commerce and management’s chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.