УДК 334.73 ББК 62.208
Л.П. ФЕДОРОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ЦЕПОЧКИ ЗАГОТОВКИ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В КООПЕРАТИВНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ*
Ключевые слова: единая цепочка, заготовки, переработка, реализация продукции, кооперативный сектор, глобализация.
Исследованы предпосылки и условия формирования единой цепочки заготовки, переработки и реализации продукции в потребительской кооперации страны в условиях глобальной экономики.
L.P. FEDOROVA
THE FORMATION OF UNITED CHAIN OF STORAGE , REMARKING AND REALIZATION OF PRODUCTION IN COOPERATIVE AT THE DEPARTMENT OF ECONOMICS
Key words: united chain, storage, remaking, realization of production, cooperative de-partme, globalization.
The presuppositions and the conditions of the formation of united chain of storage, remaking and realization of production in consumer cooperation of country in the conditions of global economics.
Глобальная экономика и новые формы хозяйствования ставят перед потребительским обществом ранее не возникавшие проблемы, одной из которых на сегодня является обеспечение экономической стабильности развития. Выполнение поставленных задач возможно лишь при диверсификации производственно-хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Потребительские общества системы Центросоюза Российской Федерации располагают сетью более чем 100 тыс. предприятий, которые приближены к местам производства сельскохозяйственной продукции, что позволяет аккумулировать в рамках собственной материально-технической базы ресурсы сельскохозяйственной продукции и сырья как личных подсобных хозяйств населения, так и малых форм хозяйствования на селе.
Наличие материально-технической базы, кадрового потенциала, смена стратегической парадигмы на формирование новой эффективной модели бизнеса отражают готовность российской потребительской кооперации, объединенной Центросоюзом РФ, выполнять совместно с государством серьезные задачи по устойчивому развитию сельских территорий, повышению качества жизни сельского населения, развитию деловой активности, созданию рабочих мест и социальной инфраструктуры села, решению проблем продовольственной безопасности страны.
Потребительская кооперация сегодня в полной мере ощущает рост интереса со стороны государства к совместному решению вопросов развития агропромышленного комплекса страны.
Старт новым подходам к формированию государственной агрополитики дали реализация приоритетного национального проекта развития сельского хозяйства, принятие Закона о развитии сельского хозяйства и переход к формату государственной программы развития АПК на пятилетний период, что отражает последовательное движение государства к комплексному подходу в решении задач развития отрасли.
Правительством РФ приняты решения о необходимости консолидации потенциала сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Конкурентоспособное по качеству и цене отечественное продовольствие невозможно без паритетных отношений производителей и торговли. Принятый законопро-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-02-00387).
ект об основах государственного регулирования торговой деятельности позволяет создать равные конкурентные условия для всех участников цепочки «Поле-прилавок». Немаловажная роль в этих отношениях, как отмечается в ряде выступлений президента РФ В.В. Путина, премьер-министра РФ Д.А. Медведева и первого заместителя председателя правительства РФ В.А. Зубкова, принадлежит системе потребительской кооперации: «Правительство России поддерживало и будет поддерживать потребительскую кооперацию... по инициативе правительства начата работа по созданию в России единой системы заготовки, переработки и реализации сельхозпродукции на кооперативной основе в новых, рыночных условиях» [1].
В 2008 г. участниками парламентских слушаний «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» было рекомендовано правительству РФ внести изменение в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в части включения в неё организаций потребительской кооперации наравне с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
В свою очередь, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления - разработать и принять специальные законодательные и нормативные правовые акты о развитии потребительской кооперации региона, предусмотрев поддержку организаций потребительской кооперации на региональном уровне, в том числе в рамках региональных программ развития конкуренции на товарных рынках субъектов Российской Федерации.
В рамках разработки проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сырья и продовольствия на 20132020 гг. Министерством сельского хозяйства РФ предусматривается раздел «Развитие малых форм хозяйствования» [2]. Программой планируется оказывать государственную поддержку организациям, осуществляющим производство и переработку сельскохозяйственной продукции. При этом включение организаций потребительской кооперации в разрабатываемую Государственную программу создаст реальный механизм использования потенциала организаций потребительской кооперации в развитии сельских территорий.
В современных условиях потребительская кооперация не только сохранила все положительное, традиционное в своей работе, но дополнительно реализует новые функции:
- создание собственных подсобных сельскохозяйственных предприятий и развитие свиноводства, скотоводства, овощеводства;
- оказывает помощь сельскому населению в приобретении кормов, измельчении зерна для скота, устанавливая в сельских кооперативных магазинах зернодробилки, развивает малые производства. Наибольшее развитие получили мельницы, зернодробилки, пункты по приему молока;
- во многих кооперативных магазинах открыта сеть аптек и ветеринарных аптек;
- развивает сферу платных услуг населению. С 2003 г. кроме традиционных видов услуг получили развитие: ремонт и строительство жилья, ремонт сложной бытовой техники, фотоуслуги, прокат, услуги производственного характера: забой скота и птицы, выработка колбасных изделий, копченостей, медицинские и др.
В последние годы достаточно четко обозначилась общая тенденция активизации кооперативных организаций по реализации социальной политики за счет эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
Существенную роль регионы играют в развитии сельскохозяйственной и потребительской кооперации. В тех регионах, руководство которых действи-
тельно уделяет внимание развитию села, действуют специальные программы и системные меры поддержки потребкооперации, дающие комплексный эффект в устойчивом развитии сельских территорий.
По поручению правительства идет работа по созданию в России единой системы заготовок, переработки и реализации сельхозпродукции на кооперативной основе. В целевой программе развития инфраструктуры и логистики агропродовольственного рынка предусмотрено субсидирование процентной ставки организациям потребкооперации на приобретение скотовозов, молоковозов, центров сбора и первичной переработки молока [4].
В направлении создания единой системы заготовки, переработки, хранения и реализации продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе «От поля до прилавка» региональными кооперативными организациями проделана немалая работа: создана и поддерживается соответствующая инфраструктура, обеспечивается более активное привлечение к заготовке сельскохозяйственной продукции, и лекарственного технического сырья сельских жителей, налаживаются связи с торговыми сетями, предпринимаются попытки участия кооперативных организаций в электронных торгах.
Региональные лидеры в реализации данного направления были определены, а их достижения отмечены на Всероссийском кооперативном форуме, посвящённом 180-летию потребительской кооперации России, в рамках которого состоялось вручение Национальной премии потребительской кооперации в номинации «От поля до прилавка» за развитие системы «заготовки - переработка - торговля». Лауреатами в номинации стали Башкирский, Татарский и Чувашский респотребсоюзы.
К примеру, в системе Чувашпотребсоюза почти 20 лет работает единая цепочка «От поля до прилавка», объединяющая систему заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Заготовки сельскохозяйственной продукции производятся в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также от сельхозпроизводителей.
Основными переработчиками являются ООО «Ядринский мясокомбинат», ООО «Аликовский плодокомбинат» и ООО «Янтарь» Красночетайского райпо, а также предприятия общественного питания и цеха по выработке полуфабрикатов, имеется 6 цехов по переработке зерна и зернопродуктов.
Благодаря заготовкам возникают технологически связанные циклы: «за-готовка-переработка-сбыт», работающие без посредников. В потребительской кооперации Чувашии такой завершённый цикл создан по мясу, плодоовощной продукции, зерну и по молоку.
По мясу - есть райпо-заготовители: закупают скот, сдают его на мясокомбинат Чувашпотребсоюза, там производится глубокая переработка. Мясокомбинат выпускает около ста наименований колбасных изделий и полуфабрикатов. Эта продукция поставляется в торговые сети Чувашпотребсоюза и реализуется населению.
Есть два плодокомбината, которые решают эти задачи по овощам и плодам.
Также такой цикл создан по молоку с привлечением перерабатывающих предприятий других форм собственности. За 2011 г. заготовили у населения 31 тыс. т молока. Это 36% всего молока в личных подсобных хозяйствах Чувашской Республики.
В республике начинается реализация новых программ «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм». Эти фермеры уже становятся партнерами потребительской кооперации.
Используются такие формы взаимодействия, как авансирование сельхозтоваропроизводителей под будущий урожай. Активно работает респотребсоюз с пенсионерами, центрами занятости и школами по заготовке макулатуры, дикорастущих плодов и ягод. Ежегодно закупает до 270 т лектехсырья в суше-
ном виде. Есть примеры, когда за сезон школьники зарабатывают на сдаче лектехсырья до 20 тыс. руб.
Чувашская Республика является аграрным регионом России. В республике 212 тыс. личных подворий, 2593 - фермерских хозяйства, 170 сельхозкооперативов. Этим обусловлено значение заготовительной деятельности потребительской кооперации в закупке сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельских подворьях, фермерских хозяйствах и сельхозпроизводителями.
Сельские жители, не выезжая в райцентры, имеют возможность сдать излишки выращенной продукции в магазины, которые имеют статус «Магазин -заготовительный пункт».
Немало примеров успешного сотрудничества потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств.
Ежегодно сельскому населению выплачивается за сданную сельхозпродукцию более 500 млн руб. - это равносильно годовой заработной плате более 5 тыс. сельских жителей. Налаженная система заготовок, гарантированная оплата за сдачу молока позволяет селянам содержать на личном подворье по 3 и более коров. Ежедневно сдавая по 30-40 л, сельский житель увеличивает свой доход более чем на 100 тыс. руб. в год. Закупки отражаются также и на заработной плате продавцов магазинов. В летний период они дополнительно получают более 2 тыс. руб. ежемесячно. Из года в год растут объемы собранного молока: в 2009 г. - 22,6 тыс. т, в 2011 г. - 31 тыс. т. Охват товарных ресурсов мяса, произведенного в личных подсобных хозяйствах населения кооперативными организациями Чувашской Республики, в 2011 г. составил 10%.
На предприятиях пищевой промышленности Чувашпотребсоюза выпекают хлеб и хлебобулочные изделия, вырабатывают колбасные, кондитерские и макаронные изделия, производят безалкогольные напитки и разливают минеральную воду, производят консервную продукцию, мясные полуфабрикаты, пиво, соление и копчение рыбы, рыбные пресервы.
В отрасли действуют 25 хлебозаводов и пекарен производственной мощностью 180 т изделий в сутки, выпускающие более 70 наименований хлебобулочных изделий, 90 наименований кондитерских изделий.
Ежегодно на предприятиях осваивают выпуск около 30 видов новой продукции, обновляется технологическое оборудование. В 2011 г. приобретено и установлено 90 единиц технологического оборудования на сумму 25 млн руб. В настоящее время в эксплуатации - 47 ротационных газовых печей, 24 хлебопекарных предприятий, из них 22 газифицированы.
Важным звеном в цепочке «От поля до прилавка» является ООО «Яд-ринский мясокомбинат Чувашпотребсоюза», который перерабатывает за год 900 т мяса, годовой объем производства 2990 т. Мощность предприятия 5 т/сут. Работает более 200 человек. Здесь внедрена германская технология производства фирмы «Кирхфельд», что позволяет обеспечивать высокое качество продукции. Вырабатывается 80 наименований колбасных изделий и копченостей, 20 наименований мясных полуфабрикатов - это более 10 т мясной продукции в сутки. Осуществляя закупку мяса в личных подсобных хозяйствах населения, организации потребительской кооперации поставляют его на Яд-ринский мясокомбинат, который осуществляет высокотехнологичную переработку, а затем поставляет в розничные торговые сети колбасные изделия и полуфабрикаты. Комбинат располагает собственной торговой сетью «Мясная лавка» - 11 фирменных магазинов. Более 60% выпускаемой продукции реализуется через районные потребительские общества. Популярна продукция в Нижегородской области и республике Татарстан и в других регионах. Осваи-
вается производство фасованного охлажденного мяса в «инертных газах», что позволит увеличить сроки реализации продукции до 10 суток. Оборудование для этого уже приобретено.
На плодокомбинате Аликовского райпо цепочка «От поля до прилавка» функционирует в полном объеме. Предприятие имеет собственные сельскохозяйственные угодья площадью 43 га, где выращивает овощи, плоды и ягоды. Собранный урожай и закупленная у сдатчиков сельскохозяйственная продукция поступают в консервный и овощесушильный цеха. Ежегодно здесь перерабатывается 225 т овощей и 15 т плодов. Сырье для консервирования используется только отборное, экологически чистое. Переработка производится с применением «щадящего» температурного режима по классической технологии, поэтому консервная продукция имеет прекрасные вкусовые качества.
Круглогодично работает цех по производству сушенных овощей: лука, моркови, свеклы, капусты, укропа и петрушки.
Аналогичная цепочка создана и в ООО «Янтарь» Красночетайского райпо.
В 2011 г. на предприятиях Чувашпотребсоюза выработано 795 тыс. усл. банок плодоовощных консервов, 90 тыс. усл. банок соков, 2 т сухих овощей более 100 наименований.
Цепочка «От поля до прилавка» отработана в системе Чувашпотребсою-за по хлебопродуктам. Фуражное зерно, а именно пшеница, овес, ячмень закупается у сельхозпроизводителей региона, личных подсобных и фермерских хозяйств, СХПК. Значительная часть закупленного зерна реализуется через магазины в натуральном виде, часть зерна перерабатывается в зерносмеси и комбикорма, муку на зернодробилках и мельницах.
В 2011 г. сельским жителям реализовано более 4 тыс. т фуражного зерна, около 1 тыс. т комбикорма.
Продукция, произведенная на пищевых предприятиях кооперативной промышленности Чувашпотребсоюза, реализуется в магазинах и предприятиях системы Чувашпотребсоюза, торговых предприятиях городов и районов республики, а также в соседних регионах.
Торговля и общественное питание являются ведущей сферой деятельности Чувашпотребсоюза и занимают 75% совокупного объема деятельности.
Сеть представлена 1234 магазинами, 90% которых расположены в сельской местности, и 244 предприятиями общественного питания. Открыты 14 магазинов и 30 отделов «Мясная лавка» по продаже мяса и колбасных изделий.
В 2011 г. была продолжена работа по качественному улучшению сети объектов розничной торговли.
В Концепции развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., принятой Правительством РФ в декабре 2010 г., говорится, что для устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации необходимо разработать региональные и муниципальные программы развития сельских территорий [3].
Основой разработки таких программ должны стать стратегии развития сельских поселений страны, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социальноэкономического положения.
Усиление государственной поддержки необходимо в области устойчивого развития сельских территорий в разрезе диверсификации сельской экономики, политики, повышения занятости и доходов населения, наращивания и модернизации рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольствен-ного рынка и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Рекомендуемые направления развития потребительской кооперации позволят повысить эффективность всех отраслей деятельности. В связи с этим в программе заложена настоятельная необходимость улучшения результативности деятельности потребительской кооперации с учетом особенностей системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития.
Представляется, что предложенный комплекс мероприятий по созданию единой цепочки заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции позволит обеспечить развитие системы потребительской кооперации, стабилизировать финансовое состояние хозяйствующих субъектов, достичь оптимальной структуры системы, увеличить объемы производства широкого ассортимента товаров, обеспечить население товарами и услугами, повысить культуру обслуживания населения и улучшить качество его жизни.
Литература
1. Зубков В. Задача года: весь урожай должен доходить до стола: [первый вице-премьер Правительства РФ В. Зубков об итогах развития сельского хозяйства] // Российская кооперация. 2012. № 3, 26 янв. С. 1-2.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. М.: ВНИИЭСХ, 2009. 67 с.
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2136-р // Российская газета. 2010. 14 дек.
4. Костров В. Малым формам - большие задачи // Российская кооперация. 2011. № 7, 24 февр. С. 2.
5. О развитии сельского хозяйства. Закон РФ от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // Российская газета. 2007. № 4265.
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА - доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики, управления и кооперации, доктор экономических наук, профессор, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (fedorova0201@mail.ru).
FEDOROVA LUDMILA PETROVNA - doctor of economics sciences, professor, head of Economy, Management and Cooperation Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 658.336 ББК 65.291.6-21
Л.П. ФЕДОРОВА, Т.П. ПЕТРОВА
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ РЕГИОНА
Ключевые слова: исследование, мотивация, профиль, стимулирование труда, торговая компания, регион.
Отражены результаты исследования мотивационного профиля работников торговли и общественного питания региона с применением типологической модели мотивации.
L.P. FEDOROVA, T.P. PETROVA THE INVESTIGATION MOTIVATION PROFILE THE TRADING COMPANY OF REGION
Key words: investigation, motivation, profile, stimulirovanie work, trading company, region.
The reflect issledovanija motivation profile help in the trade and public catering of the region wis apolicatuon tipology the models motivation.
В настоящее время разработано значительное количество методов, способов, принципов, подходов к мотивации персонала. При этом не существует универсальных, применимых к любой отрасли и организации подходов и методов. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется также слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах деятельности. Отече-