Научная статья на тему 'Совершенствование коммерческой деятельности предприятий на основе организации сетевой торговли'

Совершенствование коммерческой деятельности предприятий на основе организации сетевой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMERCIAL ACTIVITY / ПРЕДПРИЯТИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ECONOMIC TIES / СЕТЕВОЙ МЕТОД / NETWORK APPROACH / ПОСТАВЩИК / SUPPLIER / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / RETAIL TRADE ENTERPRISES / ТОВАРЫ / HELD / PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочеткова Ирина Ивановна

Проанализирована ситуация при переходе на сетевой метод управления розничными торговыми предприятиями. Охарактеризована коммерческая деятельность предприятий. Изучены вопросы совершенствования коммерческой работы в направлении укрепления хозяйственных связей с поставщиками, повышения качества предлагаемых товаров и услуг по приемлемым ценам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING BUSINESS COMPANIES BASED NETWORK TRADE ORGANIZATION

Analyzed the situation in the transition to a network management method retail outlets. Characterized business enterprises. Questions of improving commercial work towards strengthening economic ties with suppliers to improve the quality of products and services at affordable prices.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммерческой деятельности предприятий на основе организации сетевой торговли»

увеличилось количество многодетных семей, и в них прибавилось почти 3 тыс. детей. В то же время необходимо расширить возможности для оказания помощи многодетным семьям, предусмотреть различные варианты государственной поддержки, направленной на улучшение их жилищных условий, а также создать благоприятные условия в первую очередь для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и последующего детей закроет им путь к карьере, к хорошей работе, заставит ограничиться исключительно домашним хозяйством. Решение проблемы очередей в детские сады, программа профессиональной переподготовки для женщин с детьми, поддержка гибких форм занятости - будут напрямую влиять на выбор семьи в пользу второго и третьего ребёнка [4].

Таким образом, следует сформировать такие условия, чтобы выполнять в полтора раза больше высокотехнологичных операций, чем сейчас. При этом нельзя отставать и от мировых тенденций, поскольку ведущие страны уже

стоят на пороге внедрения лечебных технологий, построенных на био- и генной инженерии.

Список литературы

1. Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики (декабрь 2013 г.) // Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: www. cap.ru.

2. 40% опрошенных считают разъяснительную работу среди родителей лучшим средством профилактики младенческой смертности // Сайт Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. URL: www.cap. ru (дата обращения: 03.03.2014).

3. В рамках диспансеризации в районах работает мобильный диагностический центр // Сайт Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. URL: www.cap.ru (дата обращения: 04.03.2014).

4. Сайт Отделения Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике - Чувашии. URL: pfrf. ru. Информационные данные на 1 марта 2014 г.

КАЗАКОВ Андрей Валерьевич — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: herbick@mail.ru

KAZAKOV, Andrey Valerievich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: herbick@mail.ru

УДК 658.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ

И.И. Кочеткова

Проанализирована ситуация при переходе на сетевой метод управления розничными торговыми предприятиями. Охарактеризована коммерческая деятельность предприятий. Изучены вопросы совершенствования коммерческой работы в направлении укрепления хозяйственных связей с поставщиками, повышения качества предлагаемых товаров и услуг по приемлемым ценам.

Ключевые слова: коммерческая деятельность; предприятие; хозяйственные связи; сетевой метод; поставщик; розничные торговые предприятия; товары.

I.I. Kochetkova. IMPROVING BUSINESS COMPANIES BASED NETWORK TRADE ORGANIZATION

Analyzed the situation in the transition to a network management method retail outlets. Characterized business enterprises. Questions of improving commercial work towards strengthening economic ties with suppliers to improve the quality of products and services at affordable prices.

Keywords: commercial activity; held; economic ties; network approach; supplier; retail trade enterprises; products.

В условиях рыночной экономики значи- ника обеспечения прибыли. В современных тельно повышается роль коммерции как источ- условиях хозяйствования находятся в аван-

22

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)

гарде те предприятия и организации, которые ведут постоянный поиск резервов повышения эффективности коммерческих действий.

Современный этап развития коммерции характеризуется ужесточением конкуренции на рынке товаров и услуг как со стороны отечественных коммерческих фирм, так и зарубежных торговых сетей. Активно наступают коммерческие сети и в небольшие города, вытесняя с традиционных рынков потребительские общества.

Ро ссийский опыт по следних лет показывает, что единичные предприятия интенсивно осуществляют процессы слияний и поглощений, в результате чего повышается результативность их коммерческой деятельности. Такая тенденция усиливается особенно в условиях функционирования России в ВТО, так как небольшие обособленные хозяйственные единицы не способны создать серьёзного коммерческого эффекта и повысить конкурентоспособность. Поэтому в условиях глобализации экономики в коммерции стали активно появляться торговые сети.

Сеть магазинов представляют собой два или более торговых заведения, находящиеся под общим владением и контролем, продающие товары аналогичного ассортимента, имеющие общую службу закупок и сбыта, а возможно, и аналогичное архитектурное оформление.

Основным отличительным признаком корпоративной сети является общность владения, централизованное управление и контроль. У коммерческих сетевых предприятий - единый ассортимент.

Решающую роль в организации коммерческой деятельности сетевой торговли играет центральный аппарат (штаб-квартира): в части формирования товарного ассортимента, товарных запасов, при выдаче крупных заказов с целью получения скидок за количество, при распределении товаров по отдельным магазинам, при разработке политики цен, стимулирования и прочих обязательных для всех магазинов торговых установок. Для придания каждому из магазинов сети отличительного и узнаваемого облика, нередко оформляют их в едином архитектурном стиле.

Успех коммерческой деятельности корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговыми фирмами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают рентабельность коммерческой деятельности несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют закупать большие партии товаров, получая максималь-

ные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах. Во-вторых, они способны создавать оптимальные организационные структуры, нанимая грамотных менеджеров и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта, управления товарными запасами, ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым торговым фирмам приходится сотрудничать со множеством мелкооптовых посредников. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для магазинов сети, и относя расходы на большие количества товаров. И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу коммерческих действий, чтобы они могли учесть местные потребительские предпочтения, факторы производства и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.

Стоит заметить, что система потребительской кооперации фактически обладает огромной торговой сетью, однако она не использует тех преимуществ, которые даёт сеть. Этому мешает «измельченность» и разобщенность потребительских обществ, недостаточная развитость внутрисистемных и межхозяйственных связей, слабость внешних интеграционных процессов с аграрными предприятиями, отсутствие единой логистики, единых закупок и т.д.

Нам представляется, что в современных условиях функционирования коммерции предприятиям потребительской кооперации необходимо действительно организовать свою деятельность по сетевому методу. Именно такой метод ведения коммерческой деятельности сможет создавать достойную конкуренцию другим фирмам, обеспечивая при этом выполнение социальных задач.

В настоящее время на уровне Центросоюза Российской Федерации разработана Концепция развития потребительской кооперации до 2015 г. В ней как одно из важнейших мероприятий предусмотрено создание единых общероссийских торговых сетей.

Ради справедливости следует отметить, что в настоящее время в системе проводится определённая работа по созданию единых закупочных центров, что дает свои преимущества. По нашему мнению, эту работу следует усилить.

Сетевой метод работы предприятий потребительской кооперации требует проведения определенных организационных действий, разработки коммерческой политики как в области формирования ассортимента, логистики, обслуживания покупателей, так и в работе с

пайщиками, органами власти на местах, сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поэтому представляется, что переход к работе предприятий торговли потребительской кооперации к сетевому методу следует осуществлять поэтапно и с большой осторожностью, максимально учитывая региональные и местные факторы.

Потребительская кооперация региона должна представлять собой крупнейшую торговую сеть, работать с которой будет выгодно всем товаропроизводителям. Следовательно, необходимое условие перехода на новый метод работы - внутрисистемная интеграция на региональном уровне.

Чтобы магазины потребительской кооперации могли успешно конкурировать, им нужно иметь «фирменный ассортимент» и единый бренд, отличаться качественными сельскохозяйственными продуктами и продукцией их переработки. Все отрасли потребительской кооперации должны быть включены в единую цепь: заготовка - производство - торговля и общественное питание. Ассортимент магазинов потребительской кооперации должен выступать под «зеленым» брэндом, т.е. привлекательный свежий вид, экологически чистые и относительно недорогие товары.

Следующее условие формирования единой сети - совершенствование структуры управления кооперативным хозяйством. Это прежде всего упрощение системы управления потребительскими обществами и союзами; активизация участия пайщиков в социально-экономической деятельности потребительских обществ. При этом на уровне потребительских обществ основная функция должна быть сведена к управлению розничными продажами. Для ведения закупочной деятельности должен быть создан распределительный (логистический) центр на базе действующих оптовых предприятий системы - одно из главных условий создания сетевой системы.

Основная функция центра - централизация коммерческой деятельности по оптовым закупкам товаров и распределение по торговым предприятиям, управление финансами и товарными потоками, что обеспечивает наилучшие условия во взаимоотношениях с поставщиками и логистическими компаниями. Централизацию финансовых средств планируется осуществлять на основе соглашения между потребительскими обществами.

Обычно сетевая система предполагает конкретный тип и формат магазинов. Однако для системы потребительской кооперации следует форматировать розничную торговую сеть, со-

четая стационарную и передвижную торговлю в зависимости от зоны обслуживания. При этом розничные торговые предприятия, расположенные в малочисленных населенных пунктах, должны быть в основном малого формата, к которым относятся продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, павильоны, киоски, лотки. Потребительским обществам следует разработать перспективные схемы размещения таких предприятий в городах и рабочих поселках. В спальных районах городов наиболее востребованы малые формы торговли - «магазины у дома» или «магазины за углом», еще их называют конвиньенс (от англ. convenience store - удобный магазин), магазин шаговой доступности. Их торговая площадь составляет 50-100 кв. м. Разновидностями кон-виньенсов являются мини-супермаркеты при АЗС, обычно обслуживающие покупателей через прилавок.

Магазины самообслуживания типа кон-виньенс - один из самых перспективных форматов торговли, очень устойчивых с точки зрения коммерции и востребованности покупателем, ассортимент их обычно ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований. Представляется, что этот формат доложен стать более востребованным в системе потребительской кооперации.

Чтобы завоевать доверие покупателя, нужно провести определенную работу психологического и эстетического характера. Магазины, работающие в едином формате, должны быть узнаваемы и востребованы.

Учитывая, что потребительская кооперация обслуживает в основном сельское население, торговая сеть должна быть по возможности эконом-класса.

В целях повышения конкурентоспособности магазинов необходимо совершенствовать коммерческую работу и в области оперативного управления. Для этого розничным торговым предприятиям предлагаем внедрить систему управления торговым процессом Set Retail 5.0. Она интегрирована с учетной системой 1С 7.7.

Работу торгового зала в магазинах «Эконом», как в любом магазине, обеспечивает большое количество торгового оборудования -POS-системы на базе фискального регистратора Штрих-ФР-К, сканеры штрихкодов (Symbol LS 7708), весы (Mettler Toledo Tiger P), принтеры этикеток (DATAMAX E-4203) и т.д. [1].

Следует заметить, что система Set Retail 5.0 дает торговой сети возможность интегрировать весь спектр оборудования, вне зависимости от

24

вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)

специфики моделей и фирмы-изготовителя, и централизованно управлять им. При этом отпадает необходимость ручной настройки каждого аппарата, оборудование может объединяться в функциональные группы (например, кассы на расчетной линии).

С системой SET Retail в магазинах можно организовать постоянную связь с сетью, обмен данными осуществляется регулярно, что позволяет оперативно учитывать изменения цен в работе кассового терминала, весов и т.д. Какие-либо нарушения в работе торгового зала автоматически принимаются соответствующими службами, и проблема устраняется на месте.

Определенное внимание в коммерческой деятельности магазинов сетевого типа необходимо уделить совершенствованию организации закупки товаров, чтобы получить более выгодные оптовые цены. Пользуясь преимуществами, которые дает большой объем продаж, нужно практиковать концентрированные закупки товаров у поставщиков. По нашему мнению, это повлияет на производство и снижение закупочных цен.

Закупочная функция коммерческой деятельности торгового предприятия (поиск поставщиков, ведение переговоров, доставка товаров) должна быть передана специальной службе - закупочному центру. Таким образом, региональный потребсоюз должен иметь один или несколько закупочных центров, задачей которых является обеспечение товарами своей сети.

Проведение оптимальной коммерческой политики в области закупок позволит завозить товары по относительно низким ценам за счет сокращения эксплуатационных расходов (расходов на организацию работы магазинов и на зарплату персоналу), а также быстрое обновление товарных запасов. Все это позволит коммерческой службе предприятия продавать товары с небольшой наценкой, а у магазинов потребительской кооперации, которые будут работать по сетевому методу, появится возможность приобрести репутацию «дешевых»

торговых точек и стать центром притяжения для местных жителей.

При организации работы магазинов по сетевой системе определенное внимание следует уделить позиционированию розничного предложения.

Термин «позиционирование» используется в коммерции для описания процесса поиска и поддержания фирмой своего места на рынке. Позиционирование - сложный процесс, поскольку разные потребители ищут что-то понятное и значимое именно для себя. Существует множество альтернативных вариантов позиционирования розничного предложения. Многие компании предпочитают позиционировать свой бизнес, руководствуясь стилем жизни целевой аудитории.

Как нам представляется, в основе позиционирования может лежать:

- тип услуг или товаров, продаваемых розничными торговыми предприятиями;

- выгоды, которые получают потребители, обращаясь к услугам фирмы, а также решение проблем потребителей, которые предлагает розничная торговая сеть;

- различные причины (поводы) для использования товаров или услуг;

- определенные категории товаров или услуг;

- противопоставление другой торговой сети или указание на незаполненную нишу на рынке.

Таким образом, можно заметить, что при переходе розничных торговых предприятий на сетевой метод управления усложнится их коммерческая деятельность, однако это даст возможность усовершенствовать всю коммерческую работу в направлении укрепления хозяйственных связей с поставщиками, повышения качества предлагаемых товаров и услуг по приемлемым ценам, что позволит повысить лояльность покупателей к системе потребительской кооперации.

Список литературы

URL: http://www.e-ducate.ru/info/9201.

КОЧЕТКОВА Ирина Ивановна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gkalinina@ rucoop.ru

KOCHETKOVA, Irina Ivanovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gkalinina@rucoop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.