Научная статья на тему 'Современное состояние и направления совершенствования кооперативной торговли'

Современное состояние и направления совершенствования кооперативной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / CONCEPT OF DEVELOPMENT / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE DIRECTIONS / АВТОМАТИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / RETAIL AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Станислав Васильевич

Исследовано современное состояние кооперативной торговли России и системы Чувашпотребсоюза. Выявлены основные проблемы развития розничной торговли потребительской кооперации и обозначены инновационные направления совершенствования розничной торговли системы потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Станислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DIRECTIONS OF IMPROVING COOPERATIVE TRADE

The current state of cooperative trade of Russia and the system of Chuvashpotrebsoyuz is investigated. The main problems of development of retail trade of consumer cooperation are revealed and the innovative directions of improving retail trade of consumer cooperation system are designated.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и направления совершенствования кооперативной торговли»

развитие. С конца 1872 г. ССТ получили право кредитоваться в Госбанке [1].

К 1878 г. в России действовало около 800 ССТ, объединявших почти 150 тыс. членов. Стоит отметить, что этот рост оказался гораздо более быстрым, чем на аналогичном этапе истории народных банков Шульце-Делича в Германии.

Большая часть ССТ создавалась земствами и интеллигенцией. Земские кооперативы были созданы сначала в Псковской и Новгородской губерниях. Земства предоставляли начальный капитал в форме ссуды. При участии земств было учреждено 782 товарищества, при этом выдано ссуд на 321 тыс. руб. [4].

Рождественское товарищество сыграло неоценимую роль в пропаганде идей кредитной кооперации. Опираясь на опыт Рождественского товарищества, возникали и успешно работали ссудо-сберегательные товарищества в разных уголках России. Выверенная финансовая политика, проводимая В.Ф. Лугининым, позволила товариществу в течение ряда лет быть успешным финансовым институтом.

Список литературы

1. Карелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М.: Наука, 1988. 262 с.

2. Лугинин В.Ф. Очерк двухгодичной деятельности Рождественского ссудного товарищества. Цитируется по изданию: Кооперация. Страницы истории: избр. тр. российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: в 3 т. Т. 1, кн. 2. 60-е годы XIX - начало XX века. Возникновение кредитной кооперации в России, ч.1 / отв. ред. Н.К. Фигуровская [и др.]. М.: Наука, 2001. 603 с.

3. Селиверстов Т.А. Историко-правовые аспекты становления кооперации в России // История государства и права. 2000. № 1. С. 34-35.

4. Синьков Ю.В. Исторические вехи развития российской кредитной кооперации // Финансы и кредит. 2008. № 30. С. 65-76.

5. Файн Л.Е. Российская кооперация: исто-рико-теоретический очерк. 1861-1930. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 598 с.

6. ХейсинМ.Л. История кооперации в России. Все виды кооперации с начала ее существования до настоящего времени. Л.: Время, 1926. 327 с.

7. Яковлев А.В. Очерк народного кредита в Западной Европе и России. Цитируется по изданию: Кооперация. Страницы истории: избр. тр. российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: в 3 т. Т. 1, кн. 2. 60-е годы XIX - начало XX века. Возникновение кредитной кооперации в России, ч. 1 / отв. ред. Н.К. Фигуровская [и др.]. М.: Наука, 2001. 603 с.

СТАРОСТИН Валерий Михайлович - кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

STAROSTIN, Valery Mikhaylovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department Chair of Finance, the Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

УДК 339.16.012.34

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ

С.В. Тимофеев

Исследовано современное состояние кооперативной торговли России и системы Чувашпо-требсоюза. Выявлены основные проблемы развития розничной торговли потребительской кооперации и обозначены инновационные направления совершенствования розничной торговли системы потребительской кооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация; концепция развития; диверсификация; инновационные направления; автоматизация розничной торговли.

S.V. Timofeev. CURRENT STATE AND DIRECTIONS OF IMPROVING COOPERATIVE TRADE

The current state of cooperative trade of Russia and the system of Chuvashpotrebsoyuz is investigated.

The main problems of development of retail trade of consumer cooperation are revealed and the innovative directions of improving retail trade of consumer cooperation system are designated.

Keywords: consumer cooperation; the concept of development; diversification; innovative directions; retail automation.

В современных условиях развития экономики потребительская кооперация России является важной социальной структурой, которая обеспечивает сельское население товарами, закупает товарную сельскохозяйственную продукцию у владельцев подворий, организует их переработку, производство, оказывает бытовые услуги. Для этого предприятия потребительской кооперации располагают значительным потенциалом.

Системе потребительской кооперации более 175 лет. Она обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом [3]:

- в системе более 50 тыс. действующих магазинов общей торговой площадью 3,2 млн кв. м;

- кооперативная торговля обслуживает до 60 % сельского населения;

- практически в каждом регионе имеются оптово-распределительные центры (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов);

- предприятия потребительской кооперации обладают собственными возможностями для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства необходимых товаров и продуктов питания;

- для многих сельских населенных пунктов магазины потребительской кооперации являются центрами общественной жизни.

Вместе с тем имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли, в частности:

- во многих регионах магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, а торговые сети отсутствуют;

- большинство магазинов имеют небольшие торговые площади;

- значительное количество составляют убыточные магазины, расположенные в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 чел. и выполняющие исключительно социальный характер;

- многие торговые единицы находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

В общем объеме розничного оборота Российской Федерации на долю потребительской кооперации приходилось 4,4 % [5]. Вместе с тем ее удельный вес в продаже социально значимых товаров остается достаточно высоким, хотя наблюдается снижение доли оборота розничной торговли.

За последние годы потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах и уступки самого выгодного сегмента сельского рынка предпринимателям. Повсеместно уменьшается количество магазинов по торговле непродовольственными товарами.

В настоящее время основными товарными группами, формирующими оборот потребительской кооперации, являются: хлебобулочные и бакалейные изделия, сахар, недорогие кондитерские изделия, алкогольные и табачные изделия, колбасные изделия собственного производства, ограниченный ассортимент одежды и обуви, галантерейных товаров. На указанные группы приходится около 90 % всего оборота розничной торговли [5].

Несмотря на то, что в силу сложностей переходного периода конца 80-90-х гг. XX в., когда потребительская кооперация утратила многие политические и экономические позиции, ей все же удалось сохранить единство, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу, что является предпосылкой к дальнейшему развитию системы.

Основные направления деятельности организаций потребительской кооперации сформулированы в «Концепции развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 г.». В рамках реализация указанной Концепции за 2013 г организациями потребительской кооперации Российской Федерации закуплено, переработано, реализовано товаров, оказано услуг и выполнено работ на общую сумму 239,3 млрд руб., что на 15,7 млрд руб. больше, чем в 2011 г. [3] Оборот розничной торговли, 70 % которого приходится на сельскую местность, в 2012 г. составил около 160 млрд руб. Оборот общественного питания организаций потребительской кооперации превысил 14 млрд руб. и в значительной мере сформировался за счет продукции собственного производства. Однако по итогам 2013 г. плановые показатели по отраслям деятельности системы потребительской кооперации реализованы только на 92,6 %. План по совокупному объёму деятельности выполнили лишь девять потребсоюзов системы.

В целом по системе Центросоюза РФ в 2013 г. совокупный объём деятельности составил 258,7 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,8 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меньше, чем в 2012 г. Розничная торговля продолжает вытесняться с рынка торговыми сетями, которые, используя современные технологии, показывают большую эффективность [6].

Потребительская кооперация сдаёт свои позиции и в таких традиционных для неё отраслях, как заготовки и производство. Так, в 2013 г. объём закупок сельхозпродукции снизился по сравнению с 2012 г. на 0,6 %, объём производства кооперативной промышленности в сопоставимых ценах сократился на 2,5 %. На уровне 2012 г. сохранились лишь объёмы производства безалкогольных напитков и консервов, причём более трети производства безалкогольных напитков приходится на два потребсоюза: Калининградский и Чувашский [6].

В целом, эффективность деятельности системы потребительской кооперации в 2013 г снизилась. В частности, общая рентабельность составила 1,4 % против 1,65 % в 2012 г, чистая прибыль сократилась на 500 млн руб. К сожалению, такая тенденция продолжает сохраняться. В январе - феврале 2014 г оборот розничной торговли сократился по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. на 8 %, общественного питания - на 3,4 %, оптовой торговли - на 5%, производство промышленной продукции - на 4,3 %. Падают объёмы закупок основных видов сельскохозяйственной продукции [6].

Следует заметить, что в системе потребительской кооперации Чувашской Республики в сфере торговли и общественного питания произошли позитивные перемены: построены, реконструированы, отремонтированы и оснащены современным торговым оборудованием объекты торговли и питания; активно внедряются новые технологии. С большим энтузиазмом поддержали труженики потребкооперации лозунг «Покупай чувашское!». В сельской местности открываются магазины «Органика-Акконд», торгующие экологически чистой продукцией потребительской кооперации, местных товаропроизводителей. Успешно развивается и сеть магазинов, торгующих промышленными, хозяйственными, строительными товарами [4].

Торговля является ведущей сферой деятельности Чувашпотребсоюза, она занимает около 67,4 % совокупного объема хозяйственной деятельности. Доля оборота розничной торговли и общественного питания Чувашпотребсою-за в обороте крупных и средних организаций Чувашской Республики составляет 23 %. В торговле и общественном питании занят 61% общей численности работающих. В составе розничной торговой сети действуют 1234 ма-

газина, 90 % из них функционируют в сельской местности [4].

Несмотря на высокую конкуренцию и непростую экономическую ситуацию, Чувашпо-требсоюзу удалось обеспечить выполнение плановых заданий на 2013 г. Совокупный объём деятельности предприятий системы Чува-шпотребсоюза превысил 10,2 млрд руб. [2].

В течение 2013 г удалось обеспечить рост в сопоставимых ценах по всем объёмным показателям.

В магазинах системы Чувашпотребсоюза организована продажа товаров в кредит, действует сеть магазинов «эконом». Для обслуживания отдаленных и малочисленных сельских населенных пунктов организована выездная торговля.

Годовой оборот розничной торговли организаций Чувашпотребсоюза составляет 6 млрд руб. В структуре оборота розничной торговли большую часть составляет продажа продовольственных товаров (74,6 %) [2]. Однако в условиях конкуренции организациям потребительской кооперации все сложнее реализовывать социально ориентированные функции.

Основными проблемами развития розничной торговли потребительской кооперации являются:

- отсутствие единой стратегии развития системы потребительской кооперации на основе системного и комплексного подходов;

- снижение инвестиционной привлекательности отраслей потребительской кооперации, что ведет к неэффективности внедрения новых инновационных методов управления предприятиями данной системы.

Перечисленные проблемы влияют на конкурентоспособность кооперативной торговли.

В условиях развития торговых сетей на региональном потребительском рынке целью развития торговли потребительской кооперации должно стать создание единой кооперативной сети, отвечающей следующим основным требованиям:

- единство торговой системы на основе объединения информационных и логистических связей, технических решений, закупочной и торговой политики;

- экономическая эффективность торговых предприятий;

- обоснованное форматирование;

- управление коммерческой деятельностью на основе категорийного подхода;

- социальная ориентация и обслуживание населения в малонаселённых и отдалённых сельских поселениях;

- формирование широкого круга лояльных покупателей;

18

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)

- наличие ниши для сбыта собственной продукции при соответствии её качества и цены.

По нашему мнению, оптимизация торговой деятельности за счёт сетевого подхода к организации торговли будет способствовать безубыточности ее работы. Кроме того, следует осваивать новые направления торговли - электронная торговля, заказ товаров через Интернет.

Для дальнейшего развития розничной торговли потребительских обществ необходимо укрепить сотрудничество с местной администрацией. Формами сотрудничества в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» могут быть:

- формирование и ведение торгового реестра;

- разработка схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения торговой площадью;

- установление нормативов минимальной обеспеченности населения торговой площадью;

- реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности в регионе;

- разработка и реализация долгосрочной целевой программы развития кооперативной торговли;

- создание системы информационного обеспечения в области торговой деятельности.

Для эффективной работы в данных направлениях необходимо разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты.

Исходя из Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г. и постановления отчетно-выборного 140-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. «О приоритетных направлениях развития потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации на 2013-2017 гг.», в целях обеспечения инновационных направлений развития отраслей деятельности необходимо [1]:

- осуществлять диверсификацию и интеграцию в отраслях деятельности;

- увеличить численность пайщиков;

- проводить работу по популяризации идей кооперации, формированию её имиджа и репутации как социально ориентированной системы с целью сохранения уникальности и целостности потребительской кооперации;

- совершенствовать процесс товароснабже-ния с внедрением централизованной доставки товаров на основе пакетных перевозок и в таре-оборудовании с переходом на единые централизованные закупки товаров. Внедрение пакетных перевозок продовольственных товаров сокращает издержки обращения, ускоряет оборачиваемость товаров, следовательно, способствует росту эффективности работы магазинов по торговле продовольственными товарами примерно на 15-20 %. В настоящее время по рекомендации Центросоюза РФ в потребительском обществе внедряется автоматизация торговли на базе программного обеспечения «Ра-рус». Поэтому мы предлагаем систему управления товародвижением проектировать как составное звено комплексной автоматизации торгового предприятия.

Автоматизация торговли и специализированное оборудование, обучение и повышение квалификации персонала позволяют повышать эффективность управления процессами продажи, снижать вероятность возникновения ошибок при обработке полученных результатов, минимизировать влияние человеческого фактора.

Основными преимуществами автоматизации торговли являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение скорости обслуживания. При регистрации продажи товара по штрихкоду, выбору по горячей клавише время обслуживания одного покупателя значительно сокращается, уменьшается размер очередей и число недовольных клиентов;

- снижение злоупотреблений кассиров, продавцов и товароведов. С помощью программного обеспечения контролируются права и доступы пользователей, отпускные цены и применение дисконтов, ведется история операций по пользователям;

- увеличение пропускной способности торгового предприятия. При использовании специализированного оборудования (терминалов сбора данных) возможна приемка товара по штрихкоду, загрузка электронных накладных. Все это позволит товару быстрее попадать в торговый зал, минимизировать количество ошибок при приеме;

- финансовый контроль. Возможность оперативно получать информацию о выручке, текущем остатке денежных средств, в том числе при помощи удаленного доступа;

- расширенный анализ продажи товаров. Дает возможность выявлять наиболее прибыльные категории товаров, проводить ABC- и XYZ-анализ продаж, исследовать влияние сезонов, дней недели, времени суток на объем реализации;

- возможность использования сложных систем дисконтов, гибкого ценообразования, проведения различных маркетинговых акций. Автоматизированная система торговли обеспечит возможность их использования в торговом процессе и проведение последующего анализа эффективности;

- оптимизация закупок и складских запасов. Постоянный контроль оборачиваемости товарных запасов позволит иметь оптимальный складской запас. Регистрация и анализ цен поставщиков способствуют выбору наиболее «выгодных» из них.

Известно, что рост издержек обращения становится причиной снижения объема оборота розничной торговли. Для решения этой проблемы следует прорабатывать механизм управления затратами, в частности, необходимо:

- выделять наиболее весомые статьи издержек обращения и выявлять возможности их оптимизации;

- по каждой товарной категории определять рентабельность и изучать возможности источников поступления и увеличения продаж наиболее высокомаржинальных товарных групп.

С внедрением автоматизации розничной

торговли необходимо переходить на катего-рийный менеджмент, что будет способствовать оперативному управлению не только ассортиментом и товарными запасами в групповом разрезе, но и в масштабе товарных категорий.

Список литературы

1. О приоритетных направлениях развития потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации на 2013-2017 гг.: постановление отчетно-выборного 140-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации 25 декабря 2012 г.

2. О работе организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации в 2013 г. URL: http://www.rus.coop/ union/97871 (дата обращения: 02.04.2014).

3. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и период до 2020 г. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru.

4. Торговля и общественное питание. URL: http://coop21.ru/modules.php?name Content&pa= showpage&pid=19 (дата обращения: 02.04.2014).

5. URL: http://otherreferats.allbest.ru/marketing/ 00019579_0.html (дата обращения: 02.04.2014).

6. URL: http://www.rus.coop/press_center/news/ detail.php?ID=2669 (дата обращения: 02.04.2014).

ТИМОФЕЕВ Станислав Васильевич - доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: timofeew-coop@mail.ru

TIMOFEEV, Stanislav Vasilyevich - Associate Professor of Department Trade Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: timofeew-coop@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.