Научная статья на тему 'Сетевой принцип управления как фактор повышения конкурентоспособности кооперативной торговли'

Сетевой принцип управления как фактор повышения конкурентоспособности кооперативной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Станислав Васильевич

The theme: network principle of management as a factor of increasing of cooperative trade competitive. At this article you can read about development on consumer market of network retail, about it's advantages and problems, and also about the necessity of cooperative trade organization on network method. At the article different variants of network retail management with accent on the hybrid method are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK PRINCIPLE OF MANAGEMENT AS A FACTOR OF COOPERATIVE TRADE COMPETITIVENESS INCREASE

The theme: network principle of management as a factor of increasing of cooperative trade competitive. At this article you can read about development on consumer market of network retail, about it's advantages and problems, and also about the necessity of cooperative trade organization on network method. At the article different variants of network retail management with accent on the hybrid method are offered.

Текст научной работы на тему «Сетевой принцип управления как фактор повышения конкурентоспособности кооперативной торговли»

ратное обеспечение новыми дисплейными классами с высокопроизводительными компьютерами (двухядерный Pentium Core 2 Duo

- 1.8 ГГц, 2 Гб ОЗУ) с жидкокристаллическими 19 дюймовыми мониторами. На этой технике можно решать самые сложные задачи в области экономики и финансов.

Для повышения интерактивности обучения в потоковой аудитории (лекционный зал № 1) установлен плазменный экран. В 4-х лекционных аудиториях установлены мультимедиа проекторы с выдвижными экранами. Использование средств мультимедиа в учебном процессе позволяет значительно повысить качество материала, регулярно читаются интерактивные открытые лекции, транслируются учебные фильмы.

В 2008 году в Центре информационных технологий появилась электронная интерактивная доска БтаПВоа^, на базе которой проводятся презентации и Интернет-конференции.

Важнейшие данные об информатизации вуза сведены в таблицу.

Успешно применяя новые информационные технологии, институт уверенно движется по пути внедрения инноваций, повышая тем самым качество учебного процесса, становится открытым научно-методическим центром в системе образования.

Литература:

1. Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. - Чебоксары: ЧКИ РУК., 2007. - 292 с.

A. Kartuzov. INFORMATION TECHNOLOGIES IN COOPERATIVE EDUCATION One of the main tasks of cooperative formation today — to provide high quality of preparation of experts, having armed with their knowledge of modern information technologies. In Cheboksarsky cooperative institute of the Russian university of cooperation for these purposes the Center of information technologies is created

КАРТУЗОВ Александр Вячеславович, кандидат педагогических наук по специальности 13.00.02 — "Теория и методика обучения и воспитания". Область научных интересов — информатизация образования, интегрированные системы управления учебными заведениями, проблемы воспитания молодежи в информационной среде. Автор более 60 опубликованных работ, нескольких учебных пособий (в том числе с грифом УМО), монографий.

УДК 339.1:334.735] :658

СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ

С.В. Тимофеев

В настоящее время в России, как и во всем мире, основными игроками на потребительском рынке становятся торговые сети, объединяющие предприятия современных форм (супермаркеты различных форматов, дискаунтеры, торговые центры). Поэтому сектор розничных торговых предприятий (магазинов) претерпевает серьезные структурные изменения. Сегодня в России насчитывается более 50 крупных розничных торговых сетей национального и регионального масштаба и их число постоянно увеличивается.

Сети магазинов - одно из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX в. Сеть магазинов - это два или более торговых заведения, находящихся

под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта.

Торговая сеть - это управляемая одним владельцем совокупность торговых объектов, использующих сходные торговые форматы и работающих под единой торговой маркой.

Особенностями сетевого формата являются: работа магазинов под единой маркой, единый мерчандайзинг; унифицированные ассортимент, сервис и услуги; единые принципы управления; соблюдение дисциплины поставок; стабильность качества и цен; консолидированная закупка товара; единые логистика, учет и управление всеми бизнес-процессами. Для придания каждому из сво-

их магазинов отличительного и узнаваемого облика торговые сети нередко оформляют их в едином архитектурном стиле.

В России сетевая торговля, основанная на современных технологиях, имеет небольшую историю. Первые сети появились в конце 1990-х гг. Тем не менее в 2005г., согласно данным «РосБизнесКонсалтинга» (РБК), доля сетевой торговли уже составила 23,8% общего объема розничного товарооборота. Сети розничной торговли в России развиваются стремительными темпами, причинами являются возможность ориентирования отдельных торговых точек на целевые группы потребителей, консолидированная политика закупок для большой сети, позволяющая получать дополнительные скидки и множество других. Рост компаний происходит за счет создания собственных предприятий, а также слияний, поглощений и франчайзинга.

Торговые сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами:

- их размеры позволяют им закупать большие партии товаров, получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах;

- они способны создавать действенные организационные структуры, нанимая грамотных специалистов коммерции и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта, управления товарными запасами, ценообразования и стимулирования;

- сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым торговым фирмам приходиться сотрудничать со множеством оптовиков;

- ритейлеры экономят на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов и относя расходы на нее на большие количества товаров;

- сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.

Общими для сетей являются основные организационные признаки[5]:

- наличие центра, ответственного за стратегию и системную поддержку (маркетинг, логистика, информация, закупка или обработка товаров, реклама);

- наличие региональных сбытовых подразделений, управляемых из центра;

- комплексная система управления персоналом;

- эффект экономии при росте сети как основа ее сбытовой и ценовой политики.

Появление сетевой торговли обусловлено тем, что:

- качественные сдвиги в экономике ставят перед торговлей задачи по наиболее полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в товарах и услугах;

- рост конкуренции, развитие и усложнение хозяйственных связей торговли с другими отраслями народного хозяйства требуют интенсификация ее деятельности на основе инновационных подходов, снижающих транзакционные издержки. Однако с точки зрения покупателей необходимо не только снижение цены товара, но и создания максимальных удобств потребителям. Для этого необходимы как крупные, так средние и мелкие магазины, адекватные запросам различных слоев населения в продовольственных и промышленных товарах.

По сути дела сетевая торговля является одним из направлений инновационной экономики в сфере обращения товаров и услуг. Инновации сетевой торговли проявляются в таких изменениях, которые приводят к возникновению и постоянному воспроизводству ее качественно нового состояния, обеспечивающего достижение поставленных целей наиболее рациональным путем.

Мировая практика хозяйствования свидетельствует о том, что именно применение инноваций в сетевых торговых компаниях обеспечивает их высокую выживаемость. Она предусматривает активное использование управленческих, экономических, научно-технических и технологических новшеств в торговой деятельности;

Появление сетей несет в себе определенные преимущества: это широкий ассортимент товаров, более низкие цены. Следствием этого является относительный рост покупательной способности населения, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее увеличение производства товаров и услуг.

Сетевые компании в большей степени обеспечивают вопросы качества, чем единичные магазины или розничные рынки. Они становятся мощным каналом товародвижения.

Производителям сетевая розница важна не столько как сбытовой канал, сколько как инструмент маркетинга - место для продвижения своих товаров и изучения запросов потребителей. Базы данных о потребителях у ритейлеров гораздо шире и содержательнее той информации, которую могут собрать производители, а эта информация необходима для формирования производственной программы.

Рост сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров. Так, на западе доля розничных сетей составляет от 25% до 50% всего товарооборота страны. Для крупного производителя работа с розничными сетями - это возможность контролировать такую же долю на своем рынке.

В результате развития сетевой системы наблюдается перепрофилирование небольших магазинов, оптовиков и дистрибьюторов. Многие торговые сети начинают диктовать условия, заставляя поставщиков работать с самой минимальной маржой.

Среди отрицательных тенденций, связанных с развитием сетевого бизнеса следует выделить:

- сокращение количества региональных предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли;

- снижение доли продуктов питания местного производства в товарообороте розничных сетей;

- недостаточная активность местных товаропроизводителей, в том числе и предприятий потребительской кооперации в продвижении и брендировании своей продукции;

- вывоз кассовых оборотов.

С повышением роли сетей в системе розничной торговли объективно возрастают требования к производителям. Однако многие сельскохозяйственные товаропроизводители и перерабатывающие предприятия не соответствуют стандартам, которые предъявляют торговые сети к упаковке, дистрибуции, к поставке, к ассортименту, к надежности с точки зрения запасов финансовой прочности.

Представляется, что потребительская кооперация, как социально ориентированная система, организовав свою работу по сетевому методу, может в определенной мере противостоять нежелательным последствиям сетевых ритейлеров.

Выход на российский рынок крупных зарубежных сетевых ритейлеров, а также интенсивное развитие национальных брендов постепенно ведет к разорению мелких розничных предприятий, к снижению рентабельности магазинов потребительской кооперации, к их вытеснению даже из традиционного рынка - районных центров. С появлением современных магазинов покупатели уходят даже с традиционных мест торговли - ры-

ночных площадей, покупательские потоки и предпочтения сегодня чрезвычайно изменчивы. Поэтому, не прикрываясь лозунгами о социальной роли и не дожидаясь помощи от государства, потребкооперация должна научиться работать не менее эффективно, чем сети [7].

В системе потребкооперации работают более 47 тысяч магазинов совокупной площадью 3,2 миллиона квадратных метров [7]. Потребительская кооперация фактически обладает огромной торговой сетью и по своей сути представляет сетевую систему. Она давно обладает определенной сетью торговых и других предприятий. Однако в своей хозяйственной деятельности не использует тех преимуществ, которые даёт сеть. Этому мешает «измельченность» и разобщенность потребительских обществ, недостаточная развитость внутрисистемных и межхозяйст-венные связей, слабость внешних интеграционных процессов с сельскохозяйственными предприятиями, отсутствие единой политики в области управления кооперативным хозяйством, логистики, единых закупок и т.д. Именно это побудило инициировать создание общероссийской кооперативной торговой сети, которая призвана конкурировать с другими ритейлерами, обеспечивая при этом выполнение социальных задач.

Обсуждая вопрос о Концепции развития потребительской кооперации до 2015 года, председатель Совета Центросоюза Евгений Кузнецов отметил, что «Если потреб -кооперация будет такой же сильной, как другие участники традиционных рынков, тогда она сможет быть успешной. Поэтому нам нужна новая стратегия - объединительная, наступательная, агрессивная. Такая стратегия позволит сохранить главное, что есть в потребкооперации, то, чем она отличается от любого просто бизнеса - это забота о людях, понимание их нужд, то есть то, что мы называем социальной ролью [6].

Переход на сетевой метод ведения бизнеса предъявляет специальные требования к организации хозяйственных связей. Необходимо, чтобы взаимодействие сетей и поставщиков было более прозрачно и открыто, чтобы поставки по возможности проводились на тендерной основе, публично. Необходимо заключать такие договоры, чтобы на их основе товаропроизводители могли планировать свою деятельность на долгосрочной основе. В тоже время поставщики должны заинтересовать торговые сети своим ассортиментом.

Общеизвестно, что сети стараются работать только с лидирующими брендами, так как они обеспечивают стабильные продажи и максимальную маржу, лишь в незначительной степени разбавляя ассортимент местными, наиболее популярными марками. Поэтому многие ритейлеры приходят в регионы со своими поставщиками. Сети, приводя на новый рынок производителей, с одной стороны, расширяют сбыт товаров своего поставщика, но с другой стороны, разоряют местных производителей, лишая их местного рынка сбыта. Особенно негативный характер для страны этот процесс имеет, если приводятся иностранные производители, что наблюдается на Российском рынке.

В отличие от вышеизложенного, сети потребительской кооперации должны ориентироваться в основном на региональных производителей, способствуя тем самым увеличению производства товаров местных предприятий, особенно сельскохозяйственных и перерабатывающих. Сетевой подход к организации кооперативной торговли должен активизировать заготовительную, перерабатывающую, производственную деятельности самой системы. Необходимо, чтобы в общем объеме товаров, которые продаются в магазинах потребительской кооперации, большая доля была российских производителей, за исключением тех, которые просто исторически или по климатическим условиям не производятся.

Налаженные крепкие хозяйственные связи позволяют поставщикам отгружать не только стандартные товары, но и сбывать по тем же каналам новые товары. Тем самым сетевая торговля создает стимул ком-паниям-производителям к обновлению и расширению ассортимента выпускаемых товаров.

Следует иметь в виду, что ни один магазин, работающий по старой системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками, управления запасами и формирования расценок, в принципе не может составить конкуренцию сетям. Это должны понимать и предприятия потребительской кооперации. Следовательно, для перехода к сетевому методу работы, предприятия кооперативной торговли должны проявлять принципиально новый подход к работе с поставщиками. Те условия, на которых отечественные поставщики предлагают свою продукцию в части упаковки, маркировки, технологии товародвижения в настоящее время не могут устраивать сетевую торговлю. Среди россий-

ских сельхозпроизводителей практически невозможно найти предприятия, которые бы отвечали насущным проблемам сетевой системы - это упаковка, логистика, работа по безналичному расчету. Например, сельское хозяйство поставляет необработанный картофель - грязный, не фасованный, и в этой ситуации розничная торговля вынуждена его помыть, посчитать, фасовать.

Российские сельхозпроизводители в основном выращивают только такие овощи, как: картофель, свекла, морковь, капуста, редис. Однако и ими невозможно торговать круглогодично из-за неумелой организации их хранения. В целях сглаживания такого противоречия в логистической цепи между сельскохозяйственными товаропроизводите -лями и кооперативной торговой сетью должны стоять овощефруктохранилища, перерабатывающие предприятия с цехами по подготовке их к продаже и расфасовке в потребительскую тару.

Поставщики понимают, что будущее за сетевой розничной торговлей. Поэтому они предоставляют новым торговым сетям выгодные условия, благодаря которым розничные цены устанавливаются несколько ниже, чем в раскрученных супермаркетах. Поставщики заинтересованы в том, чтобы торговые сети были конкурентоспособными. Этой ситуацией нужно воспользоваться предприятиям потребительской кооперации.

На начальном этапе формирования сетевого принципа роль кооперативной сети должна усиливаться на сельском рынке услуг розничной торговли. Постепенно кооперативная торговля должна занимать доминирующее место в регионе, чтобы усилить влияние на местных поставщиков. В данном случае речь не идет о дискриминации сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий, а о совместном сотрудничестве. Цивилизованная торговая сеть приемлет только взаимовыгодные условия сотрудничества. Увеличение доли кооперативной торговли в регионах позволит расширить сотрудничество со многими поставщиками товаров по прямой схеме.

Общеизвестно, что прибыльность работы торговой сети напрямую связана с ростом объема розничного товарооборота и снижением относительных издержек.

Механизм сетевого бизнеса в потребительской кооперации начинает работать, когда сеть состоит из нескольких десятки магазинов. Значительному снижению издержек и росту объема товарооборота позволя-

ет организация распределительного центра, интеграции заготовительных, производственных и розничных торговых предприятий.

С организационной точки зрения развитие различных форм интеграции торговых предприятий имеет ряд существенных преимуществ: снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета. Закупки на выгодных условиях приводят к снижению цен. Поддерживаются отечественные производители путем предоставления им приоритетных поставок [9].

Концептуальные основы управления развитием сетевой торговли в потребительской кооперации должны включать:

- многоуровневую систему регулирования сетевой торговли;

- оценку эффективности малых предприятий розничной торговли;

- современные экономические инструменты и технологии организации сетевой торговли в регионе, обеспечивающие социальную ответственность потребительских обществ перед пайщиками и сельским населением в целом;

- формирование региональных центров гражданской активности, осуществляющих контроль пайщиков за реализацией социальных функций кооперативной сетевой торговли;

- создание «Межрегиональных торговых ассоциаций», способствующих предоставлению равных возможностей субъектам торговли.

Торговые сети должны осознать необходимость выработки единой стратегии ведения бизнес-процессов и преимущества создания централизованной системы управления. Эффективность ритейла начинается с внутренней организации - централизованного управления.

Объединение магазинов в единую сеть

- самый эффективный путь развития розничной торговли. Однако имеющаяся инфраструктура системы пока еще не позволяет сразу внедрить единую систему управления, документооборота, многие вопросы текущего управления бизнес-процессами должны оставаться на региональном уровне. Поэтому первым необходимым условием перехода на новый метод работы - внутрисистемная интеграция на региональном уровне.

Потребительская кооперация региона должна выступать как крупнейшая торговая сеть. При этом в состав сети должны включаться все предприятия розничной торгов-

ли системы, которые находятся в данном регионе, а не выборочно, как предлагают некоторые руководители потребительских союзов.

Деятельность всех предприятий потребительской кооперации должна координироваться с единого регионального центра. Создание региональной сетевой торговли подразумевает наличие единых брендов, формирование и введение единых товарных матриц на основные группы товаров, создание единой логистической системы и многое другое.

Торговые сети, как правило, строят свои логистические центры для обслуживания магазинов, так как они позволяют достичь экономии за счет оптимизации процессов хранения и доставки, более четкого управления запасами. Такие центры нужно организовать на основе имеющихся оптовых баз региональных потребсоюзов. В этих условиях функции оптовой базы - посредника между производителем и магазинами должны меняться. Если раньше она занималась лишь доставкой, то теперь обязана поддерживать продажи, т.е. стать логистическим центром.

Оптовые предприятия должны выстраивать свою стратегию применительно к розничным сетям. При этом они должны пересматривать и штатное расписание - нужен новый персонал, помогающий потребительским обществам продавать свой товар: это категорийные менеджеры, мерчандайзеры, брэнд-менеджеры в коммерческом отделе фирмы.

По всей вероятности переход к сетевому методу управления в потребительской кооперации будет проходить «болезненно». В частности, будет снижена роль районных потребительских обществ в формировании ассортимента товаров, управлении товаро-потоками, так как предоставление при этом полной самостоятельности потребительским обществам не может обеспечить эффективную работу кооперативной сети в целом.

На уровне потребительских обществ основная функция должна быть отведена управлению розничной торговлей в районе. Однако политика и стратегия организации кооперативной торговли должны определяться начиная с единого регионального центра. Основная функция районных потребительских обществ в новых условиях функционирования - работа с пайщиками, управление розничными продажами, ведение заготовительной деятельности.

Коммерческий центр региональной ко-

оперативной сети должен осуществлять единое управление торговлей, вести бухгалтерию. За счет этого достигается экономия зарплаты, есть возможность нанять более качественный менеджмент. Наибольшую эффективность дает возможность заключения договоров с поставщиками от единого центра - это позволяет добиться примерно 5-10%-го улучшения условий поставок.

Эффективное управление сетевой розничной торговлей является важнейшим конкурентным преимуществом компании. Управление розничной сетью является сложным процессом. В кооперативной розничной сетевой торговле возможно применение следующих моделей управления:

- автономная или инвестиционная модель управления. При этой модели управления создается региональный инвестирующий и синтетически консолидирующий финансовый центр с практически самостоятельными объектами хозяйствования. Управление магазинами сети осуществляется фактически автономно потребительскими обществами, функции регионального коммерческого центра сведены к минимуму. Это система вызвана большими совокупными издержками, как по управлению, так и по товароснаб-жению.

Такая модель не дает возможности использовать преимущества сетевого оператора (существенная зависимость от качества менеджмента в каждом районном потребительском обществе, от каждого конкретно -го исполнителя, отсутствует консолидация закупок;

- холдинговая. Данная модель предусматривает наличие регионального центра, стратегически определяющего закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены) и самостоятельных в оперативном управлении районных потребительских обществ. При таком варианте региональный центр осуществляет стратегическое руководство, а потребительские общества обладают широкой автономностью принятия оперативных решений. Основное ее преимущество

- консолидация закупочной политики всех райпо. Применение такой схемы возможно для крупных райпо. Однако в настоящее время товарооборот районных потребительских обществ ниже, чем одного магазина торговой сети. Преимущества данной модели: гибкость в управлении менеджерами на местах; может быть использована при построении розничных торговых систем регионального масштаба.

Самый существенный недостаток такой схемы - значительное разрастание аппарата управления (высокие издержки) негативно отражаются на цене товаров. Кроме того, бывает непросто поддерживать актуальность информации, находящейся в информационном центре. Все это приводит к дополнительным финансовым и временным затратам и негативно сказывается на способности торговой сети вести эффективную конкурентную борьбу.

Чаще всего эту модель управления выбирают розничные операторы, не имеющие распределительных центров.

- централизованная. При построении такой модели единый региональный центр управления делегирует районным потребительским обществам функции, минимально необходимые для участия в логистических операциях по товародвижению (заказ, инвентаризация, переоценка). Все, кроме самых необходимых, функции управления магазинами сконцентрированы в едином центре.

Фактически данная модель представляет дистанционное управление торговыми объектами. Эта модель дает большой эффект тогда, когда все бизнес-процессы сети регламентированы и унифицированы.

Данная модель позволяет осуществлять управление непрерывным образом, для чего необходимо наличие постоянного канала связи. При централизованном управлении управленческие функции сотрудников райпо будут минимизированы, а связь с РОБ-тер-миналами у менеджеров центра имеет дискретный характер. Поэтому кратковременный выход из строя канала связи не является критическим.

В системе потребительской кооперации имеются магазины, которые находятся в отдельных труднодоступных населенных пунктах, к которым провести канал связи не представляется возможным. Здесь возникает необходимость не только развернуть автономную информационную систему с возможностями обмена информацией с центральным сервером, но и разместить аппарат управления, достаточный для автономной работы таких магазинов. К таким предприятиям относятся магазины ТПС, передвижная торговля. О принципах управления такими магазинами следует поговорить отдельно. Такие магазины фактически подключаются по «холдинговой» модели управления.

Основные преимущества указанной типологии:

- единое корпоративное пространство;

- снижение издержек и эффективность использования аппарата;

- постоянная поддержка актуальности информации в реальном времени;

- упрощение принятия управленческих решений;

- возможность реализовать общую ассортиментную политику для всех магазинов сети;

- централизованное управление всей сетью магазинов из единого центра;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- полный контроль над всеми региональными потребительскими обществами сети;

- лоточная. Фактически это модернизация централизованной системы, при которой абсолютно все функции управления сконцентрированы в удаленном офисе. Данная модель характеризуется полным отсутствием функций управления в потребительских обществах и магазинах, кроме отпуска товаров покупателям. Такая система сложна в реализации и применяется в основном в «жестких» дискаунтерах. Применение такой топологии возможно только в тех случаях, когда весь ассортимент магазина поступает из одного распределительного центра, где осуществляется вся предпродажная подготовка товара, а весь товар полностью промаркирован и его реквизиты занесены в центральную базу данных. Как представляется, ее целесообразно использовать при организации добровольных оптово-розничных цепях.

Для нее характерным является отсутствие какой-либо информационной системы в магазинах (только РОБ-терминалы). Менеджеры оптовой фирмы (распределительного центра), получая данные с РОБ терминала и оформляя весь документооборот в системе, полностью управляют всеми бизнес-процессами в торговой компании, кроме отпуска товара покупателю;

- гибридная модель. Она применяется в тех случаях, когда в одной сети имеются объекты, управляемые централизованно, а часть магазинов может работать по холдинговому принципу.

Как представляется, данная модель управления будет применяться на уровне Центросоюза. При этом региональные «кусты» для центра могут выступать как подразделения, работающие по «холдинговой» модели управления, внутри которых в свою очередь будет применяться либо «централизованная», либо «гибридная» модель управления.

Рассматривая различные варианты (модели) управления сетевой торговлей в потре-

бительской кооперации на региональном уровне, можно заметить, что:

- централизованная модель управления является наиболее эффективной организацией в сетевой торговле;

- консолидирующая модель управления не является перспективной, поскольку содержит недостаточно эффективные объединяющие начала;

- холдинговая модель управления возможна при управлении магазинами, расположенными в малочисленных и отдаленных населенных пунктах;

- лоточная модель управления является самой экономичной и достаточно перспективной. Она может применяться в добро -вольных цепях;

- гибридная модель является предпочтительной для построения единых торговых сетей на уровне Центросоюза.

Потребительские общества работают в разных сегментах, в разных нишах, и там свои особенности, интересы. Однако пока еще рынок розничной торговли предприятий потребительской кооперации не сегментирован. Поэтому на первом этапе формирования сетевой системы целесообразна универсализация торговли продовольственными товарами.

Исходя из особенностей функционирования потребительской кооперации, розничная сеть должна включать магазины нескольких форматов.

Как правило, сетевая система предполагает конкретный тип и формат магазинов. Однако для системы потребительской кооперации следует проводить типизацию розничной торговой сети, сочетая стационарную и передвижную торговлю в зависимости от зоны обслуживания. При этом, как представляется, розничные торговые предприятия должны быть в основном малого формата. В некоторых районах потребительские общества организуют работу магазинов на заправках. В относительно крупных населенных пунктах наиболее востребованы малые формы современной торговли — «магазины у дома» или «магазины за углом», еще их называют конвиньенс (от англ. convenience store

— удобный магазин), магазин шаговой доступности.

Однако наличие в сети магазинов различных форматов существенно усложняет управление логистикой в торговой сети. Для различных форматов магазинов свойственна различная номенклатура. Следовательно, качественное управление многообразием ас-

сортиментов является главным условием эффективной работы мультиформатной сети.

На уровне районов (райпо), малого и средних городов целесообразно предусмотреть рациональное сочетание торговых предприятий различных форматов, включая передвижные, мелкорозничные с другими структурами традиционных форм торговли, адекватных специфики жизнедеятельности малых, средних городов и привычных сельскому населению.

В городской местности, как и раньше торговые предприятия потребительской кооперации следует развивать в формате магазины «рядом с домом» площадью торгового зала от 200 до 500 кв.м. с парковкой для личного транспорта покупателей.

Целесообразность и необходимость развития сетевой розничной торговли в потребительской кооперации, выдвигают в качестве тактической основы более рациональное использование действующих торговых предприятий в регионах, возврат ранее сданных в аренду магазинов, построение оптимальной структуры логистики и управления товарными потоками.

Условием формирования эффективной инфраструктуры кооперативных сетевых розничных продаж будет являться планирование размещения розничных торговых предприятий с учетом следующих принципов:

- сохранения и повышения значимости для потребительской кооперации районных центров и небольших городов;

- постепенное расширение присутствия кооперативной сети в городах;

- локализации пунктов розничной продажи на определенной территории, охватывая все сельское население;

- обеспечения конкурентоспособной и инновационной розничной торговли;

- обеспечения транспортной и пешеходной доступности покупателей.

Все вышеперечисленные принципы должны использоваться на региональном (муниципальном) уровне с учетом местных особенностей.

Несмотря на конкуренцию в сфере розничной торговли и развития сетевого ритейлера, решения проблемы выживания кооперативной торговли должно исходить из поиска путей оптимизации построения розничных структур, интенсификации организации и технологии продаж.

Необходимо реализовать системный подход к выработке конкурентной стратегии розничной сети потребительской кооперации.

Такая стратегия предполагает создание эффективного координирующего центра и организацию рационального логистического сопровождения товарного предложения в регионе. Это позволит не только повысить управляемость сетей в регионе, но и несколько расширит для них возможности ценового демпинга на региональном потребительском рынке. Более цивилизованные формы организации продаж и высокий уровень техно -логии торговли при ценовой соразмерности товарного предложения могут стать залогом успеха продвижения кооперативной торговой сети у местного потребителя.

В целях упорядочения мест размещения относительно крупных кооперативных предприятий розничной торговли необходимо сформировать схему их размещения с учетом особенностей градостроительства, наличием автомагистралей и дорог. Приоритетное размещение нового строительства должно быть в тех районах и населенных пунктах, где наблюдается интенсивное индивидуальное строительство коттеджей и дачных хозяйств.

В условиях жесткой конкуренции на рынке предприятиям потребительской кооперации необходимо позиционировать себя с инновационной стороны. Так, когда многие сети с точки зрения ценовой конкуренции предлагают товары с относительно низкими качествами, потребительская кооперация должна предлагать покупателям именно экологически чистые продукты питания, что может привлечь значительное количество покупателей в ее магазины.

В последнее время предпочтения покупателей всё больше сдвигались от массового дешёвого товара к продукту среднего уровня. Это говорит о том, что потребитель придаёт всё большее значение качеству и бренду.

Магазины потребительской кооперации должны иметь «фирменный ассортимент». Они должны отличаться свежими, качественными сельскохозяйственными продуктами и продукцией переработки. Причем ассортимент магазинов потребительской кооперации должен выступать под «зеленым» брэндом, т.е. товары должны иметь привлекательный свежий вид, быть экологически чистыми и в то же время относительно недорогими. Все это можно достичь при организации единой сквозной технологии продвижения сельскохозяйственной продукции в комплексе заготовительных, скотобойных пунктов с перерабатывающими цехами.

Высокий уровень качества и грамотная ценовая политика розничной сети потребительской кооперации будет обеспечивать товарам известность и успех у потребителей и создадут основу финансовой стабильности, инвестиционной привлекательности и огромного потенциала системы.

В целях привлечения покупателей коммерческую работу необходимо переориентировать на категорийный менеджмент как наиболее эффективный метод управления ассортиментом.

Категорийный подход к управлению ассортиментом необходимо осуществлять на уровне регионального облпотребсоюза и распределительного центра. Для большей части ассортимента категорийные менеджеры должны работать напрямую с поставщиками.

Неотъемлемой частью развития сетевой торговли является появление private labels. Privat label — это торговая марка, принадлежащая сети. Другими словами, это продукция, которая производится по заказу торговой сети и продается только через эту сеть [2]. Появление private labels в первую очередь является доказательством силы сетей, так как данное направление может быть прибыльным только при достаточно высоких оборотах.

Существует два варианта использования такой торговой марки. Первый, это когда в качестве privat labels используется собственно имя сети и второй вариант, когда используется любое другое название, однако, в этом случае, как правило, на упаковке указывается, что данная продукция произведена специально для данной торговой сети.

Рrivate labels выгодно для всех глобальных участников рынка: ритейлеров, производителей и потребителей. Для ритейлеров это в первую очередь высокая маржа при более низкой цене продукта и рост лояльности покупателей. Для производителей — это стабильная загрузка производственных мощностей, а также более выгодные условия сотрудничества с сетями: учитывая все более растущую роль сетевой торговли, их требования к производителям повышаются. Для потребителя private labels представляют собой приемлемое соотношение цена-качество. Продукция под собственными торговыми марками сетей, как правило, на 15-20% дешевле, чем другая брендовая продукция соответствующего качества [2].

В России private labels занимаются «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Копей-

ка», Metro и другие. У разных сетей наблюдается разный подход: одни сетевые магазины называют свои марки так же, как и сеть, например «Перекресток», — либо при использовании другого названия указывают на упаковке, что данный продукт сделан специально для этой торговой сети — «Магнит».

Privat labels используется не для всех категорий товаров. Наилучший результат приносят privat labels для товаров повседневного спроса, таких как молочные продукты, масло, соки, полуфабрикаты, хозяйственные товары — средства для мытья посуды, губки, фольга и т.д. Именно эти товары чаще всего продаются в розничных сетях под собственными торговыми марками.

Потребительская кооперация имеет свои собственные производственные предприятия. Поэтому в первую очередь privat labels должен использоваться для тех товаров, которые выпускаются данными предприятиями. Соглашение о private labels должно быть заключено и с местными товаропроизводителями.

В работе кооперативной торговой сети должное внимание следует уделить вопросам оптовых закупок товаров. Для ведения закупочной деятельности должен быть создан распределительный (закупочный) центр. Это и есть важнейшее условие создание сетевой системы. На данный центр должна быть возложена функция централизация управления финансами и товарными потоками, что обеспечивает наилучшие условия во взаимоотношениях с поставщиками и логистическими компаниями.

Важное условие функционирования торговой сети — доверие покупателей. Чтобы его завоевать необходимо проводить большую работу организационно-технологического и психологического характера. При этом акцент нужно делать, прежде всего, на ассортимент, сервис.

Учитывая, что потребительская кооперация обслуживает в основном сельское население с относительно низкими денежными доходами, торговая сеть должна быть эконом класса.

Сеть магазинов «Эконом» — это торговая сеть, предлагающая покупателям широкий ассортимент качественных и свежих продуктов по относительно приемлемым ценам. Отвоевывая покупателей у рынков и мелких магазинов, «Эконом» становится настоящим «семейным продуктовым домом», где делают с удовольствием покупки и пенсионеры и состоятельные люди. Их отличительной

особенностью является определенное ограничение по ассортименту - «Лучшие товары по минимальным ценам» [10]. Их ассортимент ограничен товарами широкого потребления, продовольственными товарами и товарами общего назначения, которые служат для удовлетворения повседневных нужд потребителей»[11].

Важной задачей организации торговой сети потребительской кооперации является позиционирование на рынке.

Позиционирование - термин, который используется в коммерции для описания процесса поиска и поддержания компанией своего места на рынке. Позиционирование -сложный процесс, поскольку разные потребители ищут в компании что-то понятное и значимое именно для себя. Существует множество альтернативных вариантов позиционирования. Часто компании предпочитают позиционировать свой бизнес, руководствуясь стилем жизни целевой аудитории.

В основе позиционирования может лежать:

• тип услуг или товаров, продаваемых предприятиями потребительской кооперации;

• выгоды, которые получают потребители, обращаясь к услугам кооперативной торговой сети, а также решения проблем потребителей, которые предлагает потребительской общество;

• различные поводы для использования товаров или услуг;

• определенные категории товаров или услуг;

• противопоставление конкуренту или указание на незаполненную нишу на рынке.

Предлагаемый продукт или услуга должны соответствовать потребностям населения.

Всю систему сетевой торговли в потребительской кооперации необходимо рассматривать как ассоциацию. Создание «Межрегиональных торговых ассоциаций -потребительских союзов» должно способ-

ствовать предоставлению равных возможностей субъектам кооперативной торговли. Приоритетным в ее деятельности является создание экономических и организационных мер поддержки и защиты местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе разумной политики протекционизма. Действовать Ассоциация должна через специальную комиссию, которая должна быть создана при Центросоюзе. Возможно, в качестве такой комиссии будет стартовая команда ЕТС.

Комиссия должна определять условия, которые обязательны для выполнения региональными потребительскими союзами, с целью предотвращения процессов выдавливания с рынка кооперативных торговых сетей крупными торговыми корпорациями.

Список литературы

1. Борисов М. Конец эры индивидуализма / / Новости торговли. - 2002. - май. - 8-10 с.

2. Ермошкина П., Развитие сетевой торговли /е-таМ: Stark@bk.ru.

3. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года / / Деловой вестник «Российская кооперация».

- 2008. - № 4.

4. А. Клюшников. Сетевая торговля: проблемы адаптации.// журнал «Стратегия России». № 9, Сентябрь, 2007.

5. Рамстор заставил «Глобал иБД» потесниться // Новости торговли. - 2002. - март, - 6 с.

6. Российская кооперация, 27 декабря 2007 г.

С. 2.

7. Сетевая торговля - основа отрасли. // Российская кооперация. 15 ноября 2007 года.

8. Сформирована стартовая команда, призванная обеспечить деятельность ООО «Единая торговая система Центросоюза» //Российская кооперация, 2008. 25 сентября, С. 1, 3.

9. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, -2001.

- Апрель. - 95 с.

10. Икр://аэзог^ - reta il.ru/?/эегуюеэ/есопот.

11. http://www.almaz21vek.rU/catalog/3. ^т1.

S. Timopheev. NETWORK PRINCIPLE OF MANAGEMENT AS A FACTOR OF COOPERATIVE TRADE COMPETITIVENESS INCREASE

The theme: network principle of management as a factor of increasing of cooperative trade competitive. At this article you can read about development on consumer market of network retail, about it's advantages and problems, and also about the necessity of cooperative trade organization on network method. At the article different variants of network retail management with accent on the hybrid method are offered.

ТИМОФЕЕВ Станислав Васильевич, 1954 года рождения, доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Занимается проблемами развития кооперативной торговли. Автор более 150 публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.