24
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)
тельского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2015. № 2. С. 211-221.
7. Данилова Н.Л. Некоторые проблемы выбора критериев оценки финансового состояния ор-
ганизации // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. Княгинино: Нижегородский гос. инженерно-экон. ин-т, 2012. С. 15-18.
ДАНИЛОВА Надежда Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: yadannad@yandex. ru.
ДАРЕНКОВА Марина Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.darenkova@ mail.ru.
DANILOVA, Nadezhda Leonidovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: yadannad@yandex.ru.
DARENKOVA, Marina Alexandrovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.darenkova@mail.ru.
УДК 330
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КООПЕРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ*
Г.В. Калинина, В.В. Андреев
В исследовании проведена оценка обеспечения экономической безопасности кооперативной организации на основе факторного анализа реализации стратегических задач развития потребительской кооперации; выявлена низкая эластичность оборота розничной торговли кооперативной организации как по численности постоянного населения, так и объему среднедушевых покупок, свидетельствующая о действии других факторов внешней среды - магазинов конкурентов; обоснована необходимость стратегического управления для обеспечения экономической безопасности потребительского общества.
Ключевые слова: стратегическое управление; стратегия; кооперативная организация; пайщики; экономическая безопасность.
G.V. Kalinina, V.V. Andreyev. STRATEGIC MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SECURITY COOPERATIVE ORGANIZATIONS
The study assessed the economic security cooperative organizations on the basis of factor analysis of implementation of strategic tasks of development of consumer cooperation and reveals a low elasticity of retail turnover of co-operative organizations, both population size and per capita volume of purchases, indicating the effects of other environmental factors - competitors stores; the necessity of strategic management for the economic security of the consumer society.
Keywords: strategic management; strategy; cooperative organization; shareholders; economic security.
Ускорение изменений во внешней среде, новые запросы и позиции потребителя, необходимость обеспечения экономической безопасности организации, возрастание конкурентной борьбы за ресурсы, интернационализация бизнеса, возникновение инновационных возмож-
ностей, формирование различных информационных сетей, повышение роли человеческих ресурсов - эти и другие причины привели к необходимости стратегического управления.
Одной общей стратегии, подходящей для всех организаций, не существует, так же как
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-02-00236 по теме «Проблемы обеспечения экономической безопасности кооперативного сектора в контексте реиндустриализации российской экономики».
Определения понятия «стратегия» [3]
Определение стратегии Автор
1. Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов А. Чандлер, 1962 г.
2. Стратегия как метод определения конкурентных целей организации Гарвардская школа бизнеса, 1965 г.
3. Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны М. Портер, 1980-1985 гг.
4. Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней И. Ансофф, 1965 г., Д. Стейнер, 1977 г., П. Лоранж, 1977 г. и др.
5. Стратегия как последовательная согласованная и интегрированная структура управленческих решений Г. Минцберг, 1987 г.
7. Стратегия как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации Г. Хэмел, 1989 г.
8. Стратегия как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности А. Томпсон, 1995 г.
и нет единого стратегического управления. Каждая организация индивидуальна в своей деятельности, а значит, стратегия тоже. Стратегия представляет собой некий набор правил организации для принятия управленческих решений, чтобы достичь определенных ее целей.
Из приведенных в таблице терминов следует, что разработка стратегии направлена на адаптацию организации к изменениям внешних условий. При формировании стратегии руководство организации ставит перед собой вопросы, касающиеся ее положения на рынке: какую деятельность прекратить, какую деятельность продолжить и на какую новою деятельность переключиться. Первый вопрос больше направлен на максимальное сокращение издержек. Второй связан со специализацией продукта в производстве. Третий вопрос - сосредоточение организации на выбранном рыночном сегменте. Отличительные особенности стратегий определены И. Ансоффом [2]. Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор. Специфика разработки стратегии развития потребительской кооперации вытекает из того, что по Гражданскому кодексу Российской Федерации потребительская кооперация является некоммерческой организацией. Это означает, что потребительские общества создаются пайщиками и функционируют для пайщиков. Для достижения поставленной цели потребительское общество осуществляет коммерческую деятельность, связанную с получением прибыли. Но в данном случае она выступает лишь средством достижения основной цели - удовлетворения потребностей пайщиков, определяющей экономический смысл существования
потребительской кооперации, является миссией или философией управления. В настоящее время стратегические цели и задачи развития кооперативных организаций страны определены Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2021 года, в которой формулируются направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения размеренного поступательного развития потребкооперации, роста и интенсификации деятельности [5].
Результаты проведенного исследования экономической безопасности кооперативного сектора страны в контексте реализации стратегических задач кооперативных организаций на примере Чувашской Республики [3; 4; 6] свидетельствуют, что потребительская кооперация региона сохранена как целостная система. Чу-вашпотребсоюз, осуществляя свою деятельность в соответствии с российским законодательством и объединяя в себе 21 потребительское общество, стабильно занимает призовые места по различным видам деятельности, входит в первую десятку среди 70 потребсоюзов России по объемам деятельности [3-6]. Чуваш-потребсоюз выполняет задачи социального переустройства села: обеспечивает занятость более 8 тыс. человек; снабжает товарами и услугами 60 % населения республики на селе, ежегодно уплачивает в бюджет всех уровней более 660 млн руб. в виде налогов, сборов; направляет на развитие материально-технической базы более 320 млн руб. [6]. Все это позволяет Чувашпотребсоюзу нивелировать угрозы экономической безопасности и обеспечивать конкурентоспособность на региональном потребительском рынке. К примеру, за 2016 г. сложились следующие показатели: совокупный объем деятельности организаций систе-
мы составил 11,0 млрд руб., оборот розничной торговли и общественного питания - 7,7 млрд руб. Предприятиями розничной торговли реализовано населению товаров на 6,8 млрд руб. Доля непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составила 24,3 %, продовольственных товаров - 75,7 %. Оборот общественного питания составил 963 млн руб., оборот оптовой торговли - 924 млн руб. Объем произведенной продукции - 1041 млн руб. Объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья составил 1015 млн руб. Сельскому населению за сданную сельхозпродукцию выплачено около 634 млн руб. Населению оказано платных услуг на 77 млн руб. [6]. Сегодня ассортимент продукции, производимой кооперативными предприятиями, расширяется и выпускается под брендом вкусная Линия». Но развитие кооперативных организаций Чувашской Республики в последние годы, как и системы Центросоюза России в целом, характеризовалось нестабильностью, что обусловлено влиянием негативной макроэкономической конъюнктуры. За период 2010-2015 гг. совокупный объем деятельности кооперативных организаций Чувашской Республики снизился
и составил примерно 72 % к объему 2010 г. [6].
Проведенный анализ факторов, влияющих на объем оборота розничной торговли одного из потребительских обществ Чувашпотреб-союза за 2010-2016 гг., показал:
1) между численностью постоянного населения и оборотом розничной торговли (в разрезе торговых предприятий и населенных пунктов) существует прямая зависимость: чем больше численность населения, тем больше оборот магазина (рис. 1).
Коэффициент корреляции составил 0.57, что указывает на наличие средней положительной линейной зависимости между показателями.
Коэффициент эластичности оборота розничной торговли по численности населения:
Э1 = 6,3482 х
295,78
0,54, т.е. при увеличе-
3507,94
нии численности населения на 1 % оборот розничной торговли увеличивается на 0,54 % от средней величины;
2) второй фактор - среднедушевой объем покупок за год. Данный фактор также оказывает прямое влияние на объем оборота розничной торговли (рис. 2).
9000
ю > 8000
о.
о 7000
н
6000
ш
о. 5000
н
4000
I
3000
СО
а. 2000
Ь
о. п 1П00
ю о
У = 6.3482Х + 16;
Р.2 = 0.3269
♦ -------
♦ ♦ _____
♦ ♦ ♦ ♦____ ♦ ♦
♦ _---- » ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦ ♦♦♦
о
100
200
300
400
500
600
700
800
900
численность населения, чел.
Рис. 1. Влияние численности постоянного населения на оборот розничной торговли Кр. райпо 9000
ю
>- 8000
2269
0.00
5.00
10.00
15.00 20.00 25.00 30.00 35.00 40.00 45.00 50.00 Среднедушевой объем покупок в год, тыс. руб. Рис. 2. Влияние среднедушевого объема покупок на оборот розничной торговли Кр. райпо
ю 50 >
^ 45
0 _о
1- 40
[= 35 >
1 30
ф
¿1 ю о
о ш 0)
3
>
9
25 20 15 10 5 0
♦ И2 = 0.178
♦ 4 ♦
♦
♦ ф _♦
♦ ♦ V" ♦
100 200 300 400 500 600
Численность постоянного населения, чел.
700
800
900
Рис. 3. Влияние численности постоянного населения на объем среднедушевых покупок (между размером населенного пункта и объемом среднедушевых покупок в магазинах Кр. райпо)
Сила влияния данного фактора на объем розничной торговли ниже, коэффициент корреляции составляет только 0,38. Коэффициент эластичности оборота розничной торговли по объему среднедушевых покупок составляет: 1335
Э = 92,828х = 0,35 , при увеличении
2 3507,94
объема среднедушевых покупок на 1 % оборот розничной торговли увеличивается на 0,35 %.
Таким образом, оборот розничной торговли имеет низкую эластичность как по численности постоянного населения, так и объему среднедушевых покупок. Соответственно, можно предположить, что существуют иные внешние факторы, влияющие на динамику оборота розничной торговли, в частности, как ранее нами указывалось, - магазины конкурентов. Анализ взаимосвязи между вышерассмотренными показателями свидетельствует о наличии между ними хотя и слабой (коэффициент корреляции 0,42), но обратной зависимости (рис. 3).
Это означает, что чем больше населенный пункт, тем меньше объем среднедушевых покупок в магазинах райпо. Соответственно, в малых и средних населенных пунктах постоянное население больше покупает в магазинах райпо. Это можно объяснить следующими причинами: чем больше населенный пункт, тем выше конкуренция, т.е. количество розничных предприятий, обслуживающих население; у покупателей есть выбор: совершать покупки в магазине райпо или в других магазинах. Возможны варианты: в крупных населенных пунктах население покупает чаще, но малый объем, преимущественно товары первой необходимости (магазины у дома); либо совершает крупные покупки, но реже (магазины типа «Карусель», ориентированные на крупные по-
купки один раз в неделю, с ассортиментом «ведение домашнего хозяйства»).
Коэффициент эластичности составляет:
295 78
Э3 =-0,0193х =-0,43, т.е. при увели-
3 13,35
чении численности постоянного населения на
1 % объем среднедушевых покупок снижается
на 0,43 %.
Данные зависимости позволяют заключить, что более лояльными по отношению к райпо являются жители малых и средних населенных пунктов. Проведенная оценка эффективности магазинов сельских населенных пунктов свидетельствует, что большая часть сельских магазинов обладает низким рыночным (численность постоянного населения) и внутренним (площадь магазина, численность работников) потенциалом, и, как следствие, они демонстрируют относительно низкие показатели эффективности.
Таким образом, имеется усиление внешних угроз в результате агрессивной наступательной политики конкурентов преимущественно в крупных сельских населенных пунктах; сохранение высокой лояльности к магазинам райпо жителей малых, более отдаленных от райцентра сельских поселений; неэффективное использование внутреннего потенциала, отток покупателей к конкурентам из-за отсутствия или неэффективности тактических мер маркетинга. На наш взгляд, указанные тенденции отражают отсутствие продуманной системы управления и стратегии развития кооперативной организации.
Список литературы
1. Емельянов С.П., Федорова Л.П. Кооперативное движение: опыт Канады // Проблемы тео-
рии и практики управления. 2009. N° 11. С. 21-29.
2. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2016. 464 с.
3. Федорова Л.П. Развитие потребительской кооперации в социально-экономической системе страны: монография. Чебоксары: Радуга, 2013. 96 с.
4. Федорова Л.П., Литвинова О.В. Формирование инструментария обеспечения экономической безопасности организации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 62-67.
5. Центросоюз РФ. URL: http://www.rus.coop.
6. Чувашпотребсоюз. URL: http://www.chu-vashpotrebsouz.ru.
КАЛИНИНА Галина Викторовна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gkalinina@rucoop.ru.
АНДРЕЕВ Валерий Витальевич - доктор исторических наук, профессор, ректор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: cheb@rucoop.ru.
KALININA, Galina Viktorovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gkalinina@rucoop.ru.
ANDREYEV, Valery Vitalyevich - Doctor of Historical Sciences, Professor, the Rector. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: cheb@rucoop.ru.
УДК 657.411.3
ОЦЕНКА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ*
Г.А. Краснова, М.В. Львова
В статье приводится оценка основных положений нормативного регулирования бухгалтерского учета изменения (увеличение и уменьшение) уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Отдельное внимание уделено записям увеличения и уменьшения уставного капитала хозяйственных обществ по счетам бухгалтерского учета.
Ключевые слова: бухгалтерский учет; нормативное регулирование; уставный капитал.
G.A. Krasnova, M.V. Lvova. ASSESSMENT OF REGULATORY REGULATION OF THE ACCOUNT OF CHANGES IN THE CHARTER CAPITAL OF ECONOMIC SOCIETY
The article provides an assessment of the main provisions of regulatory accounting regulation changes (increase and decrease) of the authorized capital of joint-stock companies and societies with limited liability. Special attention is paid to the records of increase and decrease of the authorized capital of business companies on accounting accounts.
Keywords: accounting; normative regulation; authorized capital.
Уставный капитал в акционерных общест- При таком способе как увеличение но-вах (далее - АО) может быть изменен «...путем минальной стоимости акций, «...происходит увеличения номинальной стоимости акций или замещение акций одного выпуска акциями размещения дополнительных акций» (п. 1 ст. 28 другого, которые удостоверяют тот же объем Закона № 208-ФЗ). Увеличение уставного капи- прав. Увеличение размера уставного капитала АО при этом происходит за счет имущества тала здесь тоже происходит исключительно в такого общества (п. 5 ст. 28 Закона № 208-ФЗ). связи со структурными изменениями в составе
* Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 16-06-00450 на тему «Трансформация нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в обеспечении экономической безопасности государства» на 2016-2018 гг.