Научная статья на тему 'Роль потребительской кооперации в развитии продовольственного рынка региона'

Роль потребительской кооперации в развитии продовольственного рынка региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
313
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CONSUMER CO-OPERATION / FOOD MARKET / UDMURT REPUBLIC

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Чиркова Ирина Алексеевна

Рассмотрены возможности развития системы потребительской кооперации в Удмуртской Республике в направлении активизации ее деятельности на продовольственном рынке региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of consumer's cooperation in the market development

The trade cooperation system potentialities in Udmurt Republic as well as the possibilities of its activation in the regional food market are under review.

Текст научной работы на тему «Роль потребительской кооперации в развитии продовольственного рынка региона»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 334.5(470.51)(045)

И.А. Чиркова

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕГИОНА

Рассмотрены возможности развития системы потребительской кооперации в Удмуртской Республике в направлении активизации ее деятельности на продовольственном рынке региона.

Ключевые слова: потребительская кооперация, продовольственный рынок, Удмуртская Республика.

В современных экономических условиях России большой научный и практический интерес вызывает исследование товарных рынков в целях решения вопросов лучшего приспособления хозяйствующих субъектов к участию в сложных воспроизводственных процессах.

Среди товарных рынков особую значимость имеет продовольственный рынок, который предоставляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением продовольственных товаров, их качестве, ассортименте, ценах. Рынок способствует установлению хозяйственных связей между его субъектами. Через установление и изменение уровня цен на продовольственные товары рынок регулирует их производство по объему и структуре, стимулирует внедрение достижений науки и техники в производство продовольствия, повышение качества, постоянное изменение и расширение ассортимента. Рынок уравновешивает производство продовольственных товаров с объемом и структурой общественных потребностей в них и в то же время влияет на уровень дифференциации доходов своих участников. Таким образом, сущность продовольственного рынка, как и рынка вообще, проявляется и реализуется через выполнение вышеперечисленных функций, среди которых явно выделяются информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, социальная. Суть же рыночных отношений в данном случае сводится к возмещению общественных затрат на производство продовольствия на основе эквивалентности обмена и удовлетворению потребностей населения в нем.

Продовольственный рынок, таким образом, рождает продовольственную цепочку, в которой непосредственно осуществляется ряд конкретных функций по доставке продукта от поля до конечного потребителя: заготовка, сортировка, транспортировка, хранение, переработка, финансирование, перераспределение и др.

Проблема исследования продовольственного рынка была актуальной на всем протяжении истории России, так как его функционирование неразрывно связано с развитием сельского хозяйства. А Россия долгое время оставалась аграрной страной, и в настоящий момент сельское хозяйство остается одной из основных отраслей народного хозяйства. Экономическая и физическая доступность продовольствия населению является одним из главных условий стабильного социально-экономического положения страны и ее регионов.

Вместе с тем, каждый регион имеет свою особую специфику, определяемую природноклиматическими и географическими условиями, специализацией и направленностью развития региона, социально-экономическим положением, платежеспособным спросом и другими факторами. Все это проявляется в специфических особенностях функционирования продовольственных рынков каждого отдельно взятого региона или групп схожих регионов. Удмуртская Республика является аграрным регионом с животноводческой специализацией и преобладанием численности сельского населения над городским, что, несомненно, оказывает влияние на специфику функционирования продовольственного рынка [1; 2].

На развитие продовольственного рынка и укрепление социально-экономического потенциала региона большое влияние оказывает система потребительской кооперации.

Развитие продовольственного рынка региона, обслуживаемого потребительской кооперацией, осуществляется с двух позиций - расширение спроса и рост предложения.

Спрос на продовольствие в сельской местности стимулируется посредством увеличения покупательской способности населения за счёт закупки сельскохозяйственной продукции и создания новых рабочих мест. Увеличение товарного предложения достигается на основе развития заготовительной, производственной, торговой отраслей, общественного питания, надомного производства и сферы услуг.

Комплексный подход системы потребительской кооперации к развитию продовольственного рынка Удмуртской Республики предусматривает закупки сельскохозяйственной продукции и сырья.

В сельском хозяйстве республики производится около 7,0% валового внутреннего продукта. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2008 г. составил 33,32 млрд. руб. против 25,3 млрд. руб. прошлого года. Произведено продукции растениеводства 13,372 млрд. руб., продукции животноводства - 19,948 млрд. руб.

В целом в расчете на 1 руб. государственной поддержки произведено 13,5 руб. сельскохозяйственной продукции.

Удмуртия относится к району благоприятных природно-климатических условий для возделывания картофеля и овощей. Валовой сбор в 2008 г. овощей в хозяйствах всех категорий составил 172,1 тыс. т, средняя урожайность 259 ц с гектара, сбор картофеля 525,1 тыс. т при урожайности 147 ц с гектара.

В 2008 г. сельскохозяйственные культуры в хозяйствах всех категорий были размещены на площади 1128,0 тыс. га, что к уровню 2007 г. составило 98 %.

Хозяйствами всех категорий в 2008 г. произведено 673 тыс. т молока, 151 тыс. т мяса, это превысило результаты предыдущего года на 5,6% по мясу и на 0,2 % по молоку. При этом средний надой молока от одной коровы в год составляет 4 247 кг, среднесуточный прирост живой массы составил 493 грамма.

В 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 18,1 тыс. голов, в том числе коров - на 10,7 тыс. голов. Значительный спад поголовья наблюдается и по сельскохозяйственным организациям, которые уменьшили численность крупного рогатого скота на 17,9 тыс. голов, коров - на 9,2 тыс. голов, то есть увеличение численности крупного рогатого скота и коров по-прежнему является существенным резервом наращивания объемов производства молока и мяса.

В динамике поголовья по годам отмечается положительная тенденция роста поголовья свиней, которая обеспечивается в основном за счет стабильной работы, модернизации производства на предприятиях промышленного свиноводства и крупных свиноводческих хозяйств республики.

Основная доля молока (72%) и мяса (64%) производится сельскохозяйственными организациями. В производстве картофеля (73%) и овощей (84%) преобладают хозяйства населения. Также малые формы хозяйствования существенно влияют на размеры продовольственного обеспечения мясом (34,6%) и молоком (25,3%) (рис. 1).

Картофель Овощи Мясо Молоко

□ Крестьянские (фермерские) хозяйства

□ Личные подсобные хозяйства населения

□ Сельскохозяйственные предприятия

Рис.1. Производство основных видов продукции по категориям хозяйств в 2008 г., %

Поэтому заготовки сельхозпродукции у населения остаются наиболее социально значимой отраслью системы потребительской кооперации. Основные предпосылки усиления роли потребительской кооперации как основного заготовителя на селе состоят в наличии материально-технической базы заготовок, предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, раз-

ветвлённой сети предприятий торговли и общественного питания для реализации населению сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки. Так, в 2008 г. в системе потребительской кооперации Удмуртской Республики действовали 32 приёмозаготовительных пункта, 29 овощехранилищ ёмкостью 16,9 тыс. т., 42 склада-холодильника с машинным охлаждением. В сельской местности вели деятельность 166 предприятий общественного питания.

Удельный вес организаций потребительской кооперации Удмуртской Республики в закупках основных видов сельскохозяйственной продукции остаётся на низком уровне (табл. 1).

Таблица 1

Показатели закупочной деятельности потребкооперации Удмуртии

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2006 г.

Мясо и мясопродукты, тыс. т

Закуплено организациями потребительской кооперации 3,493 3,645 3,321 95,06

Произведено всеми хозяйствами республики (в живом весе) 137,5 142,9 151,3 110,04

Удельный вес потребительской кооперации, % от произведенного 2,54 2,55 2,19 -0,35 п.п.

Молоко и молокопродукты, тыс. т

Закуплено организациями потребительской кооперации 15,976 16,860 13,691 85,7

Произведено всеми хозяйствами республики (в живом весе) 666,6 671,4 672,8 100,93

Удельный вес потребительской кооперации, % от произведенного 2,40 2,51 2,03 -0,37 п.п.

Картофель, тыс. т

Закуплено организациями потребительской кооперации 10,860 7,473 6,273 57,76

Произведено всеми хозяйствами республики (в живом весе) 662,1 426,7 525,1 79,31

Удельный вес потребительской кооперации, % от произведенного 1,64 1,75 1,19 -0,45 п.п.

Овощи, тыс. т

Закуплено организациями потребительской кооперации 19,968 25,041 23,503 117,70

Произведено всеми хозяйствами республики (в живом весе) 199,7 159,2 172,1 86,18

Удельный вес потребительской кооперации, % от произведенного 10,0 15,73 13,66 +3,66 п.п.

Кооперативные организации Удмуртской Республики закупают очень малую долю продукции, реализуемой сельскохозяйственными предприятиями и населением: мяса - немногим более 2,41 %, молока - около - 2,3 %, картофеля - 1,5% и овощей - 13,1%.

Основными предпосылками усиления роли потребительской кооперации как основного заготовителя на селе является наличие тесных связей с местными органами власти по включению организаций потребительской кооперации в муниципальные и региональные программы развития АПК. На республиканском уровне партнерские соглашения закрепляются в ежегодно заключаемом Соглашении правительства Удмуртской Республики и республиканского союза потребительских обществ. В Соглашении, в частности, подчеркивается, что правительство делает ставку на потребительскую кооперацию как на социально-ориентированную систему, выполняющую функции обслуживания сельских жителей на потребительском рынке и обеспечивающую занятость населения. Далее излагаются взаимные обязанности.

Удмуртпотребсоюз обязуется осуществлять:

- бесперебойное снабжение всего сельского населения товарами повседневного спроса и основными продуктами питания с использованием розничной торговой сети, а где нет магазинов - через развозную торговлю и лавки «на дому»;

- более полное освоение имеющихся ресурсов сельскохозяйственных продуктов и сырья, производимых в личных подворьях граждан, с организацией их закупа и переработки на собственных производственных мощностях, при этом обеспечивая жителей доходами;

- расширение спектра бытовых услуг, сети аптечных предприятий, развитие народных промыслов;

- предоставление полной информации о деятельности.

Правительство республики гарантирует:

- кредитование закупок и переработки, а также технического перевооружения и газификации производственных предприятий потребительской кооперации;

- возмещение убытков по доставке товаров в сельские магазины;

- возмещение части процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках и направленным на расчеты с населением и другими товаропроизводителями за сданную сельхозпродукцию.

Важно и то, что правительство берет на себя осуществление других мер государственной поддержки организаций потребительской кооперации, связанных с производством, заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции сырья наравне с аналогичными предприятиями агропромышленного комплекса Удмуртской Республики.

Для развития закупочной деятельности необходимо расширять закупки товаров сельскими магазинами потребительской кооперации, действующими по схеме «магазин-заготпункт».

Рациональная организация управления закупками и сбытом сельскохозяйственной продукции и сырья позволяет решить следующие задачи:

- выявить ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья, изделий, изготовленных в личных подсобных хозяйствах;

- установить договорные отношения с владельцами продукции и сырья;

- повысить уровень организации закупок, обеспечить своевременность расчётов со сдатчиками, расширить зоны закупок.

По нашему мнению, в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребительская кооперация должна отдавать приоритет фермерским и личным подсобным хозяйствам путём установления долгосрочных договорных отношений. Договоры следует составлять так, чтобы продукция производилась с заранее определёнными потребительскими свойствами, к определённому сроку, в соответствии с заказом. Со своей стороны организации потребительской кооперации должны гарантировать приёмку всей продукции, произведённой и предлагаемой населением, через магазины, в том числе в форме товарообмена.

В увеличении товарного предложения большую роль играет производственная отрасль (табл. 2). На конец 2008 г. в системе потребительской кооперации Удмуртской Республики действовали 149 промышленных предприятий, цехов и участков по производству продовольственных товаров и 24 цеха при предприятиях общественного питания. Наибольшее число предприятий занято на производстве хлеба и хлебобулочных изделий - 38, кондитерских изделий - 21, колбасных цехов - 9 и на переработке рыбы - 12 предприятий.

Таблица 2

Показатели производства продуктов питания кооперативными организациями Удмуртии

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2006 г.

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т

Произведено организациями потребкооперации 21 21,6 21,6 102,86

Произведено предприятиями всей республики 80 81 75 93,75

Удельный вес потребительской кооперации, % 26,25 26,67 28,8 + 2,55 п.п.

Колбасные изделия, т

Произведено организациями потребкооперации 1,168 1,204 1,270 108,73

Произведено предприятиями всей республики 15,3 16,0 15,7 102,61

Удельный вес потребительской кооперации, % 7,63 7,53 8,09 +0,46 п.п.

Кондитерские изделия, т

Произведено организациями потребкооперации 2,153 2,658 2,683 124,62

Произведено предприятиями всей республики 22,0 23,0 22,0 100,0

Удельный вес потребительской кооперации, % 9,79 11,56 12,2 +2,41 п.п.

Безалкогольные напитки, тыс. дал.

Произведено организациями потребкооперации 721 728 586 81,28

Произведено предприятиями всей республики 1871 2408 2735 146,18

Удельный вес потребительской кооперации, % 38,54 30,23 21,43 - 17,11 п.п.

Для подъёма и эффективного развития кооперативной промышленности имеются реальные предпосылки: наличие производственных мощностей, возможность их более полной загрузки и рационального использования; отработанные технологии, научное обеспечение отраслей; приближённость предприятий потребительской кооперации к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья, что обусловливает повышение их качества; стабилизация покупательского спроса и улучшение его структуры.

Обобщающим показателем продовольственного обеспечения населения региона является уровень потребления продуктов питания на душу населения (табл. 3).

Таблица 3

Потребление продуктов питания на душу населения в Удмуртии, кг в год

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2006 г.

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо (включая сало и субпродукты в натуре) 53 56 57,5 108,49

Молоко и молочные продукты 270 268 266 98,52

Яйца и яйцепродукты, шт. 238 248

Сахар 31 32

Масло растительное 9,2 9,2

Картофель 135 136 135 100,0

Овощи и продовольственные бахчевые 111 110 110 99,1

Хлебные продукты 122 121 120 98,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыбные продукты 11 11 10

Фактическое потребление продуктов питания значительно уступает нормам рационального питания. В 2008 г. потребление продуктов питания на душу населения, только хлеба и хлебобулочных изделий, составляло менее рекомендуемой нормы. Фактическое потребление других продуктов приближалось к норме, по молоку, картофелю и мясу - превосходило соответственно на 11,1%, 25,5% и 54,6%.

Снижение потребления продуктов питания населением объясняется не только уменьшением их запаса, но и низкой покупательной способностью основной массы населения.

На протяжении всего периода развития основной сферой деятельности потребительской кооперации являлась торговля. В 2008 г. в системе Удмуртпотребсоюза действовало 1124 магазина торговой площадью 89 тыс. м2, в т.ч. 60% магазинов осуществляли работу в сельской местности, удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия потребительской кооперации непосредственно влияют на состояние продовольственного рынка области, поэтому основными направлениями развития розничной торговли являются следующие:

- увеличение товарооборота в сельской местности путём применения комплекса маркетинговых мер, направленных на стимулирование потребительского спроса;

- увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте;

- эффективное использование предприятий розничной торговли путём преобразования их в ма-газины-приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей товарами еще и закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственного и технического сырья;

- организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счёт оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;

- установление удобных для покупателей режимов торговли (круглосуточно, с продлённым рабочим днём).

Из всего вышеизложенного следует, что одним из самых реальных и эффективных путей развития продовольственного рынка, обеспечения устойчивого роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также создания соответствующей инфраструктуры является развитие потребительской кооперации в регионе. При этом основой стартового капитала кооперации может стать материально-техническая база потребительской кооперации. Именно потребительская кооперация, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» кооперативные организации способны организовать и оказывать сельскохозяйст-

венным товаропроизводителям зооветеринарные, агросервисные, инженерно-технические и информационно-консультационные услуги, обеспечить переработку и сбыт произведенной продукции. Таким образом, кооперация может занять одно из приоритетных мест в сфере продовольственного обеспечения региона.

* * *

1. Состояние агропромышленного производства Удмуртской Республики за 2008 год / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Ижевск, 2008. 39 с.

2. Удмуртская Республика в 2004-2008 годах. Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008. 37 с.

Поступила в редакцию 10.03.10

I.A. Chirkova, senior lecturer

The role of consumer’s cooperation in the market development

The trade cooperation system potentialities in Udmurt Republic as well as the possibilities of its activation in the regional food market are under review.

Keywords: consumer co-operation, food market, Udmurt Republic.

Чиркова Ирина Алексеевна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: chirkova140706@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.