ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ
Никонорова А.А., старший преподаватель Смоленского филиала Российского университета кооперации
В статье обоснована необходимость осуществления организационных инноваций в кооперативной торговле РФ. Предложена инновационная модель сетевой организации кооперативной торговли. Показано, что многоуровневая мультиформатная модель с централизованным управлением создает основу для формирования и реализации конкурентных преимуществ организаций кооперативной торговли.
Ключевые слова: кооперативная торговля; организационные инновации; организационная модель; торговая сеть.
INNOVATIVE MODEL OF COOPERATIVE RETAIL TRADE
Nikonorova A., Senior Lecturer, Smolensk branch of the Russian University of Cooperation
The necessity of organizational innovations for cooperative retail trade has been proved in the article. The innovative model of cooperative trade organization has been suggested. The possibilities of multi-level and multi-format model of cooperative trade with centralized management for creating the basis of competitive advantages have been demonstrated in the article.
Keywords: cooperative retail trade; organizational innovations; cooperative trade model; trading network.
Основным направлением деятельности потребительской кооперации является оптовая и розничная торговля, которая традиционно ведется на всей территории России и за рубежом. В настоящее время по данным Центросоюза в системе кооперативной торговли насчитывается около 50 тыс. магазинов, которые обслуживают до 60% сельского населения. Система кооперативной торговли обладает достаточно развитой логистической инфраструктурой, представленной более 100 торговыми базами и 3,5 тыс. складов. Отмеченные особенности создают основу для формирования и реализации конкурентных преимуществ кооперативных торговых предприятий.
Вместе с тем быстрая экспансия торговых розничных сетей, в т.ч. и зарубежных, обладающих известными брендами, отработанными схемами логистики и оптимальной организационной структурой, может привести к постепенному вытеснению организаций кооперативной торговли с территории РФ. Ситуация усугубляется дезинтеграционными процессами в системе потребительской кооперации. В большинстве регионов магазины в лучшем случае объединены на уровне административных районов, отсутствует единое информационное обеспечение процесса управления, не разработана общая стратегия развития, не регламентированы механизмы взаимодействия между организациями потребительской торговли. Экономическая проблема кооперативной торговли связана с невысокой прибыльностью вследствие обслуживания малоимущих слоев населения, наличия избыточных основных фондов, а также невозможностью закрытия нерентабельных, но социально-значимых магазинов. Отмеченные обстоятельства позволяют сделать вывод о невозможности интеграции отечественных организаций кооперативной торговли в инновационную экономику на основе сложившейся организационной модели и обуславливают необходимость организационных инноваций.
Используемый в настоящее время региональный подход к модернизации кооперативной торговли РФ не решает проблему, поскольку не позволяет реализовать ее основное преимущество - значительный территориальный охват и централизацию принятия решений.
Предлагаемая инновационная модель сетевой организации кооперативной торговли (рисунок 1) учитывает различный уровень развития региональных торговых предприятий и неодинаковую покупательную способность потребителей. При этом управление является преимущественно централизованным с незначительной децентрализацией при принятии оперативных решений. При всем многообразии моделей управления сетевой розничной торговли в российских регионах в основном используется смешанная (холдинговая) модель, которая включает в себя центральный офис, ответственный за стратегические решения по закупкам, и автономные магазины, руководство которых напрямую работает с поставщиками, что ослабляет координацию их деятельности [1].
Торговая сеть, возглавляемая Центросоюзом, должна быть холдингом, в состав которого входят существующие торговые организации кооперативной торговли, а также логистические предприятия. Модель включает несколько уровней управления: федеральный, региональный, межрегиональный, районный, межрайонный и т.д. На федеральном уровне, представленном существующим в настоящее время ООО «Единая торговая система», осуществляет-
ся формирование стратегии развития торговой сети, разрабатываются стандарты организации сетевой кооперативной торговли, осуществляется мониторинг достижения стратегических целей. Региональные отделения ЕТС являются относительно автономными подразделениями и разрабатывают торговую политику с учетом общей стратегии развития кооперативной торговли и специфики региона (демографическая ситуация, уровень дохода, потребительские предпочтения, уровень конкуренции со стороны розничных торговых сетей, удаленности населенных пунктов и т.п.). Региональные отделения осуществляют мониторинг достижения целевых показателей товарооборота и в случае необходимости корректируют деятельность региональных торговых организаций.
Магазины, входящие в систему кооперативной торговли необходимо объединить в подсистемы, соответствующие определенным форматам (социальный, специализированный и т.п.) под отдельным брендом. В регионах могут быть представлены различные форматы торговых организаций в зависимости от общей экономической ситуации в регионе и предпочтений потребителей [2]. Отличительной особенностью предлагаемой модели является наличие межрегионального взаимодействия сетей одного формата (на рисунке 1 форматы обозначены буквами), что позволяет оперативно реагировать на изменение спроса в соседних регионах и увеличивать товарооборот.
Снабжение магазинов необходимо осуществлять по смешанной схеме «централизованные закупки + автономные закупки по мере необходимости». Такая стратегия снабжения позволяет с одной стороны поддерживать низкие закупочные цены, а с другой -поддерживать запасы на оптимальном уровне, гибко реагировать на изменение спроса, путем расширения либо сужения номенклатуры и ассортимента товаров. Кроме того, очевидным положительным моментом централизованного снабжения является возможность предложения товаров по низким ценам малоимущим слоям населения в сельской местности, где кооперативные магазины являются единственными торговыми точками. Специализированные сетевые магазины могут быть использованы для продвижения продукции производственных и торгово-заготовительных кооперативов, расположенных в соседних регионах. Создание межрегионального торгово-закупочного союза может улучшить условия поставок товаров и обеспечить достижение максимальной выгоды торговыми сетями при закупках.
В предлагаемой модели организации кооперативной торговли для эффективного распределения и управления запасами используется система складов, включающая в себя центральный распределительный центр, сотрудничающий с крупными дистрибьюторами, а также региональные распределительные центры и склады в отдельных районах, городах и сельских поселениях. Возможные направления материальных потоков на рисунке 1 показаны стрелками. С центрального распределительного склада товарные потоки направляются на региональные склады, где осуществляется подборка и отправка товаров на склады торговых сетей в соответствии с их заявками. В случае временного дефицита товара на одном из региональных складов и наличии его в соседнем регионе может осуществляться снабжение магазинов на межрегиональном уровне. Магазины сетей специализированных форматов могут работать напрямую с производителями (например, производственными коо-
перативами), дистрибьюторами, а также межрегиональным торгово-закупочным союзом.
Таким образом, предлагаемая модель является многоуровневой торговой сетью, включающей в себя магазины различных форматов, что позволяет при сохранении централизованного управления гибко реагировать на изменения потребностей в различных регионах, осуществлять межрегиональное взаимодействие и уходить от
жесткой конкуренции с существующими розничными торговыми сетями.
Литература:
1. Розничные торговые сети. Стратегии, экономика, управление. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 416 с.
2. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 456 с.