10
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)
АЛЕКСАНДРОВА Наталия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natalia50196@mail.ru
АЛЕКСАНДРОВ Никита Сергеевич - студент. Научно-исследовательский институт Высшей школы экономики Московского института электроники и математики. Россия. Москва. E-mail: nikita.hyhyhy@mail.ru
ALEKSANDROVA, Natalia Vjacheslavovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Word Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natalia50196@mail.ru
ALEKSANDROV, Nikita Sergeyevich - Student. Institute Higher School of Economics, Moscow Institute of Electronics and Mathematics. Russia. Moscow. E-mail: nikita.hyhyhy@mail.ru
УДК 339.16.012.34
О ВНЕДРЕНИИ И РАЗВИТИИ РОЗНИЧНОГО МАРКЕТИНГА В СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
С.Ю. Асадова
Рассмотрены некоторые проблемы внедрения розничного маркетинга в практическую деятельность сетевой торговли потребительской кооперации и его дальнейшего развития с учетом «Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г».
Ключевые слова: розничный маркетинг; сетевая торговля; потребительская кооперация.
S.Y. Asadova. ABOUT INTRODUCTION AND DEVELOPMENT OF RETAIL MARKETING IN CHAIN RETAILING OF CONSUMER COOPERATION
Some problems of retail marketing implementation in practice of chain retailing of consumer cooperation and its further development, taking into account the «Concept Development of Consumer Cooperatives till 2015» are considered.
Keywords: retail marketing; chain retailing; consumer cooperation.
В современном, быстро меняющемся мире конкурентная борьба на рынках сбыта товаров и услуг становится все более жесткой, прежде всего, в результате появления новых методов и форм экономического соперничества. Сейчас предприятия, чтобы выжить, гораздо больше внимания и времени должны уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и улучшение своего финансового положения.
Особое значение в данной ситуации приобретают знание и применение маркетинга розничной торговли, что в настоящее время актуально для всех предприятий потребительской кооперации.
В современных условиях потребительская кооперация развивается и реформируется по разработанной и утвержденной «Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г». В данной Концепции отдельное место занимают вопросы маркетинга, который в последнее время становится все более необходимым для по-
требительской кооперации и, в частности, для розничной торговли потребительской кооперации [2].
Розничная торговля традиционно занимает наибольшую долю в общем объёме деятельности потребительской кооперации, что свидетельствует о её значимости для предприятий и организаций потребительской кооперации. Так, торговля является ведущей сферой деятельности Чувашпотребсоюза, она занимает около 67 % совокупного объема хозяйственной деятельности. Доля оборота розничной торговли и общественного питания Чувашпотребсо-юза в обороте крупных и средних организаций Чувашской Республики составляет 14 %. Годовой оборот розничной торговли организаций Чувашпотребсоюза - более 6,7 млрд руб. В структуре оборота розничной торговли большую часть составляет продажа продовольственных товаров. На их долю приходится 73,9 %.
В системе Центросоюза России среди потребительских союзов Чувашпотребсоюз зани-
мает 6-е место по обороту розничной торговли. В торговле и общественном питании занято 4960 человек, или 60 % общей численности работающих. В составе розничной торговой сети действует 1238 магазинов, 90 % из них функционирует в сельской местности. В системе Чувашпотребсоюза действует более 300 магазинов самообслуживания. Организована продажа товаров в кредит, действует сеть магазинов «эконом». Важное направление в розничной торговле - это развитие специализированной сети магазинов по продаже мяса и мясных полуфабрикатов. В целях обслуживания малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов посредством специализированных автомагазинов организована выездная торговля [4].
На региональных рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных предприятий и организаций, их объединений (торговые сети «Магнит», «Пятерочка» и др.). Однако, укрепление позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения населения [1].
В условиях бурного развития торговых сетей на территории Российской Федерации в ближайшее время может произойти вытеснение кооперативной торговли на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным. Во многих городах, районных центрах, сосредоточивших значительное количество реальных и потенциальных покупателей, конкуренты создали для предприятий и организаций потребительской кооперации сложнейшие условия функционирования.
2013 год был непростым для потребительской кооперации, как и для всей страны. Тем не менее по итогам 2013 г. кооперативные организации системы Чувашпотребсоюза увеличили оборот розничной торговли до 6,7 млрд руб. Это на 0,4 млрд больше, чем в 2012 г. За 2014 г. совокупный объем деятельности предприятий и организаций системы Чувашпотребсоюза составил 10,9 млрд руб., что на 6,8 % больше аналогичного периода прошлого года в действующих ценах. За 2013 г. несколько изменилась структура совокупного объема деятельности предприятий и организаций Чувашпотребсою-за. Так, доля розничной торговли снизилась с 67,0 % до 65,7 %. При этом возросли объемы заготовительной деятельности и оптовой тор-
говли, доля которой достигла 5 % по сравнению с 3,9 % в 2012 г. [3].
Вместе с тем на современном этапе развития российской экономики для использования розничного маркетинга в качестве инструмента повышения эффективности деятельности торгового предприятия, стратегического планирования его развития возникает множество проблем. Рассмотрим некоторые из них.
1. Поскольку для достижения максимальной эффективности коммерческой деятельности важны все элементы маркетинга, и пренебрежение любым из них способно нарушить выполнение намеченных планов, реализация функций маркетинга на предприятии требует комплексного подхода. Это, в свою очередь, невозможно без проведения кардинальных организационно-технических преобразований. Многие районные потребительские общества, располагая относительно небольшими по количеству магазинов торговыми сетями, не имеют достаточно финансовых средств для создания научно обоснованной маркетинговой системы и содержания полноценного маркетингового структурного подразделения. Более того, маркетинговая деятельность требует охвата всей сферы деятельности организации, включая рынок, конкурентов и др. Также маркетинговая деятельность требует постоянного внимания руководителей высшего звена, что в положении, в котором находятся сетевые торговые предприятия потребительской кооперации, очень затруднительно выполнить в силу большой занятости руководителей выполнением управленческих функций в целом по организации.
2. Важнейшим этапом маркетингового анализа является оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней окружающей среды розничной торговой сети. Проведение данной работы возможно работниками на уровне высшего руководства или же специальными аналитическими службами и, что также важно, с учетом накопленного опыта и интуиции, в силу чего практически невозможно формализовать этот процесс, и данная работа должна носить только исследовательский характер.
3. Эффективный и всеохватывающий комплексный маркетинговый анализ, выявив основные проблемы и сильные стороны организации потребительской кооперации, указав направления ее развития и предупредив о возможных угрозах, тем не менее, ложится на организацию весьма ощутимыми дополнительными издержками. Данные издержки способствуют повышению цен на товары, что крайне нежелательно, так как при этом воз-
12
вестник Российского университета кооперации. 2015. №1(19)
никает угроза потери некоторых постоянных покупателей магазинов торговой сети. Вынужденное повышение цен на товары в связи с увеличением издержек на внедрение системы розничного маркетинга и проведение мероприятий по стимулированию сбыта может также негативно отразиться на хозяйственных связях с основными поставщиками продукции и товаропроизводителями.
4. Маркетинговая информация и, следовательно, составленные на ее основе планы в течение короткого промежутка времени могут потерять свою актуальность - собранные специально для анализа бизнеса данные и информация быстро устаревают. Покупательские привычки изменяются так же стремительно, как и направляющие их социальные силы. Через какое-то время частично или полностью изменяются макро- и микрофакторы внешней среды. Поэтому возникает проблема проведения информационного аудита сетевой торговли райпо, носящего перманентный характер.
5. Современная наука и практика, передовой опыт как зарубежных, так и отечественных фирм предлагают обширный спектр маркетинговых инструментов в розничной торговле. Естественно, что специфические особенности розничных торговых предприятий потребительской кооперации обусловливают определенные ограничения и дополнительные возможности в применении этого инструментария. Для выживания в конкурентной борьбе знать и применять методы и приемы розничного маркетинга должны не только руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций потребительской кооперации, но и заведующие магазинами, работники торговых залов, т.е. те лица, которые ближе всего к покупателям, лучше других знающие спрос и потребности своих покупателей. Однако, по ряду причин уровень знаний в сфере розничного маркетинга у директоров, заведующих магазинами и продавцов не высок.
6. Проведение маркетингового анализа продаж и ассортимента требует предварительного внедрения мероприятий организационно-технического характера. В частности, для получения достоверных результатов анализа ассортимента нужно как минимум изменить установленный порядок ведения бухгалтерской отчетности организации и вести учет издержек и доходов, а также товарооборота отдельно по каждой товарной категории. Данная проблема состоит в восприятии и внедрении категорий-ного менеджмента в деятельность розничных торговых сетей организаций потребительской кооперации. В настоящее время данному во-
просу уделяется самое пристальное внимание как на уровне Центросоюза Российской Федерации, так и на уровне Чувашпотребсоюза. Проводится обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций потребительской кооперации в области внедрения ка-тегорийного менеджмента.
7. Маркетинговая деятельность розничной торговой сети представляется весьма затруднительной в силу неразвитости ее инфраструктуры: центров маркетинговых исследований недостаточно и они малоизвестны руководителям предприятий и организаций потребительской кооперации. Особенно эта проблема актуальна для сельской местности.
Рассмотренные нами проблемы, препятствующие широкому внедрению розничного маркетинга в практику работы сетевой торговли потребительской кооперации и его дальнейшему развитию, требуют неотложного решения в процессе реализации хозяйственной деятельности в условиях возрастающей конкуренции.
В последние годы организациями потребительской кооперации Чувашской Республики проводится активная работа по выполнению программы реконструкции предприятий торговли и общественного питания. Реализация этой программы позволяет не только изменить облик предприятий торговли и общественного питания, но и повысить качество обслуживания сельского населения. Развитие сети магазинов самообслуживания - одно из направлений розничной торговли организаций Чувашпотреб-союза. В 2013 г. началась реализация крупного инновационного проекта по автоматизации торговых предприятий на базе программы «1-С Рарус: Торговый комплекс», в проект вложено более 30 млн руб.
Тем не менее специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских предпочтений.
Для решения обозначенных нами проблем основными целями развития сетевой торговли потребительской кооперации должны стать:
- разработка единой торговой системы, основанной на объединении информационных и логистических связей, стилистических и технических решений, закупочной и торговой политики;
- перераспределение финансовых потоков в организациях потребительской кооперации с целью выделения необходимых средств для проведения маркетинговых исследований;
- формирование единой маркетинговой политики;
- проведение информационного аудита сетевой торговли потребительской кооперации;
- систематическое повышение уровня знаний в сфере розничного маркетинга работниками торговой сети;
- использование коммерчески обоснованной специализации магазинов сети;
- повышение коммерческой эффективности для максимально широкого круга торговых предприятий;
- создание широкого круга лояльных покупателей, в первую очередь работников и пайщиков потребительской кооперации;
- широкое продвижение качественной продукции кооперативного производства в собственной розничной торговой сети;
- социальная ориентация и обслуживание населения в малонаселённых и отдалённых населённых пунктах с использованием создаваемого социального эффекта как конкурентного преимущества кооперативной торговой сети.
При этом в потребительской кооперации могут сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в торговые сети, развитие которых возможно на региональном и местном уровнях при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения розничного маркетинга в сетевую торговлю при предоставлении особых
условий для несетевых кооперативных магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Представляется, что данный подход позволит обеспечивать поддержку и развитие менее эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю.
Таким образом, проведенные нами исследования позволяют сделать следующий вывод: внедрение и развитие функций розничного маркетинга в практике деятельности сетевой торговли потребительской кооперации требует как проведения соответствующих организационно-технических мероприятий, так и изменения образа мышления всего персонала предприятия, выработки подхода к принятию управленческих и хозяйственных решений с учетом оптимального удовлетворения требований рынка.
Список литературы
1. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле: учеб.-практ. пособие / под общ. ред. проф. Т.Н. Парамоновой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 224 с.
2. URL: http://www.rus.coop/international 17276/230686.
3. URL: http://www.rus.coop/union/97871.
4. URL: http://www.chuvashpotrebsouz.ru.
5. URL: http://chuvash.gks.ru.
АСАДОВА Светлана Юрьевна - старший преподаватель кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: asadowa.svet@yandex.ru
ASADOVA, Svetlana Yuryevna - Senior Teacher of Chair of Trade Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: asadowa.svet@yandex.ru
УДК 330.101.541
ЗАЧЕМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НУЖНО РАССЧИТЫВАТЬ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Т.В. Бутырнова
Посвящено исследованию проблем влияния трансакционных издержек на экономические результаты деятельности предприятий и направлено на повышение эффективности их функционирования в условиях неопределенности рынка.
Ключевые слова: неопределенность рынка; асимметричность информации; интерналии рынка; трансакционные издержки; управление трансакционными издержками; способы минимизации трансакционных издержек; трансакционные издержки на предприятиях АПК.
T.V. Butyrnova. WHY COMPANIES SHOULD CALCULATE TRANSACTION COSTS
The article is devoted to the research of problems in the influence of transactional costs on economic